Да, положительный аспект акаши. Это Махат другими словами.hele писал(а):Хорошо, что теперь мы проясняем и что такое Акаша. Получается, это Фохат, или какой-то его (её) прототип.
"Космогенезис"
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: "Космогенезис"
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
Продолжим.
Шлока 7
О причинах существования , "из которых главной является желание существовать"
". Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение Божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Согласно Эзотерическому Учению, истинная причина этого предполагаемого желания, так же как и всего существования, останется навсегда скрытой, и ее первые эманации являются самыми совершенными абстракциями, которые только может представить себе ум".
Как и можно было предполагать, причины этого самого желания (существовать), навсегда скрыты (грустный, sad ) . И самые совершенные абстракции, т.е. не обсуждается
Ну что же... вот он, истинный оккультизм...
"Оккульти́зм (от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым»" (Вики)
Шлока 7
О причинах существования , "из которых главной является желание существовать"
". Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение Божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Согласно Эзотерическому Учению, истинная причина этого предполагаемого желания, так же как и всего существования, останется навсегда скрытой, и ее первые эманации являются самыми совершенными абстракциями, которые только может представить себе ум".
Как и можно было предполагать, причины этого самого желания (существовать), навсегда скрыты (грустный, sad ) . И самые совершенные абстракции, т.е. не обсуждается
:
"Оккульти́зм (от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым»" (Вики)
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Re: "Космогенезис"
Истинный , потому что от( вики)? Что такое оккультизм, есть еще и ответ в беседах об оккультизме.
"Ученик. Что такое оккультизм?
Мудрец. Это область знания, представляющая вселенную в форме яйца. Известная науке клетка представляет собою уменьшенную копию яйца вселенского, ибо законы, управляющие целым, управляют и отдельными частями, сколь бы малыми они ни были. И коль скоро человек также является уменьшенной копией вселенной — микрокосмом, то законы, управляющие вселенной, распространяются и на него; в связи с чем оккультизм учит, что во вселенной и в человеке есть скрытые законы и силы. Силы, действующие во внешнем мире, уже частично известны современному человеку, но еще не настолько, чтобы он смог разглядеть реальную, первоначальную природу, из которой исходит ее внешняя часть, которую он в состоянии видеть и ощущать.
Ученик. Что — в целом — оккультизм говорит о человеке?
Мудрец. Что он — высочайший продукт эволюции и потому содержит в себе центры, соответствующие абсолютно всем центрам силы во вселенной. И следовательно, в нем заключено столько силовых центров, сколько их содержится во всем огромном мире — как вне, так и внутри него."
http://www.theosophy.ru/lib/hpb-bokk.htm
И есть еще некоторое...
http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
"Ученик. Что такое оккультизм?
Мудрец. Это область знания, представляющая вселенную в форме яйца. Известная науке клетка представляет собою уменьшенную копию яйца вселенского, ибо законы, управляющие целым, управляют и отдельными частями, сколь бы малыми они ни были. И коль скоро человек также является уменьшенной копией вселенной — микрокосмом, то законы, управляющие вселенной, распространяются и на него; в связи с чем оккультизм учит, что во вселенной и в человеке есть скрытые законы и силы. Силы, действующие во внешнем мире, уже частично известны современному человеку, но еще не настолько, чтобы он смог разглядеть реальную, первоначальную природу, из которой исходит ее внешняя часть, которую он в состоянии видеть и ощущать.
Ученик. Что — в целом — оккультизм говорит о человеке?
Мудрец. Что он — высочайший продукт эволюции и потому содержит в себе центры, соответствующие абсолютно всем центрам силы во вселенной. И следовательно, в нем заключено столько силовых центров, сколько их содержится во всем огромном мире — как вне, так и внутри него."
http://www.theosophy.ru/lib/hpb-bokk.htm
И есть еще некоторое...
http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
>Истинный , потому что от( вики)?
Да нет, в сопоставлении с тем, что вчера пыталась говорить об оккультизме одна... хм... гостья, в чате.
Да нет, в сопоставлении с тем, что вчера пыталась говорить об оккультизме одна... хм... гостья, в чате.
-
- Сообщения: 3343
- Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21
Re: "Космогенезис"
Как я выше и писала - САТ-ЧИТ-АНАНДАhele писал(а):Продолжим.
Шлока 7
О причинах существования , "из которых главной является желание существовать"
". Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение Божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Согласно Эзотерическому Учению, истинная причина этого предполагаемого желания, так же как и всего существования, останется навсегда скрытой, и ее первые эманации являются самыми совершенными абстракциями, которые только может представить себе ум".
Эти три слова составляют Единую, Неделимую Сущность. Что является Сознанием, есть Блаженство и Бытие, то что есть Блаженство, есть Бытие и Сознание.
Бытие - организованная жизнь, раз она организованная, значит имеет сознание. Природа сознания - расширяться, т.е. ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ, в котором получает блаженство своего существования.
Вообще всем заправляет ВИШНУ.
Вишна - это энергия, которая соответствует проникновению, расширению. Или Причина Возникновения, Сохранения, Разрушения.
К причине Возникновения можно отнести - хочу познавать
К причине Сохранения - познаю
К причине Разрушения - познал
Спасибо.
-
- Сообщения: 3343
- Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21
Re: "Космогенезис"
Возвращаемся к станце 1 шлоке 7а.
"-Причины существования исчезли"
ПОЧЕМУ Причин нет? Что есть Причина?
Потому что причины заложены в материи, а раз материи (во что облекается причина) пока нет, то нет и причин.
Мы говорим, что все имеет сознание и желание сознательной жизни выявляется во всем. Когда-то в теме "Сны" я описывала свой сон, где сама Жизнь хотела ощущать и наполнять собою все.
Рассмотрим опять один пример (и возможно, опять повторяюсь).
Утро. Солнце. Солнечный луч падает на нашу постель. Мы, жмурясь, продолжаем нежиться. В нашем мозгу формируется мысль - "хороший день" и она настраивает нас на хорошее настроение.
И возникает ЖЕЛАНИЕ провести этот день хорошо. ЖЕЛАНИЕ это не мысль.
ЖЕЛАНИЕ есть отражение мысли, устремленной к объективному существованию. Ведь как может жизнь проявиться, если не наполнить себя этими объектами существования.
