Существование махатм, реальность или миф?

Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

Турист писал(а): 29 авг 2024, 07:15 эксперты по почерку и даже лингвисты были неоднозначны в своих выводах относительно ПМ и мы не можем игнорировать этот факт,
Чтобы считать фактом, следует привести выводы этих экспертов. Почерк нас интересует мало, потому что водить пером по бумаге мог кто угодно, но вот мнение по содержанию, от востоковедов и лингвистов, отличное от выводов братьев Хэар, обязательно приведите, если таковое имеется.
В своём исследовании Г. и У. Хэар уделяют большое внимание оккультно-философским взглядам махатм и делают вывод, что их система – это, по сути, «разжиженный» буддизм (diluted form of buddhism), нечто вроде «старого вина, разлитого в новые сосуды» . При этом выясняется, что классические буддийские тексты на языке пали махатмы знают плохо, цитируют их с ошибками и искажениями.
Стиль писем – не восточный, а западный, более того, он имеет определённый французский языковой колорит. фразы из ПМ, при ближайшем рассмотрении оказываются кальками с французского языка. Первая особенность писем Кут Хуми – изобилие галлицизмов, и вообще письменный язык махатмы имеет сильный «французский привкус» (French flavour). Другая их особенность – это американизмы («трансатлантические элементы»), что проявляется как в американском написании отдельных слов (например, skeptic вместо sceptic), так и в использовании характерных американских разговорных выражений (например, «what a Yankee would call «a blazing cock–a–hoop»»; «as the Americans say – the fix I am in»). В ПМ можно также найти вульгарную («кухонную») латынь и спорадически итальянские словечки (tutti quanti, villagiatura и т. д.).
Турист писал(а): 29 авг 2024, 07:15 Почему ЕПБ прибыла в США?
Очевидно, что это было связано с её увлечением, спиритизмом.
Турист писал(а): 29 авг 2024, 07:15 Почему ТО было вынуждено официально объединиться с обществом Арья Самадж?
Согласно записям Олкотта, в виду отсутствия другой альтернативы (индийских учителей) на тот момент и подстрекательству Блаватской;
:
Х. С. Олкотт
Арья Самадж
История создания нашего Общества не будет правдивой, если я не упомяну о нашей краткой и не очень приятной связи со свами Дайанандой Сарасвати и его Арья Самадж...

Наши сердца тянулись к Востоку, наши мечты были об Индии, нашим заветным желанием было общение с азиатским народом. Однако, никакого способа осуществить это на физическом плане не было, и наш шанс попасть в Священную Страну казался очень призрачным, пока как-то вечером 1877 г. к нам не заглянул американский путешественник, недавно приехавший из Индии. Он сидел как раз так, что, взглянув в его сторону, я заметил на стене над ним фотографию двух индусских джентльменов, с которыми я плыл на пароходе по Атлантическому океану в 1870 году. Я снял фотографию, показал ее ему, и спросил, знал ли он кого-нибудь из них. Он действительно знал Мулджи Тэкерси и даже недавно встречался с ним в Бомбее. Я взял его адрес и написал ему о нашем Обществе, нашей любви к Индии, и чем она была вызвана, и отправил письмо со следующей почтой. Он ответил мне в восторженных выражениях, принял предложенный нами диплом о вступлении в Общество и рассказал мне о великом индусском пандите и реформаторе, который организовал мощное движение за возрождение чистой ведической религии. В то же время, он обратил мое внимание, в довольно лестных тонах, на некоего Харричанда Чинтамона, президента Бомбейского отделения Арья Самадж, с которым я, в основном, впоследствии и переписывался и чье отвратительное обхождение с нами по приезде в Бомбей уже принадлежит истории. Он рекомендовал несколько индусских джентльменов из Бомбея в члены нашего Общества, весьма лестно высказывался о свами Дайананде и стал инициатором переписки между свами и мною как главами наших соответствующих Обществ. Мистер Харричанд написал мне, прочтя мои объяснения наших взглядов о безличном Боге — Вечном и Вездесущем Принципе, который, под разными именами, является одним и тем же во всех религиях, что принципы Арья Самадж были идентичны нашим собственным и, в силу этого, было бесполезно сохранять два общества, когда их слияние могло бы принести большую пользу и увеличить наши шансы на успех. Я никогда, ни до ни после, не заботился о пустой славе лидера и был только рад занять второе место после свами, которого я рассматривал как стоящего несравнимо выше меня во всех отношениях. Письма моих бомбейских корреспондентов, мои собственные взгляды на ведическую философию, а также тот факт, что он был великим санскритским пандитом и в действительности выступал неким индусским Лютером, помогли мне без труда поверить тому, что Е.П. Блаватская рассказала мне о нем: ни больше, ни меньше то, что он был адептом Гималайского Братства, живущим в теле свами, хорошо известным нашим собственным учителям и поддерживающим с ними связь, чтобы закончить свою работу. Неудивительно, что я был готов согласиться с замыслом Харричанда слить Теософическое Общество с Арья Самадж и сидеть у ног свами, как ученик у ног учителя! Чтобы объединить их, я был готов, если бы потребовалось, быть его слугой и с радостью оказать ему услугу на годы вперед, без малейшей надежды на вознаграждение. Итак, после того, как я объяснил своим коллегам в Нью-Йорке суть дела, наш Совет, в мае 1878 г., вынес решение слить воедино два Общества и поменять наше название на Теософическое Общество Арья Самадж.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

homo писал(а): 29 авг 2024, 00:36 В США Блаватская приехала вскоре после Египта, Где в компании с Паулюсом Ментамоном и Луи Бимштайном, она содержала оскандалившийся разоблачением, спиритический салон (1872г). Поэтому Олкотту она "вполне логично", зарядила байку о "Луксорских братьях Сераписе и Туитите".
Она приехала в Америку, чтобы наступить на те же грабли? И о каком "разоблачении" идёт речь? Упоминается только какой-то "финансовый скандал", в связи с которым салон закрылся. Да и зачем ей после этого поддерживать связь с теми, кто, очевидно, сыграл в этом скандале не последнюю роль? И кто остался в Египте, а не поехал с ней, почему то. Что именно, кроме предположений, более явно указывает на то, что после Египта она поддерживала связь с этими двумя джентельменами? Хотя бы одно письмо, адресованное кому-то из них есть? Или от них ей. Да и причём тут они, если по мнению кого-то Елена Петровна сама писала письма от "махатм", а значит реальные люди тут роли не играют-будь их хоть сотня, а не один-двое? :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 00:36 Н.Фадеевой Блаватская очевидно в виду того, что у ТО уже появился индиец Свами Даянанду, и по причине более ранних упоминаний о своём "индийце из снов", которые Фадеева могла помнить, представила так же "логично", историю об индийце Сахибе. О "правдивости" которой можно судить по утверждению из того же письма, которое Вы процитировали. Где Блаватская говорит о том, что в Индию их заберёт "Сахиб", хотя по факту поездка состоялась благодаря Свами Даянанду.
Ну да, сначала она говорила об "индийце из снов", а потом искала кого-то на эту роль и нашла Свами Даянанда? Ну да, очень "логично". Так египтяне-то тут причём, если во снах и в детстве у неё был только "индиец"? :-)
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 09:05 Она приехала в Америку, чтобы наступить на те же грабли?
Судя по тому, что приехала она на "родину спиритизма", но не куда-то ещё, её деятельности там, кульминацией которой стало создание "Общества" в компании со спиритами, а так же последующим разоблачением связанным с спиритическими феноменами и спешным покиданием места где это произошло, похоже что Вы правы, египетская история Блаватской, действительно в чём-то повторилась..
кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 09:05 Что именно, кроме предположений, более явно указывает на то, что после Египта она поддерживала связь с этими двумя джентельменами?
Вы говорили про логику сочинений Блаватской, касательно её "учителя". Поэтому мне представилось вполне логичным с её стороны, после приезда из Египта заявить Олкотту, о своих связях именно там. При этом не называя настоящих имен, чтобы невозможно было связаться напрямую и проверить правдивость её заявлений. Поддерживать связь с реальными египтянами при этом было не обязательно..
homo писал(а): 29 авг 2024, 00:36 Ну да, сначала она говорила об "индийце из снов", а потом искала кого-то на эту роль и нашла Свами Даянанда? Ну да, очень "логично".
Свами нашел Олкотт, но не Блаватская. Но логичным было в преддверие переезда в Индию, говорить Фадеевой об индийце, но не о египтянах, как Олкотту.
кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 09:05 Так египтяне-то тут причём, если во снах и в детстве у неё был только "индиец"?
Наверное при том, что коптский маг Ментамон, был реальным персонажем, в отличии от сновидения в индийской чалме..
dusik_ie
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение dusik_ie »

Турист писал(а): 29 авг 2024, 07:15 Вообще-то в этой теме приводят аргументы "за" или "против" их существования, а не слепо в их верят и согласитесь, если бы слепо верили или не верили, обсуждение и дискуссия вряд ли бы растянулась на несколько десятков страниц.
Длительность обсуждения связано не столько с количеством аргументов в ту или иную сторону, а со степенью цепляния за свое собственное мнение, с которым трудно расстаться, а некоторым - вообще не возможно.

