Stop nonsense! Остановите абсурд!
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ТЕОСОФИИ — Мохини М. Чаттерджи
[Перепечатано из "Дублинского университетского обозрения", май 1886 г. с разрешения автора.
Трудно разрушить великую китайскую стену заблуждений, которой в разной степени окружаются все новые течения мысли. Приятие общественным сознанием идей, лежащих за пределами его автоматически протекающей повседневной жизни, является медленным процессом, который не может быть объяснен простой жизнеспособностью. Поскольку все движения, которые обладают какой-либо жизненной силой вообще, всегда вызывают необычную степень активности творческих способностей своих противников. Более или менее фантастические карикатуры на цели и методы борящегося движения запускаются бессознательными процессами домысливания, взращиваются в претензии превосходства взрослости над зарождающимся и далее используются для отправления в нокдаун с торжественной помпезностью. Под конец сей героики, когда вторженец ортодоксальной лени и респектабельного безразличия упрочивает позиции среди устроенной песчаной бури искажений, поразительное глумление обращается против личностей, которым не хватило достоинства и благоразумия умереть по приказу своего победителя. Теософское движение не оказалось исключением из этого общего правила. Возражения против него, как правило, являются попытками устранить этого возмутителя праздного спокойствия, найдя хотя бы какое-то оправдание для игнорирования его существования. Ложные вопросы затрагиваются во всех направлениях, и в этой путанице откровенно избегается изучение истин, которые воплощает Теософия. Бесполезно охотиться на выводок жертв заблуждения, которые, подобно великанам скандинавского фольклора, выходят ночью, чтобы убивать и пожирать, но растворяются в воздухе, когда их застигает врасплох солнечный луч. Лягать призраков - неблагодарное занятие. Не принимая этого во внимание, многие, в соответствии со словами автора "Религии Медичи", "опрометчиво атаковали армию Заблуждения и оказались в качестве трофеев для врагов". Поэтому предполагается изложить "простое, без прикрас" объяснение о том что такое Теософия на самом деле и о работе, которой занимается Теософское Общество, и предоставить делать выводы здравому смыслу читателя. Тончайшая метафизика теософии будет лишь слегка затронута при этом. Для получения более полной информации интересующийся отсылается к источникам, указанным в публикациях Теософского общества и трудах теософов насущного дня.
Теперь, что же такое Теософия? Несть числа заблуждениям, порожденным этим словом. Этимология не проливает на это большой ясности. Толкованием "Божественная мудрость" может быть покрыта очень широкая область значений. Не вдаваясь в историю этого слова, можно сказать, что руководители нынешнего возрождения Теософии понимают её как сакральный смысл Мудрости. Их интерпретация, в то время как не вызывает серьезных филологических возражений, также достаточно точна для всех публицистических целей. Теософия с этой точки зрения синонимична Истине — Истине, которая была облачена в одеяния различных религий; она также подразумевает, что такая Истина достижима естественным взрастанием мудрости, без привлечения сверхъестественных способов и средств. Таким образом является очевидным, что Теософия не придает непогрешимости какой-либо конкретной системе раскрытия, но утверждает, что при соответствующих условиях Истина открывается каждому индивиду. Солнце светит одинаково на всех; в кристалле оно отражается; в коме грязи - нет. Несмотря на то, что Теософия придает большое значение всем системам раскрытия, рассматривая их как ориентиры, указывающие направление, в котором следует искать Истину, она отказывается принимать их как предложения к отказу от самостоятельного поиска. Это правило Теософии основывается на соображении, что Истина является плодом реального опыта и не выражается в передаче интеллектуального багажа от одного человека к другому. Рассказы про Истину - это одно, а непосредственное восприятие её - это совсем другое. Общеизвестно, что самое точное и подробное описание, скажем, цветка ни в коем случае не является эффективной заменой визуального контакта с ним, хотя само по себе описание имеет огромную ценность. Исходя из этого индивидуальное понимание принципиально отстаивается в качестве единственного критерия Истины, но такое понимание связывается с ощутимой помощью в своем развитии и расширении посредством обращения к опыту других. Только в этом смысле Теософия наставляет, что личное усилие - это единственное средство, с помощью которого достигается развитие. Но в стремлении к росту нельзя игнорировать исходное родство сознаний. Индивиды - это не отдельные кристаллы, расположенные бок о бок, а разнообразные проявления единого неизменного общего всем сознания. Как свет из одного источника создает видимость различных огней путем отражения от множества поверхностей, так и это общее всем сознание, оставаясь неизменным, создает бесконечные индивидуальности, которые в ходе своей эволюции достигают совершенства, признавая это сущностное родство. Согласно теософским мыслителям, эта доктрина составляет фундаментальную истину, на которой основаны все религии; это окончательное завершение всей философской мысли и венец опыта всего практического мистицизма.
Поиск этой истины и ее практическая реализация рассматриваются не как простое удовлетворение интеллектуального любопытства, а как непосредственно наивысшее благо эволюционного развития. Это Нирвана буддистов, Мокша браминов, и она не очень отличается от Блаженства христиан. Когда это состояние, или скорее осознанная потребность в таком состоянии, становится утвержденной в сознании, терзание исчезает навсегда. Нирвана - это ни в коем случае не уничтожение сознания, а его покой в бесконечной полноте бытия. Излишне обсуждать нигилистический взгляд на буддизм, который выдвинули некоторые недалекие исследователи; достаточно сказать, что теософы в этом вопросе разделяют ответственность за свою точку зрения со многими выдающимися именами. Нирвана - это исчезновение всяких терзаний, потому что, будучи безусловным единством всего сущего, она не может быть ареной для тех противоборствующих сил, которые одни только причиняют душевную муку.
Исходя из этого наиболее важные черты Теософии могут быть упрощены для ясности понимания посредством пояснения ее отношений к Религии и Науке. Как наука о религии, Теософия рассматривает различные системы верований наподобие множества наречий, стремящихся выразить истину о человеке, его происхождении, природе и судьбе, а также о его отношениях с окружающим миром вещей. Но, поскольку слова или фразы - это не что иное, как простые звуки в отсутствие опыта означаемой вещи, поэтому правильное понимание религиозного иносказания может быть достигнуто только путем понимания истин, лежащих в его основе. С Теософской точки зрения различные системы религии возникают подобно различным формам, эволюционировавшим под влиянием особенностей времени, места и других специфических факторов, чтобы дать тленное тело нетленной истине.
Необходимо остерегаться неправильного представления, которое может возникнуть при этом. Теософия - это не эклектизм, который является мозаикой, в то время как Религия Мудрости - это органическое целое. Теософия подобна абстрактной математической формуле, конкретным выражением которой является каждая религия. Он не выбирает фрагменты из всех религий и не собирает их вместе в соответствии с каким-то причудливым стандартом построения. Но, будучи прочувствованной истиной каждого, Теософия рассматривает религии как различные описания этой истины. Она признает антагонизм между религиями не более, чем лингвист будет порицать написание одного и того же на разных языках из-за особенностей идиомы и грамматики. Теософия не враждебна какой-либо религии, но вынуждена в интересах истины противостоять тирании церковных институтов над личностью. Человечество в ходе своей эволюции производит личности, которые опережают общество в осознании фундаментальной истины и, таким образом, становятся способными пользоваться скрытыми в ней возможностями, которые принесут результат на определенный отрезок времени. Чтобы помочь массам, слепо борющимся за свет истины, эти учителя человечества создают символику терминов и обозначений, представляющих фундаментальную истину. Но, поскольку приобретение мудрости - это качественное изменение сознания приобретающего, а не просто эрудированность, то символика, хотя и чрезвычайно полезна, сама по себе не является духовным знанием и никогда не может быть преобразована в него, кроме как "внутренним усвоением". Физический процесс пищеварения дает поразительную аналогию в этом вопросе. Пища, усваиваемая различными организмами, соответствует их естественным потребностям. Духовная пища, при усвоении, также вносит свой вклад в потребности индивида, и два индивида не могут быть точно идентичными, будь то физически или иным образом. Противоположное предположение нарушило бы принцип обоснованной необходимости, по своему характеру. Следовательно, Теософия является бескомпромиссным сторонником свободы индивидуальной совести. С другой стороны, она рассматривает обособленное стремление к саморазвитию как неверное из-за игнорирования ею сущностного единства бытия. Один из величайших теософов мира, Гаутама Будда, провозгласил: "Пусть заблуждения Кали-Юги (1) падут на меня, но пусть мир будет спасён". Эти благородные слова нашли отклик в христианском апостоле, который соглашался на отлучение от Христовой церкви, если бы мог таким образом спасти мир.
