Карл Густав Юнг

Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Детали в сновидениях и независимость бессознательного

Анализируя сны, всегда полезно изучать детали символизма, ведь совсем небезразлично, какие символы выбирает сон. Здесь я расхожусь во мнениях с фрейдистской школой, для которой символизм не имеет значения. Десять тысяч вещей могут иметь один и тот же смысл, скажем, гениталии или что-то подобное. Но я утверждаю, что крайне важно, что говорит сон, а не то, как мы это толкуем. Мы можем сбиться в толковании, но сон – естественный продукт, мы его не организовывали и не порождали. Он как странная птица. Мы можем сказать, что такой птицы быть не может. ... Наш подход может быть в том, что такая штука не могла родиться, но это совершенно не научный подход. Нужно воспринимать сон как есть. Не следует говорить: «Это просто символ того-то», словно мы управляем источником сна. Мы должны быть благодарны, если обнаружим источник сна, но не можем управлять этими источниками.

Вопрос: Можно ли говорить, что пациент выбирает во сне символ того, что пережил в реальности? Если бы она попала в землетрясение, выбрал бы сон в таком случае землетрясение?

Доктор Юнг: Ну, только если землетрясение или пожар – это подходящий символ для подразумеваемого. Например, я попал в пожар, землетрясение, потоп или бомбардировку. Если бы бессознательное решило продемонстрировать неэффективность моего общего отношения к жизни, у него был бы выбор; но если мой дом разрушит землетрясение, а бессознательное выберет символ потопа, я буду знать, что это конкретная опасность, а не просто вопрос разрушения. Например, мне может сниться, что дом рухнул либо из-за пожара, либо из-за землетрясения. Землетрясение в той же мере передает идею разрушения, как и пожара; но если я хочу узнать что-нибудь о подлинной природе занимающего меня предмета, нужно знать о конкретном разрушительном агенте.

Комментарий: Я думаю, если бы вы однажды пережили такое в реальной жизни, скажем, пожар, то сон выбрал бы именно пожар.

Доктор Юнг: Могут сниться и вещи, с которыми вы никогда не сталкивались. Мы это знаем. Например, могут сниться поразительные животные, чудовищные, никем не виданные, змеи, ужасные монстры, которых не существует. У человека есть все эмоции от лицезрения реального дракона, хотя, конечно, он его никогда не видел, но люди все равно их боятся. Я помню сны пациентов, людей из Швейцарии, которые никогда не были на войне и точно не видели воздушную бомбардировку, но многим из них снились падающие бомбы и гибнущие люди. Они читали яркие описания и видели фото в журналах, и, конечно, пользовались этим материалом. Все это стало для меня доказательством, что у бессознательного есть поразительная способность подбирать материал. Например, когда я был в Африке, мне не снилась Африка. Лишь однажды мне приснился негр, и я подумал: «Наконец-то Африка пробралась мне в душу». И тут же вспомнил, что этот негр – парикмахер из Чаттануги в США, а совсем не африканский негр. Вот как действует бессознательное.

Люди в самых удивительных ситуациях могут видеть во сне очевидные банальности без всякого следа тех мощных переживаний, с которыми они столкнулись днем; а у людей, ведущих обычную и простую жизнь, бывают сны, полные ужасающих вещей. Из этого можно заключить, что бессознательное поразительно независимо. Никакого правила нет. Единственное правило – его невероятная независимость от всего, связанного с сознанием. Можно быть уверенным, что нет ни малейшего шанса повлиять на бессознательное из сознания. Если бессознательное хочет сказать что-то другое, оно это скажет, несмотря на все ваши попытки. Если вам удастся самовнушение, и вы увидите желаемый сон, я бы сказал, что он соответствовал бессознательному – за ним что-то стояло.

Скажем, вы хотите поэкспериментировать и скажете: «Сегодня перед сном я буду концентрироваться на некоем образе, который должен появиться у меня во сне», Вы начинаете размышлять об этом образе, и решаете, что это будет идея огня. У вас есть ожидание и воля, чтобы он появился во сне, так оно и происходит, и вы говорите: «О, вот оно!» Но не задумываетесь, почему же выбрали этот символ. Например, иногда, когда мы говорим, на язык лезет какое-то слово, вклинивающееся в предложение, или мы можем забыть имя, которое начали произносить. Из этих вмешательств можно реконструировать сон, который продолжается в бессознательном постоянно, и оставшись в одиночестве, мы тут же погружаемся в паутину снов.

Если вы зайдете дальше, в abaissement du niveau mental [понижение ментального уровня – фр.], так что ясный свет сознания угаснет, и начнутся своего рода сумерки, вы окажетесь в непосредственной близости с уровнем сновидений. В моменты усталости часто происходит так, что восприятие реальности становится сновидческим. … И когда вы устали до бессознательности, бывает так, что возникают эти автономные феномены – вы видите людей, которых нет, слышите голоса, слышите, как вас зовут по имени, вы по близости со снами, где олицетворяется вся физическая жизнь.

Так же происходит и в вашем эксперименте. Когда вы выбрали символизм, невозможно понять, не бессознательное ли выбрало его за вас. Вы говорите, что выбрали огонь, но нельзя быть уверенным, что бессознательное не скажет: «Нет, я говорю, вода!» И если во сне появляется огонь, единственное разумное объяснение в том, что сон решил согласиться. Откуда вам, черт возьми, знать, что это не сон выбрал огонь? Мое уважение к снам очень велико, и я снова и снова поражаюсь невероятной независимости бессознательного, самой поразительной ментальной независимости, что я знаю. Независимость сознания нелепа по сравнению с ним. Сознание ужасно зависимо, а бессознательное – нет.

