djay:
//Здесь какое-то противоречие. Чистый Субъект считает объектами познания и внешний мир, и свое тело, и свои чувства и свои мысли - так? И при этом почему-то он "не может сделать себя Объектом"? Вроде как уже сделал. Возникает вопрос - кого автор здесь называет "себя". Себя - кого?
Это вы должны ответить себе на этот вопрос, Джай, проведя самоисследование :), все мои попытки сделать это за вас могут оказаться тщетными, поскольку я не могу вам воочию это продемонстрировать, это можете сделать только вы сама в вашем внутреннем и внешнем пространстве проведя самоисследование. Но я всё же попробую ответить на вопрос, уточнив некоторые моменты.
В субъект-объектных отношениях Субъект это тот, кто противопоставляется Объекту, тот КТО ВОСПРИНИМАЕТ - это всегда Субъект, а то ЧТО воспринимается Субъектом - это всегда Объект. Субъект может временно отождествлять себя с Объектом, покуда не заключит, что сам не является этим Объектом. "Чистый субъект" не может сделать себя Объектом, потому что "Чистый субъект" это не внешний мир, не тело, не чувства, не мысли, и не идеи (на то он и "Чистый" субъект), поскольку может рассматривать (воспринимать) всё это в качестве Объектов познания, а сам при этом всегда оставаться ВОСПРИНИМАЮЩИМ Субъектом. В этом и заключается смысл самоисследования, рассмотреть всё, с чем Субъект может себя отождествлять, считая это самим собой (т.е. Субъектом), и поскольку всё это можно рассматривать как Объекты, тем самым утвердится в таком своём "идеальном положении Субъекта" при котором уже невозможно сделать себя Объектом познания или восприятия, оставаясь при этом только Воспринимающим (тем, кто воспринимает).
Вот когда это самоисследование проделано, вот тогда уже можно спросить себя, кто этот "Чистый субъект", который невозможно сделать Объектом познания, поскольку как бы этот Субъект не старался рассматривать себя "со стороны", всё равно всегда будет оставаться Воспринимающим, который и будет являться этим самым "Чистым субъектом".
Чтобы хоть как-то сподвигнуть вас к самоисследованию (иначе все мои пояснения выше точно будут тщетны) задам вам такой вопрос. Вот вы в течении дня периодически о чём-то думаете, вспоминаете, мечтаете, планируете, в эти моменты вы как Субъект воспринимаете в уме различные образы, которые для вас в тот момент являются Объектами восприятия. Так вот кто этот Субъект, который воспринимает все эти образы без помощи глаз, каков он на тот момент, он высокий/низкий, большой/маленький, цветной/бесцветный, что о нём можно сказать и как его вообще возможно описать? Каким образом это можно сделать, если он и есть Воспринимающий Субъект?
mvs:
//Там всё сплошное противоречие. Где-то с полгода назад erisity всем нам объяснял что это называется философская антропология (если не изменяет память). Но снова нам пишут "Психология" (с большой буквы) и снова заверяют о "правильно расставленных акцентах". А я опять скажу, что у теософии акценты всё-таки несколько иные, а этот - снова уход в какую-то мистику.
:) Где доводы? Там "всё" не может быть противоречивым, что конкретно? Уточню, что это не просто Психология с большой буквы, а практическая Психология, и такая психология не может быть мистикой, поскольку основана на внутреннем опыте, да ещё и на множественном опыте нескольких поколений, на санскрите это называли джнана-йогой и Йогой вообще. Не будет лишним ещё раз привести хорошую на мой взгляд цитату из другой темы:
"Истинный исследователь "Тайной Доктрины" — это джняни-йог, и этот путь йоги — Истинный Путь для западного ученика. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути, и была написана "Тайная Доктрина".
Роберт Боуэн
Мадам Блаватская об изучении теософии"
Эдик:
//Все вроде бы верно, но..
Тут главное не забыть что при сочетании Пуруша и Пракрити происходит это Действие.
То есть Дух познает себя сам за счёт свойств феноменов Материи.
Все правильно, я это и имел ввиду, в санкхье Пуруша (Дух, Сознание) называется Кшетра-Джна (познающий поле), а Пракрити (Материя, Природа) - называется Кшетра (поле), Субъект возникает только в присутствии Объекта, есть Объект восприятия, значит должен быть и воспринимающий Субъект, в глубоком сне без сновидений нет Субъекта как такового, поскольку нет Объектов для восприятия, а вот во сне со сновидениями есть Субъект, поскольку есть уже сновидение как Объект восприятия. В первом случае нет Субъекта, но есть Сознание, поскольку глубокий сон это всё-таки тоже состояние сознания, а во втором случае есть Субъект, в роли которого выступает то же самое Сознание, что и в глубоком сне, только во сне со сновидением оно уже находится в другом своём состоянии, в присутствии умственных объектов восприятия.
Эдик:
//Творение, мне показалось, не от слова тварь, то есть "тварный мир", если по Вашему, а наоборот происходит от творить.
Тварный мир или мир тварей это как продукт творения.
Тварный мир это именно мир сотворённый, а не мир тварей :), хотя слово "тварь" тоже происходит от слова "творить", такое уточнение я сделал как раз потому, что в Пралайе (в состоянии мира до творения и после) нет ни Субъекта, ни Объекта по причине однородности состояния такого мира, но когда мы находимся не в пралайе, а в мире уже вышедшем из этого состояния, т.е. в сотворённом мире, где мы можем засвидетельствовать наличие Объектов восприятия, то появляется и воспринимающий Субъект, роль которого играет Дух или "Чистое Сознание" и совсем не важно с чем оно себя при этом отождествляет и через какое живое существо проявляется. Важно то, что Кшетраджна (Субъект) это Дух (Пуруша), а Кшетра (Объект) это Материя (Пракрити), а не наоборот, и при этом в обоюдном неразрывном союзе представляя из себя Единую Реальность.