Диалоги о смыслах

Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Диалоги о смыслах

Сообщение Volt »

Эдвард Ром писал(а): 07 июн 2021, 11:55 Получается наоброт. Елена Петровна была не в курсе, что термин "Раджа Йога" введен лишь в средние века, а точнее в 14 веке.
Данный термин употреблял еще Шанкарачарья в своих комментариях к Йога-сутре Патанджали ( 788—820 гг)
Если кто-то придерживается Раджа Йоги (Царского Пути), то у него нет ни необходимости фиксировать взгляд на определённом предмете, ни концентрации ума в одном месте. Так же нет ограничений на место и время практики этой йоги. Нет никаких ограничений на время практики во время заката и восхода или же в другие благоприятные ранние часы. Практика не включает контроль дыхания, фокусировку ума, медитацию или подобные строгости.
Изображение
Эдвард Ром писал(а): 07 июн 2021, 11:55 Патанджали - представитель школы Санкья.
В индии существует 6 классических школ
1) Самкхья
2) Йога
3) Ньяя
4) Вайшешика
5) Миманса
6) Веданта

Патанджали был основоположником школы Йога. К ней же он и принадлежал. Данная школа использовала философскую систему Самкхьи, но при этом выступала резко против их атеистических взглядов.
В добавок к этому Патанджали был хорошо знаком с буддийскими идеями и включил их в свою систему.
Йога-Сутра, несомненно, была составлена гораздо позже, но элементы, которые она разделяет с буддизмом, могут быть взяты из общего запаса созерцательной практики, которая была включена в буддизм и развиваласть там. Важная роль буддийской технической терминологии и концепций в Йога-Сутре предполагает, что Патанджали был осведомлен о буддийских идеях и вплел их в свою систему. (Yoga: Discipline of Freedom: The Yoga Sutra Attributed to Patanjali/Barbara Stoler Miller/1996)
Каждый освещает темноту как может
Эдвард Ром
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Диалоги о смыслах

Сообщение Эдвард Ром »

Volt писал(а): 26 июн 2021, 14:53 Данный термин употреблял еще Шанкарачарья в своих комментариях к Йога-сутре Патанджали ( 788—820 гг)
Можно также говорить и о том, что этот термин упоминается и в Йогататтва упанишаде, которую некоторые относят к периоду 100 гг нашей эры. У Шанкары термин Раджа-йога означает наивысшее состояние практики йоги и не является определительным термином применительно к Йога-сутрам Патанджали. Даже в той работе , на которую Вы ссылаетесь после цитаты слов Шанкары пишется:
Объяснение: Этот стих поистине странный! Дано указание на Царский Путь, но ни слова о том, что это такое. То, что не составляет путь, было частично перечислено, но не то, чем он является. Обычно йогический путь содержит хотя бы одну практику: однонаправленный взгляд, умственный замок, контроль дыхания, концентрацию, медитацию и т.п. Шанкара говорит, что Царский путь ничего подобного не требует. Как тогда это может быть практикой йоги? Если это не практика йоги, то как можно называть это Царём различных видов йоги?
Шанкарачарья разработал свою 15-ти членную систему йоги. И вступал в полемику с работами по йоге Патанджали. Прежде всего в связи с философией Санкхья, на которой базируется система Патанджали. Нет некой уникальной Раджа-йоги как определенной тайной системы, развивающейся самостоятельно в рамках одной линии передачи от учителя к ученику. Раджа-йога - это как бы квинтессенция, высшие ступени йогических практик.

Елена Петровна упоминает в своих трудах Тарака Раджа Йогу как отдельную систему. Вот в этом ключе я и говорю, что здесь раджа-йога современное название (от средних веков), так как Тарака йога или Аманаска Йога употреблялись без вставки слова "раджа".
Volt писал(а): 26 июн 2021, 14:53 В индии существует 6 классических школ
1) Самкхья
2) Йога
3) Ньяя
4) Вайшешика
5) Миманса
6) Веданта

Патанджали был основоположником школы Йога. К ней же он и принадлежал. Данная школа использовала философскую систему Самкхьи, но при этом выступала резко против их атеистических взглядов.
Я вот честно говоря сколько смотрю на это деление на 6 классических философсикх школ Индии, столько недоумеваю. Поскольку не считаю йогу отдельной философией. И выделение Йога-сутр Патанджали в самостоятельную философскою школу считаю надуманным. Кому-то видимо хотелось подогнать число школ под цифру 6.

