Эдик:
//Эх..Кумар не могли назвать Агнишваттами,потому как Агнишватт термин от маздеев.)(ТД сублимирует эти понятия).
Ну как же не могли... :)
"
Агнишватта, Кумары, (Семь мистических Мудрецов) – Солнечные Божества, хотя они тоже Питри, но являются «Создателями Внутреннего Человека». Они – «Сыны Огня», ибо они первые Существа, исшедшие и развившиеся от Изначального Огня,
называемые «Разумами» в Тайной Доктрине." Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ст.4 шл.1
"«Вайю Пурана утверждает, что Семь Степеней Питри
первоначально были первичными Богами, Вайраджа'ми, которых Брама глазом Йога узрел в вечных сферах, и которые являются богами богов… Матсья… добавляет, что Боги почитали их»[12] . Харивамша отмечает Вайраджа лишь как одну из степеней Питри[13], это утверждение поддержано
Сокровенными Учениями, отождествляющими, однако, Вайраджа со старейшими Агнишваттами[14] и Раджаса или Абхутараджаса, бесплотными и не имеющими даже Астрального облика. В большинстве манускриптов сказано, что Вишну воплощался в них и через них." Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ст.4 шл.14
"Существуют Семь Классов Питри, как показано дальше, три Бесплотных и четыре плотских; и два вида – Агнишватты и Бархишады. И мы можем добавить, раз имеются два вида Питри, то также имеется и двойная и тройная категория Бархишадов и Агнишваттов. Первые, дав рождение своим Астральным Двойникам, вновь рождаются, как Сыны Атри, и являются «Питри Демонов» или же Телесными существами, по утверждению Ману[10];
тогда как Агнишватты рождаются вновь, как сыны Маричи, Сыны Брамы, и считаются «Питри Богов»[11]." Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ст.4 шл.14
ЕПБ в отношении Агнишватт ссылается на Вайю-пурану, т.е. данный термин оттуда, а не от маздеев (я так понял под маздеями вы зороастров имеете ввиду), слово-то санскритское, а маздеи пользовались авестийским языком (язык Авесты), он хоть и родственный санскриту (как и сами маздеи были иранскими ариями), но несколько отличается фонетически, например главное божество маздеев (зороастров) Ахура Мазда, это ведический Асура, а титул Мазда это возможно что-то типа "манас-да" (ум-дающий).
Как видно из третьей цитаты, Бархишады рождаются как сыны Атри (один из праджапати и манаса-путра), а Агнишватты рождаются вновь как сыны Маричи (тоже один из праджапати и манаса-путра), [и как] сыны Брахмы, т.е. видимо перерождаются и как другие Праджапати. То есть понятно что Кумары и Агнишватты это синтез понятий, но скорее не из разных религиозных направлений, а из разных пуранических источников, которые сами были некоторыми компиляциями разных философских направлений уже внутри индуизма, поэтому могут быть и разночтения кто у кого рождается, в каком количестве и в каком качестве. Может термин Агнишватты есть и в Авесте, я не знаю, это надо её изучать, а переводится он с санскрита приблизительно как Огненный светоч, но в Авесте, я думаю, он звучал бы несколько иначе.
С.Зизевский:
//Позволю здесь не согласиться с показанной "деталировкой".
Кто бы сомневался... :) Я с вашими несогласиями ознакомился, но обстоятельно отвечать не буду, поскольку получится слишком длинный ответ, в двух словах могу сказать, что монада (как дуада или триада) как известно проходит через все царства, она что в минеральном, что в растительном, что в животном, что в человеческом, своей целостности (единства) не теряет, в "Ключе..." ЕПБ объясняет почему монада называется дуадой, потому что буддхи не может существовать отдельно от Атмы, т.е. если бы у животных не было бы принципа буддхи, то тогда нужно было бы исключить и Атму, собственно и само прохождение монады через царства было бы несостоятельным, а если уж он есть, то какие-то свои функции он выполнять обязан, иначе зачем он тогда нужен, для красного словца?
ИринаКомаринец:
//И потом, кто такие Манаса-Путры? Это Разумы, которые наделили человеческое животное разумом. Они не вошли в тела животных и значит не наделили их самосознанием.
От Манаса-путр произошли все живые существа, а не только человек, например от Пулахи (риши и манасапутра) согласно Махабхарате произошли антилопы, тигры и львы. Эта информация разбросана по разным пуранам и другим текстам, кое что приводится в ТД, а что-то и не приводится, но для этого и существуют в ТД отсылки к разным текстам, чтобы читающий мог сам посмотреть и дополнить свои знания по тому или иному вопросу, если это ему необходимо. Если всё это не так, то от кого тогда произошли животные и кто дал им способность к различению и памяти (категориям буддхи)?
Felice:
//СЭШ сказал, что самоосознание (чайтанья) выше самосознания (ахамкара), пожалуй, соглашусь.
Если самосознание (по ЕП) соответствует В.Манасу, то самоосознание наверное буддхи, верно...
Думаю, у кого не очень развит высший манас, то самосознание может формироваться и в низшем...
Чайтанья приводится у натхов-шиваитов (Матьсьендранатх, Горакшанатх) как пятый высший элемент антахкараны, который они путём внутреннего созерцания выделили из другой способности - буддхи, для более детальной классификации психических познавательных процессов. Т.е. в эпоху Патанджали (2 в. до н.э.) антахкарана мыслилась двоичной (только буддхи-манас как в ТД), потом санкхьяики выделили из буддхи (разума) - способность ахамкара (самосознание), позднее ведантисты выделили из буддхи - способность читта (сознавание, запоминание), а уже йогины-шиваиты (10-15 в.) из буддхи выделили чайтанью (самоосознавание, осознанность). Всё это показывает этапы развития представлений раджа-йоги (и йоги в целом), в более лёгком поиске чистого субъекта и более детальной классификации психических процессов.
Чайтанья это поздний устоявшийся термин, хотя возможно он в том или ином виде встречается и в некоторых упанишадах, есть комментарий Шанкарачарьи на Кена-упанишаду, там приводится чайтанья как светимость чистого сознания, но это возможно современное примечание переводчика, а не самого Шанкары, в общем смысле чайтанья это способность чистого сознания обнаруживать само себя в условиях ограниченности, поскольку ничем не ограниченному сознанию, вне ограниченности формой как свидетелю не на что опереться (как в глубоком сне), чтобы самоидентифицироваться, а так оно может опереться на чайтанью, как тонкое ощущение, вот такое казалось бы отрицательное качество как ограничение и помогает сознанию прийти к самому себе, т.е. к своему естественному состоянию бытия.
В законченном виде пятеричный порядок антахкараны по убыванию таков (все дополнения выводились из буддхи):
Абель:
//Какого вкуса ваш рот? Сладкий или горький или кислый..?
Рот не имеет вкуса.Но он всегда сливается с любым вкусом который ощущает.
Вот тоже хорошая аналогия, поскольку так же как и полость рта, чистое сознание "не имеет вкуса", т.е. абсолютно нейтрально, но когда возникает какая-либо внутренняя вибрация, чистое сознание сливается с этой вибрацией, приобретая как бы кажущийся "вкус" этой вибрации, как сливается вкус еды во рту, с нейтральным вкусом самого рта. Вот когда появляется самоосознание или осознанность, как лёгкий устойчивый привкус, тогда все другие вкусы становятся явственно различимы, на фоне этого лёгкого привкуса и сознание уже не сливается с другими вибрациями ("вкусами") и способно самоидентифицироваться, опираясь на этот лёгкий привкус.