mvs:
//Когда предлагается схема "либо теизм, либо атеизм" - то это теологическая ловушка
Вот я и спрашиваю у Homo откуда у него такая категоричность, обычно это свойственно машинной логике, либо есть, либо нет, человек так не мыслит и в жизни так не бывает, поэтому между двух крайностей всегда есть некие переходные вариации, которые можно допустить. А когда предоставляют только два варианта, где их может быть больше, это либо логическая ловушка, что скорее всего, либо такое машинное мышление, к чему я всё же меньше склоняюсь. :)
mvs:
//Но собственно теософия же постулирует "универсализм" или "Всё-изм", в ней могут быть найдены признаки какого угодно "-изма", но при этом она этим найденным являться не станет, разве не так?
Поэтому к ней и не подходят такие пограничные понятия, как "теизм" и "атеизм", только кто-то этого упорно не понимает или не желает понимать, настаивая только на двух вариантах :)
homo:
//Простите, но если бы Вы потрудились прочесть мой первый пост в данной теме, то не написали бы подобный комментарий.
Простите, а вам не кажется, что вы по большому счёту сами придумываете определения и преподносите их как истину в последней инстанции и хотите, чтобы все под них подстраивались. Это довольно манипулятивно выглядит, когда вы выдвигаете какой-то свой сугубо субъективный тезис, который преподносится вами как некий эталон, и только от которого следует всем отталкиваться. Вот я и выразил своё недоумение, почему у вас теизм это только одна его форма, которая предполагает наличие только анропоморфного личного Бога, а атеизм это исключительно отрицание антропоморфного личного Бога, тогда как по общепризнанным критериям в широком смысле (исходя из приведённых вами отсылок в первом посте этой темы) есть разные формы теизма (пантеизм, деизм, монотеизм), которые допускают и другие представления о Боге, не основанные на его персонификации, а атеизм это отрицание Бога (в любой его форме)?
homo:
//Видите ли, если Вы не в курсе, термин "теософия", придуман не ЕПБ ей не принадлежит, известен задолго до неё и имеет своё устоявшееся определение. Поэтому мнение ЕПБ по данному вопросу, не является ни основным, ни определяющим, но лишь её личной точкой зрения. Которая к тому же вполне может быть ошибочна.
Я то в курсе, но вы же не будете утверждать, что на 100% знаете какой смысл вкладывался в этот термин его основоположниками, может они имели ввиду "Мудрость Бога", а может и "Божественную Мудрость" и что они в целом понимали под словом "бог", можно только предполагать это с той или иной уверенностью, обычно переводят и так и эдак, и мне не совсем понятно, почему ваша трактовка, основанная на персонифицированном Боге, должна быть основной?
Но как раз очень даже важно в этом вопросе принимать к рассмотрению именно точку зрения ЕПБ, поскольку она приложила руку к применению данного термина к той эклектической философии, которой она и её сподвижники придерживались, и к тому же она сама так же объясняет смысл, который вкладывала в данное понятие:
"Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией. Религия ли это?
Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.
Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина?
Теософ. Это "Божественная Мудрость", θεοσοφία (Теософия) или мудрость богов, как Θεογονία (Теогония) — родословие богов. Слово θεοσ по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги. Этому термину много тысяч лет.
Спрашивающий. Каково происхождение этого названия?
Теософ. Оно пришло к нам от александрийских философов, называвшихся "любящими истину", филалетами, от "фил" — "любящий", и "алетейя" — "истина". Слово "теософия" датируется третьим веком нашей эры, и в употребление его ввели Аммоний Сакк и его ученики[1], положившие начало эклектической теософической системе.
Спрашивающий. Что было целью этой системы?
Теософ. Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом — "Нет религии выше истины"[2]. Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах." Ключ к теософии
Т.е. она однозначно здесь говорит, что слово "теос" в понятии "теософия" это не Бог в современном понимании этого слова, поэтому и переводить следует ни как "Мудрость Бога", а как "Божественная Мудрость", которой обладают боги. По крайней мере это её объяснение того, что она вкладывала в данный термин, используя его для той эклектической философии, которой она и её сподвижники придерживалась. А заодно и объясняет то, что в это понятие вкладывали те, кто был основоположниками данного термина.
Эдвард Ром:
//Но полез смотреть вариации звучания и варианты перевода с греческого θεώ σοφία. Все же переводится как Божья мудрость, причем в смысле принадлежности к Богу. Тогда как θεϊκός, θεϊκή или наконец θεία σοφία - в смысле божественная мудрость.
Вы же понимаете, Эдвард, как человек не первый десяток лет в теософии, что практически все религиозные понятия (если вообще не все), несут в себе сугубо символический характер и когда человек относится к ним буквально, это вводит его в ещё большую иллюзию. Проблем бы не было, если бы Homo упорно не привязывал бы греческое слово "теос" в слове "теософия" исключительно к религиозному теизму и в переводе, который (по его мнению) предполагает исключительно персонифицированную форму Бога, в слове "богатый" или "богач", тоже есть слово "бог", но мы же не будем говорить, что это произносится именно в религиозном теистическом смысле и к материальному достатку приложил руку буквально сам Господь Бог, хотя богатый и может так о своём достатке думать. :)
Эдвард Ром:
//Тем не менее мысль, СЭШ, интересна мне, спасибо.
Пожалуйста, Эдвард! :)