Определение терминов, использующихся в Санкхья Карике.
«25 Таттв (элементов мироздания)
Санкхья-карика выводит 25 таттв. Древняя Санкхья, по разным источника имела 17, 20, 27 и 30 элементов.» \https://acharya.su/sanhya-chast-1/ \
Перечислим 25 элементов Санкхья Карики и затем разберём их подробно:
1. Пуруша (Я) — единица, свидетель, одинокий нейтральный наблюдатель.
2. Пракрити — природа, тонкое (паутинное) тело (форма).
3. Буддхи — разум, интеллект и внутренний орган тонкого тела.
4. Аханкара — эгоизм, самоиндификация и внутренний орган тонкого тела.
5. Манас — ум, внутренний орган тонкого тела.
6. Орган слуха — тонкий (паутинный) орган восприятия основа плотного слухового аппарата человека.
7. Орган осязания — тонкий (паутинный) орган восприятия основа кожного покрова человека.
8. Орган восприятия цвета и формы — тонкий (паутинный) орган восприятия основа плотных органов зрения человека.
9. Орган восприятия вкуса — тонкий (паутинный) орган основа языка.
10. Орган восприятия запаха — тонкий (паутинный) орган основа носа.
11. Орган схватывания — тонкий (паутинный) орган действия основа мышц и костей рук.
12. Орган передвижения — тонкий (паутинный) орган действия основа мышц и костей ног.
13. Органы речи — тонкий (паутинный) орган действия основа голосового аппарата.
14. Органы размножения — тонкий (паутинный) орган основа половых органов.
15. Органы испражнения — тонкий (паутинный) орган основа ануса и мочевыделительной системы.
16. Танматра звука — тонкий элемент, проводник между тонкими органами восприятия звука и сознанием.
17. Танматра осязания — тонкий элемент, проводник между тонкими органами осязания и сознанием.
18. Таматра цвета и формы — тонкий элемент, проводник между сознанием и тонкими органами восприятия цвета и формы и сознанием.
19. Танматра вкуса — тонкий элемент, проводник между тонкими органами восприятия вкуса и сознанием.
20. Танматра запаха — тонкий элемент, проводник между тонкими органами восприятия запаха и сознанием.
21. Акаша — эфир, проводник между сознанием и одним из органов действия.
22. Вайу — воздух, проводник между сознанием и одним из органов действия.
23. Агни — огонь, проводник между сознанием и одним из органов действия.
24. Джала — вода, проводник между сознанием и одним из органов действия.
25. Притхиви — земля, проводник между сознанием и одним из органов действия.
Пуруша (Я).
«3. Первичная материя (мулапракрити) является корнем, а не продуктом; семь принципов, начиная с великого Разума (махат), являются как продуктами, так и производительными; шестнадцать — всего лишь продукты; Я (пуруша) не является ни продуктом, ни производительным.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\ \https://theosophytrust.org/922-the-sank ... arakrishna \
Я не является чьим-либо продуктом и сама не создает какой-либо продукт.
«11. Проявленное состоит из трех свойств (гун); оно неразличимо, объективно, обще, не одушевлено и плодовито. Такова же и Природа (прадхана). Я (пуруша) противоположно, и все же подобно.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Остается определить по каким из этих параметров Я противоположно Природе, а по каким подобно Природе.
«17. Я (пуруша) существует, поскольку совокупность должна быть для использования другим, поскольку это должно быть противоположностью тому, что имеет три гуны, поскольку должен быть управляющий, а также кто-то, кого можно испытать, и поскольку деятельность осуществляется ради свободы.
17. The Self (purusha) exists, since an aggregate must be for another's use, since this must be the converse of that which has the three gunas, since there must be a superintendent and also someone to experience, and since activity is for the sake of freedom.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
17. "Я" (пуруша) существует, поскольку совокупность должна быть предназначена для использования другими, поскольку это должно быть противоположностью тому, что имеет три гуны, поскольку должен быть смотритель, а также кто-то, с кем можно переживать, и поскольку деятельность осуществляется ради свободы.
Я не имеет гун. Я не свободно.
