Теософия и наука

LRL
Сообщения: 1330
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 14:45

Теософия и наука

Сообщение LRL »

СЭШ писал(а): 31 дек 2024, 15:50 Турист:
//В качестве примера для обсуждения можно рассмотреть любой спиритуалистический феномен на который ссылается и комментирует ЕПБ.

Смотря какой феномен, насколько я понял спиритуализм не совсем с теософией соотноситься, например по части явления "духов" медиуму, которые теософия отрицает, а спиритуалисты наоборот считают это ключевым моментом своей идеологии. Надо этот момент для начала прояснить, а то получится так, что мы с точки зрения теософии и слов ЕПБ будем пытаться объяснять и подтверждать то, что самой теософией отрицается.
"Спиритизм. То же, что и спиритуализм, с той разницей, что спиритуалисты почти единогласно отрицают доктрину перевоплощения, в то время как спириты делают из нее фундаментальный принцип своей веры. Однако, между их взглядами и философскими учениями восточных оккультистов существует огромная разница. Спириты принадлежат к французской школе, основанной Алланом Кардеком, а спиритуалисты Америки и Англии — к школе «сестер Фокс», положивших начало своему учению в Рочестере, США. Теософы, веря в медиумические явления и спиритов, и спиритуалистов, отвергают идею «духов».
Источник: Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, Словарь"
Турист:
//Оказывается ЕПБ и свидетели на которых она ссылается, просто прогуливали школу и пытались выдать желаемое за действительное... СЭШ, как вам такой предновогодний сюрприз и вердикт от Михаила?

Я думаю, что Михаил только нас с вами имел ввиду :), и дело тут вовсе не в школе, поскольку касаемо каких-то глубоких мировоззренческих вопросов, и прогульщики, и отличники находятся в равном положении "ничего не знающих", но думаю он просто хочет сказать, что мы саму ЕПБ зачастую неправильно понимаем и трактуем её слова на свой лад, хотя это может относиться и к нему самому и вообще к кому угодно, поэтому и в этом отношении, и в отношении школы, мы все здесь находимся относительно в равном положении и только подходя к вопросам коллективно и комплексно, а не индивидуально и субъективно, на мой взгляд, можно найти на них хоть какие-то вразумительные ответы.
:
Всех - с Новым Годом!
СЭШ
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Теософия и наука

Сообщение СЭШ »

LRL:
//Ответ то получила, но с позиций моего тогдашнего Сознания - это определенно случился феномен. И никому я бы не смогла его обьяснить, в лучшем случае - покрутили бы пальцем у виска.

Для этого и нужно изучать тексты, в которых могут быть описаны и обоснованы доступным, понятным языком те или иные феномены, например присущие человеческой психике и через эти описания феноменов, человек мог сам описать и обосновать себе и другим те феномены, которые встречаются в его собственном опыте и в доказательство этого опыта, была возможность сослаться на какой-либо текст. А когда человек пытается доказать какой-то свой опыт своими словами и тем более без привязки к текстам, то и могут возникать случаи "кручения пальцем у виска" на все его попытки что-то доказать, поскольку его слова без этого могут выглядеть как обычный бред или фантазии :)

LRL:
//Но вот эти 'феномены', мне так думается, это как 'ступенька перехода ' в Иерархии Природы. Надо ли заострять на этом внимание? Только если целесообразно с глобальной задачей. А какова она в данном конкретном случае 'здесь и сейчас' ?

Как уже говорилось в другом посте, феномены разные бывают, есть например феномен нло, барабашек, снежных людей и т.д., а есть феномены, которые относятся к законам природы или скрытым психическим возможностям человека, вот мы в основном и пытаемся рассматривать те феномены, которые подходят под третью цель ТО, т.е. "Исследовать необъяснённые законы природы и скрытые силы человека."

Вот в этом на мой взгляд и заключается целесообразность, через феномены (и не только) исследовать те сферы бытия, которые скрыты от повседневного внимания человека и его физических органов восприятия и не рассматриваются наукой в силу особенностей методов её познания. А через эти скрытые сферы бытия больше узнавать о себе, о своих возможностях, так и о мире в целом, что и является одной из главных движущих сил познания, а через это познание себя и мира в целом приходить и к переживанию Единства (а не только к его интеллектуальной констатации). Так, через малое и несущественное (а для кого-то и несерьёзное), мы можем прийти к существенно большему, и какая задача может быть ещё глобальнее, чем эта? :)

LRL:
//Всех - с Новым Годом!

Спасибо LRL, и вас с Новым Годом! :)
LRL
Сообщения: 1330
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 14:45

Теософия и наука

Сообщение LRL »

СЭШ писал(а): 01 янв 2025, 15:52 LRL:
//Ответ то получила, но с позиций моего тогдашнего Сознания - это определенно случился феномен. И никому я бы не смогла его обьяснить, в лучшем случае - покрутили бы пальцем у виска.

Для этого и нужно изучать тексты, в которых могут быть описаны и обоснованы доступным, понятным языком те или иные феномены, например присущие человеческой психике и через эти описания феноменов, человек мог сам описать и обосновать себе и другим те феномены, которые встречаются в его собственном опыте и в доказательство этого опыта, была возможность сослаться на какой-либо текст. А когда человек пытается доказать какой-то свой опыт своими словами и тем более без привязки к текстам, то и могут возникать случаи "кручения пальцем у виска" на все его попытки что-то доказать, поскольку его слова без этого могут выглядеть как обычный бред или фантазии :)

LRL:
//Но вот эти 'феномены', мне так думается, это как 'ступенька перехода ' в Иерархии Природы. Надо ли заострять на этом внимание? Только если целесообразно с глобальной задачей. А какова она в данном конкретном случае 'здесь и сейчас' ?

Как уже говорилось в другом посте, феномены разные бывают, есть например феномен нло, барабашек, снежных людей и т.д., а есть феномены, которые относятся к законам природы или скрытым психическим возможностям человека, вот мы в основном и пытаемся рассматривать те феномены, которые подходят под третью цель ТО, т.е. "Исследовать необъяснённые законы природы и скрытые силы человека."

Вот в этом на мой взгляд и заключается целесообразность, через феномены (и не только) исследовать те сферы бытия, которые скрыты от повседневного внимания человека и его физических органов восприятия и не рассматриваются наукой в силу особенностей методов её познания. А через эти скрытые сферы бытия больше узнавать о себе, о своих возможностях, так и о мире в целом, что и является одной из главных движущих сил познания, а через это познание себя и мира в целом приходить и к переживанию Единства (а не только к его интеллектуальной констатации). Так, через малое и несущественное (а для кого-то и несерьёзное), мы можем прийти к существенно большему, и какая задача может быть ещё глобальнее, чем эта
Я тут недавно, в связи с возникшей дискуссией об идее 'нирваны', обратилась к буддизму. И прочла, что у Будды Учение подразделялось на три: для избранных, для общинников и для обычных мирских людей. Избранных он выделял по качествам среди общинников. И по примерам того, как он их классифицировал - это далеко не рядовые качества. Так и здесь, феномены психологического характера можно и нужно изучать, но только среди тех, кто имел такой опыт. А он, как я понимаю, идёт из прошлых накоплений. У кого такого опыта нет, будут отрицания или хуже того, недоверие и страхи. Это нанесёт вред самому сомневающемуся. Отсюда - и говорить по сознанию.
А что можно обсуждать по поводу НЛО. Это годится только для телевизионных шоу.
Учение говорит: 'все возможно'. Но подойти к этому нужно естественно. Система образования этому и служит- формированию представлений о предмете . А дальше школой является сама Жизнь. Где уже реальные задачи для каждого. Вот где 'теософия'. Причём , смотрю, мелко мы в ней 'плаваем', поскольку из братьев 'эволюционировали' во 'врагов'
Мне так думается, что и к тому или другому Учению человек подходит естественно именно по своему мирооощущению.
Когда он находит, что описание мировоззрения ложится на его мировоощущение. Тогда это правильный путь. Но тогда Учение необходимо практиковать. Иначе просто книжничество.
mvs
Администратор
Сообщения: 4414
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Теософия и наука

