галактический виноград.jpg
Теософия и наука
-
ЕИльич
- Сообщения: 2117
- Зарегистрирован: 03 дек 2021, 02:06
Теософия и наука
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Космическое сотрудничество
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
Это у Вас бла бла...LRL писал(а): ↑29 ноя 2025, 10:31 Сама способность к абстрактному мышлению , как собственно к мышлению и ‘причиняется’ Любовью.
Гениев всегда вдохновляли Музы.
Даже авто способно отвечать любовью своему хозяину. А кшатрий не знает, что сама его личность образована Любовью. Не как форма, а как содержание. А вот форма митингуеТ механически. бла…бла.. заметьте- не материя, а форма…
-
Турист
- Сообщения: 1830
- Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04
Теософия и наука
Хорошо, что в фундаментальных вопросах нет разногласий и есть повод для размышлений и конструктивной дискуссии.СЭШ писал(а): ↑23 ноя 2025, 13:58Согласен :) Касаемо "ломания копий", это происходит из-за того, что просто у теософов обучение протекает строго индивидуально, а не коллективно, поэтому каждый может на основе этого приходить к каким-то своим выводам, которые могут зачастую не совпадать, для этого и существуют форумы, чтобы можно было обсуждать на них общие вопросы и искать точки соприкосновения, опираясь на изучаемые тексты и приходить через это к единому мнению. Другое дело, что цивилизованно "ломать копья" у нас не всегда получается, чему конечно нам ещё предстоит всем поучиться :)Турист:
//В любом случае даже такая возможность куда полезнее и актуальнее в плане саморазвития и просвещения, чем "бодаться и ломать копья" теософам друг с другом в метафизических вопросах ;-)
Чтобы таких специалистов-теософов стало много, до них должны доходить идеи и знания предложенные ЕПБ и в этом может помочь просвещение.dusik_ie писал(а): ↑23 ноя 2025, 23:15Ну-у-у, это Вы слишком далеко и глубоко копнули - то, что фактически не касается и никак не волнует обычного, массового обывателя.
Есть гораздо ближе - и эти проблемы имеет смысл, как минимум знать о них. Они помогают лучше понять теософию... Когда таких теософов станет много и они к этому, будут иметь еще и медицинское образование, то только тогда станет возможной революция в медицине и теософия утвердится как наука. Это самый ближний край близости науки и теософии. Пока таких теософов мало, надеятся на то, на что надеетесь Вы (в плане теософии), мне кажется уж слишком утопично.
И не просто философские идеи, а идеи в основе которых не академическое, а эзотерическое знание и именно такой факт не стоит игнорировать.mvs писал(а): ↑24 ноя 2025, 12:14Так это не просто идеи, а философские идеи. Будучи правильно усвоенными они превращаются в законченные представления о том каким должен являться мир (картина мира) и определяют всё дальнейшее и не вошедшее в рассмотрение основных представлений (детализацию общей картины).....
Во всяком случае ЕПБ была предпринята такая попытка, которую в таком масштабе мало кто предпринимал, ни до, ни после ее.
Такие эзотерические доктрины и учения ЕПБ сопоставляла и с некоторыми научными теориями ее времени, в этом и заключается уникальность и оригинальность РИ и ТД.
Фундаментальная работа, это значит в которой предложена более-менее целостная и всеобъемлющая картина мира, представленная в оригинальном и уникальном синтезе науки, религии и философии. Других авторов в таком смысле в отличие от ЕПБ я и не припомню, может Вы порекомендуете.mvs писал(а): ↑23 ноя 2025, 11:56Так это любая философская работа является тогда фундаментальной, коли уж Вы закладываете в смысл фундамента основные вопросы и задачи философии. Странно при этом, что всё иное множество работ других авторов для Вас словно не существует и существование некоего параллельного сверх-знания Вы с ними не связываете. Так что "если кратко", то ответ остался нераскрытым.
Более того, этика теософии является неотъемлимой частью картины мира предложенной ЕПБ, в отличие от этики и научной картины мира.mvs писал(а): ↑23 ноя 2025, 11:56И опять же здесь только тезис, Дмитрий, причём тезис без содержания - без конкретики содержания цели. Теософия в своей практической форме представляет только этику взаимодействий мировоззрений на таком уровне, который методически утверждается как присущий божествам и доступный лишь немногим из людей. Теоретически есть цель - братство людей без различий в происхождении. А практически цель становится т.с. образом жизни и мышления.
Например, какая философская школа предлагает целостную и всеобъемлющую картину мира, с непротиворечивыми теориями и с синтезом науки, религии и философии?
Так ЕПБ не только буддизм интерпретировала с позиции эзотеризма, но и другие религии и философские направления.
Потому что чувства бывают разные и например если у кого-то другой диапазон восприятия чем у Вас, в этом и заключается их относительность или майя.