Также как и разделение Вайшешика и Ньяя. Поскольку можно считать, что Ньяя есть дальнейшее философское развитие мысли в ключе Вайшешика.

Также как и Миманса и Веданта можно было бы объединить в одну философскую линию мысли, которая развивалась во времени, но имела своим базисом утверждение Вед и Упанишад. В рамках Веданты есть своя школа Йоги, которая философски отлична от Йоги Патанджали, базирующейся на Санкхья.

Если уж говорить, вообще о школах мысли Индии, то их значительно больше чем шесть. А приведенные выше шесть - это ортодоксальные школы - Астика. Не ортодоксальные школы (настика) - буддизм, джайнизм, локаята. Но куда в этом списке делась школа связанная с теорией Шакти - шиваистский шактизм и тантра?
mvs
Администратор
Сообщения: 4331
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Диалоги о смыслах

Сообщение mvs »

Эдвард Ром писал(а): 29 июн 2021, 06:28 Поскольку не считаю йогу отдельной философией.
:du_ma_et: Отдельной от чего? От санкхья?
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Диалоги о смыслах

Сообщение Volt »

Эдвард Ром писал(а): 29 июн 2021, 06:28 Даже в той работе , на которую Вы ссылаетесь после цитаты слов Шанкары пишется:
Объяснение: Этот стих поистине странный! Дано указание на Царский Путь, но ни слова о том, что это такое. То, что не составляет путь, было частично перечислено, но не то, чем он является. Обычно йогический путь содержит хотя бы одну практику: однонаправленный взгляд, умственный замок, контроль дыхания, концентрацию, медитацию и т.п. Шанкара говорит, что Царский путь ничего подобного не требует. Как тогда это может быть практикой йоги? Если это не практика йоги, то как можно называть это Царём различных видов йоги?
А ниже ответы на эти вопросы:
Ответы на вышеприведённые вопросы находятся в самих вопросах. Давайте обсудим каждый вопрос.
1. Взгляд не должен быть однонаправленным. Другими словами, наш взгляд не должен быть направлен в этом видимом мире ни на один предмет, который мог бы выступать как потенциальная цель. Если мы всё уберём, что останется? Только Наблюдатель. Это первый атрибут Царского Пути.
2. Нет нужды блокировать ум. Раздумья блокируют ум. Раздумья ума основываются на информации из десяти источников – от пяти органов чувств и пяти органов действий. Нет другого объекта кроме этих десяти источников во всём творении. Что случится, если всех их избегать? Останется Мыслитель. Это второй атрибут Царского Пути.
3. На самом деле нет двух различных начал, таких как Наблюдатель и Мыслитель. Они одно и то же. И Он всегда там. Он везде. Поэтому связанная с Ним йога не ограничена каким-либо временем или местом. Это третий атрибут Царского Пути.
4. Контроль ветра, концентрация, медитация и так далее относятся к уму и дыханию. Они не относятся к Наблюдателю. Поэтому нет особой необходимости отмечать, что они не формируют часть Царского Пути. Всё это было сказано лишь для раскрытия темы.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что Царский Путь обеспечивает возможность достижения состояния Наблюдателя, у которого нет цели для наблюдения или же Мыслителя, у которого нет объекта осмысления.
Из того факта, насколько привлекательно описал Шанкара этот путь, а так же из данного ему имени «Царский», мы можем сделать вывод, что Шанкаре этот путь очень дорог.
Далее следует развёрнутое описание Раджа Йога (Царского Пути).

