(Головин. Приближение к Снежной королеве)Нам, каждому из нас, открыты минимум три уровня манифестации. Первый — тот самый в котором мы с вами беседуем, второй уровень — это сон и сновидения, третий уровень — это мир нашего воображения, когда мы в нормальном и трезвом виде мечтаем и представляем себе зрительные образы. Это три уровня манифестации, которые нам вполне доступны. И беда в том, что в силу нашей жизни в конкретной позитивистской цивилизации, мы предпочитаем реальный мир, именно материальную манифестацию. И поэтому первым шагом в развитии микрокосма является попытка расширить наше восприятие во вселенной сна и вселенной воображения.
Воображение, желание
-
- Администратор
- Сообщения: 11464
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Воображение, желание
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Воображение, желание
В серии из 4-х программ из цикла "Живая Теософия" четыре разных спикера исследуют наставления для ученичества, данные в книге "У ног Учителя". Во второй части "Неокрашенный Ум" Тим Бойд объясняет значение и важность второй квалификации, а именно Вайрагья - отсутствия желаний.
phpBB [media]
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 11464
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Воображение, желание
С другой стороны...
"Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь." (Михаил Зощенко)
У женатых много лет... каковыми являются Тим Бойд и кажется читающий текст, свои проблемы...
"Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь." (Михаил Зощенко)
У женатых много лет... каковыми являются Тим Бойд и кажется читающий текст, свои проблемы...
-
- Администратор
- Сообщения: 11464
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Воображение, желание
Еще в 2013 году Алекс Шлегель опубликовал статью о том, как воображение проявляется в нашем мозге.
"Оказалось, что "центр воображения" состоит из 12 отдельных элементов, разбросанных по всей коре мозга человека. Четыре ее ключевых элемента находятся в лобно-теменной доле, а остальные восемь распределены по всем другим отделам мозга."
"Александр Шлегель из Дармутского колледжа в Ганновере (США) и его коллеги составили первую карту так называемого "умственного рабочего пространства" в нашем мозге (mental workspace), отвечающего за мыслительные процессы и воображение."
https://ria.ru/20130916/963614750.html
По картинке, в лобно-теменной доле это DLPFC (дорсо-латеральная префронтальная кора), MFC (медиальная фронтальная кора), SEF и FEF. Что такое два последних, т.е. как расшифровывается название, мне пока неясно. Местоположение - на рисунке по ссылке.
По другой статье, при воображении информационные потоки движутся от теменной области к затылочной, где расположен зрительный центр. При просмотре видео, наоборот, т.е. в противоположном направлении.
По третьей статье: «Нам удалось открыть нечто похожее на визуальное метасознание, которое помогает отличить реальность от вымысла», — говорит профессор Добромир Ранев. И это области DLPFC и aPFC (передняя префронтальная кора).
"Оказалось, что "центр воображения" состоит из 12 отдельных элементов, разбросанных по всей коре мозга человека. Четыре ее ключевых элемента находятся в лобно-теменной доле, а остальные восемь распределены по всем другим отделам мозга."
"Александр Шлегель из Дармутского колледжа в Ганновере (США) и его коллеги составили первую карту так называемого "умственного рабочего пространства" в нашем мозге (mental workspace), отвечающего за мыслительные процессы и воображение."
https://ria.ru/20130916/963614750.html
По картинке, в лобно-теменной доле это DLPFC (дорсо-латеральная префронтальная кора), MFC (медиальная фронтальная кора), SEF и FEF. Что такое два последних, т.е. как расшифровывается название, мне пока неясно. Местоположение - на рисунке по ссылке.
По другой статье, при воображении информационные потоки движутся от теменной области к затылочной, где расположен зрительный центр. При просмотре видео, наоборот, т.е. в противоположном направлении.
По третьей статье: «Нам удалось открыть нечто похожее на визуальное метасознание, которое помогает отличить реальность от вымысла», — говорит профессор Добромир Ранев. И это области DLPFC и aPFC (передняя префронтальная кора).
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Воображение, желание
Но эта реальность отличается от вымысла лишь подтверждением со стороны,как я понимаю? С другой стороны воображение факира позволяет распространить иллюзию массово,все будут видеть змею вместо веревки.
