Что представляет из себя первая книга "Зов" и первая часть книги "Озарение"? По форме это множество разрозненных поэтических выражений (иногда прекрасных), советов, указаний, призывов, обещаний, данных, как это утверждается, великими Учителями Гималаев.
Тексты книги "Зов" достигают иногда уровня высокой поэзии:
Что же представляют из себя тексты перечисленных выше текстов книг с точки зрения эзотерического знания?Оттуда, где сны создаются,
Где возносятся жертвы,
Где Свет Незримый труд освещает,
Оттуда привет...
Среди жестоких и темных,
Среди предательства духа,
Среди исканий и скорби,
Щит Мой над вами. Зов, 1922, апрель 13
К сожалению, очень мало. Если отбросить все поэтические, пафосные, честолюбивые и туманные выражения типа "Рок твой - нести свет неугасимый сердцам горящим", то необходимо сказать, что основным эзотерическим содержанием является призыв опираться во всех делах и устремлениях жизни непосредственно на Махатм Гималаев:
Т.е. это модификация древней как мир идеи призывать Бога (богов) во всех делах и устремлениях жизни.Укрепите сознание Нашего присутствия в вашей жизни.
Ту мощь призывайте в делах ваших.
Радуйтесь, понявшие!
Живите полной жизнью и испытывайте.
В случаях недоумения Мы поясним в жизни вашей, но внимайте.
Явим чудеса в жизни вашей, но усмотрите.
Считайте сердце главным судьей и веру мощью.
Довольствуйтесь точными указаниями шепота духу вашему. Зов, 1921, март 2
Что в этом положительного? Идея возможности и благотворности каждодневного взаимодействия с Богом на момент появления книги была уже сильно подорвана в христианском сознании простого человека. Кроме того всеобщее распространение атеизма и материализма не предполагает такого взаимодействия вообще. Здесь же предлагается верить в конкретных, живущих в Гималаях Махатм, Братство которых достигло невероятных научных знаний и возможностей. Таким образом вопрос Бога обходится стороной, тогда как результат сотрудничества с высшими силами сохраняется.
Что в этом отрицательного? Как только божественный Закон общего блага, который изначально именовали Богом, персонифицируется конкретными личностями, будь то Христос, Будда, или Махатмы Гималаев, так сразу же появляются представления о грехах, проступках, нечистоте и т.д., которые в сознании последователя заставляют этих высших существ отвращаться от человека, либо мешают взаимодействию с ними.
Дело в том, что божественный Закон общего блага способен отвечать на устремления человека как высшее Существо, но это не означает, что он является Существом. Он верховный безличный Закон, управляющий Космосом. Но как всегда человеческое сознание трудно вмещает сотрудничество с безличным Законом; именно это, на мой взгляд, было одной из причин того, что в начале нашей эры в дополнение к идее иудейского Бога потребовалась идея Бога-Сына, чтобы приблизить сотрудничество с Богом к сознанию простых людей.
Когда мы понимаем под Богом божественный Закон, мы приходим к пониманию, что человек по природе своей неотделим от действия божественного Закона, поэтому и взаимодействие с Богом неотделимо от человека. Все остальное лишь компромисс в понимании Бога. Возможно среди сохранившихся письменных источников лучше других это понимание было выражено в александрийской школе неоплатоников.
Вышеприведенные рассуждения не подразумевают отрицание возможности прямого взаимодействия с Сознаниями более высокой эволюции (к которому призывает книга "Зов") называем ли мы их Учителями человечества или Махатмами Братства. Наличие циклопических построек древности, выполненных с высочайшими технологиями, а также наличие фрагментов высочайших знаний являются достаточными доказательствами существования на Земле представителей более высокой цивилизации, участвующих в эволюции земного человечества. По большому счету, безразлично к какому божеству, языческому, христианскому, исламскому или буддийскому будет обращаться в своих устремлениях человек. Ответ придет прежде всего от божественного Закона. А подключит ли к этому взаимодействию Закон то или иное Существо более высокой эволюции или нет - это уже вторично.
В целом первую книгу можно характеризовать как поэтический зов к новым формам жизни, как обещание дать некое революционное Учение Жизни. Чрезмерное же и неоправданное обилие пафосных выражений, пронизывающих всю книгу, на наш взгляд, нарушает принцип простоты и красоты, о которых заявлено в самой книге.