Также Теософия не испытывает никакого неприятия к научному духу. Претендуя на то, чтобы быть культом почитания Истины, она должна показать себя самой точной из всех точных наук. В соответствии с этим истинное не может быть отделено от эмпирического опыта; просто интеллектуальное определение никогда не может быть самой истиной, так же как слово "человек" не может являться человеческим существом. Она противостоит догматическим приемам науки, которые отрицают независимую реальность в отношении фактов осознанного переживания из-за их в высшей степени ненаучного характера. Если не будет механизма сознавания, сама материя исчезнет. Противоположное этому — существование материи независимо от сознающего — никогда не бывало пережито. Следовательно, и материя, и работа сознания либо одинаково вечны, либо ни то, ни другое. Кроме того, она отвергает механистическую теорию Вселенной из-за отсутствия в ней места разуму. Если работа сознания выводима из бессознательного, то основополагающая роль разума сводится к её отстутствию. Бессознательное - это отрицание сознательного, и поэтому утверждение об отсутствии какой-либо связи с деятельностью сознания является характерным признаком. Каким же образом, тогда, оно может быть связано с сознанием чтобы породить его? Если допустить, что атомы сами по себе сознательны, то затруднение не исчезает. Ибо работа сознания должна находиться в связи с представлением о "я", и если такая самость допускается для каждого атома, то необъяснимо, как человек, состоящий из мириадов атомов, обладает все же отдельным и законченным представлением о "я". Потому очевидно, что в природе существует принцип индивидуальности сознания, выразителями которого являются не атомы, а индивидуальности, и поскольку принцип непрерывен, выражающие его единицы также должны быть такими. Ибо океан не может быть соленым, если качество солености не проникает в каждую его каплю. Теософия по этим же, среди прочих, причинам выступает против материализма, утверждая, что индивидуальность в человеке бессмертна. В этом, однако, не содержится утверждения, что нынешнее тело, эмоции или мысли человека как таковые будут существовать вечно, но что самосознающая единица, которая сейчас проявляется как человек, никогда не претерпит никаких изменений в принципиальной сути. Ибо изменение автономное от осознания изменения абсурдно. В действительности же это непрерывность осознавания заставляет быть представления об измении действенными. В обиходном языке, несомненно, используются такие фразы, как "рост и развитие сознания", но, строго говоря, есть нечто неизменное, в чем сознание сохраняет эти изменения, причем упомянутые выражения носят тот же характер, что и те, которые приписывают движение солнцу по отношению к земле. Более того, если одна сознающая единица должна была измениться в принципиальной сути, то есть стать уничтоженной, такое же вытекающее должно быть применено ко всем прочим единицам, и мы были бы вынуждены считать, что принцип индивидуальности сознания в природе не непрерывен в то же самое время, как материя, которая не находит существования в его отсутствие, неразрушима. Из непрерывности индивидуального сознания и его связей с материей следуют два важных вывода. Во-первых, что эта связь, которая находится в постоянном становлении, изменяется по определенному закону. Результаты изменения связаны друг с другом определенным образом. То, что есть сейчас, не является полностью независимым от того, что было раньше. Это механизм накопления опыта, и собственно опыт и основан на нем. Без закона причинности опыт был бы невозможен, на каком бы плане мы ни брали к рассмотрению опыт — на ментальном или на физическом. Таким образом, из применения закона причинности к нашей природе следует, что переживание удовольствия и боли в настоящем должно быть необходимым следствием причин, порожденных в прошлом. Здесь может быть выдвинуто возражение, что это испытуемый всеми факт, что мы переживаем достаточно страданий и удовольствий, обходясь вовсе без осознания нами порождающих их причин. Но это не имеет никакого смысла. Какая связь существует между нашим осознанием некоей причины и ее способностью производить следствие? Если мы получаем в систему болезнетворные микробы, болезнь не предотвращается из-за того что мы не осознавали приема. Что бы вы ни посеяли, вы пожнете то же самое, осознаете вы это или нет. Закон неслучайности, применяемый в таком ключе к личному опыту страдания и наслаждения, брахманы и буддисты называют Законом Кармы.
Второй вывод связан с первым и образует с ним гармоничное целое. Если индивидуальное сознание бессмертно, и его переживания управляются Законом Кармы, то из этого следует, что до тех пор, пока все причины, способные оказывать влияние на нынешний план жизни, не исчерпаны, и порождение подобных причин не прекращено, индивидуальное сознание будет оставаться связанным с опытом земного существования. Таким образом, индивидуальное "я" последовательно воплощается на этой земле, пока не соберет весь опыт, который может предложить жизнь на этой планете. Учение о реинкарнации преподается всеми религиями мира, не исключая христианства. В Евангелии от Матфея недвусмысленно говорится, что Иоанн Креститель был воплощением Илии (глава xvii. 12, 13). Намерения полностью обсудить научную и метафизическую основы учения о реинкарнации не предполагается, поскольку эта тема была адекватно рассмотрена в недавней теософской публикации. (2) Но не будет лишним рассмотреть этическое возражение, которое так часто выдвигается против доктрины. Справедливо ли, что человек должен испытывать удовольствие или боль за поступки, совершенные в предыдущей жизни, о которых не сохранилось никаких воспоминаний? Подразумеваемый таким образом аргумент основан на смешении двух различных смыслов слова "справедливость" применительно к урегулированию человеческих взаимоотношений и применительно к действию естественных законов. Люди, по всеобщему признанию, далеки от совершенства в понимании, и для благополучия общества необходимо, чтобы все его члены чувствовали уверенность в том, что они не подлежат незаслуженному наказанию. По этой причине необходимо, чтобы перед назначением наказания были раскрыты основания для него. Но справедливость, которой подчиняются естественные законы, - это совсем другая вещь. Действия природы, неизменно направляемые законом причинности, не поддаются условиям, которые зависят от признанной неспособности применять этот закон без ошибок. Процесс морального взросления, которое, как полагают, могло бы дать понимание точной причины наших страданий, с лихвой компенсируется бесчисленными стимулами к добру, которые даруют чувство благодарности и другие подобные мотивы.
Наставления теософии с позиции здравого смысла можно кратко резюмировать следующим образом: —
1. Что в человеке есть принцип самосознания, который бессмертен.
2. Что этот принцип проявляется в последовательных воплощениях на земле.
3. Что составляющее непосредственный опыт в разных воплощениях строго подчиняется закону причинности.
4. Что поскольку каждый отдельный человек является результатом особенной причинной необходимости в природе, для одного человека неразумно доминировать над жизнью и действиями другого, каковым бы ни было соотношение их уровней развития. С другой стороны, чрезвычайно важно, чтобы каждый индивид неустанно работал над достижением такой высоты идеала, до которой он в силах дотянуться. В противном случае из-за несоответствия желаемого и действительного будет только увеличение страдания. Будьте в той же мере совершенны, как совершенен ваш Отец на небесах.
5. Что по вышеуказанным причинам разумно и оправданно проявлять наиболее широкую терпимость ко всем нашим ближним.
6. Что, поскольку абсолютное единство всей природы существует вечно, все эгоцентрические действия неизбежно заканчиваются терзаниями для действующего лица по причине отрицания этого факта. Следовательно, основы морали должны быть полагаемы в чувство Всеобщего братства Человечества.
7. Что гармоничный союз единицы с целым является единственным условием, которое может устранить всякую душевную муку, и поскольку каждый индивид представляет собой действие природы по особенным основаниям, то эта гармония достижима только благодаря собственным усилиям индивида.
Теософическое общество - это организация, целью которой является постижение истинного на самой несектантской основе, и в результате такого подхода оно считает, что перечисленные выше истины, если они в общих чертах приняты, рассчитаны на то, чтобы принести наибольшую пользу эпохе. Необходимо, однако, добавить, что в Обществе есть много членов искренне стремящихся к истине, которые не готовы подписаться под всеми этими доктринами без дальнейшего обдумывания и исследования; но все согласны с этическими принципами, имеющими к ним отношение. Главная цель Теософского общества - "сформировать ядро всеобщего братства человечества без различия расы, цвета кожи или вероисповедания". Об основах братства, которые Теософское общество считает научными, уже говорилось. Теософское братство не ограничивает свободу индивидуального развития. Она ничего не требует от своих членов, кроме готовности признать единство человеческой семьи как естественный факт, который нельзя игнорировать без последствий, и живое осознанное чувство которого, несомненно, сподвигнет к наивысшему развитию личности.