-
- Администратор
- Сообщения: 11464
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Воображение, желание
Абель, вот третья статья на тему.
https://knife.media/visual-metacognition/
Эта уже от 2018 года.
https://knife.media/visual-metacognition/
Эта уже от 2018 года.
Получается, они и сами могли после прекращения воздействия посмотреть, например, на записи, что отвечали неправильно о наклоне этих линий или вообще об их наличии. И отдел aPFC более сильно влияет в этом отношении. То есть они видели неверно, и утверждали, что уверены, что видят верно, при воздействии на него.Исследователи провели эксперимент с группой из 20 добровольцев. Ученые облучали специальными магнитными импульсами две области префронтальной коры головного мозга — DLPFC и aPFC. Импульсы либо подавляли, либо стимулировали работу этих отделов.
Тем временем участники смотрели на монитор с набором тонких черно-белых полосок, которые были слегка повернуты влево или вправо. Задачей добровольцев было определить, в какую сторону смотрят полоски и нажать соответствующую кнопку на пульте.
При воздействии на отдел DLPFC точность ответов падала, как и уверенность людей в своей правоте. Воздействие на отдел aPFC и вовсе приводило к тому, что участники видели миражи вместо реальных линий. Но во втором случае люди были убеждены, что отвечают верно.
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Воображение, желание
Ну не знаю,слишком они оптимистичны как всегда. Если они создадут такой препарат от галлюцинаций, справился ли бы он с этим?hele писал(а): ↑22 авг 2019, 16:13 Абель, вот третья статья на тему.
https://knife.media/visual-metacognition/
Эта уже от 2018 года.Получается, они и сами могли после прекращения воздействия посмотреть, например, на записи, что отвечали неправильно о наклоне этих линий или вообще об их наличии. И отдел aPFC более сильно влияет в этом отношении. То есть они видели неверно, и утверждали, что уверены, что видят верно, при воздействии на него.Исследователи провели эксперимент с группой из 20 добровольцев. Ученые облучали специальными магнитными импульсами две области префронтальной коры головного мозга — DLPFC и aPFC. Импульсы либо подавляли, либо стимулировали работу этих отделов.
Тем временем участники смотрели на монитор с набором тонких черно-белых полосок, которые были слегка повернуты влево или вправо. Задачей добровольцев было определить, в какую сторону смотрят полоски и нажать соответствующую кнопку на пульте.
При воздействии на отдел DLPFC точность ответов падала, как и уверенность людей в своей правоте. Воздействие на отдел aPFC и вовсе приводило к тому, что участники видели миражи вместо реальных линий. Но во втором случае люди были убеждены, что отвечают верно.
-
- Сообщения: 2308
- Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Если они и условны, то очень условно.кшатрий писал(а): ↑26 июн 2021, 17:54 Это всё условные понятия, свойственные всё тому же "объективному" миру. Допустим, Атма на своём "плане" является универсальным , вездесущным принципом, поэтому, она не может быть "внутри", или "вне" чего-либо. Тем более, так и оставаясь на своём "плане", на котором нет и никогда не было никакого разделения.
Вся метафизика и ее понятия, так сформулированы не для того, чтобы кто-то мог объяснить устройство мироздания точно также, как то пытвлись делать физики до начала 20-го века, а сейчас этим пытаются заниматься те, кто именует себя научной философией.
Я уже говорил не раз (в том числе и Вам), что это все не постигается (умом), а "этим" становятся. Не возможно знать, даже приблизительно, устройство мира на три шага вперед - не возможно представить или понять мир даже 7-й Расы нашего Круга, не говоря уже о Пятом и далее Кругах.
Когда человек достигает того уровня, выше которого в данную эпоху пройти нельзя, то он либо погружается в Нирвану, либо становится Нирманакайя.
Так вот, об Атме, как о "внутри" говорят совершенно не случайно, потому что на каждом этапе сознания есть своя атма - малый аналог или отражение Высшей Атмы. И чтобы в нее войти, нужно, используя воображение, сделать нечто, что очень похожее, когда из вне, входят внутрь (точнее - когда снимают внешнюю одежду, потом нижнюю, оставаясь в неглиже... То есть, вся терминология метафизики буквально "заточена" под йогу, причем хоть для Высших ее стадий, хоть для низших.