Сообщение mvs »

СЭШ писал(а): 31 дек 2024, 15:50 Смотря какой феномен, насколько я понял спиритуализм не совсем с теософией соотноситься, например по части явления "духов" медиуму, которые теософия отрицает, а спиритуалисты наоборот считают это ключевым моментом своей идеологии. Надо этот момент для начала прояснить, а то получится так, что мы с точки зрения теософии и слов ЕПБ будем пытаться объяснять и подтверждать то, что самой теософией отрицается.
:mi_ga_et: "Этот момент" у ЕПБ назывался эзотерическими доктринами. Дмитрий просто никак не созреет, что ЕПБ рассказывала о разных доктринах (в разных традициях и школах), и могла одновременно как объяснять вещи в рамках одной, так и отрицать их, переходя в рамки другой. Вы одинаково сможете как объяснить и подтвердить, так и опровергнуть, если внимательно следуете за её пояснениями и хоть сколько-то проникаете в положения этих доктрин. Но при этом не сможете увидеть собственную точку зрения ЕПБ, если не понимаете положений её собственной доктрины, той которой придерживается она сама. Не то чтобы "спиритуализм не совсем с теософией соотносится", а вплоть что теософия пытается переопределить спиритуализм, изменить взгляды на его характер и природу.
СЭШ писал(а): 31 дек 2024, 15:50 Я думаю, что Михаил только нас с вами имел ввиду :)
Чё ета только вас. Всех кто образовался настолько, что не видит насколько законы природы не поддаются обходу и спекулированию на их счёт.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Аватара пользователя
Турист
Сообщения: 1685
Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04

Теософия и наука

Сообщение Турист »

mvs писал(а): 28 дек 2024, 12:53
Турист писал(а): 28 дек 2024, 10:24 В качестве примера для обсуждения можно рассмотреть любой спиритуалистический феномен на который ссылается и комментирует ЕПБ.
Да-да. Рассмотрите, это лучше бесконечной демагогии. Лично мне очень интересно, не обнаружится ли для "рассмотрителей" какой-нибудь скрывающийся сюрприз.
Пожалуйста и странно, что Вы его игнорируете:

"...Чтобы понять принципы естественных законов, причастных к некоторым нижеописанным феноменам, читатель должен держать в уме основные положения восточной философии, которые мы последовательно раскрывали. Давайте очень кратко повторим:
1. Чудес нет. Все, что происходит, есть результат закона — вечного, нерушимого, всегда действующего. Кажущееся чудом есть только действие сил, что д-р У. Б. Карпентер, член Королевского общества — человек большой учености, но малых познаний — называет “хорошо известными законами природы”. Подобно многим из его класса, д-р Карпентер игнорирует тот факт, что могут быть законы, когда-то “известные”, теперь неизвестные науке.
2. Природа триедина: существует видимая, объективная природа; невидимая, заключенная внутри, сообщающая энергию природа, точная модель первой и ее жизненный принцип; и над этими двумя — дух, источник всех сил, один только вечный и неразрушимый. Двое низших постоянно изменяются; третий, высший, не изменяется.
3. Человек также триедин: он имеет объективное, физическое тело; оживляющее астральное тело (или душу)..."
Е.П.Б. Р. И. т.2. ГЛАВА XII ЗАКЛЮЧЕНИЕ
mvs писал(а): 05 янв 2025, 12:34
СЭШ писал(а): 31 дек 2024, 15:50 Я думаю, что Михаил только нас с вами имел ввиду :)
Чё ета только вас. Всех кто образовался настолько, что не видит насколько законы природы не поддаются обходу и спекулированию на их счёт.
Вы не учитываете неизвестные современной науке законы.
СЭШ писал(а): 31 дек 2024, 15:50
Турист:
//В качестве примера для обсуждения можно рассмотреть любой спиритуалистический феномен на который ссылается и комментирует ЕПБ.
Смотря какой феномен, насколько я понял спиритуализм не совсем с теософией соотноситься, например по части явления "духов" медиуму, которые теософия отрицает, а спиритуалисты наоборот считают это ключевым моментом своей идеологии. Надо этот момент для начала прояснить, а то получится так, что мы с точки зрения теософии и слов ЕПБ будем пытаться объяснять и подтверждать то, что самой теософией отрицается.
СЭШ, например феномены перечисленные в статье ЕПБ ниже, существование и природу которых Михаил отрицает, ссылаясь на известные современным физикам законы и физические силы.
mvs писал(а): 28 дек 2024, 12:53
Турист писал(а): 28 дек 2024, 10:24 Так вот и объясните нам законом Архимеда и другими известными физическими законами спиритуалистические феномены, на которые часто ссылается ЕПБ и свидетелем чему была она сама лично.
Ну так... Тащите чёрный ящик в студию, сделайте что-нибудь заслуживающее внимания исследователей.
Пожалуйста и странно, что Вы их игнорируете и не придаете им значения:
Е. П. Блаватская Человек – магнит природы

