ЗАМЕТКИ ОБ АСТРАЛЬНОМ СВЕТЕ: I — B. N. Acle
Для изучающего оккультизм мало что представляется темой более поглощающей, чем тема Астрального Света; а если учесть его странные образы и звуки, таинственных тварей, которыми он обитаем, невероятное и непредсказуемое влияние, которое он оказывает на наши жизни и судьбы, то не является неожиданным, что приходится в нетерпении обращаться за информацией к исследователям столь увлекательной области. Одним из самых неутомимых таких исследователей был покойный аббат Констант, более известный, пожалуй, под псевдонимом "Элифас Леви". Однако, поскольку его работы не переведены, то есть много потенциальных читателей, которым они недоступны; и в убежденности, что для таковых не был бы лишним краткий сборник его наиболее важных замечаний, предлагаются следующие заметки, сделанные одним теософом в ходе его собственных изысканий.
Если они покажутся лишенными стройного построения или даже всецело бессвязными, следует иметь в виду, что они являются только тем, чем они претендуют быть, — "заметками"; или, правильнее сказать, дословными извлечениями из различных томов, в которых рассматривается эта тема, зачастую в связи с другими, хотя и родственными, темами; они могут по справедливости претендовать на то, чтобы быть верными и точными переводами — в чем любой может убедиться, — но они не претендуют на литературную завершенность; это только авторские слова, без изменений или комментариев; по этой причине кавычки не требуются, всё, что следует за этим абзацем, является простым и доступным переводом.
Эти внушения всегда перед нами и только временно скрываются более навязчивыми впечатлениями от действительности в часы бодрствования или потому, что наше мышление занято, что делает наше воображение менее восприимчивым к меняющейся панораме Астрального Света; когда мы спим, они предстают перед нами сами собой, и таким образом получаются сны; каковые сны остаются смутными и бессвязными, за исключением какой-то доминанты, которая остается активной во время нашего сна и задает, хоть и непонятное нам, направление сновидению, которое, таким образом, становится видением.
Астральный Свет воздействует непосредственно на нервы, которые являются его проводниками в физическом организме и которые передают его в мозг; таким образом, сомнамбула может видеть нервами, не нуждаясь в материальном свете; астральный флюид содержит латентный свет, точно так же, как наука признает латентное тепло.
Господство Воли над Астральным Светом, который является жизнедателем четырех стихий, символизируется в Магии Пентаграммой; посредством воли мы можем заставить духов проявиться в видениях, одинаково когда бодрствуем или спим, мысленно вызвав представление о них, существующее в Астральном Свете, в случае если они были смертными, или представление об их стихийной природе, если они никогда не были людьми; это объясняет все видения и демонстрирует, в частности, почему те, кто видят мертвых, всегда видят их либо такими, какими они были при жизни, либо такими, какими они пока еще остаются в могиле, но никогда такими, какими они являются в том состоянии существования, которое ускользает от восприятия нашего текущего способа существования.
Когда Маг достигает совершенной прозорливости, он может по желанию направлять магнитные вибрации во всей массе Астрального Света; посредством этих вибраций он может воздействовать на нервную систему людей, ускорять или замедлять течение жизни, успокаивать или беспокоить, лечить или причинять боль — одним словом, убивать или воскрешать из мертвых. Его совершенная воля способна воздействовать на массу Астрального Света и, сообща с другими волями, которые она таким образом поглощает и использует, создает усиленные и труднопреодолимые потоки. Нужно также отметить, что Астральный Свет можно уплотнять или разрежать, в зависимости от того, насколько потоки накапливают или рассеивают его в определенных центрах; когда центру не хватает энергии, достаточной для поддержания жизни, возникают болезни, которые завершаются с неумолимой непредсказуемостью и приводят в отчаяние врачей.
Астральный Свет - это вездесущий искуситель, символизируемый змеем из Книги Бытия; этот тонкий агент, всегда активный, всегда изобилующий силой, наполненный соблазнительными мечтами и приятными образами; эта сила слепа сама по себе и подчиняется воле других, устремленной либо к добру, либо ко злу; это циркулирующий посредник, вечно наполненный неугасимой активностью, которая вызывает головокружение у легкомысленного наблюдателя; это дух из вещества, это плоть из пламени, это неосязаемый, но всепроникающий эфир, это чудовищное очарование Природы - как же нам возможно выразить его полноту, как оценить его воздействия?
Безразличный, если можно так сказать, по своей природе, он равно годится как для добра, так и для зла — он рассеивает свет и приносит тьму; это змей, но также и сияние святых; это пламя, но оно может быть как тем, которое приносит адские муки, так и тем, которое возносит фимиам, воскуриваемый Небесам.
