Шанкара

Гардо

Шанкара

Сообщение Гардо »

Е.П. Блаватская. Тайная доктрина. Том I:
Второй том пророчеств, изготовляемый со времен Шанкарачарьи, великого преемника Будды, почти закончен.
А.П. Синнетт - Эзотерический Буддизм:
Шанкарачарья сказал:
После жизни в облике Гаутамы Будды он воплотился в личности великого учителя, о котором мало говорится в экзотерических сочинениях о буддизме, хотя без знания его жизни невозможно правильно определить ту роль, которую играет на Востоке эзотерическая наука. Этим учителем был Шанкарачарья[1]. Последнюю часть его имени расшифровать несложно: "ачарья" означает учитель.

[1] - Е.П. Блаватская в "Тайной доктрине", т. III, раздел "Тайна Будды", даёт важные уточнения по этому вопросу, без которых возможно неверное понимание этого воплощения. — Прим. ред.
Е.П. Блаватская. Тайная доктрина. Том III:
ОТДЕЛ XLIII. ТАЙНА БУДДЫ
Поэтому пятьдесят с чем-то лет после своей смерти «великий Учитель», отказавшись от полного дхармакаи и нирваны, соблаговолил, в целях кармы и филантропии, снова родиться. Для Него смерть не была смертью, но, как сказано в «Эликсире Жизни», Он сменил

Внезапное погружение в темноту на переход в более яркий свет.

Шок смерти рассеялся и, подобно многим другим адептам, Он сбросил смертную оболочку и предоставил ее сжиганию, а пепел сохранил в качестве реликвии, и начал межпланетную жизнь, облекшись в свое тонкое тело. Он снова родился как Шанкара, величайший учитель ведантистов в Индии, чья философия – целиком основанная на основных аксиомах вечного Откровения, Шрути или первоначальной религии мудрости, на которой также до того основал свою философию Будда, но с другой точки зрения – очутилась в середине между слишком пышно замаскированной метафизикой ортодоксальных брахманов и метафизикой Гаутамы, которая будучи лишенной в своем экзотерическом одеянии всякой душу оживляющей надежды, трансцендентальных устремлений и символов, выглядит в своей холодной мудрости, как хрустальные ледяшки, как скелет изначальных истин эзотерической философии.

Был ли тогда Шанкарачарья Гаутамой Буддой в новой личной форме? Может быть, читатель только еще больше смутится, если ему сказать, что «астральный» Гаутама находился внутри внешнего Шанкары, чей высший принцип, или Атман, тем не менее, был его собственный божественный прототип – «Сын Света», действительно – небесный, разумом-рожденный сын Адити.

Этот факт опять обоснован на том таинственном переносе божественной бывшей личности, слившейся с безличной индивидуальностью – теперь в своей полной троичной форме монады, как атма-буддхи-манас – в новое тело, видимое или субъективное. В первом случае это манушья-будда; во втором – нирманакая. Сказано, что Будда в нирване, хотя этот когда-то смертный носитель – тонкое тело – Гаутамы все еще присутствует среди посвященных; оно не покинет царства сознательного Бытия до тех пор, пока страдающее человечество нуждается в его божественной помощи – во всяком случае, до конца этой коренной расы. Время от времени Он, «астральный» Гаутама, соединяется неким наиболее таинственным – для нас совершенно непостижимым – образом с аватарами и великими святыми, и действует через них. И несколько таких названо.

Таким образом, утверждается, что Гаутама Будда воплотился в Шанкарачарью, – что, как было сказано в «Эзотерическом буддизме»:

Шанкарачарья просто был Будда во всех отношениях в новом теле.