Доказательство существования Махатм может быть только по такой схеме. Сначала человек должен открыть то, что у него есть Душа - я говорю не о рассуждении или внушении, а само Высшее Я должно дать бодрствующему сознанию (непосредственно свзанному с деятельностью мозга) свидетельство своего существования. Причем так, что у человека не останется и тени сомнения, что это так. Это состояние рождения Христа и начало действительного оккультного Пути.
И далее, если человек будет прогрессировать по этому Пути то постепенно ему станут доступны и эманации Учителя и других учеников его Ашрама - и далее фазы ученика на испытании, принятого ученика и т.д.

Только так можно доказать существоание Махатм и никак не иначе.
А Вы хотите по материалам 150-ти летней давности, весьма скудным и неопределенным, доказать людям такое, что не вкладывается в их обычные представления - это примерно тоже самое, как пытаться убедить образованных, высокоинтеллектуальных людей верить в чудеса.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

homo писал(а): 29 авг 2024, 10:41 Судя по тому, что приехала она на "родину спиритизма", но не куда-то ещё, её деятельности там, кульминацией которой стало создание "Общества" в компании со спиритами, а так же последующим разоблачением связанным с спиритическими феноменами и спешным покиданием места где это произошло, похоже что Вы правы, египетская история Блаватской, действительно в чём-то повторилась
Ничего не повторилось, раз ТО до сих пор существует и не занимается пропагандой и практикой спиритизма. :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 10:41 Вы говорили про логику сочинений Блаватской, касательно её "учителя". Поэтому мне представилось вполне логичным с её стороны, после приезда из Египта заявить Олкотту, о своих связях именно там. При этом не называя настоящих имен, чтобы невозможно было связаться напрямую и проверить её правдивость. Поддерживать связь с реальными египтянами при этом было не обязательно.
Нелогично, если она знала реального коптского мага, но предпочитала умалчивать об этом, выдумывая для Олькотта других, нереальных "коптских магов". Тем более, Вы выдвигали версию, что Ментамон и есть её "Руководитель". И что же тогда узнал бы Олькотт, связавшись с ним в то время, если бы так и было, например? А если бы ещё Ментамон был членом какого-то тайного египетского братства. Это было бы только в плюс, в плане убедительности. Вы уж определитесь- либо Елена Петровна всё и всех выдумала и сделала это в одиночку, либо у неё были руководители и сообщники, настоящих имён которых она не раскрывала, либо всё это, включая ПМ- "проделки лживых духов". Потому что, вымысел является таковым лишь по отношению к правде, а не к другому вымыслу, пусть даже более убедительному. :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 10:41 Свами нашел Олкотт, но не Блаватская. Но логичным было в преддверие переезда в Индию, говорить Фадеевой об индийце, но не о египтянах, как Олкотту
Вот именно, его нашёл Олькотт, которому о своём "Сахибе" она ничего не рассказывала, а рассказывала о египтянах, от которых он даже письма получал. Как так вышло? :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 10:41 Наверное при том, что коптский маг Ментамон, был реальным персонажем, в отличии от сновидения в индийской чалме.
Так, какая разница, если авторство писем приписывают самой Елене Петровне? Какой толк от того-реальным был маг Ментамон, или нет? Тем более, если она скрывала его имя и личность даже от Олькотта. :-)
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

dusik_ie писал(а): 29 авг 2024, 11:53 Доказательство существования Махатм может быть только по такой схеме. Сначала человек должен открыть то, что у него есть Душа
Вы видимо немного не в теме..Здесь никто не сомневается и не оспаривает существование продвинутых духовно людей. Вне зависимости от того, как их называют, Махатмами как принято в Индии, либо иначе. Вопос в том, действительно ли этим Махатмам, была нужна связь с Е.П.Блаватской, либо это её личные фантазии.
dusik_ie
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение dusik_ie »

homo писал(а): 29 авг 2024, 12:55
dusik_ie писал(а): 29 авг 2024, 11:53 Доказательство существования Махатм может быть только по такой схеме. Сначала человек должен открыть то, что у него есть Душа
Вы видимо немного не в теме..Здесь никто не сомневается и не оспаривает существование продвинутых духовно людей. Вне зависимости от того, как их называют, Махатмами как принято в Индии, либо иначе. Вопос в том, действительно ли этим Махатмам, была нужна связь с Е.П.Блаватской, либо это её личные фантазии.
Но это все - прежде всего для себя - можно доказать через закон Аналогий. Если Махатмы существуют в отношении Человечества как целого (царства или сущности) то точно также, их аналогия - "микромахатмы" существуют и для конкретного человека.
Вот Душа (в теософском смысле, не христианском) или Высшее Эго - и есть этот микромахатма в нас. И через обнаружение этго принципа в себе человек - по аналогии, спроэцирует его на большее - на Человечество и далее.

Другим способом не получится - у обоих сторон нет достаточно того, что можно считать железными фактами, подтверждающих их взляды. Все держится на определенном пристрастии - у одних симпатии, у других - антипатии к Блаватской, и все.
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 12:12 Ничего не повторилось, раз ТО до сих пор существует и не занимается пропагандой и практикой спиритизма.
Ну как это ничего? 1) Демонстрации спиритических феноменов, 2)Участие в организации, 3)Разоблачение 4) Покидание места разоблачения... И даже египетская подруга Эмма Кайтинг (Коломб), снова. :hi_hi_hi:
кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 12:12 Нелогично, если она знала реального коптского мага, но предпочитала умалчивать об этом, выдумывая для Олькотта других, нереальных "коптских магов". Тем более, Вы выдвигали версию, что Ментамон и есть её "Руководитель". И что же тогда узнал бы Олькотт, связавшись с ним в то время, если бы так и было, например?
Не "если знала", но действительно знала. Это реальный персонаж, отношения с которым ЕПБ подтверждены. Но Олкотту она назвала не его, но другое имя. Что недвусмысленно намекает на нежелание говорить правду. Это значит, что ЕПБ вкладывала в уста "Серапису" то, что Ментамон не говорил.
кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 12:12 либо Елена Петровна всё и всех выдумала и сделала это в одиночку, либо у неё были руководители и сообщники, настоящих имён которых она не раскрывала, либо всё это, включая ПМ- "проделки лживых духов".
А что такого особенного и уникального на Ваш взгляд было в ПМ, чего не заметили исследователи?
Ведь опубликованное из них, кроме внесения искажений и ошибок в буддистские доктрины и плагиата (без искажений) американского спирита Киддла, ничем необычным и продвинутым не отличилось..
кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 12:12Вот именно, его нашёл Олькотт, которому о своём "Сахибе" она ничего не рассказывала, а рассказывала о египтянах, от которых он даже письма получал. Как так вышло?
Как-то так:
:
Х. С. Олкотт
Арья Самадж
История создания нашего Общества не будет правдивой, если я не упомяну о нашей краткой и не очень приятной связи со свами Дайанандой Сарасвати и его Арья Самадж...

