Выяснив, что сразу за порогом жизни человека есть "место" разделения, где лучшая часть отделяется от низших, животных элементов, мы должны рассмотреть, в каком состоянии после смерти находится наше истинное существо, тот бессмертный, который путешествует из жизни в жизнь.
Освободившись от физического тела, человек идёт в камалоку, чистилище.
Там, снова путём борьбы, он освобождается от своих низших скандх.
Этот период рождения в новое состояние закончен, и высшие принципы, атма-буддхи-манас начинают "думать" по-другому, чем при жизни, в присутствии физического тела и мозга.
На языке Санскрит это состояние называется дэвачан.
Буквально оно означает "место богов", место, где душа наслаждается полным счастьем.
У богов нет тела, и подобно им, истинный человек лишён смертного тела в дэвачане.
В древних книгах сказано, что это состояние продолжается "неисчислимое количество лет", или "длится пропорционально тому, сколько заслужено индивидуумом".
И когда ментальные силы, специфические для этого состояния, израсходованы, сущность снова испытывает влечение к рождению в мире смертных.
Таким образом, дэвачан – это промежуток между рождениями в этом мире.
Закон Кармы, который заставляет нас всех вступать в этот мир, действует беспрестанно и сфера его воздействия неограниченна, включая тех, кто находится в состоянии дэвачана.
Именно благодаря воздействию этого закона мы покидаем дэвачан, чтобы родиться вновь.
Оно похоже на непрерывно действующее и неизменное атмосферное давление, которое давит или разрушает все, что находится под его воздействием, если нет компенсирующего давления соответствующей силы.
Карма существа – это атмосферное давление, и она постоянно заставляет его менять одно состояние сознания на другое.
Компенсирующее давление – это мысли и стремления существа в течение жизни, которые, пока они есть, удерживают его в дэвачане.
Когда же они израсходованы, нет больше силы, способной остановить исполнение нами созданной для себя судьбы.
Неизбежность этого посмертного состояния вытекает из необходимости эволюционного развития разума и души.
Сама природа Манаса требует перехода в дэвачан сразу же после того, как тело отделилось, поскольку ослабляются узы, налагаемые на разум физической и астральной оболочками.
Во время жизни мы только частично можем реализовать наши постоянно возникающие мысли.
Еще меньше мы можем расходовать психические энергии, вызываемые каждодневными стремлениями и мечтами.
Порожденная таким путем энергия не теряется и не исчезает, а сохраняется в Манасе, но физическое тело, мозг и астральное тело не позволяют этой энергии реализоваться в полной мере.
Следовательно, она сохраняется до смерти, и когда та наступает, эта энергия вырывается из ослабевших материальных связей, мгновенно расширяя возможности Манаса в использовании и развитии мыслительных сил жизни.
Причиной, по которой человек не может избежать дэвачана, является незнание им его собственных сил и способностей.
Незнание приводит к иллюзии, и, поскольку Манас не свободен, его собственная энергия, влечет его в дэвачан.
Но, хотя Эго попадает в дэвачан по причине ментальной иллюзии, весь процесс пребывания в нем служит для восстановления и отдыха, и оказывает на готовящееся к возрождению Эго благотворное влияние.
Если бы обычный человек сразу же в другом теле вернулся в ту же цивилизацию, которую он только что оставил, его душа была бы обессилена и лишена необходимой возможности для развития высшей части своей природы.
Итак, Эго, лишенное смертного тела и камы, находясь в дэвачане, надевает на себя одежду, которую нельзя назвать телом, но можно назвать инструментом или средством, и в нем оно функционирует в дэвачане на плане разума и души.
И так же, как наш мир реален для нас, мир дэвачана реален для того, кто там находится.
Но теперь ему предоставлена возможность создать для себя свой мир, свободный от трудностей физической жизни.
Это состояние можно сравнить с тем, которое испытывает поэт, полностью погруженный в экстаз стихосложения, или художник, поглощенный композицией или сочетанием красок и совершенно забывший о проходящем времени и о существующем вокруг него мире. Каждый момент нашей жизни мы порождаем причины.
Существуют только две активные сферы, где ответная реакция может проявиться в действии: объективная – так называется мир, в котором мы живем, и субъективная, которая есть и в нашем мире и там, где мы пребываем после смерти.
Объективная сфера связана с жизнью на земле, с наиболее материальной частью конституции человека, с действиями его физического тела, с его мозговыми функциями, а также, иногда, с его астральным телом.
К субъективной сфере относится все, что имеет отношение к его высшей и духовной части.
В объективной сфере психические импульсы, высокие склонности и стремления души не изживают себя.
Следовательно, они и являются основой, причиной, субстратом и опорой для состояния дэвачана.
Сколько же времени, исчисляемого годами нашей смертной жизни, человек проводит в дэвачане?
Вопрос здесь идет только о том, что земной человек называет временем, и, конечно, не затрагивает реальный смысл времени, как такового.
Речь идет о величине, которая является фактом устройства, существующего в этой солнечной системе, первенстве, последовательности и продолжительности моментов.