приведу цитату Сарасвати о Раджа-йоге:
Раджа йога (включая йогу Патанджали) представляет собой науку, предметом которой является разум. Вместо того чтобы исследовать внешний мир, подобно другим наукам, раджа йога занимается исследованием внутреннего мира и освобождением сил и знаний, содержащихся внутри. Это наука ментальной дисциплины, которая включает различные методы, позволяющие сделать ум однонаправленным. Патанджали сам определяет свой метод йоги как «уничтожение ментальных колебаний». Мы предпочитаем называть разум «видимым концом чистого сознания». Он заключает в себе сознательный, подсознательный и бессознательный пласты
человеческого бытия. Поэтому мы переводим определение Патанджали следующим образом: «Йога — это управление структурами
сознания».
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Диалоги о смыслах

Сообщение Абель »

А почему- то не сказано,что последний шаг- отбросить и наблюдателя,самый важный.
Эдвард Ром
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Диалоги о смыслах

Сообщение Эдвард Ром »

mvs писал(а): 30 июн 2021, 19:19 Отдельной от чего? От санкхья?
Полагать, что Философия йоги есть нечто отдельное от мировоззрения в рамках которой она сформировалась неверно. Йога Патанджали сформирована в концептах философии Санкхья и единственным отличием является добавление Божества. Но это необходимый инструмент для практики йоги.

Также в рамках Веданты сформирована своя система йоги, то же касается буддизма, шиваизма и пр.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Диалоги о смыслах

Сообщение Volt »

Абель писал(а): 01 июл 2021, 10:25 А почему- то не сказано,что последний шаг- отбросить и наблюдателя,самый важный.
Сказано.
Человек должен полностью избавить себя от любых привязанностей к своим органам и телу - чувства «я», а также обладания домами и другой собственностью – чувства «моё». Если человек сможет быть непривязанным, становится возможным путь Раджа Йоги. Человеку следует практиковать это длительное время для достижения стабильности в результатах. Затем практикующий этот метод не будет ни наблюдателем (драшта), ни видимым объектом (дришья). Только Потенциальный Наблюдатель (самвит) останется в этом состоянии, и Раджа Йога проявится сама собой.
Комментарий к стиху:
мы обнаруживаем слово «самвит» в этом стихе. Мы знаем различные эквиваленты слову Дрик в Ведической литературе. Самвит и Дрик значат одно и то же. Что следует особо отметить в этом стихе, так это что в состоянии самвит практикующий будет свободен как от исполнения акта наблюдения (драштутва), так и от бытия наблюдаемым (дришьятва).
Мы говорили в пятнадцатом стихе, что исполнения акта наблюдения не существует для человека в состоянии Потенциального Наблюдателя (дригматра). Мы говорили о том, что сцена действия (то что видимо) отлична от наблюдателя. Это было сделано, потому что это было адекватным объяснением на том этапе. Но высшая истина в том, что даже когда у вас есть чувство «я вижу объект», вы на самом деле видите собственное Я, но по ошибке принимаете его за объект (существующий вовне). Поэтому даже когда вы не в состоянии Раджа Йоги, это только вы, кто принимает форму обоих наблюдателя и наблюдаемого. Другими словами, вы принимаете атрибуты как того на что смотрят, так и того кто смотрит. Что есть общего для зрителя и сцены, так это Потенциальный Наблюдатель, Дрик. И это ваша истинная форма. Когда это забыто, вы изменяетесь как наблюдатель и наблюдаемое. Следуя Царскому Пути, как только вы осознаете ваше истинное состояние Потенциального Наблюдателя, все атрибуты наблюдателя и наблюдаемого немедленно исчезнут. Лишь общий для них Потенциальный Наблюдатель останется. Это состояние называется «полнота Потенциального Наблюдателя» (самвинмайя).
Каждый освещает темноту как может
Эдвард Ром
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Диалоги о смыслах

Сообщение Эдвард Ром »

Весьма схоже с принципиальным подходом применяемым в Дзогчен. Впрочем неудивительно, когда речь идет об адвайта.
Эдвард Ром
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Диалоги о смыслах

Сообщение Эдвард Ром »

Кстати, посмотрел информацию о Йога-сутрах Патанджали. Вопрос весьма сложный. Так как датировка происхождения текстов не имеет точной даты и разнос составляет несколько веков. Более того различная стилистика изложения материала показывает что автор текстов не один человек. Компьютерный анализ и сличение текстов показал, что некоторые тексты и используемые понятия в йога-сутрах заимствованы из Абхидхармакоши Васубандху. Таким образом есть заимствования из буддизма.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Диалоги о смыслах