Сама причина желания сокрыта, она имеет только абстракции. Потому что мы точно еще не знаем как нужно и что нужно для того чтобы этот день был для нас хорошим. Мы можем только представить себе чего бы нам хотелось. И эти абстракции приводят нас к чувствам и рассудку, потому что все непонятное и не определенное может стать понятным и определенным благодаря им. Эти абстракции (предпосылки, Вестники) являются второстепенными и подчиненными силами природы (элементали) и приводят к настоящим причинам проявления.
ПРИЧИНА в своем следствии есть проявленный мир, а т.к. материя еще не была выявлена, то не могло быть и причин. Но все, что когда-то было не исчезло бесследно, оно оставило свой след, свою память. Поэтому в шлоке и говорится "покоилось в Едином Бытии", а так как Бытие есть организованная жизнь, а значит разумная, то все и находилось в нем в виде семени, в процессе ожидания - "ждущий режим".
Спасибо.
"-Причины существования исчезли"
ПОЧЕМУ Причин нет? Что есть Причина?
Потому что причины заложены в материи, а раз материи (во что облекается причина) пока нет, то нет и причин.
Мы говорим, что все имеет сознание и желание сознательной жизни выявляется во всем. Когда-то в теме "Сны" я описывала свой сон, где сама Жизнь хотела ощущать и наполнять собою все.
Рассмотрим опять один пример (и возможно, опять повторяюсь).
Утро. Солнце. Солнечный луч падает на нашу постель. Мы, жмурясь, продолжаем нежиться. В нашем мозгу формируется мысль - "хороший день" и она настраивает нас на хорошее настроение.
И возникает ЖЕЛАНИЕ провести этот день хорошо. ЖЕЛАНИЕ это не мысль.
ЖЕЛАНИЕ есть отражение мысли, устремленной к объективному существованию. Ведь как может жизнь проявиться, если не наполнить себя этими объектами существования.
Сама причина желания сокрыта, она имеет только абстракции. Потому что мы точно еще не знаем как нужно и что нужно для того чтобы этот день был для нас хорошим. Мы можем только представить себе чего бы нам хотелось. И эти абстракции приводят нас к чувствам и рассудку, потому что все непонятное и не определенное может стать понятным и определенным благодаря им. Эти абстракции (предпосылки, Вестники) являются второстепенными и подчиненными силами природы (элементали) и приводят к настоящим причинам проявления.
ПРИЧИНА в своем следствии есть проявленный мир, а т.к. материя еще не была выявлена, то не могло быть и причин. Но все, что когда-то было не исчезло бесследно, оно оставило свой след, свою память. Поэтому в шлоке и говорится "покоилось в Едином Бытии", а так как Бытие есть организованная жизнь, а значит разумная, то все и находилось в нем в виде семени, в процессе ожидания - "ждущий режим".
Спасибо.
-
- Сообщения: 504
- Зарегистрирован: 10 окт 2016, 18:36
Re: "Космогенезис"
Причина желания существовать, с моей точки зрения, раскрыта в Прологе Т.Д.. Единая Абсолютная Действительность (Е.А.Д.) стремится к развитию через свой аспект Абсолютное Абстрактное Движение (А.А.Д.), которое уже само по себе означает РАЗВИТИЕ. Именно из этого аспекта исходит Пре-Космическая Мысле-основа, являющаяся корнем Индивидуального Сознания или Единицы. Единицы стремятся к существованию или воплощению потому, что только через воплощение возможно их развитие. По сути Единицы исходят из Е.А.Д. проходят, определенные этапы развития и вновь возвращаются в Е.А.Д.. Именно так развивается Е.А.Д. и его два остальных принципа: Непреложный Принцип и Абсолютное Абстрактное Пространство. В свою очередь эти два принципа вместе «Разумом», руководящим космической Эволюцией, создают все условия для развития Единиц.hele писал(а):О причинах существования , "из которых главной является желание существовать"
". Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение Божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Согласно Эзотерическому Учению, истинная причина этого предполагаемого желания, так же как и всего существования, останется навсегда скрытой, и ее первые эманации являются самыми совершенными абстракциями, которые только может представить себе ум".
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
Дальше о навсегда скрытых и абстрактных причинах и желании существовать.
". Эти абстракции, в силу необходимости, должны быть предпосланы, как причина Материальной Вселенной, которая представляется чувствам и рассудку, и должны лежать в основании второстепенных и подчиненных сил Природы, очеловеченных и почитаемых, как «Бог» и «Боги», народными массами всех времен. Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. "
Это и есть Бог...
Бог - исходная Причина, ну в общем да...
А вернее, Бог это "первые эманации" причины желания существовать... вот как сокрыто, многослойно... божество.
". Эти абстракции, в силу необходимости, должны быть предпосланы, как причина Материальной Вселенной, которая представляется чувствам и рассудку, и должны лежать в основании второстепенных и подчиненных сил Природы, очеловеченных и почитаемых, как «Бог» и «Боги», народными массами всех времен. Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. "
Это и есть Бог...
Бог - исходная Причина, ну в общем да...
А вернее, Бог это "первые эманации" причины желания существовать... вот как сокрыто, многослойно... божество.
-
- Сообщения: 3343
- Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21
Re: "Космогенезис"
hele писал(а):. Эти абстракции, в силу необходимости, должны быть предпосланы, как причина Материальной Вселенной, которая представляется чувствам и рассудку, и должны лежать в основании второстепенных и подчиненных сил Природы, очеловеченных и почитаемых, как «Бог» и «Боги»
По "Тайной Доктрине" плюс мои размышления.
Вселенная становится (вырабатывается, проявляется) изнутри наружу "как вверху так и внизу" и т.к. ч-к микрокосм Макрокосма, то мы можем проследить эти явления.
Ни одно действие, ни одно движение, ни одна эмоция будь то физическое, психическое, волевое или механическое не произойдет без внутреннего вмешательства. Сначала внутреннее движение, стремление, мысленная работа, а потом проявление этих чувств внешнее.
Мир наполнен разумными сущностями, каждая из которых отвечает за определенное действие. Эти сущности могут называться Ангелами, Дхиан-Коганами, но все они ВЕСТНИКИ, т.е. посредники Кармических и Космических законов.
Кто такие ВЕСТНИКИ?
Если женщина захотела солененького - это уже будут вестники ее беременности, о которой она еще не знает или не уверена.
Если человек зачихал, занемог - это вестники его простуды (заболевания).
Если человек увидел знаковый сон - это вестники чего-то случившегося в будущем... План намечен в действии и весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном движении.