Например, говоря о чем-то, относящемся к сознанию, вы можете сказать, что взяли это из такого-то источника, скажем, прочитали в газете, но когда речь идет о бессознательном, можно с уверенность сказать лишь, что это подлинный результат, расцветший, как на растении, поднявшемся из почвы, и нельзя сказать об этом растении (как это возможно с сознательными результатами), что это просто слова поэта о таком цветке, растущем в подобном месте. Этот цветок там не из-за поэта. Любой ветер мог занести туда семена, и то же самое со сновидениями.

Сны и видения – это продукты природы, и они удивительным образом неподвластны никакому влиянию, даже если кажется иначе. Я настаиваю на этом, потому что Фрейд считает наоборот. Он думает, что бессознательное находится под невероятным влиянием, и некоторые сны могут появиться только от того, что вы что-то там видели. Ставлю что угодно, если вы увидите автокатастрофу, даже самую ужасную и впечатляющую, ничего подобного вам не приснится, а если и приснится, вся сцена будет изменена. Тогда это не просто происшествие, а символ, выражающий некоторые психологические проблемы. Подлинное происшествие лишь было использовано как язык. … Бессознательное может использовать его, если оно покажется полезным, и не будет использовать вообще, если никакого символизма в нем нет.

Как видите, я нисколько не придерживаюсь теории о том, что во сне учитываются дневные переживания. Очень часто у меня были случаи, когда люди были глубоко впечатлены, как они сами думали, а следующий сон был о старой тетушке и кузинах, как раньше, ни следа сильных впечатлений. Они говорят: «Теперь я понимаю! Теперь осознаю!» И следующая реакция будет обратной, все наоборот. Так что, как мы видим, бессознательное еще не достигнуто, еще не затронуто. Реакции бессознательного такие же, будто ничего не случилось. Великая важность снов и причина, по которой мы их анализируем, в том, чтобы понять, где мы в бессознательном. Мы можем быть Бог знает где в сознании, на Эвересте интуиции, а в бессознательном еще не выбрались из колыбели.

Вопрос: Вы согласны или нет, что характер сновидений зависит от общей интенсивности подхода, что их характер меняется после анализа, то есть изменение точки зрения сознания – это решающий фактор?

Доктор Юнг: По сути я настаиваю на том факте, что, вне зависимости от вашего сознательного подхода, бессознательное абсолютно свободно и может делать, что захочет. Естественно, если вы ассимилируете большие части бессознательного, оно меняется. Все люди, занятые практическим анализом, знают, что обычно перед анализом у пациентов хорошие и обычные сны, вполне приличные, и только они приступают к анализу, сны становятся ужасными, ни следа красоты. Дело тут в том, что люди, приходящие к анализу, диссоциированы. Они во всех смыслах дезориентированы, и после первого урока начинают приводить в порядок хаос в сознании. Они видят направление. И хаос образуется в бессознательном.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Карл Густав Юнг о своем околосмертном опыте

phpBB [media]
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Карл Густав Юнг Visions (видения)

Уникальные конспекты семинаров Юнга, которые посвящены удивительным снам (видениям) его ученицы Кристины Морган. Предлагаю обсудить вместе эти видения. Как бы вы расшифровали их? Ниже будут представлены сами сны и их анализ Юнга.

Пациент
Женщина около 30 лет. Высоко образованная, очень умная, интеллектуал с математическим умом, крайне рациональна, по образованию специализируется в естественных науках. Очень хорошо развита интуиция, но из-за своего крайнего рационализма всячески её подавляла. Отсюда и конфликт между рациональной и иррациональной природой.

Сон
Я пыталась играть музыку, и мне мешали разные члены семьи. Я была на террасе, открывающейся на море, и продолжала играть, когда сидящий за соседним столиком богатый еврей тоже начал играть. Музыка, которую он играл, была так прекрасна, что на минуту я замерла, прислушиваясь.

Анализ
Вы понимаете, что значит сон? Он очень прост. Что такое музыка? Конечно, это чувство. Она очень умна, и чувство остается подавленным, так что легко понять, что чувство в большей мере находится в бессознательном. Сон поднимает эту проблему. Так что игра означает игру ее чувств, компенсирующих преимущественно интеллектуальный подход. Ведь даже в анализе она все воспринимает преимущественно с интеллектуальной точки зрения и очень мало пользуется чувствами, поскольку они неуправляемы, недоступны в реальности. Потому она пользуется ими во сне.

Этот еврей просто означает бессознательный разум женщины, бессознательного мужчину в ней. Кто он такой? Полагаю, все понимают, о ком идет речь. Это анимус. Так что анимус – это фигура, персонифицирующая уверенность в собственном мнении у женщины.

Она должна критиковать своего анимуса и говорить, что это возмутительно, что когда играть начинает она, он не должен ее прерывать. Нельзя допускать, чтобы он останавливал ее. Так я ей и сказал.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

У меня несколько другая интерпретация была бы, хотя и не смею оспаривать интерпретацию самого Юнга. Но допустим, если бы я её не слышала...

