Смысл статьи (а не цитат Ходжсона) как раз в том, что нет такой школы. А значит, нет и пресловутых "доктрин", подлежавших бы изучению. Если память не подводит, то даже предположительно идентифицирован источник этих "доктрин" - пандит воспользовался "Буддхачаритой". Просто он не заканчивал буддийской "семинарии", поэтому ошибочно записал в буддийские те учения, которые, согласно этого же источника, самого Будду не устроили. У нас таких "пандитов" - вся наша "тусовка"; кто-то побольше, кто-то поменьше.
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
-
- Администратор
- Сообщения: 4330
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Администратор
- Сообщения: 5487
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Мало ли в чём смысл статьи, если в ней используются цитаты самого Ходжсона, который говорит о том, что доктрины есть и они были им описаны. И школы, придерживающиеся этих доктрин, есть, но называются они иначе. И причём здесь Буддхачарита, если это поэма о жизни Будды, а не шастра? Повторю цитату Ходжсона:
Кто и почему решил, что Буддхачарита имеет какое-то существенное значение в описании информатором Ходжсона буддийских школ и доктрин?кшатрий писал(а): ↑15 окт 2022, 03:31 Мой буддийский пандит присвоил эти названия [школ] компилляции из своих Шастр и всегда использовал их в своих беседах со мной. Поэтому я ошибочно предположил, что они взяты из Шастр и предпочтительнее чем из Мадьямики, и др., которые он не использовал, и которые, хотя и именовались в Писаниях, были заменены на те, которые здесь использовались по его компетентности, как менее специфические. Делая эти извлечения, нам следовало достичь основных доктрин, и в этом, я думаю, мы преуспели (цит. по: 23).
"Предположительно" можно предположить что угодно. Может и нет "непалийских свабхавиков", но есть, например, "непалийские вайбхашики"(сарвастивадины), опирающиеся на Абхидхарму.
:
Свабхава-вада подробно разрабатывалась в текстах классических школ буддизма – тхеравады и сарвастивады.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%B4%D0%B0
-
- Администратор
- Сообщения: 4330
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Это было очень сильно, даже возразить нечего.
Ну, если Ходжсону можно было решить что он-де добился полного преспеяния в задуманном, то почему другим должно быть запрещено решать и их точка зрения должна быть отвергаема?
И вообще - я не предполагал никакой дискуссии вовсе. Просто эту точку зрения (которую Турист "подобрал" у Вас и назвал аргументом) я выдвигал ранее Эдварду. Но из-за его реакции и поскольку он дал ссылку на статью, а также по причине моего неуёмного любопытства разобраться и поставить для себя точку в вопросе с неуловимыми "непалийскими свабхавиками", я решил потратить время на статью. После чего пришлось признать таковую (точку зрения) несостоятельной. И я объяснил Туристу почему. Мне это было просто, потому что я т.с. "через это прошёл". Чего и Вам желаю поскорее.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 2378
- Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Если для вас спирит является выше чем адепт, тогда извиняйте, разговаривать не вижу смысла.homo писал(а): ↑13 окт 2022, 13:02В том посте на который вы ответили видимо не читая, говорилось о более чем широко известном случае с американским спиритом Киддлом, уровень которого (Вы уж извините) оказался выше КХ, судя по тому, что тот позаимствовал у Киддла его текст, для своей "воточной мудрости" изложенной в письмах АП Синнету, которые он имел неосторожность опубликовать...
Единственно что скажу, что за всё время как встречаю вас на форуме вы ни капли не изменились со своим придирками и теми же самыми цитатами, которые уже можно выучить наизусть, так и не поняв что это по большому не имеет никакого отношения ни к ТО, ни к ЕПБ, ни к теософии, а так чужая переписка, выставленная не адресатом, но вас не попускает,это настолько глупо для меня что дальше уже нет смысла.
-
- Сообщения: 3845
- Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Не для меня простите, но для "КХ", в письме Синнету которого был использован фрагмент текста спирита Киддла.
А мне лично было бы интересно знать, какие имеются фактические подтверждения существования "махатм Блаватской" (кроме заявлений самой Блаватской и небольшой горстки заинтересованных лиц из ТО), и почему "учение махатм", составленное и изданное по материалам "писем", не имеет никакой популярности у русскоязычных теософов.
