Я бы наверное не пытался выглядеть умнее, чем есть. Если меня "никто не убедит", то я - просто третья сторона с собственным мнением. Но если я включаю "административный ресурс", имеющийся у меня при этом, то это ... не просто собственное мнение... А примерное то, что воспоминает и Синнетт и о чём информирует ЕПБ. Но только они расходятся в оценках. Хотя мне показалось, что не сильно кардинально.
Я когда написал, тоже было подумал об "историческом периоде". А потом сразу вспомнил, что наднесь как раз гуглил "месмеризм в Англии" и мне выдало аж целую главу что-то из "Истории гипноза" какого-то английского автора. Глава содержит внятное и охватывающее освещение тогдашнего положения дел. Вкупе с моими собственными соображениями: сам Месмер двигал теорию магнетизма(1) и пытался лечить магнетическими "влияниями". Параллельно с тем он экспериментировал с "сомнамбулами", но это скорее не было его подлинной и главной целью, скорее было дополнительным аргументом в его представлениях о "влияниях". Вот на этой "побочке" видимо и состоялись его себя так называющие последователи: месмеристы придумали месмеризм(2), где магнетическое "влияние" претерпело изменение с терапевтического характера на гипнотический. Они всё равно пытались лечить - припадки, эпилепсию и всё такое, на сами понимаете - даже если не верить в "животный магнетизм", объясняя его через плацебо, то здесь уже слабоуловимо, но подход изменился с "влияния" на "воздействие". Как замечает англичанин, именно месмеризм зашагал "рука об руку" с оккультизмом. Собственно можно подумать, что он его и породил: как побочные чудачества магнетизёров породили месмеристов, так и чудачества месмеристов породили (составили "пищу") оккультистов. Я бы поставил синонимом - гипнотистов(3). О том же кстати писала и Эмма Хардинг Бриттен - что месмеристы (не медицинские имеются в виду) кинулись вовсю "юзать" своих "сомнамбул", пытаясь "проникнуть в тайны природы" и даже разработали аж свою собственную философию. А медицинские, как пишет англичанин, достаточно быстро убедились, что для введения-вхождения в транс ни способности месмериста, ни сам месмерист не являются сколько-то обязательными. И это, надо полагать, стало началом гипноза, где внушаемость и безопасность внушаемого выступили на передний план, а чары месмеристов-гипнотистов видимо стали уходить "в подполье". Как он говорит, где-то к середине 19-го века английский бум на месмеризм пошел на спад, а на смену двинулся бум спиритуалистический - "стуков и кувыркающихся столов" (это уже по-моему русское определение, где-то запомнилось).
Ну, то есть Синнетты похоже что попали в какую-то среду, которая на четверть века отставала от актуальных представлений о "месмеризме" и всё еще пыталась использовать его "теории" для круга своих интересов. Кстати, по описанию ЭХБ - месмеристы не верили ни в какую бессмертную часть в человеке. Так что, утверждение подобное "атма, или чистый Дух, не во власти оператора" оно и в месмеризм-то толком не вписывается.