Теософское общество убеждено, что наиболее эффективным средством для изучения истины являются древние религиозные и философские системы мира, поскольку они свободны от разрушительных влияний, которыми окружены современные формы. Поэтому Общество искренне трудится над тем, чтобы способствовать всестороннему изучению восточной философии, накопленной поколениями теософов, как предоставляющей наиболее простой доступ к Религии Мудрости мира.
Кроме того, Общество стремится бороться с материализмом путем исследования паранормальных явлений, которые позволяют на практике продемонстрировать существование Души в человеке и привести к правильному пониманию законов, лежащих в основе этих явлений. Теософы не верят в сверхъестественное и отвергают представление о чудесах как о глупом ограничении возможностей природы. Взгляды передовых теософов на этот предмет можно найти очень умело изложенными в книге "Разоблаченной Изиде" мадам Блаватской и в "Эзотерическом Буддизме" г-на Синнетта. Все теософы, независимо от того, согласны они с этими взглядами всецело или нет, рассматривают их как открывающие необъятные просторы для размышлений по вопросам, которые настолько же значимы, насколько и игнорируются.
В заключение следует четко отметить, что Теософическое общество состоит из группы серьезных изучающих и исследователей, и не состоит из догматичных учителей. Но, естественно, большее число членов придерживаются общих убеждений по многим пунктам. Однако в каждом случае окончательное определение принимается не от внешнего источника, а внутренне.
"Нет религии выше Истины", - таков девиз Общества.
СНОСКИ:
1. Т.е. нынешнего века духовной слепоты.
2. См. "Труды Лондонской ложи Теософского общества", № 5.
________________
"The Path" ("Путь")
[Перепечатано из "Дублинского университетского обозрения", май 1886 г. с разрешения автора.
Трудно разрушить великую китайскую стену заблуждений, которой в разной степени окружаются все новые течения мысли. Приятие общественным сознанием идей, лежащих за пределами его автоматически протекающей повседневной жизни, является медленным процессом, который не может быть объяснен простой жизнеспособностью. Поскольку все движения, которые обладают какой-либо жизненной силой вообще, всегда вызывают необычную степень активности творческих способностей своих противников. Более или менее фантастические карикатуры на цели и методы борящегося движения запускаются бессознательными процессами домысливания, взращиваются в претензии превосходства взрослости над зарождающимся и далее используются для отправления в нокдаун с торжественной помпезностью. Под конец сей героики, когда вторженец ортодоксальной лени и респектабельного безразличия упрочивает позиции среди устроенной песчаной бури искажений, поразительное глумление обращается против личностей, которым не хватило достоинства и благоразумия умереть по приказу своего победителя. Теософское движение не оказалось исключением из этого общего правила. Возражения против него, как правило, являются попытками устранить этого возмутителя праздного спокойствия, найдя хотя бы какое-то оправдание для игнорирования его существования. Ложные вопросы затрагиваются во всех направлениях, и в этой путанице откровенно избегается изучение истин, которые воплощает Теософия. Бесполезно охотиться на выводок жертв заблуждения, которые, подобно великанам скандинавского фольклора, выходят ночью, чтобы убивать и пожирать, но растворяются в воздухе, когда их застигает врасплох солнечный луч. Лягать призраков - неблагодарное занятие. Не принимая этого во внимание, многие, в соответствии со словами автора "Религии Медичи", "опрометчиво атаковали армию Заблуждения и оказались в качестве трофеев для врагов". Поэтому предполагается изложить "простое, без прикрас" объяснение о том что такое Теософия на самом деле и о работе, которой занимается Теософское Общество, и предоставить делать выводы здравому смыслу читателя. Тончайшая метафизика теософии будет лишь слегка затронута при этом. Для получения более полной информации интересующийся отсылается к источникам, указанным в публикациях Теософского общества и трудах теософов насущного дня.
Теперь, что же такое Теософия? Несть числа заблуждениям, порожденным этим словом. Этимология не проливает на это большой ясности. Толкованием "Божественная мудрость" может быть покрыта очень широкая область значений. Не вдаваясь в историю этого слова, можно сказать, что руководители нынешнего возрождения Теософии понимают её как сакральный смысл Мудрости. Их интерпретация, в то время как не вызывает серьезных филологических возражений, также достаточно точна для всех публицистических целей. Теософия с этой точки зрения синонимична Истине — Истине, которая была облачена в одеяния различных религий; она также подразумевает, что такая Истина достижима естественным взрастанием мудрости, без привлечения сверхъестественных способов и средств. Таким образом является очевидным, что Теософия не придает непогрешимости какой-либо конкретной системе раскрытия, но утверждает, что при соответствующих условиях Истина открывается каждому индивиду. Солнце светит одинаково на всех; в кристалле оно отражается; в коме грязи - нет. Несмотря на то, что Теософия придает большое значение всем системам раскрытия, рассматривая их как ориентиры, указывающие направление, в котором следует искать Истину, она отказывается принимать их как предложения к отказу от самостоятельного поиска. Это правило Теософии основывается на соображении, что Истина является плодом реального опыта и не выражается в передаче интеллектуального багажа от одного человека к другому. Рассказы про Истину - это одно, а непосредственное восприятие её - это совсем другое. Общеизвестно, что самое точное и подробное описание, скажем, цветка ни в коем случае не является эффективной заменой визуального контакта с ним, хотя само по себе описание имеет огромную ценность. Исходя из этого индивидуальное понимание принципиально отстаивается в качестве единственного критерия Истины, но такое понимание связывается с ощутимой помощью в своем развитии и расширении посредством обращения к опыту других. Только в этом смысле Теософия наставляет, что личное усилие - это единственное средство, с помощью которого достигается развитие. Но в стремлении к росту нельзя игнорировать исходное родство сознаний. Индивиды - это не отдельные кристаллы, расположенные бок о бок, а разнообразные проявления единого неизменного общего всем сознания. Как свет из одного источника создает видимость различных огней путем отражения от множества поверхностей, так и это общее всем сознание, оставаясь неизменным, создает бесконечные индивидуальности, которые в ходе своей эволюции достигают совершенства, признавая это сущностное родство. Согласно теософским мыслителям, эта доктрина составляет фундаментальную истину, на которой основаны все религии; это окончательное завершение всей философской мысли и венец опыта всего практического мистицизма.
Поиск этой истины и ее практическая реализация рассматриваются не как простое удовлетворение интеллектуального любопытства, а как непосредственно наивысшее благо эволюционного развития. Это Нирвана буддистов, Мокша браминов, и она не очень отличается от Блаженства христиан. Когда это состояние, или скорее осознанная потребность в таком состоянии, становится утвержденной в сознании, терзание исчезает навсегда. Нирвана - это ни в коем случае не уничтожение сознания, а его покой в бесконечной полноте бытия. Излишне обсуждать нигилистический взгляд на буддизм, который выдвинули некоторые недалекие исследователи; достаточно сказать, что теософы в этом вопросе разделяют ответственность за свою точку зрения со многими выдающимися именами. Нирвана - это исчезновение всяких терзаний, потому что, будучи безусловным единством всего сущего, она не может быть ареной для тех противоборствующих сил, которые одни только причиняют душевную муку.
Исходя из этого наиболее важные черты Теософии могут быть упрощены для ясности понимания посредством пояснения ее отношений к Религии и Науке. Как наука о религии, Теософия рассматривает различные системы верований наподобие множества наречий, стремящихся выразить истину о человеке, его происхождении, природе и судьбе, а также о его отношениях с окружающим миром вещей. Но, поскольку слова или фразы - это не что иное, как простые звуки в отсутствие опыта означаемой вещи, поэтому правильное понимание религиозного иносказания может быть достигнуто только путем понимания истин, лежащих в его основе. С Теософской точки зрения различные системы религии возникают подобно различным формам, эволюционировавшим под влиянием особенностей времени, места и других специфических факторов, чтобы дать тленное тело нетленной истине.