Сообщение Volt »

Эдвард Ром,
Да, я выше также отмечал связь с буддизмом. Было несколько Патанджали. Первый, оставил комментарии к грамматике Панини. Раньше их смешивали (до середины 20 века). В конце 30-х К.Г.Юнг читал лекции о Патанджали и также причислял его к грамматику (2-3 вв). Но не смотря на это Юнг выделил удивительную схожесть между Йога-сутрой и Чакрасамварой. Методы что там, что тут - одни и те же.
Каждый освещает темноту как может
Эдвард Ром
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Диалоги о смыслах

Сообщение Эдвард Ром »

Volt писал(а): 01 июл 2021, 11:50 Эдвард Ром,
Да, я выше также отмечал связь с буддизмом. Было несколько Патанджали. Первый, оставил комментарии к грамматике Панини. Раньше их смешивали (до середины 20 века). В конце 30-х К.Г.Юнг читал лекции о Патанджали и также причислял его к грамматику (2-3 вв). Но не смотря на это Юнг выделил удивительную схожесть между Йога-сутрой и Чакрасамварой. Методы что там, что тут - одни и те же.
Сомнительно что Юнг мог адекватно оценить Чакрасамвару.

Конец 90-х годов прошлого века и вступление в 21 век дало огромный рывок в востоковедении. Я постоянно пытаюсь сказать об этом теософам, которые приводят критические высказывания в адрес востоковедов от Елены Блаватской. Дело в том, что востоковедение 21-го века несравнимо даже с 20-м веком по уровню проработки и аналитического углубления в материалы, что уж говорить про 19-й век!

Теперь относительно Чакрасамвары. Отрывок из диссертации Элизабет Инглиш «Ваджрайогини: ее визуализации, ритуалы и формы»:
Культ Ваджрайогини сформировался под влиянием недвойственного шайвизма. Первые исследования в этой области, проведённые Сандерсоном (1993, 1994b, 1995, 2001b), показали, что высшие буддистские тантры поразительно полагаются на источники недвойственного шайвизма; полагаются настолько, что это сводится ни больше, ни меньше, чем к, как называет его Сандерсон, «религиозному плагиату» (1995). По оценке Сандерсона (2001b), в основе текста традиции Чакрасамвары, Laghuśamvaratantra, «можно встретить длинные отрывки, размером около двух сотен строф, что составляет почти одну треть всего текста, взятые из шайвитских оригиналов». Эти отрывки, – поскольку эта часть шайвитского канона сама сохранилась лишь частично, – указывают на значительное заимствование.
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Диалоги о смыслах

Сообщение Абель »

В наше время вообще нет нужды в религиях и писаниях,мифических аллегориях,суть недвойственности отлично и как я считаю точно и прямо,раскрывается математически ,логически....
mvs
Администратор
Сообщения: 4331
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Диалоги о смыслах

Сообщение mvs »

Эдвард Ром писал(а): 01 июл 2021, 10:50
mvs писал(а): 30 июн 2021, 19:19 Отдельной от чего? От санкхья?
Полагать, что Философия йоги есть нечто отдельное от мировоззрения в рамках которой она сформировалась неверно. Йога Патанджали сформирована в концептах философии Санкхья и единственным отличием является добавление Божества. Но это необходимый инструмент для практики йоги.

Также в рамках Веданты сформирована своя система йоги, то же касается буддизма, шиваизма и пр.
Если честно... А Вам понятен смысл афоризмов Патанджали? Мне например - нет. Только самая вводная часть первой пады, всего несколько афоризмов. И никакого отсыла к санкхья (если например сравнивать с Санкхья-карика) мне там не видится от слова "совсем". Ну вот неодинаковые "системы" и всё тут... :nez-nayu: В санкхья главное что - ум и гуны? А в йоге Патанджали?
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Диалоги о смыслах

Сообщение Абель »

mvs писал(а): 01 июл 2021, 17:30 Если честно... А Вам понятен смысл афоризмов Патанджали? Мне например - нет. Только самая вводная часть первой пады, всего несколько афоризмов.
А вот зачем преподаватель в школе,когда и так все в учебнике написано,бери и учись?
Эдвард Ром
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Диалоги о смыслах