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Как раз это ошибка.Никакого воображения не используется,наоборот оно устраняется.Устраняется всякие проекции и модуляции ума и погружается в тишину безмолвия.В самадхи нет никаких мыслей и чувствований .Именно свобода от ощущений , нега покоя и является инициатором поиска возврата в себя,который атма осуществляет кармой,каждый раз представляя этот покой как совершенное равновесие,которое не будучи принятым вновь и вновь предстает как точка балланса в жизни.
-
- Сообщения: 2308
- Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Закон Подобия и Аналогии потому назван главным законом постижения у Блаватской, что сама иллюзия - это также подобие реальности. Ум есть убийца реального, но ум есть средство которым эта иллюзия поражается.
Воображение как обычное отражение (через память) видимого слишимого и т.д. должно быть преодолено воображением отрицающим, отбрасывающим, "проникающим за" воображение обычное.
Хатха йога и Раджа йога в основе своей - это одни и те же тексты, но которые трактуются очень различно - кардинально различно.
-
- Администратор
- Сообщения: 5544
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Тем более, если всё это не постигается умом, то не зависит и от понятий, создаваемых им и для него же. А "становятся" чем-то прежде всего на уровне ощущений, переживания. И затем уже об этом создаются какие-то условные понятия, указывающие на эти переживания, или выражающие их. Поэтому, тот, кто никогда не переживал какое-то чувство-не сможет его представить даже на основе описаний. И другие не смогут ему объяснить-на что похоже это чувство, пока он сам его не ощутит. Поэтому, то, о чём Вы пишете:
Всегда будет самой "низшей" стадией, так как, именно воображение приводит к ложным представлениям и толкованиям. Поэтому, не может быть использовано для познания чего-то "истинного". А только, как и всё остальное, может лишь "очищаться" от всего "ложного". Из-за чего, классикой йоги всегда являлось выражение Патанжали-"Читта вритти ниродха", или "устранение(прекращение) модификаций(активности) ума", в которые так же входит и воображение.dusik_ie писал(а): ↑26 июн 2021, 20:49 Так вот, об Атме, как о "внутри" говорят совершенно не случайно, потому что на каждом этапе сознания есть своя атма - малый аналог или отражение Высшей Атмы. И чтобы в нее войти, нужно, используя воображение, сделать нечто, что очень похожее, когда из вне, входят внутрь (точнее - когда снимают внешнюю одежду, потом нижнюю, оставаясь в неглиже... То есть, вся терминология метафизики буквально "заточена" под йогу, причем хоть для Высших ее стадий, хоть для низших.
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
В сфере познаваемого,то есть объектного,а значит ума.Но она бессильно там,где нет два...Там,где субъект и объект одно,этот метод остается за пределом не знания.Потому что знать можно объект,но в субъекте нет знания,он не знание и это является знанием ноумена.
К этой границе подводят два противоположных хорошо известных метода,нети- нети,и я- брахман...
Да,ум призван тут самоудалиться.Как пример: одна концепция используется как шип,чтоб вынуть занозу- другую концепцию...Однако когда концепция вынута из сознания,она может оказаться такой же принципиально как и первая ,только разница лишь та,что одна засела в уме,а вторая использовалась для ее извлечения,все методы зависят от обстоятельств .
-
- Сообщения: 2308
- Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Для начала, чтобы это все понять, нужно признать (или предположить), что вообще все, что есть в наших представлениях иллюзорно - "островков реальности" нет.
И если так, то тогда "постижение умом" (рациональность) и уровень ощущений, переживания - все это разные аспекты одного и того-же и является иллюзорным (то есть, следствием ограниченности и относительности восприятия)
Все то, что мы имеем сейчас (в том числе и воображение) - это низшее проявление (корреляции) какого-то качества, которое становится тем или иным, в зависимости от того, какой носитель оно имеет.
Это как один и тот же свет пропускать через разные цветовые фильтры.
