dusik_ie:
//СЭШ он не врет - у него просто бесконтрольный разгул фантазии.
А сейчас, в обычном употреблении, мантры - это просто сотрясания воздуха плюс мнительность мистически заангажированных личностей, вроде СЭШ.
:) Ого, это я получается фантазёр, да ещё и мистически заангажированный, а я и не знал, вы мне прямо глаза открыли :), даже не буду спрашивать с чего вы так решили, всё равно не сможете внятно это объяснить. Я давно заметил, что вы очень любите собственные отрицательные качества приписывать другим людям (в частности оппонентам), сложно сказать зачем вы это делаете, возможно чтобы в себе эти качества не замечать, а меняться видимо это не в ваших правилах или силах. Ну да ладно...
Я вам уже давно говорил, что свои идеи я черпаю исключительно в восточных текстах или комментариях к ним (ТД кстати в их числе), так вот о том, что индивидуальные мантры подбираются именно по такому принципу и имеют такой механизм действия упоминает исследователь традиций шиваизма и шактизма, и переводчик санскритских текстов этих традиций Джон Вудрофф в книге "Гирлянда букв", который долгое время жил и работал в Индии конца 19 в. начала 20 в. и общался с хранителями этих традиций, которые ему растолковывали различные нюансы своих учений и практик:
"Соответственно своих слогов, мантры получают различные наименования. Строго говоря, биджа, или семенная мантра - это мантра одной буквы, как, например, КАМ, которая состоит из буквы К (Ка) вместе с чандра-бинду, что завершает все мантры. Но даже здесь имеется другая буква. Причина этого в том, что гласная не может произносится непрерывно, и поэтому она завершается согласной. На самом же деле, как говорит Панини, функцией согласных является прекращение гласных. Согласная не может произноситься без гласной, которая в данном случае известна как шакти согласной буквы. Завершением здесь служит звук "М" в форме назального придыхания, называющегося чандра-бинду, т.е. нада и бинду. "М", завершающий биджу, - это звук верхней части переносицы, никогда не доходящий до губ. Во всех же остальных буквах преобладают те или иные формы (бхута) чувственной материи (акаша, вайю, агни, ап, притхиви). По этой причине при подборе мантры для своего ученика гуру выбирает буквы соответственно тому, имеется ли у него избыток или недостаток каких либо элементов (бхута). Там, где их избыток, буквы, в которых соответствующие элементы преобладают, произносятся вместе с выдохом. А где их недостает, - они произносятся вместе с вдохом. В конце биджи располагается "М", поскольку считается, что здесь бхута находится в равновесии. И хотя, строго говоря, биджа - это единственная буква, семя, из которого разрастается мантра, обычно такие не этимологические вокабулы как ХРИМ, ШРИМ, КРИМ, ХУМ, АИМ и ПХАТ также называются биджами. В них имеются две или более букв, к примеру, Х, Р, И и чандра-бинду."
Единственное, что в моём примере, вместо "бхут" (элементов) я говорил об энергиях, поскольку так проще было объяснить этот механизм и на основе того, что 5 бхут коррелируют с 5-ю энергиями в живом существе, "апана" соответствует земле (притхиви), "самана" элементу огня (агни, теджас), "прана" соответствует элементу ветра (вайю), "удана" соответствует пространству (акаше), "вьяна" соответствует воде (апас, джала). Поэтому все эти биджи в мантрах относятся как к элементам, так и к энергиям в человеке. Вот например Шанкара в "Таттва-бодха" говорит о такой корреляции:
"23. Из общего раджасического содержания этих пяти первоэлементов проявились пять жизненных энергий (пран; панча-прана). Таттва-бодха Шанкара"
И скажите теперь, что это у Джона Вудроффа разгул фантазии :), это будет "веский" аргумент в пользу опровержения моих слов, тем более что и в санскритских текстах можно найти нечто похожее. Вот например в "Мантра-йога-самхите" написано:
"30. Творение состоит из пяти элементов, и поэтому природа человека также пятерична. Несмотря на то, что из-за естественного разнообразия в характере человека всегда есть некоторые различия, все же, согласно пяти элементам, великие мудрецы, адепты Тантры разделили поклонение на пять видов, в соответствии с преобладанием одного из пяти элементов. Исходя из этих пяти элементов, почитание пяти Божеств выглядит следующим образом: Бог Акаши – Вишну, Бог Агни – Махешвара, Бог Вайю – Сурья, Бог Притхиви – Шива, и Бог Джалы – Ганеша. Гуру, адепт в Йоге, должен определить надлежащую форму поклонения для ученика (шишьи), на основе его пятеричной природы. Истина включает мудрость, Свародаю и астрологию – это три основы, с помощью которых может быть определено подходящее поклонение. После определения надлежащего поклонения в соответствии с пятью элементами, на основе испытаний внутренних чувств, а также на основе его эмоций, отказа от мирских желаний, концентрации, вероисповедания и принятой гармоничной формы поклонения, благополучие шишьи гарантировано."