Перейдем теперь к части второй книги "Озарение". Начиная с января 1924 года тексты, вошедшие в книгу "Озарение", кардинально меняются. Если раньше по форме это были разрозненные, часто поэтические фразы, то теперь это объемные связные тексты, раскрывающие ту или иную мысль.
С точки зрения эзотерического знания содержание их часто глубоко, значительно и поражает глубиной опытного знания. Если книги "Зов" и первую часть "Озарения" смело можно сократить в 10 раз, отделив значимую информацию от пустых пафосных выражений, то начиная со 2й части "Озарения" мы видим качество информации совершенно другого порядка. Часто это глубочайшие откровения о природе вещей и устройстве жизни. Например:
Или, например, следующее:Плотность материи препятствует всякому опыту духа. Это касается как людей, так и всей природы. Для доступа надо расплавить материю. При расплавлении получается особая эманация, ассимилирующаяся с субстанцией духа. У человека центры нервов выделяют эту эманацию при всяком экстазе счастья или несчастья. Получается уже мастерская духа. Потому неблагополучие называют посещением Господа. А всякое сонное житье - смертью духа... По огням экстаза бродит Наш луч, стучась в сердце, - где оно, счастье или несчастье, открывшее вход? Озарение, Ч.2.I.7
Ещё отрывок:Уже Говорил вам о понимании духом, когда луч соединяет Учителя с учеником, тогда главное понимание сообщается ощущением духа. И не письмо, и не знак, но непреложное знание духа ведет поступки учеников. Это непреложное знание - самый быстрый провод. Именно не умственные решения, но знания духа. Посылаю вам стрелы простых достижений. Не всем доступна простейшая тропа, но если можно вместить ее - благо вам. Озарение, Ч.2.II.6
Хочется спросить, это кто же из представителей человечества имел достаточное количество духовного опыта, чтобы написать такое? Вы слышали когда-нибудь о таких людях? Я не слышал, даже близко. И тем не менее мое внутреннее духовное чувство, как и мой опыт исследования духовных явлений говорит в пользу истинности данных утверждений.В древних магических книгах можно найти термин "Illuminacio Regale", что значит "Царственное Озарение". Настолько важный принцип, что Гермес оканчивает трактат словами: "Благословенны избравшие путь Озарения". Символ помазания царей имеет то же основание. Решительно все знатоки Тайной Силы сходятся на утверждениях высшей гармонии в проявлениях мощи Озарения. Потому "царь-помазанник" символично, что, не удаляясь от земли, выражает волю небес. Поверх формул условных, застывших в коре предрассудков, имеются знания, как бы разлитые в воздухе... И все будущее основано на овладении озарением. Самый трудный телефон будет в руках человека. Озарение, Ч.2.III.20
Можно ли судить по этим примерам об их авторе?
Думаю, можно. Ни Елена, ни Николай Рерихи не могли быть авторами данных текстов однозначно, несмотря на их страстное желание выглядеть великими мудрецами и готовность ради этого мистифицировать собственную жизнь в глазах общественности и последователей. Несмотря на очень богатый опыт в подобной деятельности Рерихов, это совершенно не их уровень. А вот версия с вдохновляющим влиянием Сознания более высокой эволюции легко объясняет появление данных откровений.
Человек, не знакомый на собственном опыте с подобным явлением, может удивиться данной версии. Но такое удивление возможно только потому, что несмотря на бесконечные упоминания этого явления (в виде проявления тех или иных божеств, гениев, даймонов, муз и т.д.), начиная с самых первых письменных источников на заре развития человечества, до сих пор это явление не находит себе места в коллективном сознании современных людей. Сознание современного человечества вытесняет всё, что не имеет либо религиозного, либо научно-признанного объяснения.
Т.е. несмотря на то, что просто огромное количество людей встречается в своей жизни с явлением необъяснимого вдохновения, дающего потрясающие результаты, все преимущественно считают, что это происходит как-то само собой благодаря их врожденному таланту.