Это тот тип мужчины, которого она могла бы полюбить. Это и есть анимус? Vodoley в одной из тем своего блога развивала тему анимуса и анимы. Но честно говоря в себе таких не чувствую...
Так вот, о сне Кристины. Но такой тип (мужчины) как всегда должен быть увлечен своей игрой и не обращает на неё внимания. К тому же если у неё есть склонность держаться подальше от мужчин, которые ей нравятся... из-за застенчивости скажем, что тоже продемонстрировано в видении.
Также возможно в каком-то возрасте она поймёт, что математика это ещё не всё, хотя в ней успешна, и расширит род своих занятий, может быть, и до всего... как раз чтобы и применить свою интуицию.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

У меня интерпретация была бы аналогичной за исключением итога. Юнг просит её критиковать анимуса, возмущаться его вмешательством в свою игру. Здесь, мне кажется, он опять призывает её к подавлению восклицая, что он не должен её прерывать.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Сон
Я собиралась посетить доктора, который жил в доме у моря. Я сбилась с пути и в отчаянии спрашивала у людей верную дорогу.

Анализ
В попытке объяснить символ "доктора" Юнг мысленно вступает в противоречие с последователями Фрейда. Последние интерпретировали бы доктора как самого Юнга, чьей пациенткой была Кристина. Сам же Юнг видит в этом докторе не самого себя, а анимуса.
Естественно, если ей снится доктор, все склонны думать, что это я. Она у меня на лечении, и все указывает на меня. Просто забавно, что бессознательное не говорит этого ясно. Естественно, всякий, кто анализировал сны с точки зрения Фрейда, скажет, что это я, но мне так не кажется. Если бессознательное хотело сообщить, что это доктор Юнг, оно бы так и сказало...
Как видите, это своего рода архетипический образ, который возвращает в доисторические времена. Это огромная проблема. … Она будто обманута даймоном или, скажем, враждебно настроенным Богом. В такой архетипической ситуации … она не знает, что делать, и потому ищет помощи у знахаря, который был там испокон веков. Обычно он живет один в недоступном месте. … Видите ли, выбранное место выражает его психологию, так что знахарь находит необычайное место, чем труднее до него добраться, тем лучше, ведь знахарь, конечно, никогда не оказывается поблизости, он всегда в неком странном уголке мира за морями. … И чтобы найти этого знахаря, женщине приходится путешествовать далеко, она должна усердно трудиться, отчаянно искать путь в это далекое неведомое место…
Целитель – это снова анимус, только теперь он больше не играет музыку, а появляется под личиной доктора.
Я же со своей стороны интерпретировал бы сон несколько иначе. В данном видении присутствуют несколько символов:
Первый символ - это сам доктор. Здесь я бы не отметал точку зрения Фрейда, как это делает Юнг. Он говорит, что если бы бессознательное хотело бы сообщить что это Юнг, оно бы так и сказало. Но для пациента внутренне не важно как зовут доктора, для него он прежде всего доктор, который способен вернуть ему/ей то идиллическое состояние символом которого является домик у моря. Анимус в этом случае принял облик Юнга, а не самого себя ввиде знахаря.
Второй символ - домик у моря. Это идиллическое состояние, ощущение безграничного счастья. Утерянный некогда сад Эдем к которому необходимо найти дорогу. Юнг решил, что Кристина ищет дорогу к доктору.
Кроме того, дом у моря – это совсем иное, нежели вилла на берегу Цюрихского озера, там совершенно иная атмосфера. Более того, в реальности она совсем не сбилась с пути. Она не потеряла дорогу к моему дому. Она два месяца у меня на лечении, и если бы она забыла дорогу, то не стала бы в отчаянии выспрашивать ее.
Хотя на самом деле она в отчаянии ищет дорогу в Эдем, а не к доктору.
Третий символ - это состояние отчаяния. Во сне нужно также подмечать свои ощущения так как они играют немаловажную роль в объяснении символизма сна. Юнг видит в этом ощущении внутреннее сопротивление своему желанию.
Фрейд бы сказал: «Исполнение желания – сопротивление; она не хочет добираться к вам, потому что ей стало неприятно». И это тоже правда, само собой. У нее сомнения. Для нее в новинку, что бессознательное знает решение, неизвестное ей. Ведь мы порождены бессознательным. Мы много воображаем о себе и силе сознания, потому что мы так результативны. Кто построил эти мощные машины? Наше сознание, конечно! И потому мы верим в него и думаем, что бессознательное ничего из себя не представляет, это более или менее сомнительный придаток к тому чудесному свету, что сияет в наших головах!
И далее говорит как действовать.
Так что если сказать ей: «Очевидно, вам трудно добраться к этому доктору – чему вы сопротивляетесь?», это будет неверная дорога, потому что она с радостью примет этот личностный аспект, увидит лазейку, скажет себе: «Этому человеку нравится роль Великого Целителя. Я переложу весь свой личностный хлам на него, и ему же хуже, если он не справится!» Ей нужен кто-нибудь ответственный за то, что все сложится не так, как хочется. Так что на таком болезненном опыте я научился правильно толковать сны.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Сон
Она увидела прекрасного павлина, устроившегося на спине мужчины клювом к шее.

Анализ

Изображение

Символ павлина в истории символизма

Весна и восход. Идея нерушимости плоти. В ранней христианской церкви и проповедях св. Августина и св. Антония Падуанского, например, павлин использовался как символ воскресения. Дело в том, что когда близко зима, он сбрасывает перья, и они появляются снова вместе с солнцем, весной. Так что это символ возрождения, и как таковой он встречается в ранней церкви как символ воскресения души. Это также символ искупителя, поскольку он вновь обретает божественное детство через возрождение.

Итак, в фантазии павлин сидел на спине мужчины, а спина всегда означает бессознательную сторону...