Наши сердца тянулись к Востоку, наши мечты были об Индии, нашим заветным желанием было общение с азиатским народом. Однако, никакого способа осуществить это на физическом плане не было, и наш шанс попасть в Священную Страну казался очень призрачным, пока как-то вечером 1877 г. к нам не заглянул американский путешественник, недавно приехавший из Индии. Он сидел как раз так, что, взглянув в его сторону, я заметил на стене над ним фотографию двух индусских джентльменов, с которыми я плыл на пароходе по Атлантическому океану в 1870 году. Я снял фотографию, показал ее ему, и спросил, знал ли он кого-нибудь из них. Он действительно знал Мулджи Тэкерси и даже недавно встречался с ним в Бомбее. Я взял его адрес и написал ему о нашем Обществе, нашей любви к Индии, и чем она была вызвана, и отправил письмо со следующей почтой. Он ответил мне в восторженных выражениях, принял предложенный нами диплом о вступлении в Общество и рассказал мне о великом индусском пандите и реформаторе, который организовал мощное движение за возрождение чистой ведической религии. В то же время, он обратил мое внимание, в довольно лестных тонах, на некоего Харричанда Чинтамона, президента Бомбейского отделения Арья Самадж, с которым я, в основном, впоследствии и переписывался и чье отвратительное обхождение с нами по приезде в Бомбей уже принадлежит истории. Он рекомендовал несколько индусских джентльменов из Бомбея в члены нашего Общества, весьма лестно высказывался о свами Дайананде и стал инициатором переписки между свами и мною как главами наших соответствующих Обществ. Мистер Харричанд написал мне, прочтя мои объяснения наших взглядов о безличном Боге — Вечном и Вездесущем Принципе, который, под разными именами, является одним и тем же во всех религиях, что принципы Арья Самадж были идентичны нашим собственным и, в силу этого, было бесполезно сохранять два общества, когда их слияние могло бы принести большую пользу и увеличить наши шансы на успех. Я никогда, ни до ни после, не заботился о пустой славе лидера и был только рад занять второе место после свами, которого я рассматривал как стоящего несравнимо выше меня во всех отношениях. Письма моих бомбейских корреспондентов, мои собственные взгляды на ведическую философию, а также тот факт, что он был великим санскритским пандитом и в действительности выступал неким индусским Лютером, помогли мне без труда поверить тому, что Е.П. Блаватская рассказала мне о нем: ни больше, ни меньше то, что он был адептом Гималайского Братства, живущим в теле свами, хорошо известным нашим собственным учителям и поддерживающим с ними связь, чтобы закончить свою работу. Неудивительно, что я был готов согласиться с замыслом Харричанда слить Теософическое Общество с Арья Самадж и сидеть у ног свами, как ученик у ног учителя! Чтобы объединить их, я был готов, если бы потребовалось, быть его слугой и с радостью оказать ему услугу на годы вперед, без малейшей надежды на вознаграждение. Итак, после того, как я объяснил своим коллегам в Нью-Йорке суть дела, наш Совет, в мае 1878 г., вынес решение слить воедино два Общества и поменять наше название на Теософическое Общество Арья Самадж.
кшатрий писал(а): 29 авг 2024, 12:12 Так, какая разница, если авторство писем приписывают самой Елене Петровне? Какой толк от того-реальным был маг Ментамон, или нет? Тем более, если она скрывала его имя и личность даже от Олькотта.
Наверное всё-таки фантазия Блаватской была не безграничной и для создания литературных образов, ей требовались прототипы. На что так же указывают исследователи её творчества, такие Как Пол Джонсон например..
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

dusik_ie писал(а): 29 авг 2024, 13:19 Но это все - прежде всего для себя - можно доказать через закон Аналогий. Если Махатмы существуют в отношении Человечества как целого (царства или сущности) то точно также, их аналогия - "микромахатмы" существуют и для конкретного человека.
Вот Душа (в теософском смысле, не христианском) или Высшее Эго - и есть этот микромахатма в нас. И через обнаружение этго принципа в себе человек - по аналогии, спроэцирует его на большее - на Человечество и далее.
У Вас как мне видится, существует привязка к образу "махатм", сформированному Блаватской и более поздним его версиям.. Но это со временем пройдёт..
dusik_ie писал(а): 29 авг 2024, 13:19Другим способом не получится - у обоих сторон нет достаточно того, что можно считать железными фактами, подтверждающих их взляды. Все держится на определенном пристрастии - у одних симпатии, у других - антипатии к Блаватской, и все.
Не могу говорить за всех, но моя личная антипатия касается только лживых измышлений и их адептов.. А что касается "железных фактов", то по данной теме их гораздо больше у отрицающей существование "махатм" Блаватской стороны..
СЭШ
Сообщения: 540
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение СЭШ »

homo:
//Чтобы считать фактом, следует привести выводы этих экспертов. Почерк нас интересует мало, потому что водить пером по бумаге мог кто угодно, но вот мнение по содержанию, от востоковедов и лингвистов, отличное от выводов братьев Хэар, обязательно приведите, если таковое имеется.

Да тут и не надо мнение никаких сторонних экспертов приводить, достаточно перепроверить то, что заявляли сказочники братья Гримм, т.е. братья Хэар в своём так называемом "разоблачении" ПМ. Я так полагаю все современные "разоблачители" (по крайней мере большая часть статей в интернете) берут эту информацию из книги историка Андреева А.И. "Гималайское братство. Теософский миф и его творцы", вот он там приводит выдержки из так называемого "разоблачения" братьев Хэар, то что и вы выборочно процитировали в данном своём посте, скорее всего взятых именно из многочисленных интернет статей, а не из его книги.

Например Андреев пишет:
"В своём исследовании Г. и У. Хэар уделяют большое внимание оккультно-философским взглядам махатм и делают вывод, что их система—это, по сути, «разжиженный» буддизм (diluted form of buddhism), нечто вроде «старого вина, разлитого в новые сосуды» (стр. 71). При этом выясняется, что классические буддийские тексты на языке пали махатмы знают плохо, цитируют их с ошибками и искажениями. Но самое поразительное — выступая в роли буддистов, махатмы почемуто широко пользуются ведантистской терминологией при изложении своей оккультной философии. Письма изобилуют такими терминами веданты, как avidya, maya, guna, buddhi, prakriti, akasha, jiva, atman, ishvara и т. д."
Т.е. братья Хэар в 30-х годах 20-го века не знали о существовании буддизма Махаяны и что он некоторым образом мировоззренчески отличается от буддизма Хинаяны и палийского канона, и что буддисты Махаяны могут не использовать какие-то сутты палийского канона (а следовательно и не знать их точного содержания), а иметь собственные аналоги этих сутр на санскрите, которые могут отличаться от сутт Хинаяны по их содержанию? Т.е. они махаянский буддизм называют "разжиженным"? :), тогда как это, наряду с Хинаяной и Ваджраяной, одна из основных форм буддийского мировоззрения.

Что касаемо терминов "из веданты", то как раз махаянский буддизм имеет в своём арсенале "ведантийские" термины, которые и не ведантийские вовсе, а из упанишад и текстов санкхьи, которые также использовали и ведантисты, да и другие философские направления, например кашмирские шиваиты, йогины-натхи шиваиты, шакты и т.д., так же как и северные буддисты, использующие в своем учении тексты на санскрите, а не на языке пали как южные буддисты, могли именно из разных санскритских текстов перенять себе все эти якобы "ведантийские" термины, по выражению братьев Хэар.

Опять же, почему братья Хэар в 30-х годах 20-го века не знали про это, удивляясь использованию как бы буддистами в лице Махатм якобы "ведантистских" терминов, когда уже было много работ по востоковедению, из которых можно было узнать базовые понятия различных форм буддизма и использованных ими текстов и терминологии. Такое ощущение, что они окромя Тхеравады и палийского канона ничего не знали о буддизме :) и почему на это не обратил внимания историк и тибетолог Андреев, цитируя в своей "разоблачительной" книге братьев, не совсем понятно, хотя у него-то точно для этого были все возможности разобраться в этом, проверить и поправить братьев, но тогда бы и книги не получилось.

Далее Андреев пишет:
"Махатмы приписывают Будде высказывания, совершенно противоречащие его основополагающему учению об «анатте» (отсутствие души) (стр. 112). Так, Кут Хуми вначале говорит, что в человеке отсутствует «единый и неизменный принцип» (душа), но затем, на просьбу Хьюма объяснить ему б-ой и 7-ой принципы (это «буддхи» и «атма», согласно схеме «Семи принципов человека» Блаватской), отвечает, что названные принципы находятся не внутри, а вне человека, «над макушкой головы». Иными словами, душа существует! В качестве подтверждения такой точки зрения, махатма отсылает Хьюма к трудам Пифагора, Платона и Плутарха. «Если вы не знаете этих греков,— добавляет он, — то, почитайте, что сам Будда говорил в Паринирвана Сутре». Следуя совету премудрого махатмы, братья Хэар заглянули в упомянутый текст (Mahaparinibbana Sutta), но подобного высказывания Будды в нём не обнаружили."
Махатмы пишут в письмах Хьюму заглянуть в "Паринирвана сутру" (махаянскую сутру), а братья Гримм с какого-то перепугу лезут в "Махапариниббана сутту" (палийская сутта) и не находя там подтверждение слов Махатмы, заключают, что они не разбираются в текстах буддизма, т.е. им пишут про санскритский текст (Сутру), а они лезут в палийский текст (Сутту), таким образом подтверждая мои предположения, будто бы они вообще кроме Тхеравады ничего не знали о других формах буддизма и текстах, которые они используют и опять Андреев ничего не комментирует относительно цитаты братьев в своей книге, будто и он этого совершенно не замечает, мог хотя бы сказать, что тексты из разного канона и отличаются по содержанию.
"Махаянский аналог Махапариниббана сутты — «Махапаринирвана сутра», написан на санскрите и существенно отличается по содержанию от сутты на пали с тем же названием." Вики "Махапариниббана-сутта"
А относительно того, есть ли в махаянской сутре упоминания о "душе" (точнее "духе", если речь идёт об "атме"), о чём и говорили Хьюму Махатмы, то учитель Долпопа (13-14 век), махаянской тибетской школы буддизма Джонанг учения Жентонг, подтверждает это в своем труде "Горная дхарма":
"Долпопа использовал термин "Я" или "Душа" (атман) для обозначения высшей истины, которая, по его словам, лежит в основе всего сущего. В своей работе "Горная доктрина" он называет эту сущность "Великим Я", "Истинным Я", "Алмазным Я", "Высшим Я", "Твердым Я" и "Высшим Я всех Существ", основываясь на конкретных высказываниях и доктринах Будды в Махаяна Махапаринирвана Сутре, Ангулималия Сутре и Шрималадеви Сиханада Сутра, среди прочих. В то время как большинство его сверстников отвергают такой термин, все еще есть представители школ Ньингма и Кагью, которые счастливы видеть сердце всех существ как одно объединенное, лишенное эго "я Будды"." Вики "Долпопа"
Т.е. махаянский буддист Долпопа подтверждает, что в "Паринирвана сутре" есть высказывания о существования "души" (точнее "духа", если речь шла об "атме"), как это говорили Махатмы в письмах, советуя Хьюму почитать именно эту сутру, и в которую братья Хэар не додумались или не захотели заглянуть, ища подтверждение почему-то в палийской сутте, отличной по содержанию от первой.