Также необходимо отметить периодически появляющиеся среди других текстов сказания о Будде, Христе, Сергии Радонежском. Эти сказания написаны совершенно особым стилем и представляют собой совершенные законченные художественные произведения. Например, рассказ Марии Магдалины:
Эти художественные жемчужины впоследствии будут собраны в книгу "Криптограммы Востока".Вы знаете мой образ жизни, когда по ночам нас знали и днем отворачивались, так же и к Христу по ночам ходили, а днем лицо отвращали. Мне подумалось: "Вот я самая низкая и меня стыдятся при солнце, но Самого Высокого Пророка так же днем избегают. Так самое низкое и самое высокое одинаково избегаются". И вот решила я найти Его и днем протянуть Ему руку. Одела свой лучший химат и ожерелье из Смирны и надушила волосы - так пошла, чтоб сказать народу - при свете солнца избегаемые тобою низкое и высокое встречаются. И когда увидела Его, сидящего посреди рыбаков, только холстиной покрытого, осталась через улицу и подойти не могла. Между нами проходили люди, одинаково избегая нас. Так была решена Моя жизнь, ибо Он сказал ученику самому любимому: "Возьми щепоть пыли и отнеси этой женщине, чтобы было на что променять ее ожерелье. Воистину, в этой золе больше света, нежели в ее камнях, ибо из золы могу создать камень, но из камня - только пыль". Он не осудил меня, но лишь взвесил мои цепи, и цепи позора разлетелись пылью. Просто решал Он, никогда не затруднялся послать самый простой предмет, решавший всю жизнь. До этих посылок Он дотрагивался, как бы одухотворяя их. Путь Его был пуст, ибо народ, получив от Него дар, поспешно разбегался. И желал Он возложить руки, и пусто было. Фурии срама неслись за Ним и притворно махали ветвями, когда Он уже был осужден. Цена разбойника явилась достойной толпы. Разбил цепи, воистину, ибо дал знание, не приняв мзды. Озарение, Ч.2.IV.13
Но вернемся к эзотерическому содержанию книги "Озарение". Нельзя сказать, что советы, даваемые в книге оторваны от жизни. Вот как решается вопрос духа и материи:
Или:Конечно, материя очень значительна, но лишь при духе она получает свое священное значение... Озарение, Ч.2.V.15
Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. Также ученый, забывающий об Источнике, лишает себя полетов в край завоеваний. Озарение, Ч.2.V.17
Или:Хотим сделать Наши дела доходными в духовном и материальном смысле. Озарение, Ч.2.VI.9
Или:Уничтожить путь невежества можно лишь пробуждением творчества. Озарение, Ч.2.VI.1
Сама книга позиционирует себя как дающая "качество и признаки работы, утверждающей расширение сознания".Условие Братства - полная соизмеримость мысли и выражения - это оплот правды красоты. Озарение, Ч.2.VII.19
Действительно, в ней дается целый ряд признаков такой работы, например:
Или:Канон выше "Господом твоим" - основание нового мира... "Господь твой, живи!" Так скажете каждому и, обменявшись Господом, пойдете к Единому. Там, где можно увязнуть, там можно мягко ступать, если без отрицания. Там, где можно задохнуться, там можно пройти, поминая "Господа твоего". Там, где почитание материи, там лишь ею можете пройти, но возвеличив земную материю до Космоса. Главное, не надо только привязанности к земле. Озарение, Ч.2.VIII.2
Или:Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый - Почитание Иерархии. Второй - Сознание единения. Третий - Сознание соизмеримости. Четвертый - Применение Канона "Господом твоим". Озарение, Ч.2.IX.9
Или:Главная ошибка, что вопросы и запросы жизни не формулированы,... Прошу заострить мысль, как меч. Учиться можно без конца. Озарение, Ч.3.I.8
Ещё:Луч Наш посылает мириады очищенных атомов, которые окутывают человека, если около него нет астрального вихря. Это основание спокойствия духа, иначе остатки кармы заслоняют предмет посылки. И низшие духи разрывают луч подобно обезьянам, рвущим драгоценную ткань без всякой пользы, ибо атомы материи непригодны для мятущихся оболочек. Нужно помнить это, соединяя дух в молитве с Беспредельностью. Озарение, Ч.3.IV.2
Теперь только запомните, что в случае опасности вы должны опоясать себя сознанием личной неуязвимости и затем посылать сознание навстречу Моему Лучу. Мысленно представить, как искра ваша бежит к Моему току. Такая взаимность усиливает ток и хороша при уставании. Могут быть в пути разные случайности, когда взаимный ток особенно полезен. Лучше усиливать каждую возможность. Озарение, Ч.3.IV.3