«19. И из этого расхождения следует, что Я (пуруша) является свидетелем, одиноким, нейтральным, наблюдателем и не-агентом.
20. Таким образом, через соединение с Я (пурушей) неодушевленное кажется одушевленным, и хотя на самом деле это средство принадлежит гунам , нейтральный чужак кажется активным.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Неодушевленное – это все органы.
Неодушеленное кажутся как будь-то имеет Душу, хотя это свойство принадлежит гунам. Я кажется активным, хотя на самом деле оно нейтрально.
«21. Соединение этих двух, подобно соединению хромого и слепого, предназначено для восприятия Природы (прадханы) Я (пурушой) и для освобождения Я. Из этого соединения происходит эволюция.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Соединение Природы и Я нужно для того, чтобы Я воспринимало Природу и для того, чтобы затем Я освободилось от Природы.
«55. В этом случае сознательное Я (пуруша) испытывает боль, вызванную распадом и смертью, вплоть до отделения от тонкого тела; таким образом, страдание заложено в самой природе вещей.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Это еще раз говорит о том, что Я не свободно.
«56. Эта эволюция от Интеллекта (махат) к определенным элементам (бхута), вызванная модификациями материи (пракрити), направлена на освобождение индивидуального Я (пуруши). Это происходит ради другого, хотя, по-видимому, и ради себя.
56. This evolution, from Intellect (mahat) to the specific elements (bhuta), brought about by the modifications of matter (prakriti), is for the emancipation of the individual Self (purusha). This is for the sake of another, though seemingly for itself.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
56. Эта эволюция от Интеллекта (махат) к определенным элементам (бхута), вызывающая изменения в материи (пракрити), направлена на освобождение индивидуального Я (пуруши). Это происходит ради другого, хотя, по-видимому, и ради себя.
Здесь нам говорят, что орган интеллек эволюционирует до органа грубые элементы. При этом происходят изменения в тонком теле (пракрити).
Эта эволюция направлена на освобождение индивидуального Я. Эта эволюция происходит ради Я и ради органов.
Обратите внимание на то, что речь идет не просто о Я, а об индивидуальном Я.
«62. Воистину, поэтому Я не ограничено, не освобождено и не переселяется; только Природа, пребывающая в бесчисленных формах, ограничена, освобождена и переселяется.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Здесь речь идет о человеческой единице (Я) она не находится в форме и поэтому не ограничена ей. В форме находится ее отражение – душа. Единица не свободна потому, что, все таки, находится в воплощении и «привязана» к форме. Единица не переселяется из формы в форму потому, что это делают ее отражения – души.
Природа (пракрити) – это вечное тонкое тело, которое может сменить множество плотных форм. Она ограничена потому, что не может до определенного времени покидать плотное тело, а после чего она свободна и переселяется.
«64. Итак, посредством изучения принципов (таттв) возникает высшее, не отвлекаемое, чистое знание, что ни я не есть, ни что-либо мое, ни я не воплощен.
64. So through study of principles (tattvas) arises the ultimate, undistracted, pure knowledge that neither I am, nor is anything mine nor am I embodied.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
64. Таким образом, благодаря изучению принципов (таттв) возникает окончательное, ничем не отвлеченное, чистое знание о том, чем я не является, нет ничего моего и я не являюсь воплощаемым.
В процессе развития единицы (Я) начинает понимать, чем оно не является, что нет ничего его и что в формы воплощается его отражение, а не оно само.
«65. Обладая этим самопознанием и прекратив разрастание Природы (вследствие ее выхода из семи модусов), Я стоит в стороне и непринужденно, как зритель.
66. Я стоит безразлично, увидев Природу; Природа воздерживается, будучи увиденной. Хотя их сосуществование продолжается, нет мотива для творения.
67. Благодаря достижению совершенной мудрости добродетель и все остальное перестают действовать как причины; однако Я продолжает быть наделенным телом, подобно тому, как гончарный круг продолжает вращаться благодаря импульсу, сообщенному предшествующим импульсом.
68. Когда происходит отделение от тела и Природа прекращает свое действие, ее цель выполнена, Я достигает абсолютного и окончательного освобождения (кайвалья).» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Из выше приведенных текстов следует, что Я – это человеческая единица (3 от 1, 4 от 1 и 5), которая находится на уровне развития под названием «Дух».