Так что здесь павлин принимает роль некоего призрака, который завладевает мужчиной. Так что мы должны придерживаться изначальной гипотезы, что это снова анимус, что это мужчина внутри нее, и теперь видение говорит, что за этим мужчиной, за анимусом скрывается новое начало, завладевшее им. За ним сидит гений, как царский сокол или орел Зевса. Это павлин-призрак развертывания, красоты, весны – всего того, что символизирует павлин. Это почти пророческое видение, и его очень трудно перевести на простой язык. Потому я предпочту просто придерживаться образа.

Есть еще одна деталь, на которую я должен обратить ваше внимание, и она заключается в том, что павлин держит у шеи мужчины клюв. Это легка угроза. Можно подумать, что если мужчина сделает что-нибудь не то, павлин его убьет. В таком положении можно считать, что павлин клюет жизненно важное место, шею мужчины. Это значит, что мужчина бессознательно управляется этим могущественным существом. Если такое видение перевести на психологический язык, нужно сказать, что анимус, который представал как богатый еврей, доктор и кто угодно еще, - это не только анимус на самом деле; он в свою очередь под управлением чего-то более великого – духа творения, восхода, возрождения. И это также означает, что если она установит правильные отношения с мужчиной, то может достигнуть магического возрождения посредством осознания этого духа, который ею управляет, этого daimonion.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

Volt писал(а):У меня интерпретация была бы аналогичной за исключением итога. Юнг просит её критиковать анимуса, возмущаться его вмешательством в свою игру. Здесь, мне кажется, он опять призывает её к подавлению восклицая, что он не должен её прерывать.
Мне тоже кажется, что с анимусом нужно поступать как-то иначе, а не подавлять...
Также как и с анимой...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

Насчёт поездки к доктору в домике у моря.
На самом деле ехать к морю лечиться, т.е. к доктору, это нонсенс, на мой взгляд. То есть мы слышали о поездках на воды для лечения, но это все же скорее пассивное лечение отдыхом и природой, а не активное доктором. Поэтому этот её сон выражает все же какое-то отчаяние, отчаянное состояние. Другое дело, что она и не находит туда дорогу, спрашивает у людей, но скорее сделает так, чтобы туда для этой цели не доехать. Она хочет остаться дома... и опасается вечной или долгой дороги в никуда.
Она не хочет ни к какому доктору... даже если он хороший. И если предположить, что это её анимус, то снова она отделена от него. Но на этот раз он противоречит ей не активно действием, а пассивно будучи скрытым в своём домике и совершенно неизвестным.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Я имею ввиду, что домик у моря - это идиллическое место или райский сад. Тогда как доктор живущий рядом является больше Вергилием, проводником (в некоторых случаях стражем) этого сада. Для того чтобы попасть в этот сад необходимо пройти чистилище и очиститься (излечиться) от скверны личности. Конечно, её личность противится от встречи с доктором и отдалила его от себя большим расстоянием. В моей практике был похожий момент когда я был отделен от анимы лабиринтом, но при этом во мне не было сопротивления, что позволяло лицезреть её пусть и отдаленно.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

И какой же сон мне приснился после этих разговоров,? а давно не снились ясные продолжительные сны... Может быть, вы захотите прокомментировать. Он как будто совсем другой чем у Кристины бывают.

Как будто мы только что переехали в более просторную квартиру, по обмену, поэтому там многие вещи остались от прежних хозяев, они не захотели забрать. Мы это скорее всего я мама и дети, но среди которых есть и взрослые. Детей наверное 3-4.
Как будто это канун нового года, но почему-то лето. Мы довольно рады спокойны, исследуем квартиру её комнаты и вещи. Эпизод девочка стоит в своей кроватке манеже, и случайно мы ей показали, как можно отодвинуть решетку чтобы выйти, и теперь проблема замаскировать от неё этот выход...
Но вдруг проявляются прежние хозяева, они настроены дружелюбно, но хотели бы еще напоследок побыть в своей квартире, во дворе ещё. К тому же документы на квартиру кажется не до конца оформлены, но прочная договоренность есть. Среди них вот есть кажется мужчины, но никто из них не выделяется. Эпизод - мне нужно переодеться, но друзья сына подростки хотят подсмотреть, типа, вот смотри твоя мама переодевается. Поэтому нахожу комнату, где довольно много окон, но все их можно хорошо закрыть занавесками, и вот начинаю задвигать эти занавеси на окнах...
Ещё эпизод, с одной женщиной из гостей, она прилегла рядом на какую-то широкую тахту, чтобы вместе посмотреть телевизор или видео, там кто-то выступает. Болтаем, разговариваем...
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Вам не хватает времени на себя.
Квартира символизирует границы и ограничение четырьмя стенами. В Вашем случае - это постоянная забота о членах семьи, которая естественно отнимает определенное количество времени, которое Вы могли бы потратить на саму себя. Необходим и желателен простор в действиях, потому и новая квартира более просторная. Вы, возможно, хотите уделить больше времени своему внутреннему миру, но Вам постоянные хлопоты мешают это сделать. Необходимо переодеться, но нет возможностей. Это и есть та решетка, которую необходимо открыть, пусть внутренняя девочка выйдет из манежа. Забота о семье никуда не денется, но и о себе не нужно забывать.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

