Турист писал(а): ↑22 май 2024, 18:10
Ясно, спасибо и интересно, Михаил, но вопросы еще остались...)
Ну... если интересно, тогда еще немного. Некоторое время по приезду в Америку её история снова оказывается в тени. Между тем "в один день...", как он пишет, Олькотт после рутинного трудового дня вдруг вспоминает про своё полузабытое увлечение спиритуализмом. Он покупает газету, читает заметку другого такого же юриста. Наверное полуюридический стиль этой заметки обращает внимание полковника-юриста на чудеса в Читтендене. В результате его поездки туда появляется его статья (на целый разворот) в "Нью-Йорк Сан". Дату публикации он теряет в закоулках долгой памяти, но я уже обращал внимание интересующихся - его статье в этом выпуске предшествует гораздо более короткая статья о прошедшей в Нью-Йорке лекции профессора Феликса Адлера (гуглится, между прочим), посвященной личности Будды как создателя уникальной религии. Адлер прибег к сопоставлениям с христианством, но он не утверждал идентичность обоих верований в сущностной основе. Скорее наоборот, при видимом сходстве он обратил внимание на различие по существу. Согласно заметке, публичный зал был переполнен. Был ли Олькотт на этой лекции или не был, сие не известно, но я в такие совпадения не верю. И полагаю, что как минимум и Олькотт, и ЕПБ не прошли мимо неё своим вниманием, и она сыграла свою роль в их поисках общего предмета интересов при их знакомстве. Авторством человека в полковничьем(!) звании заинтересовалась "Дэйли График". И подрядила Олькотта, снабдив его художником для иллюстраций, для серии репортажей. Тут важно что "ДГ" вообще к спиритуализму относилась критически и позиционировала серьезные исследовательские освещения. И когда мы читаем первые письма ЕПБ в редакцию этой газеты, мы там именно такие же ожидания ЕПБ о газете и находим. Последовал один или пара репортажей. И местопребывание Олькотта определилось. И наконец они встретились. Она приехала туда с канадской француженкой, и имя этой канадки известно, но вот каких-то свидетельств от её имени отыскать невозможно.
Сеансы на ферме братьев Эдди это тоже важный для оценки этап длинной истории. Как мы знаем, Олькотт утверждает что она произвела семь (вроде?) манифестаций в какой-то вечер, она же свое авторство вроде бы не утверждает, но свидетельствует за их достоверность. В 2000-х годах один современный исследователь спиритуализма съездил на ферму Эдди, и благодаря ему можно прямо в интернете ознакомиться с некоторыми нюансами, заставляющими усомниться именно в достоверности. Я помню только пару нюансов, связанных с явлением её
дяди. (Кстати слово "дьядя", которое она позиционировала как аргумент, мало отличается от английского "дэдди", если быть на сто процентов объективным.) Итак, как она пишет, на шее на ленте у предполагаемого дяди висел императорский орден Анны. А вот потомки Эдди поведали, что это был
греческий крест. У ордена крест мальтийский. Но не это принципиально. Насколько я смог разобраться, Ростислав Фадеев был награжден св.Анной не той степени, которая носилась на ленте. С соотечественниками такая "манифестация призрака" вероятно принесла бы массу проблем, но Америка была совершенно другим миром. Еще казус с материализованной и подаренной ей медалью, которая якобы была похоронена вместе с ее отцом, и застежку которой она отломала, забавляясь в детстве. Но вот нет данных, что отец проводил с ней много времени в её детстве, как можно понять, наоборот он проводил много времени на службе в гарнизонах, а она оставалась в семье Фадеевых. Кроме того, я не нашел на сайтах исторических обществ, что подобные вещи клались в могилу, наоборот - не клались, и также я так и не сумел идентифицировать из её свидетельства о какой именно медали речь. Я сейчас не помню, но по моему речь снова о значке св.Анны, который и вовсе не носился на одежде, а потому обнаружить изображение с тыльной стороны с видом на застёжку я не смог, как ни старался.
И в этом месте скажу, что с позиций теософии, которые она впоследствии сформулировала и защищала, сомнений в манифестациях оного вечера еще больше. Как помните, там был грузин, который тоже был знаком с неким материализованным курдом и знал его едва не накануне как
достоверно живого. Как знать... не связан ли как-то сей досадный момент с фактом, что он вынудил ЕПБ выйти за него замуж (не будучи ни признанной вдовой, ни разведенной по закону хотя бы хоть какой-то страны). Во всяком случае, после их скорого развода в этой истории он был преподнесен как предприимчивый шантажист, пусть и с другими нюансами описания. Но - возвращаюсь к главному - материализовать призрак благополучно здравствующего человека это за рамками теософского учения. И не как исключение, а как вещь невозможная. Даже пытаясь объяснять загадочный случай с генералом Ермоловым, ЕПБ не допускает явления его дубля, а пытается рассматривать как наваждение, навеянное его собственным "Высшим Эго".
Вот такое начало оказалось у этой истории в Америке. Как пишет Олькотт, они сразу поняли насколько одинаковы. Или что-то в этом смысле. Видимо так и было. Она уверенно выступила в защиту Олькотта от Бёрда, доктора, который пообещал вывести Эдди на чистую воду. И таким образом её тон, её уверенность поставили её в центр внимания. К ней ходили, брали интервью, её имя появлялось в газетах. Примерно в то же время на спиритуалистическом поприще отвоевывала место знатока и Эмма Хардинг-Бриттен. Их имена нередко пересекались в одних и тех же газетах. Поэтому нет ничего удивительного, что в итоге было основано некое общество, в котором обе оказались в числе основателей. Про ЭХБ кстати пишут, что она якобы всё-таки спиритистка, а не спиритуалистка. Это важный нюанс к пониманию теорий об общающихся с людьми духах. Спиритуализм подразумевает только духи мертвых людей. Спиритизм возводят к школе Кардека и он подразумевает духов вообще - т.е. еще и духов природы. Элементалей, всяких там эльфов и прочих. Т.е. то что и отражено в обещаниях Фетта - сделать видимыми стихийных духов посредством химических реакций. Если Вы блог читали, то возможно помните, что после смерти ЕПБ её бывшая соосновательница предлагала любому желающему предъявить фотографию ЕПБ с её подписью в качестве ученицы госпожи Хардинг-Бриттен. Я сразу скажу, что отрицаю заявление ЭХБ что ЕПБ поначалу учила публику учению непосредственно ЭХБ, от которого впоследствии якобы отошла. Нет, от ЕПБ не осталось ничего что бы хоть как-то могло оцениваться как учение Хардинг-Бриттен. Но что познакомившись с ней, ЕПБ нечто могла узнавать от той и
по-своему использовать для объяснений, я вполне допускаю и не вижу особых причин сомневаться в существовании такой фотографии.