Остаются не решенными вопросы:
1. Остается определить по каким параметрам Я противоположно Пракрити, а по каким параметрам оно подобно Пракрити.
Пракрити.
Нужно определится с термином «Пракрити».
«Прадхана
Пракрити в уравновешенном состоянии называется Прадхана или первичная материя, в которой 3 гуны находятся в свёрнутом состоянии. При контакте с Пурушей Прадхана выходит из равновесия, гуны разворачиваются и начинается творение Мира.» \https://acharya.su/sanhya-chast-1/ \
Здесь речь идет о не проявленном первичном тонком теле, которое называется Прадхана. А так же о проявленном тонком теле, которое называется Пракрити. Причем все это рассматривается применительно к Миру.
Прадхана – это паутинная форма в не проявленном состоянии. Мулапракрити – это корень-субстанция не только для Пракрити, но для Пуруши и для всего остального.
«68. Когда происходит отделение от тела и Природа прекращает свое действие, ее цель выполнена, Я достигает абсолютного и окончательного освобождения (кайвалья).» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Здесь тело и Пракрити отождествляются.
«3. Первичная материя (мулапракрити) является корнем, а не продуктом; семь принципов, начиная с великого Разума (махат) , являются как продуктами, так и производительными; шестнадцать — всего лишь продукты; Я (пуруша) не является ни продуктом, ни производительным.
3. Primordial matter (mulaprakriti) is the root, not a product; the seven principles beginning with the great Intellect (mahat) are both products and productive; the sixteen are mere products; the Self (purusha) is neither a product nor productive.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна,\ \https://theosophytrust.org/922-the-sank ... arakrishna \
Я бы перевел так:
3. Первичное тело (прадхана) является корнем, а не продуктом; семь принципов, начиная с великого Разума (махат) , являются как продуктами, так и производительными; шестнадцать — всего лишь продукты; Я (пуруша) не является ни продуктом, ни производительным.
Первичное не проявленное тонкое тело, которое называется Прадхана, здесь используется применительно к человаку.
«39. Тонкие тела, тела, рожденные матерью и отцом, вместе с великими элементами, представляют собой три вида конкретных объектов. Среди них тонкие являются вечными, а рожденные родителями - тленными.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна,\
Тонкие тела – это паутинная форма или паутинные тела. Они вечны и после ухода из плотного тела, которое рождено матерью и отцом, переходят в не проявленное состояние и называются прадхана. В этом состоянии паутинного тела гуны находятся в свернутом состоянии. Гуны – это ширма, за которой скрывается действие Закона Судьбы.
Когда возникает потребность в тонком теле оно входит в проявление и называется Пракрити. Гуны приходят в активность, а тонкое тело начинает разворачиваться.
Первый орган, в который разворачивается тонкое тело, называется интеллект (буддхи, разум). Этот орган воспроизводит вибрации, которые исходят от Души, Сверхдуши и Гун. Эти вибрации мы воспринимаем как интуицию.
«35. Поскольку интеллект (буддхи) вместе с другими внутренними органами (аханкара и манас) определяют все объекты, эти три инструмента являются стражами, а остальные — вратами.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Интеллект, эгоизм и манас являются внутренними тонкими органами, а органы относятся к тонкому телу.
«36. Они, характерно отличаясь друг от друга и по-разному видоизменяясь гунами , представляют интеллекту (буддхи) всю цель Я (пуруши), освещая его подобно светильнику.
36. These, characteristically different from one another and variously modified by the gunas, present to the intellect (buddhi) the whole purpose of the Self (purusha), illumining it like a lamp.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
36. Они, характерно отличаясь друг от друга и по-разному видоизменяясь гунами , представляют интеллекту (буддхи) всю цель Я (пуруши), освещая ее (цель) подобно светильнику.
Они –это органы восприятия. Органы восприятия отличаются друг от друга и по-разному видоизменяются гунами. Органы восприятия получают из вне информацию о цели Я и через головной мозг передают это интелекту. Вполне возможно, что в этой цепочке задействованы аханкара и манас.