:
Если кто-либо в наши дни осмелится поделиться каким-нибудь сверхъестественным опытом или столь же малопонятным феноменом, два класса оппонентов постараются заткнуть ему рот одним и тем же кляпом. Ученый кричит: "Я распутал весь клубок Природы, и этого просто не может быть; это не век чудес!" Индусский фанатик говорит: "Это кали-юга, духовная ночь человечества; чудеса более невозможны". Так оба – один из тщеславия, другой из невежества – приходят к одному и тому же заключению: ничто отдающее сверхъестественным в наши дни невозможно. Однако индус верит, что некогда чудеса случались, в то время как ученый это отрицает. Что же касается фанатичных христиан, то, если судить по тому, что они говорят, сейчас не кали-юга, а золотая эра света, когда сияние Евангелия озаряет человечество и толкает его вперед, к вящим победам разума. И поскольку вся их вера зиждется на чудесах, они лицемерно заявляют, что чудеса сегодня, равно как и в стародавние времена, творят только Бог и Дева Мария, главным образом последняя. Наши собственные взгляды хорошо известны: мы не верим в "чудеса" ни прежние, ни будущие, но мы действительно верим, что необычные феномены, ошибочно названные сверхъестественными, на самом деле были, есть и будут иметь место до скончания времен; что они естественны и что, когда этот факт просочится в сознание скептиков-материалистов, наука сломя голову устремится к конечной Истине, которой она так долго доискивалась. Рассказывать о феноменах непознанного в природе – дело утомительное и безнадежное. Слишком часто улыбку недоверия сменяет оскорбительное сомнение в правдивости либо нападки на доброе имя исследователя. Выдвинут сотню невероятных теорий во избежание признания единственно правильной. Ваш мозг, должно быть, перевозбужден, нервная система галлюцинирует, на вас напустили "чары"... Если же феномен выявляет убедительное, ощутимое, неопровержимое доказательство, тогда скептик прибегает к последнему средству – тайному сговору, требующему средств, времени и усилий, совершенно несоразмерных с ожидаемым результатом, и все это, несмотря на отсутствие малейшего злого умысла.
Если мы решительно заявим, что все есть следствие взаимодействия силы и материи, наука это одобрит; но если мы пойдем дальше и скажем, что наблюдали феномены и можем объяснить их тем же самым законом, то самонадеянная наука, в глаза не видевшая вашего феномена, отвергнет как вашу предпосылку, так и заключение, осыпав вас бранными словами. Итак, все упирается в проблему личного доверия свидетелю, и ученый муж, пока счастливый случай не обратит его внимания на новый факт, уподобляется ребенку, вопящему при виде неясной фигуры, принимая ее за привидение, будь это даже его няня. Если набраться терпения, то в один прекрасный день мы увидим, как большинство профессоров перейдут на сторону таких ученых, как Хэр, Де Морган, Фламмарион, Крукс, Уоллес, Цёльнер, Вебер, Вагнер и Бутлеров, и тогда, хотя "чудеса" будут слыть таким же абсурдом, как и ныне, оккультные феномены должным образом войдут в сферу точной науки и человечество станет мудрее. Означенные преграды как раз сейчас энергично штурмуют в Санкт-Петербурге. Молодая девушка-медиум "шокирует" всезнаек Университета.
Вот уже несколько лет медиумизм в российской столице представлен лишь мимолетными визитами американских, английских и французских медиумов с огромными денежными запросами и, за исключением нью-йоркского медиума д-ра Слейда, с уже угасающими способностями. Вполне естественно, что представители науки всегда находили удобный предлог для отказа. Но отныне все отговорки тщетны. Неподалеку от Петербурга, в небольшой деревушке, состоящей из трех семей немецких колонистов, несколько лет назад вдова по имени Маргарита Бич взяла в услужение маленькую девочку из воспитательного дома. Все домашние сразу же полюбили маленькую Пелагею за ее добрый нрав, усердие и честность. Она была чрезвычайно счастлива в своем новом доме и в течение ряда лет ни от кого и никогда не слышала ни единого грубого слова. Со временем Пелагея превратилась в красивую семнадцатилетнюю девушку, но характер ее не изменился. Она нежно любила своих хозяев, и все в доме любили ее. Несмотря на ее миловидность и доброжелательность, ни один деревенский парень никогда не помышлял свататься к ней. Молодые парни говорили, что она "внушала им благоговейный страх". Они смотрели на нее так, как в здешних краях смотрят на образа святых. По крайней мере так пишут русские газеты, и среди них орган полиции – газета, из которой мы приводим доклад участкового пристава, посланного расследовать некоторые факты дьявольщины. Ибо это невинное юное создание пало жертвой "сверхъестественных проделок некой непостижимой, незримой силы", – говорится в докладе.
3 ноября 1880 года она вместе с другою служанкой спустилась в погреб за картошкой. Едва девушки открыли тяжелую дверь, как со всех сторон в них полетели картофелины. Полагая, что какой-то соседский мальчишка залез на широкую полку, где хранилась картошка, Пелагея, поставив корзину на голову, со смехом произнесла: "Кто бы ты ни был, помоги мне наполнить корзину картошкой!" Через секунду корзина была заполнена до краев. Тогда то же самое попробовала сделать и другая девушка, но картошка не тронулась с места. Взобравшись на полку, девушки, к своему изумлению, никого там не обнаружили. Когда они рассказали об этом странном происшествии вдове Бич, та пошла сама, но, открыв погреб, который обе служанки, уходя, заперли на ключ, никого там не нашла. Это событие было лишь предвестником многих других. В течение трех недель они сменяли друг друга с такою быстротой, что, если бы мы вздумали перевести официальный доклад целиком, он занял бы весь номер "Theosophist". Поэтому приведем лишь несколько примеров.
С того самого момента, как она вышла из погреба, невидимая "сила", наполнившая ее корзину картошкой, стала утверждать свое присутствие непрестанно и самыми разнообразными способами. Только Пелагея захочет положить дрова в печь, как в воздух поднимаются поленья и, словно живые, прыгают в камин; только она поднесет к ним спичку, как они уже полыхают, будто их зажгла незримая рука. Когда она приближается к колодцу, вода в нем начинает подниматься и, переливаясь через край, потоками льется к ее ногам; проходит ли она мимо ведра с водой – происходит то же самое. Едва она протянет руку взять с полки что-то нужное из посуды, как вся эта посудина, чашки, супницы, тарелки, словно вихрем сорванные с мест, начинают прыгать и дрожать, а затем с грохотом падают у ее ног. Стоит соседке-инвалиду присесть передохнуть на девушкину постель, как тяжелая кровать поднимается к самому потолку, переворачивается и сбрасывает непрошеную гостью; после чего спокойно занимает прежнее положение. Однажды вечером Пелагея пошла в хлев накормить скотину и, выполнив обычную работу, уже собиралась уходить вместе с двумя другими служанками, как вдруг случилось самое невероятное. Казалось, что во всех коров и свиней вдруг вселился бес. Коровы, пугая всю деревню яростным мычанием, старались взобраться на ясли, а свиньи бились головою о стену, бегая по кругу, будто их преследовал какой-то дикий зверь. Сенные вилы, лопаты, скамейки и кормушки, сорвавшись с мест, преследовали испуганных девушек, которые едва спаслись, с силою захлопнув и заперев дверь хлева. И как только они это сделали, всякий шум внутри прекратился, словно по волшебству.
Эти явления происходили не ночью, а среди бела дня, на виду у всех жителей небольшой деревушки; более того, они всегда предварялись каким-то необычным шумом, напоминавшим завывание ветра, потрескивание в стене и легкие удары по оконной раме и стеклу. Домочадцев и жителей деревушки охватила настоящая паника, усиливавшаяся с каждым новым проявлением неведомой силы. Как водится, позвали священника – будто попы что-то смыслят в магнетизме! – но все напрасно: пара горшков пустилась отплясывать на полке кадриль, кочерга подпрыгивала, ударяясь о пол, не отставала от них и тяжелая швейная машинка. Весть о молодой ведьме и ее битве с невидимыми чертями облетела всю округу. Жители соседних деревень сбегались поглядеть на чудеса. И в их присутствии происходило то же самое, а частенько и похлеще. Как-то вошла толпа мужиков; когда они положили свои шапки на стол, те вдруг спрыгнули на пол, а тяжелая кожаная перчатка, описав круг, залепила своему владельцу хорошую звонкую пощечину и присоединилась к валявшимся шапкам. Наконец, несмотря на сердечную привязанность вдовы Бич к бедной сироте, в начале декабря Пелагею со всеми ее пожитками погрузили на телегу и после моря слез и сетований отправили к окружному надзирателю воспитательного дома – заведения, в котором она воспитывалась. Этот джентльмен, препровождая туда Пелагею на другой день, стал невольным свидетелем проделок той же силы; он заявил об этом в полицейский участок, где было учинено тщательное дознание и составлен протокол.
Когда о случившемся узнал один спиритист, богатый дворянин, проживающий в Санкт-Петербурге, он отправился за девушкой и привез ее в город.
Вышеупомянутые официально зарегистрированные факты были перепечатаны всеми солидными русскими газетами. Покончив с прологом, проследим за дальнейшим развитием этой силы в этом удивительном медиуме, ибо ни одна серьезная и архиофициальная газета столицы не оставила ее без внимания.