Причём стоит заметить, что Долпопа использует эпитеты для Атмана, схожие с эпитетами в Письмах и ТД (Высшее Я, Истинное Я и т.д.), т.е. подобные высказывания Махатм как раз могут служить подтверждением их мировоззрению одной из школ махаянского буддизма, может и не Джонанг, как Долпопа, но какой-либо другой школы с подобными воззрениями или возможно они в рамках своей школы изучали труды Долпопы и прониклись его выводами и сравнениями, что и отразилось в их письмах.

Дальше Андреев продолжает:
"Далее, махатма произвольно вставляет в перевод Кумарадживы «Амитая Сутры» (Amitayah Sutra), вернее в китайскую версию текста Shan-mun-yih-tung, список теософских святых (архатов, дхьян-коганов и бодхисаттв) и, вдобавок, теософский аналог «рая Сукхавати» — Девачан. Таким образом, собственная интерпретация Кут Хуми канонических буддийских текстов преподносится как исправление ошибок невежественных западных переводчиков и в то же время как «откровенное знание» тайных учений, неизвестных индийским эзотерикам."
Опять какая-то отсебятина от братьев, текст который перевёл на китайский Кумараджива, называется сокращённо "Амитабха сутра", а не "Амитая сутра", а полное его название Малая "Сукхавативьюха-сутра", которая также как и "Паринирвана сутра" является махаянским текстом, и который Махатмы процитировали из китайского перевода Кумарадживы со своими комментариями по ходу цитаты, в чём нет ничего предосудительного прокомментировать какие-то моменты текста в самой цитате, что не является искажением самого текста, т.к. понятно, что это их дополнения и этого нет в оригинале. С чего братья Хэар решили вдруг, что это результат незнания Махатмами буддийских текстов или их интерпретация, остаётся только догадываться. А термин "Девачан" не является теософским, а является тибетским аналогом санскритского термина "Сукхавати", да и архаты, дхьян-коганы и бодхисаттвы это не теософские святые, а также вполне классические понятия из санскритских текстов, возможно здесь Андреев уже просто сыронизировал, подпевая жалким потугам братьев Хэар.
"Западный Рай (кит. 西天 Xītiān; также именуется Обителью блаженства (санскр. सुखावती — Сукхавати, тиб. བདེ་བ་ཅན་ — Девачен, кит. Цзиле 極樂; яп. Гокураку 極楽) или Умиротворённым блаженством (кит. Ānlè 安樂; яп. Анраку 安楽)) — Чистая Земля будды Амитабхи в буддизме Махаяны.
Описан в Сукхавативьюха-сутрах. В Амитаюрдхьяна-сутре описаны способы достижения Чистой Земли, из них: созерцание заходящего солнца, которое должно быть ясно видимо с открытыми и закрытыми (визуализация) глазами, созерцание воды и льда, почвы, драгоценных деревьев, Обители Блаженства, лотосового трона, трёх Святых, Амитабхи, бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты." Вики "Сукхавати"
Подытоживая вышесказанное, с учётом тех существенных ошибок и неточностей, которые допустили (намеренно или невольно) братья Хэар и которых на "голубом глазу" цитировал историк Андреев, не внося никаких поправок в их "разоблачительные" речи, можно достаточно правомерно заключить о качестве таких "разоблачений" и осведомлённости подобных "разоблачителей". Остальные моменты потугов братьев Хэар в их увлекательном "разоблачении", на фоне этого, даже уже обсуждать как-то не имеет смысла, после того как они сами себя разоблачили и показали качество их работы с информацией, а заодно и тех, кто их охотно цитирует.

И в качестве дополнения к вышесказанному, супротив выводам братьев Хэар и историка Андреева, можно добавить, что одним из доводов написания писем сторонними лицами не западного происхождения (т.е. не ЕПБ и Ко), является само содержание этих писем, т.е. та информация которая в них содержится не была известна западным исследователям (коими и являлись ЕПБ и Ко) на момент написания и даже публикации писем.

Например когда Махатма КХ в письме Синетту №70 говорил о посмертном опыте души, приводя специфическую терминологию и этапы прохождения души в бардо и т.д., всё это стало известно западным исследователям только с момента перевода и издания тибетского текста "Бардо тхёдол" на английский язык в 1927 году, когда Эванс-Венц (кстати он был теософом) впервые перевёл её на западный язык при содействии тибетского ламы Кази Дава Самдупа, до этого момента ни один западный востоковед или исследователь этого текста не читал, а могли узнать о его содержании только со слов хранителей традиции, буддийских учителей, тибетских лам, но никак не от западных источников. А Махатма вполне вольготно рассказывает Синетту краткое содержание "Бардо Тхёдол" в 1880-х, показывая осведомлённость и широкую эрудицию в данном вопросе, используя тибетский термин бардо, когда до издания её перевода с комментариями на западе пройдет ещё 40 с лишним лет.

К тому же если сравнивать те тексты, которые приводят Махатмы в письмах, они по большому счёту относятся к махаянскому буддизму или текстам палийского канона, которые также используются буддистами махаяны, кроме того положительно отзываясь о буддийском реформаторе Цонкапе. А ЕПБ в Тайной Доктрине в основном ссылается на тексты санкхьи и веданты, используя предпочтительно их терминологию, и обделяя вниманием махаянские и другие буддийские тексты, супротив Махатмам выделяя положительно учителя адвайта-веданты Шанкару, о котором Махатмы в письмах умалчивают.

Т.е. письма писались сторонниками буддизма махаяны, какого-то из его направлений, эрудированные дополнительно знаниями других направлений восточной мысли, а ЕПБ являлась сторонницей санкхьи и веданты, т.е. письма и ТД писали разные люди, с разной базой источников знания и философскими предпочтениями, поэтому ЕПБ к письмам руку не прикладывала, иначе они невольно изобиловали бы отсылками на тексты санкхьи и веданты, пуран и упанишад, в чём она несомненно разбиралась, а не отсылками к махаянским сутрам, с которыми она видимо мало работала и плохо знала их содержание.

Т.е. ключевой момент того, что письма писались не западными исследователями служит не язык изложения (Махатмы, проживая в британской колониальной Индии начала 19 века, вполне могли дополнительно там же получить западное образование и знание западных языков), а информация, которая в них содержится, которую на западе на тот момент не знали, а узнали только спустя какое-то время, после выхода писем в свет, но если бы даже кто-то из западных исследователей был в курсе этого, то он мог узнать это только от сведущих людей восточного происхождения, хранителей восточных традиций, разных учителей и прочих носителей восточных языков, которые соприкасались с этими трудами, они и были теми Махатмами не зависимо от того водили они сами пером по бумаге или с их слов кто-то это записывал, источником информации писем на тот момент могли быть только вот такие люди.