«37. Поскольку именно интеллект (буддхи) обеспечивает осуществление всего, чем должно наслаждаться Я (пуруша), он также различает тонкое различие между Природой (прадхана) и Я (пуруша).
37. Since it is the intellect (buddhi) which accomplishes the fruition of all that is to be enjoyed by the Self (purusha), it is also that which discerns the subtle difference between Nature (pradhana) and the Self (purusha) .» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
37. Начиная с интеллекта, совершается реализация всего, чем будет обладать Я (пуруша), он (интеллек) также то, что позволяет Я различать тонкую разницу между Природой (прадхана) и Я (пуруша)».
Часть органа интеллекта разворачивается как орган эгоизм или аханкара.
Аханкара (эгоизм).
«22. Из первичной материи (пракрити) происходит интеллект (махат), отсюда эгоизм (аханкара), а из этого множество шестнадцати; из пяти из них происходят пять элементов.
24. Самоутверждение есть эгоизм (аханкара). Отсюда происходит двойная эволюция, одиннадцатичастный набор, а также пять тонких элементов (танматры).
24. Self-assertion is egoism (ahankara). Thence proceeds a dual evolution, the elevenfold set and also the five subtle elements (tanmatras).» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
24. Я-утверждение есть эгоизм (аханкара). Отсюда происходит двойная эволюция, одиннадцатичастный набор, а также пять тонких элементов (танматры).
24) «Ахамкара — это примысливание себя.» \ перевод с санскрита академика Шохина Владимира Кирилловича, https://acharya.su/sanhya-chast-1/\.
С помощью органа аханкара происходит процесс самоосознания у Пуруши (Я). Из «Трактата о Космическом Огне» А. Бейли нам известно, что этот процесс идет в три этапа: Я есть; Я есть то; Я есть то, что Я есть.
Орган аханкара делится на три части. Первая часть продолжает выполнять функции связанные с самоидентификацией Пуруши (Я), а вторая часть становится паутинной формой органа Манас (Ум) и паутинной формой пяти органов вомприятия и пяти органов действия. В итоге получаем одиннадцати кратный набор.
25. Из формы индивидуализации вайкрита исходит одиннадцатичастный набор, характеризующийся благостью (саттвой); из формы индивидуализации бхутади исходят тонкие элементы (танматры). В ней доминирует тьма (тамас) . Оба они исходят из тайджаса аханкары, в которой доминирует раджас .
25. From the vaikrita form of individuation proceeds the elevenfold set characterized by goodness (sattva); from the bhutadi form of individuation proceed the subtle elements (tanmatras). In this, darkness (tamas) dominates. Both of these proceed from taijasa ahankara, in which rajas dominates.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
25. Из вайкритского вида индивидуализации исходит одиннадцатикратный набор, характеризующийся благостью (саттвой); из бхутадийского вида индивидуализации исходят тонкие элементы (танматры). В ней доминирует тьма (тамас) . Оба они исходят из тайджаса аханкары, в которой доминирует раджас .
«26. Органами познания являются глаза, уши, нос, язык и кожа; органами действия — голос, руки, ноги, орган выделения и орган воспроизведения.
27. Среди них ум (манас) является как органом ощущения, так и действия. Он совещательный и является органом, родственным остальным. Они многообразны из-за особых модификаций гун , и таковы же внешние различия.
28. Функция пяти, в отношении звука и всего остального, — просто наблюдение. Речь, манипуляция, движение, выделение и генерация — функции пяти других.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Паутинный орган Манас (ум) воспроизводит вибрации, идущие из вне, которые мы воспринимаем как логико-абстрактное мышление и инстинкт.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что здесь речь идет о паутинных (тонких) органах восприятия (индриях): глаза, уши, нос, язык и кожа, и о паутинных (тонких) органах действия: голосовой аппарат, руки, ноги, орган выделения и орган воспроизведения.
Третья часть органа аханкара становятся пятью тонкими элементами или танматрами.