Поэтому Турист и отдает предпочтение оккультной или эзотерической картине мира, предложенной в ТД и в ПМ в отличие от современной научной картины мира
-
LRL
- Сообщения: 1643
- Зарегистрирован: 13 июл 2013, 14:45
Теософия и наука
Вероятно, ‘цепляет’ мертвенное состояние площадки, которая взяла на себя труд утверждать Теософическое общество, где первично - общее, а не индивидуальное .И не умозрительно, а практично. Берите глубже.Вы же назвались кшатрием, какие претензиикшатрий писал(а): ↑29 ноя 2025, 13:46Это у Вас бла бла...LRL писал(а): ↑29 ноя 2025, 10:31 Сама способность к абстрактному мышлению , как собственно к мышлению и ‘причиняется’ Любовью.
Гениев всегда вдохновляли Музы.
Даже авто способно отвечать любовью своему хозяину. А кшатрий не знает, что сама его личность образована Любовью. Не как форма, а как содержание. А вот форма митингуеТ механически. бла…бла.. заметьте- не материя, а форма…То животные знают любовь без способности к абстрактному мышлению. То абстрактное мышление "причиняется" Любовью(видимо, что-то "любит" растения и животных больше, или меньше людей). Всё это- те же абстрактные представления, без которых Вы не сможете сказать- что к чему, зачем и почему. Вы так же что-то механически повторяете и не сможете этому препятствовать. Загляните лучше в себя и найдите там то, что цепляет Вас ко всему остальному, включая образ "кшатрия". И то больше пользы будет.
-
СЭШ
- Администратор
- Сообщения: 748
- Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19
Теософия и наука
mvs:
//В самом начале. Вы меня убеждали, что Майя это и есть Пракрити. И что как вечный со-аспект Брахмана она есть Пракрити и реальна. А как воспринятое на основе чувств она есть Майя и иллюзорная видимость. А когда Вы приняли аргумент, что "иллюзия" это не столько видимость, сколько "ошибка", картина усложнилась и понадобились ум и концепции. И всё равно до раскрытия понятия "Майя" мы ещё не добрались. Я Вам приводил два примера - разъяснение Субба Роу и разъяснение из "Беседы Будды". Первый говорит, что Майя есть когда мы рассматриваем упадхи для Парабрахмана. Во втором говорится, что Майя есть, потому что (и покуда) человек находится в зависимости от чувственного существования. Это нужно как то совместить, чтобы понятие одинаково удовлетворяло обоим разъяснениям.
А что мешает самому посидеть и обстоятельно разобраться? :) Все необходимые цитаты уже были исчерпывающе приведены, вы же мне сами как-то приводили из комментария Субба Роу слова Шанкары о том, что:
mvs:
//Это почему это они воображаемые и почему это они некие заложенные концепты? А Ваша интерпретация "онтологически целостного Мира" это стало быть не воображаемый и ни у кого не почерпнутый концепт?
Потому что в том виде, в котором ваш ум их вычленяет из целостной картины, они не существуют. Не существует облака отдельно от воздуха, в котором это облако возникает, являясь просто более плотным состоянием воздуха, а ум ваш может выделить этот объект из окружающего мира и рассматривать его отдельно от всего, в том числе и от самого воздуха, создавая отдельный мысленный образ, именно который вы и рассматриваете для себя как конечный объект для восприятия. Вам в детстве постепенно закладывали подобные множественные концепты и приучали ваш ум вычленять их из общей картины и рассматривать их отдельно друг от друга, как и вас самого отдельно от них, поэтому они и воображаемые.
Что касаемо "онтологически целостного Мира", во-первых эта концепция выражает качество постоянства, при котором Мир всегда онтологически такой, даже если его кто-то временно воспринимает разделённым на части, а во-вторых, когда вы устраняете все концепции, заложенные в вас ранее, то состояние созерцательного восприятия в отсутствии всяческих концепций и можно выразить этой концепцией, а можно и вовсе обойтись без концептуального выражения, просто довольствуясь только одним состоянием, и как непосредственный опыт бытия - оно не воображаемое, а действительное, в отличие от состояния двойственного восприятия, которое продиктовано только самими концепциями, закладываемыми на начальном этапе жизни человека, и без концепций не существует.
//В самом начале. Вы меня убеждали, что Майя это и есть Пракрити. И что как вечный со-аспект Брахмана она есть Пракрити и реальна. А как воспринятое на основе чувств она есть Майя и иллюзорная видимость. А когда Вы приняли аргумент, что "иллюзия" это не столько видимость, сколько "ошибка", картина усложнилась и понадобились ум и концепции. И всё равно до раскрытия понятия "Майя" мы ещё не добрались. Я Вам приводил два примера - разъяснение Субба Роу и разъяснение из "Беседы Будды". Первый говорит, что Майя есть когда мы рассматриваем упадхи для Парабрахмана. Во втором говорится, что Майя есть, потому что (и покуда) человек находится в зависимости от чувственного существования. Это нужно как то совместить, чтобы понятие одинаково удовлетворяло обоим разъяснениям.
А что мешает самому посидеть и обстоятельно разобраться? :) Все необходимые цитаты уже были исчерпывающе приведены, вы же мне сами как-то приводили из комментария Субба Роу слова Шанкары о том, что:
И там же его комментарий на это изречение Шанкары:“Парабрахман есть карта (пуруша), поскольку за ним не стоит больше никаких других адиштатх,[10] и Парабрахман есть пракрити, поскольку за ним не стоит больше никаких других упадан[11]”.