Хотя это выражение правильно в его мистическом смысле, манера его изложения может ввести в заблуждение, пока не объяснена. Шанкара был Буддой, весьма несомненно, но он никогда не был новым воплощением Будды, хотя «астральное» Эго Гаутамы – или, скорее, его бодхисаттва – могло каким-то таинственным образом быть связанным с Шанкарачарьей. Да, возможно, это было то Эго, Гаутама, в новом и в лучше приспособленном сосуде – в сосуде брахмана Южной Индии. Но Атман, Высшее Я, которое осеняло обоих, отличалось от Высшего Я ушедшего Будды, который теперь находился в Своей собственной сфере в космосе.

Шанкара был аватаром в полном значении этого термина. Согласно Саяначарье, великому комментатору Вед, он должен рассматриваться как аватар или непосредственное воплощение Самого Шивы – Логоса, седьмого Принципа в природе. В Тайной Доктрине Шри Шанкарачарья рассматривается как обиталище – в течение тридцати двух лет его земной жизни – Пламени, высочайшего из проявленных Духовных Существ, одного из первоначальных семи Лучей.

А что подразумевается под словом «Бодхисаттва»? Буддисты мистической системы махаяны учат, что каждый БУДДА проявляется (ипостатически или иначе) одновременно в трех мирах Бытия, а именно: в мире Кама (похотливости, страстных желаний – это чувственная вселенная или наша земля) в виде человека; в мире Рупа (форм – все же сверхчувственном), как Бодхисаттва; и в высочайшем Духовном Мире (в Мире совершенно бестелесных существовании), как дхиани-будда. Последний существует в пространстве и времени вечно, т. е. от одной маха-кальпы до другой, – синтетической кульминацией этих трех является ади-будда,[658] Принцип мудрости, который есть Абсолют, и поэтому вне времени и пространства. Их взаимоотношения следующие: дхиани-будда, когда мир нуждается в человеческом Будде, «создает» посредством силы дхианы (медитации, всемогущей концентрации) разумом-рожденного сына – бодхисаттву, чья миссия заключается в том, чтобы он после физической смерти своего человеческого, или манушья-будды продолжал его работу на земле до появления следующего Будды. Эзотерический смысл этого учения ясен. У простого смертного его принципы являются только более или менее яркими отражениями семи космических и семи небесных Принципов, Иерархии сверхчувственных Существ. У Будды же они являются почти самими этими принципами in esse. Бодхисаттва заменяет в нем Каранашариру, принцип Эго, и остальное соответственно; и именно так эзотерическая философия объясняет значение фразы, что «силою дхианы (или абстрактной медитации) дхиани-будда (дух Будды, или монада) создает бодхисаттву» или облеченное астралом Эго внутри манушья-будды. Таким образом, в то время, как Будда погружается обратно в нирвану, откуда он вышел, бодхисаттва остается позади, чтобы продолжать работу Будды на земле. Следовательно, именно этот бодхисаттва мог предоставить низшие принципы в призрачном теле аватара Шанкарачарьи.

Википедия. Аватары Вишну
Наиболее традиционными формами аватар в индуизме выступают аватары Вишну, которые обстоятельно описываются в Пуранах. Главными аватарами Вишну являются десять маха-аватар (великих аватар) — так называемые дашаватары (от санскр. दश, daśa IAST, «десять»).