Приведенная здесь величина выражается в единицах времени принятых на нашей планете и не соответствует величине, принятой, например, на планете Меркурий, и, конечно, время, которое ощущает наша душа, совсем другое.
Что касается последнего, то любой человек может наблюдать, что по прошествии многих лет, у него нет истинного представления о прошедшем времени.
Он способен только выбрать некоторые случаи, которые могли бы служить ему вехами в представлении о течении времени.
Подобно этому, события или времена, слишком неприятные или счастливые, ощущаются для него как случившиеся только вчера.
Точно также время ощущается и для тех, кто в дэвачане.
Время для них не существует.
Душа, наслаждаясь происходящим, не реагирует на проходящее время; она импровизирует события.
А в это время земля движется по солнечной орбите, отмечая проходящие годы для тех из нас, кто живет на ней.
В этом нет ничего странного для нас, если вспомнить как в некоторых жизненных ситуациях события, картины, мысли, споры, а также испытанные чувства, включая мелкие детали, пробегают перед нами за одно мгновение. Или – это хорошо знают те, кто тонул, – события всей жизни в один момент промелькнули перед их мысленным взором.
Но, как уже сказано, Эго остается в дэвачане на время точно пропорциональное психическим импульсам, которые оно создало в течение жизни.
Никто из обычных людей не может участвовать в дискуссии о математике души.
Только Учитель Мудрости может сказать, какое время средний человек нашего века проведет на каждом плане сознания.
Следовательно, мы должны полагаться на среднюю величину, которую называют Мудрецы, на основании сделанных ими вычислений.
Мистер А.П. Синнетт хорошо изложил эти сведения в "Эзотерическом Буддизме", говоря, что период пребывания в дэвачане в общем составляет пятнадцать сотен лет.
Но для того, чтобы избежать ложных толкований, те, кто дали ему эти сведения, писали позднее, что это средняя величина, и ее нельзя считать неизменной.
И это воистину так, потому что в жизни люди отличаются друг от друга интенсивностью своего мышления.
Так должно быть и в дэвачане, где мысль более интенсивна, но всегда зависит от того, кто мыслит.
Вот, что сказал об этом Учитель Мудрости:
"Дэвакханический сон длится до тех пор, пока карма не удовлетворит себя в этом направлении. В дэвачане происходит постепенное расходование психической силы. Длительность пребывания в дэвачане пропорциональна неиспользованным психическим импульсам, накопленным в жизни на земле. Сила Танха вскоре вернет на землю тех, чьи действия носили преимущественно материальный характер". Танха – это желание жизни. Следовательно, тот, чья жизнь была бедна психическими импульсами, как правило, будет обладать слабой силой, способной удержать в дэвачане его высшие принципы. Все, что у него есть, это те импульсы, которые возникли в нем в детстве, до того времени, когда его мысли приобрели более материалистический характер. Жажда жизни, свойственная всем существам, выражаемая словом танха, – это притягивающая или магнитная сила, размещённая в скандхах. В случае, подобном этому, обычная формула не подходит для подсчета, поскольку конечный эффект будет зависеть от баланса сил, а это результат действия и противодействия. Израсходовав неистраченные психические силы, оставшиеся в нем с детства, материалист такого рода может возвратиться из дэвачана на землю в другом теле уже через месяц, Но так как каждый индивидуум отличается своими особенностями, интенсивностью и количеством мыслей и психических импульсов, то состояние и время пребывания в дэвачане для всех будет разное. Состояние дэвачана у тех, чье мышление безнадежно материалистично по своему характеру, будет притупленным или как во сне, потому что в них нет сил, соответствующих этому плану сознания, а те, что есть – очень слабые. Можно прямо сказать, что для них не существует посмертного состояния, если иметь в виду разум. Некоторое время они пребывают в оцепенении, а затем опять живут на земле. Знание о том, каково среднее пребывание в дэвачане важно, потому что дает нам представление о длительности очень важного человеческого цикла, цикла перевоплощения. На основании этого цикла определяется развитие и возрождение наций, определяются моменты, когда следует ожидать повторения прошлого.
Окраска и тип жизни в дэвачане во многом зависит от серии самых сильных и глубоко запечатлевшихся перед смертью мыслей. Самые последние моменты могут окрасить всё последующее. Концентрируя их, сплетая из них целую серию событий и опытов, расширяя их до максимума, душа и разум достигают всего, что было невозможно при жизни. Таким образом, расширяя границы сознания и сплетая узоры из мыслей, сущность переживает свою молодость, расцвет и старение. Интенсивное использование накопленных психических сил приводит к их полному расходу. Если человек вел бесцветную жизнь, его дэвачан будет бесцветным. Если духовная жизнь была богатой, то дэвачан будет разнообразным и содержательным. Существование в дэвачане – это не сон, подобный жизненным снам, разве что в условном смысле, потому что это следующая ступень существования истинного человека, и когда мы там, жизнь на земле кажется нам сном. В этом существовании нет монотонности. Мы соизмеряем всевозможные состояния нашей жизни и опыта, чаще всего, с тем, что знаем по опыту земной жизни, воображая ее реальной. Но жизнь души бесконечна и не может быть остановлена ни на мгновение. Смерть физического тела – это ни что иное, как переход души в другое место или состояние. Но поскольку бесплотная одежда души служит ей намного дольше, чем та, что мы носим здесь, духовные, моральные и психические причины требуют больше времени для расходования в этом состоянии, чем на земле. Если бы молекулы, из которых сформировано физическое тело, не подчинялись основным химическим законам, которые управляют физическим глобусом земли, тогда бы мы могли жить в нашем теле также долго, как живем в дэвачане. Но тогда душа, вынужденная преодолевать бесконечное напряжение и страдания, не смогла бы выдержать их. Удовольствия превратились бы в боль, а пресыщение в безумие. Поэтому неизменно добрая природа ведет нас в небеса для отдыха, для расцвета всего, что есть в нас лучшего и высокого.