Воображение развивается из банального отражения видимости, шаг за шагом в то, что можно назвать, ничего не означающими (для нас) словами - "духовное воображение".
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Здесь присутствует небольшая проблема. Эта проблема особо характерна для западного ума, чем восточного. К тому же наш язык очень беден и не может передать разницу между воображением и воображением. Как правило комментаторы применяют другой термин для более ясного понимания йогических техник - внутренняя визуализация. Визуализация также является воображением, но Вы можете почувствовать и уловить разницу. Разница в том, что само по себе воображение не приводит к ложным представлениям и толкованиям. Давать ложные толкования - это функция ума. Патанджали под словом "воображение" имел ввиду совсем другое что мы понимаем под этим словом. Основная функция ума - это различение образов, которые появляются в поле нашей психики после контакта органов чувств с внешним миром. При визуализации же эта функция ума подавляется. Отсюда воображение является особой техникой в любой йогической традиции включая даже особую технику Exercitia Spiritualia Лойолы. К тому же правильное созерцание входит в Благородный Восьмеричный Путь (переводят как правильное сосредоточение)
Приведу еще в добавок цитату из книги немецкого индолога и историка южноазиатского искусства Генриха Циммера (Artistic Form and Yoga in the Sacred Images of India)«И что такое, монахи, Правильное Сосредоточение? Вот монах, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества – входит и пребывает в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания – [он пребывает] во внутренней устойчивости. С успокоением восторга он становится невозмутимым, осознанный и бдительный, и ощущает счастье. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: "Непоколебимый и осознанный, он пребывает в состоянии радости". С успокоением счастья и страдательности – вместе с более ранним исчезновением восторга и беспокойства – он входит и пребывает в четвёртой джхане: в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это, монахи, называется правильным сосредоточением».
Особый тип визуализации, который заполняет всё поле зрения и который в каждой детали одинаково ясен и самодостаточен, представляет собой нечто большее, чем просто набор отдельных частей: это специфический продукт внутреннего зрения. Наш физический глаз, постоянно находящийся в движении, никогда не может увидеть ничего даже отдаленно похожего. Этот совершенно особый вид визуализации, который сочетает в себе две противоположности - широкую поверхность изображения вместе с четким фокусом на одной точке на нем - и полностью неподвижен, является ментальным, но видимым содержанием, которое я проецировал на священный образ во время акта посвящения... Учитывая природу этой визуализации, особое качество изобразительного священного образа никогда не может быть понято: качество, которое заставляет западного человека снова и снова отворачиваться от него с благоговейным чувством отчуждения, если только его чувства не притупились к нему долгим знакомством с материалом и отдельными его примерами.
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 5544
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
А оно никогда и не существует само по себе, особенно, у взрослого человека. Кто когда-либо видел воображение само по себе, разве что, в раннем детстве? Да и детей воображение может увести в область искажений и преувеличений в отношении чего-либо. В любом случае, это "вритти", "вихри", или возмущения "ментальной среды" в виде мыслеобразов. А различение этих "вихрей"-функция буддхи, как того, что находится над ними и не вовлечено в них. Если по классической йоге. А все йогические упражнения, использующие визуализацию(или "контролируемое воображение")-это, как писал Абель по поводу концепций- лишь "шип", с помощью которого из ума вытаскивается другой "шип", но потом выбрасываются оба. Примерно, на стадии дхараны, перед переходом в дхьяну. Иногда позже, но тогда и позже наступает самадхи. Потому что, "правильное созерцание"-это "не-созерцание", или "созерцание созерцающего", в результате которого исчезает разделение на "созерцающего", "созерцание" и "то, что созерцается", т.е., происходит полное слияние "субъекта" и "объекта".
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Добавлю еще одну цитату и повторюсь, что неправильный перевод текстов стоит очень многого и приводит к большой путанице. Если бы Вы сказали вместо воображения слово фантазия, то я бы с Вами согласился во всём.
Фантазия - это фантом, ментальный и психический призрак, вихрь созданный умом (статитка)
воображение - это проникновение в образ, к самой идее (движение). Ум здесь не участвует.
