Rover писал(а): ↑01 окт 2021, 13:35
Вам, наверное, проще будет понять с позиции махаяны. Безличностность в тхераваде это тоже самое, что шуньята (пустотность) в махаяне.
Если Вы считаете данное Вами определение шуньяты адекватным - иначе же ж, Вы бы его не приводили, ведь так? То посмотрим, что там написано:
Шуньята - это отсутствие постоянного:
1. "я" у личности;
2. самобытия у явлений;
И отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости.
Вы же, почему-то, делаете акцент на первом пункте и игнорируете остальные, почему?
Подозреваю, что их смысл Вам просто не понятен. Но если он не понятен, то может, правильно было бы направить свои усилия на то, чтобы их понять, а не игнорируя их, строить какой-то свой противоречивый буддизм?
Что такое самобытие понять очень просто - возьмите любую вещь, какая Вам вздумается - Вы обнаружете, что она составная - состоит из каких-то частей, например, ёжик, составлен из иголок, плоти и носа.
Берем каждую отдельную часть - и снова обнаруживаем, что они тоже составные - нос ёжика состоит из клеток. И дальше, сколько бы мы не углублялись - мы обнаруживали бы, что имеем дело с составным нечто, а не с целостным, самим по себе существующим или обладающим самобытием.
Однако, Вы можете возразить, что мол, есть предел делению - существуют неделимые частицы - атомы.
Но мы ведь говорим о буддизме Махаяны, который утверждает, что и атомы и даже дхармы не имеют собственной природы - они тоже составные и само деление на составы не имеет предела. Точно также, как в математике - насколько бы малое число Вы не придумаете, его всегда можно разделить на еще меньшие части.
Таким образом, доктрина шуньяты или Шунья-Вада утверждает, что ничто в проявленном мире не обладает действительной реальностью - все есть непрерывно изменяющийся поток дхарм, которые сами также не обладают реальностью - все есть иллюзия и ничего не обладает реальностью. И так как иллюзия - это то, чего на самом деле нет, то и говорится, что все что нас окружает в реальности не существует.
Здесь есть два направления, разделяющие некоторые школы:
-- одни утверждают, что вообще все пустотно и никакой реальности не существует;
-- другие говорят о вуали скрывающей непознаваемую реальность.
Последнее, соотносится с Йогачарья-буддизмом и лежит в парадигме представлений теософии, для которой Парабрахман - есть абсолютная реальность, и Мулапракрити - покров наброшенный на эту реальность, представляющий собой то, что может быть познано.