Теперь мы можем рассмотреть стадии церемонии посвящения. Этих стадий пять:
1. Откровение “Присутствия”.
2. “Видение”.
3. Приложение Жезла и воздействие на:
а. Тела;
б. Центры;
в. Каузальный проводник.
4. Принятие присяги.
5. Сообщение “Тайны” и Слова.
Стадии перечислены по порядку, и нужно помнить, что это не случайный порядок, он ведет посвященного от од¬ного откровения к другому вплоть до той кульминацион¬ной стадии, когда ему сообщаются одна из тайн и одно из пяти слов могущества, открывающих ему различные планы со всеми их эволюциями. Здесь мы перечислим пять главных частей, на которые естественно делится обряд посвящения, и учащийся должен помнить, что каждая из этих пяти стадий – сама по себе целостная церемония, которая тоже может быть разделена на час¬ти.
Приступим к рассмотрению различных стадий, останав¬ливаясь вкратце на каждой из них и помня, что слова лишь ограничивают, скрывают настоящий смысл.
ОТКРОВЕНИЕ “ПРИСУТСТВИЯ”
Как раз в течение всего последнего периода цикла воплощений, когда человек мечется между парами противоположностей и при помощи различения начинает осознавать реальность и нереальность, у него в уме возрастает понимание того, что он сам есть бес¬смертное Существование, вечный Бог и частица Бесконеч¬ности. Связь между человеком на физическом плане и его внутренним Правителем вырисовывается всё яснее, по¬ка не свершится великое откровение. Тогда наступает мо¬мент в его существовании, когда человек осознанно оказывается лицом к лицу со своим реальным “Я” и знает реально, а не просто теоретически, что он и есть это “Я”; он осведомлен о Боге внутри себя не через посредство слуха, или внимая внутреннему голосу, направляющему и контролирующе¬му, называемому “голосом совести”. На этот раз осозна¬ние имеет место благодаря зрению и прямому виде¬нию. Теперь он отзывается не только на то, что он слышит, но и на то, что он видит.
Известно, что первые развивающиеся у ребенка чувства это слух, осязание и зрение; младенец слышит звук и пово¬рачивает голову; он трогает и осязает; наконец, он осознанно смотрит, и в этих трех чувствах координируется личность. Это три жизненно важных чувства. Вкус и обоня¬ние приходят позже, жить можно и без них, и если бы они отсутствовали, человек практически не испытывал бы за¬труднений в своих контактах на физическом плане. На пу¬ти внутреннего, или субъективного развития последователь¬ность та же.
Слух – отклик на голос совести, которая ведет, направля¬ет и контролирует, он задействован в период обычной, нор¬мальной эволюции.
Осязание – отклик на контроль или вибрацию плюс осознава¬ние того, что находится вне отдельной человеческой 114] единицы на физическом плане. Оно задействовано в период постепенного духовного раскрытия, на Путях Ис¬пытания и Ученичества, вплоть до двери посвящения. Вре¬мя от времени человек соприкасается с тем, что выше его; он осознает “касание” Учителя, эгоическую вибрацию и групповую вибрацию, и, благодаря этому оккультному чув¬ству осязания, он приучается к внутреннему и тонкому. Он улавливает то, что относится к высшему “Я”, и, соприкаса¬ясь с невидимым, привыкает к нему.
Наконец, Зрение – то внутреннее видение, которое раскрывается в ходе посвятительного процесса и является лишь распознаванием в силу всегда присутствующей, но неизведанной способности. Подобно тому, как у ребенка, имеющего с рож¬дения хорошие и ясные глаза, наступает момент сознатель¬ного распознавания того, что видится, то же происходит и с человеческой единицей в момент ее духовного раскрытия. Орган внутреннего зрения всегда существовал, и то, что можно видеть, всегда присутствует, однако распознавания большей части происходящего пока нет.