-
- Администратор
- Сообщения: 4330
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
А Вы не участвовали никогда в форуме ВЧ? Там эту подноготную как-то поднимали, сам ВЧ и поднимал. Несколько в ином ключе, правда.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 71
- Зарегистрирован: 02 май 2021, 13:17
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Предлагаю теософской публике ознакомиться с переводом статьи современного авторитетного исследователя эзотеризма В. Ханеграафа "Теософское воображение". Его исследование ставит много больших точек над i относительно полной иррелевантности культа махатм, мифов об источнике знания ЕПБ (а заодно и о происхождении текстов АЙ - при вдумчивом чтении). В самом деле, возможности человека в получении Знания безграничны и целиком зависят лишь от его осознанных усилий и способностей. Лишь инфантильное, детское сознание ищет патерналистского руководства и покровительства где-то вовне, зрелое сознание обретает Знание собственными усилиями, без посредников, и именно на этом пути встречается с подлинным Высшим. https://disk.yandex.ru/d/Yu48gCajIvrZsg
-
- Сообщения: 360
- Зарегистрирован: 24 апр 2021, 21:40
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
«[Блаватская] пристрастилась к гашишу. Несколько раз она пыталась склонить меня испробовать эффект [гашиша] на себе. Она говорила, что курила опиум, испытала его видения и грезы, но что блаженство от гашиша, по сравнению с опиумом, это рай по сравнению с адом. Она говорила, что не нашла ничего, что сравнилось бы со способностью гашиша возбуждать и стимулировать воображение».Seer писал(а): ↑20 окт 2022, 19:27 Предлагаю теософской публике ознакомиться с переводом статьи современного авторитетного исследователя эзотеризма В. Ханеграафа "Теософское воображение". Его исследование ставит много больших точек над i относительно полной иррелевантности культа махатм, мифов об источнике знания ЕПБ (а заодно и о происхождении текстов АЙ - при вдумчивом чтении).
Даже обычный табак, по-видимому, был для Блаватской мощным стимулятором, согласно сообщению Альберта Роусона, спутника Блаватской в Каире. «Мои самые драгоценные мысли приходят ко мне, когда я курю, – сказала она ему. – Мой ум тогда спокоен, и я чувствую, как поднимаюсь над землей, закрываю глаза и плыву в воздухе, дальше и дальше, куда бы ни пожелала».
Без сомнения, здесь слышится нечто очень похожее на описание Блаватской в письме к сестре Вере своих путешествий по истории на крыльях воображения. Что касается гашиша, в частности, Роусон сообщает также о своей весьма знаменательной беседе с Блаватской:
[Блаватская:] «Гашиш умножает жизнь в человеке в тысячу раз. Мои опыты под гашишем настолько же реальны, как события настоящей жизни. Да! У меня есть этому объяснение. Это воспоминание моих прошлых существований, моих предыдущих инкарнаций. Это удивительное снадобье, оно открывает для нас глубочайшие таинства».
-
- Сообщения: 2378
- Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Нет никого " Учения от Махатм в чужой переписке" - вы упорно этого не можете понять и обвиняете в этом всех вокруг.
Синнетт не издавал письма, а значит и подвоха он не предвидел.
Насколько надо быть крайне бестолковым, чтобы обвинять в подобной ереси авторов ТД, тут уже гашиш приплели, всё этого говорит просто о уровне интересующихся и не более..