Необходимо остерегаться неправильного представления, которое может возникнуть при этом. Теософия - это не эклектизм, который является мозаикой, в то время как Религия Мудрости - это органическое целое. Теософия подобна абстрактной математической формуле, конкретным выражением которой является каждая религия. Он не выбирает фрагменты из всех религий и не собирает их вместе в соответствии с каким-то причудливым стандартом построения. Но, будучи прочувствованной истиной каждого, Теософия рассматривает религии как различные описания этой истины. Она признает антагонизм между религиями не более, чем лингвист будет порицать написание одного и того же на разных языках из-за особенностей идиомы и грамматики. Теософия не враждебна какой-либо религии, но вынуждена в интересах истины противостоять тирании церковных институтов над личностью. Человечество в ходе своей эволюции производит личности, которые опережают общество в осознании фундаментальной истины и, таким образом, становятся способными пользоваться скрытыми в ней возможностями, которые принесут результат на определенный отрезок времени. Чтобы помочь массам, слепо борющимся за свет истины, эти учителя человечества создают символику терминов и обозначений, представляющих фундаментальную истину. Но, поскольку приобретение мудрости - это качественное изменение сознания приобретающего, а не просто эрудированность, то символика, хотя и чрезвычайно полезна, сама по себе не является духовным знанием и никогда не может быть преобразована в него, кроме как "внутренним усвоением". Физический процесс пищеварения дает поразительную аналогию в этом вопросе. Пища, усваиваемая различными организмами, соответствует их естественным потребностям. Духовная пища, при усвоении, также вносит свой вклад в потребности индивида, и два индивида не могут быть точно идентичными, будь то физически или иным образом. Противоположное предположение нарушило бы принцип обоснованной необходимости, по своему характеру. Следовательно, Теософия является бескомпромиссным сторонником свободы индивидуальной совести. С другой стороны, она рассматривает обособленное стремление к саморазвитию как неверное из-за игнорирования ею сущностного единства бытия. Один из величайших теософов мира, Гаутама Будда, провозгласил: "Пусть заблуждения Кали-Юги (1) падут на меня, но пусть мир будет спасён". Эти благородные слова нашли отклик в христианском апостоле, который соглашался на отлучение от Христовой церкви, если бы мог таким образом спасти мир.
Также Теософия не испытывает никакого неприятия к научному духу. Претендуя на то, чтобы быть культом почитания Истины, она должна показать себя самой точной из всех точных наук. В соответствии с этим истинное не может быть отделено от эмпирического опыта; просто интеллектуальное определение никогда не может быть самой истиной, так же как слово "человек" не может являться человеческим существом. Она противостоит догматическим приемам науки, которые отрицают независимую реальность в отношении фактов осознанного переживания из-за их в высшей степени ненаучного характера. Если не будет механизма сознавания, сама материя исчезнет. Противоположное этому — существование материи независимо от сознающего — никогда не бывало пережито. Следовательно, и материя, и работа сознания либо одинаково вечны, либо ни то, ни другое. Кроме того, она отвергает механистическую теорию Вселенной из-за отсутствия в ней места разуму. Если работа сознания выводима из бессознательного, то основополагающая роль разума сводится к её отстутствию. Бессознательное - это отрицание сознательного, и поэтому утверждение об отсутствии какой-либо связи с деятельностью сознания является характерным признаком. Каким же образом, тогда, оно может быть связано с сознанием чтобы породить его? Если допустить, что атомы сами по себе сознательны, то затруднение не исчезает. Ибо работа сознания должна находиться в связи с представлением о "я", и если такая самость допускается для каждого атома, то необъяснимо, как человек, состоящий из мириадов атомов, обладает все же отдельным и законченным представлением о "я". Потому очевидно, что в природе существует принцип индивидуальности сознания, выразителями которого являются не атомы, а индивидуальности, и поскольку принцип непрерывен, выражающие его единицы также должны быть такими. Ибо океан не может быть соленым, если качество солености не проникает в каждую его каплю. Теософия по этим же, среди прочих, причинам выступает против материализма, утверждая, что индивидуальность в человеке бессмертна. В этом, однако, не содержится утверждения, что нынешнее тело, эмоции или мысли человека как таковые будут существовать вечно, но что самосознающая единица, которая сейчас проявляется как человек, никогда не претерпит никаких изменений в принципиальной сути. Ибо изменение автономное от осознания изменения абсурдно. В действительности же это непрерывность осознавания заставляет быть представления об измении действенными. В обиходном языке, несомненно, используются такие фразы, как "рост и развитие сознания", но, строго говоря, есть нечто неизменное, в чем сознание сохраняет эти изменения, причем упомянутые выражения носят тот же характер, что и те, которые приписывают движение солнцу по отношению к земле. Более того, если одна сознающая единица должна была измениться в принципиальной сути, то есть стать уничтоженной, такое же вытекающее должно быть применено ко всем прочим единицам, и мы были бы вынуждены считать, что принцип индивидуальности сознания в природе не непрерывен в то же самое время, как материя, которая не находит существования в его отсутствие, неразрушима. Из непрерывности индивидуального сознания и его связей с материей следуют два важных вывода. Во-первых, что эта связь, которая находится в постоянном становлении, изменяется по определенному закону. Результаты изменения связаны друг с другом определенным образом. То, что есть сейчас, не является полностью независимым от того, что было раньше. Это механизм накопления опыта, и собственно опыт и основан на нем. Без закона причинности опыт был бы невозможен, на каком бы плане мы ни брали к рассмотрению опыт — на ментальном или на физическом. Таким образом, из применения закона причинности к нашей природе следует, что переживание удовольствия и боли в настоящем должно быть необходимым следствием причин, порожденных в прошлом. Здесь может быть выдвинуто возражение, что это испытуемый всеми факт, что мы переживаем достаточно страданий и удовольствий, обходясь вовсе без осознания нами порождающих их причин. Но это не имеет никакого смысла. Какая связь существует между нашим осознанием некоей причины и ее способностью производить следствие? Если мы получаем в систему болезнетворные микробы, болезнь не предотвращается из-за того что мы не осознавали приема. Что бы вы ни посеяли, вы пожнете то же самое, осознаете вы это или нет. Закон неслучайности, применяемый в таком ключе к личному опыту страдания и наслаждения, брахманы и буддисты называют Законом Кармы.
Второй вывод связан с первым и образует с ним гармоничное целое. Если индивидуальное сознание бессмертно, и его переживания управляются Законом Кармы, то из этого следует, что до тех пор, пока все причины, способные оказывать влияние на нынешний план жизни, не исчерпаны, и порождение подобных причин не прекращено, индивидуальное сознание будет оставаться связанным с опытом земного существования. Таким образом, индивидуальное "я" последовательно воплощается на этой земле, пока не соберет весь опыт, который может предложить жизнь на этой планете. Учение о реинкарнации преподается всеми религиями мира, не исключая христианства. В Евангелии от Матфея недвусмысленно говорится, что Иоанн Креститель был воплощением Илии (глава xvii. 12, 13). Намерения полностью обсудить научную и метафизическую основы учения о реинкарнации не предполагается, поскольку эта тема была адекватно рассмотрена в недавней теософской публикации. (2) Но не будет лишним рассмотреть этическое возражение, которое так часто выдвигается против доктрины. Справедливо ли, что человек должен испытывать удовольствие или боль за поступки, совершенные в предыдущей жизни, о которых не сохранилось никаких воспоминаний? Подразумеваемый таким образом аргумент основан на смешении двух различных смыслов слова "справедливость" применительно к урегулированию человеческих взаимоотношений и применительно к действию естественных законов. Люди, по всеобщему признанию, далеки от совершенства в понимании, и для благополучия общества необходимо, чтобы все его члены чувствовали уверенность в том, что они не подлежат незаслуженному наказанию. По этой причине необходимо, чтобы перед назначением наказания были раскрыты основания для него. Но справедливость, которой подчиняются естественные законы, - это совсем другая вещь. Действия природы, неизменно направляемые законом причинности, не поддаются условиям, которые зависят от признанной неспособности применять этот закон без ошибок. Процесс морального взросления, которое, как полагают, могло бы дать понимание точной причины наших страданий, с лихвой компенсируется бесчисленными стимулами к добру, которые даруют чувство благодарности и другие подобные мотивы.
Наставления теософии с позиции здравого смысла можно кратко резюмировать следующим образом: —
1. Что в человеке есть принцип самосознания, который бессмертен.
2. Что этот принцип проявляется в последовательных воплощениях на земле.
3. Что составляющее непосредственный опыт в разных воплощениях строго подчиняется закону причинности.
4. Что поскольку каждый отдельный человек является результатом особенной причинной необходимости в природе, для одного человека неразумно доминировать над жизнью и действиями другого, каковым бы ни было соотношение их уровней развития. С другой стороны, чрезвычайно важно, чтобы каждый индивид неустанно работал над достижением такой высоты идеала, до которой он в силах дотянуться. В противном случае из-за несоответствия желаемого и действительного будет только увеличение страдания. Будьте в той же мере совершенны, как совершенен ваш Отец на небесах.