Такое “распознавание” посвященного является первым большим шагом в посвятительной церемонии, и пока он не пройден, со всеми остальными стадиями нужно подождать. То, что распознается, различается при каждом посвя¬щении и может быть примерно изложено следующим об¬разом:
Эго, отражение Монады, само по себе тройственно, как и все остальное в природе, и отражает три аспекта божествен¬ности точно так же, как Монада отражает на высшем плане три аспекта Божества: Волю, Любовь-Мудрость и Активный Интеллект. Поэтому:
При Первом посвящении посвященный становится ос¬ведомлен о третьем, или низшем аспекте Эго, аспекте активного интеллекта. Он предстает лицом к лицу перед тем проявлением великого Солнечного ангела (Питри), которое есть он сам, его истинное “Я”. Теперь он 115] знает, без всякого сомнения, что это проявление интеллекта – на самом деле та вечная Сущность, которая веками демонстрировала свои способности на физическом плане в своих последовательных воплощениях.
При Втором посвящении это великое Присутствие ви¬дится как двойственность, и сияние другого аспекта вспыхивает перед ним. Он узнаёт, что эта сияющая Жизнь, Которая отождествлена с ним, является не только интеллектом в действии, но также – изначально – и любовью-мудростью. Он соединяет свое сознание с этой Жизнью и становится единым с нею, так что на физическом плане че¬рез посредство его личного “я” эта Жизнь видится как про¬явление интеллектуальной любви.
При Третьем посвящении Эго предстает перед посвящен¬ным как совершенная тройственность. “Я” узнаётся не толь¬ко как интеллектуальная, активная любовь, но раскрывается также как фундаментальная воля, или цель, с которой человек тотчас отождествляется и узнаёт, что в трех мирах для него в будущем ничего нет, они лишь сфера его активного служения, осуществляемого в любви для достижения цели, веками скрытой в сердце “Я”. Теперь эта цель открыта, и с ней можно сознательно сотрудничать, чтобы довести ее до полного осуществления.
Свет этих глубоких откровений предстает перед посвященным тройным образом:
Как лучистое ангельское существо. Оно видится внутренним глазом с такой же точностью видения и оценки, как если бы человек стоял лицом к лицу с другим человеком. Великий Солнечный Ангел, Который воплощает истинного человека и является его вы¬ражением на плане высшего ума, – это буквально его божественный прообраз, “Наблюдатель”, Который на протяжении долгих циклов воплощений отдавал Себя в жертву с тем, чтобы человек мог БЫТЬ.
116] Как сфера лучистого огня, соединенная со стоящим перед ней посвященным магнетической огнен¬ной нитью, которая проходит через все его тела и заканчивается в центре физического мозга. Эта “серебряная цепочка” (как она довольно неточно называется в Библии, где описыва¬ются ее отделение от физического тела и последующее уда¬ление) исходит из сердечного центра Солнечного Ангела, соединяя, таким образом, сердце и мозг, то есть Любовь и Интеллект – эту великую двой¬ственность, проявляющуюся в нашей Солнечной системе. Эта огненная сфера соединена также со множеством других сфер, принадлежащих к той же группе и Лучу, и так буквально демонстрируется, что на высших планах мы все едины. Единая жизнь пульсирует и цирку¬лирует во всех через огненные нити. Такова часть откровения, которое приходит к человеку, встающему перед “При¬сутствием” с оккультно открытыми глазами.
Как многоцветный девятилепестковый Лотос. Лепестки расположены в три круга вокруг трех централь¬ных, плотно сомкнутых лепестков, закрывающих то, что в восточных книгах называется “Драгоценностью в Лотосе”. Это Лотос редчайшей красоты, пульсирующий жизнью и сияющий всеми цветами радуги. При первых трех посвя¬щениях три круга открываются один за другим, а при Четвертом посвящении посвященный предстает перед еще большим откровением и узнает тайну того, что нахо¬дится в центральном бутоне. В этом отношении Третье по¬священие отличается от двух первых, так как во время него, бла¬годаря могуществу еще более великого Иерофанта, чем Бодхисаттва, впервые происходит соприкосновение с электричес¬ким огнем чистого Духа, скрытого в сердце Лотоса.