Еще:Укажу качества взыскующих общего блага. Первое - постоянство устремления. Второе - способность вмещения, ибо плох коммунист отрицающий, но ищущий правды достоин общего блага. Третье - уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое - желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое - отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое - изгнание страха. Седьмое - бодрствование явить среди тьмы. Озарение, Ч.3.IV.6
Еще:...обычай делает обычным. Потому Прошу взглянуть на небо как бы в первый раз. Прошу ужаснуться copy городов как бы в первый раз. Прошу помыслить о Христе и Будде как бы в первый раз. Озарение, Ч.3.IV.8
Еще:Качества действия. Если действие малое, то оно нуждается в помощи разных рукотворных вещей. Когда же действие становится великим, оно не нуждается в земных предметах. Это первый пробный камень действия. Когда маг говорит о целой аптеке, значит, его действие очень малого плана. Второе качество действия - его подвижность. Подобно вихрю первичной материи истинное действие должно трепетать возможностями. Только полет может закончить светоносную проявленную мысль. Третье качество действия - его неожиданность. Каждое поразившее умы действие было следствием неожиданного пути мышления. Четвертое качество действия - его неуловимость. Только это качество защищает действие от пагубных нападений. Пятое качество действия - его убедительность. Как каждая молния связывает Наше сознание с Космосом, так же каждое действие должно поражать, как сверкание меча. Шестое качество действия - его законность. Только сознание основ эволюции мира подвинет действие вне преложности. Седьмое качество действия - его чистое отправление. Путем его можно двигать тяжести без утомления. Озарение, Ч.3.IV.14
Еще:Поймите, труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, - и никакая усталость недоступна. …вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Озарение, Ч.3.V.15
Избегайте однообразия как в месте, так и в труде... каждый день труда должен быть окрашен особым качеством духа... Сколько нового здоровья в разнообразии места и труда! Озарение, Ч.3.V.6
Ещё:...обратимся опять к Мистериям древнего Египта, ведь эти Мистерии были научными путями жизни. Принимаемый член должен был, не замедляя ритма, пройти до Учителя. Перед ним лежала светящаяся черта, и он должен был следовать, не уклоняясь и не задевая черту. Помещения проходимые были освещены разными цветными огнями. Иногда черта почти исчезала. Но наконец черта начинала сверкать и как бы ослепительный луч уходил под тяжелую запертую дверь. Дверь была как бы неприступна - без замка. Полосы и бляхи различных металлов украшали и укрепляли ее. Робкий духом смущался и нарушал ритм шага, но знавший значение непреложности шел прочно. Но когда тело его ударялось о твердыню, она распадалась, и он входил в последний Покой. Этот непреложный удар нашей земной оболочки необходим для создания ритма восхождения. Знание духа указывает нам, как размер цели создает размер возможностей. И символ распадения тяжкой двери лучше всего показывает, как надо действовать. Современные мудрецы смеются над пробитием стены лбом, но древние египтяне сделали прекрасный символ мощи нашей сущности - потому идите чертою луча. Озарение, Ч.3.VI.11
Также книга излагает ряд утверждений, далеко выходящих за современный уровень научных знаний:Опять приступят с вопросом - как быть с препятствиями? Кому семья мешает, кому нелюбимое занятие, кому бедность, кому нападки врагов. Добрый всадник любит изощряться на неученых конях и предпочитает препятствие рва ровной дороге. Всякое препятствие должно быть рождением возможности. Явление затруднения перед препятствием все-таки происходит от страха... Друзья! Пока нам препятствия не являются рождением возможностей, до тех пор мы не понимаем Учения. Удача лежит в расширенном сознании, невозможно приблизиться при наличии страха. Луч мужества поведет поверх препятствий… Если путь усеян костями, можно идти смело; если народы говорят на разных языках, значит, можно открыть душу; если надо спешить, значит, где-то новый кров готов. Будьте благословенны, препятствия, вами мы растем! Озарение, Ч.3.VI.12
