Темна вода во облацех воздушных
Не скажу за весь буддлизм (тем более, что буддизмов - тьма-тьмущая
),но я имела в виду, что при всяком якобы отрицании буддизмом существования отдельной души, отрицание это условно по меньшей мере в двух отношениях
1. - "я" не существует лишь с точки зрения абсолютной истины; однако "я"
(проще расплывчатое слово "душа" вместить именно в это понятие)
есть вполне отчетливый эмпирический (а не только грамматический) факт
/то есть не просто условное обозначение "Вася", "Иисус", чтоб ясно было о ком речь/
2. - пусть после смерти мы все распадаемся на пять элементов (земля, вода...), пять категорий (пять скандх)* и пр, и в итоге вроде бы ничего не остается
/вечный изначальный Свет, "объединение света Матери и Сына", "ясность и сознание", ровно так же как нирвана, просветление, состояние Будды и пр. - тоже не соотносимо ни с какой
объективной реалией и "по природе своей пусто"./
...Но тем не менее, все эти элементы, скандхи, не разбегаются на все четыре стороны, (упрощенная тхеравада) а, при всей своей безличности, сохранячются в виде некоего "кармического пакета". «Карма пяти элементов» в виде
виннану (зачаток сознания) входит в материнское чрево, и там формируется человек; tabula rasa с готовым заквасом
Буддизм отвергает принцип вечности души. Он заменяет ее неким потоком сознания, который выступает в качестве своеобразного информационного носителя. На последнем записаны все дела и мысли прежнего воплощения. Он же является основой для самосознания личности.
Все это многоразлично** рассматривается в разных школах буддизма, которых только формально 18; а на самом деле, много более того :)
**) (Многоразлично по нюансам, а не по сути; по способам выражения и по уровню восприятия.)
Так что, чтоб не морочить себе горлову, вполне можно самопротиворечиво утверждать: эго, души нет; что не мешает ей прекраснейшим образом преревопллощаться ;)
Заслуги накапливаются и ... все там будем!
---
*) Анатман (отсутствие души или я) — постоянно меняющаяся комбинация пяти скандх:
материи; чувственных ощущений; восприятия; побуждений и эмоций; сознания;
которые хоть иногда и называются элементами, а чаще переводится непонятным "агрегаты",
- по сути являются уровнями сознания по мере возрастания их сложности.