erisity писал(а): ↑10 май 2022, 09:10
Привет от Толстого
Привет от Блаватской!
Когда началась русско-турецкая война 1877-1878 гг., Е.П.Б. написала множество статей против католиков, поскольку папа римский благословил турецкое оружие.
Под статьями стояла подпись: «Русская женщина».
Они наделали столько шуму, что кардинал Мак-Клоски направил к ней своего секретаря-иезуита под предлогом завязать знакомство «со столь выдающейся женщиной, мыслителем-первопроходцем, человеком,
знающим, как избавиться от старого предрассудка — патриотизма — и как завоевать для себя независимое положение в независимой стране».
В феврале 1877 года Е.П.Б. написала сестре:
Я сказала ему, что все его усилия напрасны и во что лично я как теософ могу верить — это вообще не его дело; что
вера моих русских предков для меня священна, что я всегда встану на защиту этой веры и России и всегда, пока рука моя способна держать перо, буду выступать против нападок на них со стороны лицемеров католиков и не дам себя запугать угрозами их папы или гневом их церкви, этого великого Зверя Апокалипсиса!...
Блаватская "Письма друзьям и сотрудникам"
==================
...Ежели желаете знать, почему такая благодать именно вам, отвечу откровенно: единственно потому, что вы — русский, родной. Я уже давно ста¬руха и поэтому прямо говорю: чем более старею, тем более болит душа по России, которую уже, никогда не увижу. Не потому что не могла бы вернуться, а потому что поклялась не возвращаться и умереть в Индии, где меня и сожгут. Но это мне не мешает оставаться горячей патриоткой и даже быть готовой положить жизнь за родину, даже за царя, хоть я его и променяла, сделавшись американской гражданкой. Ненавидя англичан и любя русских, я, конечно, желаю услужить русской, а не их макс-мюллеровской немецко-английской науке...
профессору Минаеву от Блаватской.
16 февраля 1880г.
=====================
...
Просто обожаю Каткова за его патриотизм. Я даже не рассержусь, если он снова не пришлет мне де¬нег, прости его душу, Господи. Я глубоко уважаю Каткова, ибо он патриот и отважный человек, всегда любой ценою отстаивающий правду.
Такие статьи, как у него, делают честь России...
Блаватская "Письма друзьям и сотрудникам"
====================
...эти
враги теософии, которых страшит мой русский патриотизм...
Блаватская "Письма друзьям и сотрудникам"
====================
Н. А. Фадеевой.
Maycot. Crown-Hill, Upper Norwood, 5 августа 1887 г.
«В большом, я милый друг, горе! Эта смерть Каткова просто в туман какой-то привела меня. Думаю, думаю и сама не разберусь. Ну, «что мне Гекуба и что я Гекубе»?..
Ну, поди же! Словно с ним хороню всю Россию...
Да, смерть этого великого патриота и смелого защитника многолюбимой мною матушки-России сбила меня с колеи.
Обидно!..
Страшно обидно, что вот только проявится из ряду вон русский человек — Скобелев ли, Аксаков, кто другой — так и прихлопывает смерть в самую нужную минуту.
Ведь не подыхает же Бисмарк, Баттенберг, болгарские регенты или Солсбери, и tutti quanti [все прочие], нет? А всё наши. Чем был для России Катков теперь только можно видеть и сообразить: вой радостный раздается из всех журнальных редакций. Только две — «Pall-Mall» и «St. James Gazette» благородно отозвались: какое бы-де бремя с нас не сымала эта смерть, но «желательно было бы, чтоб в Англии нашлись такие два-три патриота, каким был Катков...» «Давайте и нам побольше Катковых, тогда Англия будет лучше преуспевать...» Писала сейчас письмо в редакцию его, надо было! Семь лет ведь работала для «Московских ведомостей» и для «Русского вестника»... Хоть, вероятно, и не поверят искренности моей печали, а я писала, что чувствую... Тот не патриот и не русский человек, кто не сознает в эти тяжелые для России дни, что эта утрата для нее незаменимая!
Много у России «правителей» да кандидатов на них, но другого такого верного стража ее национальных интересов — нет! И долго еще, может быть, не будет. Господи! что за несчастие преследует Россию?.. Словно темные силы опутали се невидимой сетью... И некому теперь более разрушать эти петли могучим, правдивым словом прозорливого патриота!.. Для меня, потерявшей всякую надежду увидеть родную Русь, вся моя любовь к ней, все горячее желание видеть ее торжествующей над врагами, сосредоточивалось и как бы отсвечивалось в передовых статьях Каткова. Кто так напишет, как он писал?.. Кто же теперь, когда и он, и дядя, и Аксаков, и все, все ушли. Кто сумеет разгадать, кто посмеет рассказывать, как они разгадывали и указывали России на козни против нее?..
Пропала Россия!.. Потеряла своего лучшего защитника и путеводителя, своего вождя на поле политики.
Да, правда, «закрылось навеки бдительное око патриота», как дракон оберегавшего интересы нации, и лишь теперь поймут, чем Катков был для царя и отечества.
Стало быть был он опасным и попадал метко, когда все иностранные дипломаты и пресса дрожали при его имени, — как теперь дрожат от радости, что избавились.
Лафа-де нам теперь будет дурачить Россию...
«Счастливые христиане православные, могущие искренно пожелать покойному: «царствие, тебе, небесное, великий патриот!»
Я же могу только из глубины души пожелать ему «вечную память» в сердцах всех любящих родину русских.
«Ставит эта родина, Россия-матушка, статуи да памятники своим поэтам, музыкантам, авторам. Поставит ли Москва первопрестольная памятники тому, кто, думаю, сделал для России своим могучим словом не менее, чем Минин и Пожарский сделали мечами. Лучше бы вместо театральных эффектов погребения, с венками от Национальной Лига республиканской Франции, доказала Россия, что не зарастет в сердцах верных сынов ее тропа к его могиле. Пусть запомнят наши дипломаты его указания, да на деле докажут, что уроки его не пропали даром, а раскрыли им глаза. Пусть не допускают, чтобы Россия была отдана на посмеяние Европы, благодаря свинопасам — регентам, да Миланам, австрийским холопам. А зарастет тропа в их памяти, то да будет им стыдно!..
«Вот, что я им написала... Может дурой назовут?.. Ну, пущай дура. Зато не лицемерно, от сердца высказалась.
«Пока жива — ваша всегда... А коли позволят там —• так и после Нирваны все ж ваша.
Е. Б.»
=====================