«танматры
Пять тонких первоэлементов: звук, осязание, форма, вкус, запах, являющиеся основой махабхут (грубых элементов). Танматры — это тонкие качества чувственного восприятия, которые являются проводниками между сознанием и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание и органы чувств. Чувственное сознание опирается на ум ( манас ), который, находясь в иллюзии, включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.
Термин Санатана Дхармы» \Словарь. https://institute-vasishtha.com/treasur ... ture/6087/\
Таким образом танматры передают вибрации (то есть являются проводниками) от органов восприятия к сознанию, которое представлено в человеке в виде Пуруши (души), Сверхдуши и Гун. Каждая танматра даже носит название соответствующего органа восприятия.
Тонкие элементы так же являются частью тонкого тела.
Поскольку танматры являются основой грубых элементов, то получается, что грубые элементы входят в состав тонкого тела. Более того грубые элементы, аналогично танматрам, выполняют функции проводника между сознанием и органами действия.
Вернемся к тексту 3.
3. Первичное тело (прадхана) является корнем, а не продуктом; семь принципов, начиная с великого Разума (махат) , являются как продуктами, так и производительными; шестнадцать — всего лишь продукты; Я (пуруша) не является ни продуктом, ни производительным.
Семь принципов:
1. Буддхи (Махат, Разум).
2. Эгоизм (Аханкара).
3. Манас (Ум).
4. Пять органов восприятия.
5. Пять органов действия.
6. Пять тонких элементов (танматр).
7. Пять грубых элементов.
Шестнадцать, которые являются всего лишь продуктами: манас, пять органов восприятия, пять органов действия и пять грубых элементов.
Все остальные в принципах являются как продуктами, так и производительными: это - буддхи, эгоизм и пять тонких элементов.
Непроявленное – это Прадхана (первичное тонкое тело).
Проявленное – это Пуруша (Я) и Пракрити (буддхи, эгоизм, манас, пять органов восприятия, пять органов действия, пять тонких элементов и пять грубых элементов).
Знающий – это Пуруша (Я), освободившаяся от тонкого и плотного тел.
«39. Тонкие тела, тела, рожденные матерью и отцом, вместе с великими элементами, представляют собой три вида конкретных объектов. Среди них тонкие являются вечными, а рожденные родителями - тленными.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна,\
39. The subtle bodies, the bodies born of mother and father, together with the great elements, are three kinds of specific objects. Among these, the subtle are lasting and those born of parents are perishable.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна,\
Я бы перевел так:
39. Тонкие тела, тела, рожденные от матери и отца, вместе с великими элементами представляют собой три вида особых объектов. Среди них тонкие долговечны, а те, что рождены от родителей, тленными.
Дело в том, что великие элементы (махабхута) – это пять грубых элементов, которые входят в состав тонкого тела, и тем не менее они выделены в особый объект.
Так же здесь говорится, что тонкие тела являются долговечными. Вообще то паутинная форма создается Дэвами-строителями (Сынами Сумерек) в начале первой коренной расы. В течении первой коренной расы земными Дэвами по этой паутинной форме создается земная паутинная форма, а прежняя паутинная форма к началу второй коренной расы - рассеивается. В Санкхья Карике речь идет о земной путинной форме, которая точно будет существовать до конца седьмой коренной расы, а вот дальше судьба ее «в тумане».
«11. Проявленное состоит из трех свойств (гун); оно неразличимо, объективно, обще, не одушевлено и плодовито. Такова же и Природа (прадхана). Я (пуруша) противоположно, и все же подобно.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
11. The manifest is composed of the three properties (gunas); it is non-discriminative, objective, common, insentient and prolific. So also is Nature (pradhana). The Self (purusha) is the reverse, and yet similar.» \ «Санкхья Карика» Ишваракришна\
Я бы перевел так:
11. Проявленное состоит из трех свойств (гун); оно неразличимо, объективно, обыденно, неразумно и плодовито. Такова же Природа (прадхана). "Я" (пуруша) - это нечто противоположное, но все же похожее.
Я (пуруша) - проявлено, не имеет гун, неразличимо, не объективно, обыденно, разумно и не плодовито. Из семи три похожих и четыре противоположных.
Таким образом Санкхья Карика рассматривает человека как соединение Пуруши с Пракрити или тонким телом, которое оказывается еще и долговечным.
