Личность Джул Кула из Писем Махатм
Имя Джул Кула (Djual Khool) хорошо известно в теософских кругах. Впервые оно упоминается в письмах Махатм в качестве ученика (чела) махатмы Кут Хуми:
"Джул Кул, − говорится в английской теософической википедии, − был чела Махатмы К.Х. вначале переписки последнего и махатмы Мориа, состоявшейся с А.П. Синнеттом и А.О. Хьюмом. В сентябре 1882 г. махатма К.Х. писал, что "он больше не мой чела" [письмо 85B]. Джул Кул часто упоминается в письмах как "Лишенный Наследства" − прозвище, данное ему, потому что он был лишен наследства своей браминской семьи, когда он стал чела махатмы К.Х. Его также иногда называют как Бенджамин, по отношению к библейской истории, в которой Бенджамин являлся самым молодым из двенадцати сыновей Иакова. Варианты написания: Djual Khul, Gjual Khool, DK, GK. Кут Хуми называл его своим Alter Ego.[15] Джуль Кул был использован в ряде случаев махатмой К.Х. в качестве посредника для осаждения некоторых писем, которые он посылал г-ну Синнетту. Кроме того, он написал несколько писем и записок, и подписал их своим именем. Первое письмо, которое он написал г-ну Синнетту, было после того, как махатма К.Х. закончил своё длинное отступление. Письмо было получено в январе 1882 года и было опубликовано в Письмах Махатм под номером 37. Он также написал сноску-примечание (подписанной как Gjual-Khool) к статье, которая будет опубликована Уильямом Оксли в Теософисте. Копия сноски была отправлена Е.П. Блаватской Синнетту для того, чтобы внести исправления перед публикацией. Оно было получено им в августе 1882 года. Эта сноска в настоящее время опубликованы в Письмах Махатм в письме номер 83 в хронологическом издании Писем Махатм к А.П. Синнетту издания Баркер".[16]
Указанное в английской теософической википедии письмо номер 83[17] в русском издании (Самара, 1993)[18] имеет номер 86.[19] Процитируем несколько строк из этого письма, указывающие на отношение Джул Кула к Кут Хуми как своему учителю:[20]
Фото (83-3). Оригинал страницы собственноручного письма
Джул Кула с его подписью Gjual-Khool.[21]
Mahatma_Letter_No._83-3
"Мне приказано моим возлюбленным Учителем, известным в Индии и в Западных странах под именем К[ут] Х[уми] Л[ал] С[ингх], чтобы я сделал от его имени нижеследующее заявление в ответ на некоторые сообщения, сделанные м-ром У.Оксли и посланные им для опубликования в журнал «Теософ». Упомянутый джентльмен, утверждает, что мой Учитель К[ут] Х[уми] три раза посетил его «в астральном теле» и имел беседу, во время которой, как утверждает м-р Оксли, он давал последнему объяснения по поводу астральных тел... <...> К своему сожалению, мой Учитель вынужден прибегнуть к этой мере, так как к несчастью, в последнее время такой самообман стал вполне частым явлением и требует быстрого пресечения. Вышеприведенные заявление должно быть добавлено в виде подстрочного примечания к публикуемому сообщению м-ра Оксли.
По поручению Джуль Кул. М.xxx."
Указанное выше в английской теософической википедии письмо номер 37[22] за январь 1882 года в русском издании Писем Махатм имеет номер 33[23] и озаглавлено как "«Лишенный Наследства» – Синнетту". Приведём несколько цитат из него[24]:
Джуал Кула с его подписью "THE DISINHERITED" (Лишенный Наследства)
от января 1882 года.[25]
Mahatma_Letter_No._37-4
"Уважаемый сэр! Учитель [Кут Хуми] проснулся и велит мне писать. К его великому сожалению, по некоторым причинам он не будет в состоянии в течение определенного периода представить себя потокам мыслей, с большою силою вливающимся с той стороны Химавата. Поэтому мне приказано быть той рукою, которая начертает вам его послание. <...> Уверяю вас, что я, хотя пока что только скромный ученик, ощущал ваши добрые пожелания, летящими ко мне, как выздоравливающий в холодных горах ощущает нежное дуновение, подувшее на него с долин, расположенных внизу. <...> Учитель спрашивает. Учитель думает, что вы это можете сделать так же, как и мистер Хьюм, если вы только попытаетесь, так как метафизическая способность в вас находится только в дремлющем состоянии и вполне развилась бы, если бы вы только разбудили и вызвали к действию постоянным употреблением. Что касается нашего уважаемого М[ориа], то он желает, чтобы я уверил вас, что секрет вызываемой мистером Хьюмом любви к человечеству базируется на случайном присутствии в этом слове первого слога. Что же касается человеческого рода, к нему у него нет никакого сочувствия. Так как Учитель [Кут Хуми] не будет в состоянии сам писать вам в течение месяца или двух и более (хотя вы всегда услышите о нем), Он просил вас ради него продолжить изучение метафизики и не оказываться в отчаянии от этой задачи каждый раз, когда вам попадаются непонятные мысли в заметках Сахиба[26] М[ориа], тем более, что единственной неприязнью в жизни М[ориа] является его неприязнь к писанию. Учитель посылает вам лучшие пожелания и, прося, чтобы его вы не забыли, приказывает мне подписываться самому.
Ваш покорный слуга «Лишенный Наследства»