Из этого видно, что ВЕСТНИКИ создают ситуацию, показывая уже происшедшее что-то на внутреннем плане, они заставляют ч-ка обратить на себя внимание. Но все они (Ангелы, Вестники, Боги, Дхиан-Коганы) живые существа, которые истекают "как Воды из Единой реки Жизни".
Спасибо.
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
Да, и дальше Блаватская в тд говорит об этом выявлении "изнутри наружу":
"Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. В действительности, это и есть состояние, к которому ум должен, в конце концов, прийти, когда мы пытаемся проследить в обратном порядке цепь причин и следствий; но наука и религия, обе приходят скорее, нежели следует, к этой границе сознания, ибо они не ведают метафизических абстракций, являющихся, единственно возможными к представлению, при чинами физических конкретностей. Эти абстракции становятся все более и более конкретными, по мере их приближения к нашему плану существования, пока они, наконец, не выявятся в форму материальной Вселенной, посредством процесса превращения метафизики в физику, аналогичного тому, по которому пар может быть сгущен в воду, а вода заморожена в лед."
И как переход, в картине физики, от более разреженных состояний вещества ко всё более плотным...
"Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. В действительности, это и есть состояние, к которому ум должен, в конце концов, прийти, когда мы пытаемся проследить в обратном порядке цепь причин и следствий; но наука и религия, обе приходят скорее, нежели следует, к этой границе сознания, ибо они не ведают метафизических абстракций, являющихся, единственно возможными к представлению, при чинами физических конкретностей. Эти абстракции становятся все более и более конкретными, по мере их приближения к нашему плану существования, пока они, наконец, не выявятся в форму материальной Вселенной, посредством процесса превращения метафизики в физику, аналогичного тому, по которому пар может быть сгущен в воду, а вода заморожена в лед."
И как переход, в картине физики, от более разреженных состояний вещества ко всё более плотным...
-
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19
Re: "Космогенезис"
ИринаКомаринец:
//Ни одно действие, ни одно движение, ни одна эмоция будь то физическое, психическое, волевое или механическое не произойдет без внутреннего вмешательства. Сначала внутреннее движение, стремление, мысленная работа, а потом проявление этих чувств внешнее.
Я думаю это можно интерпретировать так, что подобные процессы встречаются на всех уровнях бытия, от микро до макро мира. В мантра-видьи есть классификация того как возникает мантра, сначала сознание создаёт тонкую трансцендентную вибрацию, которая называется пара-нада, это "звук" в своём первичном, изначальном семени (состоянии).
Дальше "звуковая" вибрация уплотняется или замедляется (условно говоря уменьшается частота её колебания) и "звук" предстаёт в состоянии пашьянти (видимости), когда уже в уме можно видеть образы связанные с этой вибрацией, после чего эта вибрация ещё больше замедляясь/уплотняясь предстаёт в состоянии мадхьяма (среднее, пограничное), когда в уме можно слышать мысленную речь и переходить на шёпот. И наконец в своём конечном виде эта вибрация предстаёт в состоянии вайкхари (сказанное вслух), и человек произносит мантру, которую он и другие уже могут слышать ухом.
Подобным же образом должны возникать процессы и на макро уровне, где живые существа этих макро уровней тоже как-то проявляют свои волеизъявления, и для нас они могут восприниматься как некие космические процессы, которые в любом случае на нас постоянно влияют.
hele:
//Да, и дальше Блаватская в тд говорит об этом выявлении "изнутри наружу":
Этот процесс в индуистской философии называется сришти (развёртывание), в противоположность пралайе (растворению), и сравнивается с распусканием почки на дереве (спхота).
Т.е. подобным принципом можно обрисовать множество разных процессов, например как распускание цветка или почки, проявлении неоформленной идеи в озвученную вслух мысль, так и образование различных макрокосмических объектов и процессов.
//Ни одно действие, ни одно движение, ни одна эмоция будь то физическое, психическое, волевое или механическое не произойдет без внутреннего вмешательства. Сначала внутреннее движение, стремление, мысленная работа, а потом проявление этих чувств внешнее.
Я думаю это можно интерпретировать так, что подобные процессы встречаются на всех уровнях бытия, от микро до макро мира. В мантра-видьи есть классификация того как возникает мантра, сначала сознание создаёт тонкую трансцендентную вибрацию, которая называется пара-нада, это "звук" в своём первичном, изначальном семени (состоянии).
Дальше "звуковая" вибрация уплотняется или замедляется (условно говоря уменьшается частота её колебания) и "звук" предстаёт в состоянии пашьянти (видимости), когда уже в уме можно видеть образы связанные с этой вибрацией, после чего эта вибрация ещё больше замедляясь/уплотняясь предстаёт в состоянии мадхьяма (среднее, пограничное), когда в уме можно слышать мысленную речь и переходить на шёпот. И наконец в своём конечном виде эта вибрация предстаёт в состоянии вайкхари (сказанное вслух), и человек произносит мантру, которую он и другие уже могут слышать ухом.
Подобным же образом должны возникать процессы и на макро уровне, где живые существа этих макро уровней тоже как-то проявляют свои волеизъявления, и для нас они могут восприниматься как некие космические процессы, которые в любом случае на нас постоянно влияют.
hele:
//Да, и дальше Блаватская в тд говорит об этом выявлении "изнутри наружу":
Этот процесс в индуистской философии называется сришти (развёртывание), в противоположность пралайе (растворению), и сравнивается с распусканием почки на дереве (спхота).
Т.е. подобным принципом можно обрисовать множество разных процессов, например как распускание цветка или почки, проявлении неоформленной идеи в озвученную вслух мысль, так и образование различных макрокосмических объектов и процессов.