Или:Считаю, можно чудо стихийных духов пояснить. Форма их зависит от условий устремлений - попадая в фокус зрения людей, они поглощаются формой человеческой. Человек увидит их в человеческой форме, животные увидят их как животных, ибо они не имеют оболочки. Ручаюсь, что страшные или прекрасные формы зависят от рефлекса нервов. Потенциал стихий всегда готов ответить усугубленным отражением и усилить Нашу посылку в определенном направлении. Не следует думать, что стихийные духи - наше порождение. Вернее назвать манифестацию их искрою при прикосновении с резервуаром напряжения динамита, и сознание этой искры загорается от прикосновения духа человеческого. Конечно, степень их различна, как различно напряжение динамической энергии. Можно вызвать напряжение этой энергии механически, но Мы потому против этой магии, что она нарушает правильность стихийных волн и полна обратных ударов. Озарение, Ч.2.IX.2
Стихия есть пространственное вещество, невесомое и неизмеримое, полуаморфные кристаллы в виде так называемых стихийных проявлений. Субстанция непроявленного духа напитывает вещество пространства. Про человека говорят: рождается и умирает; про стихийного духа можно сказать: вспыхнет и угаснет. Как стрела, вонзается сознание проявленного духа в вещество стихий и, как магнит, собирает расплавленную субстанцию. Рождение стихийного духа обусловлено касанием проявленного сознания. Поистине, необозрима кооперация! И качество, и внешность, и динамичность духа зависят от духа создателя. Потому зломыслие осуждается как прародитель безобразия. Сила сознания производит соответственный рефлекс в веществе пространства. И вспыхнувшие фокусы пространства остаются близкими создавшему. Ничтожное сознание породит гаснущие искры, но сознание, потенциально растущее, может производить гигантов. Фабрика добра и зла, почему так ценно качество мысли. Так вырубили Мы картину эволюции жизни пространства и можем просить человечество - будьте лучше и не грязните волны прекрасного Света. Сферы стихий ослепляюще прекрасны, и загрязнить их подобно уничтожению чудесного цветка. Озарение, Ч.2.IX.6
Или:Неужели вам трудно понять смысл Астрологии? Если не хватает знания, предлагаю сделать опыт. Нужно взять четыре организма: растение, рыбу, птицу и животное. Скажем - лилия, карп, голубь, собака. Запасти по семи экземпляров и для каждого деления устроить помещение, лишенное дневного света и напитанное цветным лучом электричества. Стекла надо взять наиболее близкие цветам радуги. На ночь можно лишь понижать степень света. Так можно наблюдать около четырех месяцев. После чего даже слепой поймет разницу следствий. При этом еще будет отсутствовать главное условие звездного луча, его химический состав. Невозможно не понять значение физического воздействия тел планет... Взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам. Озарение, Ч.3.V.4
Чтобы получить более глубокое представление о последнем утверждении, нужно вспомнить, что верховный Закон общего блага утверждает, что всё существующее существует для всего существующего. Т.е. иначе говоря, Вселенная существует для каждого живущего существа.В верованиях и законах порицается предательство, клевета и оскорбление, но не указывается, почему эти действия вредны по существу... Весь мир делится по границе личного и общего блага. Если мы действуем в сфере общего блага искренними помыслами, то за нами стоит весь резервуар космических накоплений. Эта чаша лучших подвигов начинает действовать по незримому лучу... Потому предательство, клевета и оскорбление непрактичны. Озарение, Ч.3.V.11
Еще утверждения, пока не ставшие нашим знанием:
Или:Действие духа неисчислимо быстро. Мысль есть рефлекс духа, и потому движение мысли неимоверно быстро. Только через многие ступени по шкале медленности начинается исчисление быстроты света. Если значение духа велико, то какую же ценность имеет дитя духа - мысль?! Какое значение имеет мысль, показывает даже несложный аппарат, изучающий спектр ауры. Меняют окраску ауры не только осознанные мысли, но в такой же мере действуют и летающие мухи нашего резервуара духа, не доходящие до рассудка и памяти. Всюду говорится об одинаковости значения мысли или действия - установить это легко: возьмите действие на спектр ауры мысли об убийстве или самое убийство - следствие будет одинаковое. Трудно усвоить людям, что мысль имеет то же воздействие, как и поступок. Но кто желает принять участие в эволюции мира, тот должен понять значение мысли. Если мысль трансформируется в физический цвет, то и воздействие ее на расстоянии так же очевидно, как изучение волн света. Надо подходить к теории силы мысли научно. Не следует относить к исключительным личностям - этот закон, общий всем. Как главное следствие будет непрактичность лжи и лицемерия, а также бережливость к своим близким... Измеритель аур дает большое доказательство для невежд. Озарение, Ч.3.V.14