Во всех этих словах: “солнечный ангел”, “огненная сфе¬ра”, “лотос” – скрыт тот или иной аспект центральной тайны человеческой жизни, который открывается лишь тем, у ко¬го есть глаза, чтобы видеть. Таинственное значение этих об¬разных выражений окажется лишь ловушкой или причиной недоверия для человека, 117] который захотел бы их неправомерно материализовать. Мысль о бессмертном су¬ществовании, о божественной Сущности, о великом центре огненной энергии, о полном расцвете эволюции скрыта в этих терминах. Так их и надо рассматривать.
При Четвертом посвящении посвященный встает перед Присутствием того аспекта Себя, который именуется “Его Отцом на небесах”. Он оказывается лицом к лицу со своей со¬бственной Монадой, той чистой духовной сущностью на высшем плане (не считая еще один план), которая является по отношению к его Эго, или высшему “Я”, тем, чем является его Эго по отношению к личности, или низшему “я”.
Эта Монада выражала себя на ментальном плане трой¬ственным образом через Эго, но сейчас все аспекты ума, как мы его понимаем, отсутствуют. Солнечный Ангел, который до сих пор обеспечивал контакт, удалился, форма, через кото¬рую он действовал (эгоическое, или каузальное, тело), исчез¬ла, и остались лишь любовь-мудрость и та динамическая воля, которая есть первичная черта Духа. Низшее “я” послу¬жило целям Эго и отброшено; Эго тоже послужило целям Монады и стало ненужным, и посвященный избавился от обоих, полностью освободился и способен установить кон¬такт с Монадой, как ранее научился контактировать с Эго. В течение своих оставшихся появлений в трех мирах он уп¬равляется только самоинициированной волей и целью и сам создает свое тело проявления, тем самым определяя (в пре¬делах кармических ограничений) собственные сроки. Упо¬мянутая здесь карма – планетарная, а не личная.
При Четвертом посвящении он соприкасается с аспек¬том любви Монады, а при Пятом – с аспектом воли и, тем самым завершает установление своих контактов, отзывает¬ся на все необходимые вибрации и становится господином на пяти планах человеческой эволюции.
Кроме того, именно при Третьем, Четвертом и Пятом по¬священиях он становится осведомленным о том “Присут¬ствии”, которое объемлет даже эту духовную Сущ¬ность, его собственную Монаду. 118] Он видит свою Мо¬наду как единую с Планетарным Логосом. По каналу своей Монады он видит те же самые аспекты (которые воплоща¬ет эта Монада) в более широком масштабе, и ему открыва¬ется Планетарный Логос, частью Жизни Которого являются все находящи¬еся на Его Луче Монады. Передать эту истину словами поч¬ти невозможно; она касается отношения электрической точки огня, Монады, к пятиконечной звез¬де, открывающей посвященному Присутствие Планетарно¬го Логоса. Это практически непостижимо для обычного человека, для которого предназначена эта книга.
При Шестом посвящении посвященный, сознательно функционирующий как аспект любви Монады, вводится (через своего “Отца”) в еще более включающее распознава¬ние, и он становится осведомлен о Звезде, Которая охватывает его пла¬нетарную звезду подобно тому, как эта последняя была раньше увидена включающей в себя его собственную кро¬шечную “Искру”. Так он осуществляет сознательный контакт с Солнечным Логосом и осознает внутри себя Единство всякой жизни и проявления.
Это распознавание расширяется еще больше при Седь¬мом посвящении, так что два аспекта Единой жизни стано¬вятся реальностями для освобожденного Будды.
Таким образом, после ряда последовательных шагов посвященный оказывается лицом к лицу с Истиной и Существованием. Вдумчивым учащимся станет очевидно, почему откровение При¬сутствия должно предшествовать всем прочим откровени¬ям. Оно вызывает в уме посвященного следующие базовые осознавания:
Его многовековая вера оправдывается, надежда и убеж¬дение сливаются в несомненный факт. На смену вере при¬ходит прямое видение, и невидимое становится зримым и извест¬ным. Он больше не сомневается, так как благодаря своим собственным усилиям он стал знающим.