Чтобы стать ему господином, мы должны, подобно библейской Еве, попрать его главу своей стопой.
Чтобы победить змея, то есть властвовать во владениях Астрального Света, мы должны уметь находиться вне его потоков; другими словами, изолировать себя. Этот поток вселенской жизни также изображается в религиозных учениях как искупительное пламя Ада. Он инструмент Посвящения, чудовище, которое нужно покорить, враг, которого нужно победить; он производит лярв и фантомов, которые отзываются на призывы и заклинания Черной Магии; в нем сохраняются те формы, случайное и фантастическое соединение которых наполняет наши кошмары такими отвратительными чудовищами. Позволить этому бушующему потоку увлечь себя - означает пасть в бездну безумия, более страшного, чем смерть, прогнать тьму этого хаоса и заставить его дать совершенные формы нашим идеям, означает творить, одержать победу над Адом. Астральный Свет направляет инстинкты животных и борется с разумом человека, который он стремится извратить великолепием своих представлений и фальшью своих внушений; эта неумолимая и неизбежная природа направляет и делает еще более пагубными элементалов и элементариев; чьи беспокойные влечения ищут симпатии в наших слабостях и искушают нас не столько для того, чтобы устроить нашу погибель, сколько для их собственного удовлетворения. Книга Жизни и Смерти, которая, согласно христианскому учению, должна быть прочитана на Страшном Суде, есть не что иное, как Астральный Свет, в котором сохраняются впечатления от всех наших слов, то есть от всех наших поступков и всех помышлений.
Те, кто отрекаются от верховенства разума и позволяют своей воле влачиться вслед за представлениями Астрального Света, подвержены чередованию безумия и меланхолии, которые заставляют их воображать, что эти чудеса являются результатом одержимости демоном; и нет никаких сомнений в том, что посредством этих самотерзаний злые духи способны влиять на нечистые души и делать их своими послушными орудиями, и доставляют мучения их организмам, в которых они обитают. Потому чрезвычайно опасно шутить с тайнами Магии, и, прежде всего, в высшей степени опрометчиво практиковать ее ритуалы из любопытства и такими экспериментами искушать высшие силы; а те любознательные, которые, не будучи Адептами, вмешиваются в призывания или оккультный магнетизм, подобны детям, играющим на бочке с порохом — рано или поздно они станут жертвами ужасного взрыва. Чтобы изолировать себя от Астрального Света недостаточно просто завернуться в шерстяную мантию, как это делал Аполлоний Тианский; прежде всего, сердце и дух должны быть абсолютно спокойны, свободны от власти страстей и утверждены в упорстве при действиях посредством непреклонной воли; и эти усилия воли должны повторяться постоянно, ибо только настойчивость в таких действиях делает волю сильной. Существуют определенные одурманивающие вещества, которые, повышая нервную восприимчивость, усиливают силу изображений от Астрального Света и, следовательно, усиливают его соблазны; с их помощью, также, но при использовании с противоположным намерением, духов можно отпугнуть или ослабить.
Чтобы управлять Астральным Светом, необходимо осознавать его двойственное воздействие и гармонию сил, известную как магическое искусство.
Это искусство, рассматриваемое в его первопричине, есть Божественная (не личная) воля: в человеке это свобода по праву; в материи это математическое выравнивание. Выравнивание поддерживает стабильность и продолжительность. Свобода по праву освобождает бессмертное в человеке, а Божественная воля устанавливает непреходящие законы для нового права. Искусство в идеях - это мудрость; в силах - это могущество; свобода по праву строго соблюдается, если соблюдается закон, если закон существует; если он нарушается, хотя бы очень незначительно, то его равно что не существует. Именно по этой причине ничто не бывает бесплодным или потраченным впустую, каждое слово, каждое движение - за или против равновесия, за или против Закона; или же, искусство представляет Истину, которая состоит из противоположностей, которые примирены или, по крайней мере, уравновешены. Власть всемогущества - это самая абсолютная Свобода; но абсолютная Свобода не может существовать без совершенного мастерства; таким образом, магическое искусство является одним из первых условий успеха в деятельности познания; и мы должны добиваться его даже в оккультной химии, учась сочетать противоположности, без нейтрализации их. Магическим искусством объясняется великая и древняя тайна существования и относительной необходимости Зла; эта относительная необходимость в Черных Искусствах обеспечивает степень силы демонов или злых духов, которым добродетели, исповедуемые на земле, придают больше ярости и, несомненно, больше могущества.
(To be continued.)