В данном случае проводится корреляция между элементами и божествами, где гуру также определяет (с отсылкой в том числе и на Свародаю) какому божеству следует поклоняться при преобладании того или иного из 5-ти элементов. А в санскритском тексте "Шива Свародайя" приводится корреляция элементов и бидж, т.е. какому элементу какая биджа соответствует:
"209-213. ЛАМ – основная мантра земли. Надо сконцентрироваться на желтом квадрате, приятном запахе и золотом свете. Так можно получить легкость в теле. ВАМ – биджа мантра воды. Концентрируясь на форме полумесяца, можно победить голод и жажду, долго находиться под водой. Тот имеет власть над водой. Тот, кто концентрируется на биджа мантре РАМ и красном треугольнике, может съесть и переварить огромное количество пищи и перенести жар солнца или огня. ЙАМ – это мощная биджа мантра для концентрации на элементе воздуха. Круг и голубой или темный цвет. Тот, кто имеет власть над этим, может перемещаться по воздуху и летать как птица. Для концентрации на пространстве надо использовать биджа мантру ХАМ, блестящей и бесформенной. Через эту практику приходит знание прошлого, настоящего и будущего и 8 сиддх."
Т.е. биджи соответствуют одному из 5-ти элементов, а 5 элементов соответствуют 5-ти энергиям (пранам, шакти) и определённым божествам (дэватам). И вот Вудрофф в "Гирлянде букв" пишет:
"Мантра может внешне выражать свое значение, а может и не выражать. Но с точки зрения обычного языка биджи кажутся бессмысленными, и поэтому они становятся объектом насмешек для тех, кто не знаком с мантра-шастрой. Посвященные же знают, что их значение - это собственная форма (сварупа) дэвата, чьей мантрой они являются, и что они также есть форма тонкой силы созидательного дхвани (звука), создающего все буквы, звуки и пребывает во всем, что мы говорим или слышим. Каждое божество (дэвата) обладает своей собственной биджей. Так, например, биджи КРИМ, ХРИМ и РАМ представляют девата Кали, Майя и Агни соответственно. Главная мантра в ритуале поклонения любому божеству известна как «коренная мантра» (муламантра, mulamantra). Каждая буква, слог и мантра есть форма (рупа) Брахмана; это также изображение божества и все линии янтры, и, кроме того, это вообще все объекты во вселенной. В Шастре говорится, что те пойдут в ад, кто думает, что статуя божества - это просто камень, а мантра - просто буквы алфавита. Все буквы - это формы Шакти, силы звука. Шакти, манифестацией которой они являются, - это живая энергия, проецирующая себя в виде форм универсума. Мантра дэвата - это дэвата. Ритмические вибрации ее звуков не просто регулируют неустойчивые вибрации оболочек практикующего, преобразуя его самого, но, благодаря силе устремленности (садхана-шакти, sadhana-sakti) адепта, проявляют форму дэвата."
Подытоживая всё выше сказанное, так и получается, что мантры не для красного словца и не для простого сотрясания воздуха созданы (разработаны), а для гармонизации элементов (стихий) или энергий в психо-физическом агрегате человека, для того, чтобы дисгармония элементов (стихий) или энергий, если она имеется, не мешала йогину совершать другие свои практики и не создавалось лишних препятствий на этом пути. А по влиянию на ум, многократное произнесение одной и той же мантры усмиряет его, т.е. делает ум послушным и однонаправленным.
dusik_ie:
//Во-вторых, то что у кришнаитов мантры - они что, сами их разработали, или они остались с древности?
Например, мантра " Ом, мани падме хум" - очень древняя. А вот "Харе Кришна" - это их, беспорно, только это и не мантра вовсе.
А вот с этим соглашусь, никто не знает насколько древними могут быть мантры и вообще наука о мантрах (мантра-видья), но самая древняя из известных ныне мантр, древность которой можно проследить, это Гаятри-мантра из Риг-веды, поскольку текст этой веды считается самым древним в ведической культуре.
dusik_ie:
//И в целом, по поводу мантр. Сказано (не помню, Бейли или Блаватская) что в очень отдаленном будущем, люди между собой будут общаться посредством телепатии, а с помощью произношения мантр - управлять силами природы, точно также, как Дэвы-космократоры управляют малыми строителями. То есть, человек совместно с дэвами приведут Землю к конечному преображению, когда она перейдет в статус священных планет, что аналогично для человека стать адептом Высшей Иерархии.
И это я ещё мистически заангажированный фантазёр? :)