Его единство со своими братьями теперь доказано, и он осознает неразрывную связь, соединяющую его со всем челове¬чеством. Для него братство – уже не теория, 119] а научный факт, такой же бесспорный, как и разъединен¬ность людей на физическом плане.
Бессмертие души и реальность невидимых миров для него теперь доказаны и безусловны. Если до посвящения эта вера была основана на кратких, мимолетных прозрени¬ях и на глубоком внутреннем убеждении (как результате логического рассуждения и постепенного развития интуи¬ции), то сейчас основанием ее являются зрение и неопро¬вержимое распознавание своей собственной бессмертной природы.
Он сознает значение и источник энергии и овладевает может начать овладевать могуществом, направляя его с научной точностью. Он знает те¬перь, откуда он его черпает, поскольку получил представление о доступных источниках энергии. Прежде он знал, что такая энергия есть, и пользовался ею слепо и не всегда разумно; теперь же он видит ее при помощи “открытого ума” и может разумно сотрудничать с силами природы.
Итак, откровение Присутствия оказывает на посвященного многосторон¬нее воздействие; именно поэтому Иерархия счи¬тает данное откровение необходимой предпосылкой для всех последую¬щих откровений.
ОТКРОВЕНИЕ ВИДЕНИЯ
После того как посвященный встретился лицом к лицу с Тем, с Кем он имел дело с незапамятных вре¬мен, и в нем пробудилось непоколебимое осознание един¬ства основополагающей Жизни, проявляющейся через все малые жизни, следующим важным откровением является Видение. Первое откровение касалось того, что неопредели¬мо, беспредельно и (для ограниченного ума) бесконечно в своей абстрактности и абсолютности. Второе откровение ка¬сается времени и пространства и вызывает в посвященном осознание – благодаря только что пробужденному чувству ок¬культного зрения – 120] той роли, которую он играл и должен играть в Плане, а позже – осознание самого Плана примени¬тельно к:
а. Его Эго.
б. Его эгоической группе.
в. Его лучевой группе.
г. Его Планетарному Логосу.
В этом четверичном постижении изображено то постепенное понимание, которое появляется у посвященного в процессе четырех посвящений, пред¬шествующих конечному освобождению.
При Первом посвящении он ясно сознает ту относительно не¬заметную роль, которую ему придется играть в своей лич¬ностной жизни в период между моментом откровения и Вторым посвящением. Этот период может занять еще одну или несколько жизней. Он знает направление, которого ему следует придерживаться, он в какой-то мере сознает масштаб своего участия в служении расе; он видит План в целом применительно к себе как целое, в котором задействован он, крошечная мозаичная деталь в общем узоре; он понимает, каким образом он – со своим особым складом ума, своими ментальными и прочими на¬работками и со своими способностями – может служить и что он должен исполнить, прежде чем сможет снова предстать перед Присутствием и получить еще большее от¬кровение.
При Втором посвящении ему показывается роль, кото¬рую играет его эгоическая группа в общем Плане. Он получает большее представление о различных единицах группы, с которыми он внутренне связан; он узнает их лич¬ности, если они в воплощении, и до некоторой степени по¬нимает кармические отношения, существующие между группами, индивидуумами и им самим; ему дано проникнуть в специфическую цель группы и ее отношения к другим группам. Он в состоянии теперь работать с большей уве¬ренностью, и его отношения с людьми на физическом пла¬не становятся более определенными; он может помочь и себе, и другим в урегулировании кармы, 121] способствуя, таким образом, более быстрому приближению к конечному освобождению. Групповые отношения ук¬репляются, а осуществление планов и целей может достигаться более разумно. По мере укрепления груп¬повых отношений на физическом плане возникают настолько согласованное действие и сознательная сплоченность во имя единой цели, что вы¬сшие идеалы материализуются, и сила направляется на мудрое продвижение целей эволюции. На определенном этапе составляющие группу единицы добиваются умения работать вместе и таким образом стимулируют друг друга; теперь они могут приступить к дальнейшему расширению знания, чтобы в результате приносить большую помощь.