-
- Сообщения: 3845
- Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Похоже вы совсем не в теме:
По материалам "писем" АП Синнет опубликовал 2 книги: "Оккультный Мир" и "Эзотерический Буддизм".КУТ ХУМИ ЛАЛ СИНГХУ, чье доброе дружеское расположение дает автору этой книги право притязать на внимание европейской общественности; человеку, чье согласие автор испросил и получил, с любовью посвящается эта небольшая книжка. А. П. Синнетт
1881 http://www.theosophy.ru/lib/okk-mir.htm
Атор ТД ЕП Блаватская, если и этого ещё не знали
-
- Сообщения: 992
- Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Администраторы должны срочно удалить это! Или наложить на это печать своей тупой цензуры. Так как вскрывается, что основатель Теософского общества был не прочь употребления наркотиков и более того восхищался их воздействием на психику.erisity писал(а): ↑20 окт 2022, 23:34«[Блаватская] пристрастилась к гашишу. Несколько раз она пыталась склонить меня испробовать эффект [гашиша] на себе. Она говорила, что курила опиум, испытала его видения и грезы, но что блаженство от гашиша, по сравнению с опиумом, это рай по сравнению с адом. Она говорила, что не нашла ничего, что сравнилось бы со способностью гашиша возбуждать и стимулировать воображение».Seer писал(а): ↑20 окт 2022, 19:27 Предлагаю теософской публике ознакомиться с переводом статьи современного авторитетного исследователя эзотеризма В. Ханеграафа "Теософское воображение". Его исследование ставит много больших точек над i относительно полной иррелевантности культа махатм, мифов об источнике знания ЕПБ (а заодно и о происхождении текстов АЙ - при вдумчивом чтении).
Даже обычный табак, по-видимому, был для Блаватской мощным стимулятором, согласно сообщению Альберта Роусона, спутника Блаватской в Каире. «Мои самые драгоценные мысли приходят ко мне, когда я курю, – сказала она ему. – Мой ум тогда спокоен, и я чувствую, как поднимаюсь над землей, закрываю глаза и плыву в воздухе, дальше и дальше, куда бы ни пожелала».
Без сомнения, здесь слышится нечто очень похожее на описание Блаватской в письме к сестре Вере своих путешествий по истории на крыльях воображения. Что касается гашиша, в частности, Роусон сообщает также о своей весьма знаменательной беседе с Блаватской:
[Блаватская:] «Гашиш умножает жизнь в человеке в тысячу раз. Мои опыты под гашишем настолько же реальны, как события настоящей жизни. Да! У меня есть этому объяснение. Это воспоминание моих прошлых существований, моих предыдущих инкарнаций. Это удивительное снадобье, оно открывает для нас глубочайшие таинства».
-
- Сообщения: 1522
- Зарегистрирован: 15 апр 2015, 09:35
- Откуда: Смоленск Не член ТО
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Зачем. Так сразу видно дурака, собирающего мох со всех болот и подпевающую ему свиту таких же альтернативно одарённых. А для тех, кто хорошо знаком с теософией всё это просто лай шавок на слона теософии.
Продолжайте негодовать.
Продолжайте негодовать.
Ваш Люцифер
-
- Администратор
- Сообщения: 4330
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Вас не вводит в смущение употребленный оборот -Эдвард Ром писал(а): ↑21 окт 2022, 10:06 Администраторы должны срочно удалить это! Или наложить на это печать своей тупой цензуры. Так как вскрывается, что основатель Теософского общества был не прочь употребления наркотиков и более того восхищался их воздействием на психику.
- как будто современный авторитетный исследователь эзотеризма плотно в теме курения гашиша и возникающих при этом картин?Без сомнения, здесь слышится...
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 2378
- Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
. Что это меняет?
Даже этот инцидент с якобы плагиатом? Доказан или нет, был только шум, который время от времени вы здесь его усиливаете, если это только единственный уровень " Борьбы за истину", тогда пора успокоиться, если вы не знали что обвинение кого либо во лжи не дают вам больше права обладанием таковой. (довожу до вашего ума).
И если вы действительно считаете себя искателем истины, а не тролем, который на протяжении времени повторяет одно и тоже, даже не вдумываясь и не рассматривая разные варианты тех событий, не говоря за учения о которых шла речь в этом сборнике.
Это последнее, потому как вы поднадоели своей деловой тупостью.
Вот именно, что даже такого можно не заметить, а кто официальному автору дал такую обширную, оккультную информацию?
Даже в таких мелких деталях вы профан, а беретесь рассуждать не исследуя, а оскверняя.
Значит в "Оккультном мире" была обнародована часть переписки, с разрешения, которая касалась тем космогонии например, вопрос - ответ,хотя в дальнейшем если исходить из общей переписки был запрет на публикацию, возможно из за таких "скурпулезных" придирок, которые в свою очередь не имели никакого отношения к темам и цели самой переписки, а наоборот была нужда в дискредитации автора такого весомого труда и подрыва доверия.
