dusik_ie писал(а): ↑11 мар 2023, 18:40
mvs писал(а): ↑10 мар 2023, 12:36
dusik_ie писал(а): ↑08 мар 2023, 15:14
Обскурация - это планетарная пралайя, без растворения. Как в наше время на Марсе и Меркурии - то, что у них общее, и указывает (косвенно) именно на обскурацию - это крайне разреженная атмосфера.
Никаких физических факторов, которые можно было бы привязать к причинам, почему у Марса такая дохленькая атмосфера нет.
... касательно "обскурации" вкладываемый Вами смысл вообще не понятен - это толковалось как "затемнение" (как и пишет Эдвард) и как начальный или заключительный этап фазы активности (как Вы пишете про "сумерки").
То есть, мое объяснение – планетарная пралайя – это не понятно, а Ваше «затемнение» - в самый раз. Отлично, только не понятно тогда, зачем сандхью называть обскурацией, а обскурацией сандхьей – это так запутать, чтобы резко стало ясно, или что?
Вообще-то я не стал бы обскурацию называть сандхьей. Насколько я понимаю, обскурация - это
неудачное европейское название для санскритского термина "Пралайя".
То, что Сандхья - переходный период, который в Тайной Доктрине и в других трудах ЕПБ называет "сумерки", это не значит, что это тоже самое, что и обскурация (obscuration) - затемнение или помрачение. Это разные слова, имеющие разный смысл.
Все что я сказал это:
В одной Планетной цепи (Кальпе) семь Кругов = 14 Манвантар.
В одном Круге две Манвантары, Коренного Ману и Ману Семени, соответствующие активным и пассивным фазам - бодрствования и сна.
В Письмах Махатм это названо Сферами причин и следствий. Хотя очевидно, что авторы Писем Махатм сами путались в определениях и далеко не всегда были адекватны в интерпретациях. Так что у них получалось порой (как это например изложено в Письме 15. К.Х.- Синнетту от 8 июля 1881г.) так, что миры причин и следствий больше напоминали в изложении Махатм планы бытия или некие Локи. Поэтому совершенно логично Синнетт задает вопрос (см. Письмо 32. М- Синнетту. Космологические заметки Январь 1882г.):
" - Расположены ли миры следствий в промежутках между мирами деятельности в серии нисхождения?"
На что автор Письма отвечает:
Миры следствий не Локи или местонахождения. Они – есть тень мира причин, их души и миры имеют, подобно людям, свои семь принципов, которые развиваются и растут одновременно с телом.
и далее:
Подобно этому – образование миров и великий нисходящий и восходящий «цикл необходимости». Все это – есть Единый Закон. Человек имеет семь принципов, зачатки которых он приносит с собою при нарождении. Подобно имеет их планета или мир. От первой до последней каждая сфера имеет свой мир следствий, прохождение через который предоставит место конечного отдыха каждому из человеческих принципов, за исключением седьмого.
Похоже, автор еще сам "плавает" в правильных формулировках. Да и в самом деле, не так просто временнЫе фазы сна и субъективное переживание во сне событий активной фазы бодрствования связать с течением времени. И тем не менее автор уже упоминает "великий нисходящий и восходящий "цикл необходимости". А значит все же он говоря о сферах и мирах причин и следствий ведет речь о последовательности фаз данного цикла.
А вот в Тайной Доктрине ЕПБ уже свободно упоминает периоды Ману:
Так же, как каждый планетный Круг начинается с появлением Коренного Ману (Дхиан-Коган) и заканчивается Ману-Семени, так Коренной Ману и Ману-Семени появляются соответственно при начале и завершении человеческого периода на какой-либо планете [Сфере]
Текущая седьмая Манвантара - называется Манвантара Вайвасвату. Коренной Ману Вайвасвата порождает Ману Семени, именуемому Саварн
и (В ТД неправильно назван "Саварн
а"). И соответственно далее, за активной седьмой - причинной или коренной фазой, следует восьмая фаза нашей Кальпы - Манвантара Саварни. Она и станет периодом субъективных переживаний в Сфере следствий, нашего мира Причин.
Далее, с пробуждением следующего Круга последует девятая активная фаза - Манвантара Дакши-Савараны. И т.д. Периоды Санкхья - лишь соединяют эти фазы, как сумерки. Если приравнять к человеку, то это периоды пробуждения от сна и засыпания. Кстати заметьте, что Сандхья рассвета и заката - отличны друг от друга по состояниям.
Авторы Писем Махатм, размышляя по теме миров причин и следствий в переписке с Синнеттом (Письмо 65. К.Х. - Синнетту. Ответы на вопросы. 9 июля 1882 г.), постепенно развивает мысль и наконец заявляет, что
Существует семь объективных и семь субъективных планет (мне только что первый раз разрешили выдать вам правильное число) – миры причин и следствий.
Надо же какое счастье! Только что разрешили сказать? А ничего что в индийских священных книгах это было веками назад написано? Вместе с тем стоит отдать должное Синнету, так как он уловив мысль об объективных мирах причин и субъективных мирах следствий в своем вопросе, вполне разумно рассуждает:
...и когда это завершено, переходит на следующую планету и поступает подобным же образом (я умышленно не говорю о мирах следствий, где она принимает на себя развитие результата того, что она прошла в последнем мире, и необходимые приготовления к следующему) и т.д.
То есть он вполне уяснил мысль, что пребывание в мире следствий - это период субъективных переживаний и усвоения "пройденного материала" и навыков активной фазы бытия.
Далее в переписке К.Х. вполне логично (Письмо 106. К.Х. - Синнетту. Заметки по Дэва-Чану. 2 февраля 1883 г.) упоминает Дэва-Чан, поскольку именно это состояние более всего соответствует субъективным переживаниям прошедшего периода активности.
Моральные и духовные действия находят свою сферу следствий в Дэва-Чане
Манвантара Семени включает в себя состояние Дева-чана, но не ограничивается им, так как в ней есть весь спектр или шкала всевозможных субъективных состояний. И если Дева-Чан соответствует высшим переживаниям, то низший мир следствий несет в себе искаженные и извращенные субъективные переживания.
В заключении поста об аналогиях Миров Причин и Следствий в сравнении с Манватарами Коренных и Семенных Ману из Писем Махатм:
Подобно четкам, составленным из чередующихся черных и белых бус, так же и эта цепь миров составлена из миров причин и миров следствий, последние – непосредственный результат, произведенный первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера причин (а наша Земля есть одна из них) не только не соприкасается с ближайшим своим соседом – высшей сферой причинности – и окружена ею, но в действительности отделена от нее непроницаемой (в духовном смысле) атмосферой следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой. Ибо одна активная, другая пассивная – мир причин позитивен, мир следствий негативен. ...
Всякое движение полярно. ... Промежуточные сферы, лишь отброшенные тени миров причин, регулируются последними. Они являются большими остановками, станциями, на которых пребывают и созревают новые, самосознающие эго, саморожденное потомство старых и развоплощенных эго нашей планеты.
Вам бы, Александр Дущенко, не фыркать в мой адрес, но благодарность испытывать за то, что иногда нахожу время и немного просвещаю, и даю пищу для размышлений на размышление то, что было упущено Вами в самостоятельном изучении теософского наследия.