-
- Сообщения: 1704
- Зарегистрирован: 02 авг 2016, 16:39
- Откуда: г. Владивосток
Re: "Космогенезис"
Этот текст из ТД так и останется интересным текстом, если не интересоваться "местом", где эта причина может находиться. И текст показывает вектора поиска для реального касания к Знанию и приобретению практики понимания скрытого смысла. Мы знаем о 7 Принципах человека - где Причина? ; мы извещены о семеричности Космоса - где кроется Причина? Надо находить конкретно в каждом случае появления какого-либо следствия на базе фактов из текстов ЕПБ, иначе можно долго и безуспешно применять разные слова (или термины из любых Учений) с конечным итогом хождения по кругу.hele писал(а):"Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. В действительности, это и есть состояние, к которому ум должен, в конце концов, прийти, когда мы пытаемся проследить в обратном порядке цепь причин и следствий; но наука и религия, обе приходят скорее, нежели следует, к этой границе сознания, ибо они не ведают метафизических абстракций, являющихся, единственно возможными к представлению, при чинами физических конкретностей. Эти абстракции становятся все более и более конкретными, по мере их приближения к нашему плану существования, пока они, наконец, не выявятся в форму материальной Вселенной, посредством процесса превращения метафизики в физику, аналогичного тому, по которому пар может быть сгущен в воду, а вода заморожена в лед."
https://vk.com/ektyfgtnhjdyf
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
Если исходить из рассматривавшейся здесь уже цитатыC. Зизевский писал(а):Мы знаем о 7 Принципах человека - где Причина?
то причина в зажигании этого Пламени... а к нему уже подвешивается весь состав человека. Вернее, в чем причина его зажигания, зачем? И откуда в Нём появился импульс испустить весь состав наш вниз?.. с воплощениями и перевоплощениями."Это Джива, Монада в соединении с Манасом, или, вернее, ее аромат - тот, который остаётся от каждой личности, когда достойна, и подвешена к Атма-Буддхи, Пламени, на нити жизни"
Причина именно семеричности... не скажу. А вот причины самого Космоса сокрыты видимо в Сат, Бытийности, самая верхушка той схемы, которую составила и приводила здесьC. Зизевский писал(а):мы извещены о семеричности Космоса - где кроется Причина?
Тогда по схеме получается, что причины семеричности, семи Планов, кроются где-то в Пре-Космической Корень-Субстанции, ибо она предшествует появлению планов, в ней уже должны быть причины семеричности.
-
- Сообщения: 1704
- Зарегистрирован: 02 авг 2016, 16:39
- Откуда: г. Владивосток
Re: "Космогенезис"
Наличие Семеричности само по себе не несёт в себе ответа, хотя и помогает определению причин. Но я имел в виду, что надо при поиске Причины по Следствию рассматривать функциональности любой конкретности, обозначенной тем или иным Принципом (любого уровня) и обозначенный своим термином. Например, будут ли это следствия для человека от неких желаний Монады, или следствие возникло из-за непреодолимых событий (может кармических), или произошли они от желаний физической части человека - в любом случае желательно искать конкретный след Причины для исследуемого Следствия через факты, данные в текстах ЕПБ. На уровне последовательных построений-вариантов на языке терминологии. В противном случае общие слова ничего не определяют, а только запутывают и сбивают мысль поиска реального. А сама семеричность только ограничивает число вариаций и даёт терминологию языка, позволяющего без схем формировать пояснения пути исследования. Тогда мы будем говорить на языке Теософии и множество лишних пояснений не потребуется. И только тогда можно в некоторых случаях сформировать путь и выявить Причину исследуемого следствия.hele писал(а):... то причина в зажигании этого Пламени... а к нему уже подвешивается весь состав человека. Вернее, в чем причина его зажигания, зачем? И откуда в Нём появился импульс испустить весь состав наш вниз?.. с воплощениями и перевоплощениями.
https://vk.com/ektyfgtnhjdyf
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Re: "Космогенезис"
C. Зизевский писал(а):Надо находить конкретно в каждом случае появления какого-либо следствия на базе фактов из текстов ЕПБ, иначе можно долго и безуспешно применять разные слова (или термины из любых Учений) с конечным итогом хождения по кругу.
Как раз против вашего "надо конкретно"-ответ в посте выше от ЕПБ:C. Зизевский писал(а):Наличие Семеричности само по себе не несёт в себе ответа, хотя и помогает определению причин. Но я имел в виду, что надо при поиске Причины по Следствию рассматривать функциональности любой конкретности, обозначенной тем или иным Принципом (любого уровня) и обозначенный своим термином. Например, будут ли это следствия для человека от неких желаний Монады, или следствие возникло из-за непреодолимых событий (может кармических), или произошли они от желаний физической части человека - в любом случае желательно искать конкретный след Причины для исследуемого Следствия через факты, данные в текстах ЕПБ. На уровне последовательных построений-вариантов на языке терминологии. В противном случае общие слова ничего не определяют, а только запутывают и сбивают мысль поиска реального. А сама семеричность только ограничивает число вариаций и даёт терминологию языка, позволяющего без схем формировать пояснения пути исследования. Тогда мы будем говорить на языке Теософии и множество лишних пояснений не потребуется. И только тогда можно в некоторых случаях сформировать путь и выявить Причину исследуемого следствия.hele писал(а):... то причина в зажигании этого Пламени... а к нему уже подвешивается весь состав человека. Вернее, в чем причина его зажигания, зачем? И откуда в Нём появился импульс испустить весь состав наш вниз?.. с воплощениями и перевоплощениями.
А вы все в конкретику.Вот как раз конкретика ни к чему не приведет кроме новых сканд.Идти надо к абстракции вспять.hele писал(а):Да, и дальше Блаватская в тд говорит об этом выявлении "изнутри наружу":
"Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. В действительности, это и есть состояние, к которому ум должен, в конце концов, прийти, когда мы пытаемся проследить в обратном порядке цепь причин и следствий; но наука и религия, обе приходят скорее, нежели следует, к этой границе сознания, ибо они не ведают метафизических абстракций, являющихся, единственно возможными к представлению, при чинами физических конкретностей. Эти абстракции становятся все более и более конкретными, по мере их приближения к нашему плану существования, пока они, наконец, не выявятся в форму материальной Вселенной, посредством процесса превращения метафизики в физику, аналогичного тому, по которому пар может быть сгущен в воду, а вода заморожена в лед."
И как переход, в картине физики, от более разреженных состояний вещества ко всё более плотным...
