1. Путь земной жизни ведет через многие столкновения и испытания, но тот, кто ничего не делает для их преодоления, тот не может надеяться восторжествовать.
2. Не пустая была фраза Татхагаты: «Тот, кто побеждает себя, тот более велик, чем тот, кто побеждает тысячи в битве». Нет другой более трудной борьбы.
3. Шекспир правильно сказал: «Наши сомнения – наши предатели».
4. «Терпение, терпение. Великие цели никогда не осуществлялись одним рывком».
5. Запомните – слишком беспокойное ожидание не только утомительно, но также опасно.
6. Побуждения суть испарения, такие же разжиженные, как атмосферная влага; и так же как последняя развивает свою динамическую энергию в пользу человека только тогда, когда она сконцентрирована и приложена в виде пара или гидравлической энергии, так и практическая ценность добрых побуждений становится видной лучше всего, когда они принимают форму деяний.
7. Мыслями и деяниями днем, борениями души по ночам вы пишете повесть ваших желаний и вашего духовного развития.
8. При всем огромном значении этого морального фактора, он имеет один радикальный недостаток. Совесть, как уже было сказано, можно приравнять к тому демону, к чьим велениям так внимательно прислушивался Сократ и которым он так быстро подчинялся. Подобно этому демону, совесть может случайно сказать нам, чего мы не должны делать. Однако, она никогда не направляет нас к тому, что нам следовало бы делать, а также не даст определенной цели нашей деятельности. И ничто не может быть более легко усыплено и даже парализовано, как эта самая совесть, если за это возьмется тренированная, более сильная воля, чем у обладателя совести.
9. Запомните, каждое чувство относительно, нет ни добра, ни зла, ни счастья, ни несчастья самих по себе.
10. Любовь и ненависть – единые бессмертные чувства, единственные переживающие из крушения Эдема или феноменального мира.
11. Существуют миллионы состояний счастья и несчастья, эмоциональные состояния, имеющие своим источником физические так же, как и духовные способности и чувства, и только последние переживают. Честный труженик будет чувствовать себя по-другому, чем честный миллионер. Состояние девушки «Ночного Соловья» будет значительно отличаться от состояния молодой невесты, умершей до того, пока еще не успело совершиться то, что она считала счастьем. Двое, ранее упомянутые, любят свои семьи; филантроп любит человечество, для девушки весь мир сосредоточен в ее будущем муже; меломан не знает более высокого блаженства и счастья, чем музыка – наиболее божественное и духовное из всех искусств.
12. Конечно, блаженство и несчастье только сон. А так как они духовны, они усиливаются.
13. Знание для ума подобно пище для тела, предназначено для питания и помощи росту, но требуется, чтобы оно было хорошо переварено; и чем тщательнее и медленнее этот процесс осуществляется, тем лучше для тела и ума.
14. Но что заслуживает лучшую награду, какая дисциплина лучше, как не ежедневное и ежечасное выполнение долга?
15. «Познание себя так же, как сияющий свет,
Не требует света, чтоб ощутить себя...»
– из великой философии Вед.
16. Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в экономии природы умирать естественной смертью от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий зверь не умирает от болезни.
17. Вспышка лихорадки в человеческом теле является свидетельством природы, что она пытается изгнать зародыши заболевания и отвратить возможную смерть.
18. Детские болезни редко опасны, даже если они немного запущены, если у ребенка по природе крепкое телосложение. Изнеженные дети, естественно, становятся жертвой заразы.
19. "...Вы употребляете слишком много сахара в пище. Кушайте фрукты, хлеб, чай, кофе и молоко – пользуйтесь ими свободно, как вам угодно, но не употребляйте шоколада, пирожных и только немного сахара. Брожение, им вызываемое, очень вредно, особенно в вашем климате."
20. "Ступени человеческого утробного существования заключают в себе сжатую запись некоторых недостающих страниц в истории Земли."
21. Археология достаточно доказала, что воспоминание человека идет гораздо глубже, нежели История это допускала, и сокровенные достижения однажды могущественных наций, сохраненные их наследниками, еще больше достойны доверия.
22. Наука услышит звуки с некоторых планет прежде, нежели она увидит их.
23. Глупцы говорят: «Век чудес миновал», но мы отвечаем: «он никогда не существовал!
24. Запомните, что исключения подтверждают правило.
25. Запомните, что на каждое правило имеются исключения, а на них опять исключения с другой стороны, и будьте всегда готовы узнавать нечто новое.
26. Существует только один общий закон жизни, но бесчисленны законы, которыми квалифицируются и определяются мириады воспринимаемых форм и слышимых звуков.
27. Существует один общий закон видения (физического, ментального или духовного), но имеется специальный закон, устанавливающий, что все видения определяются качеством или степенью человеческого духа и души и также способностью переводить в сознание различные волны астрального света.
28. Существует широко распространенное среди Индусов поверье, что будущее состояние, как до рождения, так и само рождение зависят от последнего посмертного желания человека. Но это посмертное желание, говорят они, неминуемо зависит от образов, которые человек придал своим желаниям, страстям и т.д. в течение своей прошлой жизни. По этой самой причине, чтобы наше самое последнее желание не было бы неблагоприятным нашему будущему прогрессу, мы должны наблюдать наши действия и контролировать страсти и желания во все время нашей земной жизни.
