Принципиальные вопросы.
1. Пустота и среда (последствия от воздействия). Атомы и молекулы в оккультизме.
Напомню, или, может, уточню, что значит принципиальный вопрос. Это своего рода развилка или межевой столб, от которого расходятся разные дороги – в зависимости от того, как человек для себя находит ответ на такой вопрос.
В попытки представить то, как выглядит физика через призму оккультизма, практически всегда примешивается материалистические концепции, а в примитивных вариантах – это вообще наивная физика на уровне 7-го класса средней школы.
Ярчайший пример этому – понятие атома. Слово «атом» - дословно означает неделимый. И это единственное, что сближает материалистическую и оккультную интерпретацию.
Если физика взяла это понятие только ради того, чтобы назвать им те мельчайшие частицы, что были открыты в начала ХХ ст. То оккультизм остается верным этимологии слова – под атомом следует понимать не нечто мельчайшее, а нечто неделимое.
Что может означать неделимость атома? – это и есть один из принципиальных вопросов – «развилка» в понимании оккультизма.
Любое, что имеет размер (величину) пусть даже исчезающе малый, всегда, как минимум мысленно, если не технически, можно разделить на меньшие части – сколько не уменьшай предмет, но возможность его разделить на части никуда не денется – эта возможность вообще не зависит от размеров.
Тогда есть два варианта (та самая «развилка»).
Первый, считать, что на практике (в физике) есть предел деления и что может быть достигнута такая абсолютная твердость, которую разделить уже нельзя – именно так понимали атом на ранних этапах развития современной физики ( до конца ХIХ ст.).
Второй, считать по логике – если сказано, что атом неделим значит, он есть нечто такое, что не имеет величины (вещественности) – у него делить нечего. То есть, атом – это не то, что существует в физическом пространстве как физический объект, а это некая абстракция (физически непроявленное нечто), что становится причиной проявления физических частиц.
Таким образом, если следовать аналогии: как у человека – физического, объективного человека во времени и пространстве – существует Душа или Высшее Эго – то, что есть абстракция для чувств и то, что не проявлено в физическом мире. Точно также, атом – это душа мельчайших (для нашего представления) физических объектов.
А теперь представим такой себе спектр, который характерен для Пуран, но который подтвержден в теософии лишь частично (я не находил ему четкого подтверждения) – возможно, что в действительности все много сложнее.
Этот спектр (или шкала) таков, что на одном его конце Высшие Боги, а на другом – мельчайшие атомы. Человек – где-то посередине. Из середины (человека) концы видятся такими, что они не отличаются друг от друга (для нашего уровня понимания и восприятия) – они сливаются )голова змея закусывает кончик хвоста).
Все указанные сущности на шкале изображены виде кругов (циклов). Каждый такой круг – период проявления или существования в проявлении. Здесь круг имеет два значения – как Круг времени и как "кольцо-не-преступи" – то, что ограничивает проявление формы.
Циклы Богов таковы, что сто лет Брахмы – это 311 трлн. 40 млрд. человеческих лет. И это – один день жизни Вишну (соответственно, не сложно вывести 100 Вишну, при желании) или одно дыхание (вдох-выдох) Шивы (не знаю, сколько нулей понадобится для 100 лет Шивы.
В другую сторону от Высших Богов – цикл малых богов, который указан в Сурья-сиддханте как 12 тыс. лет смертных = 1 год богов.
Соответственно, чем дальше мы идем по шкале в сторону все меньших и меньших проявлений, должен уменьшаться и цикл проявления.
Таким образом, чем дальше на микроуровень мы заходим, тем короче должен быть период одного цикла, но должно увеличивается количество этих циклов. И в конечном итоге, мы доходим до такого предела, когда скорость входа в воплощение и выхода из него настолько быстрая, что невозможно различать эти процессы (дыхание). Это как с электрической лампочкой, свет которой нам кажется непрерывным, но на самом деле, за одну секунду, лампочка 50 раз включается и выключается.
В действительности, на данном этапе нашего развития, мы не можем четко утверждать, говоря об элементарных частицах физики – они есть нечто устойчиво-постоянное, например, что протон в неизменном виде существует с момента образования его во время Б. Взрыва. Или же они есть нечто, что постоянно рождается и умирает - если происходит такая быстрая смена, то невозможно определить локальность данной частицы.