И да и нет... Те заботы во многом в прошлом... сны же бывают и о прошлом. Время нашлось бы, но должно быть еще видение возможностей. Если не видишь, а время идет, то его нужно тратить на что-то полезное... и семья подходит как раз. Есть еще карма и качества человека, к данному моменту времени. Карма и какие-то более высокие сущности могут затмевать видение возможностей, чтобы члвк действовал скорее по намеченному ими пути... Но вот насчет взросления... можно подумать, но это тоже ведь вопрос кармы и качеств. И потом всё относительно, взрослый в одном, ребенок в другом.
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Helen писал(а):И да и нет... Те заботы во многом в прошлом...
Тогда подправим немного. Выражу мысль более кратко и четко.
Внешние факторы давлеют над внутренними.
При попытке погрузиться в простор квартиры невольно вмешивается семья (внешние факторы). Вспомните первый сон Кристины, когда она хотела играть музыку. Внутреннему миру необходим простор для выхода.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

А что, внутренний мир обязательно должен проявляться во внешнем? Ведь он даже по названию - внутренний... Но как-то частично он в любом случае проявляется...
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Helen писал(а):А что, внутренний мир обязательно должен проявляться во внешнем?
Я не о проявлении внутреннего во внешнем, я о том, что внешние факторы ограничивают взгляд на внутренний мир.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

Чей взгляд? Даже мой собственный?

Но хотя да, в чем-то вы правы. Например, петь (караоке) могу довольно редко, ...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

Когда искала одну организацию в районе м. Октябрьская, то увидела на карте, что там, где-то на территории Института стали и сплавов или Горного, есть музей Карла Густава Юнга. Но сам музей так и не нашла. К тому месту, которое вроде бы показывается на карте, и даже с применением определителя местоположения, пройти как будто нельзя... стройка и забор :-)
Но может еще найдем... или они еще не совсем открылись. Что-то звонить им по телефону не хочется... а хочется просто придти посмотреть музей.
Кстати, там рядом магазинчик ювелирного и стоматологического оборудования, где уже нужно бы приобрести средство Флюрин, для очищения серебра... неделю они были на какой-то выставке и не работали.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

phpBB [media]


Надеюсь, эта ссылка на тот же ролик "Околосмертный опыт Карла Густава Юнга", на который прежняя перестала существовать...
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Из переписки Юнга и Фрейда.
Вена, 14 апреля 1907 г.

:
Дорогой коллега,

Видите ли, мой взгляд на наши отношения разделяет весь мир. Вскоре после вашего визита меня просили сделать тот отчет в Амстердаме. Я поспешно отказался из страха, что могу обсудить это с вами и дать вам убедить меня согласиться. Затем у нас были более важные вещи для обсуждения, и этот вопрос забылся. Теперь я рад слышать, что выбрали вас. Но когда приглашали меня, другим выступающим был не Ашаффенбург; упоминались двое, Жане[1] и местный. Очевидно, планировалась дуэль между Жане и мной, но я не выношу гладиаторские поединки перед благородным сбродом и не могу с легким сердцем вынести свои открытия на голосование безразличной толпы;[2] но основная причина в том, что я стремлюсь не слышать ничего о науке несколько месяцев и восстановить свой жестоко измученный организм самыми разными факультативными занятиями. Теперь вам придется мериться силами с Ашаффенбургом. Я рекомендую безжалостность; наши оппоненты толстокожие, придется считаться с их толстой шкурой.

И в другой связи я должен приветствовать вас как своего наследника. Я намеревался поговорить с вами о случае, который видел в Гёрлице на Пасху. Теперь я узнал, что он был направлен к вам в Бургхольцли, и что вы хотите от меня информации о нем. Соответственно, я напишу его отцу, что нахожусь в прямом контакте с вами и сообщу обо всем, что видел. Вы найдете мальчика интересным; вероятно, он получит мало пользы от нас, а мы много от него; и, прежде всего, это первый случай, который мы оба смогли наблюдать напрямую. Мне интересно узнать, подтвердите ли мое спорное мнение, что это не Dem. pr., но началось все с навязчивости и продолжалось истерией; я несколько раз наблюдал это обратное развитие, и мне любопытно знать, что ваши ассоциативные эксперименты скажут о моем диагнозе. Он высоко одаренный индивидуум, эдипова типа, любит свою мать, ненавидит отца (оригинальный Эдип сам был случаем невроза навязчивости — загадка Сфинкс), был болен с одиннадцати лет, когда ему открылись факты сексуальности; возвращается в детство даже в своей одежде, его отрицание секса невероятно, “comme une maison”, как говорил Шарко.[3] Что усложняет работу с ним и помешало мне забрать его в Вену, так это приступы крика, когда он возбуждается. Изначально это были лишь инфантильные средства давления на мать. Теперь приступы случаются так: он стоит за дверью и кричит, рычит, ревет и плюется. Наблюдая эту сцену, с первого взгляда замечаешь (хотя настоящий психиатр не должен видеть того, чего нет у Крепелина[4]), что он двигает двумя пальцами правой руки по выемке на дверной панели (я видел это сам), иными словами, имитирует коитус! Когда я упомянул это ему после приступа, он все отрицал; затем сказал мне, что мальчики в школе имитировали это пальцем (в сжатом руке). В то же время он считает: два, три, четыре и долгими паузами, что действительно имеет смысл при коитусе, а плевки, очевидно, имитация эякуляции. Тем временем, он слышит голоса (которые также появляются во время его интервалов; это, конечно, составляет сомнительную диагностическую картину, но не похоже на паранойю), на лице у него горечь и негодование, иными словами, он наблюдает коитус, на который реагирует яростью, и если помнить, что он спал с родителями до десяти лет, вы легко можете представить, за кем он подсматривает. Конечно, он играет обе роли, наблюдателя с его отвращением и мужчины с его эякуляцией. Но самое лучшее впереди. К сожалению, он также органически инфантилен, включая форму гениталий, которые, как он сам мне сказал с возвышенным спокойствием, не развились с одиннадцати лет. Гордость заставила его подавлять свое отчаяние от этого и всех связанных аффектов, и в этом источник его приступов. Он никогда не признает, что придает малейшее значение этому отвратительному зрелищу (отчего, как это бывает, он бессилен)!

