mvs писал(а): ↑10 июн 2025, 22:34

Да я просто вспомнил, что уже что-то такое слышал. Только там вместо Менделеева был Дарвин, а вместо эфира - "промежуточные виды". Сейчас видимо Дарвин сошёл с дистанции, а на замене - Менделеев.
А чем Вам теория Дарвина ближе, в отличие от теории эволюции ТД?
mvs писал(а): ↑10 июн 2025, 11:41
Турист писал(а): ↑10 июн 2025, 06:54
Как Вам такое объяснение на Ваше замечание?

Мне в таком объяснении видится нечто вроде набора приёмов демагогии. Сначала сделан тезис в наукоподобной форме - там как бы фигурирует третий закон Ньютона, но Ньютонова
"сила" представляет вовсе не то, что заложено в тезисе...
Как раз-таки то, Михаил, читаем далее ЕПБ:
...Есть ученые и ученые; и если оккультные науки в
примере спиритуализма терпят преследование от недоброжелательства одного класса ученых, то, тем не менее, они имели своих защитников во все времена среди людей, чьи имена являются гордостью самой науки. В первом ряду их стоит Исаак Ньютон, “свет науки”, который полностью верил в магнетизм в том виде, как учили Парацельс, Ван Гельмонт и, вообще, философы огня. Никто не осмелится отрицать, что его доктрина о вселенском пространстве и тяготении является чистой
теорией о магнетизме. Если его собственные слова, вообще, что-нибудь да значат, то они значат, что все свои размышления он обосновал на “мировой душе”, великой вселенской
магнетической силе, которую он называл divine sensorium [181]. 181. Исаак Ньютон. “Фундаментальные основы натуральной философии”. // “Fundamental Principles of Natural Philosophy”.
“Здесь”, — говорит он, — “речь идет об очень
тонком духе, который проникает всюду, даже в самые твердые тела, и который скрыт в их веществе. Посредством силы и активности этого духа тела притягивают одно другое и сцепляются, когда приходят в контакт. Благодаря ему электрические тела действуют на отдаленнейших расстояниях так же, как по близости, притягивая и отталкивая; благодаря этому духу свет льется, преломляется, отражается и нагревает тела. Все чувства возбуждаются этим духом, и благодаря ему животные двигают своими конечностями. Но это не может быть объяснено в нескольких словах, и у нас еще недостаточно опыта, чтобы полностью установить законы, по которым этот вселенский дух действует”.
РИ т.1. ГЛАВА VI ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
mvs писал(а): ↑14 июн 2025, 21:37
кшатрий писал(а): ↑14 июн 2025, 18:18
Практически, вся ТД- это попытка объяснить западным языком восточную философию.
Это вряд ли. Философия в "ТД" явно не в центре внимания. Другое дело что в качестве исходного материала взяты восточные представления (равно и философские, и религиозные, и литературно-эпические), а всё остальное подаётся удачно оттеняющими штрихами...У автора "ТД" это определённо не так...
У автора "ТД" это определённо так и более того, она часто обращает внимание на существующую проблему:
...Теперь о том, почему нашим тяжелым долгом является отрицание и опровержение научных взглядов столь многих людей, каждый из которых считается более или менее "выдающимся" в его специальной области науки. Два года назад автор пообещал в "Тайной Доктрине" (том 2, стр. 798) издать третий и даже четвертый тома этой работы. В этом третьем томе (ныне почти полностью готовом)[5] речь идет о древних мистериях Посвящения, делаются наброски – с эзотерической точки зрения – о наиболее знаменитых и исторически известных философах и иерофантах (каждый из которых рассматривается учеными как обманщик), начиная с древнейших времен и до христианской эры, и прослеживается связь учений всех этих мудрецов с одним и тем же источником всеобщего знания и науки – эзотерической доктриной, или Религией Мудрости. Нам не нужно и говорить о том, что утверждения и заключения эзотерических и легендарных материалов, использованных в этой книге, очень сильно отличаются и часто вступают в непримиримое противоречие с данными, которые предоставляют почти все английские и немецкие ориенталисты. Между ними существует молчаливое согласие – объемлющее даже и тех из них, кто лично враждебно относятся друг к другу – следовать определенному направлению в отношении датирования материала;[6] в отрицании какой-либо внутренней ценности "адептов" какого-либо трансцендентального знания; в полном отрицании самого существования сиддхов, или сверхнормальных духовных сил в людях. В этом ориенталисты, и даже те из них, кто является материалистами, тесно смыкаются с духовенством и библейской хронологией. Нам не нужно останавливаться для того, чтобы проанализировать этот странный факт, но таково положение вещей. Главной задачей третьего тома "Тайной Доктрины" является доказать, посредством прослеживания и объяснения неясных мест в трудах древних индусов, греков, и других философов, достойных внимания, а также и во всех древних Писаниях, – существование непрерывного эзотерического аллегорического метода и символизма; показать, насколько это возможно, что при обладании ключами к толкованию, как этому учат Восточный индо-буддийский канон оккультизма, Упанишады, Пураны, Сутры, эпические поэмы Индии и Греции, египетская Книга мертвых, скандинавские Эдды, а также и еврейская Библия, и даже классические писания Посвященных (таких, как Платон, и многих других), – все они, от первых до последних, дают значения, совершенно отличные от буквального толкования их текстов.
Это решительно отрицается некоторыми из выдающихся ученых современности. Они не получили ключей, следовательно – такие ключи вообще не существуют. Согласно
Максу Мюллеру, никто из индийских пандитов никогда не слышал эзотерической доктрины ("Гупта-Видья", заметка на полях). В своих "Эдинбургских лекциях" этот профессор позволяет себе некоторые вольности по отношению к теософам и их толкованиям, как некоторые ученые шастрии – не говоря уж о посвященных браминах – поступают с самим этим ученым немецким филологом. С другой стороны, сэр
Монье Вильямс пытается доказать, что Господь Гаутама Будда никогда не учил какой-либо эзотерической философии (!!), таким образом изобличая во лжи всю последующую историю, Архатов-Патриархов, которые обратили Китай и Тибет в буддизм, и обвиняя в мошенничестве многочисленные эзотерические школы в современном Китае и Тибете. Или, согласно профессору
Б. Джовитту, главе Баллиольского колледжа, нет никаких эзотерических элементов в "Диалогах" Платона, и даже в таком выдающемся оккультном труде, как "Тимей"...
Новый Панарион. ОТРИЦАТЕЛИ НАУКИ. "Люцифер", апрель 1891 г.