"На небосклоне спиритизма, в Санкт-Петербурге, неожиданно взошла новая звезда, некая мадемуазель Пелагея, – говорится в передовой статье "Нового времени" от 1 января 1881 года. – Явления, происходящие в ее присутствии, столь необычны и потрясающи, что не один серьезный спиритист был ими опрокинут – буквально и посредством тяжелого стола". "Но, – добавляет газета, – спиритические жертвы отнюдь не были смущены такими разительными доказательствами. Наоборот, пострадавшие спиритисты, едва поднявшись с пола (одному пришлось вылезать из-под дивана, куда его швырнул тяжелый стол), забыв о боли и синяках, бросились со слезами на глазах обниматься, поздравляя друг друга с таким новым, энергичным и, главное, полезным, умным, прямо гениальным проявлением таинственной силы".
Остроумный репортер "Петербургской газеты" приводит следующие детали:
Девице Пелагее 19 лет, и дочь она бедных, но неблагородных родителей, некрасивая, но довольно симпатичная, необразованная, но не глупая, небольшого роста, но доброго характера, стройная, но нервная. Девица Пелагея проявила внезапно совершенно необычайные спиритические способности. "Первоклассная спиритическая звезда" – так отзываются о ней адепты. И действительно, у девицы Пелагеи "в конечностях феноменальное изобилие магнетической ауры" (должно быть, "четвертого измерения"), мгновенно сообщающей неслыханные и невиданные феноменальные движения окружающим ее предметам.
На сеансе пять дней назад, где присутствовали все главные медиумы и спиритисты Петербурга[1], произошло, между прочим, следующее: "Поместившись за одним столом с Пелагеей, они (спиритисты) не успели оглянуться, как получили сильный толчок. Стол свалил их со стульев и отбросил в сторону на весьма почтенное расстояние. Пелагея же очутилась на полу в полубесчувственном состоянии, а стул ее начал выкидывать такие штуки, что присутствовавшие, в окончательном страхе за свои бока, поспешили выбежать из комнаты".
Пока рассматривается вышеупомянутый случай, из Америки весьма кстати приходит сообщение об одном мальчике, чей организм столь же аномально заряжен животным магнетизмом. В сообщении, опубликованное в "Catholic Mirror", говорится, что этот мальчик – сын неких м-ра и миссис Коллинз из Сент-Пола (штат Миннесота). Ему десять лет, и магнетизм проявился в нем совсем недавно – любопытное обстоятельство, которое следует отметить. Мальчик он сообразительный, отменного здоровья и с увлечением играет во все ребяческие игры. Кисть его левой руки превратилась
...в замечательно сильный магнит. Легкие металлические предметы прилипают к ней до такой степени, что требуется значительное усилие, дабы их оторвать. Ножи, булавки, иголки, пуговицы и прочее – все, что может поместиться на его руке, так крепко пристает к ней, что их невозможно стряхнуть. К тому же притяжение столь велико, что рука его может поднять металлическое ведерко с углем, а если ее поддерживают несколько сильных человек, то может поднять и более тяжелые предметы. Но когда мальчик поднимает что-то тяжелое, он жалуется на сильную боль, пронизывающую всю его руку. Его левая рука и вся левая сторона тела обнаруживают тот же магнетизм, но в меньшей степени, правая же сторона его не проявляет вовсе.
Единственный человек, который пролил свет на естественные и аномальные магнетические состояния человеческого тела, – покойный барон фон Рейхенбах из Вены, знаменитый химик, открывший новую силу, названную им одом. Его эксперименты длились более пяти лет, и он не жалел ни средств, ни времени, ни сил для их завершения. Физиологи давно уже заметили, что многие люди, особенно госпитализированные больные, явственно ощущают особую эманацию, или ауру, излучаемую магнитом, когда над ними, сверху вниз, делают пассы, не дотрагиваясь до тела. Было также замечено, что при таких заболеваниях, как виттова пляска (хорея), различные формы паралича и истерия, пациенты выказывают особую степень чувствительности. И хотя великий Берцелиус[2] и другие светила науки призывали ученых к исследованию этой чувствительности, все же эта наиважнейшая область оставалась почти не тронутой, пока за эту великую задачу не взялся барон фон Рейхенбах. Его открытия настолько важны, что полностью оценить их можно лишь после внимательного прочтения его книги "Researches on Magnetism, Electricity, Heat, Light, Crystallization and Chemical Attraction, in their Relations to the Vital Force" – к сожалению, уже распроданной, хотя ее подержаные экземпляры можно иногда приобрести в Лондоне.
В целях данной темы достаточно сказать следующее: он доказывает, что тело человека пронизано аурой, "динамидом", "флюидом", испарением, эманацией – как бы мы ни называли эту силу; что она одна и та же у мужчин и женщин и с особой интенсивностью исходит из головы, рук и ног; что, подобно ауре магнита, она полярна; что вся левая сторона – положительная и передает чувство тепла сенситиву, к которому мы прикасаемся левой рукой; вся же правая сторона тела – отрицательная и передает ощущение холода. В некоторых индивидуумах эта жизненная магнетическая (или, как он ее называет, одическая) сила чрезвычайно интенсивна. Таким образом, мы без боязни можем рассматривать любой феноменальный случай, вроде двух вышеописанных, и верить в них без опасения преступить границы точной науки или быть обвиненными в суеверии и легковерии. В то же время следует отметить, что барон фон Рейхенбах не нашел ни одного пациента, чья аура отклоняла бы магнитную стрелку либо притягивала бы железные предметы, как естественный магнит. Стало быть, его исследования не охватили всех проявлений этой силы, и сам он прекрасно это осознавал. Люди, обладающие избыточным магнетизмом, такие, как русская девушка и американский мальчик, нет-нет да и встречаются; они есть и среди некоторых известных медиумов. Например, палец медиума Слейда, когда он водит им по компасу в любом направлении, неизменно притягивает к себе магнитную стрелку. В Лейпциге данный эксперимент проводили профессора Цёльнер и Вебер[3] (профессор физики, основоположник теории вибрации сил). Профессор Вебер "положил на стол компас, помещенный под стекло, магнитная стрелка которого четко виднелась благодаря яркому пламени свечи; мы же взяли Слейда за руки", находившиеся на расстоянии фута от компаса. Магнетическая аура, излучаемая руками Слейда, была так сильна, что "примерно через пять минут стрелка начала резко раскачиваться по дуге от 40 до 60 градусов, пока наконец не сделала несколько полных оборотов". В другой раз профессору Веберу удалось превратить обычную швейную иглу, абсолютно ненамагниченную, что было установлено с помощью компаса еще до эксперимента, в сплошной магнит.
Слейд положил эту иглу на грифельную доску, которую держал под столом... примерно через четыре минуты, когда доску со швейной иглой снова положили на стол, один конец иглы (и только один) оказался до такой степени намагниченным, что к нему прилипали железные стружки и швейные иглы; стрелку же компаса зашкаливало.
Барон фон Рейхенбах начал свое исследование с изучения влияния магнита на животный нерв; затем он стал наблюдать за воздействием на этот нерв сходной ауры или силы, обнаруженной им в кристаллах. Опуская подробности, с которыми должен ознакомиться каждый изучающий арийскую науку, суммируем его заключение: "...с магнетической силой, которую мы находим в естественном магните и магнитной стрелке, родственна сила ["од" – новая сила, открытая им], которую мы обнаруживаем в кристаллах". Отсюда: "...сила магнита не есть, как утверждалось до сих пор, единичная сила, но состоит из двух, ибо к этой, давно известной, силе следует добавить новую, доселе неизвестную и совершенно особую, то есть силу, заключенную в кристаллах".
Одной из его пациенток была некая м-ль Новотни, обладавшая феноменальной чувствительностью к аурам магнита и кристалла. Когда магнит держали возле ее руки, она неизменно двигалась в том направлении, в каком его перемещал барон. Воздействие на руку "было подобно тому, как если бы кто-то схватил ее за кисть и тянул или наклонял ее тело к ногам". (Она лежала на кровати, бледная, а магнит передвигали в этом направлении.) Если его подносили к руке поближе, "рука так сильно притягивалась к нему, что, когда магнит поднимали вверх или отодвигали в сторону, назад, либо в каком-то другом направлении, ее руки прилипали к нему так, как прилипает кусок железа". Мы видим, что это полная противоположность феномену американского мальчика Коллинза, ибо, вместо того чтобы притягиваться к чему-то, его рука, и только его левая кисть, сама притягивала к себе железные предметы, как легкие, так и тяжелые. Рейхенбах, естественно, захотел испытать магнетическое состояние м-ль Новотни. Он говорит: "Чтобы осуществить это, я взял железные опилки и поднес к ним ее палец. Но ни одна крохотная частичка не прилипла к ее пальцу даже после того, как он соприкасался с магнитом... Когда магнитная стрелка остановилась, я попросил ее поднести палец поочередно к разным полюсам стрелки, но магнитная стрелка не проявляла ни малейшего признака отклонения или колебания".
Если бы позволило место, можно было бы продолжить этот весьма любопытный анализ случаев аномального магнетического состояния некоторых людей, не утомляя вдумчивого читателя. Но мы сразу же можем сказать, что поскольку барон фон Рейхенбах рассматривает магнетизм как силу составную, а не простую, и каждый человек насыщен одною из этих сил (так называемый од); и поскольку эксперименты со Слейдом, а также феномены России и Сент-Пола подтверждают, что временами человеческое тело действительно излучает настоящую магнетическую ауру, подобную той, что заключена в естественном магните, то объяснение таково: в вышеуказанных аномальных случаях в человеке преобладает одна из двух сил, вместе образующих то, что всем известно как магнетизм. Следовательно, ничего сверхъестественного в этих случаях нет. Почему это происходит – вполне объяснимо, но поскольку это объяснение уведет нас слишком далеко в непознанную область оккультной науки, то лучше от него воздержаться.