Так же как лама Кази Дава Самдуп со слов Эванса-Венца занимался основным переводом "Бардо Тхёдол" с тибетского на английский (который он хорошо знал и даже преподавал его в школе), и растолковывал ему сложные мировоззренческие концепции и нетипичную для западного ума восточную терминологию, Махатмы растолковывали теософам эти и другие восточные концепты, позволяя им более глубоко понимать восточные тексты, которые они изучали. Т.е. для Эванса-Венца лама был тем Махатмой, который ему помогал в переводе и обучал его, а для ЕПБ другие учителя, подобные ламе Самдупу, были Махатмами, которые обучали её и помогали ей разбираться в хитросплетениях восточной мудрости. Но почему-то помощь ламы Самдупа Эвансу-Венцу не вызывает ни у кого сомнения или неприятия, а теософские Махатмы наоборот, при схожей роли, вызывают неприятие и сомнения в их существовании.

https://en.wikipedia.org/wiki/Kazi_Dawa ... a_1919.jpg
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

СЭШ писал(а): 01 сен 2024, 14:44 Т.е. махаянский буддист Долпопа подтверждает, что в "Паринирвана сутре" есть высказывания о существования "души" (точнее "духа", если речь шла об "атме"), как это говорили Махатмы в письмах, советуя Хьюму почитать именно эту сутру, и в которую братья Хэар не додумались или не захотели заглянуть, ища подтверждение почему-то в палийской сутте, отличной по содержанию от первой.
Так, можно самим прочитать эту сутру и увидеть, что там, например, пишется:
Добрый сын! Природа будды есть не что иное как "пустота" первого значения. "Пустота" первого значения – это мудрость. Когда говорят "пустота", не имеют в виду ни пустое, ни не-пустое. Знание различает пустое и не-пустое, вечное и не-вечное, печаль и радость, "я" и "не-я". Пустое – это рождение и смерть. Не-пустое – это великая нирвана. А также "не-я" есть не что иное, как рождение и смерть. "Я" существует в великой нирване.
Если кто-то видит "пустоту" и не видит не-"пустоту", то нельзя сказать, что это – Срединный Путь. Также нет и речи о Срединном Пути, если видят "не-я" всех вещей и не видят их "я".

Срединный Путь – это и есть природа будды. Поэтому природа будды вечна и в ней нет изменений. Все омрачённые неведением, существа не могут видеть. Шраваки и пратьекабудды видят "пустоту" всех вещей. Но они не видят не-"пустоту". Или же они видят "не-я" всех вещей, но не видят их "я". Поэтому они не могут достичь "пустоты" первого значения. Не достигнув "пустоты" первого значения, они не следуют Срединному Пути. А если нет Срединного Пути, то нет и видения природы будды.
Махапаринирвана-сутра.
Сутра о Великой Нирване. Гл. 23. https://abhidharma.ru/A/Vedalla/Content ... an/MPS.htm
Да, это может служить одним из наглядных примеров "компетенции" некоторых "разоблачителей" Елены Петровны и Махатм. :-)
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

homo писал(а): 29 авг 2024, 13:42 Ну как это ничего? 1) Демонстрации спиритических феноменов, 2)Участие в организации, 3)Разоблачение 4) Покидание места разоблачения... И даже египетская подруга Эмма Кайтинг (Коломб), снова.
Это лишь отдельные инциденты, к которым имели отношение Куломбы(возможно и в Египте тоже :-() ), но не имело отношения ТО, его деятельность и его цели, в целом. Иначе, конечный результат был бы тем же, что и в Египте-Общество просто распалось бы. :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 13:42 Не "если знала", но действительно знала. Это реальный персонаж, отношения с которым ЕПБ подтверждены. Но Олкотту она назвала не его, но другое имя. Что недвусмысленно намекает на нежелание говорить правду. Это значит, что ЕПБ вкладывала в уста "Серапису" то, что Ментамон не говорил.
Так , может, потому что, Серапис-это не Ментамон? Она могла знать в Египте ещё кого-то, кроме Ментамона. Даже если его личность и связь с Еленой Петровной никем не подтверждена. Да и кто подтвердил личность Ментамона, если Елена Петровна никому о нём не рассказывала? :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 13:42 А что такого особенного и уникального на Ваш взгляд было в ПМ, чего не заметили исследователи?
Ведь опубликованное из них, кроме внесения искажений и ошибок в буддистские доктрины и плагиата (без искажений) американского спирита Киддла, ничем необычным и продвинутым не отличилось..
Насчёт искажений буддийских текстов, как выше писал СЭШ-это были не искажения, а незнание "исследователей" буддийских первоисточников(из-за чего те же братья Хаэр перепутали палийскую и махаянскую сутры с тем же названием). Про инцедент с Киддлом рассказал сам К.Х.-почему его слова приведены без ковычек. В целом, для того времени то, что писали авторы ПМ-было довольно уникальным, о чём до них практически никто не писал. Например, о "семеричном строении человека и Космоса" и о "планетарных цепях". Ну и о каких-то буддийских идеях, с которыми тогда были не знакомы востоковеды, как в примере выше. Да и можно, уже не из ПМ, привести тот же ГБ. Вы сами писали-откуда он был взят, но в то время востоковедам этот первоисточник был неизвестен, поэтому, нигде в их книгах не встречался. Как и первоисточник "Станц Дзиан". Откуда тогда о них узнала Елена Петровна, если не от авторов ПМ(ну, или их "прототипов")? :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 13:42Как-то так:
Ну да, разумеется. И потом, после разрыва с Даянандой, у Олькотта не возникло никаких вопросов по поводу того, что о нём сначала говорила Елена Петровна. Был "адептом", а стал "не-адептом". Ничего страшного, можно продолжать работать над развитием ТО дальше, следуя указаниям Махатмы М. :-)
homo писал(а): 29 авг 2024, 13:42 Наверное всё-таки фантазия Блаватской была не безграничной и для создания литературных образов, ей требовались прототипы. На что так же указывают исследователи её творчества, такие Как Пол Джонсон например..
Нет смысла, если образы существенно отличаются от прототипов. В частности, если прототипы не являются "адептами", "йогами", "членами тайных братств" и т.д. и поэтому, даже не могут быть "прототипами" по определению. :-) Вот с чего бы, например, Елене Петровне делать Махатму М. именно "раджпутом", а Махатму К.Х.-"кашмирским брамином"? При этом, раджпут у неё буддист, живёт на Цейлоне, но ездил в Америку и в Англию, а кашмирский брамин-учился в Европе и живёт в Тибете с сестрой. Можно было и наоборот сделать, или вообще всех сделать "тибетцами" по происхождению и оставить там жить. Раз это лишь "литературные образы", а фантазия была ограничена. Чтобы не путаться-можно было и упростить что-то. :-)
СЭШ
Сообщения: 540
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение СЭШ »

кшатрий:
//Так, можно самим прочитать эту сутру и увидеть, что там, например, пишется:

Сами-то мы с вами конечно прочитаем, нам-то не трудно, а вот "разоблачители" вряд ли удосужатся в неё заглянуть, но может со слов других буддийских учителей (того же Долпопы) у них наконец отпадут какие-то сомнения в правдивости слов Махатмы, хотя тоже далеко не факт, что и после этого отпадут :) Можно ещё привести один отрывок из этой сутры в цитате Долпопы из "Горной дхармы":
«несоставное — это великая нирвана; постоянное — это нирвана. постоянное — это самость; самость — это совершенно чистое. совершенно чистое называется „блаженством“. постоянное, блаженное, самость и совершенно чистое — это татхагата… о дитя благородной семьи, так называемая „самость“ означает татхагатагарбху. {65} существование будда-природы во всех живых существах имеет значение „самости“»
кшатрий:
//Да, это может служить одним из наглядных примеров "компетенции" некоторых разоблачителей" Махатм.

Мне как-то попалось на ютубе одно разоблачение на 700 тыс. просмотров с канала в 150 тыс. подписчиков, где Махатм называли Махатхами (причём в видео продублирована надпись на 2:55), а вместо "эзотерика" написано "изотерика" (1:05) и вот о какой компетентности их авторов может идти речь, если они даже название объекта разоблачения не могут выучить правильно и не знают как пишется слово "эзотерика". Это можно только с юмором смотреть :)
phpBB [media]
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

