Спрашивающий.
Я слышал, что многие Теософы говорили о "силе за спиной Общества", о неких "Махатмах", упомянутых также в работах мистера Синнета, о которых говорят, что они организовали Общество, наблюдают за ним и защищают его.
Теософ.
Вы можете смеяться, но это так.
Спрашивающий.
А теперь, пожалуйста, расскажите мне все, что можете, о Махатмах. О них говорят так много абсурдного и противоречивого, что не знаешь, чему верить, и распространяются все виды нелепых историй.
Теософ.
Вы правильно называете их "нелепыми"!
XIV. "ТЕОСОФИЧЕСКИЕИЕ МАХАТМЫ" "ДУХИ СВЕТА" ИЛИ "ПРОКЛЯТЫЕ ГОБЛИНЫ"?
Спрашивающий.
Кто же, наконец, те, кого Вы называете своими "Учителя¬ми". Одни говорят, что это "Духи" или какой-то другой вид сверхъестественных существ, в то время как другие называют их "мифами".
Теософ.
Ни то, ни другое. Однажды я слышала, как один профан рассказывал другому, что они представляют собой вид русалок мужского рода. Кем бы ни были эти существа, но если Вы будете слушать, что говорят люди, у Вас никогда не будет правильного представления о них. Прежде всего, это живые люди, рожденные так же, как и мы, и обреченные умереть, как и все другие смертные.
Спрашивающий.
Да, но говорят, что некоторым из них тысяча лет. Это правда?
Теософ.
Это такая же правда, как и любая очевидная чушь. Чем больше мы отрицаем это, чем больше стараемся вывести людей из заблуждения, тем более абсурдными становятся измышления. Я слышала, что Мафусаилу было 969 лет; но, поскольку меня не удалось заставить поверить в это, я высмеяла подобное заявление, за что была немедленно осуждена многими, как богохульствующий еретик.
Спрашивающий.
Но серьезно, живут ли они значительно дольше века обычных людей?
Теософ.
Что Вы называете веком обычных людей? Я, помнится, читала в "Lancet" о мексиканце, которому было почти 190 лет; но я ни¬когда не слышала о том, чтобы смертный человек, мирянин или Адепт прожили хотя бы до половины возраста Мафусаила. Некоторые Адепты переживают, и значительно, то, что Вы называете обычным возрастом, но в этом нет ничего чудесного, и очень немногие из них пекутся о том, чтобы жить очень долго.
Спрашивающий.
Но что в действительности означает слово "Махатма"?
Теософ.
Просто "Великий Дух", великий, благодаря моральной высоте и интеллектуальным достижениям. Если титул "великий" дано пьяному солдату, вроде Александра, почему мы не можем назвать "Великим" того, кто достиг гораздо больших завоеваний в тайнах Природы, чем Александр когда-либо на поле битвы? Кроме того, этот термин — Индийское и очень древнее слово.
Спрашивающий.
А почему Вы называете их "Учителями"?
Теософ.
Мы называем их "Учителями" потому, что они наши Наставники и потому, что от них мы получили все теософические Истины, которые, однако, некоторые из нас могли неверно выразить, а другие — понять. Те, кого мы называем Посвященными, — это люди великой учености и еще большей святости в жизни. Они не аскеты в обычном смысле, но они, безусловно, остаются в стороне от суматохи и раздоров Вашего западного мира.
Спрашивающий.
Но не эгоистично ли это — так изолировать себя?
Теософ.
В чем же эгоизм? Разве судьба Теософического Общества не доказывает со всей очевидностью, что мир не готов ни признать их, ни воспользоваться их Учением? К чему профессору Кларку Максвеллу обучать класс маленьких мальчиков таблице умножения? Кроме того, они изолируют себя только от Запада. В своей собс¬твенной стране они живут так же открыто, как и другие люди.
Спрашивающий.
Вы не приписываете им сверхъестественных сил?
Теософ.