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: "Космогенезис"
Пустота не может быть семеричной. Из 12 нидан (причин существования) главной является Авидья (невежество), поэтому все причины нужно искать в себе (если есть желание). Но этот поиск только раскручивает колесо сансары из-за неутомимого желания найти причину. Порочный круг. Хоть раз удивите семеричную систему - ничего не ищите (само найдется), мы же не белки. Вспомните что вас нет.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 1704
- Зарегистрирован: 02 авг 2016, 16:39
- Откуда: г. Владивосток
Re: "Космогенезис"
Именно в конкретику участвующих компонентов Космоса (и Вселенной) в размышлениях. А так как их "пощупать" нельзя, то связи между Причиной и Следствием определяются виртуальным образом (если больше нравится - абстрактным) по пути через один или несколько Принципов (с конкретным их выделением). Внутрь или наружу - это зависит от Причины. Если больше уделить внимание трём Нижним Царством - будет понятно почему. То есть проводить линию исследования через конкретные "точки" (аспекты Космоса), хотя они для нас и не проявлены. Приведённый отрывок из текстов ЕПБ имеет другую тональность и другой срез пояснения, аспектов которого я не касался (а здесь слегка задел упоминанием Нижних царств для вариантов направления векторов поиска). При отсутствии правил такого поиска Причин получается нижеприведённый текст, который абсолютно ничего не сообщает, пустой, ибо не расшифрован правильным образом:Абель писал(а):А вы все в конкретику.Вот как раз конкретика ни к чему не приведет кроме новых сканд.Идти надо к абстракции вспять.
Преобразований сказанного Татхагатой столь много, что любой читающий их голову сломит, но не поймёт. Между тем Теософия учит, что "пустоты" вообще нет и что мы с вами есть как реальный факт в данном цикле. А "вумные" речи с применением простеньких словесных формул заблуждений и волнующих сердца невежд терминов вполне характеризуют уровень написавшего их. Даже разбор с позиций Теософии любой из 12 Нидан выводит на конкретные Принципы и их взаимодействие под теми или иными условиями в связях с другими Царствами. И впервые слышу такой перл, что размышление "раскручивает колесо Сансары из-за неутомимого желания найти причину". Бедный Шакьямуни! Будучи Бодхисатвой, он так страстно искал причины всего, что ненарком вообще покинул Сансару, став Буддой! Кое у кого, как можно заметить, многовато какой-то Авидьи....Volt писал(а):"Пустота не может быть семеричной. Из 12 нидан (причин существования) главной является Авидья (невежество), поэтому все причины нужно искать в себе (если есть желание). Но этот поиск только раскручивает колесо сансары из-за неутомимого желания найти причину. Порочный круг. Хоть раз удивите семеричную систему - ничего не ищите (само найдется), мы же не белки. Вспомните что вас нет."
https://vk.com/ektyfgtnhjdyf
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: "Космогенезис"
Это было сформулировано при первом повороте колеса Дхармы.C. Зизевский писал(а):И впервые слышу такой перл, что размышление "раскручивает колесо Сансары из-за неутомимого желания найти причину".
Теософия учит, что форма - это пустота, а пустота - это форма.C. Зизевский писал(а):Между тем Теософия учит, что "пустоты" вообще нет и что мы с вами есть как реальный факт в данном цикле.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 504
- Зарегистрирован: 10 окт 2016, 18:36
Re: "Космогенезис"
В Прологе Т.Д. не обозначена связь Пре-Космической Корень Субстанции с каким бы то ни было аспектом Единой Абсолютной Действительности. Кстати самого главного аспекта Непреложного Принца почему то нет. Обратите внимание на цитату: «Так от Дух или Космической Мысле-основы происходит наше Сознание, …», а так же есть утверждение Е.П.Б., что сознание имеют все от атома до Брамы. Это означает, что атомы и молекул планов тоже имеют индивидуальное Сознание корнем которого является Пре-Космическая Мысле-основа. Поэтому можно сказать, что Космическая Субстанция в воплощении включает в себя Дух или Космическую Мысле-основу. Точно так же Пракрити это Природа вообще, в то время как Пуруша это духовная Природа. Поэтому Пре-Космическую Корень Субстанцию смело соединяем с тем аспектом Пре-Космической Мысле-основы, которая относится к Индивидуальному Сознанию.hele писал(а):Причина именно семеричности... не скажу. А вот причины самого Космоса сокрыты видимо в Сат, Бытийности, самая верхушка той схемы, которую составила и приводила здесь
Пре-Космическая Корень Субстанция (Мулапракрити) это не дифференцированная субстанция, которая подвергается воздействию Семи Принципов и становится дифференцированной субстанцией.hele писал(а):Тогда по схеме получается, что причины семеричности, семи Планов, кроются где-то в Пре-Космической Корень-Субстанции, ибо она предшествует появлению планов, в ней уже должны быть причины семеричности.
«ПРИНЦИПЫ. Элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено все. Мы применяем этот термин для обозначения семи отдельных и основополагающих аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе и в Человеке. Отсюда также семь аспектов их проявления в человеке – божественный, духовный, [интеллектуальный], психический, астральный, физиологический и просто физический». \ «Теософский словарь» Е.П.Б.\
Это энергии, которые производят дифференциацию единиц. Основные семь дифференциации нам известны, но существуют и другие энергии, которые дифференцируют единицы по уровням и подуровням. Эти уровни и подуровни соответствуют нашим сорока девяти планам и их семи подпланам. Есть и другие дифференциации, например, Пуруша и Пракрити, Дух, Материя, нисходящие единицы и восходящие единицы, единицы, имеющие формы и не имеющие форм, единицы, входящие в состав чьей-либо формы и не входящие в форму, и так далее. Эти единицы находятся в слоях (мирах), которые имеют пространство, но не имеют времени. Приведенные здесь термины, относятся к воплощенному состоянию единиц.
Другими словами прежде чем прийти в воплощение, единицы (субстанция) должны быть предварительно расставлены по «местам».
А Планы – это уже единицы (субстанция) в воплощении.
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
Прямо не говорится, но из всей логики, в пункте I, где рассматривается единый Принцип, следует двойственность, линий Материи и Сознания.FAAF писал(а):В Прологе Т.Д. не обозначена связь Пре-Космической Корень Субстанции с каким бы то ни было аспектом Единой Абсолютной Действительности.
"Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.
Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного. "
Одна из линий, через Великое Дыхание, ведет к Пре-Космической Мыслеоснове, в этом же нет вопроса?
Но вот фраза:
"Как Пред-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального сознания, так Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации. "
Вторая линия, от Пространства, ведет к Пре-Космической Субстанции... Так это поняла, и пока буду этого придерживаться.
Но правда, как вижу, и сам Абсолют связывается с Абсолютным Сознанием, только. Можно понять так, что Сознание, Абсолютное, первично, когда нет еще даже намека на какую-либо Материю.