Дашаватары Вишну:
1 Матсья («рыба») — явился в Сатья-юге
2 Курма («черепаха») — явился в Сатья-юге
3 Вараха («вепрь») — явился в Сатья-юге
4 Нарасимха («человеколев») — явился в Сатья-юге.
5 Вамана («карлик») — явился в Трета-юге.
6 Парашурама («Рама с топором») — явился в Трета-юге
7 Рама или Рамачандра, принц и царь Айодхьи, явился в Трета-юге. Воплощение Вишну как идеального царя и мужа.
8 Кришна («черный») — явился в Двапара-юге вместе со своим братом Баларамой.
9 Будда (означает «просветлённый», «пробужденный») — явился в Кали-югу (как Сиддхарта Гаутама), принц Капилавасту.
10 Калки («вечность», или «время», или «разрушитель» порока) — воин верхом на белой лошади. Ожидается, что он появится в конце Кали-юги, настоящей эпохи в индуистском временном цикле.
Википедия. Шанкара:
Ша́нкара (А́ди Шанкара санскр. आदि शंकर [aːd̪i ɕəŋkərə], Шанкарача́рья; 788—820) — индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.
В религиозно-социальном отношении, Шанкара выступал как консерватор. Изучение ведической литературы традиционно запрещалось шудрам: этот «запрет и соответствующие наказания (вплоть до заливания ушей расплавленным оловом) Шанкара и поддерживает самым решительным образом (БСБ 1.3. 34-38)» По поводу обвинений адвайты Шанкары в «замаскированном буддизме» В. С. Костюченко отмечает, что «в современной Индии это тема ряда философских симпозиумов и конференций. Дискуссии эти показали, что, во всяком случае, утверждения о „замаскированном буддизме“ адвайты являются упрощением и огрублением реального взаимоотношения обоих учений. Уже начиная с Шанкары (яростно критикующего буддизм во всех его вариантах) пути вновь начинают расходиться». По мнению Сарвепалли Радхакришнана «не подлежит сомнению, что Шанкара развивает всю свою систему из упанишад, а „Веданта-сутру“ разрабатывает безотносительно к буддизму» Ф. М. Мюллер аналогично отрицает влияние буддизма на Шанкару.
Wikipedia. Шанкара:
Согласно Шанкаре, индуизм верит в существование Атмана, а буддизм это отрицает. Шанкара, ссылаясь на Катха Упанишаду , утверждал, что индуистская Упанишада начинается с указания своей цели:

... это исследование того, существует ли душа человека после смерти человека; некоторые утверждают, что душа существует; душа не существует, утверждают другие ". В конце, Шанкара заявляет, та же самая Упанишада завершается словами" она существует "
Буддисты и Локаята , писал Шанкара, утверждают, что душа не существует.

Щербатский в 1927 году раскритиковал Шанкару за то, что он требовал использования логики от буддистов Мадхьямики, а сам прибегал к откровению как к источнику знаний.

Критическая оценка:
Буддийский ученый Richard E. King утверждает:
Несмотря на то, что западные ученые и индусы часто утверждают, что Шанкарачарья был самой влиятельной и важной фигурой в истории индуистской интеллектуальной мысли, это, похоже, не оправдывается историческими свидетельствами.
Википедия. Паринирвана:
Паринирва́на (санскр. परिनिर्वाण, parinirvāṇa IAST; пали: parinibbāṇa; кит. 般涅槃, бо-не-пань; яп. 般涅槃, хацунэхан) — в буддизме — окончательная нирвана, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти существа, достигшего полного просветления (бодхи). Паринирвана — главная цель буддийской практики, подразумевающая выход за пределы цепи перерождений и разрушение всех физических и умственных скандх.

Кроме этого, в буддизме встречается термин Махапаринирвана («великая окончательная нирвана», как в частности, в написанной на пали Махапариниббана сутре).

Палийский Канон. Суттанта. Дигха Никая. 2-й Большой раздел. Махапариниббана сутта:
Глава VI
Окончательное Освобождение
Тогда Благословенный углубился в первое глубокое сосредоточение, и восходя вступил во второе, и восходя вступил в третье, и восходя вступил в четвертое, и восходя вступил в состояние осознавания сферы бесконечного пространства; потом перешел в состояние осознавания сферы бесконечного сознания; от сферы бесконечного сознания он перешел к осознаванию сферы отсутствия чего бы то ни было; и оставляя сферу отсутствия чего бы то ни было, перешел в состояние ни-распознавания-ни-отсутствия-распознавания, перешел в состояние отсечения распознавания и чувствования.
Тогда почтенный Ананда сказал почтенному Ануруддхе: «О, почтенный Ануруддха, скончался Благословенный!»
«Нет, друг Ананда, еще не скончался Благословенный, он перешел только в состояние отсечения распознавания и чувствования».
Тогда Благословенный, нисходя из состояния, когда прекращения распознавания и чувствования, вступил в состояние ни-распознавания-ни-нераспознавания; и нисходя вступил в сферу отсутствия чего бы то ни было; и нисходя из сферы отсутствия чего бы то ни было, вступил в сферу бесконечного сознания; и нисходя из сферы бесконечного сознания, вступил в сферу бесконечного пространства, и нисходя перешел в четвертое состояние сосредоточения (джхана), и в третье, и во второе, и в первое. И вновь восходя из первого, перешел во второе, и восходя вступил в третье, и восходя вступил в четвертое. И восходя из четвертого, Благословенный мгновенно скончался.
И когда Благословенный отошел, одновременно с его Париниббаной случилось страшное землетрясение, грозное, ужасающее, и громы разразились в небесах.
И в минуту, когда Благословенный отошел в Париниббану, Брахма Сахампати воскликнул громко:

«Все должны умереть – все существа, обретшие жизнь,
Должны отбросить свой сотворенный вид.
Даже такой Учитель, как он, несравненный в этом мире, могучий в мудрости,
Татхагата, в совершенстве Пробудившийся, скончался!»
Итак, вопрос: почему Шанкара критиковал учение данное Буддой?


Википедия. Мандукья-упанишада:
«Манду́кья-упаниша́да» (Māndūkya Upaniṣad IAST) — текст на санскрите, самая малая по объёму из одиннадцати упанишад канона мукхья, к которому принадлежат наиболее древние упанишады, прокомментированные Шанкарой.
H. P. BLAVATSKY. The Secret Doctrine, vol. I:
It is hoped that during the perusal of this work the erroneous ideas of the public in general with regard to Pantheism will be modified. It is wrong and unjust to regard the Buddhists and Advaitee Occultists as atheists. If not all of them philosophers, they are, at any rate, all logicians, their objections and arguments being based on strict reasoning. Indeed, if the Parabrahmam of the Hindus may be taken as a representative of the hidden and nameless deities of other nations, this absolute Principle will be found to be the prototype from which all the others were copied. Parabrahm is not "God," because It is not a God. "It is that which is supreme, and not supreme (paravara)," explains Mandukya Upanishad (2.28).
Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина Том 1:
Надо надеяться, что по прочтению этого труда, существующие в обществе ошибочные представления о Пантеизме значительно изменятся. Ложно и несправедливо рассматривать буддистов и адвайта-оккультистов, как атеистов. Если и не все среди них философы, то, во всяком случае, все они приверженцы логики, и возражения и доказательства их основаны на точном рассуждении. Истинно, если Парабраман индусов может быть рассматриваем, как представитель скрытых и безымянных божеств других народов, то этот абсолютный Принцип будет явлен, как прообраз, с которого были взяты все остальные подражания. Парабраман не «Бог» – ибо Он не есть личный Бог – Он есть ТО, что есть высочайшее и невысочайшее (Паравара)*.

* - «Мандукья Упанишад», 2. 28.
Mandukya Upanishad:
Chapter 2
28
The knowers of creation call It creation; the knowers of dissolution, dissolution; and the knowers of preservation, preservation. In truth, all such ideas are always imagined in Atman.
Удалось ли кому нибудь найти во второй главе Мандукья-упанишаде термин Paravara (Паравара)?
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Шанкара

Сообщение Абель »

И..? Свой комментарий будет?
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11461
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Шанкара

Сообщение hele »

Там у нее не строгая цитата из этой Упанишады, поэтому вполне могла иметь в виду под Паравара - Atman.
Кстати, значения слова Паравара не нашла в поисковиках... наверное, редкий термин. А она видно знала его.

А хотя... кажется, там цитата, т.к. взято в кавычки в английском тексте (но не в переводе) Но само слово Паравара, взятое в скобки, могло быть за цитатой, как пояснение. Вообще не вижу таких слов в приведенном вами (Гардо) тексте Упанишады. Но может она использовала какой-то другой, который вы, а вернее все мы, спустя 150 лет, не знаем (не видим нигде).