СЭШ писал(а): 01 сен 2024, 14:44 Т.е. письма писались сторонниками буддизма махаяны, какого-то из его направлений, эрудированные дополнительно знаниями других направлений восточной мысли
Замечательно! Наконец-то хоть кто-то здесь признал, утверждаемое в "письмах" с самого начала. Что их авторы относят себя к буддистам, что их учение буддизм и что составленная по их материалам книга "Эзотерический Буддизм" АП Синнетта, тому официальное подтверждение. :-()
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23 Это лишь отдельные инциденты, к которым имели отношение Куломбы(возможно и в Египте тоже, но не имело отношения ТО, его деятельность и его цели, в целом. Иначе, конечный результат был бы тем же, что и в Египте-Общество просто распалось бы.
Всё по пунктам повторилось, кроме распада Общества, из которого Блаватскую после инцидента "культурно попросили"..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23Так , может, потому что, Серапис-это не Ментамон?
Ментамон (учитель М) мог быть прототипом образа Сераписа. Но кем он точно не был, так это "индусом"..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23Насчёт искажений буддийских текстов, как выше писал СЭШ-это были не искажения, а незнание "исследователей" буддийских первоисточников(из-за чего те же братья Хаэр перепутали палийскую и махаянскую сутры с тем же названием).
Каждое из буддийских течений, имеет отличия. Которые вполне обоснованно могут быть названы искажениями, если какая-то часть из них смешивается с другой.
А чтобы утверждать, что нестыковки в ПМ неправильно определены Хэар, следует обратиться к их исследованию непосредственно;
Хотя что это изменит, если учение ПМ как самим автором, так и критиками, однозначно признано буддийским?
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23Про инцедент с Киддлом рассказал сам К.Х.-почему его слова приведены без ковычек.
Он слишком много рассказал разного, чтобы принимать его слова всерьёз. Но не сказал только почему вообще среди его "восточной мудрости" в каком-то виде могли вписаться идеи западного спирита..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23 В целом, для того времени то, что писали авторы ПМ-было довольно уникальным, о чём до них практически никто не писал.
Вы знаете в каком году появились переводы буддийских текстов?
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23что писали авторы ПМ-было довольно уникальным, о чём до них практически никто не писал.Например, о "семеричном строении человека и Космоса" и о "планетарных цепях".
Вы тоже сейчас можете написать о шеснадцатиричном строении и планетарном оптоволокне и иметь шанс стать первым. Вопрос только о том, какую связь сказанное будет иметь с реальностью..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23 привести тот же ГБ. Вы сами писали-откуда он был взят, но в то время востоковедам этот первоисточник был неизвестен, поэтому, нигде в их книгах не встречался. Как и первоисточник "Станц Дзиан". Откуда тогда о них узнала Елена Петровна, если не от авторов ПМ
Источник ГБ был назван в предисловии (разумеется это не "махатмы", да и по содержанию не буддизм) А насчет Дзиан и Доктрины, Блаватская так же не заявляла, что передано "махатмами".
К тому же есть по этому поводу и такое заключение;
представления Елены Петровны об индийской религиозной мысли, отражённые в «Тайной доктрине», основаны не на никому не ведомых древних манускриптах, а нескольких современных Блаватской книгах: переводе Уильсона «Вишну Пурана» (Wilson «Vishnu Purana»), Уинчелла «Мировая жизнь» (Winchell «World Life»)«Индийский классический словарь» (Dowson «Hindu Classical Dictionary»)
Coleman W.E. The Sources of Madame Blavatsky's Writings. Appendix C

кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23И потом, после разрыва с Даянандой, у Олькотта не возникло никаких вопросов по поводу того, что о нём сначала говорила Елена Петровна. Был "адептом", а стал "не-адептом". Ничего страшного, можно продолжать работать над развитием ТО дальше, следуя указаниям Махатмы М.
Мне попадалось письмо, где Блаватская жалуется Джаджу на Олкотта, который совсем отвернулся от неё, после всех инцидентов и с "махатмами" в том числе. Полагаю что мы далеко не всё знаем о реальном положении дел в ТО того времени..


кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 15:23 Вот с чего бы, например, Елене Петровне делать Махатму М. именно "раджпутом", а Махатму К.Х.-"кашмирским брамином"? При этом, раджпут у неё буддист, живёт на Цейлоне, но ездил в Америку и в Англию, а кашмирский брамин-учился в Европе и живёт в Тибете с сестрой. Можно было и наоборот сделать, или вообще всех сделать "тибетцами" по происхождению и оставить там жить. Раз это лишь "литературные образы", а фантазия была ограничена. Чтобы не путаться-можно было и упростить что-то.
Как известно, идея с "махатмами" возникла спонтанно, когда Синнет попросил передать письмо кому-нибудь из "братьев". И у Блаватской изначально не было далеко идущих планов. Поэтому необходимые подробности сочинялись на ходу, и впоследствии менялись. Например она "переселила" "братьев" в Тибет, когда их слишком настойчиво стали требовать лично.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Всё по пунктам повторилось, кроме распада Общества, из которого Блаватскую после инцидента "культурно попросили"..
Ну и как её могли "культурно попросить", если она оставалась секретарём ТО(а Олькотт его президентом) до самой смерти? Что изменил её переезд, тем более, вызванный её состоянием здоровья? Как повлиял на её роль в ТО? :-)
homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Ментамон (учитель М) мог быть прототипом образа Сераписа.
А мог и не быть. Это лишь догадки. Раз её связь с ним, после того, как она уехала из Египта, ничем не подтверждается. :-)
homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Каждое из буддийских течений, имеет отличия. Которые вполне обоснованно могут быть названы искажениями, если какая-то часть из них смешивается с другой.
А что можно исказить, "смешав" одни слова Будды(сказанные им в одной сутре) с другими(сказанными в другой сутре)? Потому что, речь идёт о текстах сутр, а не о течениях. И большинство этих сутр являются общепризнанными для разных течений буддизма Махаяны и Ваджраяны и различаться у них может лишь толкование. Как и в любой другой религии. :-)
homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Он слишком много рассказал разного, чтобы принимать его слова всерьёз. Но не сказал только почему вообще среди его "восточной мудрости" в каком-то виде могли вписаться идеи западного спирита..
Он рассказывал об "общей(вневременной) мудрости", поэтому для объяснений использовал и западные и восточные идеи, как древние, так и современные. И он сказал-откуда взял слова Киддла-из Акаши. Сами говорите, что каждый человек так может. Почему К.Х. должен быть исключением лишь из-за того, что не он указал авторство Киддла? :-)
homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Источник ГБ был назван в предисловии (разумеется это не "махатмы", да и по содержанию не буддизм) А насчет Дзиан и Доктрины, Блаватская так же не заявляла, что передано "махатмами".
Да, она писала в придесловии к ГБ:
Эти тексты приводятся мною по «Книге Золотых Правил», одному из произведений, которые на Востоке вручаются ученикам мистических школ. Знание их обязательно и для последователей той школы, учение которой принято многими теософами. Поскольку я запомнила часть этих поучений наизусть, перевести их на английский язык было сравнительно нетрудно.

Общеизвестно, что в Индии методы психического развития различны у каждого Гуру (Учителя). И не только потому, что они принадлежат к различным философским школам, которых в индуизме шесть, но и потому, что каждый Гуру владеет своим собственным методом, который он сохраняет в глубокой тайне. Но по другую сторону Гималаев эти различия исчезают и метод эзотерических школ становится единым, за исключением лишь тех случаев, когда Гуру — простой лама, немногим более ученый, чем его ученики.

Источник, из которого я перевела предлагаемые три фрагмента, принадлежит к той же серии, откуда взяты и стансы «Книги Дзиан», послужившие основой для «Тайной Доктрины». Происхождение «Книги Золотых Правил» то же, что и у такого великого мистического творения, как «Парамартха», по поводу которого легенда о Нагарджуне гласит, что оно было передано великому Архату Нагом, или «Змием» (титул древних Посвящённых). Однако, как ни оригинальны благородные идеи и положения этой книги, они часто встречаются в различных формах и во многих санскритских произведениях, как, например, в «Днянешвари»[1], чудной мистической книге, в которой Кришна передает Арджуне в огненных красках состояние вполне просветлённого йога, а также и в некоторых упанишадах. И это вполне естественно, так как если не все, то большинство из великих Архатов (первых последователей Гаутамы Будды), и в частности те из них, кто отправился в Тибет, были индоариями, а не монголоидами. Произведения одного Арьясанги весьма многочисленны.
Блаватская Е.П. - Голос Безмолвия (пер. Е.Ф.Писаревой). Предисловие автора
И как бы она обо всём этом узнала без своих "махатм"? Сколько трудов востоковедов в то время было посвящено "мистическим школам" Индии и Тибета? :-)
homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Мне попадалось письмо, где Блаватская жалуется Джаджу на Олкотта, который совсем отвернулся от неё, после всех инцидентов и с "махатмами" в том числе. Полагаю что мы далеко не всё знаем о реальном положении дел в ТО того времени..
Ну, она была склонна к преувеличениям, как писалось в ПМ. В итоге-то и она и Олькотт и Джадж и даже Синнетт до самой смерти работали ради "дела теософии" и ради развития ТО. Именно, после всех "инцедентов". Не странно ли с их стороны заниматься подобным "мазохизмом", если всё было именно так, как утверждают "разоблачители", которые, видимо, считают себя умнее тех, кто близко знал Елену Петровну и кто ей верил? :-)
homo писал(а): 01 сен 2024, 21:00 Как известно, идея с "махатмами" возникла спонтанно, когда Синнет попросил передать письмо кому-нибудь из "братьев". И у Блаватской изначально не было далеко идущих планов. Поэтому необходимые подробности сочинялись на ходу, и впоследствии менялись. Например она "переселила" "братьев" в Тибет, когда их слишком настойчиво стали требовать лично.
Кто сказал, что у неё не было никаких планов, особенно, после создания ТО? Каким тогда "Братьям" Синнетт хотел передать письмо, откуда узнал о них и почему она согласилась попробовать? Да и "Махатмы М. и К.Х,"-разве не "Братья" из "Транс-Гималайского Братства"? Она могла и египтян в Тибет поселить. Или оставить в Египте, что тоже усложнило бы личную встречу с ними. Какая разница? По-моему, как раз подобные версии и сочиняются на ходу, за неимением прямых фактов. :-) Ведь у Елены Петровны "братья" были и в "Герметическом Братстве Луксор" и в "Гималайском Братстве". Кого и куда она бы "переселяла" и зачем?
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение Татьяна »