Как я Вам уже говорила, мы не верим ни во что сверхъестественное. Если бы Эдисон жил и открыл свой фонограф двести лет назад, он бы, весьма вероятно, был сожжен вместе с ним, и его изобретение приписали бы Дьяволу. Силы, которые они ис¬пользуют, являются просто развитием сил, в скрытом состоянии имеющихся у всех людей, и существование которых начинает признавать даже официальная наука.
Спрашивающий.
Правда ли, что эти люди вдохновляли некоторых Ваших писателей, и что многие, если не все, теософические работы были написаны под их диктовку?
Теософ.
Некоторые — да. Есть отрывки, полностью продиктованные или переданные дословно, но в большинстве случаев они только подсказывали идеи, а литературную форму оставляли писателям.
Спрашивающий.
Но это само по себе чудесно; это, настоящее чудо. Как они могут делать это?
Теософ.
Мой дорогой, Вы заблуждаетесь, и сама наука в недалеком будущем опровергнет Ваши аргументы. Почему это должно быть "чудом", как Вы это называете? Чудо предполагает некую сверхъестественную операцию, в то время как нет ничего выше и вне ПРИРОДЫ и законов Природы. Среди многих форм "чуда", которые получили научное признание — гипнотизм и одна из его сторон, известная как "суггестия", форма переноса мысли, которая ус¬пешно использовалась в борьбе с некоторыми физическими заболеваниями и т.д. Недалеко то время, когда Мир Науки вынужден будет признать, что между одной Душой и другой, вне зависимости от расстояния, существует столько же взаимодействий, сколько между одним телом и другим при самом тесном контакте. Если два ума симпатически связаны, и инструменты, посредством которых они действуют, настроены на то, чтобы магнетически и электри¬чески реагировать друг на друга, ничто не может препятствовать переносу мыслей по желанию, от одного к другому. Поскольку разум имеет неосязаемою природу, то от предмета размышления его может отделять значительное расстояние, из чего следует, что единственная разница, которая может существовать между двумя умами — это различие СОСТОЯНИЯ. Так что, если преодолеть это последнее препятствие, то где же будет "чудо" передачи мыслей на любое расстояние?
Спрашивающий.
Но Вы согласитесь, что гипнотизм не делает ничего столь же чудесного и удивительного, как это?
Теософ.
Напротив, установленным фактом является то, что гипнотизер может так влиять на свой объект, что выдаст выражение сво¬их собственных мыслей, даже слов, через организм загипнотизированного; и хотя явления, связанные с этим методом действительной передачи мыслей пока немногочисленны, я думаю, что никто не отважится сказать, насколько широко их действие смо¬жет распространиться в будущем, когда законы, управляющие ими, будут научно более обоснованными. И, если такие результаты могут быть произведены с использованием самых элементарных знаний гипноза, что может помешать Адепту, владеющему психически¬ми и духовными силами, произвести действия, которые Вы с Вашими ограниченными сейчас знаниями их законов вынуждены называть "чудесными"?
Спрашивающий.
Тогда почему наши доктора не экспериментируют и не пытаются этого сделать?
Теософ.
Потому что, прежде всего, они — не Адепты, с их совершенным пониманием тайн и законов психической и духовной сфер, а — материалисты, боящиеся на шаг выйти из узкой колеи материи; и во-вторых, потому, что в настоящее время они должны потерпеть неудачу, и так будет до тех пор, пока они не будут вынуждены признать, что такие способности вполне достижимы.
Спрашивающий.
И их можно научить?
Теософ.
Не ранее, чем они будут подготовлены, стерев до последнего атома со своих мозгов накопленную материалистическую окалину.
Спрашивающий.
Это очень интересно. Скажите мне, многих ли теософов Адепты вдохновляли таким образом или диктовали им?
Теософ.