Последнее – хорошо ложится и под квантовую теорию, и под представления пифагорейцев (и Платона, соответственно), и под определение материи в теософии
Важно понять, что не имеет значения, имеет ли действительный смысл подобная «шкала сущностей» или нет – она просто указывает на унверсализм закона аналогий, относительность всякого существования (то, что огромное для одного, может быть микроскопическим для другого), а главное оно, определенным образом, ориентирует воображение.
Теперь, ввиду того, что я высказал довольно-таки радикальные вещи, нужно подтвердить их цитатами из ТД, чтобы это не выглядело как продукт моего воспаленного самомнения.
То, что касается атома – как абстракции.
«Подобны амбразурам» - это значит, что они находятся как бы между проявленным и непроявленным, а значит не имеют физического существования, являясь абстракцией.ТД1, 37с писал(а):… Ядрышки вечны и постоянны, ядра периодичны и конечны. Ядрышки составляют часть Абсолюта. Они подобны амбразурам в этой непроницаемой, чёрной крепости, навсегда сокрытой от взгляда человека или даже Дхиани. Ядра же суть исходящий из них свет вечности
Из атома (здесь ядрышка) исходит Луч свет (ядро), который и становится в итоге, через последовательную конденсацию, проявленной Вселенной
То есть, материя в теософии – это не твердые неделимые частицы – это конденсированный свет.ТД1, 37с писал(а): Именно этот СВЕТ, конденсирующийся в Формы «Владык Существования» – первые и высочайшие из которых коллективно являются ДЖИВАТМОЙ или ПРАТЬЯГАТМОЙ [которая, фигурально выражаясь, исходит от Параматмы… От них – образующиеся из постоянно уплотняющихся волн Света, становящегося на объективном плане грубой материей, – происходят в нисходящем порядке многочисленные Иерархии Творческих Сил: одни не имеющие форм, другие обладающие отличающей их формой, а третьи, самые низшие [элементалы], не имея собственных форм, облекаются в любые формы в зависимости от окружающих условий
Необходимо учесть, что это все писалось в тот период (конец ХIХ ст.) когда еще даже не возник вопрос о курпускулярно-волновом дуализме – здесь уже утверждается то, что современная наука только сейчас рассматривает в качестве гипотез – относительность понятий «энергия» и «материя».
Мы говорим, материя – это уплотненный (конденсированный) дух, а дух – разреженная материя, но в сути – они одно и тоже, отличающиеся для нас только своим проявлением ( представлением в нашем уме)
Возникает, вследствие вышесказанного, вопрос о том, что тогда означает плотность и разряженность – чем эти понятия отличаются от обычного представления?ТД1, ч.3, разд.13 писал(а): наша настоящая, видимая Вселенная есть только Стхула Шарира, грубое тело семеричного Космоса, … видимые сейчас тела являются следствием конденсации этой одной и единственной Первоначальной Материи.
Они отличаются тем, что если в обычном представлении, плотность это количественная мера - количество частиц в единице объема (пустоты), то в оккультизме, эти понятия указывают на процессы перехода с тонкого плана на плотный и обратно.
Можно сказать, что у малых сущностей – частиц материи, точно также, как и у человека, есть свой Путь и своя Нирвана. Эфирные уровни физического Плана – это уровни освобождения для таких частиц.
Соответственно, чем более продвинут человек в духовном развитии, тем более развиты частицы его тела, количество «адептов» среди них, заметно превалирует, в сравнении с заурядным человеком.
Тело продвинутого человека более «эфирно», хотя это и не заметно для нас.
В итоге, что можно заключить по данному вопросу.
В оккультизме нет такого представления, что твердые частицы материи снуют туда-сюда в пустоте. Любое качество, будь-то твердость и непроницательность, или наоборот – пустотность и проницательность – все это действие определенного качества или силы. И они очень относительны.
То, что для нас пустота (проницательность) может быть непроницательным для других сущностей и наоборот. Сущности живущие в скалах не могут перейти в воздух – он для них твердь, точно также, как скалы для нас. Это очень важный, но трудно понимаемый момент. Чем меньше человек способен мыслить абстрактно, тем меньше для него будут понятны такие конструкции, которые требуют тщательного размышления.