Турист писал(а): ↑01 дек 2023, 06:36
Михаил, если пытаться рассеять туман, то основная суть "мистической поэтики" заключалась в том, кем являлась ЕПБ и почему она занималась тем, чем занималась в своей жизни?
Слушайте, ну что Вы меня спрашиваете о том, о чём я заведомо никогда не смогу узнать? Елена Петровна жила 150 лет назад, мы можем только строить предположения - кто была и чем занималась. Но одно доподлинно - какую-то особую для неё часть жизни она тщательно скрывала. Всё очень запутано, и это "очень" достигнуто не без её участия - если Вы полагаете, что её жизнь протекала в ключе жизнеописаний святых, простых как три копейки, то это отнюдь не так. Она не мифический герой, а реально живший человек, и к тому же - женщина, в связи с чем попытки разобраться усложняются неимоверно. И однозначно также только одно - она была незаурядным мыслителем, не столько в том какое влияние оказала, сколько в том как непринуждённо выстраивала логические связи и снимала противоречия. Она сама это понимала и об этом высказывалась. И из её слов очевидно что ей самой это весьма импонировало.
Турист писал(а): ↑01 дек 2023, 06:36
А чем нирманакайи отличаются от адептов, которые стояли за ЕПБ?
Так Вы найдите у самой ЕПБ все необходимые пояснения. И нирманакайи тоже адепты, и адепты тоже нирманакайи. Но в сути адепты - это живые люди, а нирманакайи - это духи навроде осеняющих
гениев. Вспомните, что она не согласилась с описанием Порфирия относительно Аполлония Тианского - нет, сказала, это была не теофания, а это был случай нирманакайя. Поэтому, в её подаче, из числа неоплатоников Аполлоний представлен как
адепт, а прочие - типа Ямблиха - в лучшем случае как
посвященные. Хотя понятно - по описанию же Порфирия - что неоплатоники были не в курсе такого подразделения, которое вводит она. Она т.с. "примеряет" их на другую систему, очевидно на "архато-тибетскую". Загадочный "тибетский корреспондент" объясняет, что случаи осенения таким духом-гением и означает по-эзотерически "рождаться вновь на благо человечества". Но у неоплатоников это не адептство, а искусство теургии - то что ЕПБ назвала оккультизмом. Ну, а раз это названо оккультизмом, значит, тут должны быть и адепты, преуспевающие в нём. Теурги, или оккультисты, это тоже адепты, но немножечко другие - т.с. "европеизированные", чуточку по-другому интерпретируемые.
Вот как-то так. Она упорядочивала разные представления в единую систему, пытаясь продемонстрировать что таковая существовала в древности. Из-за этого случались накладки - такие как накладывание одних "адептов" на других и как результат ещё меньшее понимание.
Турист писал(а): ↑01 дек 2023, 06:36
Михаил, по большому счету суть не столько в географической локации Учителей, Братьев, махатм или адептов сокровенного знания, сколько в реальности их действительного существования и в этом смысле интересна Ваша точка зрения.
Дмитрий, все люди смертны. Я не верю в адептов, живущих по тысяче лет. И не верю, что кто-то благополучно избежал даже истекших 150 лет. Феномен с переносом сознания для меня под большим знаком вопроса. Тем более из-за моего понимания таких теософских моментов как например "человеческие принципы". До крайности утрируя - на Востоке видимо очень любят сказки про волшебников. Умные люди под этими сказками скрывают умные соображения, философию особой значимости. Как говорится, "сказка - ложь, да в ней намёк". Американцы - нация молодая и собственных сказок не имеющая, но до "чужого добра жадная" - им здорово зашло особенно "про оккультизм". Но мало что зашло про вечные ценности. Англичане пошли "прицепом". Французы, немцы - сами имеют такую же богатую традицию сказывания сказок, их участие вообще неудивительно. Вот собственно и получилось - взяли вооружение восточных мудрецов, а подручный материал - европейских сказочников. Но и по сию пору люди предпочитают серьезное занятие "не любо - не слушай, а врать не мешай". Кому они интересны, эти "эзотерические доктрины"? В третьем томе "ТД" автор пишет про себя, что подобно Конфуцию также проникся особенным отношением к философии
древних мудрецов. Вероятно ей посчастливилось проникнуть в неё и почерпнуть для себя нечто такое, что заставило посвятить этому свою жизнь. Видимо остальным остаётся развлекаться сказками, старыми и относительно современными.
И на всякий случай я просто повторю - пока все читающие думают про адептов сокровенного знания -
эзотерические учения (или "доктрины") это случай
философии - "определенного учения и образа жизни" как следует из рассказа про доктрину "йоги".