Сноски

1.↑ Мы всерьез сомневаемся, найдется ли сейчас где-нибудь такое число людей среди средних и низших классов, которые бы так верили в спиритуализм, как в Росии. Многие искренне набожные люди, так же горячо верящие и в дьявола, в той или иной степени верят и во всяких духов.
2.↑ [Берцелиус Иоган Яков (1779– 1848) – шведский медик и химик; с 1818 г. секретарь Стокгольмской академии наук. Наиболее известные труды: "Theory of Chemical Proportions and the Chemical Action of Electricity" и "Lehrbuch der Chemie". (изд.)]
3.↑ [Вебер Вильгельм Эдуард (1804–1891) – физик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Исследовал электричество и магнетизм; разработал совместно с К. Ф. Гауссом абсолютную систему электрических и магнетических единиц. Его именем названа единица магнитного потока. (изд.)]
mvs писал(а): 05 янв 2025, 12:34
СЭШ писал(а): 31 дек 2024, 15:50 Смотря какой феномен, насколько я понял спиритуализм не совсем с теософией соотноситься, например по части явления "духов" медиуму, которые теософия отрицает, а спиритуалисты наоборот считают это ключевым моментом своей идеологии. Надо этот момент для начала прояснить, а то получится так, что мы с точки зрения теософии и слов ЕПБ будем пытаться объяснять и подтверждать то, что самой теософией отрицается.
:mi_ga_et: "Этот момент" у ЕПБ назывался эзотерическими доктринами. Дмитрий просто никак не созреет, что ЕПБ рассказывала о разных доктринах (в разных традициях и школах), и могла одновременно как объяснять вещи в рамках одной, так и отрицать их, переходя в рамки другой. Вы одинаково сможете как объяснить и подтвердить, так и опровергнуть, если внимательно следуете за её пояснениями и хоть сколько-то проникаете в положения этих доктрин. Но при этом не сможете увидеть собственную точку зрения ЕПБ, если не понимаете положений её собственной доктрины, той которой придерживается она сама...
В обсуждаемом нами вопросе точка зрения ЕПБ однозначна:

".....Факт, что бессознательные проявления духовных сил так же, как сознательные деяния высшей магии происходили во всех странах во всех веках как с участием иерофантов, так и с участием безответственных медиумов, мы считаем настолько прочно установленным, что он более не требует усилий с нашей стороны, чтобы его доказывать..."
Е.П.Б. Р.И. т.1 ГЛАВА XIII. РЕАЛЬНОСТИ  И  ИЛЛЮЗИИ.

"....И так называемые спиритуалистические феномены, в которые верит почти двадцать миллионов хорошо образованных, часто даже высоко просвещенных и ученых людей в Европе и Америке, не являются просто галлюцинациями больного мозга. Все эти феномены так же реальны, так же подтверждены неоспоримыми показаниями тысяч очевидцев и так же научно и математически доказаны, как и последние открытия нашего брата Т.А.Эдисона....Но мы верим в феномены спиритуалистов (хотя и подвергаем сомнению их «духов»), ибо знаем, что это реальный факт. Одно дело – отвергать недоказанные теории, и совершенно другое – бороться против точно установленных фактов..... " ЕПБ «Магия».
mvs
Администратор
Сообщения: 4414
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Теософия и наука

Сообщение mvs »

Турист писал(а): 06 янв 2025, 15:32 Пожалуйста и странно, что Вы его игнорируете:

"...Чтобы понять принципы естественных законов, причастных к некоторым нижеописанным феноменам, читатель должен держать в уме основные положения восточной философии, которые мы последовательно раскрывали. Давайте очень кратко повторим:
1. Чудес нет. Все, что происходит, есть результат закона — вечного, нерушимого, всегда действующего. Кажущееся чудом есть только действие сил, что д-р У. Б. Карпентер, член Королевского общества — человек большой учености, но малых познаний — называет “хорошо известными законами природы”. Подобно многим из его класса, д-р Карпентер игнорирует тот факт, что могут быть законы, когда-то “известные”, теперь неизвестные науке.
2. Природа триедина: существует видимая, объективная природа; невидимая, заключенная внутри, сообщающая энергию природа, точная модель первой и ее жизненный принцип; и над этими двумя — дух, источник всех сил, один только вечный и неразрушимый. Двое низших постоянно изменяются; третий, высший, не изменяется.
3. Человек также триедин: он имеет объективное, физическое тело; оживляющее астральное тело (или душу)..."
Е.П.Б. Р. И. т.2. ГЛАВА XII ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дмитрий, а Вы попытайтесь сами перевести это место из английского оригинала. "Принципы естественных законов" это как "масло масленное", не знаю что творилось в воображении переводчика. Там примерно такой смысл: "Чтобы уяснить механику природного закона, скрывающуюся под некоторыми нижеследующими описаниями феноменов, читатель должен удерживать во внимании основополагающие/фундаментальные положения восточной философии..." - чего Вы как раз и не делаете:
mvs писал(а): 25 дек 2024, 12:12 Не моя вина, что кто-то не понимает смысла и важности "эзотерических учений" в том числе и для уяснения полемики вокруг "феноменов".
Вот например Лобачевский взял и переопределил постулаты ("основополагающие положения") Евклидовой (школьной) геометрии и произвёл массу математических "чудес" - и прямые стали пересекаться, и провести через две точки сколько угодно прямых стало возможным. Вот примерно про это мысль в Вашей цитате и приводится, и этот "сюрприз" размером со слона, странно что Вы его упорно не замечаете. :nez-nayu:
"... положения восточной философии, которые мы шаг за шагом осветили. Давайте отрезюмируем крайне кратко: Первое. Чудес не бывает. Что бы не случалось является результатом закона - вечного, непреложного, имеющего силу навсегда. Самые очевидные чудеса это ничто иное как влияние сил, противоборствующих тем, которые д-р У.Б.Карпентер, член К.О., - человек большой учёности, но малого вникания - называет "четко установленными законами природы". Подобно многим из его круга, д-о Карпентер не принимает во внимание, что законам позволительно считаться некогда "открытыми", а теперь закрытыми для науки."
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Аватара пользователя
Турист
Сообщения: 1685
Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04

Теософия и наука

Сообщение Турист »

mvs писал(а): 07 янв 2025, 13:58
Турист писал(а): 06 янв 2025, 15:32 Пожалуйста и странно, что Вы его игнорируете:
"...Чтобы понять принципы естественных законов, причастных к некоторым нижеописанным феноменам, читатель должен держать в уме основные положения восточной философии, которые мы последовательно раскрывали. Давайте очень кратко повторим:
1. Чудес нет... д-р Карпентер игнорирует тот факт, что могут быть законы, когда-то “известные”, теперь неизвестные науке...
3. Человек также триедин: он имеет объективное, физическое тело; оживляющее астральное тело (или душу)..."
Е.П.Б. Р. И. т.2. ГЛАВА XII ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дмитрий, а Вы попытайтесь сами перевести это место из английского оригинала. "Принципы естественных законов" это как "масло масленное", не знаю что творилось в воображении переводчика. Там примерно такой смысл: "Чтобы уяснить механику природного закона, скрывающуюся под некоторыми нижеследующими описаниями феноменов, читатель должен удерживать во внимании основополагающие/фундаментальные положения восточной философии..." - чего Вы как раз и не делаете:
Не моя вина, что кто-то не понимает смысла и важности "эзотерических учений" в том числе и для уяснения полемики вокруг "феноменов".
1. При объяснении подобных феноменов Вы игнорируете тезис ЕПБ, что человек имеет астральное и эфирное тело.
2. И далее, таких мест в фундаментальных работах ЕПБ не мало и если бы причина была только в проблеме плохого перевода, тогда со стороны ЕПБ не было бы таких замечаний как например:

"....Мистер Томас Гёксли ...ведь признает, что он ничего не знает о феномене тяготения; за исключением того, что, по человеческим наблюдениям,
“камни, если их снизу не поддерживать, падают на землю и поэтому нет основания думать, что другие камни при таких же обстоятельствах не будут падать на землю”.
Но он категорически отвергает любую попытку превратить эту вероятность в неизбежность и, по существу, говорит:
“Я категорически отвергаю и предаю анафеме того, кто вторгается, навязывает. Факты я знаю, и закон я знаю; но что такое неизбежность, как не тень, отброшенная моим сознанием?”