5. Что по вышеуказанным причинам разумно и оправданно проявлять наиболее широкую терпимость ко всем нашим ближним.
6. Что, поскольку абсолютное единство всей природы существует вечно, все эгоцентрические действия неизбежно заканчиваются терзаниями для действующего лица по причине отрицания этого факта. Следовательно, основы морали должны быть полагаемы в чувство Всеобщего братства Человечества.
7. Что гармоничный союз единицы с целым является единственным условием, которое может устранить всякую душевную муку, и поскольку каждый индивид представляет собой действие природы по особенным основаниям, то эта гармония достижима только благодаря собственным усилиям индивида.
Теософическое общество - это организация, целью которой является постижение истинного на самой несектантской основе, и в результате такого подхода оно считает, что перечисленные выше истины, если они в общих чертах приняты, рассчитаны на то, чтобы принести наибольшую пользу эпохе. Необходимо, однако, добавить, что в Обществе есть много членов искренне стремящихся к истине, которые не готовы подписаться под всеми этими доктринами без дальнейшего обдумывания и исследования; но все согласны с этическими принципами, имеющими к ним отношение. Главная цель Теософского общества - "сформировать ядро всеобщего братства человечества без различия расы, цвета кожи или вероисповедания". Об основах братства, которые Теософское общество считает научными, уже говорилось. Теософское братство не ограничивает свободу индивидуального развития. Она ничего не требует от своих членов, кроме готовности признать единство человеческой семьи как естественный факт, который нельзя игнорировать без последствий, и живое осознанное чувство которого, несомненно, сподвигнет к наивысшему развитию личности.
Теософское общество убеждено, что наиболее эффективным средством для изучения истины являются древние религиозные и философские системы мира, поскольку они свободны от разрушительных влияний, которыми окружены современные формы. Поэтому Общество искренне трудится над тем, чтобы способствовать всестороннему изучению восточной философии, накопленной поколениями теософов, как предоставляющей наиболее простой доступ к Религии Мудрости мира.
Кроме того, Общество стремится бороться с материализмом путем исследования паранормальных явлений, которые позволяют на практике продемонстрировать существование Души в человеке и привести к правильному пониманию законов, лежащих в основе этих явлений. Теософы не верят в сверхъестественное и отвергают представление о чудесах как о глупом ограничении возможностей природы. Взгляды передовых теософов на этот предмет можно найти очень умело изложенными в книге "Разоблаченной Изиде" мадам Блаватской и в "Эзотерическом Буддизме" г-на Синнетта. Все теософы, независимо от того, согласны они с этими взглядами всецело или нет, рассматривают их как открывающие необъятные просторы для размышлений по вопросам, которые настолько же значимы, насколько и игнорируются.
В заключение следует четко отметить, что Теософическое общество состоит из группы серьезных изучающих и исследователей, и не состоит из догматичных учителей. Но, естественно, большее число членов придерживаются общих убеждений по многим пунктам. Однако в каждом случае окончательное определение принимается не от внешнего источника, а внутренне.
"Нет религии выше Истины", - таков девиз Общества.
СНОСКИ:
1. Т.е. нынешнего века духовной слепоты.
2. См. "Труды Лондонской ложи Теософского общества", № 5.
________________
"The Path" ("Путь")
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован: 27 сен 2015, 05:52
- Откуда: Новая Зеландия
Stop nonsense! Остановите абсурд!
mvs спасибо , интересная статья, не хотелось бы подымать банальную и затёртую до дыр тему, но не могу не высказать своё мнение,
о какой теософии говорит Мохини М. Чаттерджи?
друзья, на этот вопрос ответьте только сами себе или подумайте над этим, пожалуйста догматикам реагировать на моё мнение нет необходимости.
Ещё раз mvs, премного благодарен
с уважением Саша
о какой теософии говорит Мохини М. Чаттерджи?
друзья, на этот вопрос ответьте только сами себе или подумайте над этим, пожалуйста догматикам реагировать на моё мнение нет необходимости.
Ещё раз mvs, премного благодарен
с уважением Саша
ptilidi@gmail.com
-
- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован: 27 сен 2015, 05:52
- Откуда: Новая Зеландия
Stop nonsense! Остановите абсурд!
MVS, не смог удержаться, перечитал статью ещё раз,спасибо за помощь!!!
с уважением Саша
с уважением Саша
ptilidi@gmail.com
-
- Сообщения: 1535
- Зарегистрирован: 15 апр 2015, 09:35
- Откуда: Смоленск Не член ТО
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Я переводил. На эту статью указал мне мой знакомый Нирманакая. Именно Вам я могу признаться. Что бы это ни значило для читающего, для меня это имеет особенный смысл. И Он же настаивал, чтобы я сделал хотя бы какой-то перевод.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 1535
- Зарегистрирован: 15 апр 2015, 09:35
- Откуда: Смоленск Не член ТО
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Спасибо. Это не гипербола? Вы же понимаете, что это чрезвычайно смело.
Ваш Люцифер
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Это не гипербола. Это тоже мистицизм. Люди смотрят на вещи по-разному. А некоторые еще умеют видеть вещи неоднозначными и пользоваться разными подходами к их рассмотрению и выражению. Я вполне мог бы обойтись без нирманакаев и объяснить всё более прозаично. Но в теософии то они есть и без них нельзя ничего и никак. Отчёт Ходжсона поставил на них жирный крест и обрёк на публичное замалчивание. Но кто хочет их найти, тот непременно найдёт. Или они его найдут, и он всё поймёт. С кем можно, когда можно. Беседовать о них. А с кем не нужно и когда не нужно. Теософия до удара ОПИ предоставляла людям больше возможностей. Потом в качестве "моста связующего" осталась преимущественно только строгая философия. По отделению истинного от ложного.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 1535
- Зарегистрирован: 15 апр 2015, 09:35
- Откуда: Смоленск Не член ТО
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Здесь публичный ресурс и потому любой разговор не в личке публичный.
Если всё сказанное Вами истинно, то тогда это может некоторым образом объяснить то, что я не понимал.
Здесь на форуме полторы дюжины истинных отделителей мух от каклет. Логика, философия, здравый рассудок у каждого свой и самый-самый здравый. Кто здесь может поднять руку и сказать, что он неуч, кроме "младшего сына моего отца"©. Каждый Гуру, а некоторые даже Гурустее и просветлённее остальных.
Если всё сказанное Вами истинно, то тогда это может некоторым образом объяснить то, что я не понимал.
Ваш Люцифер
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Да и пусть. О чём пишет на этот предмет Мохини? Проводит аналогию с предпочтениями в пище. Главное ведь именно чтобы
здравый смысл присутствовал
философия (осознанный взгляд на мир) была задействована
логика соблюдалась
А жизнь "отрихтует", так сказать.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 1535
- Зарегистрирован: 15 апр 2015, 09:35
- Откуда: Смоленск Не член ТО
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Проблема в том, что желудки, отобрав персональные элементы из одной и той же пищи не дерутся друг с другом, в отличие от людей, прочитавших одну и ту же книгу и ринувшихся рихтовать мозги остальным. Очень непросто, практически невозможно, когда нет единой, признанной всеми ноты Соль в начале нотного стана, задающей Единственный и Единый тон произведения, или пресловутой эталонной линейки. Я не представляю как всё это можно выровнять. Честно.
Как-то пессимистичненько...
Настоящим буйным надо быть.
Как-то пессимистичненько...
Настоящим буйным надо быть.
Ваш Люцифер
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
"- Зачем вам голова?
- Я в неё ем!"
Это же естественный отбор. Весь вопрос только в методах "выживания". Люди понимают, что такое хорошо и что такое плохо, как можно поступать и как нельзя, и зачем упор на этику в практической теософии. Понимают все, следуют пониманию не все. А желудок что, если он пересыщен, то его пучит. В каком там году Мохини написал статью для университетского обозрения? А проблема до сих пор осталась. Никто не занимается методологической стороной теософии, все занимаются её тематическими сторонами.
- Я в неё ем!"