Я не знаю, единственная ли это форма его приступов, или он ее модифицировал с нашей последней беседы. Когда увидите его, обращайтесь с ним более или менее как с коллегой, он пугающе горд и поспешен на выпады, а по моему мнению, гораздо более умен, чем, например, Ашаффенбург.

Я должен предположить период инфантильной половой деятельности; я не смог ничего об этом узнать от его родителей. Но сколь многое родители не замечают! Поскольку у него фимоз (случай Адлера!),[5] едва ли возможно, чтобы ему не удавалось мастурбировать в раннем возрасте.

Что мне больше всего нравится, так это то, что вы не отвергаете мои замечания о dementia. Знаете, это то же самое, хотя я привык говорить о паранойе, потому что параноидальный элемент в dementia, в конце концов, требует объяснения. И потому я воспользуюсь следующей свободной минуткой — сегодня, в воскресенье, я не расположен к этому — чтобы изложить свои мысли в разумной форме. Я не потеряю эти идеи из вида; если из них можно что-то сделать, я сделаю, но я слишком далек от материала; надеюсь, вы скорее к нему подберетесь.

И по той же причине я не буду отвечать на ваши вопросы о dementia. Кроме того, сомневаюсь, чтобы я мог ответить на них должным образом на таком расстоянии. У меня лишь чувство, что вы правы, подчеркивая тот факт, что эти пациенты открывают свои комплексы без сопротивления и недоступны для переноса, т. е. не проявляют следов его воздействия. Именно это я хотел бы перевести в теорию.

Кстати говоря, кажется вполне возможным, что настоящий, верно диагностированный случай истерии или невроза навязчивости спустя какое-то время обратится к dementia или паранойе. Такую возможность легко продемонстрировать в теории — что-то вроде того, похоже, в случае мальчика из Гёрлица.

Моя жена поправляется и благодарит вас и вашу жену за добрые пожелания. С наилучшими пожеланиями,

Ваш, доктор Фрейд.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

В дополнение к посту Абеля об экстатических видениях в теме "липики". Некоторые мысли на этот счёт Юнга.
Из переписки Юнга и Фрейда
Бургхольцли — Цюрих, 13 мая 1907 г.
:
Дорогой профессор Фрейд,

Прежде всего прошу простить за долгую паузу, которую я себе позволил. Я не мог и не хотел вам писать, пока не увижу вещи яснее. Прежде всего, я хотел усвоить и переварить ваши «Заметки о паранойе». Но сначала новости! Вскоре вам станет известно, что ассистент Крепелина разбил меня своим обзором на мою книгу о Dem. pr. в Zentralblatt[1] Гауппа. Вы, конечно, тоже включены. Так трогательно следить за его беспомощным барахтаньем! Если у вас нет Zentralblatt, я могу отправить вам оттиск в качестве назидания. Несмотря на все, он почувствовал себя обязанным написать об этом целую статью. По крайней мере, они начали использовать тяжелую артиллерию. Но, в конце концов, это снова меня свалило, ведь теперь я вижу, как бесконечно трудно сообщать ваши идеи публике.

Аутоэротизм может записать на свой счет еще один триумф. Нам недавно удался анализ образованной и очень умной молодой женщины-кататоника, наделенной очень хорошей интроспекцией. Она всегда ходит сжатая и безэмоциональная, и ее очень трудно содержать в хорошем отделении, потому что время от время она обмазывает себя экскрементами. Она спонтанно доверила нам, что с тех пор, как заболела, стала как ребенок в своих мыслях, масса старых инфантильных воспоминаний всплывает в ее голове, в которые она полностью погружена. Она говорит, что обмазывание появилось просто потому что ей показалось нужным (в одном из состояний «рассеянности») не сидеть в туалете, а испражняться на кусочек бумаги на полу. Что странно, именно так она делала в детстве. Она страдала от запора и слишком уставала сидеть, затем начала испражняться на кусок бумаги. В ее болезни появлялись локализованные состояния возбуждения с мастурбацией. Значимо, что сексуальность sensu strictiori [в строгом смысле — лат.] не оказывает никакого воздействия на психику, но в огромном большинстве случаев остается локальной и ощущается как нечто чуждое и противостоящее, или, во всяком случае, не происходит соответствующего подавления.