Она только то, что все, что происходит в природе, есть результат неизбежности, и закон, который однажды действовал, будет продолжать так действовать неопределенное время, пока не будет нейтрализован противодействующим законом равной мощности. Таким образом, что камень должен падать на землю, повинуясь одной силе; но равно естественно также и то, что этот камень не должен падать на землю или, упавши, должен снова подниматься, повинуясь другой силе, равной по мощи, независимо от того, знаком ли мистер Гёксли с этим явлением, или нет. Это естественно, что стул должен стоять на полу, куда его поставили, и точно также естественно и то (как свидетельствуют об этом сотни компетентных свидетелей), что он поднимается на воздух, причем к нему не прикасается ни одна видимая рука смертного. Не является ли обязанностью мистера Гёксли сперва удостовериться в реальности этого явления и затем изобрести новое название научное для той силы, которая стоит за этим феноменом?...
:
“Факты я знаю”, — говорит мистер Гёксли — “и закон я знаю”. Ну, а каким образом он ознакомился с фактами и законами? Несомненно, посредством своих собственных чувств; эти бдительные слуги дали ему возможность открыть достаточно такого, что он считает истиной, чтобы построить систему, которая, как он сам признается, “кажется почти потрясающей для здравого рассудка”. Если его свидетельство должно быть принято в качестве основы для всеобщей перестройки религиозных верований, хотя все то, что он выдвигает, есть только теория, то почему же не заслуживает такого же почтительного отношения и рассмотрения совокупное свидетельство миллионов людей о явлениях, которые подрывают самые основы его теории. Мистер Гёксли не заинтересован в этих феноменах, но те миллионы заинтересованы; и в то время, когда он переваривает “хлебные и бараньи протоплазмы”, чтобы набраться сил для еще более отважных полетов в области метафизики, они узнают знакомые почерки тех, кого любили больше всех, выведенные руками духов, и опознают в призрачных подобиях тех, кто жили здесь и прошли через изменение, называемое смертью, опрокидывая таким образом его излюбленную теорию.
До тех пор, пока наука будет признавать, что область ее деятельности находится только внутри пределов этих изменений материи, что химия будет удостоверять, что материя путем изменения своих форм “от плотного или жидкого состояния до газообразного” только переходит из видимости в невидимость, причем сохраняется то же количество материи, до тех пор она не имеет права догматизировать. Она не компетентна, чтобы сказать либо да, либо нет, и должна предоставить слово лицам более интуитивным, нежели ее представители.
Выше всех других имен в пантеоне нигилизма мистер Гёксли ставит имя Давида Юма. Он считает великой услугой человечеству со стороны этого философа его неоспоримый показ “пределов философского исследования”, за которыми находятся основные доктрины “спиритуализма”, и других “измов”. Правда, что десятая глава из “Исследования человеческого познания” Юма была так высоко оценена автором, что он считал, что в руках “мудрых и ученых” она будет служить постоянным средством воспрепятствования “всякого рода суеверным заблуждениям”, которые в его понимании являются просто обратными названиями, означающими веру в некоторые феномены, прежде ему незнакомые, но произвольно причисленные им к чудесам. Но, как мистер Уоллес справедливо замечает, определение Юма, что “чудо есть нарушение законов природы”, — неверно, ибо, во-первых, оно также подразумевает, что необычное явление есть чудо. Мистер Уоллес предлагает определить чудо, как “любой акт или событие, совершение которых неизбежно подразумевает существование и вмешательство сверхчеловеческих разумов”. Сам Юм говорит, что “единообразие опыта становится доказательством”, и Гёксли в этом своем знаменитом очерке признает, что все то, что мы знаем про существование закона тяготения, заключается в том, что по всему опыту человечества камни, если их не поддерживать, всегда падали на землю и поэтому нет причины думать, что то же самое не произойдет при идентичных обстоятельствах, а наоборот, есть все основания полагать, что произойдет.
Если бы было несомненно установлено, что пределы человеческого опыта никогда не расширятся, тогда в предположении Юма о том, что он знаком со всеми явлениями, какие только могут произойти под действием закона природы, была бы доля справедливости и некоторое оправдание за тот презрительный тон, которым отмечены все выпады Юма против спиритуализма. Но так как из писаний обоих этих философов видно, что они невежественны по части возможностей психологических феноменов, то нужно проявить много осторожности при взвешивании их догматических утверждений. Читая их, создается впечатление, что человек, позволяющий себе также грубые критические выпады в отношении спиритуалистических феноменов, прежде чем возвести себя в сан академического цензора, вероятно, изучил свой предмет. Но в письме, адресованном Лондонскому диалектическому обществу, мистер Гёксли после сообщения о том, что ему некогда заниматься изучением спиритизма, и что он его не интересует, — делает следующее признание, показывающее нам, на каких ничтожных основаниях современные ученые строят очень категорические мнения:
“Единственный случай спиритуализма, какой мне когда-либо довелось самому исследовать, представлял собою такой грубый обман, какого я раньше не встречал”.
Что подумал бы этот протоплазмический философ о спиритуалисте, которому единственный раз представилась возможность смотреть на звезды через телескоп, но над которым какой-то игривый ассистент обсерватории сыграл злую шутку, обманув его, и теперь этот спиритуалист объявляет всю астрономию “унизительным суеверием”? Этот факт доказывает, что ученые, как правило, полезны только в качестве собирателей фактов; исходящие от них обобщения часто оказываются слабее и нелогичнее, чем обобщения светских критиков. Это также причина того, почему они неправильно истолковывают доктрины древности. ....
Е.П.Б. Р.И. т.1. ГЛАВА XII “НЕОДОЛИМАЯ ПРОПАСТЬ”
mvs писал(а): 28 дек 2024, 12:53
Турист писал(а): 28 дек 2024, 10:24 Так вот и объясните нам законом Архимеда и другими известными физическими законами спиритуалистические феномены, на которые часто ссылается ЕПБ и свидетелем чему была она сама лично.
Ну так... Тащите чёрный ящик в студию, сделайте что-нибудь заслуживающее внимания исследователей.
Пожалуйста и таких примеров ЕПБ приводит не мало и странно, что Вы их игнорируете:
Е.П.Блаватская
Иная сторона жизни. ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФИЗИКА


Как уже отмечалось в прошлом месяце, всемирно известная книга профессора Цёльнера* об экспериментальных исследованиях в области теории четвертого измерения, проводившихся при помощи американского медиума д-ра Генри Слейда, является самой ценной из всех, когда-либо написанных о медиумических феноменах. Современный спиритуализм наплодил книг чуть ли не столько же, сколько сельдь – икры; изо всей этой массы некоторые могли бы не появляться и вовсе. Но время от времени исследования данной области производят на свет такую работу, которая вносит в прогресс науки несомненный вклад. Книга профессора Цёльнера именно такого рода. Это отчет о нескольких сеансах с одним из необычайно одаренных «медиумов» нашего времени.

