erisity писал(а): ↑24 май 2022, 21:27
По крайней мере моя версия лежит давно
Вот
тут, насколько я понимаю, более развернуто и прямолинейно в формулировках. Которые, прямо сказать, видятся в отдельных моментах весьма натянутыми и, если честно, действительно идущими вразрез с методологией науки.
Также Теософия не испытывает никакого неприятия к научному духу. Претендуя на то, чтобы быть культом почитания Истины, она должна показать себя самой точной из всех точных наук. В соответствии с этим истинное не может быть отделено от эмпирического опыта; просто интеллектуальное определение никогда не может быть самой истиной, так же как слово "человек" не может являться человеческим существом. Она противостоит догматическим приемам науки, которые отрицают независимую реальность в отношении фактов осознанного переживания из-за их в высшей степени ненаучного характера. Если не будет механизма сознавания, сама материя исчезнет. Противоположное этому — существование материи независимо от сознающего — никогда не бывало пережито. Следовательно, и материя, и работа сознания либо одинаково вечны, либо ни то, ни другое. Кроме того, она отвергает механистическую теорию Вселенной из-за отсутствия в ней места разуму. Если работа сознания выводима из бессознательного, то основополагающая роль разума сводится к её отстутствию. Бессознательное - это отрицание сознательного, и поэтому утверждение об отсутствии какой-либо связи с деятельностью сознания является характерным признаком. Каким же образом, тогда, оно может быть связано с сознанием чтобы породить его? Если допустить, что атомы сами по себе сознательны, то затруднение не исчезает. Ибо работа сознания должна находиться в связи с представлением о "я", и если такая самость допускается для каждого атома, то необъяснимо, как человек, состоящий из мириадов атомов, обладает все же отдельным и законченным представлением о "я". Потому очевидно, что в природе существует принцип индивидуальности сознания, выразителями которого являются не атомы, а индивидуальности, и поскольку принцип непрерывен, выражающие его единицы также должны быть такими. Ибо океан не может быть соленым, если качество солености не проникает в каждую его каплю. Теософия по этим же, среди прочих, причинам выступает против материализма, утверждая, что индивидуальность в человеке бессмертна. В этом, однако, не содержится утверждения, что нынешнее тело, эмоции или мысли человека как таковые будут существовать вечно, но что самосознающая единица, которая сейчас проявляется как человек, никогда не претерпит никаких изменений в принципиальной сути. Ибо изменение автономное от осознания изменения абсурдно. В действительности же это непрерывность осознавания заставляет быть представления об измении действенными. В обиходном языке, несомненно, используются такие фразы, как "рост и развитие сознания", но, строго говоря, есть нечто неизменное, в чем сознание сохраняет эти изменения, причем упомянутые выражения носят тот же характер, что и те, которые приписывают движение солнцу по отношению к земле. Более того, если одна сознающая единица должна была измениться в принципиальной сути, то есть стать уничтоженной, такое же вытекающее должно быть применено ко всем прочим единицам, и мы были бы вынуждены считать, что принцип индивидуальности сознания в природе не непрерывен в то же самое время, как материя, которая не находит существования в его отсутствие, неразрушима. Из непрерывности индивидуального сознания и его связей с материей следуют два важных вывода. Во-первых, что эта связь, которая находится в постоянном становлении, изменяется по определенному закону. Результаты изменения связаны друг с другом определенным образом. То, что есть сейчас, не является полностью независимым от того, что было раньше. Это механизм накопления опыта, и собственно опыт и основан на нем. Без закона причинности опыт был бы невозможен, на каком бы плане мы ни брали к рассмотрению опыт — на ментальном или на физическом. Таким образом, из применения закона причинности к нашей природе следует, что переживание удовольствия и боли в настоящем должно быть необходимым следствием причин, порожденных в прошлом. Здесь может быть выдвинуто возражение, что это испытуемый всеми факт, что мы переживаем достаточно страданий и удовольствий, обходясь вовсе без осознания нами порождающих их причин. Но это не имеет никакого смысла. Какая связь существует между нашим осознанием некоей причины и ее способностью производить следствие? Если мы получаем в систему болезнетворные микробы, болезнь не предотвращается из-за того что мы не осознавали приема. Что бы вы ни посеяли, вы пожнете то же самое, осознаете вы это или нет. Закон неслучайности, применяемый в таком ключе к личному опыту страдания и наслаждения, брахманы и буддисты называют Законом Кармы.
Но мне думается, что цели заменить науку не было. Это могло бы выглядеть чем-то вроде "ренессанса" в науке, появлением в ней представителей некоего "научного гуманизма".
В этом смысле Ваши слова о "твердолобой парадигме" выглядят весьма меткой характеристикой.