Теософские комментарии на некоторые тексты Санкхья Карики.
-
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 10 окт 2016, 18:36
-
- Сообщения: 567
- Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19
Теософские комментарии на некоторые тексты Санкхья Карики.
FAAF:
//Обратите внимание на то, что речь идет не просто о Я, а об индивидуальном Я.
Оно индивидуальное, потому что в классической санкхье предполагалось изначально множественность Пуруш, так они на тот момент себе это представляли, но под натиском критики других ортодоксальных школ (в том числе и веданты), в поздних текстах они отказались от этого в пользу единого Пуруши, подобно тому как в веданте существует единый Атман (единое, вечное, неизменное Я), в ТД Пуруша рассматривается так же (как единое Я), но в сочетании с другими принципами, это единое Я, рассматривается уже как индивидуальное, иллюзорно ограниченное этими принципами.
FAAF:
//Из выше приведенных текстов следует, что Я – это человеческая единица (3 от 1, 4 от 1 и 5), которая находится на уровне развития под названием «Дух».
Это "Я" (Дух) относится к любому живому существу, не только к человеку, но только человек может в себе это познать и освободиться от пут материи, для этих целей и был написан этот древний текст.
FAAF:
//Прадхана – это паутинная форма в не проявленном состоянии. Мулапракрити – это корень-субстанция не только для Пракрити, но для Пуруши и для всего остального.
Да нет, она корень-субстанция только для Пракрити, точнее она сама в проявленном состоянии и есть Пракрити, вы же сами приводите следующий отрывок: "3. Первичная материя (мулапракрити) является корнем, а не продуктом; семь принципов, начиная с великого Разума (махат) , являются как продуктами, так и производительными; шестнадцать — всего лишь продукты; Я (пуруша) не является ни продуктом, ни производительным.", в котором говорится, что Пуруша не является продуктом, т.е. никакого причинного корня у него нет. В ТД он является только аспектом Парабрахмана, другим аспектом Парабрахмана является проявленная Пракрити, а непроявленная Прадхана (Мулапракрити) выступает для ПБ чем-то вроде "вуали" или "дымки".
FAAF:
//Первичное не проявленное тонкое тело, которое называется Прадхана, здесь используется применительно к человеку.
Прадхана ко всему Миру в целом относится, а применительно к человеку (или любому другому живому существу), по принципу подобия макрокосма и микрокосма, опять же вы ранее это озвучили: "Здесь речь идет о не проявленном первичном тонком теле, которое называется Прадхана. А так же о проявленном тонком теле, которое называется Пракрити. Причем все это рассматривается применительно к Миру."
FAAF:
//Непроявленное – это Прадхана (первичное тонкое тело).
Проявленное – это Пуруша (Я) и Пракрити (буддхи, эгоизм, манас, пять органов восприятия, пять органов действия, пять тонких элементов и пять грубых элементов).
Знающий – это Пуруша (Я), освободившаяся от тонкого и плотного тел.
В "Санкхья-карике" Пуруша соответствует Знающему, Прадхана (Мулапракрити) - Непроявленному, а Пракрити и все её продукты - Проявленному, кроме того Пуруша ещё называется Наблюдатель (Драшта), поэтому он никак не может быть проявленным, поскольку проявленное это то, что наблюдается (дришья), т.е. вся Материя (Пракрити).
FAAF:
//Таким образом Санкхья Карика рассматривает человека как соединение Пуруши с Пракрити или тонким телом, которое оказывается еще и долговечным.
В "Санкхья-карике" говорится о Мире в целом и о его возникновении в результате соединения Пуруши (Духа) и Пракрити (Материальной Природы), но это и ко всем живым существам относится, поскольку любое живое существо (в том числе и человек) это микрокосм, во всём подобный макрокосму.
В общем вполне себе хороший разбор текста у вас получился, учитывая то, что вы этот текст впервые читали, можно считать, что начало положено, и вы в будущем ещё какой-нибудь текст разберёте, на который ЕПБ ссылалась или продолжите разбирать этот, например можно ещё посмотреть какие отсылки в первом томе сама ЕПБ приводит к этому тексту, на что она обращает внимание читателя, было бы любопытно об этом от вас почитать, если вам конечно самому интересно этим заниматься :)
//Обратите внимание на то, что речь идет не просто о Я, а об индивидуальном Я.