Что такое воображение? Психологи говорят нам, что это есть ваятельная или творящая мощь души; но материалисты путают ее с фантазией. Существует разница между этими двумя, однако, которая была так тщательно выявлена Уордсвортом в предисловии к его «Лирическим Балладам», что теперь уже непростительно смешение этих двух понятий. Пифагор утверждал, что воображение есть память о предшествующих духовных, ментальных и физических состояниях, тогда как фантазия есть беспорядочная продукция материального мозга.
С какой бы точки зрения мы ни рассматривали материю, как бы ни исследовали, старая, как мир, философия о том, что она была оживлена и оплодотворена вечной идеей, или воображением – абстрактное обрисовало и приготовляло модель для конкретной формы – остается неизбежной. Если мы отвергнем эту доктрину, то теория о космосе, постепенно развивающемся из хаотического беспорядка, становится нелепостью; ибо в высшей степени не по-философски будет думать, что инертная материя, единственно движимая слепыми силами, без руководящего разума может сама по себе спонтанно сформироваться во вселенную такой восхитительной гармонии. (РИ 1:11)
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 5544
- Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Это одна и та же способность-способность создавать мыслеформы. И в любом случае, это создание- движение ума, либо бессознательное и беспорядочное, либо сознательное и упорядоченное. Вот и вся разница, которая передаётся в понятиях, привычных для западных людей. Если пойти дальше, то можно упомянуть и "крийя-шакти", или способность воплощать мыслеобразы в объективной форме. Но всё это разные аспекты, или формы проявления одной и той же способности, как "наследия"(или отражения) Мирового Ума(Махата) в человеческом уме. Без чего никакой "фантазии" в материальном мозге даже не возникло бы.
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Попытаюсь раскрыть свою идею, для более лучшего понимания проблемы.
Фантазия - это призрак, замороженная картинка во льдах ума. К фантазиям относятся все концепты всевозможных школ и философий (два еврея - сорок мнений). Сам мир со своим прошлым и будущим является фантазией Бога. Личность или наше "Я" - это имя выбитое на скрижалях. Статический образ, за который хватаются как за спасительную соломинку.
Воображение же - это движение и проникновение в глубь образа, фантома. Движется вовсе не ум, так как в его функцию входит заморозить и дать имя. Движется интуиция. Постигнуть суть мироздания может даже самый далекий от всех философских концепций дикарь, тогда как самый образованный человек будет вечность блуждать среди призраков своего ума. Воображение - это краеугольный камень раджа-йоги. Оно относится к пранаяме. Что такое пранаяма? Пранаяма - это проникновение в дихотомию жизни и смерти. Прана не только оживотворяет каждый атом во вселенной, но и разрушает его. У праны две ипостаси. Результат Пранаямы - решение этой дихотомии. Воображение - это движение и это жизнь.
Как там в песне известной, где очень четко подмечен художественно эта разница между фантазией и воображением
:
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Что случится с человеком,который прекратил воображение,фантазии и ум которого безмолвен? Исчезнет ли его бытие,исчезнет ли его присутствие в жизни,исчезнет ли восприятие?
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Мне это напомнило диалог из док.фильма "Урок астрономии"
- Однажды очень любознательная дама, попросила Эйнштейна объяснить теорию относительности в одной, по возможности, одной понятной фразой.
- "Увы, мадам, это невозможно", сказал великий ученый.
- Нет, он сказал: "Извольте мадам". Раньше полагали, что если из вселенной исчезнет вся материя, то пространство и время остались бы, моя теория утверждает, что вместе с материей исчезнет также пространство и время". Всё. Повторить?
- Угу.
- Извольте, мадам. Раньше полагали, что если из вселенной исчезнет вся материя, то пространство и время остались бы, моя теория утверждает, что вместе с материей исчезнет также пространство и время.
- Что же осталось бы?
- Ничего.
- Ничего, ты это можешь себе представить?
- А бесконечность ты можешь себе представить?
- Могу.
- Бесконечное пространство?
- Да.
- Бесконечное и пустое?
- Могу, пожалуй. А ты не можешь?