Конечно это очень неудобный труд в свете событий в мире прежде всего, человек получивший ключи к управлению самому себе, метод осознания, через созерцания - именно это то, что никак не помогает управлять из вне. .
-
- Сообщения: 3845
- Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Да в общем-то всё..Изданное АП Синнетом с одобрения ТО и ЕПБ "учение махатм", перевело данных персонажей из статуса мистических и загадочных существ, в разряд известных и понятных. Тем более что ничего нового мир не узнал и даже наоборот, оказалось что опубликованное "восточное учение", очень сильно напоминает западное. Причем настолько, что к нему появились вполне обоснованные претензии по поводу плагиата...
Если бы вы не занимались здесь профанацией и троллингом и удосужились сами заглянуть в указанный труд, то наверняка бы заметили, что ЕПБ указала свои источники и суть произведения ещё в предисловии к нему. Ссылки на на различные источники так же присутствуют в тексте книги. Однако это не "махатмы КХ и М", в отличии от книги АП Синнетта...
То же самое хотел сказать. Ознакомьтесь для начала с материалами и источниками, о которых пытаетесь вести разговор.
-
- Сообщения: 992
- Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
mvs Вам как человеку который не прочь докопаться до истины, надо бы зайти по ссылке, которую привёл seer и ознакомиться с приведённым трудом целиком.mvs писал(а): ↑21 окт 2022, 20:10Вас не вводит в смущение употребленный оборот -Эдвард Ром писал(а): ↑21 окт 2022, 10:06 Администраторы должны срочно удалить это! Или наложить на это печать своей тупой цензуры. Так как вскрывается, что основатель Теософского общества был не прочь употребления наркотиков и более того восхищался их воздействием на психику.
- как будто современный авторитетный исследователь эзотеризма плотно в теме курения гашиша и возникающих при этом картин?Без сомнения, здесь слышится...
Много встанет на свои места. В том числе и по вопросу происхождения теософского представления о хрониках акаши и пр. В том же труде разбирается история создания Разоблаченной Изиды и Тайной Доктрины. Также приводятся основные труды которые в реальности были источниками многочисленных цитат в Тайной Доктрине.
К слову чиркну здесь, но потом ещё в теме про Агни Йогу продолжу. Упоминаемый Вами Цонкапа как создатель Братства Махатм не мог быть таковым по простой причине - теософские взгляды Махатм для него были бы ересью. А он был очень жёстким на этот счет.
Более того Елена Блаватская как я уже приводил данные об этом на кемеровском форуме в том числе высказывала взгляды, которые вкорне противоречили взглядами Цонкапы. Скорее с её стороны больше работало воображение о Цонкапе , и попытки приобщиться к непререкаемому среди буддистов авторитету. И соответствовали эху, а не самим знаниям, которые доносились о нем через востоковедов и других современных ей информаторов.
-
- Администратор
- Сообщения: 4330
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Я возможно ознакомлюсь, когда будет время. Для расширения кругозора, так сказать. Но как я иногда объясняюсь, "тривиальное решение "х=0" никого не интересует, если задано "решить уравнение". Вообще же, процитированное erisity сразу вызывает недоверие. Кто такая Ханна Вольф? Где нагуглить первоисточники от её имени? С чего бы ЕПБ откровенничать с нею о себе, если статей других журналистов целый ряд, как из пристойных, так и высосанных из пальцев анонимов (которые всегда всё про всех знают), но никто из них не удостоился подобной степени откровенности?Эдвард Ром писал(а): ↑22 окт 2022, 20:40 mvs Вам как человеку который не прочь докопаться до истины, надо бы зайти по ссылке, которую привёл seer и ознакомиться с приведённым трудом целиком.
Много встанет на свои места. В том числе и по вопросу происхождения теософского представления о хрониках акаши и пр. В том же труде разбирается история создания Разоблаченной Изиды и Тайной Доктрины. Также приводятся основные труды которые в реальности были источниками многочисленных цитат в Тайной Доктрине.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 1655
- Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Например, кто из западных авторов подробно раскрыл доктрину семиричности человека и мироздания, как это было раскрыто в работах ЕПБ и ПМ?