-
- Сообщения: 1704
- Зарегистрирован: 02 авг 2016, 16:39
- Откуда: г. Владивосток
Re: "Космогенезис"
Как-то уже говорил, что нынешний "Теософский Словарь" не имеет права носить подпись Блаватской, ибо она написала всего 39 статей (какие именно - не подписаны) для проекта словаря. Остальное весьма бесформенно и из разных учений. Некоторые статьи вообще не согласуются с Теософией. Приведённая статья о Принципах как раз из этого хламушника (вообще только один из каббалистов подписал свои статьи, остальные неизвестно от кого). Принципы не "Элементы или первичные сущности", это математическое обозначение различных по своему составу компонентов Вселенной. Я отношусь к этому словарю осторожно и в нужных случаях пополняю свой поясняющими нужное отрывками из текстов ЕПБ. Разногласий со словарём очень много.FAAF писал(а):... «ПРИНЦИПЫ. Элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено все. Мы применяем этот термин для обозначения семи отдельных и основополагающих аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе и в Человеке. Отсюда также семь аспектов их проявления в человеке – божественный, духовный, [интеллектуальный], психический, астральный, физиологический и просто физический». \ «Теософский словарь» Е.П.Б.\
В какой-то мере вроде приемлемо для сжатого (очень) пояснения, но "относятся к воплощенному состоянию единиц" не только набрасывает маску Материи на всё сказанное своим "воплощением", но и несёт в себе противоречия. Ибо согласно пояснению, "единицам" всё-равно, воплощены ли они вообще (а уж духовным "единицам" воплощаться вообще не пристало)... И если это "единица", то дифференциация (деление) вызовет распад её. На что? Да и понятие "планов" как элемента абстактного мышления человека как-то не камильфо... В результате всего этого и других накладок текст получился запутанным.FAAF писал(а):... Это энергии, которые производят дифференциацию единиц. Основные семь дифференциации нам известны, но существуют и другие энергии, которые дифференцируют единицы по уровням и подуровням. Эти уровни и подуровни соответствуют нашим сорока девяти планам и их семи подпланам. Есть и другие дифференциации, например, Пуруша и Пракрити, Дух, Материя, нисходящие единицы и восходящие единицы, единицы, имеющие формы и не имеющие форм, единицы, входящие в состав чьей-либо формы и не входящие в форму, и так далее. Эти единицы находятся в слоях (мирах), которые имеют пространство, но не имеют времени. Приведенные здесь термины, относятся к воплощенному состоянию единиц.
https://vk.com/ektyfgtnhjdyf
-
- Сообщения: 504
- Зарегистрирован: 10 окт 2016, 18:36
Re: "Космогенезис"
Когда индивидуальные Сознания находятся в не дифференцированном состоянии (Пре-Космическая Мысле-основа) мы не можем о них говорить как Дух и Материя, Субъект и Объект, потому, что ни еще даже не разделены.hele писал(а):"Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.
Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного. "
Когда индивидуальные Сознания находятся в дифференцированном состоянии они осведомлены через какую форму они будут развиваться и какие индивидуальные сознания будут входить в их форму, но форм то еще нет. Формально они уже разделены, а по факту нет. Поэтому по отношению к ним нельзя использовать еще термины Дух и Материя, Субъект и Объект (форма).
Когда индивидуальные Сознания находятся в воплощении вот только тогда мы их можем разделять их как Дух и Материя и говорить о Субъекте и Объекте.
Пре-Космическая Корень Субстанция является субстратом не только Материи, но и Духа. Точно так же Малапракрити является конем Пракрити, из которой «выделяется» как часть из целого Пруша.hele писал(а):"Как Пред-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального сознания, так Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации. "
-
- Сообщения: 12116
- Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
- Откуда: Россия
Re: "Космогенезис"
Возьмите все "единицы" как математические точки и вы найдете,что все они исходят из не-числа,просто из нуля. Математически все эти точки совпадают.Где же находится пространство пред-космической основы? В точке,в нуле.Где находится ряд отрицательных чисел? Ну ясно же что реально не по левую сторону абциссы, они в нуле,в его пустотности как потенциальности, относительно выявленного положительного ряда абциссы.Символично это и есть круг и центр его,радиусы исходящие из центра к окружности и составляющие площадь круга подобны в физическом представлении как большой взрыв-когда из одной точки единицы устремляются к окружности и образуют радиусами площадь.FAAF писал(а):Когда индивидуальные Сознания находятся в не дифференцированном состоянии (Пре-Космическая Мысле-основа) мы не можем о них говорить как Дух и Материя, Субъект и Объект, потому, что ни еще даже не разделены.hele писал(а):"Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.
Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного. "
Когда индивидуальные Сознания находятся в дифференцированном состоянии они осведомлены через какую форму они будут развиваться и какие индивидуальные сознания будут входить в их форму, но форм то еще нет. Формально они уже разделены, а по факту нет. Поэтому по отношению к ним нельзя использовать еще термины Дух и Материя, Субъект и Объект (форма).
Когда индивидуальные Сознания находятся в воплощении вот только тогда мы их можем разделять их как Дух и Материя и говорить о Субъекте и Объекте.Пре-Космическая Корень Субстанция является субстратом не только Материи, но и Духа. Точно так же Малапракрити является конем Пракрити, из которой «выделяется» как часть из целого Пруша.hele писал(а):"Как Пред-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального сознания, так Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации. "
-
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19
Re: "Космогенезис"
hele:
//Прямо не говорится, но из всей логики, в пункте I, где рассматривается единый Принцип, следует двойственность, линий Материи и Сознания.
Я как-то для себя засхематизировал представления ведантистов (в целом, с некоторыми допущениями из санкхьи), думаю вряд ли отличается от того, что написано в ТД, возможно прояснит некоторые моменты, без наглядности вряд ли получится толком разобраться.
В свою очередь немного поясню суть этой схемы (давно уже хотел сформулировать).
Как видно есть две ветки, для наглядности и созвучия Пра-крити (то, что было до сотворения) "противопоставил" Пра-джняна (то, что было до вообще какого-либо знания), где пракрити это изначальная субстанция, которая на современный научный манер является не материей, а более тонкой субстанцией, т.е. изначальной энергией. Прадхана это тоже самое, что и пракрити, просто иногда прадхану рассматривают как не проявленное (авьякта, алинга) состояние пракрити, а сама пракрити это уже её проявленное (вьякта, линга) состояние, санкхьяики называли её мула-пракрити (корень-пракрити).