- Я всё могу себе представить, кроме одного, всё вот это вот без тебя.
В этом отрывке ответ на твой вопрос, пусть и образный, но вдохновляющий интуицию к полету.
Так же пусто было на земле
И когда летал Экзюпери
Так же падала листва в садах
И придумать не могла земля
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 2308
- Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Здесь не романтический, а прозаический смысл.
Не возможно себе представить ни Пространство (протяженность, дистанцию), ни пустоту без того, кто в "точке отсчета" и относительно которого может быть "близко" или "далеко". Без такого наблюдателя они не возможны. То же самое и с полнотой/пустотой и вообще со всем, о чем можно помыслить - ни из чего невозможно исключить субъекта, а потому Вселенная "без я" или "тебя" - это нечто, совершенно не вообразимое.
А в целом, фантазия - это когда у человека способность воображения относительно не плохо развита, но человек не знает, куда, как и зачем ее применить. Теософия должна бы помочь, если человек будет придерживаться принципа, что Макрокосмос и микрокосмос тождественны.
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Вообще лучше не скажешь, круто.
Если продолжить лирическое отступление, то в тему также мне нравится эта песня
phpBB [media]
:
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Конструктивная критика работ ЕПБ и ПМ.
Совершенно верно,уму это невообразимо и невозможно представить,это его предел.dusik_ie писал(а): ↑27 июн 2021, 20:33 Не возможно себе представить ни Пространство (протяженность, дистанцию), ни пустоту без того, кто в "точке отсчета" и относительно которого может быть "близко" или "далеко". Без такого наблюдателя они не возможны. То же самое и с полнотой/пустотой и вообще со всем, о чем можно помыслить - ни из чего невозможно исключить субъекта, а потому Вселенная "без я" или "тебя" - это нечто, совершенно не вообразимое.
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Воображение, желание
Подробная техника создания внутренних образов хорошо описана в Чакрасамвара-тантре, которая считается высшей в ануттара-йога-тантре. Это техника создания внутренней мандалы. Приведу в пример цитату из "Художественная форма и йога в священных образах Индии" Циммера, где он кратко живописует эту технику:
Адепт буддийской мандалы строит храм-монастырь (вихра) как единственное подходящее окружение для Будды: прямоугольное здание из драгоценных камней с порталами на каждой из четырех сторон, окруженное магической стеной из алмаза (ваджра). Его крыша представляет собой остроконечый купол, подобный тем земным ступам, которые, как мавзолеи, свидетельствуют о завершенной Нирване Просветленных. В его центральной точке внутри находится круг, содержащий развернутый лотос, восемь лепестков которого направлены в разные стороны компаса (четыре стороны света и четыре промежуточные). Поклоняющийся видит себя стоящим в центре цветка как фигуру Махсуки, обнимающую женскую фигуру. Как "Высшее Блаженство Кругов" (Чакрамахсука), он видит себя четырехглавым и восьмируким и в своем созерцании осознает свою сущность. Его четыре головы обозначают четыре элемента - землю, воду, огонь, воздух - в их нематериальном, сверхчувственном состоянии; они одновременно обозначают четыре вечных чувства (апрамана), которые, становясь частью субстанции адепта посредством постоянной практики, составляют его все возрастающее созревание к Нирване.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 2308
- Зарегистрирован: 24 апр 2021, 19:27
Воображение, желание
Которая может иметь две трактовки - буквальную (рисовать мандалу явно или в воображении) и понимаемое через аллегории и символизм - это одна компактная формула, которая, возможно, содержит в себе очень большой пласт знания, постепенно раскрывающийся постигающему.
С другой стороны, если данная тантра составлялась тогда, когда тантризм уже вырождался в тот фетишизм, как он выглядит сейчас (в ортодоксальном буддизме), то тогда раскрывать смысл мандалы не будет никакого смысла - его просто нет.
Однако, я склоняюсь к некоему гибриду - скорее всего первичная аллегория, со временем ее пребывания в ортодоксальном буддизме покрылась сверху еще дополнительными аллегориями, а что-то могло быть утеряно... В общем, однозначно полагаться на них нельзя, но и однозначно отбрасывать - тоже.