Павел Малахов писал(а): Публикуемый ниже ответ составлен вместе с О.Г.Болдыревым.
---
ОДЕССКОЕ ПИСЬМО
Утверждение, на что ЕПБ была способна, а на что нет, выглядит довольно опрометчиво, если не сказать самонадеянно. Ведь это означает, что утверждающий полностью понимает её характер, в то время как биографы подчёркивают её устойчивые и весьма характерные черты: эксцентричность и непредсказуемость, и при этом не стоит забывать о горячем врождённом патриотизме, усиленном длительными странствиями и постоянным, невзирая на многолюдное окружение, одиночеством человека, намного опередившего своё время. Но помимо уже сложившегося или только формируемого представления о личности Елены Петровны, которое естественным образом будет очень разниться у каждого вплоть до диаметрально противоположных мнений, всегда надо иметь в виду то наставление, что она нам оставила: "Нет религии выше истины". Применительно к нашему случаю это означает, что нам нельзя допускать идеализации Елены Петровны Блаватской — это будет шаг к вырождению теософского движения, каким она его закладывала. Она была достаточно велика и будет примером служения человечеству ещё очень долгое время.
Ничего кроме истины — разве не это заповедовала она нам? А если факты противоречат сложившемуся у нас мнению, то тем хуже для... нашего мнения, вопреки противоположной традиции подстраивать всё под него. Последнее является предрассудком, догматизмом и консерватизмом — тем, от чего Елена Петровна как раз и предостерегала.
Идея о том, публиковать ли это письмо или нет, а если да, то как, долгое время не давала покоя издателям. Даже несмотря на то, что оно вполне вписывалось в сложившееся представление о характере Елены Петровны. Были просмотрены все имеющиеся публикации по этому вопросу и проанализировано время, когда оно было написано. И только когда две независимые почерковедческие экспертизы вынесли однозначное заключение о том, что почерк в письме идентичен с другими рукописями Е.П.Блаватской тех лет («Тайна Эдвина Друда» и «С того света»), было принято окончательное решение. При этом издатели не берут на себя смелость оценивать, насколько тот или иной поступок ЕПБ нравственен и допустим. Важно убедиться, что это письмо исходило от неё и, если это так, то оно должно быть в собрании её произведений. Так, обсуждаемое письмо будет включено в Собрание в отдельный раздел «Рукописные материалы Е.П.Блаватской в Государственном архиве РФ» и опубликовано в СП ЕПБ как реальный документ, хранящийся в указанном архиве в папке с названием "О жене действительного статского советника Елене Блаватской" (шифр 109.158.22).
ОТКРЫТОСТЬ ПРОЕКТА
Издателя обвиняют в закрытости проекта. Упрёк не вполне понятен, ведь до сего дня все проекты по публикации трудов ЕПБ были делом исключительно соответствующих издательств без привлечения общественности. Это издание и так наиболее открытое изо всех прочих. Новости о ходе продвижения СП ЕПБ публикуются постоянно. В работу включается довольно широкий круг как специалистов, так и добровольцев. Разве ещё кто-то это делал? Собственно, в издательском деле все книги, в принципе, публикуются без опросов и обсуждений с общественностью. Сам факт обсуждения на этом форуме того, что ещё только будет издаваться, говорит о том, что издателю небезразлично мнение читателей. Ведь не по утечке информации возникла осведомлённость о планах, а по вопросам от издателя.
Возможно, степень открытости не всех удовлетворяет, но здесь вряд ли можно чем-то помочь, поскольку на всё требуется время (в том числе и на связь с общественностью), которого катастрофически не хватает. Все, кто реально хотел помочь, уже участвуют в подготовке Собрания, но таковых очень мало по сравнению с числом обсуждающих проект. Это естественное соотношение известно всем организаторам, в том числе и издателю, который готов к сотрудничеству, но не может позволить себе тратить все свое время на убеждение каждого сомневающегося и удовлетворение интереса каждого любопытствующего.
Кроме того, что именно необходимо выносить на открытое обсуждение с общественностью? Учитывая цель проекта и критерии, о которых будет сказано ниже, таковых вопросов практически не остаётся. Нужно либо мнение эксперта, либо непосредственные действия участников. Какой конструктивный вклад может внести общественность?
СОСТАВ СОБРАНИЯ
С самого начала Собрание произведений Е.П.Блаватской планировалось и открыто позиционировалось как попытка собрать всё, к чему прикасалось рука Елены Петровны. Как сказано на посвящённой изданию странице в Теопедии: "По нашему мнению, издание должно стать самым полным собранием трудов Е.П.Блаватской на русском языке". И с момента запуска проекта его цель не изменилась.