Это же естественный отбор. Весь вопрос только в методах "выживания". Люди понимают, что такое хорошо и что такое плохо, как можно поступать и как нельзя, и зачем упор на этику в практической теософии. Понимают все, следуют пониманию не все. А желудок что, если он пересыщен, то его пучит. В каком там году Мохини написал статью для университетского обозрения? А проблема до сих пор осталась. Никто не занимается методологической стороной теософии, все занимаются её тематическими сторонами.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Статья ни о чём, если не считать пары мыслей:
https://www.theosociety.org/pasadena/pa ... -sense.htm
The Path – January 1890
ЙОГА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - Джеймс Хендерсон Коннелли
Какими бы простыми, чёткими и соблазнительно легкими ни казались знания, представленные в "Афоризмах йоги" Патанджали — по крайней мере, в их американской версии, — на самом деле это путь величайших трудностей, фактически почти невыполнимый, для всех, кроме немногих исключительных западных учеников. Века глубоко благочестивой приверженности, метафизической подготовки и добровольного отречения в пользу таких умозрительных размышлений, какие западные умы склонны считать полной противоположностью успешности, предоставили людям Востока способность к таким занятиям, которые мы едва ли способны осмыслить и которым, конечно, не можем подражать. Для них эта способность является наследием; для нас это должно быть медленное и болезненное приобретение. Само наше понимание значения слов, используемых для передачи этого знания, должно быть изменено. Для нас "концентрация" означает вовсе не то, что она означает для индийских философов.
Проницательные люди повсюду среди нас - даже не зная ничего о йоге - поняли преимущество "сдерживания модификаций мыслительного принципа" как необходимое условие успешного поиска знаний или применения умственной энергии в научных или прикладных трудах. Поэтому изучение математики и игра в шахматы были настоятельно рекомендованы в качестве средств для достижения этой цели при воспитании мышления молодежи. Но цель, преследуемая в таком воспитательном развитии способности ума к концентрации, не выходила за рамки контролируемого применения полной умственной силы к определенному объекту — обычно на предметном плане, — и те, кто наиболее преуспел в этом искусстве, не имели представления о возможности развития с его помощью таких психических и духовных сил, которые рассматриваются Патанджали, и, по всей вероятности, рассматривались бы как крайне нежелательные и, вероятно, внушающие идею об умственном отчуждении, состоянии, названное этим великим философом "медитация без семени". Давление и брожение активных энергий в окружающей нас физической и умственной жизни, необходимой частью которых мы тоже являемся, имеют тенденцию культивировать в нас привычку к рассеянности мышления или, в лучшем случае, к ненормально ясному восприятию и способности к синхронному следованию совершенно несвязным и различным направлениям мысли, прямо противоположным "однонаправленности", к которой стремятся в практике йоги. В то же время, если бы к наблюдению и пониманию ментальных и психических результатов такой "концентрации", которая была достигнута нашими мыслителями бессознательно, было приложено столько интеллектуальных усилий, сколько было потрачено на изучение инфузорий или вычисление законов вероятности, управляющих повторением "наборов" в картах, мы бы в целом признали, насколько прозрачны те барьеры невидимого мира, об которые некоторые из нас невольно спотыкались, и, возможно, искали бы свет для целенаправленного продвижения вперед, такой, какой позволяет Йога. С той поры как Лютер, оторвавшись от своих глубоких размышлений, увидел дьявола в своей комнате и швырнул в него чернильницу, мнения относительно его действий в данном случае разделились. Доверчивые набожные люди говорили: "Он действительно видел дьявола". Правда после этого момента последовало еще одно различие: добрые протестанты говорили, что "заклятый враг получил должный отпор", а добрые католики утверждали, что "это был в высшей степени нелюбезный прием собственного приятеля", - но реальность дьявола не отрицается ни теми, ни другими. Однако материалистические скептики, коих большинство, реагируют: "Ерунда! Чума на оба ваших дома! У этого человека была желчь." "Желчная" теория, безусловно, наиболее популярна в эти новейшие дни "света и знания". Врачи, как правило, руководствуясь этой теорией, излечивают среди своих пациентов случаи сродни произошедшему с Лютером, и — если они обладают достаточной степенью прфессионализма — в той степени успешно, чтобы чувствовать справедливость своей гипотезы. При этом они подобны тем, кто, раздраженный назойливым тиканьем часов, останавливает их, - навсего затыкая уши. Слух пропадает, но часы все равно продолжают тикать. Таким способом они достигают своей цели положить конец психическим воздействиям, по крайней мере пока пациент находится на лечении, и не утруждают себя задуматься о возможности того, что они просто вмешались в условия, при которых осуществлялись демонстрации сверх-чувственных реальностей.
Случай, недавно дошедший до моего сведения, удачно иллюстрирует психические эффекты бессознательно применяемой «концентрации», и поэтому я считаю его достойным упоминания. Один господин, который является высококомпетентным математиком и привык к такому глубокому погружению в математические вычисления, в сочетании с астрономическими исследованиями, что в такие моменты он совершенно теряет осознание происходящего вокруг, начал раздражаться и в итоге встревожился, обнаружив, что время от времени во время таких его занятий образы людей, событий и пейзажей - не являющиеся воспоминаниями - накладывались на его сознание и, как казалось, были ясно различимыми для его физического зрения. Также он обнаружил, что, и это показалось ему поразительным, временами он четко представлял себе содержание писем, прежде чем открыть их, и авторство - впоследствии оказывавшееся точным - личностей адресантов, которые были ему совершенно незнакомы. У него было достаточно здравого смысла, чтобы быть уверенным, что он не страдает от желчи, и опасная альтернатива, выдвинутая ему в качестве объяснения, сводилась к тому, что он тронулся рассудком. Мысль об астральном свете не пришла ему в голову, а если бы это случилось, он, вероятно, с презрением отверг бы ее как чистой воды фантазию, не заслуживающую серьезного внимания; поскольку он очень уверенный, упрямый, здоровенный парень, не очень уважающий вещи, которые не поддаются математическим доказательствам. Со своей проблемой он обратился к своему доктору. Большинство докторов, услышав изложение его случая, сказали бы: «Вам нужен отдых и тонизирующие средства. Занимайтесь энергичными упражнениями на свежем воздухе, побольше витаминов и регулярно принимайте железосодержащие. Полностью откажитесь от математики и по возможности всех умственных усилий утомляющего характера, на какое-то время: постарайтесь быть настолько, насколько это возможно совершенно здоровым животным, и все будет в порядке». Такое лечение, вероятно, быстро изгнало бы картины и психометрические впечатления, и впоследствии всегда, когда к нему возвращались бы воспоминания о пережитом, он поздравлял бы себя с тем, что едва избежал «потери рассудка». Но, так получилось, что он попал к доктору, обладающему малопрофессиональной и нонкомформистской привычкой размышлять; тому, кто осмелился поверить в то, что на человека влияют вещи, которым не учили в его школе. И тот человек, услышав его, удовлетворенно заметил: «Да; я полагаю, с вами все в порядке. С этой стороны вашему рассудку не угрожает опасность. Я держу это при себе, поскольку люди в своей массе недалёки и сочли бы меня сумасшедшим, если бы это стало известным - что могло бы помешать моей практике, - но у меня самого было много таких случаев, и я многое знаю о них.» Этот врач, годами «концентрируясь» на своих любимых занятиях, достиг тех же результатов, что и математик, и, к счастью, был способен распознать причину и истинный характер вытекающего состояния бытия.
Хотя имеются несомненно много подобных казусов, они таковы в совокупности и мизерно редки в обществе, и могут рассматриваться не более, чем иллюстрации возможностей, достижимых всего только неосознанно-применяемой и следовательно нездорово-направляемой "концентрацией"; возможно не будет чересчур пессимистичным взглядом на ситуацию надеяться что немногое количество людей приступая к этой практике - независимо от степени целеустремленности и сообразительности - оправданы в ожиданиях много большего, чем эти скромные иллюстрации, простая "вскрыша" неиссякаемой жилы при дальнейшей разработке. Для подавляющего большинства из нас, особенно тех, кто достигли среднего возраста и имеют устоявшиеся психические привычки, которые, мягко выражаясь, не способствуют строго направленной абстрактной медитации на излучениях немыслимого и подобного, мало надежды на то, что мы добьемся каких-либо заметных успехов в реальном «сосредоточении», на базисе йоги, в течении наших текущих воплощений. Однако, к счастью, мы знаем, что мы не ограничены нашими настоящими земными жизнями и что каждый шаг в развитии, который мы делаем в этом физическом существовании, будет весьма большим положительным достижением в нашем следующем. Сколько бы времени нам ни потребовалось, чтобы достичь цели, наши возможности не исчерпаются, пока не будут реализованы, и, если наши усилия будут прилежны, каждый последующий этап на пути будет легче, а прогресс будет пропорционально больше, чем на предыдущем. И награда, которую нужно выиграть, стоит постоянных усилий в течение долгой серии личных существований, являясь не чем иным, как освобождением Эго; освобождением от «колеса существований».