Т.е. Пракрити это сам Брахман (Единая Реальность), в одном из своих аспектов (о чём также можно прочитать в ТД), а не какая-то самостоятельная сущность, отличная от него и находящаяся вне этого, поэтому она и реальна, в отличие от тех временных форм или временных изменений, которые она творит (производит) в себе и из себя и в следствии чего её и называют Майя, поскольку те изменения или формы имеют временный характер и не существуют сами по себе, а она как была, так и останется таковой, есть в ней какие-то изменения или эти формы, или их нет. А поскольку ум это так же временный и изменчивый продукт Майи или Пракрити, и он так же не существует сам по себе, отдельно от неё, то он и способствует тому, что творит сама Майя."Слова эти отчётливо указывают на связь “единой жизни” с “единым первоэлементом”, о котором говорят философы-архаты. Теперь гораздо яснее становится и смысл столь часто цитируемого адвайтистами выражения: “сарвам кхалвитхам Брахма”,[12] а равно и другого выражения, которое используют, когда говорят, что Брахман есть упадана-карана (материальная причина) вселенной.
mvs:
//Это почему это они воображаемые и почему это они некие заложенные концепты? А Ваша интерпретация "онтологически целостного Мира" это стало быть не воображаемый и ни у кого не почерпнутый концепт?
Потому что в том виде, в котором ваш ум их вычленяет из целостной картины, они не существуют. Не существует облака отдельно от воздуха, в котором это облако возникает, являясь просто более плотным состоянием воздуха, а ум ваш может выделить этот объект из окружающего мира и рассматривать его отдельно от всего, в том числе и от самого воздуха, создавая отдельный мысленный образ, именно который вы и рассматриваете для себя как конечный объект для восприятия. Вам в детстве постепенно закладывали подобные множественные концепты и приучали ваш ум вычленять их из общей картины и рассматривать их отдельно друг от друга, как и вас самого отдельно от них, поэтому они и воображаемые.
Что касаемо "онтологически целостного Мира", во-первых эта концепция выражает качество постоянства, при котором Мир всегда онтологически такой, даже если его кто-то временно воспринимает разделённым на части, а во-вторых, когда вы устраняете все концепции, заложенные в вас ранее, то состояние созерцательного восприятия в отсутствии всяческих концепций и можно выразить этой концепцией, а можно и вовсе обойтись без концептуального выражения, просто довольствуясь только одним состоянием, и как непосредственный опыт бытия - оно не воображаемое, а действительное, в отличие от состояния двойственного восприятия, которое продиктовано только самими концепциями, закладываемыми на начальном этапе жизни человека, и без концепций не существует.
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
СЭШ,
не грузите. Я же говорил, есть внятное определение: "Всё удовлетворяющее признакам отсутствия основы, непостоянства структуры, двусмысленности рассмотрения, изменчивости во времени; несуществования, когда из-за неизменности своего собственного естества усмотрена причина изменения; существования, когда она не усмотрена таким образом - (всё то), что не подчинено определенности, называется Майей." Т.е. "Майей" может оказаться что угодно, всё что не отвечает критериям установленным к "Сатья". Очевидно что для Вас это не так. Для Вас есть единичный случай рассмотрения (один из множества возможных, классический = "заточенный" под какую-то "стандартную" задачу), и именно его Вы знаете как Майю. И даже это ещё не всё. Я говорил, что "сатья" и "майя" сродни параметрам, которые задаёт сам человек. Потому что рассматривает и выделяет (либо не выделяет) признаки только он сам. Никак не Брахман и никак не "из себя самого" или "в самом себе", в каком бы аспекте не рассматривался. Вот в нашем с Вами диалоге мы "по параметрам" и разделились. Для Вас "параметр" это майя, а что не майя то должно считаться реальностью. А для меня прямо обратное - ключевое это реальность, а всё остальное просто майя. Вот поэтому мне ужасно. То что Вы пишите. И в теософии понятие "майя" тоже не такое, как Вы объясняете. Посмотрите в "Словаре". Оно удовлетворяет определению, которое выше - по признаку изменчивости во времени.
Mâyâ (Sk.). Illusion; the cosmic power which renders phenomenal existence and the perceptions thereof possible. In Hindu philosophy that alone which is changeless and eternal is called reality; all that which is subject to change through decay and differentiation and which has therefore a begining and an end is regarded as mâyâ—illusion.
cosmic power. Или - объективный ход времени. Которым и определяется для сознания феноменальный характер существования и восприятия. И всё же, в индийской философии - как можно увидеть, если захотеть и потрудиться понять - имеется более широкий ряд признаков для попадания в категорию "Майя".