При Третьем посвящении посвященному открывается цель подлуча того Луча, к которому он принадлежит, подлуча, на котором находится его Эго. Все эгоические едини¬цы находятся на том или ином подлуче монадического Луча. Это знание дается посвященному, чтобы позволить ему в конце концов выяснить для себя (по линии наименьшего сопротивления) Луч своей Монады. Этот подлуч несет в своем энергетическом потоке многие группы Эго, и поэтому посвященный узнаёт не только о своей эгоической группе и ее осознанной цели, но и о многих других сходных группах, составленных подобным образом. Их соединенная энергия направлена к четко определенной цели.
Постигнув до некоторой степени групповые отношения и развив способность работать с единицами в групповой формации, посвященный постигает тайну подчинения группы благу совокупности групп. Это демонстрируется на фи¬зическом плане как способность работать мудро, интеллектуально и гармонично с многообразными типами людей, участвовать в обширных планах и оказывать широкое влияние.
Ему частично открываются планы Планетарного Лого¬са; это видение охватывает откровение Плана и Цели в отношении планеты, хотя 122] понимание этих планов в части межпланетарных отношений пока от него ускользает. При этом посвященный проходит через ряд постепенных осознаний к порталам Четвертого посвящения. Благодаря полному освобождению посвященного от всех препятствий в трех мирах и разрыву всех уз ограничивающей кармы, ви¬дение значительно расширяется, и можно сказать, что ему впервые открывается масштаб планетарной цели и кармы в рамках схемы. Урегулировав свою собственную незначительную личную карму, он может теперь уделить внимание отработке пла¬нетарной кармы и исполнению далеко идущих планов той великой Жизни, Которая включает в себя все меньшие жиз¬ни. Он не только пришел к полному осознаванию целей и планов всех эволюций на собственной планетарной схеме, Земле, но его кругозор охватывает и ту планетарную схему, что является дополнительной по отношению к нашей Зем¬ле или ее полярной противоположностью. Он осознаёт связь между обеими схемами и прозревает гигантскую двойственную цель. Ему показывается, как эта двойствен¬ная цель должна превратиться в единый общий план, и с этого момента он все свои энергии направляет на планетар¬ное сотрудничество, работая с двумя великими эволюция¬ми на нашей планете: человеческой и дэва, и через них. Он осуществляет урегулирования и последовательное прило¬жение энергии для стимулирования разных царств приро¬ды, чтобы в результате слияния всех сил природы могло быть ускорено энергетическое взаимодействие между обеи¬ми схемами. Таким образом могут быть доведены до завершения планы солнечного Логоса, исполняемые обоими Планетарными Логосами. Теперь его привилегией являет¬ся управлять в крошечном масштабе солнечной энергией, и он допускается не только в совещательные палаты своей собственной Иерархии, но ему разрешен вход и на совеща¬ния посланцев других планетарных схем 123] с Госпо¬дом Мира и двумя великими главами отделов.
При Пятом Посвящении видение открывает ему еще бо¬лее обширный кругозор, и видится третья планетарная схе¬ма, образующая с двумя предыдущими один из силовых треу¬гольников, которые необходимы для осуществления сол¬нечной эволюции. Как всякое проявление возвращается че¬рез двойственность и троичность назад, к конечному синте¬зу, так и эти схемы, являющиеся всего лишь силовыми центрами тела солнечного Логоса, проявляются сначала как отдельные единицы, живущие своей собственной це¬лостной жизнью, затем как двойственности в сило¬вом взаимодействии между двумя любыми схемами, ког¬да они помогают, стимулируют и дополняют друг друга, и, наконец, как солнечный треугольник, в котором сила цир¬кулирует от одной вершины к другой и от одного центра к другому, пока энергия не сольется и не синтезируется, и все три не будут работать в единстве.