Следующее размышление - напоминание о другой трудности, с которой сталкивается западный ученик йоги. Хотя Патанджали не так явно и категорично, как Шанкарачарья или "Бхагавад-Гита", предписывает отречение от желания законных плодов добрых дел, у него это также выражено с достаточной ясностью, чтобы его можно было понять как необходимое требование. Но западный ум, который является ничем, если не прагматичен в собственном понимании, говорит; «Что толку делать что-либо, если нет цели перед глазами? а, если перед глазами желанная цель, как же возможно разумно работать для её достижения, не желая её?» Понимание высочайшего требования подчинения долгу для своего же блага и безоговорочное принятие истины о том, что любое желание является препятствием, обязательно будут камнем преткновения для большинства из нас в течение долгого времени, но, как и многие другие тяжелые уроки, должны быть усвоены. Такое отречение - один из важнейших элементов йоги, единственно который благодаря своей неотъемлемости от чистой самоотдачи поднимает душу за пределы психического на духовный план сознания.
«Сдерживание модификаций мыслительного принципа», хотя и далеко от того бесстрастия, которое представляет собой «безразличие ко всему остальному, кроме души», придаст гораздо большую силу, чем имеет средний человек - как в умственных трудах, так и в таких проблесках другого плана, которые имели уже было сказано, как о достигнутом математиком и врачом, - и это сравнительно легко. Не требуется быть святым, и даже иметь благородные цели, но только сильную волю и способность к непрерывным усилиям, чтобы достичь этой точки. В самом деле, бывают такие, кто в силу своей особой организации, без какой-либо особой воли или особых усилий могут легко достичь астрального плана посредством самогипноза, но их способности никоим образом не желательны. Тот план изобилует реальными опасностями для неподготовленного и несопровождаемого исследователя и способен принести мало реального удовлетворения тому, кто находится в названном состоянии, поскольку его сознание находится только на том плане и отсутствует знание удерживания внимания, достижимой концентрированным умом йогина, который не теряет непрерывности своего сознания ни на каком плане, какого он способен достичь.
Остается надеяться, что ни один член Теософского Общества не развивает косоглазие, сосредоточенно созерцая кончик своего носа, в тщетной надежде быстро обрести сверхчеловеческие способности, о которых говорится в третьей книге Патанджали; или же воображая, что его собственное самомнение в ярких глубинах какого-то хрустального шара - это истинные видения на планах сверхчувственного существования. Давайте «спешить медленно». Если в нашей нынешней жизни мы научимся твердо следовать перым четырем «благородным ступеням» «восьмеричного пути», мы сделаем многое; в действительности же, всё, чего мы могли бы разумно ожидать. Насколько мы в силах, без иллюзорных надежд и самообмана, давайте следовать наставлению Патанджали, но с вездесущим памятованием о том, что в нашем нынешнем воплощении мы только высаживаем семя, из которого карма взрастит цветок и в будущем принесет плоды более благоприятных существований.
https://www.theosociety.org/pasadena/pa ... -sense.htm
The Path – January 1890
ЙОГА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - Джеймс Хендерсон Коннелли
Какими бы простыми, чёткими и соблазнительно легкими ни казались знания, представленные в "Афоризмах йоги" Патанджали — по крайней мере, в их американской версии, — на самом деле это путь величайших трудностей, фактически почти невыполнимый, для всех, кроме немногих исключительных западных учеников. Века глубоко благочестивой приверженности, метафизической подготовки и добровольного отречения в пользу таких умозрительных размышлений, какие западные умы склонны считать полной противоположностью успешности, предоставили людям Востока способность к таким занятиям, которые мы едва ли способны осмыслить и которым, конечно, не можем подражать. Для них эта способность является наследием; для нас это должно быть медленное и болезненное приобретение. Само наше понимание значения слов, используемых для передачи этого знания, должно быть изменено. Для нас "концентрация" означает вовсе не то, что она означает для индийских философов.
Проницательные люди повсюду среди нас - даже не зная ничего о йоге - поняли преимущество "сдерживания модификаций мыслительного принципа" как необходимое условие успешного поиска знаний или применения умственной энергии в научных или прикладных трудах. Поэтому изучение математики и игра в шахматы были настоятельно рекомендованы в качестве средств для достижения этой цели при воспитании мышления молодежи. Но цель, преследуемая в таком воспитательном развитии способности ума к концентрации, не выходила за рамки контролируемого применения полной умственной силы к определенному объекту — обычно на предметном плане, — и те, кто наиболее преуспел в этом искусстве, не имели представления о возможности развития с его помощью таких психических и духовных сил, которые рассматриваются Патанджали, и, по всей вероятности, рассматривались бы как крайне нежелательные и, вероятно, внушающие идею об умственном отчуждении, состоянии, названное этим великим философом "медитация без семени". Давление и брожение активных энергий в окружающей нас физической и умственной жизни, необходимой частью которых мы тоже являемся, имеют тенденцию культивировать в нас привычку к рассеянности мышления или, в лучшем случае, к ненормально ясному восприятию и способности к синхронному следованию совершенно несвязным и различным направлениям мысли, прямо противоположным "однонаправленности", к которой стремятся в практике йоги. В то же время, если бы к наблюдению и пониманию ментальных и психических результатов такой "концентрации", которая была достигнута нашими мыслителями бессознательно, было приложено столько интеллектуальных усилий, сколько было потрачено на изучение инфузорий или вычисление законов вероятности, управляющих повторением "наборов" в картах, мы бы в целом признали, насколько прозрачны те барьеры невидимого мира, об которые некоторые из нас невольно спотыкались, и, возможно, искали бы свет для целенаправленного продвижения вперед, такой, какой позволяет Йога. С той поры как Лютер, оторвавшись от своих глубоких размышлений, увидел дьявола в своей комнате и швырнул в него чернильницу, мнения относительно его действий в данном случае разделились. Доверчивые набожные люди говорили: "Он действительно видел дьявола". Правда после этого момента последовало еще одно различие: добрые протестанты говорили, что "заклятый враг получил должный отпор", а добрые католики утверждали, что "это был в высшей степени нелюбезный прием собственного приятеля", - но реальность дьявола не отрицается ни теми, ни другими. Однако материалистические скептики, коих большинство, реагируют: "Ерунда! Чума на оба ваших дома! У этого человека была желчь." "Желчная" теория, безусловно, наиболее популярна в эти новейшие дни "света и знания". Врачи, как правило, руководствуясь этой теорией, излечивают среди своих пациентов случаи сродни произошедшему с Лютером, и — если они обладают достаточной степенью прфессионализма — в той степени успешно, чтобы чувствовать справедливость своей гипотезы. При этом они подобны тем, кто, раздраженный назойливым тиканьем часов, останавливает их, - навсего затыкая уши. Слух пропадает, но часы все равно продолжают тикать. Таким способом они достигают своей цели положить конец психическим воздействиям, по крайней мере пока пациент находится на лечении, и не утруждают себя задуматься о возможности того, что они просто вмешались в условия, при которых осуществлялись демонстрации сверх-чувственных реальностей.