не грузите. Я же говорил, есть внятное определение: "Всё удовлетворяющее признакам отсутствия основы, непостоянства структуры, двусмысленности рассмотрения, изменчивости во времени; несуществования, когда из-за неизменности своего собственного естества усмотрена причина изменения; существования, когда она не усмотрена таким образом - (всё то), что не подчинено определенности, называется Майей." Т.е. "Майей" может оказаться что угодно, всё что не отвечает критериям установленным к "Сатья". Очевидно что для Вас это не так. Для Вас есть единичный случай рассмотрения (один из множества возможных, классический = "заточенный" под какую-то "стандартную" задачу), и именно его Вы знаете как Майю. И даже это ещё не всё. Я говорил, что "сатья" и "майя" сродни параметрам, которые задаёт сам человек. Потому что рассматривает и выделяет (либо не выделяет) признаки только он сам. Никак не Брахман и никак не "из себя самого" или "в самом себе", в каком бы аспекте не рассматривался. Вот в нашем с Вами диалоге мы "по параметрам" и разделились. Для Вас "параметр" это майя, а что не майя то должно считаться реальностью. А для меня прямо обратное - ключевое это реальность, а всё остальное просто майя. Вот поэтому мне ужасно. То что Вы пишите. И в теософии понятие "майя" тоже не такое, как Вы объясняете. Посмотрите в "Словаре". Оно удовлетворяет определению, которое выше - по признаку изменчивости во времени.
Mâyâ (Sk.). Illusion; the cosmic power which renders phenomenal existence and the perceptions thereof possible. In Hindu philosophy that alone which is changeless and eternal is called reality; all that which is subject to change through decay and differentiation and which has therefore a begining and an end is regarded as mâyâ—illusion.
cosmic power. Или - объективный ход времени. Которым и определяется для сознания феноменальный характер существования и восприятия. И всё же, в индийской философии - как можно увидеть, если захотеть и потрудиться понять - имеется более широкий ряд признаков для попадания в категорию "Майя".
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
А что есть любая площадка без её участников? Сами сейчас говорите, что тут первично общее, а до этого что-то говорили про "личное"(способности и прочее). Ну, вот, происходящее здесь- результат личной практики и "способностей" каждого участника этой площадки. И что?
-
СЭШ
- Администратор
- Сообщения: 748
- Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19
Теософия и наука
mvs:
//Я же говорил, есть внятное определение: "Всё удовлетворяющее признакам отсутствия основы, непостоянства структуры, двусмысленности рассмотрения, изменчивости во времени; несуществования, когда из-за неизменности своего собственного естества усмотрена причина изменения; существования, когда она не усмотрена таким образом - (всё то), что не подчинено определенности, называется Майей." Т.е. "Майей" может оказаться что угодно, всё что не отвечает критериям установленным к "Сатья". Очевидно что для Вас это не так.
Я вам говорю о Майе, как о Причине, а вы мне следствия её описываете, и говорите что это и есть Майя, сама-то Майя откуда взялась, как Причина этих следствий? Шанкара когда говорит в "Таттва-бодха", что Майя имеет природу трёх гун и выводит из неё пять материальных элементов или стихий, он что подразумевает под Майей - всё что вы перечислили в определении? Или он что-то конкретное имеет в виду? Что в текстах имеет природу трёх гун (саттвы, раджаса и тамаса)? Перечитайте цитаты, которые я вам приводил, в том числе и ваши-же от Субба Роу :)
mvs:
//Для Вас есть единичный случай рассмотрения (один из множества возможных, классический = "заточенный" под какую-то "стандартную" задачу), и именно его Вы знаете как Майю. И даже это ещё не всё. Я говорил, что "сатья" и "майя" сродни параметрам, которые задаёт сам человек. Потому что рассматривает и выделяет (либо не выделяет) признаки только он сам. Никак не Брахман и никак не "из себя самого" или "в самом себе", в каком бы аспекте не рассматривался. Вот в нашем с Вами диалоге мы "по параметрам" и разделились. Для Вас "параметр" это майя, а что не майя то должно считаться реальностью. А для меня прямо обратное - ключевое это реальность, а всё остальное просто майя.
Какой единичный случай :), вам и Субба Роу и Шанкара и Веданта-сара-санграха пишут, что Пракрити это Майя, она и "скрывает" Брахман (Единую Реальность), когда творит из себя временные, изменчивые формы, которые вы и воспринимаете как реальность, но на самом деле, формы эти сегодня есть, а завтра их не будет, а Единая Реальность будет существовать всегда, и поскольку она всегда онтологически Едина, т.е. обладает качеством постоянства, она и есть Реальность, даже когда вы воспринимаете её разделённой на части, наполненной разными временными формами и явлениями.
mvs:
//Вот поэтому мне ужасно. То что Вы пишите. И в теософии понятие "майя" тоже не такое, как Вы объясняете. Посмотрите в "Словаре". Оно удовлетворяет определению, которое выше - по признаку изменчивости во времени.
Mâyâ (Sk.). Illusion; the cosmic power which renders phenomenal existence and the perceptions thereof possible. In Hindu philosophy that alone which is changeless and eternal is called reality; all that which is subject to change through decay and differentiation and which has therefore a begining and an end is regarded as mâyâ—illusion.
cosmic power. Или - объективный ход времени. Которым и определяется для сознания феноменальный характер существования и восприятия. И всё же, в индийской философии - как можно увидеть, если захотеть и потрудиться понять - имеется более широкий ряд признаков для попадания в категорию "Майя".