dusik_ie писал(а): 29 авг 2024, 11:53 Доказательство существования Махатм может быть только по такой схеме...
...Только так можно доказать существоание Махатм и никак не иначе...
homo придумал совершенно бессмысленную тему и почти два года "мусолит" её.
А кто сказал, что теософы должны что-то доказывать homo?
Главное, зачем?
Аватара пользователя
Турист
Сообщения: 1637
Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение Турист »

homo писал(а): 29 авг 2024, 08:38
Турист писал(а): 29 авг 2024, 07:15 Почему ЕПБ прибыла в США?
Очевидно, что это было связано с её увлечением, спиритизмом...
По ее же словам она была послана в США, чтобы доказать реальность спиритуализма, привлечь к нему внимание ученых и предупредить о его небезопасности.
СЭШ писал(а): 01 сен 2024, 14:44 Да тут и не надо мнение никаких сторонних экспертов приводить, достаточно перепроверить то, что заявляли сказочники братья Гримм, т.е. братья Хэар в своём так называемом "разоблачении" ПМ. Я так полагаю все современные "разоблачители" (по крайней мере большая часть статей в интернете) берут эту информацию из книги историка Андреева А.И. "Гималайское братство. Теософский миф и его творцы", вот он там приводит выдержки из так называемого "разоблачения" братьев Хэар, то что и вы выборочно процитировали в данном своём посте, скорее всего взятых именно из многочисленных интернет статей, а не из его книги...
СЭШ, в наши дни появились исследования, вопросы и опровержения более скрупулезные, чем выше приведенные...
Татьяна писал(а): 02 сен 2024, 05:21
dusik_ie писал(а): 29 авг 2024, 11:53 Доказательство существования Махатм может быть только по такой схеме...
...Только так можно доказать существоание Махатм и никак не иначе...
homo придумал совершенно бессмысленную тему и почти два года "мусолит" её.
А кто сказал, что теософы должны что-то доказывать homo?
Главное, зачем?
Даже у заинтересованных людей могут возникать подобные вопросы и почему бы их не освещать с разных ракурсов и не приводить альтернатвные контраргументы?
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 23:16 Ну и как её могли "культурно попросить", если она оставалась секретарём ТО(а Олькотт его президентом) до самой смерти? Что изменил её переезд, тем более, вызванный её состоянием здоровья? Как повлиял на её роль в ТО?
Выше в теме уже приводил цитаты, как это происходило. Блаватская написала заявление об уходе, её посадили на параход и отправили из Адьярского ТО навсегда. После чего она уединилась в Вюрцбурге (Германия)..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 23:16А мог и не быть. Это лишь догадки. Раз её связь с ним, после того, как она уехала из Египта, ничем не подтверждается.
Существование "Сераписа" и "Луксорского братства" подтвердить ещё сложнее..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 23:16А что можно исказить, "смешав" одни слова Будды(сказанные им в одной сутре) с другими(сказанными в другой сутре)?

Сам Будда никогда и ничего не писал. "Буддизм" со всей его литературой, создан его последователями. Отсюда все искажения и нестыковки.
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 23:16 Он рассказывал об "общей(вневременной) мудрости", поэтому для объяснений использовал и западные и восточные идеи, как древние, так и современные. И он сказал-откуда взял слова Киддла-из Акаши. Сами говорите, что каждый человек так может. Почему К.Х. должен быть исключением лишь из-за того, что не он указал авторство Киддла?
"Буддист" КХ, по поводу выявившегося плагиата американского спирита Киддла нагородил столько "вневременной мудрости", в письме Синнетту, что волосы дыбом встают от его изворотливости..

кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 23:16И как бы она обо всём этом узнала без своих "махатм"? Сколько трудов востоковедов в то время было посвящено "мистическим школам" Индии и Тибета?
Не стоит забывать, что ТО территориально находилось в Индии и индийцы заинтересованные в популяризации учений своих предков, там несомненно были..
кшатрий писал(а): 01 сен 2024, 23:16 Кто сказал, что у неё не было никаких планов, особенно, после создания ТО? Каким тогда "Братьям" Синнетт хотел передать письмо, откуда узнал о них и почему она согласилась попробовать?
Да и "Махатмы М. и К.Х,"-разве не "Братья" из "Транс-Гималайского Братства"? Она могла и египтян в Тибет поселить. Или оставить в Египте, что тоже усложнило бы личную встречу с ними. Какая разница? По-моему, как раз подобные версии и сочиняются на ходу, за неимением прямых фактов. Ведь у Елены Петровны "братья" были и в "Герметическом Братстве Луксор" и в "Гималайском Братстве". Кого и куда она бы "переселяла" и зачем?
Чтобы ответить на эти вопросы, отследите хронологию событий. Например на момент создания ТО (1875г) у ЕПБ упоминаются Серапис с Туититом, что не позволяет в принципе говорить о планах на "махатм". К тому же на учредительных собраниях даже эти "Луксорцы" не фигурируют, чтобы говорить вообще о каких-то планах. Впоследствии, отсутствие у ЕПБ не только планирования, но и связей в Индии, подтверждается фактом слияния ТО с индийским Арья Самадж.(1878г) Которое было инициировано Олкоттом, но не Блаватской. Да и сам лидер Арья Самадж, Свами Даянанду, конечно же не "махатма" из "писем". Поэтому по факту, до переезда в Индию (1879г) Блаватская не была знакома с Синнетом и "махатм" ни соответственно планов по их продвижению через Синнетта, у ЕПБ не могло быть в принципе. И с учетом совсем небольшого времени до даты появления первого "письма" (15 октября 1880г) и насыщенностью событиями в данный период (разрыв с Арья Самадж и смена учения на буддийское с официальным посвящением Блаватской и Олкотта 25 мая 1880), придумать "махатм" и составить какие-то далеко идущие планы в отношении их, было сложновато..
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

Татьяна писал(а): 02 сен 2024, 05:21 homo придумал совершенно бессмысленную тему и почти два года "мусолит" её.
А кто сказал, что теософы должны что-то доказывать homo?
Главное, зачем?
Тему создал Турист. А попытаться доказать существование "махатм" Блаватской, нужно верующим в них. И не мне, но экспертам и теософам из ТО Адьяр, из которого её выставили. Хотя вряд-ли получится, если самой Блаватской это не удалось..
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение Татьяна »

Турист писал(а): 02 сен 2024, 07:14 Даже у заинтересованных людей могут возникать подобные вопросы и почему бы их не освещать с разных ракурсов и не приводить альтернатвные контраргументы?
Во-первых, гомо не является таким заинтересованным человеком.
Во-вторых, где Вы предполагаете брать альтернативные контраргументы? В интернете?
В-третьих, если человек вполне сознательно написал неправду о Блаватской и Махатмах (Вс.Соловьев, например), то как Вы теперь сможете доказать это?
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:54 Тему создал Турист.
В которой начал отвечать некоему любопытному человеку.
:
homo - А мне лично было бы интересно знать, какие имеются фактические подтверждения существования "махатм Блаватской" (кроме заявлений самой Блаватской и небольшой горстки заинтересованных лиц из ТО)...
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:54 А попытаться доказать существование "махатм" Блаватской, нужно верующим в них.
Во-первых, верящим, а не верующим.
Во-вторых, не надо фантазировать об их потребностях. Я, например, верю Блаватской и тому, что она говорила о Махатмах, и мне не нужны никакие доказательства.
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:54 И не мне, но экспертам и теософам из ТО Адьяр, из которого её выставили.
Назовите их имена.
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:54 Хотя вряд-ли получится, если самой Блаватской это не удалось..
Что ей не удалось?
И еще вопрос - чего вы вообще добиваетесь? Не надоело два года повторять одно и то же.
Создается мнение, что вы вообще не являетесь человеком, тем более, разумным.
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