Или:В напряженном темпе работы скрыто замечательное оккультное качество. Никаким напряжением воли нельзя достичь результатов напряжений работы. Темп и насыщенность ритма могут сблизиться с космическим напряжением. Озарение, Ч.3.VI.8
Что же, на мой взгляд, объединяет практически все рассматриваемые утверждения? НЕПОЛНОТА ЗНАНИЯ. Это, говоря словами Агни-Йоги, знание, не затрагивающее Карму. Почему? Потому что применить его просто так не получится. Для того, чтобы каждое из данных утверждений заработало, необходимо добавить в каждом случае некий ингредиент, который должен быть найден исключительно на личном опыте тем, кто стремиться овладеть данным знанием. Это как если бы было дано 90% данных о некоем знании, но без оставшихся 10% оно работать не будет. Но ведь 90% это много лучше, чем ничего! Не зря в книге "Зов" говорится, что "волшебный цветок [знания] на земле должен быть сорван руками человеческими".Какое внешнее условие является необходимым для качества работы? - Свет. Только свет делает работу производительной и полезной. Бабочка может летать, пока ее радужная пыльца не истощена. У человека имеется та же радужная сила, и она воспринимает посредством фотоплазмы мощь света. Различные плазмы являются посредниками между видимым и невидимым. Фотоплазма, будучи эманацией нервной системы, образует радужную пыльцу, принимающую лучи света и проводящую их в нервные каналы. Лучшие соединения со светом получаются утром, потому не закрывайте утреннего света. Работайте при свете, решайте при свете, судите при свете, тужите при свете, радуйтесь при свете. Ничего не сравнить со световой волною. Даже самое лучшее электричество, даже самое голубое, дает в восемь тысяч раз меньше, нежели луч солнца. Скоро изучение фотоплазмы даст новое направление приемам труда. Можно видеть, как кипит пыльца фотоплазмы и маленькими воронками уносит полученное сокровище в поры кожи. Не только просторность рабочих помещений, но и правильный доступ света должны быть изучаемы. Лучи солнца должны быть оценены как мировое сокровище. Тот же ученый легко разберется в течении лучей прочих небесных светил. Озарение, Ч.3.VI.15
Является ли данная мысль совершенно новой? Конечно же нет. Вот, например, как описывается сущность сновидений в книге "Озарение":
А вот что написано об этом в "Письмах Махатм":Сны и видения тоже не чудеса, но нить жизни, но именно сознание сущности предстоящего, проявленное настолько, чтоб не затронуть карму. Если бы люди могли принять сны и сознание без предрассудков, путь мог бы улучшиться. Озарение, Ч.2.VIII.1
Т.е. в процессе чтения книги "Озарение" мы не получаем Учения Жизни, но мы получаем огромную помощь в создании этого Учения Жизни. Эта помощь дается фрагментарно и отличается неполнотой, но это лучше, чем ничего. Приходим к выводу, что Учителя Знания не могут передать работающее Учение Жизни, но могут помочь ценной информацией.Если целыми поколениями мы уберегали мир от знания нашего Знания, то это лишь вследствие его абсолютной неподготовленности... эти раскопки так глубоки, скалы так круты и остры, что, погружаясь в этот бездонный океан, большая часть из нас погибает в этих опасных исследованиях, ибо мы были ныряющими и пионерами, а люди науки лишь жнут там, где мы сеяли. Это наша миссия нырять и приносить жемчужины Истины на поверхность, их же – очищать и оправлять их в научные драгоценности. И если они откажутся дотронуться до безобразной ракушки, настаивая, что в ней нет и не может быть драгоценной жемчужины, тогда мы еще раз умоем руки от ответственности перед человечеством. Письмо 15. К.Х. - Синнетту. 8 июля 1881 г.
Также необходимо отметить, что в книге "Озарение" много говорится о самом Братстве Учителей.