Уж прямо ужасно? :) Не переигрывайте (не верю), "ужасно" то, что вы вот любите ссылаться на Субба Роу, а о чём он говорил уже не помните, либо просто не принимаете в расчёт, когда вам это неудобно:
//Я же говорил, есть внятное определение: "Всё удовлетворяющее признакам отсутствия основы, непостоянства структуры, двусмысленности рассмотрения, изменчивости во времени; несуществования, когда из-за неизменности своего собственного естества усмотрена причина изменения; существования, когда она не усмотрена таким образом - (всё то), что не подчинено определенности, называется Майей." Т.е. "Майей" может оказаться что угодно, всё что не отвечает критериям установленным к "Сатья". Очевидно что для Вас это не так.
Я вам говорю о Майе, как о Причине, а вы мне следствия её описываете, и говорите что это и есть Майя, сама-то Майя откуда взялась, как Причина этих следствий? Шанкара когда говорит в "Таттва-бодха", что Майя имеет природу трёх гун и выводит из неё пять материальных элементов или стихий, он что подразумевает под Майей - всё что вы перечислили в определении? Или он что-то конкретное имеет в виду? Что в текстах имеет природу трёх гун (саттвы, раджаса и тамаса)? Перечитайте цитаты, которые я вам приводил, в том числе и ваши-же от Субба Роу :)
mvs:
//Для Вас есть единичный случай рассмотрения (один из множества возможных, классический = "заточенный" под какую-то "стандартную" задачу), и именно его Вы знаете как Майю. И даже это ещё не всё. Я говорил, что "сатья" и "майя" сродни параметрам, которые задаёт сам человек. Потому что рассматривает и выделяет (либо не выделяет) признаки только он сам. Никак не Брахман и никак не "из себя самого" или "в самом себе", в каком бы аспекте не рассматривался. Вот в нашем с Вами диалоге мы "по параметрам" и разделились. Для Вас "параметр" это майя, а что не майя то должно считаться реальностью. А для меня прямо обратное - ключевое это реальность, а всё остальное просто майя.
Какой единичный случай :), вам и Субба Роу и Шанкара и Веданта-сара-санграха пишут, что Пракрити это Майя, она и "скрывает" Брахман (Единую Реальность), когда творит из себя временные, изменчивые формы, которые вы и воспринимаете как реальность, но на самом деле, формы эти сегодня есть, а завтра их не будет, а Единая Реальность будет существовать всегда, и поскольку она всегда онтологически Едина, т.е. обладает качеством постоянства, она и есть Реальность, даже когда вы воспринимаете её разделённой на части, наполненной разными временными формами и явлениями.
mvs:
//Вот поэтому мне ужасно. То что Вы пишите. И в теософии понятие "майя" тоже не такое, как Вы объясняете. Посмотрите в "Словаре". Оно удовлетворяет определению, которое выше - по признаку изменчивости во времени.
Mâyâ (Sk.). Illusion; the cosmic power which renders phenomenal existence and the perceptions thereof possible. In Hindu philosophy that alone which is changeless and eternal is called reality; all that which is subject to change through decay and differentiation and which has therefore a begining and an end is regarded as mâyâ—illusion.
cosmic power. Или - объективный ход времени. Которым и определяется для сознания феноменальный характер существования и восприятия. И всё же, в индийской философии - как можно увидеть, если захотеть и потрудиться понять - имеется более широкий ряд признаков для попадания в категорию "Майя".
Уж прямо ужасно? :) Не переигрывайте (не верю), "ужасно" то, что вы вот любите ссылаться на Субба Роу, а о чём он говорил уже не помните, либо просто не принимаете в расчёт, когда вам это неудобно:
Говорите вы о Майе, подразумевая при этом Пракрити, или говорите вы о Майя-шакти, как творческой силе Брахмана, смысловой разницы абсолютно никакой, всё это просто описание Причины возникновения этого феноменального Мира, с его множественными формами и феноменами, поэтому мои слова и цитаты никак не противоречат определению из ТС, так что, это кто ещё кого грузит :)"Термин “майя”, хоть иногда и используется в качестве синонима термина “авидья”, применяется, строго говоря, по отношению к одной только пракрити. Между пракрити, майей и шакти нет никакой разницы, и древние философы-индуисты не проводили ни малейшего различия между материей и силой."
60. Пракрити (первоматерия), имеющая форму трех составляющих (сатва, раджас и тамас) и природу проекции (викшепа) и вуалирования (аварана), есть то, что наложенно на высший Брахман — она определена как тьма (тамас), заблуждение (моха), и т. п.
61. Пракрити считается двоякой: это майя, обладающая природой чистой гуны (т. е. в ней доминирует чистота, сатва), и авидья (неведение), состоящая из смешанных трех гун (т. е. сатвы, оскверненной двумя другими гунами) — так это провозглашено.
"Веданта-сара-санграха"
73. Учитель: «Знай майю как пракрити, а повелителя майи (майин) — как великого Махешвара. Его проявлениями пронизана вся эта вселенная.» (Шветашватара упанишад, у1.10)
74. «Эта Моя волшебная майя, состоящая из гун, весьма труднопреодолима. Hо те, кто предан Мне, переправятся через нее.» (Бхагавад-гита, у11.14)
75. Итак, писания и традиционные наставления провозглашают, что майя обладает природой качества субстрата и находится под контролем Я.
