Чтобы быть более свободными от шаблонов и не замыливать слово теософия. От того что мы чаще будем употреблять слово теософия ближе к собственно теософии мы не станем.
Mvs, я не ставлю так вопрос, потому что следую принципу, который упомянут Е.Блаватской, что исходное Учение, из которого Махатмы черпают знание - это Атма-Видья. А это как я уже не раз объяснял есть Алайя-Виджяна или Праджня - неконцептуальная трансцендентное знание, которое невозможно оформить в слова. Голос Безмолвия.
Я занимался чтением Агни Йоги с 1988 года. К Тайной Доктрине приобщился где-то с 90 года и разбирал, просиживал порой над одним листом сутки напролет, чтобы понять ее. Многие тексты я знаю наизусть, поэтому мне легко находить нужные цитаты. Но я не понимаю, что значит разные цели у теософии и УЖЭ? Возможно я в самом деле чего-то не догоняю. А может быть для меня тексты ТД и АЙ не могут значить больше чем внутреннее ощущение Истины и упомянутого выше Голоса Безмолвия. Философские и этические тексты служат в качестве оказания помощи в поисках ответов на стоящие передо мной жизненные вопросы и формулирование целей, которые я обязан поставить сам.
Наверное внутренняя потребность в свободе не позволяет мне чтобы нечто иное, а не в конечном итоге я сам, формулировало за меня цель моей жизни.
Я кстати, неправильно раньше написал Andrey, я имел ввиду Андрей Вл. - как он был на рерих.инфо. Это он как мне кажется однажды под ником Andrey, появился на официальном форуме ТО (Адьяр в России). Классный собеседник. Интеллектуал. Было бы круто его увидеть здесь.mvs писал(а): ↑12 мар 2022, 13:11Берет из собственного опыта. Андрей Вл. писал (в вольном пересказе) что около двадцати лет посвятил изучению УЖЭ и попыткам сочетать её с теософией, но в итоге признал безнадежность и закрепился на положениях теософии. Под "платформой" я бы предлагал для вящей ясности понимать учение, которое уже существовало прежде. А прежде уже существовали спиритуализм (основной тезис - смерти нет) и спиритизм (основной тезис - феномен общения с духами реален). И в их отношении тоже были попытки сочетать их, но в итоге они остаются различными учениями, насколько можно понять из их описаний.Эдвард Ром писал(а): ↑11 мар 2022, 14:33 Я не понимаю о какой платформе идет речь. Откуда автор этих строк располагает знанием о существовании некоей платформы в разных сторонах которой Учение Рерихов и Учение Блаватской? То есть это бла-бла-бла. Если речь о накопленном человечеством мистическом и философском познании, ныне называемой интегральной картой философий мира, то Рерихи, как и Бейли и пр. из Нью Эйдж - это последующие звенья в одной цепи одного дерева познания, то есть о разных сторонах платформы (карты философий мира) речи не может вестись Если же под упомянутой автором "Платформой иметь ввиду то, что Олдосом Хаксли называлась интуитивная общечеловеческая "Вечная философия", а в терминах буддизма "Алайя-Виджняна" - "Сознание-Сокровищница", то опять же невозможно говорить, что Учение Рерихов и Учение Блаватской стоят по разную сторону. Это все лепестки одного букета.
Относительно его "около двадцати лет" надо иметь ввиду и мои - 33 года. И я каким-то образом, могу совмещать в себе и ТД и АЙ. И это при том, что я сформировался в теософии около Владимира Баканова, который был весьма категоричен против Агни Йоги, или снисходително к относился к Учению Рерихов, признавая беспрекословный приоритет над ним высказываний ЕПБ. Для него УЖЭ было не более чем этическое учение, и ни в коем случае не учение о Мироздании. И во всем где могли быть какие-то разногласия между ТД и УЖЭ - исходными считались положения ТД, Писем Махатм и в целом - высказывания ЕПБ, запечатленные в ее трудах.
Очевидно, в свете высказанного ранее, для меня как ТД так и АЙ - лишь транспорт или инструмент, который я использую для достижения внутренних целей и решения моих мировозренческих запросов. В конце концов почему не уважать поток своей жизни?
А в свете того что я позволяю себе критиковать как Е.Рерих так и Е.Блаватскую и авторов Писем Махатм, тыкая носом в нескладушки, плагиат с приведением (заметьте) неопровержимых фактов, неточности и заблуждения, то можно понять, что для меня незначим вопрос сочетания теософии и УЖЭ. И может быть даже я значительно расширил был список учений, которые считаю важными для себя.
Что до выяснения правоты учений, то думаю, что большинство людей как в рериховском учении, так и в теософском неграмотны. Они много спорят, и в большей части из-за своего невежества и безкультурья. Редко когда находишь действительно достойного, знающего и терпеливого собеседника. И что немаловажно - культурного.
Что касается вопроса "платформы". Для теософии Блаватской платформой следует рассматривать учение неоплатоников о Логосах, Станцы Книги Дзиан и как она пояснила Синнету, когда писала Пролог к Тайной Доктрине - "Пятикниже Майтрейя-Асанги" (Pancha Maitreyograntha). Все остальное что она использует в Комментариях - имеет разъяснительное значение. Вместе с тем, я склоняюсь к мысли что ее Учение о циклах мироздания и эволюционная теория принадлежит тайному учению розенкрейцеров. Хотя у меня об этом лишь косвенные свидетельства.
Рерихи в своем Учении также многое взяли от розенкрейцеров. Так что можно в какой-то степени говорить о розенкрейцеровской платформе этих учений.
Что касается спиритуализма, то это религиозно-философское течение все же не дотягивает по своему уровню до настоящего учения о Мироздании и потому не может считаться платформой. Ключевое событие, положившее начало спиритуализму в его современной форме (а более ранние формы вообще размыты), произошло в 1848 году и лишь к середине 19-го века стало оформляться в осмысленные теории. Спиритизм - это религиозно-философская доктрина, сложившаяся как раз в рамках спиритуализма, разработанная в середине XIX столетия Алланом Кардеком. Но в обще-принятом понимании спиритизм - всего лишь метод общения с духами - автоматического письма и столоверчения и других видов спиритических сеансов. Так что это невозможно всерьез считать платформой.
Как видите у меня другая точка зрения на этот счет и я ее сформировал не на пустом месте. Если помните, теософия неоплатоников сочеталась с теургией. Наверное можно провести аналогию, что в общеупотребительном смысле спиритуализм и спиритизм относятся друг к другу подобно тому как это у теософии с теургией.
Но в таком случае почему Вы не берете за ПЛАТФОРМУ именно теософию и теургию неоплатоников и в этом ключе не рассматриваете теософскую доктрину Блаватской и Учение Рерихов на предмет их различий?
Я не думаю, что теософия ЕПБ и УЖЭ достаточные сами по себе из-за наличия достаточного числа спорных творческих фантазий авторов и доказуемых заимствований из третьих источников. Тем не менее это не отменяет того факта, что как в одном так и другом Учении содержится достаточно идей, концепций и теорий, стоящих самого пристального изучения.mvs писал(а): ↑12 мар 2022, 13:11Ни в коем случае. Мы либо рассматриваем теософию ЕПБ и УЖЭ как достаточные либо не рассматриваем вовсе. Иначе мы не выясним вопрос о наличии/отсутствии разности (принципиальной/кардинальной), а просто будем рассматривать их с точки зрения некоей "третьей стороны".Эдвард Ром писал(а): ↑11 мар 2022, 14:33 Если здесь упомянут буддизм, то тогда уж надо и упоминать Дакини