Что хочется сказать об этих и целом ряде других деталей, описывающих Братство в книге "Озарение"? Хочется отметить их необычайную жизненность и как бы отполированность долгим опытом. Сравните их с многочисленными попытками описания будущего в фантастической литературе и вы увидите, насколько трудно даже самым лучшим фантастам создать убедительную деталь описания жизни будущего. Здесь же как и в описаниях мистерий Древнего Египта, данных в книге, мы имеем звучание убедительности."Шамбала" - необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обитель гор. Озарение, Ч.2.I.5
Теперь пора сказать признаки пути к Нам. Прежде всего, ясно ли принимаете существование Учителей?... Почему же трудно принять, что группа, получившая знания путем упорного труда, может объединиться во имя Общего Блага? Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях. Вы, конечно, слышали рассказы путешественников о нахождении в пещерах неизвестных Йогов. Если вы продолжите этот факт в направлении обширного действенного знания, вы легко дойдете до ощущения группы Учителей Знания. Озарение, Ч.3.V.18
Кто имел преимущество слышать Говор Наш, может засвидетельствовать, как деловито и разнообразно проходит время Наше. Для увеличения возможностей пришлось отказаться от долгих построений речи, изыскивая в разных веках лучшие и краткие определительные. В трехминутное время надо уметь дать выпукло содержание трехчасовой речи... Оценить сокровище времени можно лишь при работе Общего Блага. Озарение, Ч.3.V.20
Может ли Наша Община вмешиваться в дела мира и оказывать действенную помощь?... Как стрелы, вонзаются посылки Общины в мозг человечества... Известны случаи посылок важного значения предметов. Известны присылки денежных сумм. Известны предупреждения об опасности. Известны письма о решении дел. Известны встречи под разными образами. У Нас бывали пароходные билеты и костюмы разных стран... Наш посланник просил королеву поступить по законам времени. Наш посланник советовал молодому изобретателю. Наш посланник провел начинающего ученого. И можно указать список лиц, получивших денежные переводы. Это все факты, засвидетельствованные физическими документами. Озарение, Ч.3.VI.3
Один Наш Друг напрасно вышел по горной тропе и, привычный к переходам, зашел за границу предохраняемую; там Он впал в глубокий обморок. Что же показали Наши дальнозоркие аппараты? Друг лежит на очень опасном обрыве, к нему спешит отбившийся от каравана участник экспедиции Географического Общества; сам голодный и обессиленный, подымает Нашего Друга, который очень высок ростом, и несет Его по тропе. Только напряжением нервов можно объяснить, как он мог поднять эту ношу. Когда Наши посланные дошли, сам путешественник впал в еще более глубокий обморок. Непомерная ноша сделала его сотрудником. Теперь он заведует охраною путей и занимается историческими исследованиями. Он часто повторяет: "Не бойтесь непомерной Ноши". Конечно, он имел повод оказаться в Наших горах. Озарение, Ч.3.VI.5
Подведем итоги. Можно ли тексты первых книг Агни-Йоги назвать Йогой, практическим руководством к достижению единения с божественным началом Космоса; или духовным Учением Жизни, Учением духовного совершенствования человека, дающем его последователю богатство возможностей преображения жизни, раскрывающем в его последователе способности управления скрытыми силами природы? Разумеется, нет! Это не Учение Жизни, но некая фрагментарная информация об Учении Жизни. Всё, что мы имеем - это множество случайных фрагментов действительно выдающихся Знаний о природе Реальности, которые к тому же подобно письму дяди Федора из Простоквашино периодически разбавлены то Рериховским личным тщеславием, типа:
То совсем уж ошарашивающими утверждениями "Махатмы":Главное, чтоб Мы могли восхищаться непобедимостью шага вашего... Озарение, Ч.2.V.8
Фронт Наш стоит стеною; улыбка, как зарница, бежит по всем Ликам при каждом удачном движении вашем. Озарение, Ч.2.I.3
Между тем в книге "Зов" тема даваемого Рерихам духовного Учения и их духовного ученичества повторяется неоднократно. Например:Предупреждаю: неисполнение Указов... вредит больше, нежели кажется... Озарение, Ч.1.V.6
Если человек прикоснулся к космическому вихрю, то всякое уклонение навлекает следующую волну. Попасть под нее - как под пяту Гиганта. Добротою Просим - не отринь Руку Водящую, иначе горе отставшему... Озарение, Ч.2.VI.14