-
- Сообщения: 3845
- Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Если не спорить о том, было ли подробно раскрыто (или наоборот запутано), то с учетом того, что ЕПБ не была замечена в знании восточных языков (санскрита в частности), следует полагать, что "семеричность" как и всё остальное, могло быть позаимствовано только из переводов западных авторов.
Каких именно, сказать сложно (потому что мы не можем знать полный перечень литературы, опубликованной на тот период времени), но сама ЕПБ по поводу семеричности, чаще всего ссылалсь на Упанишады, Веды и Каббалу. То есть не претендовала на новизну, но опиралась на ранее известное, которое конечно могло быть доступно только на знакомых ей западных языках.
-
- Сообщения: 1655
- Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Если Вы обратили внимание, цитаты и ссылки на различные письменные источники есть только в фундаментальных РИ и ТД, а в других ее многочисленных статьях и книгах их нет, откуда была использована информация?homo писал(а): ↑23 окт 2022, 11:45 Каких именно, сказать сложно (потому что мы не можем знать полный перечень литературы, опубликованной на тот период времени), но сама ЕПБ по поводу семеричности, чаще всего ссылалсь на Упанишады, Веды и Каббалу. То есть не претендовала на новизну, но опиралась на ранее известное, которое конечно могло быть доступно только на знакомых ей западных языках.
-
- Сообщения: 3343
- Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
То о чем говорит homo есть во многих источниках такая информация.
Например, очень много информации в кн. Мэри Нэф "Личные мемуары Е.П.Блаватской", "Из пещер и дебрей Индостана" ЕПБ, да и во многих других ее статьях.
Все так и есть.
Спасибо.
-
- Сообщения: 1655
- Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Александр, серьезная проблема заключается в том, что если нормальный человек размышляющий о смысле жизни, смерти и др. актуальных мировоззренческих вопросах будет анализировать и рассуждать примерно так, как на примере ниже, тогда какое мировоззрение он сможет выстроить сам на основе знаний, которые предлагают ЕПБ и махатмы?dusik_ie писал(а): ↑02 ноя 2022, 21:57 ....Я вообще не понимаю смысла в доказывании того, истинны ли знания в той или иной книге или нет. Потому, что в таком случае, это только вопрос слепой веры. Если бы это был вопрос знания, то все нужно проверять - не из-за недоверия к автору, а для того, чтобы самому выстроить определенное моровоззрение - знание, которое перейдет в практическую плоскость...
erisity писал(а): ↑02 ноя 2022, 08:24 ...Теософисты постепенно саморазрушаются до состояния Блаватской и далее вниз, по мере своих потуг примирить в себе её винегрет. Почему "и далее вниз", потому что она была творческая натура, спонтанная, сейчас курнула, записала так, потом отошла, записала противоположное, и не парилась...
-
- Сообщения: 3845
- Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Нормальный, размышляющий человек, не будет брать столь важные вопросы на верочку и отнесется критически к непроверенной информации, полученной из заведомо сомнительных источников.Турист писал(а): ↑03 ноя 2022, 09:54 что если нормальный человек размышляющий о смысле жизни, смерти и др. актуальных мировоззренческих вопросах будет анализировать и рассуждать примерно так, как на примере ниже, тогда какое мировоззрение он сможет выстроить сам на основе знаний, которые предлагают ЕПБ и махатмы?
-
- Сообщения: 1655
- Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Примерно так же рассуждает и Александр (dusik_ie) и тем не менее, думаю он не сомневается в том, что ЕПБ покровительствовали настоящие адепты оккультных знаний, с необычными возможностями, вот такой вот парадокс.)