Случай, недавно дошедший до моего сведения, удачно иллюстрирует психические эффекты бессознательно применяемой «концентрации», и поэтому я считаю его достойным упоминания. Один господин, который является высококомпетентным математиком и привык к такому глубокому погружению в математические вычисления, в сочетании с астрономическими исследованиями, что в такие моменты он совершенно теряет осознание происходящего вокруг, начал раздражаться и в итоге встревожился, обнаружив, что время от времени во время таких его занятий образы людей, событий и пейзажей - не являющиеся воспоминаниями - накладывались на его сознание и, как казалось, были ясно различимыми для его физического зрения. Также он обнаружил, что, и это показалось ему поразительным, временами он четко представлял себе содержание писем, прежде чем открыть их, и авторство - впоследствии оказывавшееся точным - личностей адресантов, которые были ему совершенно незнакомы. У него было достаточно здравого смысла, чтобы быть уверенным, что он не страдает от желчи, и опасная альтернатива, выдвинутая ему в качестве объяснения, сводилась к тому, что он тронулся рассудком. Мысль об астральном свете не пришла ему в голову, а если бы это случилось, он, вероятно, с презрением отверг бы ее как чистой воды фантазию, не заслуживающую серьезного внимания; поскольку он очень уверенный, упрямый, здоровенный парень, не очень уважающий вещи, которые не поддаются математическим доказательствам. Со своей проблемой он обратился к своему доктору. Большинство докторов, услышав изложение его случая, сказали бы: «Вам нужен отдых и тонизирующие средства. Занимайтесь энергичными упражнениями на свежем воздухе, побольше витаминов и регулярно принимайте железосодержащие. Полностью откажитесь от математики и по возможности всех умственных усилий утомляющего характера, на какое-то время: постарайтесь быть настолько, насколько это возможно совершенно здоровым животным, и все будет в порядке». Такое лечение, вероятно, быстро изгнало бы картины и психометрические впечатления, и впоследствии всегда, когда к нему возвращались бы воспоминания о пережитом, он поздравлял бы себя с тем, что едва избежал «потери рассудка». Но, так получилось, что он попал к доктору, обладающему малопрофессиональной и нонкомформистской привычкой размышлять; тому, кто осмелился поверить в то, что на человека влияют вещи, которым не учили в его школе. И тот человек, услышав его, удовлетворенно заметил: «Да; я полагаю, с вами все в порядке. С этой стороны вашему рассудку не угрожает опасность. Я держу это при себе, поскольку люди в своей массе недалёки и сочли бы меня сумасшедшим, если бы это стало известным - что могло бы помешать моей практике, - но у меня самого было много таких случаев, и я многое знаю о них.» Этот врач, годами «концентрируясь» на своих любимых занятиях, достиг тех же результатов, что и математик, и, к счастью, был способен распознать причину и истинный характер вытекающего состояния бытия.
Хотя имеются несомненно много подобных казусов, они таковы в совокупности и мизерно редки в обществе, и могут рассматриваться не более, чем иллюстрации возможностей, достижимых всего только неосознанно-применяемой и следовательно нездорово-направляемой "концентрацией"; возможно не будет чересчур пессимистичным взглядом на ситуацию надеяться что немногое количество людей приступая к этой практике - независимо от степени целеустремленности и сообразительности - оправданы в ожиданиях много большего, чем эти скромные иллюстрации, простая "вскрыша" неиссякаемой жилы при дальнейшей разработке. Для подавляющего большинства из нас, особенно тех, кто достигли среднего возраста и имеют устоявшиеся психические привычки, которые, мягко выражаясь, не способствуют строго направленной абстрактной медитации на излучениях немыслимого и подобного, мало надежды на то, что мы добьемся каких-либо заметных успехов в реальном «сосредоточении», на базисе йоги, в течении наших текущих воплощений. Однако, к счастью, мы знаем, что мы не ограничены нашими настоящими земными жизнями и что каждый шаг в развитии, который мы делаем в этом физическом существовании, будет весьма большим положительным достижением в нашем следующем. Сколько бы времени нам ни потребовалось, чтобы достичь цели, наши возможности не исчерпаются, пока не будут реализованы, и, если наши усилия будут прилежны, каждый последующий этап на пути будет легче, а прогресс будет пропорционально больше, чем на предыдущем. И награда, которую нужно выиграть, стоит постоянных усилий в течение долгой серии личных существований, являясь не чем иным, как освобождением Эго; освобождением от «колеса существований».
Следующее размышление - напоминание о другой трудности, с которой сталкивается западный ученик йоги. Хотя Патанджали не так явно и категорично, как Шанкарачарья или "Бхагавад-Гита", предписывает отречение от желания законных плодов добрых дел, у него это также выражено с достаточной ясностью, чтобы его можно было понять как необходимое требование. Но западный ум, который является ничем, если не прагматичен в собственном понимании, говорит; «Что толку делать что-либо, если нет цели перед глазами? а, если перед глазами желанная цель, как же возможно разумно работать для её достижения, не желая её?» Понимание высочайшего требования подчинения долгу для своего же блага и безоговорочное принятие истины о том, что любое желание является препятствием, обязательно будут камнем преткновения для большинства из нас в течение долгого времени, но, как и многие другие тяжелые уроки, должны быть усвоены. Такое отречение - один из важнейших элементов йоги, единственно который благодаря своей неотъемлемости от чистой самоотдачи поднимает душу за пределы психического на духовный план сознания.
«Сдерживание модификаций мыслительного принципа», хотя и далеко от того бесстрастия, которое представляет собой «безразличие ко всему остальному, кроме души», придаст гораздо большую силу, чем имеет средний человек - как в умственных трудах, так и в таких проблесках другого плана, которые имели уже было сказано, как о достигнутом математиком и врачом, - и это сравнительно легко. Не требуется быть святым, и даже иметь благородные цели, но только сильную волю и способность к непрерывным усилиям, чтобы достичь этой точки. В самом деле, бывают такие, кто в силу своей особой организации, без какой-либо особой воли или особых усилий могут легко достичь астрального плана посредством самогипноза, но их способности никоим образом не желательны. Тот план изобилует реальными опасностями для неподготовленного и несопровождаемого исследователя и способен принести мало реального удовлетворения тому, кто находится в названном состоянии, поскольку его сознание находится только на том плане и отсутствует знание удерживания внимания, достижимой концентрированным умом йогина, который не теряет непрерывности своего сознания ни на каком плане, какого он способен достичь.
Остается надеяться, что ни один член Теософского Общества не развивает косоглазие, сосредоточенно созерцая кончик своего носа, в тщетной надежде быстро обрести сверхчеловеческие способности, о которых говорится в третьей книге Патанджали; или же воображая, что его собственное самомнение в ярких глубинах какого-то хрустального шара - это истинные видения на планах сверхчувственного существования. Давайте «спешить медленно». Если в нашей нынешней жизни мы научимся твердо следовать перым четырем «благородным ступеням» «восьмеричного пути», мы сделаем многое; в действительности же, всё, чего мы могли бы разумно ожидать. Насколько мы в силах, без иллюзорных надежд и самообмана, давайте следовать наставлению Патанджали, но с вездесущим памятованием о том, что в нашем нынешнем воплощении мы только высаживаем семя, из которого карма взрастит цветок и в будущем принесет плоды более благоприятных существований.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 2285
- Зарегистрирован: 26 июл 2013, 20:11
- Откуда: Украина
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Хорошая статья (ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ТЕОСОФИИ — Мохини М. Чаттерджи). Но, ничего такого, о чем не читала ранее. Но таки спасибо. Было интересно.
-
- Сообщения: 1535
- Зарегистрирован: 15 апр 2015, 09:35
- Откуда: Смоленск Не член ТО
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Да мы все и всегда читаем одно и тоже. Просто в какой-то момент то, что знакомо сто лет вдруг капает последней каплей рядом с нужным ростком, и всё, ты бог. Цветок раскрылся. Поливать надо чаще.
Ваш Люцифер
-
- Администратор
- Сообщения: 4345
- Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Статья не просто хорошая. Главное что она пытается возобновить чистоту теософских основ от вырастающих на этих основах сорняков. Например, практический мистицизм. Сначала цель - взращивание мудрости. Затем можно вступать в мистицизм и практиковать это взращивание. Или например, саморазвитие. Сначала обучение, обращение к опыту тех, у кого он состоялся. И затем открытие новой (индивидуальной) грани одной и той же истины. В конце концов, сама Теософия. Сначала элементарное уважение к проявлениям мудрости. Потом возведение её в степень религии, т.с. подчеркнутого отношения к ней, в т.ч. помимо уважения её защита, сохранение.
Мне понравилось про каплю, своевременно падающую с ростком. А еще наверное можно сравнить, что в очередной раз проверяя чистоту своих основ, обнаруживаешь какой-нибудь долго скрывающийся и незаметно обитающий сорняк и получаешь возможность выдрать его с корнем. Опять же пример - с пониманием о карме. К чему только не пытаются приспособить это название. А это всё просто человеческие потребности в "справедливости" со справедливостью кармы как закона абсолютного воздаяния собственно никогда не совпадающие.
Мне понравилось про каплю, своевременно падающую с ростком. А еще наверное можно сравнить, что в очередной раз проверяя чистоту своих основ, обнаруживаешь какой-нибудь долго скрывающийся и незаметно обитающий сорняк и получаешь возможность выдрать его с корнем. Опять же пример - с пониманием о карме. К чему только не пытаются приспособить это название. А это всё просто человеческие потребности в "справедливости" со справедливостью кармы как закона абсолютного воздаяния собственно никогда не совпадающие.
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
-
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 11 окт 2021, 18:52
Stop nonsense! Остановите абсурд!
Спасибо за перевод статьи "Здравый смысл теософии" — Мохини М. Чаттерджи. Она подсказала мне интересные мысли.