Эдик писал(а): ↑04 фев 2021, 05:44
Вольт,есть такая картина «явление дьявола святому Франциску»(кажется так)
Там автор интересно написал этого дьявола,тебе как любителю искусства предлагаю разобраться почему на месте задницы у него лицо?
А не могли бы Вы, пожалуйста, опубликовать на форуме эту картину с указанием художника? Я, к сожалению, такую даже не нашел.
Сама идея картины, которую Вы описали, мне ясна. В Европе такой образ черта, дьявола и т.д. был излюбленным. Навскидку я приведу другие примеры:
Михаэль Пахер (Святой Вольфганг и диавол)
Мастер Бэдфор (Св. Михаил)
Мартин Шонгауэр
Теперь попробую объяснить образ двуликого диавола. Для этого выберу картину Михаэля Пахера (Св. Вольфганг)
Само объяснение будет зависеть от того, в какой культурной и смысловой сфере мы вращаемся. Каждый видит свое и, может быть, сам Пахер вкладывал какой-то другой смысл. Я же, попробую, подойти с точки зрения архетипов бессознательного. Что же до рационального, то цветовая палитра большая и каждый волен выбрать тот цвет, который ему или ей нравится.
Андрогинность в мифологии очень распространена. В них присутствуют разные герои и Боги, включая сюда и хтонических с двумя, а то и четырьмя ликами (Вспомним Гекату). Часто так происходит что сам лик не определен, т.е. условно говоря, мужское и женское перемешано. Образ выступает как мужской и как женский. Мы увидим и бородатых женщин, и мужчин с женскими грудями, вскармливающих детей.
В работе Пахера перед нами Св. Вольфганг и двуликий диавол. Предыстория такова:
Вольфганг решил построить церковь. Бросил наугад топор и он упал рядом с озером. Святой расстроился из-за того, что он не сможет построить церковь так близко к водоему. Диавол пообещал ему помощь, а в замен попросил душу, которая первой войдет в эту церковь. Святой согласился, но в итоге перехитрил диавола. Первым в церковь вошел волк. На самой же картине дьявол спрашивает по поводу церкви "а разве это где-нибудь написано в библии".
Теперь же, зная предысторию, разберем этот миф на составляющие элементы и соотнесем их с глубинными процессами, происходящими при движении по лестнице посвящения.
Двуликий диавол - это символ глубинного бессознательного. Человек обращает внимание внутрь себя, где сталкивается лицом к лицу со своими желаниями и страстями, это область Камы (покров святого красного цвета, цвет крови). Обуздать дикую лошадь, может только ум в роли наездника - это сам святой. К нему и обращается диавол со словами "где же это написано", в другом мифе - он Вакула оседлавший черта. Этот процесс обуздания относится к алхимической стадии нигредо. В итоге у нас есть условный человек, заглянувший внутрь себя и увидевший двуликого черта. У нас есть желание построить церковь, желание духовного роста. Задача проста на первый взгляд. Святой метнул топор наугад и выяснил в итоге что там, куда упал топор ничего построить невозможно. Вот здесь я могу отослать к другим схожим сказкам-мифам. В сказке Царевна-Лягушка Иван, младший брат, также стрелял стрелой, можно сказать, наугад. После двух братьев не выбирал особо и также озадачился в итоге. Да и задача перед Вакулой достать черевички также была невыполнима. Везде тупик.
Метание наугад - это отсутствие рационализма, т.е. в этом процессе рассудок не участвует. Нельзя, применяя один лишь ум, обрести просветление. Помочь в этом может только Анима - один из ликов (покровов). Только черт может построить церковь, но для этого необходимо жертвоприношение. Волк - необузданность, приносимая в жертву уже на стадии альбедо, когда церковь построена.
В итоге на картине - ум в роли святого, облаченный в кроваво-красную накидку желаний и страстей. Дьявол в своем двуличии - это Анима (буддхи) и высший манас. Строительство церкви относится уже к состоянию Альбедо и дальнейший Брак Манаса и буддхи приводит к стадии рубедо и самости. Но это уже другая история.