Брызгами разлетится, кто отступит. Озарение, Ч.1.X.7
Та же тема продолжается и в книге "Озарение":Мои дети, учение жизни, направленное Мною, - кратчайший путь... Зов, 1921, 20 ноября
И ценно учение М. ., проводящее тропою жизни. Зов, 1921, ноябрь 30
Так же точно и просто Говорю - читайте и поймите проще Мое Учение, не упуская сроки. Зов, 1923, январь 27
Учению М. . следуйте. Зов, 1922, январь 30
Даю вам: учение, кармические сообщения, указы... Учение пригодно для всего мира, для всех сущих... Указы всегда понятны и должны исполняться без промедления. Зов, 1923, март 10
Можно спорить, что именно подразумевается в перечисленных выражениях. Но известно, что сами Рерихи объявляли книги Агни-Йоги именно Учением Жизни. Такая ситуация является явным подлогом. Происхождение его, скорее всего в сильнейшем честолюбивом желании Рерихов обрести подобное Учение. Отсюда выдача желаемого за действительное приписыванием от себя.Свет велик, данный Учением Нашим... Озарение, Ч.1.IX.18
Лучше надо Мою книгу понять. Учение, как по земле ходить, явлено тем, кто небо живым почитает. Озарение, Ч.2.II.11
Кому Чаша Общего Блага покажется тяжкою, тому Скажу - Учение не кедровые орешки в сахаре, Учение не серебряные бирюльки. Учение есть мощная серебряная руда, назначенная и сбереженная. Учение есть целебная смола, открытая и устремленная. Озарение, Ч.3.V.17
Если в общине Мое не творится Учение, значит, явлен кто-то прикрывающийся. Озарение, Ч.3.VI.8
Какие Указы могут быть переданы при такой огромной степени искажения информации источника?! Какое точное Руководство возможно в данной ситуации?! Но утверждается следующее:Надо привыкать и днем и ночью исполнять Указы и проникаться Уставами. Не Люблю всякое ханжество. Пусть Луч озаряет подвиг. Куда Пошлю Луч, если мокрая кисея вместо щита? Главное - неотложность и твердость руки в ударе. Озарение, Ч.3.II.4
Необходимо отметить несоответствие заявленного имеющемуся.Если Увижу, чтоб идти на верблюдах, - идите! Если Увижу, чтоб лететь, - летите! Если Увижу, чтоб плыть, - плывите! Если Увижу, чтоб погрузиться в нору, - погрузитесь! Если Увижу, чтоб явиться в полночь, - явитесь! Если Увижу, чтоб поспеть до восхода, - поспейте! Если Увижу, чтоб покрыть Святыню щитом, - покройте! Если Увижу, чтоб не задремать, - не задремлите! Если Увижу, что надо Мне поверить, - поверьте! И будет ваш мантрам: "Помогу строить Твою Страну во Имя Матери Мира и Отца Моего!" Усилим силу нашу огнем готовности и пойдем по пескам золотым, ибо идем к Владыкам. Озарение, Ч.3.II.12
Указ Моим воинам не повторяется дважды. Озарение, Ч.3.II.17
А вообще тексты Агни-Йоги выглядят так, как если бы некое Сознание более высокой эволюции действительно старалось передать через Рерихов некоторую информацию об Учении жизни и духовного развития, используя несовершенную способность Рерихов улавливать посылаемые мысли. В результате получилось то, что получилось, а именно винегрет из фрагментов высокого знания, иногда искаженных, личных домыслов Рерихов, их восторженных дифирамбов, их же честолюбивых вставок, пафосных выражений, а временами и откровенной тарабарщины. И тем не менее, на мой взгляд, тексты, в той или иной мере отражающие высокое знание в этом винегрете, в большинстве книг Агни-Йоги составляют весьма существенную долю. Если в книге "Зов" эта доля, на мой взгляд, не превышает 10%, то начиная со второй части книги "Озарение", эта доля уже является преобладающей. И ежели это действительно так, это имеет принципиальное значение, поскольку дает большие возможности получить представление о том, что представляют собой многочисленные, скрытые до сих пор от человеческого внимания, явления Реальности бытия и том, как должна быть устроена жизнь в разных областях человеческой деятельности.
Такое понимание Агни-Йоги, на мой взгляд, уничтожает весь фундамент фанатизма, открывает возможность непредвзятого исследования данной в ней информации, увлекает к утверждению своего пути, к достижению личных открытий на пути духовных поисков, освобождает ищущего от восприятия данных текстов как раз навсегда утвержденных догм духовного развития; также как разрушенный авторитет Рерихов как мудрых йогов показывает нам насколько многие заявления о пути духовного развития, утверждаемые ими, не соответствуют действительности. Тем самым разрушается невежество и открывается возможность нового очищенного пути познавания и утверждения жизни.