Теософия как путь.

Аватара пользователя
pifagor
Сообщения: 1062
Зарегистрирован: 20 май 2021, 11:22

Теософия как путь.

Сообщение pifagor »

Каждому теософу хорошо известно, что на первой же странице «Тайной доктрины» Елена Петровна Блаватская указала ключ к пониманию теософии как синтеза науки, религии и философии. На гербе Всемирного теософского общества есть еще один девиз: «Нет религии выше Истины», верность которому хранит в своем сердце каждый истинный теософ. Все это дает нам право называть теософию, вслед за ее первыми последователями, основанием религии мудрости.
Такой высокий статус, которым наделяется теософия, дает основание рассматривать ее как духовное учение, позволяющее человеку, принявшему его основы и пытающемуся глубже проникнуть в тайны Природы и самого себя, чтобы стать проводником эволюционных сил и сотрудником Божественного Плана. Потому мы и остановимся на тех факторах, которые дадут нам основание рассматривать теософию как духовный Путь.

Путь в широком смысле, или эволюционный путь, мы обычно сопоставляем с жизненным путем, судьбой.

Путь в узком понимании, что мы обычно пишем с заглавной буквы, есть сознательное восхождение под влиянием внутренних побудительных причин.

На индивидуальном уровне этот путь триедин, он включает в себя:

Осмысление мира, причин происходящего, размышления, изучение, исследование.
И в этом смысле, теософия есть определенное знание, изложенное в книгах, преподаваемое через лекции, семинары, есть учение о Вселенной, человеке, о невидимом мире и скрытых законах и потенциалах Природы.

Осмысление себя, своих качеств, возможностей, открытие и освоение своего внутреннего мира, внутреннего космоса. Познание Бога внутри себя. Воспитание в себе качеств сдержанности, контроля, самонаблюдения, самодисциплины.
Во многих трудах, письмах, наставлениях основателей ВТО есть большое количество указаний по организации повседневной жизни в соответствии с высокими идеалами, советы по проведению медитации, молитвы, практики интроспекции, по достижению внутреннего безмолвия. Это есть неотъемлемой частью жизни теософа.

Возможность реализации, потребность служения, осуществления на практике, претворение в жизнь своих представлений.
Теософское общество дает широкие возможности благотворительной деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Только на поле служения познаются скрытые стороны вещей и латентные силы в человеке.

Хочется подчеркнуть особую своевременность передачи обновленной истины. Теософия дана в точке, когда закончился первый 5000-летний цикл Кали Юги Арийской расы. Смена эпох, смена лучевых энергий. Также следует учесть и малый цикл: последние 25 лет каждого века. Учение имеет новое одеяние, соответствующее точке восприятия, уровню развития человечества.

Вот как описывает основные положения духовного Пути Е.П.Блаватская в своей статье «Духовный рост» (журнал «Теософист», 1885):

Какие бы расхождения ни обнаруживались в различных изложениях эзотерического учения, поскольку в каждую эпоху оно приобретало новое одеяние, отличное от предыдущего и по цвету, и по фактуре, все же в каждом из них мы находим полнейшее согласие по одному вопросу — о дороге к духовному развитию. Единственное незыблемое правило было обязательно для неофита всегда, как и сейчас, — полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и Упанишад до недавно опубликованного «Света на Пути», просмотрев священные книги всех рас и культов, мы находим лишь один-единственный путь — трудный, болезненный, мучительный, благодаря которому человек может обрести истинную духовную интуицию. И как же может быть иначе, если все религии и все философии являются лишь вариантами первого учения Единой Мудрости, сообщенного людям Планетарным Духом в начале цикла?

Мы всегда говорили, что истинным адептом, развитым человеком нужно стать — его нельзя сделать. Поэтому этот процесс связан с ростом через эволюцию, а это неизбежно включает определенные страдания.

Далее, идея роста включает также идею распада, внутренний человек должен постоянно прорываться через заключающую его оболочку, или оправу, и это разрывание также неизбежно сопровождается страданием, если не физическим, то умственным, интеллектуальным.

Общество создано совсем не для того, чтобы проповедовать новые легкие пути овладения «силами», а его единственная миссия — вновь зажечь факел истины, столь надолго погасший для всех, кроме очень немногих, и сохранять сию истину живою посредством создания братского союза человечества — единственной почвы, на которой может вырасти доброе семя. Теософическое Общество действительно стремится ускорить духовный рост каждого человека, находящегося под его влиянием, но методы его такие же, как и у древних риши, а принципы те же, что и у древнейшего ээотеризма; это не раздаточное устройство патентованных средств.

Учение теософии имеет системный характер, оно не ограничивается каким-то одним аспектом или ориентацией на некоторый определенный круг последователей. В этом легко убедиться любому непредвзятому исследователю.

Один из основателей ТО, доверенное лицо ЕПБ Вильям Джадж говорил, что в учении теософии есть несколько базовых положений.

1. Фундаментальное единство всего сущего.