Татьяна писал(а): 02 сен 2024, 10:14 Я, например, верю Блаватской и тому, что она говорила о Махатмах, и мне не нужны никакие доказательства.
Весьма неудачный пример. Потому что прагматичным и трезвомыслящим людям, слепая вера неприемлема. И скорее всего не получится навязать им своё личное мнение и предмет веры, бездоказательно. Поэтому доказательства придётся предъявлять в каждом случае, когда с предметом Вашей личной веры не согласятся..
И это обязанность ваша, но не справедливо сомневающихся. Потому что вы, но не они настаивают на собственной правоте..
Татьяна писал(а): 02 сен 2024, 10:14 Что ей не удалось?
Не удалось доказать факт существования "махатм". Поэтому ТО в Адьяре уже почти 140лет не куль тивирует легенду Блаватской о её "махатмах". И с тех пор использует совсем другие методические материалы. Так что в своей вере Вы весьма незначительны и если хотите изменить ситуацию, обращайтесь к ТО, но не к малочисленным форумчанам.
Но и там придется привести доказательства. Вероятно такие, которых за всё это время не нашлось. А так же экспертные заключения, опровергающие существующие доказательства подложности "писем махатм" и неправдивости утверждений ЕПБ по данному поводу..
Татьяна писал(а): 02 сен 2024, 10:14 И еще вопрос - чего вы вообще добиваетесь? Не надоело два года повторять одно и то же.
В данном случае, преодолеваем доминирование легенд и религий над здравым смыслом. Результат заметен, цели ясны, поэтому не надоело.
Татьяна писал(а): 02 сен 2024, 10:14 Создается мнение, что вы вообще не являетесь человеком, тем более, разумным.
Взаимно
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

homo писал(а): 02 сен 2024, 09:31 Выше в теме уже приводил цитаты, как это происходило. Блаватская написала заявление об уходе, её посадили на параход и отправили из Адьярского ТО навсегда. После чего она уединилась в Вюрцбурге (Германия).
Свои основные труды(ТД, ГБ и КТ) и некоторые статьи она написала уже после того, как уехала из Индии. Как и сформировала "Эзотерическую Секцию" за год до своей смерти. С чего бы она это делала, если уже не была связана с деятельностью ТО? :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:31 Существование "Сераписа" и "Луксорского братства" подтвердить ещё сложнее
Разумеется. Как и существование членов любых других "тайных братств". Это значит, что их не существует, раз они публично нигде не "засветились", или не говорили о том-кто они?
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:31 Сам Будда никогда и ничего не писал. "Буддизм" со всей его литературой, создан его последователями. Отсюда все искажения и нестыковки
Это уже проблема авторов буддийских сутр, утверждавших, что они записывали слова Будды. Главное, что К.Х. ссылался на слова Будды из этих сутр. Не все из которых были известны на западе в то время. :-) Что не отменяет того факта, что братья Хаэр перепутали сутры, на которые он ссылался и поэтому, не нашли там нужной цитаты. А значит они и ещё что-то могли перепутать, или исказить, но приписать это К.Х. Отсюда и вопрос к компетентности разных исследователей и разоблачителей. Раз некоторые из них даже не могут отличить друг от друга сутры южного и северного буддизма.
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:31 "Буддист" КХ, по поводу выявившегося плагиата американского спирита Киддла нагородил столько "вневременной мудрости", в письме Синнетту, что волосы дыбом встают от его изворотливости.
Это можно посчитать изворотливостью,если исключать саму возможность того, что из Акаши можно "сплагиатить" чьи-то описания для изложения своих идей. Ведь и разным людям в разных частях Земли могут прийти в голову схожие идеи и никто не будет знать-как и откуда они пришли и кто их настоящий автор. :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:31 Не стоит забывать, что ТО территориально находилось в Индии и индийцы заинтересованные в популяризации учений своих предков, там несомненно были
Ну, да, те же Субба Роу и Дамодар, которые провозглашались учениками М. и К.Х. И что это меняет? Исследователями ведь утверждается, что всё, что Елена Петровна писала о буддизме и индуизме-взято из книг востоковедов того времени, вроде того же Пола Джонсона. А раз у неё есть то, что взято не оттуда, но существует в каких-то текстах и традициях, то и мог быть информатор, принадлежащий к этим традициям, кто её познакомил с этими текстами и разрешил опубликовать отрывки из них. :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 09:31 Чтобы ответить на эти вопросы, отследите хронологию событий.
Хронология ничего не говорит о планах и мотивации.
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3740
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение homo »

кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 Свои основные труды(ТД, ГБ и КТ) и некоторые статьи она написала уже после того, как уехала из Индии. Как и сформировала "Эзотерическую Секцию" за год до своей смерти. С чего бы она это делала, если уже не была связана с деятельностью ТО?
В перечисленном нигде не названо источником "махатм". ТО Адьяр ЕПБ покинула навсегда, написав заявление об уходе. Связи с европейскими и английскими ТО сохранились.
кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 Это значит, что их не существует, раз они публично нигде не "засветились", или не говорили о том-кто они?
Это значит, что афиширующий свои связи с нежелающими ничего афишировать, либо лжет, либо нарушает их уставы.
кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 братья Хаэр перепутали сутры.

Ссылку пожалуйста на место в их отчете, где они по вашему мнению ошибаются.
кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 Это можно посчитать изворотливостью,если исключать саму возможность того, что из Акаши можно "сплагиатить" чьи-то описания для изложения своих идей.
Изворотливостью я считаю несколько разных версий оправдания одного и того же случая плагиата текста из печатного издания (но не идеи из Акаши).
Мне там больше всего версия с двумя сутками на лошади понравилась. :-)
кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 Исследователями ведь утверждается, что всё, что Елена Петровна писала о буддизме и индуизме-взято из книг востоковедов того времени
Кроме этого имелись переводы. Ведь Блаватская не владела восточными языками..
кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 мог быть информатор, принадлежащий к этим традициям, кто её познакомил с этими текстами и разрешил опубликовать отрывки из них.
Конечно в таких вопросах без помощи более сведущих в них людей не обойтись. Только это совсем не значит, что этими знатоками могли быть не адепты соответствующих учений, но не принадлежащие к ним буддисты "КХ" и "Мория".
кшатрий писал(а): 02 сен 2024, 12:16 Хронология ничего не говорит о планах и мотивации.
Полагаю что проблема лично Ваша, если никакие доводы не могут повлиять на Ваши представления.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Существование махатм, реальность или миф?

Сообщение кшатрий »

homo писал(а): 02 сен 2024, 13:04 В перечисленном нигде не названо источником "махатм". ТО Адьяр ЕПБ покинула навсегда, написав заявление об уходе. Связи с европейскими и английскими ТО сохранились
Правильно, потому что, "Махатмами"("великими душами") их назвала не она, а индийские теософы. Она с самого начала говорила лишь о "Братьях", или "Адептах". Отсюда и появилась просьба Синнетта передать письмо кому-нибудь из них. :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 13:04 Это значит, что афиширующий свои связи с нежелающими ничего афишировать, либо лжет, либо нарушает их уставы
Не обязательно, ведь и розенкрейцеры когда-то не разглашали ничего о своём существовании. И первое упоминание о них было анонимным(листовки с их "декларацией" на улицах), без раскрытия личностей членов их братства. :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 13:04 Ссылку пожалуйста на место в их отчете, где они по вашему мнению ошибаются
Выше СЭШ привёл пример и я дополнил его цитатой из Махапаранирвана сутры, на которую сослался К.Х.. При случае, можно покопаться и найти ещё. :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 13:04 Изворотливостью я считаю несколько разных версий оправдания одного и того же случая плагиата текста из печатного издания (но не идеи из Акаши).
Мне там больше всего версия с двумя сутками на лошади понравилась
Почему несколько версий? Главным осталось то, что это были слова, взятые из Акаши, а остальное касалось обстоятельств.
homo писал(а): 02 сен 2024, 13:04 Кроме этого имелись переводы. Ведь Блаватская не владела восточными языками
И что это меняет? Ведь не все сутры были переведены, а их в буддизме сотни, если не тысячи. О чём и сама Елена Петровна писала. :-)
homo писал(а): 02 сен 2024, 13:04 Конечно в таких вопросах без помощи более сведущих в них людей не обойтись. Только это совсем не значит, что этими знатоками могли быть не адепты соответствующих учений, но не принадлежащие к ним буддисты "КХ" и "Мория
Разницы нет, если они знакомы с буддийскими, или индуистскими первоисточниками, с которыми не были знакомы западные исследователи. :-)

Вернуться в «Свободный разговор»