Я несколько раз размышлял над вашими «Заметками о паранойе», также вместе с Блейлером. Выведение бредовых идей из аффектов (= либидо) совершенно ясно для нас. Однако, мне кажется, что в вашем объяснении «внешней проекции» вы можете иметь в виду только происхождение идеи наказания. Но в D. pr. всякая вещь проецируется наружу. Бредовые идеи — это, как правило, безумная смесь исполнения желаний и чувства мучения. Следующая аналогия всегда поражала меня, как просветление: религиозный экстатик, который стремится к Богу, однажды удостаивается видения Бога. Но конфликт с реальностью также создает его противоположность: уверенность обращается в сомнение, Бог в дьявола, и сублимированная сексуальная радость unio mystica в сексуальную тревогу со всеми ее историческими призраками. Здесь мы видим, как желание напрямую производит проекцию наружу, потому что присутствует желание реальности. То же самое желание можно часто продемонстрировать в случае бессознательного параноика, но обычно объективизируется только конфликт. Далее, чувство наказания часто компенсируется манией величия, хотя это реже ведет к объективациям. В параноидальной Dem. pr. исполнение желаний определенно встречается гораздо чаше. Когда вы говорите, что либидо извлекается из объекта, то, думаю, имеете в виду, что оно извлекается из реального объекта по нормальных причинам подавления (препятствия, недостижимость и т. д.) и набрасывается на фантазийную копию реального, с которым затем играет свою классическую аутоэротическую игру. Проекция на цель восприятия происходит из первоначального желания реальности, которое, будучи недостижимым, создает собственную реальность галлюцинацией. Но в психозе все идет вкривь и вкось, потому что объективно реальным переживается только конфликт. Почему это так, до сих пор не вполне ясно для меня; возможно, конфликтующий компонент усиливается нормальным корректирующим компонентом. Я буду крайне благодарен за любые поправки моих взглядов. Моя единственная надежда в том, что это приблизит меня к вам.

Блейлер до сих пор упускает ясное определение аутоэротизма и его специфически психологические эффекты. Он, однако, принял концепцию для своей работы о Dem. pr. для Руководства Ашаффенбурга.[2] Он не хочет говорить «аутоэротизм» (по известным нам всем причинам), но предпочитает «аутизм» или «ипсизм». Я уже привык к «аутоэротизму».

Ваш пациент из Гёрлица теперь проявляет, без сомнения, симптомы кататоника на самом низком аутоэротическом уровне — он начал обмазывать себя. Так что его отец недавно мне написал. Ни о каком психическом лечении, даже только анализе, не может идти речи, так как, к сожалению, я каждый день наблюдаю наших собственных кататоников.

Медер публикует анализы снов в последних Archives de psychologie.[3]

Ваша Градива[4] только прибыла. Сердечно благодарю! Я начну читать тут же с огромными ожиданиями.

В настоящий момент я занимаюсь 6-летней девочкой с избыточной мастурбацией и не встающей с постели после предполагаемого совращения приемным отцом. Очень запутано! У вас был опыт работы с маленькими детьми? Кроме бесцветного и безэмоционального, совершенно слабого представления травмы в сознании, мне не удалось добиться какой-то абреакции с аффектом, спонтанной или предложенной. В настоящее время кажется, что травма была ложной. Но откуда ребенок взял все эти сексуальные истории? Гипноз хорош и глубок, но с крайней невинностью ребенок ускользает от всяких предложений разыграть травму. Одно важно: на первом сеансе она спонтанно галлюцинировала «сосиску, которая, как сказала женщина, будет становиться толще и толще». Когда я спросил, где она видела сосиску, она быстро ответила: «На герре докторе!» Все, что можно ожидать от транспозиции! Но с тех пор все сексуальное утаивалось. Никаких следов D. pr.!

Со всем почтением,

Весьма искренне ваш, Юнг
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Где Агент Скалли? Говорила же что скоро будет и так год прошел.
Здесь интересный момент.
При паранойе проекция (да и вся болезнь в целом) протекает без конфликтующего эго и реальности. Отсутствуют негативные симптомы в отличие от шизофрении, где они только прогрессируют. Шизофрения здесь более опасна.
Некоторые замечания Фрейда на письмо Юнга
23 мая 1907 г.
:
Дорогой коллега,

Поскольку вы так долго заставили меня ждать вашей реакции на Градиву, могу только полагать, что вы погружены в работу над D. pr., так что я не буду тянуть с информацией, о которой вы просили.

В вашем письме я вижу две проблемы: а) что означает возвращение либидо из объекта; б) какая разница между параноидальной внешней проекцией и другими проекциями. Я скажу вам, что думаю.

а) Я не думаю, что либидо возвращается из реального объекта, чтобы наброситься на ментальное представление объекта, с которым фантазия затем играет в аутоэротическую игру. По определению, либидо не аутоэротическое, пока у него есть объект, реальный или воображаемый. Скорее, я полагаю, что либидо отделяется от объекта-образа, который таким образом лишается катексиса, который характеризовал его как внутренний и теперь может быть спроецирован наружу и, так сказать, воспринят. Затем на мгновение он может быть воспринят спокойно, так сказать, и подвержен обычному тесту на реальность. «Люди говорят, что я люблю соитие. Это они так говорят, но это не правда!» Успешное подавление добивается именно этого; освобожденное либидо как-то проявляется аутоэротически, как в детстве. Источник всего нашего непонимания, я полагаю, в том, что я не подчеркнул достаточно ясно двойное начало процесса, срыв в подавление либидо и возвращение либидо.

Теперь мы можем сконструировать три возможных случая. 1) Подавление вышеописанным процессом перманентно успешно, затем случай принимает курс, кажущийся характерным для D. pr. Спроецированный объект-образ может появиться только кратко в «бредовой идее», либидо определенно обращается в аутоэротизм, психика обедняется хорошо известным вам образом.

2) Или происходит возвращение либидо (неудача проекции), только часть которого направляется на аутоэротизм; другая часть возвращается в объект, который теперь обнаруживается в цели восприятия и считается восприятием. Затем бредовая идея становится более интенсивной, и сопротивление ей более и более жестоким, вся защитная борьба ведется снова как отрицание реальности (подавление преображается в отрицание). Это может продолжаться какое-то время; в конце вновь прибывшее либидо увлекается в аутоэротизм или часть его фиксируется перманентно в бреде, направленном против спроецированного объекта-желания. В разнообразных смесях это случается в параноидальной Dem. praecox, без сомнения, наименее чистом и самом частом типе.