76. Эта майя принадлежит Брахману, не кому-либо иному, и, воистину, является энергией Брахмана. Это также первичная природа в форме проекции и вуалирования.
77. Hа нее указывают, как на неведенье (авидья), называют тьмой (тамас) и заблуждением (моха), непроявленным (авьякта) и гунами в равновесии (гуна-самья) — все это имена майи.
78. В сознании это всеобщая основа; майя есть то, что наложено; это сила Брахмана, проявляющаяся в Hем и лишь благодаря Ему. Так и не иначе постигали это знающие.
"Веданта-сара-санграха"
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Вы и грузите. Продолжаете. Грузить. Говорите о Майе, а сами что-то там подразумеваете.СЭШ писал(а): ↑30 ноя 2025, 19:44 Говорите вы о Майе, подразумевая при этом Пракрити, или говорите вы о Майя-шакти, как творческой силе Брахмана, смысловой разницы абсолютно никакой, всё это просто описание Причины возникновения этого феноменального Мира, с его множественными формами и феноменами, поэтому мои слова и цитаты никак не противоречат определению из ТС, так что, это кто ещё кого грузит :)
Посмотрел что это за зверь такой - онтология. Сижу и меня смех разбирает. Экий Вы мастер онтологии однако, если "сат" и "майя" как категории развести между собой не можете. Думал: "с чего это у СЭШ реальность это "Брахман", когда в той философии это "Сат" и не иначе?" А вона оно с чего, оказывается. СЭШ, там всё "в четыре разА" круче. У "Высшего Брахмана" аж четыре "качества". Если это вообще качества.
А зачем Вы мне приводили мои же (?!) цитаты? Я-то Вам привёл в пример другую подачу. Просто чтобы показать что речь идёт таки о философии, а не о физике. Про супернаучность мне и так понятно - спасибо Туристу, он вон всё никак остановиться не может и пишет уже:
- "круто, чо" и добавить нечего.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
А в чём разница? "Сат"-это и есть Брахман, или "То". Поэтому, существуют понятие "Сат-Чит-Ананда", или мантра "Ом Тат Сат". Где "Сат"-лишь указание на то- чем является и чем переживается(в самадхи) Брахман, или "То".
Не́т никаки́х отде́льных веще́й
и не́т никаки́х отде́льных явле́ний.
Е́сть только Бра́хман, прими́ этот фа́кт,
ли́шь Естество́, зна́й это то́чно.
Рибху Гита
-
Татьяна
- Сообщения: 6444
- Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48
Теософия и наука
Я считаю Рерихов шарлатанами и аморальными людьми. И если Вы не читали ТД и не понимаете Блаватскую, то не судите по себе о тех, кто является последователем учения Махатм.
Тогда непонятно, почему этот жрец нарушает библейские законы, т.е разрешает то, что в Библии названо грехом? И никто его за это не осудил. Вот и получается, что он неподсуден..
-
Турист
- Сообщения: 1830
- Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04
Теософия и наука
Пожалуйста и вот Вам наглядный пример такого не академического знания, которого как в ПМ так и в ТД предостаточно:
.....О, мой бедный друг, разочарованный в том, что вы уже так продвинулись на Пути, что простая передача мыслей для вас не будет затруднена условиями материи. Объединению вашего ума с нашими препятствует его врожденная неспособность. Такова, по несчастью, наследственная и самоприобретенная грубость, тяжесть западного ума. И так мощно самые слова, выражающие современные мысли, развились по линии практического материализма, что почти невозможно вам понять нас или нам объяснить вам что-либо касаемое этой тончайшей, идеальной механики оккультного Космоса. До некоторой малой степени такая способность может быть приобретена европейцами путем изучения и медитации, но – это все. Здесь заложено препятствие, которое до сих пор не позволило убеждению в теософические истины приобрести широкое распространение среди западной нации и послужило причиной тому, что западные философы отбросили изучение теософии, как бесполезной и фантастической. Как могу научить вас читать или писать или даже понять язык, ощутимый алфавит которого или слова, доступные вашему уху, не были еще изобретены! Как могли бы феномены нашей современной электрической науки быть объяснены, скажем, греческому философу дней Птолемея, если бы он внезапно был возвращен к жизни с тем же несоединимым hiatus[2] в исследовании, который существовал бы между его и нашим веком? Не были бы для него сами технические термины невнятным жаргоном, абракадаброй ничего не значащих звуков, а сами инструменты и употребляемые аппараты чудовищными уродствами «чудес»?