О Шанкаре-то будем здесь говорить (продолжать)?

При поиске значения слова Паравара давались ссылки, где говорилось о Джайнизме и кастах.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Шанкара

Сообщение Volt »

hele писал(а):Там у нее не строгая цитата из этой Упанишады, поэтому вполне могла иметь в виду под Паравара - Atman.Кстати, значения слова Паравара не нашла в поисковиках... наверное, редкий термин. А она видно знала его.
В словаре есть этот термин (русский-санскрит), там para+(a)vara= высокий и низкий одновременно, высочайшее и не высочайшее.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11461
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Шанкара

Сообщение hele »

В общем-то и правильно, если перевести ту фразу из Упанишады
Гардо писал(а):" The knowers of creation call It creation; the knowers of dissolution, dissolution; and the knowers of preservation, preservation. In truth, all such ideas are always imagined in Atman".
"Знающие творение называют это творением, знающие растворение растворением, и знающие сохранение, сохранением. По правде, все такие идеи всегда предполагаются в Атмане"

И ЕП поставила в скобках Паравара, как термин высокого и низкого одновременно.
Почему-то в словаре Мюллер нет слова knower...

Гардо напомнил, что о Шанкаре там был вопрос, говорил ли он плохо о Будде.
Сейчас кстати в предновогоднюю неделю Далай лама дает учение в городе Бодхгая , на площади Калачакра...
Гардо

Шанкара

Сообщение Гардо »

Шанкара. Семь трактатов. Устремись к Говинде! ИЛИ Удар по заблуждению:
1/ bhaja govindam bhaja govindam
bhaja govindam mūdhamate |
samprāpte sanniħite kale
na hi na hi rakşati dukrñkaraņe ||

bhaja govindam — почитай, стремись к Говинде (т.е. Кришне);
mūdhamate — глупец; samprāpte — придет, настигнет; sanniħite — близко; kale — час (смерти); nahi nahi — никак не, воистину не; rakşati — помогут, охранят, защитят, спасут; dukŗñ-karaņe —грамматические правила.

К Говинде устремись, к Говинде устремись,
к Говинде устремись, глупец!
Когда приблизится минута смерти,
воистину не спасут тебя правила
грамматики.

Википедия. Говинда:
Гови́нда (санскр. गोविन्द, govinda, «защитник коров») — одно из имён Кришны и Вишну в индуизме.

Го в переводе с санскрита имеет несколько значений: «корова», «земля» или «чувства», а винда переводится как «защитник»; таким образом, в контексте одного из имён Кришны, Говинда может означать «Кришна, который является защитником коров и земли».

История о том, как Кришну назвали Говиндой, обстоятельно описана в «Вишну-пуране», где говорится, что это имя было дано ему Индрой после того, как Кришна поднял холм Говардхана и защитил коров и пастухов Вриндавана от проливного дождя.

В VIII веке Шанкара написал знаменитую молитву под названием «Бхаджа-говиндам», основной смысл которой: «Просто поклоняясь Говинде, можно легко пересечь океан рождения и смерти».

Говинда — это также имя Вишну и Кришны, которое упоминается как 187-е и 539-е имя в «Вишну-сахасранаме». Согласно комментарию Шанкары к «Вишну-сахасранаме», переведённому Свами Тапасьянандой, Говинда имеет три значения:
1.Мудрецы называют Кришну Говиндой потому, что он пронизывает и поддерживает все миры.
2.В Шантипарве «Махабхараты» рассказывается как Вишну восстановил Землю на своей орбите после того, как она была низвергнута демонами в низшие миры Паталу, после чего дэвы прославили его как Говинду («Защитника земли»).
3.В другом значении это «тот, кого можно познать только ведийскими словами». Шанкара в своей молитве «Бхаджа-говиндам» подчёркивает особую ценность, которую имеет внутренняя преданность Кришне.

Вернуться в «Теория и персоналии»