Турист писал(а): ↑26 сен 2021, 23:12
В процессе самоанализа разум, в свою очередь становится объектом для воспринимающего субъекта, которым является кто? Кто является «субъектом, воспринимающим» разум как атрибут самого себя?
Продолжу прошлый пост теперь по существу вопроса, а не по истории философии.
Если мыслить так, что вот есть "Объект" и есть "Субъект" то возникает проблема разграничения категорий - где заканчивается одно и начинается другое?
Мало того, если можно сопоставить (сравнить) предметы из одного "поля", например, сравнивать яблоко и грушу, то каким образом и через что сравнивать разные "поля"?
То есть, если существует некая "сфера (пространство, поле) сознания" и "сфера материи", то через что из можно сравнивать?
Сравнение чего-то с чем-то возможно только тогда, когда у сравниваемых есть что-то общее.
Например, мы можем сравнивать апельсины и гвозди по весу, плотности, цвету, химическому составу потому, что и гвозди и аппельсины одинаково подлежат анализу по этим определениям.
А как можно сравнивать категории? Можно только констатировать, что есть "Субъект" и есть "Объект" и все. Сравнивать их нет через что. Если у объекта есть вес, протяженность, и пр. то о субъекте такого ведь сказать нельзя.
Это одна из ущербностей философии категорий, что признается самими современными философами, мыслящими в подобном ключе.
Но в теософии и в Индийской философии (чтобы там ей не приписывали) - нет никаких категорий. Есть Единый элемент - условно-абстрактное понятие из-за того, что он вообще не познаваем (за пределами познания) и какие-либо рассуждения о нем невозможны. Еще о нем говорят как об Актере, а Вселенная его сцена и пьеса. И он же "нищий странник" - или нулевой аркан Таро.
Все, что существует в мире - субстанции, материи, дух, пустота/полнота, сознание и пр. и т.п. есть только ОБЛАЧЕНИЕ этого Актера/Парабрахмана. Все они суть модификации Мулапракрити в которой этот Парабрахман только пассивно отражается (повторю - о Нем ничего не может быть сказано, даже о его роли в создании Вселенной)
Таким образом и объект и субъект - это только разные степени тонкости материи (модификации Мулапракрити). Более тонкая материя (на два шага тоньше) выступает как Познающая субстанция, и соответственно, более грубая - как познаваемое.
Правда, тут возникает вопрос, а что тогда ПОЗНАНИЕ?
Если говорить только в общем, то все трое: "Познающий - Познание - Познаваемое" суть одно, триединство вне проявления и Тримурти (Шива - Вишну - Брахма) в широком смысле - в процессе проявления.
Я говорю - это только в общем, если рассматривать конкретно: Вот я, мои средства познания и мой интерес (то, что я познаю), то тут в пару строк не вложиться...