Эдвард Ром писал(а): ↑18 апр 2021, 22:41
Я честно говоря не понял что Вы мне хотите сказать этой цитатой. Вы утверждаете что есть некие специализированные школы Махаяны и Йогачара в Тибете, как это говорит Елена Блаватская? Может Вы еще и укажете конкретные монастыри или хотя бы местность обозначите? ))
Давайте прежде отделим время когда писала Блаватская от настоящего времени, когда Тибет был захвачен Китаем, монастыри были разрушены, а их монахи бежали или были репрессированы. Поэтому спрашивать где это в настоящем времени не корректно. В настоящем времени - это возможно уже нигде. Поэтому такие вопросы нужно рассматривать только исторически на момент написания слов и текстов.
Сакья (Сакьяпа) (тиб. ས་སྐྱ་, Вайли sa skya, буквально «Серая Земля») — школа тибетского буддизма, основанная в 1073 году Кхон Кончог Гьялпо (1034—1102), центром школы является одноимённый монастырь Сакья около Шигадзе в Тибете. Школа Сакья принадлежит к школам новых переводов (сарма); глава носит титул Сакья Тридзин.
Монастырь Сакья контролировался аристократическим кланом Кхон, из числа представителей которого выходили иерархи этого направления буддизма. Школа Сакья не требовала обязательного безбрачия у духовных лиц, но существенным ограничением здесь было требование прекратить половую жизнь после рождения наследника. Однако сакьяские иерархи принимали монашеские обеты, что привело к установлению практики передачи сана настоятеля и первоиерарха школы от дяди к племяннику в рамках клана Кхон.
Доктрина школы Сакья восходит к учению индийского махасиддхи Вирупы, провозгласившего принцип «плод — результат», согласно которому цель пути непосредственно реализуется в процессе его прохождения. Огромное значение традиция Сакья придаёт практике йоги промежуточного состояния (бардо). По философским взглядам последователи Сакья придерживаются синтеза умеренной мадхьямаки и йогачары. Центральной для этой школы тантрой является «Хеваджра-тантра».
Несмотря на то, что представители школы Сакья отличались учёностью и были авторами многочисленных сочинений, эта школа прославилась в первую очередь своей политической активностью в плане достаточно успешных попыток объединения Тибета в единое теократическое государство; в этом отношении иерархи Сакья, несомненно, были непосредственными предшественниками гелугпинцев.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакья
Если представители школы Сакья "придерживались синтеза умеренной мадхьямаки и йогачары" то где как не в своём монастыре (-ях) они могли бы это делать? Кажется ответ вполне исчерпывающий.
Йогача́ра (санскр. योगाचार, yogāchāra IAST, кит. 瑜伽派 yujia1pai4 «практикующий йогу»), также Виджнянава́да, Читтамáтра, Виджняптиматра — одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа Йогачары сформировалась в IV—V веках.
Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китае (школы Фасян, Шэлунь, Дилунь), в Японии (школа Хоссо) и в Монголии.
...
Йогачару считают произошедшей из третьего поворота Колеса Учения. Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). В Тибет учение принёс Атиша, ученик Дхармаракшиты. Элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Йогачара
Йогача́ра ... одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, В Тибет её принёс Атиша. Так? Так!
Ати́ша Дипанка́ра Шриджня́на (бенгали: অতীশ দীপঙ্কর শ্রীজ্ঞান Ôtish Dipôngkor Srigên, IAST: Atiśa Dīpaṃkara Śrījñāna, Вайли: a ti sha dpal mar me mdzad ye shes, тиб. ཨ་ཏི་ཤ་དཔལ་མར་མེ་མཟད་ཡེ་ཤེས; 982—1054) — один из великих учителей буддизма махаяны, индийский буддийский мыслитель и проповедник, переводчик, восстанавливавший буддизм в Тибете после гонений царя Лангдармы; основатель школы Кадам тибетского буддизма.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Атиша
Что мог принести в Тибет учитель Махаяны (который восстанавливал буддизм в Тибете), если не Махаяну? Кроме прочего он основал школу Кадам. Так? Так!
Что такое Кадам?
Кадам (также кадампа; Bka'-gdams-pa) — школа тибетского буддизма, основанная великим индийским учителем Атишей (982—1054) и его учеником Дромтонпой, эта школа развила и сформулировала учение о Бодхичитте, которое впоследствии привело к появлению учений Лоджонг (Blo-ljong) и Ламрим (этапы Пути) Атиши.
Реформатор буддизма лама Цонкапа (Btsong-ka-pa) собрал воедино учения трёх линий кадампа и привлёк элементы учений школ сакья, кагью и других направлений, и сформулировал доктрину, последователи которой стали называться новые Кадампа (sarma kadampa) или Гелуг, в то время как его предшественники стали называться старые кадампа или просто кадампа.
Остальные школы тибетского буддизма (Ньингма, Сакья, Кагью) также интегрировали Лоджонг (Blo-ljong) в своё учение. Гампопа (Sgam-po-pa) изучал традицию Кадампа в течение шести лет до того, как стал учеником Миларепы (Mi-la ras-pa), он создал традицию карма-кагью (Ka-rma Bka'-brgyud), в которую включил Лоджонг (Blo-ljong) и Ламрим.
В настоящее время передача учения Кадампа происходит в рамках школы Гелуг в качестве духовной традиции "Шести Канонических Текстов" и "Смысл шестнадцати сущностей".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадам
Школа Кадам развила и сформулировала учение о Бодхичите:
Бодхичи́тта (санскр. बोधिचित्त, в дословном переводе «просветление сознания») — в буддизме высшая ступень пробуждения (бодхи - тот же корень, что и в русском "будить"). ... Махаяна на пути постижения и достижения бодхичитты опирается на практики, которые создал в XI веке буддийский мыслитель и проповедник Атиша.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бодхичитта
Говоря проще Бодхичитта - это тоже Махаяна, или входит в Махаяну.
Ещё чем известен Кадам? Тем, что привёл к появлению учения Ламрим. Например наиболее известную книгу по Ламриму написал Цонкапа. Ещё что? Реформатор буддизма Цонкапа использовал Кадам для создания школы Гелуг (которые также носили название новые Кадампа). И наконец что-же ещё? А вот что - "В настоящее время передача учения Кадампа происходит в рамках школы Гелуг".
И это ответ на вопрос - где же например "скрываются" школы Махаяны? Они не скрываются. Они просто передаются (махаянское учение Кадам махаянского учителя Аттишы) в школах Гелуг. Это при том, что Гелуг сам по себе во многом базируется в том числе и на кадам. Какие-то учителя специализировавшиеся на передаче Кадам передавали это учение в каких-то монастырях Гелуг, Вот и махаянская школа. И что не так?
Отсюда заданный вопрос про школы Махаяны выглядит странно. Ибо в качестве отдельного учения происходит передача через Гелуг, да и сам Гелуг наполнен смыслом Махаяны. В общем-то если бы не было так, то в чём тогда была бы реформация?
И что тогда не так в контексте того, что писала Блаватская?
Эдвард Ром писал(а): ↑17 апр 2021, 17:54
Нет никаких эзотерических школ называемых Махаяна или Йогачарья.
Увы, увы - мы только что обнаружили по крайней мере одну - Кадам. И затем выяснили, что именно она сыграла главнейшую роль при реформации и создании гелуг. А вот насколько она была эзотерической - это уже другой вопрос. И на него никто не сможет дать ответ кроме тех, кто был посвящен в тайны таких школ.