Нет, напротив, очень немногим. Такие операции требуют особых условий. У нещепетильного, но опытного Адепта Черного Братства ("Братья Тени" и Дуг-па, как мы их называем), гораздо меньше затруднений в этом плане. Поскольку, не имея законов духовного плана, ограничивающих их действия, подобный "чародей" Дуг-па совершенно бесцеремонно овладевает любым умом и подчиняет его исключительно своим недобрым силам. Но наши Учителя никогда так не сделают. Они не имеют права и не могут, не впадая в Черную Магию, устанавливать полное господство над чьим-либо бессмертным Эго и потому могут воздействовать только на физическую и психическую природу человека, оставляя тем самым его свободную волю абсолютно нетронутой. Отсюда, если человек не вошел в психическое взаимодействие с Учителями и не поддерживается силой своей твердой веры и преданности своим Наставникам, последние, когда бы ни пытались передать свои мысли тому, у кого эти условия не выполнены, испытывают большие трудности при проникновении в туманный хаос сферы этой личности. Достаточно сказать, что если сила существует, тогда существуют и Умы (воплощенные или невоплощенные), которые управляют ею, и живые сознательные проводники, через кого передается и кем воспринимается. Мы должны только предостеречь от черной магии.
Спрашивающий.
Но что же Вы реально подразумеваете под "черной магией"?
Теософ.
Просто злоупотребление психическими силами или какой-либо тайной природы, использование оккультных сил в эгоистических и греховных целях. Гипнотизера, который используя свои способности к "внушению" вынуждает человека красть и убивать, мы назвали бы "черным магом". Знаменитая "омолаживающая система" доктора Браун-Секуарда из Парижа, использующая вызывающие отвращение животные инъекции в человеческую кровь, — открытие, которое сейчас обсуждают все медицинские газеты Европы, — если это правда, есть неосознанная черная магия.
Спрашивающий.
Но это же средневековая вера в колдовство и чары! Даже сам Закон перестал верить в подобные вещи!
Теософ.
Тем хуже для Закона, поскольку из-за такого отсутствия различения это привело его к совершению более чем одной судеб¬ной ошибки и преступления. Это только термин пугает Вас своим "суеверным" отзвуком. Разве закон не должен наказывать злоупотребления гипнотическими силами, о чем я только что говори¬ла? Нет, он уже наказал подобные действия во Франции и Германии; но он возмущенно отрицал бы, что применил наказание к преступлению соответствующему очевидному колдовству. Вы не можете поверить в действенность и реальность сил внушения цели¬телей (или гипнотизеров), а значит откажетесь верить в те си¬лы, которые их используют во зло. Но если Вы верите, тогда поверите и в Колдовство. Вы не можете верить в добро и не верить в зло, принимать настоящие деньги и отказаться верить в такую вещь, как фальшивая монета. Ничто не может существовать без своей противоположности, ни день, ни свет, ни добро, как таковые, не могли бы существовать в Вашем сознании, если бы не бы¬ло ни ночи, ни тьмы, ни зла, чтобы уравновешивать и контрастировать им.
Спрашивающий.
Действительно, я знал людей, которые искренне веря в то, что Вы называете великими психическими или магическими силами, смеялись над самим упоминанием о чародействе и волшебстве.
Теософ.
Что это доказывает? Только то, что они нелогичны. Тем хуже для них. А мы, зная о существовании добрых и святых Адептов, так же твердо верим в существование порочных и злобных Адептов — Дуг-па.
Спрашивающий.
Но, если Учителя существуют, почему они не предстанут перед всеми людьми и не отметут раз и навсегда те многочисленные нападки, направленные против мадам Блаватской и Общества?
Теософ.
Какие нападки?
Спрашивающий.
Что они не существуют, и она придумала их. Что они — подставные лица, "Махатмы из муслина и надувных шаров". Разве всё это не вредит её репутации?
Теософ.