Оно индивидуальное, потому что в классической санкхье предполагалось изначально множественность Пуруш, так они на тот момент себе это представляли, но под натиском критики других ортодоксальных школ (в том числе и веданты), в поздних текстах они отказались от этого в пользу единого Пуруши, подобно тому как в веданте существует единый Атман (единое, вечное, неизменное Я), в ТД Пуруша рассматривается так же (как единое Я), но в сочетании с другими принципами, это единое Я, рассматривается уже как индивидуальное, иллюзорно ограниченное этими принципами.
FAAF:
//Из выше приведенных текстов следует, что Я – это человеческая единица (3 от 1, 4 от 1 и 5), которая находится на уровне развития под названием «Дух».
Это "Я" (Дух) относится к любому живому существу, не только к человеку, но только человек может в себе это познать и освободиться от пут материи, для этих целей и был написан этот древний текст.
FAAF:
//Прадхана – это паутинная форма в не проявленном состоянии. Мулапракрити – это корень-субстанция не только для Пракрити, но для Пуруши и для всего остального.
Да нет, она корень-субстанция только для Пракрити, точнее она сама в проявленном состоянии и есть Пракрити, вы же сами приводите следующий отрывок: "3. Первичная материя (мулапракрити) является корнем, а не продуктом; семь принципов, начиная с великого Разума (махат) , являются как продуктами, так и производительными; шестнадцать — всего лишь продукты; Я (пуруша) не является ни продуктом, ни производительным.", в котором говорится, что Пуруша не является продуктом, т.е. никакого причинного корня у него нет. В ТД он является только аспектом Парабрахмана, другим аспектом Парабрахмана является проявленная Пракрити, а непроявленная Прадхана (Мулапракрити) выступает для ПБ чем-то вроде "вуали" или "дымки".
FAAF:
//Первичное не проявленное тонкое тело, которое называется Прадхана, здесь используется применительно к человеку.
Прадхана ко всему Миру в целом относится, а применительно к человеку (или любому другому живому существу), по принципу подобия макрокосма и микрокосма, опять же вы ранее это озвучили: "Здесь речь идет о не проявленном первичном тонком теле, которое называется Прадхана. А так же о проявленном тонком теле, которое называется Пракрити. Причем все это рассматривается применительно к Миру."
FAAF:
//Непроявленное – это Прадхана (первичное тонкое тело).
Проявленное – это Пуруша (Я) и Пракрити (буддхи, эгоизм, манас, пять органов восприятия, пять органов действия, пять тонких элементов и пять грубых элементов).
Знающий – это Пуруша (Я), освободившаяся от тонкого и плотного тел.
В "Санкхья-карике" Пуруша соответствует Знающему, Прадхана (Мулапракрити) - Непроявленному, а Пракрити и все её продукты - Проявленному, кроме того Пуруша ещё называется Наблюдатель (Драшта), поэтому он никак не может быть проявленным, поскольку проявленное это то, что наблюдается (дришья), т.е. вся Материя (Пракрити).
FAAF:
//Таким образом Санкхья Карика рассматривает человека как соединение Пуруши с Пракрити или тонким телом, которое оказывается еще и долговечным.
В "Санкхья-карике" говорится о Мире в целом и о его возникновении в результате соединения Пуруши (Духа) и Пракрити (Материальной Природы), но это и ко всем живым существам относится, поскольку любое живое существо (в том числе и человек) это микрокосм, во всём подобный макрокосму.
В общем вполне себе хороший разбор текста у вас получился, учитывая то, что вы этот текст впервые читали, можно считать, что начало положено, и вы в будущем ещё какой-нибудь текст разберёте, на который ЕПБ ссылалась или продолжите разбирать этот, например можно ещё посмотреть какие отсылки в первом томе сама ЕПБ приводит к этому тексту, на что она обращает внимание читателя, было бы любопытно об этом от вас почитать, если вам конечно самому интересно этим заниматься :)