Представьте на одну секунду, что я стал бы вам описывать оттенки тех цветных лучей, которые находятся за так называемым «видимым спектром» – лучей невидимых для всех, за исключением очень немногих, даже среди нас. Чтоб объяснить, как можем мы зафиксировать в пространстве один из этих, так называемых, субъективных или случайных цветов (комплимент, говоря математически), более того, всякого другого данного цвета дихроматического предмета (одно это звучит нелепостью), думаете ли вы, что вы смогли бы понять их оптическое воздействие или даже просто, что я предполагаю под этим? А так как вы не видите подобных лучей и не можете знать их, и не имеете для них научного названия, то если бы я сказал вам: «Мой добрый друг Синнетт, пожалуйста, не удаляясь от вашего письменного стола постарайтесь, отыщите и произведите перед вашими глазами весь солнечный спектр, разложенный на четырнадцать призматических цветов (семь из них комплименты), ибо лишь с помощью этого оккультного света вы можете видеть меня на расстоянии, как я вижу вас». Как вы думаете, каков был бы ваш ответ? Не достаточно ли вероятно, что вы возразили бы мне в вашей спокойной и вежливой манере, что так как никогда не было более семи (теперь три) основных цветов, которые, более того, никогда до сих пор никаким известным физическим процессом не были разложены далее, чем на семь призматических оттенков, то мое предложение так же «ненаучно», как и «нелепо». Прибавив, что мое предложение искать воображаемый солнечный «комплимент» не вызовет комплимента вашему знанию физической науки, мне, может быть, лучше отправиться искать мой мифический «dishromatic» и солнечные «сочетания» в Тибете, ибо современная наука до сих пор была бессильна подвести под какую-либо теорию даже такой простой феномен, как цвета всех подобных дихроматических тел. Тем не менее, поистине, эти цвета достаточно объективны!
Итак, вы видите непреодолимые трудности на пути достижения не только абсолютного, но даже первоначального знания в оккультной науке для человека в вашем положении. Каким образом могли бы вы быть поняты, – управлять теми полуразумными Силами, которые сообщаются с нами не посредством произносимых слов, но через звук и цвет в соотношениях между вибрациями последних? Ибо звук, свет и цвета – главные факторы, образующие степени сознания этих существ, о самом бытии которых вы не имеете представления, и в которых вам не разрешается верить....
Письмо 12. К.Х. - Синнетту. 20 февраля 1881 г.
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Юрий, а Вам то это зачем? Вот у СЭШ есть
которая
т.е. существует безотносительно воспринимает он её или нет. Ну или как то иначе, но не менее хитромудро. Где там что переживается и чем переживается? Мы там ещё не дошли до необходимости признания констатаций "вот это истинно, а вот это иллюзорно".
Следите за руками (что я ничего не достаю из своих рукавов) -
"Одна четвёртая" получается? Или не получается?(Те, которые перечисляются как) Сатья (Реальное), Джнана (Знаемое), Ананта (Непрерывное), Ананда (Блаженство) - это всё Брахман.
То, на что указывает вышеупомянутая четырехчастная природа и что остается неизменным во всем пространстве, времени, субстанции и причинности, называется в третьем лице "То" (Тат), Параматманом, Высшим "Я" и Пара-Брахманом, или Высшим Брахманом.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
Не получается. Даже формально:
Т.е, каждый "атрибут" означает(или включает в себя) и все остальные, одновременно. И когда говорится о чём-то одном(например, Сат)-по умолчанию подразумевается и всё остальное(Чит и Ананда). Именно, как "Единая Реальность", "одна Реальность", или "единственная Реальность", которой является Брахман, или То. Но, в нашем сознании(уме) эти атрибуты разделяются, потому что, имеют для нас разное,относительное значение в качестве отдельных понятий, или аспектов, не тождественных друг другу, хоть и связанных между собой. Это различие и вызвано Майей.Сатчитананда рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей и ошибочно.(с)Вики. Сатчитананда
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Что-то я как-то не до конца Вас понимаю. Какой названный в Библии грех он разрешает?
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Ну а смысл тащить сюда "сатчитананду", когда в вашем (адвайтистов) тексте прописано как я привёл - "Сатья, Джняна, Ананта, Ананда"? Вы адвайтист, Вам "и карты в руки". Про саччиданаду - это араньяки, там не так как "у Вики". (Я переводил "Эзотерический буддизм" М.Мюллера и поэтому запомнил.)кшатрий писал(а): ↑01 дек 2025, 15:31Не получается. Даже формально:Т.е, каждый "атрибут" означает(или включает в себя) и все остальные, одновременно. И когда говорится о чём-то одном(например, Сат)-по умолчанию подразумевается и всё остальное(Чит и Ананда). Именно, как "Единая Реальность", "одна Реальность", или "единственная Реальность", которой является Брахман, или То. Но, в нашем сознании(уме) эти атрибуты разделяются, потому что, имеют для нас разное,относительное значение в качестве отдельных понятий, не тождественных друг другу, хоть и связанных между собой.Сатчитананда рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей и ошибочно.(с)Вики. Сатчитананда
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
Татьяна
- Сообщения: 6444
- Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
Так и Шанкара пишет о "сат чит ананде":mvs писал(а): ↑01 дек 2025, 15:52 Ну а смысл тащить сюда "сатчитананду", когда в вашем (адвайтистов) тексте прописано как я привёл - "Сатья, Джняна, Ананта, Ананда"? Вы адвайтист, Вам "и карты в руки". Про саччиданаду - это араньяки, там не так как "у Вики". (Я переводил "Эзотерический буддизм" М.Мюллера и поэтому запомнил.)