-
- Сообщения: 5691
- Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
«…Полковник Олькотт в "Страницах старого дневника" упоминает, что "в переписке Учителей с Блаватской, к которой не был причастен кто-либо третий, они пользовались неким архаическим языком, называемым "сензар". Этот язык подобен тибетскому языку, и Блаватская на нем писала так же свободно, как на русском, французском или английском языках". (Г.С. Олькотт "Страницы старого дневника" 18, т.1, с.262)
Мэри Нэф «Личные мемуары Блаватской»
«…Несмотря на то, что госпожа Блаватская давно уже прошла цветущий средний возраст, и на то, что уже почти три года она живет вопреки прогнозам ведущих лондонских врачей, давно отказавшихся от нее как от безнадежно больной, она никогда не кажется уставшей, ведя оживленные беседы, одинаково легко говоря на английском, французском, итальянском и русском и переходя на санскрит или хинди, если того требуют обстоятельства...»
УИЛЬЯМ К. ДЖАДЖ [95]
Декабрь 1888, Лондон, Англия
«…На Цейлоне есть две буддийские секты — сиамская и секта Амарапура , постоянно враждуюие друг с другом. После семи веков вражды я их примирила. Я дискутировала с ними по религиозным проблемам и объясняла им тот или иной метафизический вопрос из Трипитаки и Абхидхармы — буддийских священных писаний. Откуда мне известны эти столь абстрактные и метафизические вещи? О! В этом-то и заключена страшная тайна. Но я чувствую себя в силах держаться с достоинством перед величайшими знатоками санскритской учености и побеждать в публичных дискуссиях как брахманов, так и буддистов, которые на своих священных писаниях собаку съели…»
Е.П.Б. «Письма друзьям и сотрудникам» письмо 2.
:
«…1868-1870 Е. П. Б. на Тибете. Занятия с Учителем Кутхуми (К. X.). Перевод архаического текста Сензар. Обучение языкам…»
Хронологическая таблица из книги Говарда Мэрфи «Елена Блаватская»
Книга Говарда Мэрфи, основанная на точных свидетельствах, документах, переписке и мемуарах,- попытка реконструировать жизнь таинственной "жрицы Изиды", очертив при этом ее характер, судьбу и учение.
Предисловие : «…сейчас, когда факты известны, а сообщения очевидцев еще под рукой, пока налицо семейная хроника и личная переписка, достаточно легко представить себе подлинную летопись ее исполненной превратностей деятельности и сделать некоторые очевидные выводы из той впечатляющей массы данных, которую имеет в своем распоряжении современный историк…»
«…Чтобы донести до мира теософские взгляды, она должна была суметь передать тонкости эзотерической философии и метафизики на языке Запада, плохо приспособленном для выражения подобных идей. Изо дня в день она занималась тем, что переводила с сензара на английский. Учитель К. X., владевший обоими языками, поправлял её…»
Крэнстон «О Блаватской»
«…Как было выше сказано, в Тибете Блаватская изучала язык "сензар", чтобы она могла общаться с Учителями, когда будет в миру, на рабочем поприще. Об этом древнем языке она говорит: "Сензар (Zen-(d)-zar) -- язык священнослужителей Древней Индии, которым пользовались только посвященные. Теперь тексты на этом языке обнаруживаются во многих нерасшифрованных рукописях. Еще и в настоящее время его изучают и применяют в среде Восточных Адептов, в тайных общинах, и называют, в зависимости от места "Сензар" или "Брама-Бхашья", или "Дэва-Бхашья". [23, июнь, 1883]
Тиравельский Махатма в ответах на вопросы, которые вызвала книга "Эзотерический Буддизм", говорит: "Чтобы правильно понять эти тексты и объять их внутренний смысл, недостаточно изучения санксритских фрагментов... Их надо читать в свете эзотеризма и лишь после изучения Браминского Тайного Языка". [23, октябрь, 1883]
Блаватская в первой части "Тайной Доктрины" говорит об "эзотерическом катехизисе на сензаре", который она определенно изучала, когда жила с Учителями, ибо "Тайная Доктрина", которую ей надо было писать в последующие годы, требовала знания этого языка. В другом месте она пишет: "Язык священнослужителей (сензар) многое передает особыми знаками, являющимися скорее идеограммами, чем слоговым письмом". И еще: "Сензар, санскрит и другие оккультные языки заключают в каждом знаке свое число, цвет и особый звук, как в древнем еврейском языке". [6, т.1, с.38]..»
Мэри Нэф «Личные мемуары Блаватской»