Единство это не имеет никакого отношения к общепринятому представлению о единстве, которое мы имеем в виду, когда говорим, например, о том, что нация или армия едины или что эта планета соединена с той магнитными силовыми линиями, и т. д. Суть учения не в этом. Оно состоит в том, что всё сущее — это единое целое, а не просто собрание связанных между собой вещей. По сути, есть лишь Единое Бытиё.

2. Вторая идея, которой следует придерживаться, заключается в том, что мёртвой материи нет. Каждый мельчайший атом жив. Иначе и быть не может, поскольку каждый атом в основе своей — Абсолютное Бытиё.

3. Третья основная идея, которую следует помнить, состоит в том, что Человек — это микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом. В действительности же нет ни макрокосма, ни микрокосма, а есть лишь ЕДИНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. Великое и малое таковы лишь для ограниченного сознания.

4. Четвёртая и последняя из основных идей, которых следует держаться, выражена в Великой Аксиоме Герметизма. В действительности она суммирует и синтезирует все остальные.

«Каково внутреннее, таково и внешнее; каково великое, таково и малое; как наверху, так и внизу: есть лишь Одна Жизнь и Один Закон; то же, что выполняет его, есть Единое. Ничто не внутренне, ничто не внешне; ничто не велико, ничто не мало; ничто не высоко, ничто не низко в Божественном Устройстве.»

Что бы вы ни изучали в «Тайной Доктрине», нужно всегда соотносить её изучение с этими основными идеями.

Истинный исследователь «Тайной Доктрины» — это джняни-йог, и этот путь йоги — Истинный Путь для западного ученика. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути, и была написана «Тайная Доктрина».

Таким образом, это учение истины охватывает базовые вопросы бытия и дает как бы вертикальную составляющую настрою сознания, которое более привычно для себя оперирует обычно в горизонтальной плоскости размышления.

Вот как определял главные задачи теософии в современном мире один из президентов ВТО Н. Шри Рaм. В книге «Истинная деятельность Теософского Общества» (1970):

Говорят, что мы живем в переходную эпоху и что от Кама-Манаса, разума, движимого желанием, мы должны перейти к Буддхи-Манасу, истинно просветленному разуму, обладающему способностью непосредственного восприятия, более важной и существенной, чем просто рационально-логическое мышление.

Дар такого непосредственного восприятия, проявляется ли он на физическом плане или на глубинных уровнях, является основой для построения той или иной системы мысли. Интеллект, жонглирующий идеями, должен быть так просветлен и насыщен такой чистотой, чтобы он смог стать инструментом чистого Познающего, а не оставаться просто грубым интеллектом, оперирующим цепочками фактов. Он должен познавать качество вещи, а не просто иметь дело с сопоставлением количеств и чисел. Иногда по этому поводу приводят цитату из писем Махатм: «Волну интеллектуального развития необходимо взять под контроль и направить в русло духовности». Как же направить в русло духовности интеллект догматический, безразличный к вопросам морали, лишенный дара эстетического восприятия, холодный и жесткий? Прежде всего, его необходимо «расплавить», преобразить и превратить в гибкий и восприимчивый инструмент, способный проникнуть в глубинную сущность вещей. Только тогда разум становится продолжением Духа, который принадлежит истинной природе человека — природе любви, открытости и восприимчивости, неэгоистичной и не стремящейся к обладанию. Разум обладающий такой природой, светел и проницателен. Стоит этой природе проявить себя — и жизнь человека становится удивительно прекрасной; в прошлое уходят все ссоры, раздражение и негодование. Тогда каждый человек будет видеть в других своих братьев по истине. Только так можно войти в новый мир, в новую эпоху.


Это задача построения Антахкараны, радужного моста, соединяющего нашу низшую природу с нашим высшим Я. Эту задачу предназначено осуществить каждому человеческому существу в ходе своего земного путешествия. Эту же задачу должно осуществить и человечество в целом. Для помощи этому процессу, как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне, людям в период третьего тысячелетия даны были ориентиры, теософское учение.

Все 134 года своей деятельности ВТО есть тем пространством, тем полем опыта, которое базируется на индивидуальных наставлениях тем стремящимся, которые вступили на этот Путь. Классическим напутствием, уходящим своими корнями в глубь веков, являются Золотые Ступени, вехи путнику для успешного восхождения и сверки правильности своего курса.

ЗОЛОТЫЕ СТУПЕНИ

Праведная жизнь,
Открытое сознание,
Чистое сердце,
Пытливый ум,
Незамутнённое духовное восприятие,
Братское чувство ко всем,
Готовность дать и принять совет и наставление,
Верность долгу перед Учителем,
Добровольное следование заветам Истины,
если мы вверились ей и считаем, что Учитель ею обладает;
Мужественная выдержка при встрече с личной несправедливостью,
Смелое провозглашение принципов,
Доблестная защита ближнего от несправедливых нападок,
Взор, постоянно устремлённый на идеал человеческого прогресса и совершенствования, который даёт тайная наука —

Таковы золотые ступени лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости. При внимательном прочтении можно разглядеть в этих указаниях напутствия для овладения проявлениями своей личности, для организации своей душевной природы, а также для формирования верных духовных устремлений.

