Вэл писал(а):Слава Україні!
Volt писал(а):Героям слава!!!!
Почему я не пришел 15 марта на проспект Сахарова
Все чаще в силу возраста приходится мне провожать близких людей в последний путь. Практически всегда в церкви. И, стоя у гроба, наблюдать, как люди с оглядкой на стоящих рядом начинают неуверенно креститься. Им, не ревностным прихожанам, которых я знаю много лет, кажется правильным быть в этот момент как все, не обижать покойного и таинство обряда демонстративным атеизмом.
А я не могу перекреститься. Потому что точно знаю: в тот момент, когда я возложу на себя крестное знамение, я должен уверовать. Уверовать всей душой, иначе это будет ложь перед собой и наивная попытка обмануть Бога, если он и вправду смотрит сейчас на меня насмешливо из глубины Вселенной.
Сплошь и рядом символы, ритуалы уходящих эпох и цивилизаций вырождаются, подчас прямо на наших глазах. Мы можем, например, иронически изобразить пионерский салют, который и в советские-то времена, впрочем, не вызывал ни у кого особого трепета: он был из тех навязанных символов, по-настоящему так и не вошедших в нашу жизнь. Но встречаются и возрожденные ритуалы, в том числе и массовый возврат богослужений по любому поводу.
Немало символов всемирного значения было проклято, но и до сей поры сохраняют потенциал для будущей веры, как свастика. Каждый сам решает, кому или чему молиться. Но для решения нужно иметь внутри себя точки равновесия той конструкции, которую зовут то душой, то совестью, то любовью к жизни. И точки эти, если они в тебе есть, расставлены в разные эпохи и у разных народов в совершенно разных местах, на разных уровнях.
«Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут…» — и кажется, я снова стою под Белой Церковью рядом с моим добрым сослуживцем Толей Болюхом или Борькой Гриценко, навеки пришпиленного в моей памяти зазубренным осколком сквозь лобовую кость к пустому баку горящего у входа в афганское ущелье бензовоза. Любимая страна моя, Украина!.. Это давно уже чужая квартира, но, заглядывая туда, я всегда улыбаюсь про себя. То была родня: набор и расстановка ценностей в сознании украинцев отличались от моих, но не очень заметно.
И вот оттуда пришел не знакомый большинству русских ритуал приветствия. Как позывной системы распознавания истребителя, этот короткий код мигом разделил неравнодушных людей по категории «свой — чужой». Как легко мои не любопытные к деталям современники приняли официальное уставное приветствие Украинской повстанческой армии Степана Бандеры! Украинские братья по борьбе деликатно не разъяснили доброжелательным москвичам, что, согласно с утвержденной десятилетия назад формой, одновременно с выкриком: «Слава Украине!» — они должны выкинуть правую руку вперед и немного в сторону, чуть выше головы. Ровно так, как это делают зигующие русские фашисты и крайние националисты, выкрикивая: «Слава России!»
Я не смог прийти на митинг на проспект Сахарова в прошлую субботу, потому что точно знал: туда придут десятки тысяч близких мне по духу людей и, «не заморачиваясь деталями», примут чуждый мне символ веры. И мне будет тягостно стоять среди тысяч москвичей, искренне кричащих: «Героям слава!» Даже если сам я промолчу на жаждущий солидарного ответа выкрик со сцены: «Слава Украине!»
Как в церкви рука моя не смеет подняться в лживом (для меня) жесте, так и на митинге в защиту столь близких мне людей не произнесу я слова чуждого мне воинского приветствия, потому что точно знаю: одновременно с этим, в тот же миг, я должен пересмотреть свое отношение к целому ряду символов, исторических маркеров и личных воспоминаний.
Для бойцов из Западной Украины, ставших «священным фиванским отрядом» зимней революции в Киеве и распространивших этот обычай на весь Майдан, за этим эмоциональным архаическим ритуалом кроется ежедневное, а то и ежечасное духовное причащение к народной истории в том виде, в каком ее им передали деды. За пафосными, если не напыщенными в наш циничный и насмешливый век, словами и жестом — свои ценности, свой пантеон героев, неразрывно слившихся в их сознании с образом Западной Украины.
Но это чужой мне и большинству европейцев героический ряд, чужая интерпретация истории и взгляд на соседей. Просто потому, что мой тесть Валериан Семенович Ожогин, глядя в панорамный прицел своей ЗиС-3 76 мм, отмерял от креста на борту локоть вниз — там, между броневыми плитами и башней танка, темнела щель для вольфрамового сердечника его подкалиберного снаряда. А вскидывавшие в том же году руки со словами: «Героям слава!» — герои имели на этот крест совершенно другой взгляд. И многие, слишком многие из них примерили его на грудь и шеврон. А герои Чехии и Италии носили береты Сопротивления, и вплоть до Миттерана никто из французов не мог стать президентом, если не участвовал в этом Сопротивлении.
Казалось бы, столько лет прошло! Пора уж плюнуть и забыть. Но как быстро сербы припомнили хорватам, на чьей стороне было их государство в те годы. Думаю, и наша память о тех годах и жертвах продолжает в очень значительной степени определять наш взгляд на жизнь. Я говорю о своем поколении, конечно.
Никогда это приветствие, так важное теперь для многих украинцев, не было консенсусной народной формулой от Львова до Донецка и Одессы. Все, что я знаю об Украине и так люблю в ней, — не связано с этим возрожденным и быстро распространяющимся по правому берегу Днепра мироощущением. И по количеству Героев Советского Союза в годы войны украинцы занимают второе место. Это факт из моего ценностного ряда, и пусть мне скажут, что он устарел.
http://www.novayagazeta.ru/columns/62777.html?print=1