3) Или подавление оказывается совершенно безуспешным после некоторого успеха в проецировании объекта-желания. Вновь прибывающее либидо ищет объект, теперь обратившийся в восприятие и развивает самые интенсивные бредовые идеи, либидо обращается в веру, и устанавливается вторичное изменение эго; результат — чистая паранойя, в которой аутоэротизм не развивается; ее механизм, однако, может быть объяснен только на основе серий, простирающихся до полной Dem. pr.

Я представляю себе эти три схемы. Сколько из этого можно клинически продемонстрировать, то есть показать существование в реальности, вы увидите. Пока я отмечу, что возвращение аутоэротизма крайне удачно в чистой Dem pr. Ваши сообщения крайне убедительны. Мимоходом замечу о моей неспособности поверить, как поверил Блейлер, что эти механизмы можно продемонстрировать только в Dem. pr., а не в настоящей паранойе.

б) Что менее ясно для меня, поскольку мне недостает впечатлений недавних случаев, так это мои собственные идеи о проблеме, т. е. отношение параноидальной проекции к истерической или слабоумной проекции. Чистейшая галлюцинаторная реализация, без сомнения, происходит в последней, когда нет подавления, а образ желаемого объекта, сверх-катексированного либидо, обращается напрямую в восприятие через регрессию. Здесь, напротив, мы находим подавление конфликтующего эго и реальности. И здесь нет переворота ценностей. Удовольствие остается удовольствием и не превращается, как в паранойе, в неудовольствие. Этот тип далее имеет две отличительные особенности — смотрите мой старый анализ[1] — : никакого подавления объекта желания, либидо (гипервалентное) остается с объектом-репрезентацией. Этот тип устанавливается внезапно, здесь нет продолжительной борьбы и хронического развития, как при паранойе (Dem. pr.)

В истерии аналогичный процесс, галлюцинация репрезентации желания и переусиление эго происходят в кратком эпизодическом приступе, порожденном регрессией гиперкатексированного объекта-образа в восприятие. Эта нестабильность характерна для истерии, подавленное становится подавляющим, но только временно. Однако, всякий случай истерии может сместиться в острый галлюцинаторный психоз описанного выше характера.

При паранойе (которая остается теоретической концепцией; Dem. pr., похоже, является глубоко клинической идеей) образ объекта желания никогда не осознается напрямую через усиленный либидо-катексис, вызванный регрессией. Здесь первым появляется подавление через проекцию с пониженным либидо-катексисом, усиление галлюцинаций либидо, вернувшимся после подавления, вторично. Я полагаю, хотя это можно продемонстрировать только с помощью хорошо продуманной схемы, что регрессия и проекция — это разные процессы, которые также принимают разное течение. Для паранойи также характерна слабая регрессия; желание-идея воспринимается как слово, слухом, т. е. усиливается мыслительными процессами, а не визуальным образом. Я до сих пор не могу понять, без сомнения, вторичные визуальные галлюцинации; они выглядят как вторичная регрессия.

Чередование либидо в смысле его локализации относительно эго и объекта и модификации подавления, т. е. что их вызывает и в каком ритме — вот что, без сомнения, определяет характер нейропсихозов и психозов.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Можно даже привести образ "Затмения Солнца". Где солнце - это разум, а луна в данном случае Кама-манас. Человек начинает воспринимать отражение за настоящий свет и все видения божеств, ангелов, махарадж и т.д он воспринимает за что-то реальное. Тогда как в реальности это всего навсего игра затуманенного сознания. Также происходит и в состоянии Бардо, где разные объекты воспринимаются за реальные, но монахи учат не обращать на всё это своего внимания. Рассеивать своим внутренним духовным светом будхи иллюзию сансары.

Изображение
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11460
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение hele »

Новый термин...

"Катексис (греч. κάθεξις — удержание, задержание) — термин динамической психологии, являющийся эквивалентом немецкого слова Besetzung (букв. вложение, вклад; занятие [помещения], захват, оккупация). В психоанализе использовался Зигмундом Фрейдом для описания направленности.
У Фрейда это плохопереводимое слово использовалось для характеристики интенсивности проявления психических процессов, динамики течения психической энергии. Соответственно, «антикатексис» значит торможение (этих процессов). Большинство выражений со словом «катексис», можно переформулировать, пользуясь терминами «интерес», «смысл» или «реальность», или же «внимание», «стремление». Катексис аналогичен электрозаряду, который способен перемещаться из одной структуры в другую, пока не становится связанным; или подобен войскам, которые могут передислоцироваться с одной позиции на другую."

Здесь употребляется сочетание "психическая энергия". Снова отмечу, это есть и в Агни Йоге, и в психоанализе, где-то об этом писала. Но немного разные понятия.

Не знаю, где Vodoley... до последнего времени она просматривала... :ne_vi_del:
Аватара пользователя
Volt
Сообщения: 4640
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Карл Густав Юнг

Сообщение Volt »

Вот оно как!
Из-за моих заслуг как оккультиста я был выбран «Почетным членом Американского общества психических исследований». В этом качестве я снова барахтаюсь в страшилках. Здесь ваши открытия тоже великолепным образом подтверждаются. Что вы думаете об этом поле исследований?
(Из письма к Фрейду за 2 ноября 1907 г.)
Каждый освещает темноту как может

Вернуться в «Психология»