Сообщение Эдвард Ром »

mvs писал(а): 01 июл 2021, 17:30 Если честно... А Вам понятен смысл афоризмов Патанджали? Мне например - нет. Только самая вводная часть первой пады, всего несколько афоризмов. И никакого отсыла к санкхья (если например сравнивать с Санкхья-карика) мне там не видится от слова "совсем". Ну вот неодинаковые "системы" и всё тут... :nez-nayu: В санкхья главное что - ум и гуны? А в йоге Патанджали?
А Вы приведите цитаты из Афоризмов Патанджали, которые Вам понятны и не понятны, чтобы можно было предметно общаться.
mvs
Администратор
Сообщения: 4331
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Диалоги о смыслах

Сообщение mvs »

Абель писал(а): 01 июл 2021, 17:45
mvs писал(а): 01 июл 2021, 17:30 Если честно... А Вам понятен смысл афоризмов Патанджали? Мне например - нет. Только самая вводная часть первой пады, всего несколько афоризмов.
А вот зачем преподаватель в школе,когда и так все в учебнике написано,бери и учись?
Тут такое дело... Есть хороший афоризм "кто ясно мыслит, тот ясно излагает". "Сутры" записаны афоризмами - короткими и законченными мыслями. И я не видел ни одного варианта перевода, который бы был записан также. Судя по всему, это давно утраченная "система", и учителей по ней не осталось. А афоризм это не "урок" вовсе, это своего рода наставление - действительно бери и учись. Если способен.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5517
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Диалоги о смыслах

Сообщение кшатрий »

mvs писал(а): 01 июл 2021, 17:30 Только самая вводная часть первой пады, всего несколько афоризмов. И никакого отсыла к санкхья (если например сравнивать с Санкхья-карика) мне там не видится от слова "совсем".

В санкхья главное что - ум и гуны? А в йоге Патанджали?
Правда? А как же, например, это:
:
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О созерцании (самадхи)
15. Отсутствие желаний дает сознание могущества тому, кто не желает видимых или невидимых предметов. (Разотождествление с эмоциями к увиденным и услышанным объектам – признак мастерства в вайрагье.)
16. Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Духовные дисциплины (садханы)
19. Ступени гун обособлены и не обособлены, раздельны и нераздельны.
20. Видящий (Пуруша) есть только сознание, которое, хотя является чистым, видит посредством изменений разума.

21. Само существование видимого – ради видящего.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Божественные силы (вибхути)
35. Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого Пуруши.

55. Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Об освобождении (кайвалье)
18. Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.

32. Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
33. Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун).
34. Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишенные значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.

Шримат Патанджали
ЙОГА-СУТРЫ
Ну и в других местах тоже всплывают и Пуруша и гуны.
:-)
mvs
Администратор
Сообщения: 4331
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Диалоги о смыслах

Сообщение mvs »

кшатрий писал(а): 01 июл 2021, 23:42 Ну и в других местах тоже всплывают и Пуруша и гуны.
Ну и что? Что всплывают? Вы "получите" наставления с самого начала и будьте в "получении" строго последовательны - " atha yogAnuzAsanam" ("Итак, далее наставления о йоге"). "yogazcittavRttinirodhaH". Что-то говорит что это предмет санкхья, что-то напоминает о нём? Ничего ровным счётом. И далее тоже никаких "пуруши" и "гун" - tadA draSTuH svarUpe 'vasthAnam + vRttisArUpyam itaratra. Нет их, понимаете? Есть некто "наблюдающий" и есть некие "вритти". В лучшем случае это схоже с санкхья, но это не идентично ей. Следовательно, афоризм 16 - tatparaM puruSakhyAterguNavaitRSNyam - должен рассматриваться и требовать перевода в рамках предмета йоги. И если его нет, а получается не йога, а санкхья, то:
mvs писал(а): 01 июл 2021, 23:31 Судя по всему, это давно утраченная "система", и учителей по ней не осталось. А афоризм это не "урок" вовсе, это своего рода наставление - действительно бери и учись. Если способен.
И вот обратите внимание на такой взгляд например:
https://ru.teopedia.org/hpb/Раджа_Йога
- там в разрозненных цитатах прослеживается довольно связная картина представлений о йоге Патанджали. Причем эта картина даже более сложная (глубокая), чем у того же Вивекананды, который почему-то называется как первый кто идентифицировал йогу Патанджали как раджа йогу. Наш автор даёт не столь однозначный взгляд. Она вроде бы имеет в виду, что йога Патанджали может практиковаться (и соответственно интерпретироваться) как психодуховная, но может также и как психофизическая. Т.е. может быть как руководством к раджа йоге, так и руководством к хатха йоге. И вот о чём я говорил выше -
mvs писал(а): 01 июл 2021, 23:31 И я не видел ни одного варианта перевода, который бы был записан также.
- покажите мне хоть один перевод (интерпретацию), который не был бы "психофизическим"? И санкхья, базирующаяся на "гунах", в принципе тоже недалеко от этого "психофизического" отходит. И тут возникает закономерная мысль - а не об этом ли различии между духовным и физическим повествует пресловутый 16 афоризм?
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5707
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Диалоги о смыслах