Издатель не берётся судить о том, насколько ценен для читателя тот или иной материал. Это не коммерческий проект, нацеленный на вкусы и предпочтения читательских групп, а всецело биографический, имеющий целью сохранение в печатном виде всего известного на сегодняшний день наследия автора. Жизнь и деятельность Е.П.Блаватской настолько самобытна, неординарна и загадочна, её вклад в развитие человеческого сознания настолько масштабен и значителен, что все её дошедшие до нас труды имеют значение и должны быть учтены в СП ЕПБ.
Может быть, не всем и не сразу станет ясен смысл публикуемого, но запечатлеть подвиг Блаватской, сохранить для будущих поколений подробности её жизненного пути — задача необходимая и актуальная. Причём своевременность этой задачи именно в наши дни подтверждается очевидно удачным стечением целого ряда обстоятельств, появлением в деле соответствующих сотрудников и возможностей. Много предварительной работы должно было быть проделано в разных уголках планеты за более чем 125 прошедших с ухода ЕПБ лет, чтобы сегодня у нас была возможность приступить к этому проекту.
Надо отчетливо осознавать, что на сегодняшний день нигде в мире не существует полного собрания произведений Е.П.Блаватской. Не только на русском языке, но и на любом другом. Самое крупное собрание было подготовлено и выпущено Борисом Михайловичем Цырковым, но и оно, подготавливаясь десятилетиями и составив 14 томов (+ 1 индексный том), включает только её статьи. Выпущен лишь один том её писем в 2003 г., а второй ещё только должен появиться в этом году.
Хранят свои пока неоценённые сокровища и архивы с трудами Блаватской. В прошлом году редакторы Собрания побывали в Адъяре, где были допущены в архивы Теософского Общества. Теперь, поработав в этих архивах, можно с полной уверенностью сказать, что для СП ЕПБ стал доступен главный на сегодняшний день личный архив Е.П.Блаватской (ЛА ЕПБ), состоящий из так называемых scrapbooks — альбомов с вырезками из газет и журналов, собранными Еленой Петровной за период 1874-1888 гг. Эти статьи, частично вошедшие в издание Цыркова, принадлежат как самой Блаватской, так и другим авторам — спиритуалистам, но главным образом теософам — и вкупе дают полную картину зарождения, становления и развития Теософского Общества, а также освещают близкие к этому темы. Архив этот пока очень мало обработан. Эти альбомы упоминались некоторыми биографами, но пока не составлено даже их полное оглавление, не говоря уже об издании этих материалов. Несомненно, что на их составление, подборку материала и оформление этих альбомов Елена Петровна потратила колоссальное количество времени, заботливо сохранив для потомков начальную историю теософского движения. Досужие развлечение? Весьма сомнительно.
В ближайшем номере "Теософского обозрения" выйдет специальная статья, посвящённая этим альбомам, а уже со второго тома СП ЕПБ начнется публикация адъярских материалов ЛА ЕПБ. (Разрешения президента ТО на это получены.)
Здесь же стоит вспомнить и о переводах Блаватской весьма крупных произведений — второго тома "Тайны Эдвина Друда" Диккенса и «С того света» Олькотта. Работа это слишком трудоёмкая, чтобы допустить предположение о лёгком времяпрепровождении или потакании своему личному интересу.
Тот факт, что кому-то публикуемые материалы могут показаться неинтересными, неактуальными или недостоверными, не должно определять их ценность. Какое бы решение ни принял издатель, всегда найдутся несогласные с ним. Частный интерес или неприятие не могут выступать критерием для включения того или иного материала в Собрание. Елена Петровна была исключительно неординарным человеком, широко мыслящим, активно действующим, а, кроме того, мотивы её поступков зачастую сложно осознать в связи с ещё более насыщенной внутренней жизнью, о которой нам очень мало что известно.
Повторим, если установлено, что какой-либо материал принадлежит перу Елены Петровны и не доказано обратное, он становится для редакторов обязательным для включения в Собрание.
Издатель вполне отдаёт себе отчёт, что перед ним стоит задача огромного масштаба, предполагающая препятствия и сложности, и придётся принимать непростые и неоднозначные решения. Но эти решения необходимо принять, чтобы Собрание состоялось, и состоялось, насколько это возможно, в наиболее полном виде.
Для того, чтобы каждый сам мог составить своё мнение, опираясь на факты, в Теопедия.Текст выложены сканы обеих экспертиз, а также само «Дело № 22». Полный адрес в хранилище:
Русский > Теософия > Блаватская ЕП > Блаватская ЕП – Письма > Письмо в 3-е отделение
Или прямая ссылка:
https://yadi.sk/d/4tzKaLWQuZ8ak/%D0%A0% ... 0%B8%D0%B5