Когда адепт Пятого посвящения способен работать по планам трех Логосов, сотрудничая с Ними с возрастающим мастерством, со временем он становится готов к Шестому Посвящению, которое допускает его к еще более высоким собраниям. Он становится участником в солнечных, а не только планетарных, замыслах.
При Шестом Посвящении ему открывается чудесней¬шее из всех видений. Он видит Солнечную систему как еди¬ницу и получает краткое откровение, при котором его изум¬ленному взору открывается фундаментальная Цель Солнеч¬ного Логоса; он впервые видит планы целиком, со всеми их вариантами во всех их разветвлениях.
При Седьмом Посвящении его видение проникает за сол¬нечное кольцо-не-преступи, и он видит то, что давно осозна¬вал как базовый теоретический факт, а именно, что наш Солнечный Логос вовлечен в планы и цели еще более вели¬кого Существования, и что Солнечная система является од¬ним из многочисленных силовых центров, через которые выражает Себя Космическая Сущность, 124] намного большая, чем наш Солнечный Логос. В основании всех этих типов видения лежит одна великая цель – откровение сущностного единства и раскрытие тех внутренних связей, которые, будучи постигнуты, прочно ставят посвященного на путь самоотверженного служения и делают его тем, кто работа¬ет для достижения синтеза, гармонии и базового единства.
Во время обряда Посвящения открытие глаз Посвященного, чтобы видеть и сознавать, проходит в три стадии, являющиеся, тем не менее, единым процессом:
1. Прошлое проносится перед ним, и он видит себя игра¬ющим многочисленные роли и понимает, что каждая из них способствовала постепенному развитию его сил и спо¬собностей, пока они не достигли той точки, когда он может служить своей группе и служить вместе с ней. Он видит и отождествляет себя – в зависимости от конкретного посвящения – с:
а. самим собой в многочисленных предыдущих жизнях;
б. своей группой в составе предшествующих групп жиз¬ней;
в. своим эгоическим Лучом, изливающимся на протяжении многих циклов времени;
г. своим Планетарным Логосом, функционирующим в прошлом через многочисленные эволюции и цар¬ства во всей схеме,
и так далее, пока он не отождест¬вляется с прошлым единой Жизни, протекающей че¬рез все планетарные схемы и эволюции Солнечной системы. Это вызывает у него решимость отработать кар¬му и знание (благодаря видению прошлых причин) того, как это должно быть сделано.
2. Настоящее. Ему открывается та конкретная работа, кото¬рую надлежит исполнить во время текущего малого цикла и в которую он непосредственно вовлечен. Это означает, что он видит не только то, что касается его в какой бы то ни было отдельно взятой жизни, но знает 125] и непосредственную частицу Плана (задействующую, может быть, несколько его крошечных циклов под названием “жизни”), – которую Планетарный Логос стре¬мится видеть завершенной. После чего можно сказать, что он, без всякого сомнения, знает свою работу и способен за нее взяться, ясно понимая, зачем, как и когда.
3. Будущее. Затем, для воодушевления, дается увидеть не поддающуюся никакому описанию картину завершающей славы и несколько первостепенных выделяющихся моментов, отмечающих главные ведущие к ней шаги. На мгновение он видит славу, какой она будет, и тот светозарный путь сияющей красоты, который более и более светлеет до полного дня. На ранних стадиях он видит славу своей достигшей совершенства эгоической группы; потом – сияние, исходящее от Луча, ко¬торый несет в своем потоке совершенных сынов человеческих од¬ного конкретного цвета и типа; далее он ви¬дит проблеск совершенства того Великого Существа, Которое является его собственным Планетарным Логосом; наконец, ему открывает¬ся совершенство всей красоты и сияния, которое включает все остальные Лучи света – Солнце, сияющее во всей своей силе, Солнечный Логос в момент достижения Цели.