Если ориентироваться на Пролог Т.Д., то у нас два Разума: Разум, руководящий космической Эволюцией и Разум как Махат.Helen писал(а):"Анаксагор Клазоменский, однако, не был изобретателем учения, но лишь его распространителем, как и Платон. То, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделен и освобожден от материи, и действует преднамеренно, назывался Движением, Единою Жизнью или Дживатма в Индии, века до 500 г. до Р. Хр." (ТД, шлока 9)
«4) Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи». \Пролог. Т.Д.\
«НУМЕН (греч.). Истинная, сущностная природа бытия, в отличие от иллюзорных объектов чувств». \Т.С.\
«МАХАТ (санскр.). Буквально, «Великий». Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии – первый продукт первоприроды, или Прадханы (то же, что Мулапркрити); создатель манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготии или чувства «я есмь я» (в низшем манасе)». \Т.С.\
«ЛОГОС (греч.). Проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как «Глагол» и «Слово» в его метафизическом смысле». \Т.С.\
Махат через Мулапракрити привязан к Парабрахману. Логос как «следствие вечно сокрытой причины», скорее всего есть следствие Парабрахмана.
В состав Третьего Логоса кроме Махата как «Первого принципа Всемирного Разума и Сознания» входят еще Космическая Мысле-основа или Дух (Сознание) и Всемирная Душа или жизненный принцип. Жизнесознание или сущность или единица это есть Нумен Материи или Природы, а Махат – это Единицы или Сущности высочайшего уровня развития, которые работают с Материей или Природой. Поэтому они есть разумное проявление Природы и работают в Природе или Материи. Их много всяких разновидностей в зависимости от того какую работу они выполняют.
«МАХА БУДДХИ (санскр.). Махат. Разумная душа Мира. Семь Пракрити, или семь «природ», или планов перечисляются, начиная с Махабуддхи вниз». \Т.С.\
Всю совокупность единиц (сущностей) или Природу поделили на семь уровней и высший уровень назвали Махат.
Махат не только является Первым Пракрити из Семи Пракрити (семи «природ» или планов), но он еще является Шестым Принципом ЧЕГО ТО.
Скорее всего, Анаксагор, говоря о Разуме имел в виду Махат. И опять же мы выдергиваем один и то же термин из разных систем и при этом понятия не имеем об этих системах и какую функцию выполняет то, что стоит за этим термином.