Сообщение Татьяна »

Эдвард Ром писал(а): 29 июн 2021, 06:28 Елена Петровна упоминает в своих трудах Тарака Раджа Йогу как отдельную систему...
Елена Петровна упоминает Тарака Раджа как классификацию принципов, а не как отдельную систему.
:
...так как в Индии в Гималаях и Транс-Гималаях, в школах Патанджали, Арьясанга или Махаяна, каждый Адепт должен стать Раджа Йогом, то он должен принять классификацию Тарака Раджа в принципе и теории, к какой бы иной классификации он не прибегал для практических и оккультных целей.../quote]
Эдвард Ром писал(а): 07 июн 2021, 11:55 Елена Петровна была не в курсе, что термин "Раджа Йога" введен лишь в средние века, а точнее в 14 веке.
Это Вы - не в курсе, а не Блаватская.
....Хатха-йога - позднейший и в сравнении с раджа-йогой современный компромисс мистицизма;
это результат веков неряшливого обращения с философией, победа внешней формы и обрядности над духом учения; а затем и постепенное вырождение брахма-видьи, божественной премудрости.
Утратив, вследствие личного честолюбия и земных страстей, способность к объединению с Брахмой, то есть, с абсолютной природой, большая часть браминов, отчужденная от окончательного верховного посвящения, трудностей коего она не могла преодолеть, заменила раджа-йогу хатха-йогой.
Верующие в действительность последней убеждены, что сам Шива-Махатмиам сидит в каждом зерне рудракши, почему и относят всякое явление, происходящее с помощью, например, рудракши, как ясновидение или исцеление болезни, - не к своей силе и воле, а к непосредственному действию и участию Шивы. Раджа-йог, напротив, отвергает как такое вмешательство, так и личность Шивы в принципе. Для него нет антропоморфных богов, есть только абсолютная, обоюдоострая сила созидания и разрушения, первоматерия, всемирная и единая, неотъемлемая частичка коей - он сам, хотя в обманчивом сознании земных ощущений он и является преходящим индивидуумом. Проверив ее свойства годами методических опытов и сознавая эту силу в себе, он одаряет ею данный предмет, т. е. концентрирует ее в нем, будь тот предмет рудракша, салиграм или дэнда; а затем, при случае, дает то либо другое направление этой силе, двойственное качество коей есть притяжение и отталкивание, делая это по собственной воле и усмотрении. Шива тут ни при чем. Таким же способом он превращает и жезл "дэнду" в вахану, наполняя его своей силой и духом и передавая ему на время собственные свойства. На Западе у вас магнетизер, пропитывая своим жизненным током бумагу или какой-либо другой предмет для употребления больным, делает то же самое, только в несравненно меньших размерах.
«ИЗ ПЕЩЕР И ДЕБРЕЙ ИНДОСТАНА»
=======================\\\\\\\\\\\\=========================
…Гулаб Лалл Синг, - ты раджа-йог, и я тебе кланяюсь!..", добавил гордый брамин, присоединяя дело к слову и простираясь пред такуром на землю.