Праджняна это исконное Сознание, смысловой синоним Атмы или Пуруши, в веданте о связи Сат-Чит-Ананда и Атмана говорится, что Атман вездесущий, поэтому он есть Сат (Бытие), свидетель всего, поэтому он Чит (Сознание), и бездеятельно умиротворён, поэтому он есть Ананда (Блаженство).
В дуалистической системе пракрити существует сама по себе и отдельно от исконного Сознания, но большинство не дуалистических концепций сводятся к тому, что пракрити выделяется из исконного Сознания и является его первичным покровом, такой покров из пракрити в веданте называют майей.
В отношении порядка творения, концепции санкхьи и веданты практически ничем не отличаются, единственно, что у ведантистов в этой модели есть Миро-мыслитель (Ишвара), который воображает этот мир в своём Сознании, а у санкхяиков эпохи атеизма, такого миро-мыслителя нет.
Пракрити имеет три свойства (гуны), когда преобладает чистота (саттва), то пракрити предстаёт как майя (иллюзия), когда преобладают два других свойства (раджас и тамас), то как авидья (неведенье). В любом другом своём наименовании, пракрити это изначальная энергия в разных своих характерных состояниях.
У ведантистов Ишвара (ипостась Брахмы) есть исконное Сознание, ограниченное майей (иллюзией), где майя его творящая сила, которая является так же силой вуалирования (аварана) и проекции (викшепа). А Джива (индивидуальная душа) это отражение того же исконного Сознания (Атмана), только в "зеркале" авидьи (неведенья).
В веданте и санкхье существует 24 принципа (таттвы) развёртывания пракрити, которые немного различаются, но в целом одни и те же, т.е. начиная с пракрити (в санкхье из прадханы), подобно матрёшке, весь творимый мир разворачивается из этой изначальной субстанции, и первой производной от пракрити является Махат-таттва.
Махат имеет очень много разных названий, в ранних ведических представлениях о сотворении его называют Хираньягарбха (Золотой зародыш), в пуранах это некая вещественная "жижа", из которой произошли все вещи, в йога-сутрах это линга-матра (некая структура всех вещей), в веданте два его названия - Сутра-атман (нить-Я) и прана (жизненная сила), а у санкхьяиков это ещё и буддхи (интеллект, как индивидуализированное отражение махата).
Махат переводят как Великий (от слова маха - большой), но этимологически это может быть как маха-ат, где "ат", санскритский корень, который обозначает некое движение, течение (говоря о времени например), или странствие, поэтому махат по смыслу можно перевести как Великий или Большой поток (энергии).
При дальнейшем развёртывании из махата возникает принцип Ахамкара (самоидентификация), а из него пять Танматр (тонких ощущений), и все эти 7 принципов (таттв) являются авишеша (недифференцированными, не различимыми для обычного восприятия). Из ахамкары также возникает Манас (понятийный ум) и 10 индрий (органы чувств), а из танматр возникают пять Маха-бхут (Первоэлементов) и эти 16 принципов (таттв) являются уже вишеша (дифференцированными, различимыми для обычного восприятия).
Вот таким вот образом в этих философских концепциях (санкхье и веданте) из пракрити (прадханы) развёртывается 23 принципа (таттвы), 7 из которых (махат, ахамкара, 5 танматр) - авишеша (недифференцированные), а 16 (манас, 10 индрий, 5 бхут) - вишеша (дифференцированные), 24-й принцип, как пракрити, проявлен (вьякта), а как прадхана, не проявлен (авьякта). 25-й принцип в санкхье Пуруша, а в веданте Атман, суть одно и тоже - Дух, чистое Сознание.
Касаемо Дживы, у санкхьяиков и ведантистов немного разнится содержание Антахкараны и у ведантистов есть разделение принципов (таттв) на оболочки (коши), как-нибудь при случае сформулирую поподробнее.
Но вот интересно всё-таки, как эта концепция развёртывания пракрити (порядка творения) может соотносится с современными научными представлениями?
Как-то пересмотрел кучу всяких научных космологических фильмов и вот вспомнилась мне одна теория, называется инфляционная, там в начале творения вселенная как раз развёртывалась из инфлатонного поля, которое в короткий промежуток времени раздуло раннюю вселенную до огромных размеров.
Об этой теории подробнее можно почитать например здесь, кому интересно будет.
http://elementy.ru/novosti_nauki/432215
Это инфлатонное поле (исходя из современных данных) до сих пор расширяется с ускорением, представляя из себя поток тёмной энергии, в котором постоянно происходят квантовые флуктуации, рождение и умирание частиц и т.д., если представить себе махат как Маха-ат (Великий непрекращающийся поток), то станет немного понятнее о чём говорили древние философы, он как линга-матра, содержит в себе зачатки всех форм, и как некая квантовая "жижа", создаёт частицы и вещество, это и основа для пространства (акаши), в общем такое поле вполне бы подошло по смыслу под Махат.
Да и санскритские термины "спхота" и "спхурана" (распухание, раздувание) как образные аналогии термина "сришти" (творение, развёртывание) в контексте инфляционной теории (инфляция - раздутие), тоже уже как-то по другому звучат и воспринимаются, а санскритский термин "спанда" (пульсация, колебание) можно отнести и к квантовым флуктуациям (тоже некие колебания).
В общем я так полагаю все эти концепции не просто так возникли, как некая богатая фантазия древних философов, откуда они это взяли это уже другой вопрос, но современные учёные иногда видимо вдохновляются этими концепциями для получения творческого вектора в своих исследованиях.
Абель:
//Символично это и есть круг и центр его,радиусы исходящие из центра к окружности и составляющие площадь круга подобны в физическом представлении как большой взрыв-когда из одной точки единицы устремляются к окружности и образуют радиусами площадь.
Древний символ "Семя жизни":
//Прямо не говорится, но из всей логики, в пункте I, где рассматривается единый Принцип, следует двойственность, линий Материи и Сознания.
Я как-то для себя засхематизировал представления ведантистов (в целом, с некоторыми допущениями из санкхьи), думаю вряд ли отличается от того, что написано в ТД, возможно прояснит некоторые моменты, без наглядности вряд ли получится толком разобраться.
В свою очередь немного поясню суть этой схемы (давно уже хотел сформулировать).