Кажется, что Слейд окружен аурой, или магнетической атмосферой, способной насыщать соседние предметы до такой степени, что они могут распадаться и восстанавливаться по капризу некой разумной силы, которая слышит, соглашается, желает и исполняет.
Он воображает, что это парящая душа его покойной жены, которая, однако, тут же уступает место другим «духам», дабы они писали свои собственные послания своим собственным (живущим) друзьям на их родных языках – языках, которых ни Слейд, ни его жена никогда не знали. Большинство медиумов производят один или два вида феноменов, присущих только им, Так, Вильям Эдди вызывает движущиеся, а иногда и говорящие образы почивших людей; мадам Тэйер* из Америки и мадам Гаппи-Волкманн из Англии создают ливень цветов; Дэвенпорты демонстритуют из окна своего шкафа отделенные от туловища руки, а также летающие по воздуху музыкальные инструменты; Фостер пишет имена кровью, сочащейся из-под кожи его руки, и выбирает те же самые имена из множества списков, разбросанных по столу, и так далее.

Главный конек Слейда – автоматическое письмо на грифельной доске, при соблюдении идеальных контрольных условий эксперимента; иногда он может быть духовидцем, вызывать появление парообразных фигур в комнате; под наблюдением профессора Цёльнера он произвел серию ранее неизвестных, удивительнейших феноменов, демонстрирующих прохождение материи сквозь материю. Этот лейпцигский savant, следует заметить – один из самых выдающихся астрономов и физиков. Он также и серьезный метафизик, друг и сотоварищ ярчайших современных умов Германии. Давно уже он предположил, что помимо длины, ширины и высоты, может существовать четвертое измерение пространства, а если это так, то, значит, существует другой мир бытия, отличный от нашего трехмерного мира, со своими собственными обитателями, приспособленными к четырехмерным законам и условиям так же, как мы – к нашим трехмерным. Он был не первым, кто выдвинул эту теорию; Кант, а позднее Гаусс*, геометр-метафизик, высказывали вероятность его существования. Но поскольку экспериментальные доказательства отсутствовали, эта теория оставалась чисто интеллектуальным умозрением, пока Цёльнер не разрешил эту проблему и не убедил своих величайших коллег – Вебера*, Фехнера* и Шайбнера*.

Публикация этих экспериментов вызвала огромный интерес в мире науки, и дискуссии между партиями прогрессивных и консервативных мыслителей проходят очень активно и даже яростно. Рамки данной статьи не позволяют нам рассмотреть книгу профессора Цёльнера подробно, и поскольку она должна иметься в библиотеке каждого, кто претендует на разумный подход к вопросам Силы, Материи и Духа, читателю предоставляется возможность самому отыскать на ее страницах то, что составляет суть ее прекрасного содержания.

Итак, факты вкратце таковы. Цёльнер начал со следующего предположения: если допустить, в рамках гипотезы, существование четырехмерного пространства с его четырехмерными обитателями, то эти последние, вероятно, могли бы проделать простой эксперимент – завязать тугие узлы на веревочном кольце. Ибо четвертым измерением пространства, или, лучше сказать, четвертым свойством материи, должна быть всепроницаемость. Итак, когда он узнал, что медиум Слейд приезжает в Лейпциг, он взял веревку, соединил ее концы, запечатал их воском и поставил на нем собственную печать. Когда пришел Слейд, профессор, при ярком дневном освещении, сел вместе с ним за стол; их четыре руки лежали на столе, ноги Слейда были видны; большими пальцами профессор придерживал веревку с запечатанными концами, а петля ее свисала вниз, покоясь на его коленях. Медиум Слейд впервые слышал о такого рода эксперименте – никто еще не проводил его ни с одним медиумом. Через несколько секунд профессор почувствовал слабое движение веревки до которой никто не дотрагивался, и, взглянув на нее, к своему удивлению и радости, обнаружил, что его желание исполнено. Только вместо одного узла, на его веревке было завязано целых четыре.
Для ученого подобного ему данный результат, хотя и менее сенсационный, нежели сотни медиумических феноменов, был столь же убедительным и важным доказательством теории четырехмерного пространства, как падение яблока для Ньютона – подтверждением его бессмертной теории тяготения.

Это был наглядный пример прохождения материи сквозь материю, короче говоря, краеугольный камень всей системы космической философии. Он часто повторял этот эксперимент в присутствии нескольких свидетелей. Для следующего своего опыта он вырезал два кольца из цельных кусков дерева различных пород – одно из дуба, другое из ольхи – и подвесил их к веревке из кетгута*. Он также повесил на нее кольцо, вырезанное из мочевого пузыря. Затем он запечатал оба конца веревки, как в предыдущем эксперименте, и так же, как и тогда, придерживал печать двумя большими пальцами на столе, а петля с двумя деревянными кольцами и кольцом из мочевого пузыря свисала к его коленям. Слейд и профессор сидели по обе стороны стола, опять при ярком дневном свете, их руки были на виду, профессору также были видны ноги медиума. Неподалеку от другого конца стола стоял небольшой круглый столик (индийский чайный столик), от центральной массивной опоры которого, плотно прикрепленной к верху стола, разветвлялись три ножки. По прошествии нескольких минут у круглого столика послышался глухой звук, будто дерево стучало о дерево, и звук этот повторился трижды. Они встали со своих мест и оглянулись вокруг; деревянные кольца с веревки из кетгута исчезли, а сама веревка была завязана в два слабых узла, сквозь которые свисало, абсолютно неповрежденное, кольцо из мочевого пузыря. Но где же были два деревянных кольца? Они обвивали массивную опору круглого столика, ничуть не нарушая ни целостности своих волокон, ни волокон опоры! Это было самое убедительное, неоспоримое доказательство того, что материя могла проходить сквозь материю – короче говоря, того, что для профанов было «чудом». Во время тридцати сеансов профессора Цёльнера со Слейдом было получено множество подобных феноменов. Среди них: извлечение монет из герметично закрытой коробки и их проникновение сквозь стол на грифельную доску, прикрепленную к внутренней стороне стола; два обломка грифельного карандаша, в начале эксперимента положенные на грифельную доску, по окончании оного были найдены в закрытой коробке. Опять-таки, два кольца из мягкой кожи, лежавшие на столе под руками профессора Цёльнера, отдельно друг от друга, вдруг тесно переплелись между собою прямо под его руками, не повредив ни печати, ни волокон кожи. Книга, снятая с библиотечной полки и положенная на грифельную доску, часть которой Слейд держал под кромкой стола, исчезла, но после того, как экспериментаторы минут пять тщетно искали ее по всей комнате и затем вновь уселись за стол, она с грохотом свалилась на стол прямо с потолка. В комнате было светло, сеанс проводился в восемь часов утра, и книга упала со стороны, прямо противоположной той, где сидел Слейд, так что ни одна человеческая рука не могла ее бросить. Упомянутый нами ранее круглый столик, до которого никто не дотрагивался, начал медленно раскачиваться. О том, что случилось в дальнейшем, предоставим рассказать самому д-ру Цёльнеру:

...Вскоре его раскачивания усилились, и столик, приблизившись к карточному столу, улегся под ним, обратив ко мне свои три ножки. Ни я, ни, казалось, мистер Слейд, не знали, что случится дальше[1], поскольку в течение целой минуты ничего не происходило. Слейд уже собирался взять грифельную доску и карандаш, чтобы спросить своих «духов», стоит ли нам ожидать чего-то еще, как мне захотелось поближе взглянуть на круглый столик, лежавший, как я полагал, под карточным столом. К своему величайшему изумлению, мы обнаружили, что под карточным столом ничего не было, и нигде в комнате мы не могли найти этого столика, который еще минуту назад был вполне осязаем для нас. В предвкушении его появления мы вновь уселись за карточный стол, Слейд сел рядом со мною, на углу, противоположном тому, где прежде стоял круглый столик. Мы, должно быть, сидели минут пять или шесть в напряженном ожидании дальнейших событий, как вдруг Слейд опять заявил, что видит в воздухе огоньки. Хотя я, как обычно, ничего подобного разглядеть не мог, все же я непроизвольно повернулся в ту сторону, куда смотрел Слейд; все это время наши руки, одна поверх другой (uber-einander liegend), лежали на столе, а под столом моя левая нога почти все время касалась правой ноги Слейда во всю ее длину, что было вовсе не умыслом, а следствием тесного соседства за одним столом. Взволнованно глядя вверх и удивленно и озираясь по сторонам, Слейд спросил меня, не вижу ли я больших огоньков. Я ответил, что абсолютно ничего не вижу; но когда я повернул голову, следя за взглядом Слейда, направленным на потолок за моей спиной, то вдруг заметил, примерно на высоте пяти футов от пола, доселе невидимый столик, с перевернутыми кверху ножками, который быстро падал на карточный стол. Хотя мы непроизвольно увернулись, Слейд налево, я направо, во избежание удара от падающего стола, тем не менее, прежде чем круглый столик приземлился поверх карточного стола, нас обоих так сильно ударило по голове, что я чувствовал боль еще спустя четыре часа после того, как это случилось, а произошло это в половине двенадцатого*...