- Не говори пустого, Кришнарао! - перебил его Гулаб Синг. - Вставай, и не представляй из себя шудры... Тигр просто свалился со скалы и сломал себе при падении шею. Иначе нам пришлось бы употребить в дело оружие, а не слова...

- Повинуюсь тебе, саиб, но... прости, что верю все-таки в свое... Ни один раджа-йог еще не сознавался, что он принадлежит к братству, с тех пор как существует гора Абу.

Он стал оделять нас клочками шерсти, вырываемой им у мертвого зверя. Все молчали. Со странным чувством любопытства я стала наблюдать над группой моих спутников. Полковник (президент нашего общества) сидел, потупив глаза в землю и очень бледный; секретарь его, мистер У***, курил сигару и лежал навзничь, вперив холодные, ничего не выражающие глаза в потолок. Он молча принял клочок шерсти и спрятал его в портмоне. Индусы стояли над тигром, а сингалезец чертил какие-то кабалистические знаки на лбу у зверя. Один Гулаб Синг продолжал лежать, спокойно читая в углу. Мисс Б*** тихо предложила мне вопрос: "Знает ли наше правительство о существовании этого братства, и дружелюбно ли расположены раджа-йоги к англичанам?"

- О, чрезвычайно дружелюбно! - серьезно отвечал раджпут, прежде чем я успела раскрыть рот, - если они только существуют: одни раджа-йоги мешали до сей поры индусам перерезать всем вашим соотечественникам горло; удерживая их... словом.

Англичанка не поняла…
Блаватская «Из пещер и дебрей Индостана»
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5707
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Диалоги о смыслах

Сообщение Татьяна »

Эдвард Ром писал(а): 01 июл 2021, 12:03 Конец 90-х годов прошлого века и вступление в 21 век дало огромный рывок в востоковедении. Я постоянно пытаюсь сказать об этом теософам, которые приводят критические высказывания в адрес востоковедов от Елены Блаватской. Дело в том, что востоковедение 21-го века несравнимо даже с 20-м веком по уровню проработки и аналитического углубления в материалы, что уж говорить про 19-й век!
Никакие рывки не помогут востоковедам правильно понять то, что они пытаются понять, не имея ключа для понимания.
Эдвард Ром писал(а): 01 июл 2021, 12:03 Теперь относительно Чакрасамвары.
Надеюсь, Вам известно, что САМВАРА (Санскр.) Божество, которому поклоняются тантрики.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5517
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Диалоги о смыслах

Сообщение кшатрий »

mvs писал(а): 02 июл 2021, 01:18 Следовательно, афоризм 16 - tatparaM puruSakhyAterguNavaitRSNyam - должен рассматриваться и требовать перевода в рамках предмета йоги.
Ну вот, например, пять вариантов перевода "Йога-сутр".
https://niketan108.com/document/yoga-sutry.pdf
И что это должно дать? Если рассматривать философию отдельно от практики, то будут проблемы, а если рассматривать их вместе, то проблем не будет. В итоге, санкхья, как йога- будет обнаруживаться и в "Йога-сутрах" и в "Бхагавад-гите" и в "Санкхья карике" и в Упанишадах. Потому что, это одна из самых древних философских систем Индии и не может не быть связана с йогой, а, тем более, с йогой Патанжали. Причём, эта мысль высказывается не только мной:
Йога-сутры перекликаются с разными философскими системами ведийского периода древней Индии[12][13]. Наиболее заметна связь с философской системой, изложенной в Санкхья-карике, и её подразделением мира на 25 принципов (таттв), различением бескачественного пуруши (духа), с одной стороны, и прадханы (материи) и проявленного мира, состоящих из 3-х качеств, или гун, с другой[14]. Один из самых влиятельных текстов в философии индуизма — Бхагавад-Гита — ссылается на учения санкхьи и йоги[15] — в этих трех прослеживается много общего, все представляются как части единого философского взгляда на мир и человека. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0 ... 1%80%D1%8B
mvs
Администратор
Сообщения: 4331
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Диалоги о смыслах

Сообщение mvs »