В Рибху-гите пишется:61. Единое и Вечное отлично от вселенной, но нет ничего, помимо Него. А все, что кажется таковым, есть иллюзия, подобная миражу в пустыне.
62. Все видимое и слышимое есть не что иное, как Вечное, а Оно есть не что иное, как знание истины, недвойственного бытия-сознания-блаженства.
63. Только око мудрости видит бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), Атмана. Глаз неведения (авидьи) Его не видит точно так же, как слепой не видит солнце.(с)Атма Бодха
Или в Авадхута-гите(и повторяется неоднократно):6.9
Я́ всегда́ – Осо́знанность то́лько,
Созна́ние-Бытие́-и-Блаже́нство Я́.
Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.
Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.
6.10
Приро́да Моя́ – абсолю́тная це́лостность,
приро́да Моя́ всегда́ без изъя́на.
Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.
Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.
6.11
Чи́стое Знание – во́т Моя Су́ть,
безусло́вность любви́ – во́т что есть Я́.
Это Бра́хман Всевышний, и э́то есть Я́.
Я́ – только Бра́хман, всеце́ло Бра́хман.(с) Рибху-гита. Глава 6
:
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Всё равно не понимаю. Как он его разрешает? Прямо говорит - разрешаю, все срочно начинайте? А НЕ разрешать это как? Забивать камнями согласно Ветхого Завета это "не разрешать" или что-то другое. Не до конца понятно что именно вменяется.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Вот и скажу тогда - никакого смысла. Если всё одинаково упирается в что-то написанное кем-то в Википедии. Вы бы хоть английскую статью ещё открыли, ещё и там посмотрели бы. Не только не упирается, а отличается в зависимости от представлений разных направлений. Впечатление такое словно нужно доказать свой взгляд, поэтому взяли самое подходящее и "до кучи" накидали ещё всего что подвернулось. А зачем? Сразу спрашивал - Вам то зачем было нужно доносимое другому собеседнику?
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
В Вики правильно написано. Поэтому я и процитировал её навскидку. Чтобы не цитировать кучу "адвайтических" текстов. Но, всё равно пришлось, потому что, Вы спросили- "смысл тащить сюда сатчитананду", если Вы процитировали что-то другое из какого-то адвайтического текста? Так, или иначе, ни в одном направлении адвайты никто не разделяет атрибуты Брахмана, так как, это уже была бы "двойственность". Поэтому, я привёл слова Шанкары:
А далее уже из других адвайтических текстов(с которыми, Вы , видимо, даже не были знакомы. Как и М. Мюллер).
Вопрос был именно в этом. Поэтому, Вики тут уже не причём.
Только без уточнения, что "не-адвайтисты"(вроде Мюллера) всё равно лучше понимают идеи адвайты, чем адвайтисты.
Но и тут подчёркивается, что всё это- одно переживание, которое выражается, как:Saccidānanda (Sanskrit: सच्चिदानन्द; also Sat-cit-ānanda[1]) is an epithet and description for the subjective experience of the ultimate unchanging reality, called Brahman,[2][3][note 1] in certain branches of Hindu philosophy, especially Vedanta. It represents "existence, consciousness, and bliss"[5][7] or "truth, consciousness, bliss".[8]
Satcitananda is therefore translated as "truth consciousness bliss",[8][17][18] "reality consciousness bliss",[19][20] or "Existence Consciousness Bliss".[7]
-
mvs
- Сообщения: 5019
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Теософия и наука
Он вот тоже смеялся, почти как Вы. Типа - куда там профессорам философии и психологии, изучившим санскрит, понимать о чём идёт речь в философских трактатах, которые они переводят при любезной помощи туземных пандитов!
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
кшатрий
- Администратор
- Сообщения: 6451
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Теософия и наука
Это то же самое, потому что, всё это в состоянии самадхи переживается одновременно. И лишь потом описывается в качестве отдельных "атрибутов", или ощущений. Которые, всё равно, нельзя отделить друг от друга, говоря об этом переживании, или о самом Брахмане.
:
-
Татьяна
- Сообщения: 6444
- Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48
Теософия и наука
Он одобряет однополые браки и говорит, что каждый человек имеет право на счастье.
Не разрешать, это значит объяснять в своих проповедях, что такое содомский грех.
:
-
Brahman_Atman
- Сообщения: 625
- Зарегистрирован: 04 ноя 2024, 12:47
Теософия и наука
Татьяна, вы приводите и объясняете, что содомский грех перед Лицом Всевышнего Бога является грехом и при этом отрицаете самого этого Бога и еще хулите на Него, что Он является Дьяволом, тем самым нарушая 1 заповедь Бога на которого вы ссылаетесь и тем самым совершаете Высший грех перед Лицом Всевышнего Бога и Богохульствуете.
как это называется Татьяна ?
Татьяна вам объяснить в моих проповедях, что такое Высший грех перед Богом в Священном писании на которое вы ссылаетесь, когда нарушается 1 заповедь (Отрицание Личности Всевышнего Бога в Торе) и что такое Хула на Бога когда вы Его называете Дьяволом ?