29. Понимая закон Дарвина о телесной наследственности, нетрудно понять, как стремящееся к новому рождению Эго в момент нового рождения может быть привлечено к телу, рожденному в семье, которая обладает теми же склонностями и пристрастиями, какие имеются у воплощающейся сущности.
30. До тех пор, пока конечное освобождение не поглощает Эго, оно должно осознавать чистейшие симпатии, вызванные эстетическими воздействиями высокого Искусства; его наиболее нежные струны должны отвечать на призыв наиболее святых и благородных человеческих привязанностей.
31. «Никакая завеса не скрывает Елисейских сфер,
Ни тех бедных оболочек из полупрозрачного праха;
Ибо все, что слепит видение духа,
Есть гордость, ненависть и страсть».
32. Человек часто может казаться умершим, тем не менее, от последнего удара пульса, и между последним биением сердца и в момент, когда последняя искра живой теплоты оставляет тело – мозг думает, и Эго переживает в эти короткие секунды всю свою жизнь вновь.
33. Истинно, «подозрение опрокидывает, что доверие строит!»
34. Несомненно, подозрение не поправит положение, ибо оно есть «...тяжелый доспех, который собственным весом больше мешает, чем защищает».
35. Так вот, остерегайтесь немилосердного несострадательного духа, ибо он встанет на вашем пути, как голодный волк и пожрет лучшие свойства вашей натуры, начавшие появляться. Расширяйте, вместо суживания, ваши симпатии; старайтесь отождествлять себя с вашими собратьями, нежели чем сокращать круг родства.
36. Мудрые удерживают свои расхождения в духе взаимотерпимости.
37. Это труизм, все же я его повторяю – только в невзгодах можно познать истинную сущность человека.
38. – Разве дорога все время вьется в гору и в гору?
– Да, до самого конца.
– Разве путь дневной займет весь долгий день?
– С утра и до вечера, мой друг.
39. На мученичество приятно смотреть и критиковать, но тяжелее его переносить.
40. Показания одного хорошо известного свидетеля значат более, чем показания десяти чужаков.
41. Истинных дателей откровения миру мало, а лжеспасителей легион.
42. Абсолютная Справедливость не делает никакого различия между множеством и немногими.
43. У нас нет никаких любимцев, мы никаких правил не нарушаем.
44. И что, хотя Мы не можем сказать вместе с христианами: «Воздай добро за зло», мы говорим с Конфуцием: «Воздавай добром за добро, а за зло – справедливостью».
45. Бездумны те, кто, размышляя над настоящим, добровольно закрывают глаза на прошлое, оставаясь естественно слепыми к будущему!
46. Платон был прав: мысли управляют миром, и когда ум человеческий получит новые мысли, то, отбросив старые и бесплодные, мир начнет ускорять свое развитие; мощные революции вспыхнут от них, верования и даже государства будут распадаться перед их устремленным движением, раздавленные этой непреодолимой силой. Когда время наступит, будет так же невозможно сопротивляться их наплыву, как и остановить стремление потока.
47. Время часто нейтрализует самые тяжелые бедствия, ускоряя кризис.
48. В борьбе с врагом следует применять равное или лучшее оружие, но не дайте себя обманывать внешностью.
49. Мало пользы в приобретении новых позиций, пока не закреплены ранее занятые, и ваши враги полностью не осознают ваше право на владение ими.
50. Мир заволок облаками свет истинного знания, а эгоизм не дозволит его восстановления, ибо он исключает и не хочет познать полного братства всех тех, кто родился под одним и тем же нерушимым законом природы.
51. Единственная цель, к которой следует стремиться, заключается в улучшении состояния человека посредством распространения истины сообразно различным ступеням его развития и той страны, где он живет и к которой он принадлежит.
52. Все же долг теософа такой же, как у земледельцев: проводить борозды и сеять свои семена по возможности лучше. Результат зависит от природы, а она – рабыня закона.
53. То, чего не может достичь один, объединенные могут достигнуть.
54. Сильная воля создает, а симпатия привлекает даже адептов, чьи законы противоречат их общению с непосвященными.
Вопрос 1.
Какая из цитат созвучна Вашей жизненной позиции? Укажите номер цитаты или номера, если таких имеется несколько. При их отсутствии поставьте прочерк:
Вопрос 2.
Какая из цитат вызывает у Вас неприятие или отторжение в связи с жизненной позицией? Укажите номер цитаты или номера, если таких имеется несколько. При их отсутствии поставьте прочерк:
Вопрос 3.
Есть ли среди цитат такие, которые побуждают Вас задуматься и переосмыслить взгляд на привычные вещи? Укажите номер цитаты или номера, если таких имеется несколько. При их отсутствии поставьте прочерк:
Вопрос 4.
Как бы Вы охарактеризовали авторов представленных цитат?
Источник: Письма Махатм (The Mahatma Letters to A.P. Sinnett)