Каким образом это может реально повредить ей? Разве она когда-нибудь зарабатывала на их предполагаемом существовании, или извлекала из него выгоду или славу? Я отвечу, что она получала только брань, оскорбления и клевету, которые были бы очень болезненны, если бы она давно не научилась оставаться совершенно равнодушной к таким ложным обвинениям. Ибо к чему в конце концов они сводятся? К предполагаемому комплементу, который, если бы глупцы, ее обвинители, не были столь увлечены своей слепой ненавистью, должны были бы дважды обдумать прежде чем произнести. Сказать, что она придумала Учителей, означает: что она придумала каждую деталь философии, которая когда-либо приводилась в Теософической литературе. Она должна была быть автором писем, на основе которых был написан "Эзотерический Буддизм"; единственным автором каждого догмата, приведенного в "Тайной Доктрине", которую, если бы мир был справедлив, следовало бы признать добавляющей многие недостающие связующие звенья в науке, что будет понято лишь через столетие. Говоря то, что они говорят, они, таким образом, выражают свою уверен¬ность в том, что она значительно умнее сотен людей (многих очень умных и ученых мужей), верящих в то, что она говорит, — так как она, должна была одурачить их всех! Если они говорят правду, тогда она должна быть несколькими Махатмами, соединен¬ными воедино, подобно вкладываемым друг в друга китайским коробочкам, поскольку среди так называемых "Писем Махатм" многие написаны в совершенно разных и отличных друг от друга стилях, и все, согласно ее обвинителям, написаны ею.
Спрашивающий.
Именно это они и говорят. Но не больно ли ей быть публично осужденной, как "самый законченный мошенник столетия, чье имя заслуживает того, чтобы дойти до потомства", как это сделано в Отчете Общества Психических Исследований?
Теософ.
Это могло бы быть обидным, если бы было правдой или исходило от людей менее материалистичных и предвзятых. Но, при настоящем положении дел, лично она относится ко всему этому с презрением, в то время как Махатмы просто смеются над этим. В действительности, это высочайший комплимент, который мог бы быть ей сделан. Я повторяю это еще раз.
Спрашивающий.
Но ее враги утверждают, что они доказали этот факт.
Теософ.
Да, действительно, довольно легко сделать подобное заявление, если Вы сами назначаете судей, присяжных и обвинителей одновременно, как они это сделали. Но кто, кроме их прямых последователей и наших врагов, верит в это?
Спрашивающий.
Но они послали представителя в Индию, чтобы изучить этот вопрос, не так ли?
Теософ.
Да, и их окончательное заключение основывается исключи¬тельно на неподтвержденных заявлениях и недоказанных утверждениях этого молодого джентльмена. Юрист, который прочитал это сообщение, сказал моему другу, что за всю свою практику он никогда не видел "такого нелепого и самоосуждающего документа". Он полон предположений и "рабочих гипотез", которые друг друга взаимно опровергают. Серьезно ли это обвинение?
Спрашивающий.
Тем не менее оно принесло Обществу огромный вред. Тогда почему она не проявила свой характер, по крайне мере, перед Судом?
Теософ.
Во-первых, потому, что ее долг, как Теософа, не принимать во внимание личные оскорбления. Во-вторых, потому что ни Общество, ни мадам Блаватская не имеют денег, чтобы тратить их на подобные судебные процессы. И, наконец, потому, что для них было бы нелепо изменить своим принципам из-за нападок на них со стороны толпы глупых старых британских баранов, которых побудил к этому чрезмерно игривый ягненок из Австралии.
Спрашивающий.
Это лестно. Но не думаете ли Вы, что она сделала бы истинное добро для дела Теософии, если бы авторитетно опровергла это раз и навсегда?
Теософ.
Возможно. Но Вы верите, что какие-либо английские присяжные или судья когда-нибудь допустят реальность психических феноменов, даже будучи совершенно непредубежденными заранее? И если Вы помните, что они уже были восстановлены против нас шу¬михой вокруг "русского шпиона", обвинением в атеизме и неве¬рии, и всей той распространяемой против нас клеветой, Вы не можете не видеть, что такая попытка добиться справедливости в Суде была бы более чем бесплодной! Все это Исследователи Пси¬хики хорошо знали, и они бессовестно воспользовались преимуществом своего положения, чтобы возвыситься над нами и спастись за наш счет.
Спрашивающий.