Как видно есть две ветки, для наглядности и созвучия Пра-крити (то, что было до сотворения) "противопоставил" Пра-джняна (то, что было до вообще какого-либо знания), где пракрити это изначальная субстанция, которая на современный научный манер является не материей, а более тонкой субстанцией, т.е. изначальной энергией. Прадхана это тоже самое, что и пракрити, просто иногда прадхану рассматривают как не проявленное (авьякта, алинга) состояние пракрити, а сама пракрити это уже её проявленное (вьякта, линга) состояние, санкхьяики называли её мула-пракрити (корень-пракрити).
Праджняна это исконное Сознание, смысловой синоним Атмы или Пуруши, в веданте о связи Сат-Чит-Ананда и Атмана говорится, что Атман вездесущий, поэтому он есть Сат (Бытие), свидетель всего, поэтому он Чит (Сознание), и бездеятельно умиротворён, поэтому он есть Ананда (Блаженство).
В дуалистической системе пракрити существует сама по себе и отдельно от исконного Сознания, но большинство не дуалистических концепций сводятся к тому, что пракрити выделяется из исконного Сознания и является его первичным покровом, такой покров из пракрити в веданте называют майей.
В отношении порядка творения, концепции санкхьи и веданты практически ничем не отличаются, единственно, что у ведантистов в этой модели есть Миро-мыслитель (Ишвара), который воображает этот мир в своём Сознании, а у санкхяиков эпохи атеизма, такого миро-мыслителя нет.
Пракрити имеет три свойства (гуны), когда преобладает чистота (саттва), то пракрити предстаёт как майя (иллюзия), когда преобладают два других свойства (раджас и тамас), то как авидья (неведенье). В любом другом своём наименовании, пракрити это изначальная энергия в разных своих характерных состояниях.
У ведантистов Ишвара (ипостась Брахмы) есть исконное Сознание, ограниченное майей (иллюзией), где майя его творящая сила, которая является так же силой вуалирования (аварана) и проекции (викшепа). А Джива (индивидуальная душа) это отражение того же исконного Сознания (Атмана), только в "зеркале" авидьи (неведенья).
В веданте и санкхье существует 24 принципа (таттвы) развёртывания пракрити, которые немного различаются, но в целом одни и те же, т.е. начиная с пракрити (в санкхье из прадханы), подобно матрёшке, весь творимый мир разворачивается из этой изначальной субстанции, и первой производной от пракрити является Махат-таттва.
Махат имеет очень много разных названий, в ранних ведических представлениях о сотворении его называют Хираньягарбха (Золотой зародыш), в пуранах это некая вещественная "жижа", из которой произошли все вещи, в йога-сутрах это линга-матра (некая структура всех вещей), в веданте два его названия - Сутра-атман (нить-Я) и прана (жизненная сила), а у санкхьяиков это ещё и буддхи (интеллект, как индивидуализированное отражение махата).
Махат переводят как Великий (от слова маха - большой), но этимологически это может быть как маха-ат, где "ат", санскритский корень, который обозначает некое движение, течение (говоря о времени например), или странствие, поэтому махат по смыслу можно перевести как Великий или Большой поток (энергии).
При дальнейшем развёртывании из махата возникает принцип Ахамкара (самоидентификация), а из него пять Танматр (тонких ощущений), и все эти 7 принципов (таттв) являются авишеша (недифференцированными, не различимыми для обычного восприятия). Из ахамкары также возникает Манас (понятийный ум) и 10 индрий (органы чувств), а из танматр возникают пять Маха-бхут (Первоэлементов) и эти 16 принципов (таттв) являются уже вишеша (дифференцированными, различимыми для обычного восприятия).
Вот таким вот образом в этих философских концепциях (санкхье и веданте) из пракрити (прадханы) развёртывается 23 принципа (таттвы), 7 из которых (махат, ахамкара, 5 танматр) - авишеша (недифференцированные), а 16 (манас, 10 индрий, 5 бхут) - вишеша (дифференцированные), 24-й принцип, как пракрити, проявлен (вьякта), а как прадхана, не проявлен (авьякта). 25-й принцип в санкхье Пуруша, а в веданте Атман, суть одно и тоже - Дух, чистое Сознание.
Касаемо Дживы, у санкхьяиков и ведантистов немного разнится содержание Антахкараны и у ведантистов есть разделение принципов (таттв) на оболочки (коши), как-нибудь при случае сформулирую поподробнее.
Но вот интересно всё-таки, как эта концепция развёртывания пракрити (порядка творения) может соотносится с современными научными представлениями?
Как-то пересмотрел кучу всяких научных космологических фильмов и вот вспомнилась мне одна теория, называется инфляционная, там в начале творения вселенная как раз развёртывалась из инфлатонного поля, которое в короткий промежуток времени раздуло раннюю вселенную до огромных размеров.
Об этой теории подробнее можно почитать например здесь, кому интересно будет.
http://elementy.ru/novosti_nauki/432215
Это инфлатонное поле (исходя из современных данных) до сих пор расширяется с ускорением, представляя из себя поток тёмной энергии, в котором постоянно происходят квантовые флуктуации, рождение и умирание частиц и т.д., если представить себе махат как Маха-ат (Великий непрекращающийся поток), то станет немного понятнее о чём говорили древние философы, он как линга-матра, содержит в себе зачатки всех форм, и как некая квантовая "жижа", создаёт частицы и вещество, это и основа для пространства (акаши), в общем такое поле вполне бы подошло по смыслу под Махат.
Да и санскритские термины "спхота" и "спхурана" (распухание, раздувание) как образные аналогии термина "сришти" (творение, развёртывание) в контексте инфляционной теории (инфляция - раздутие), тоже уже как-то по другому звучат и воспринимаются, а санскритский термин "спанда" (пульсация, колебание) можно отнести и к квантовым флуктуациям (тоже некие колебания).
В общем я так полагаю все эти концепции не просто так возникли, как некая богатая фантазия древних философов, откуда они это взяли это уже другой вопрос, но современные учёные иногда видимо вдохновляются этими концепциями для получения творческого вектора в своих исследованиях.
Абель:
//Символично это и есть круг и центр его,радиусы исходящие из центра к окружности и составляющие площадь круга подобны в физическом представлении как большой взрыв-когда из одной точки единицы устремляются к окружности и образуют радиусами площадь.
Древний символ "Семя жизни":
-
- Администратор
- Сообщения: 11465
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: "Космогенезис"
А от Праджняна к Ишвара должна быть линия, или только через Майя?