Англо-говорящая публика в долгу перед м-ром Мэсси за то, что он сделал перевод и комментарий немецкого издания книги д-ра Цёльнера. Задача, возложенная им на себя, всецело бескорыстная (он не извлек никакой денежной выгоды), была тем труднее, что немецкий язык он изучил самостоятельно, и его удачное изложение данного труда тем более достойно восхищения. В предисловии, занимающим около сорока страниц, м-р Мэсси представляет нам несколько лиц, принимавших участие в достопамятных лейпцигских экспериментах, и показывает их добросовестность и правдивость; а в приложении, занимающем двадцатью страницами больше, он очень ясно излагает проблему обеих сторон утверждения, а именно: доказательство, дабы быть принятым, должно быть пропорционально вероятности или невероятности того факта, который требуется доказать. Может быть, нашим читателям и публике в целом будет интересно узнать об обстоятельствах, сделавших возможным приезд мистера Слейда в Европу в 1877 году, давший такие поразительные результаты. Зимой 1876-1877 года профессора Императорского университета в Санкт-Петербурге решили, под давлением августейшей особы, организовать комиссию по проведению научных исследований медиумических феноменов. Оказать в этом помощь попросили достопочтенного Александра Аксакова – русского императорского советника, ныне члена Теософского Общества, давно уже изучавшего этот предмет. Вот почему он обратился к полковнику Олькотту и редактору данного журнала, находившимся в это время в Америке, с просьбой отобрать из лучших американских медиумов того, кого они могли бы порекомендовать Комиссии. В результате тщательного поиска выбор пал на мистера Слейда по следующим причинам:

1) все его феномены происходили при ярком дневном свете;
2) они были такого свойства, что могли бы убедить ученых мужей в реальном присутствии некой силы, а также в отсутствии шарлатанства и ловкости рук;
3) Слейд охотно соглашался на любые разумные контрольные условия опытов и предлагал помощь в проведении научных экспериментов – он был достаточно умен, чтобы оценить их важность.

Итак, после того, как в течение трех месяцев он был объектом исследований специального комитета, состоящего из наших членов, специально отобранных президентом Олькоттом среди скептиков нашего Общества, комитет дал положительные отзывы, и господину Аксакову было рекомендовано пригласить Слейда. Через некоторое время наш выбор был утвержден, деньги, необходимые для оплаты проезда Слейда, высланы и медиум смог отплыть из Нью-Йорка в Россию, через Англию. Его последующие приключения, включая арест и суд по злостному обвинению в мошенничестве в Лондоне, освобождение и триумфальная реабилитация его психических способностей в Лейпциге и других европейских столицах – всем хорошо известны. Не будет преувеличением сказать, что в данном конкретном случае содействие Теософского Общества оказало на взаимосвязь точной науки с психологическим исследованием такое влияние, которое не утратит своего значения еще многие годы. Слейд не только был первоначально избран теософами для участия в европейском эксперименте и отправлен за границу, но на суде в Лондоне его также защищал теософ-адвокат – мистер Мэсси; в Санкт-Петербурге господин Аксаков, другой теософ, взял его под свою опеку; и сейчас мистер Мэсси оставляет будущим поколениям английских читателей подробнейший рассказ о замечательных психических способностях Генри Слейда.

___________________________

· 1.^ Движение тяжелых предметов без какого-либо контакта с ними со стороны Слейда было таким обычным делом, что мы смотрели на раскачивания стола лишь как на начало дальнейшего развития феномена.
mvs
Администратор
Сообщения: 4414
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Теософия и наука

Сообщение mvs »

Турист писал(а): 14 янв 2025, 11:57 медиума д-ра Генри Слейда
:co_ol: Спасибо за ссылку. С удовольствие прочитал и про Слейда, и про "Трансфизику" Цёльнера. Со Слейдом кстати еще один "эксперт" работал. Некто Генри С.Олькотт. Как раз по грифельным дощечкам. Олькотт еще круче, чем сам Слейд. У него была записная книжечка, которую он клал в нагрудный карман, а потом в ней обнаруживались сделанные "духами" записи. Где-то в его "дневниках" проскальзывало...
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
mvs
Администратор
Сообщения: 4414
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Теософия и наука

Сообщение mvs »

Турист писал(а): 14 янв 2025, 11:57 1. При объяснении подобных феноменов Вы игнорируете тезис ЕПБ, что человек имеет астральное и эфирное тело.
Давайте продолжим. А то скучно. Вы называете это "тезисом", тогда как в Вашей цитате это названо "постулатом". В чем разница? Упрощенно, тезис это просто главная мысль. А вот постулат это положение, которое принимается без доказательств и служит основанием для дальнейших рассуждений. Я вот сейчас смотрю в Ваш источник и вижу, что четвертое положение, которое предлагается к усвоению читающим это:
"Четвертое. Магия - как наука - это понимание такого устройства, а также средство, которым индивидууму позволено достичь всеведения и всемогущества духа и его контроля над силами природы в то время, покуда он все еще в этом теле. Магия - как искусство - это применение такого понимания на практике."
И таким образом, магия "как наука" это ясное понимание постулируемого - что возможно и что невозможно, чему допустимо быть и чему быть недопустимо. А магия "как искусство" это умение поражать воображение публики. Введение названий "астральный" и "эфирный" относится ко второму. И по сию пору никто не может разобраться что это и как это применить фактически, единственное применение - это теоретизирование в так называемой "оккультной" литературе. Т.е. и "астральное" и "эфирное" - всего лишь интерпретации загадочного и непонятного. Если говорить, не об "оккультной", а о понятной философии, то в ней постулаты полагаются всё-таки не совсем так. Это старая классика - что мы выделяем (различаем и таким образом упорядочиваем) три аспекта нашего человеческого существования - физический, психический и духовный. Но это не "триединство природы", а именно отличительная особенность нашего существования, это наша человеческая конституция. Возможно когда-то эта "трехчастность" переносилась и на природу, но это скорее "по аналогии", из-за невозможности проникнуть в её устройство как-то по-другому, как между прочим это вытекает из слов автора "Тайной Доктрины".
Турист писал(а): 14 янв 2025, 11:57 2. И далее, таких мест в фундаментальных работах ЕПБ не мало и если бы причина была только в проблеме плохого перевода, тогда со стороны ЕПБ не было бы таких замечаний как например:
Не знаю какой смысл Вы увидели для себя в моих словах, но "принцип" и "закон" это синонимы, поэтому "принципы природного закона" - извините, но - галиматья полная на русском языке. "the principles" в толковых словарях английского разжёвано как "то как что-то устроено или работает". Т.е. переводчик Вам сразу внушил что есть какие-то "принципы" и они Вам мерещатся в дальнейшем тексте, судя по всему. Нет, уважаемый Дмитрий, первейшее и самое значимое это то, что чудес не бывает, а второе и всё остальное это то, что нужно учиться - изучать, чтобы достигнуть понимания.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.

Вернуться в «Свободный разговор»