Много подробных советов вступившим на Путь мы находим в книгах Ч.В.Ледбитера. Так, например, в книге «Учителя и путь» он так описывает начальный, подготовительный к ученичеству этап:

Совершенное физическое здоровье.
Абсолютная умственная и физическая чистота.
Бескорыстие намерений, всеобъемлющее милосердие, сострадание ко всем живым существам.
Правдивость и непоколебимая уверенность в законе кармы, независимом от вторжения любой силы природы — том законе, выполнение которого не остановить никаким средством, и который нельзя умилостивить ни молитвами, ни внешними церемониями.
Бесстрашие в любой ситуации, даже при угрозе жизни.
Интуитивное восприятие, проводник проявленного Авалокитешвары или божественной атмы (духа).
Спокойное бесстрастие, и в то же время справедливая оценка по отношению ко всему, что составляет предметный и преходящий мир, включая его соотношение с областями невидимыми.
В этой же книге автор останавливается на распространённых препятствия и помехах, мешающих людям успешно продвигаться к намеченной цели:

Очень часто люди говорят или пишут нашему президенту или мне: «Почему Учитель не использует меня? Я так серьезно настроен, так предан ему, я так хочу, чтобы меня использовали. Я хочу, чтобы он взял и учил меня. Почему он не делает этого?»

Может быть много причин, почему он не делает этого. Иногда у просящего есть какой-нибудь значительный недостаток, который сам по себе служит основанием. Нередко, и я говорю об этом с сожалением, таким недостатком является гордость. Самомнение человека может быть так велико, что он не поддаётся обучению, хотя сам он думает иначе. Очень часто в нашей современной цивилизации таким недостатком является раздражительность. У хорошего и достойного человека нервы могут быть так издерганы, что невозможно привлечь его к более близкому и постоянному соприкосновению с Учителем. Иногда помехой служит любопытство. Вероятно, некоторые из вас будут удивлены, но любопытство к делам других — серьезный недостаток, а в особенности — к их оккультной ступени или развитию. Совершенно невозможно, чтобы Учитель приблизил к себе человека с подобным недостатком.

Ещё одно распространённое препятствие — обидчивость.

Эгоцентризм — это лишь ещё одна форма гордости, и в наше время он очень распространен. Личность, которую мы выстраивали в течение многих лет, окрепла и стала самоутверждающейся, и одна из труднейших задач — переменить это отношение на обратное и заставить её приучиться смотреть на вещи с точки зрения других людей. Тот, кто хочет подойти к Учителю, несомненно должен выйти из центра своего круга, как объяснено это в книге «Внутренняя жизнь».

Однако, иногда бывает, что желающие подойти не имеют никаких особенных недостатков, и глядя на на них, можно сказать одно: «Я не вижу никакой определенной причины, никакого недостатка, который служил бы препятствием, но вам надо немного подрасти во всех отношениях». Неприятно говорить людям такие вещи, но это факт. Они ещё недостаточно велики и должны подрасти, прежде чем станут годны.

Ещё одна вещь, которая часто не даёт людям прийти в соприкосновение с Учителями — это недостаток воли и уверенности.

Те, кто уже приобрел некоторый опыт в следовании по духовному Пути, свидетельствуют о глубоких и существенных переменах, которые происходят медленно и незаметно, но отражаются на всех аспектах нашей жизни, на нашем мировосприятии, способе взаимодействия, качествах самовыражения. Радикальные изменения происходят под влиянием движения по Пути. Смысл того алхимического процесса, который происходит в душе человека и отражается на всех проявлениях его, теософы определяют как ВНУТРЕННЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Вот как характеризует этот процесс бывший президент ВТО, г-жа Рада Бернье:

Я не могу подыскать другого понятия, которое лучше бы выражало цель Теософского Общества, чем «духовное возрождение человечества» — внутренняя революция, очищающая разум. Если не осознавать этого, то попытки реализации цели Общества могут стать лишь источником заблуждений и завести в тупик. С сожалением приходится отмечать, что в Обществе слишком много лож и групп членов, чье понимание работы Общества свидетельствует об утрате направления. Лишь то имеет отношение к Теософии, что связано с движением от теперешних ограничений и заблуждений разума к мудрости, следствием которой только и может быть правильное поведение. Поглощенность же второстепенными задачами, к примеру, изучение способов улучшения физического здоровья, исследование психических феноменов и т. д., не помогают человечеству обрести более мудрый образ жизни, хотя и имеют свою сферу применения.

Хочется завершить это повествование о Пути строками, вышедшими из-под пера ЕПБ. Эту запись обнаружили в ящике письменного стола после её ухода, 8 мая 1891 года:

Есть путь крутой и тернистый, полный всевозможных опасностей, — но всё же путь; и ведёт он к Сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти Тех, кто покажет вам тайный ход, ведущий только вовнутрь... Того, кто неустанно пробивается вперёд, ждет награда несказуемая: сила даровать человечеству благословение и спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут другие жизни, в которых может прийти успех.

Е. П. Б.

http://theosophy.in.ua/publikatsiji/sta ... ya-kak-put

Вернуться в «Психология»