кшатрий писал(а): 02 июл 2021, 13:43 Ну вот, например, пять вариантов перевода "Йога-сутр".
https://niketan108.com/document/yoga-sutry.pdf
И что это должно дать? Если рассматривать философию отдельно от практики, то будут проблемы, а если рассматривать их вместе, то проблем не будет. В итоге, санкхья, как йога- будет обнаруживаться и в "Йога-сутрах" и в "Бхагавад-гите" и в "Санкхья карике" и в Упанишадах. Потому что, это одна из самых древних философских систем Индии и не может не быть связана с йогой, а, тем более, с йогой Патанжали. Причём, эта мысль высказывается не только мной:
Всё это весьма шатко и видится слабо аргументированным. Имею в виду не Вас, а всё то же пресловутое востоковедение. Вот например выражение "древняя философская система Индии". Но где была пресловутая "Индия" во времена той системы и что собою представляла? Масса народов, масса государств, масса наречий. И что - у всех одна "древняя" система? Другой пример - про обнаруживание в "Бхагавадгите". Да - обнаруживаем, но как-раз не в исключительном влиянии. Минимум "для санкхьяиков - йога знания, йога действия - для аскетов", максимум - восемнадцать глав и восемнадцать различающихся подходов. Или те же упанишады. "Брихадараньяка" написана относительно незадолго ранее "Йога сутр" Патанджали. И ситуация там как с "Бхагавадгитой" - описывается несколько систем и какого-либо первенства санкхьи не очень-то наблюдается. Весьма возможно что влияние древней санкхья было несколько иного вида - не идеи и точка зрения санкхьи влияла, а влияла её методология, подход к рассмотрению вопросов и решению задач. И тогда везде будет обнаруживаема санкхья, но не в виде простого наличия "пуруши", "гун", "таттв" и прочего, а в виде чего-то подобного - "следовательно, поскольку оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они скорее эманационисты, чем эволюционисты". Т.е. перечисленные тоже "санкхьяики", но вовсе не потому что придерживаются учения Капилы, а потому что следуют тому же подходу рассмотрения.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5517
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Диалоги о смыслах

Сообщение кшатрий »

mvs писал(а): 03 июл 2021, 10:08 Вот например выражение "древняя философская система Индии". Но где была пресловутая "Индия" во времена той системы и что собою представляла? Масса народов, масса государств, масса наречий. И что - у всех одна "древняя" система?
Да, то, что изложено в Ведах, Упанишадах и Пуранах - было общим практически для всех народов, населявших Индию в то время. Потому что, вряд ли они жили абсолютно изолировано друг от друга, да и некоторые народы имели общее происхождение, хоть и расселялись по разным частям Индии. :-) Иначе, откуда взялся санскрит, как общий "священный язык" практически для всех народов Индии, независимо от местных наречий и традиций? И почему, например, Северная Индия раньше называлась "Арьявартой"?
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Диалоги о смыслах

Сообщение Абель »

Римейкер писал(а): 18 июл 2021, 16:14 И повсюду мы наблюдаем этих трёх слонов. Куда не сунься, везде эти три феноменальные опоры-корни. Снимая свои разноцветные очки, мы подходим и щупаем эти замшелые необозримые ноги, мы с чрезвычайно озабоченным видом трогаем хвост, а самые отважные обоняют хобот, они засовывают туда свои шеи и затем выходят наружу, с видом ошеломлённым и несколько потрясённым - ясно, что у них случился мировоззренческий коллапс...
Да,и при этом эти увлеченности никогда не обращают внимания на того,кто все это исследует,всецело погружаясь в изучаемые феномены ног,хоботов и прочего наивно считая,что они что-то познали истинное. :-) Все это и есть майя-изучение с азартом объектов сновидения,не осознавая то,что все это наблюдает из вне,того,кто сновидит сквозь тройственность " очков" или вернее абстрактного треугольного окна- вот так,как на символе лучезарной дельты:
Изображение
Римейкер
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 21 апр 2021, 15:21

Диалоги о смыслах

Сообщение Римейкер »

Так почему же, уважаемый и смелый господин Абель, лучезарная дельта выглядит как треугольная форточка? Уточняю вопрос - почему Око в треугольнике. Кстати, это вовсе не абстрактный символ, как бы вам этого не хотелось..

Вернуться в «Свободный разговор»