Итак, нельзя считать, что дэвачан не имеет смысла и бесполезен. "В нем мы отдыхаем; в нем расцветает та часть нашей души, которая не способна расцвести в расхолаживающих небесах земной жизни. Она возвращается к новой земной жизни более сильной, и более близкой к нашей истинной природе, чем раньше. Почему мы должны сетовать на то, что Природа по доброте своей помогает нам в бесконечной борьбе, зачем разуму заниматься нынешней жалкой персоной, ее доброй или злой судьбой?"*
(Письмо от Махатмы К. Х. Журнал "Путь")
Иногда спрашивают, а как же те, кого мы оставили на земле?
Можем ли мы, находясь в дэвачане, видеть их?
Фактически мы не видим их, но мы создаем для себя их образы во всей полноте их жизненной объективности, но лишенные всего того, что мы считали их недостатками.
Мы живем с ними и видим, как они становятся замечательными и достойными, вместо того, чтобы быть злыми или плохими.
Мать, у которой остался на земле сын-пьяница, в дэвачане видит его трезвым, хорошим человеком, и аналогично во всех подобных случаях.
Родители, ребенок, муж и жена находят своих любимых замечательными, мудрыми людьми.
Это необходимо для блага души. Мы можем называть это иллюзией, если хотим, но, как это часто случается в жизни, иллюзия нужна для счастья. И разум, создающий иллюзию, не обманывает. Если ортодоксальная вера позволила вам сохранить хоть какие-то остатки разума или памяти, то, конечно, идея рая, построенного по соседству с адом, где ваши заблудшие друзья и родственники переживают бессрочные пытки, не выдержит сравнения с доктриной дэвачана.
Но сущности в дэвачане не совсем бессильны помочь тем, кто остался на земле.
Истинная, чистая и глубокая любовь – это создатель жизни, и она иногда заставляет счастливое дэвакханическое Эго помогать живущим на земле, не только в моральных, но и в материальных обстоятельствах.
Это возможно согласно оккультному закону, объяснять который сейчас бесполезно, но Е.П. Блаватская объяснила этот факт раньше, не привлекая к нему слишком большого внимания.
Последний, требующий рассмотрения вопрос – можем ли мы встретить тех, кто в дэвачане, или могут ли они встретить нас здесь. Мы не можем встретить их или влиять на них, если мы не Адепты. Заявления медиумов о встречах с духами мертвых не имеют под собой основания, и еще меньше достойны доверия их заявления о способности помочь тем, кто в дэвачане. Махатма, достигший всех возможных пределов своих способностей и свободный от иллюзий, может достичь состояния дэвачана и вступить в контакт с находящимися в нем Эго. Такова одна из их функций. И это единственная школа Апостолов, которая существует после смерти. В дэвачане они сотрудничают с определенными сущностями с целью освободить их от этого состояния и возвратить на землю для работы на пользу человечества. Там они имеют дело с Эго, великими и глубокими по своей природе, чьей мудрости оказалось недостаточно для преодоления естественных иллюзий дэвачана. Иногда, сверхчувствительный и чистый медиум тоже попадает в дэвачан и устанавливает связь с находящимися там Эго. Но это случается очень редко, и, конечно, не имеет места в среде обычных медиумов, работающих за деньги. Но душа никогда не спускается к медиуму. И пропасть между сознанием в дэвачане и тем, что на земле настолько огромна, что по возвращению из него медиум редко может вспомнить, что он слышал там и кого встретил. Эта пропасть аналогична той, что отделяет дэвачан от нового рождения, это тот перерыв с сознании, когда полностью стирается вся память о предшествующем.
Дэвачаном заканчивается определенный период активности сил души. Магнитные связи, соединяющие силы души с землей начинают набирать силу. Истинное Эго пробуждается от сна, быстро переносится в новое тело и затем, перед самым рождением, в одно мгновение оно осознает, что привело его в дэвачан и причины обратного возвращения в только что начинающуюся жизнь. Зная результат своей прошедшей жизни, оно понимает полную справедливость закона, и, не возражая, принимает крест жизни. Так еще одна душа опять возвращается на землю.
Джадж "Океан Теософии", Глава 13.