Общество Психических Исследований полностью отрицает существование Махатм. Они говорят, что с начала и до конца это было небылицей, которую мадам Блаватская соткала в своем собственном мозгу!
Теософ.
Ну, она могла сделать многое менее умное, чем это. В любом случае, мы не имеем ни малейшего возражения против этой теории. Как она всегда говорит теперь, она почти предпочитает, чтобы люди не верили в Учителей. Она открыто заявляет, что ее больше устроило бы, если бы люди серьезно думали, что единственной страной Махатм является серое вещество ее мозга и что, короче говоря, она извлекла их из глубин своего подсознания, чем если бы их имена и великие идеалы были так бесчестно осквернены, как это имеет место сейчас. Сначала она, бывало, с негодованием протестовала против сомнений в их существовании. Теперь же она ничего не делает, чтобы доказывать или опровергать это. Пусть люди думают, что хотят.
Спрашивающий.
Но, конечно, эти Учителя действительно существуют?
Теософ.
Мы утверждаем, что существуют. Тем не менее, это не помогает. Многие люди, даже некоторые Теософы и экс-Теософы, говорят, что они никогда не имели каких-либо доказательств их существования. Очень хорошо; тогда мадам Блаватская отвечает такой альтернативой. — Если она придумала их, она также придумала их философию и практическое знание, которым овладели лишь немногие; а если это так, то какое имеет значение существуют они или нет, если она сама здесь и, во всяком случае, ее собственное существование вряд ли можно отрицать? Если знание, которое, как предполагается, они передали, действительно хорошо и воспринимается таковым многими людьми с интеллектом выше среднего, зачем из этого вопроса делать такой шум? Тот факт, что она мошенник, никогда не был доказан, и всегда останется sub judice [в стадии обсуждения (юр.)]; в то время как точным и неопровержимым фактом является то, что кем бы она ни была придумана, философия, проповедуемая "Учителями", — одна из величайших и самых благотворных философий, если правильно ее понимать. Потому клеветники, движимые самыми низкими и подлыми чувствами — ненавистью, мстительностью, злобой, уязвленным тщеславием или обманутым честолюбием, — не подозревают, что они тем самым отдают должное ее интеллектуальным силам. Пусть будет так, если это устраивает бедных глупцов. На самом деле, мадам Блаватская не имеет ни малейшего намерения быть представленной своими врагами как тройной Адепт и "Махатма" в придачу. Только ее нежелание выглядеть в своих собственных глазах вороной, красующейся в павлиньих перьях, заставляло ее до наших дней настаивать на истине.
Спрашивающий.
Но, если у Вас есть такие мудрые и добрые люди, чтобы направлять Общество, как могло получиться, что сделано так много ошибок?
Теософ.
Учителя не направляют ни Общество, ни даже Основателей, и никто никогда не утверждал, что направляли. Они только охраняют и защищают его. Это достаточно доказано тем фактом, что ни¬какие ошибки не смогли сделать его нежизнеспособным и никакие скандалы изнутри, ни самые дискредитирующие атаки снаружи не смогли сокрушить его. Учителя смотрят в будущее, не в настоящее, и с каждой ошибкой накапливается все больше мудрости для грядущих дней. Так, как и другой "Учитель", отославший человека с пятью талантами и не сказавший, как удвоить их, не помешал глупому слуге закопать свой единственный талант в землю. Каждый должен стяжать мудрость своим собственным опытом и дос¬тижениями. Христианские Церкви, претендующие на гораздо более высокого "Учителя", самого Духа Святого, всегда были и остаются виновными не только в "ошибках", но и в ряде кровавых преступлений в течение многих веков. Тем не менее, я полагаю, ни один христианин, несмотря на все это, не будет отрицать своей веры в этого "Учителя"? Несмотря на то, что его существование гораздо более гипотетично, чем существование Махатм, поскольку никто никогда не видел Духа Святого, и, кроме того, его руководству Церковью явно противоречит сама ее история. Errare hu¬manum est [человеку свойственно ошибаться]. Давайте вернемся к предмету нашего обсуждения.
КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