…В октябре 1886 года двенадцать американских лож образовали Американскую секцию Теософского общества, генеральным секретарём которой был избран Уильям Джадж.
О том, как развивались события дальше, рассказывается в письме Е.П.Б. к сестре Чарлза Джонстона в Ирландию:
[Коуз] с некоторых пор начал писать мне, среди прочего, и о том, что ТО в Америке следует отдать под его руководство. Он попытался настроить меня против Джаджа и Олкотта, и даже дошёл до того, что
предложил мне вступить с ним в сговор, чтобы обмануть их! Буквально накануне последнего съезда в Чикаго**** он писал мне, что его ещё не поздно избрать президентом, и просил, чтобы я послала съезду телеграмму с распоряжением на сей счёт. Подлинный смысл его просьбы заключался в том, чтобы я намеренно ввела в заблуждение всю теософскую организацию в Америке, заявив, что избрание его на пост президента-это желание Учителя. Нечего и говорить, что его план провалился! И вот теперь, по этой причине, он стал врагом Общества и моим личным, и извергает всевозможные злобные угрозы.
О притязаниях Коуза на руководство Обществом мы узнаём из его писем к Е.П.Б.
Её ответные письма были недавно обнаружены в собрании Коуза в Историческом обществе штата Висконсин и опубликованы Майклом Гоумсом в журнале Канадский теософ.
Интриги Коуза завершились тем, что возглавляемый им филиал ТО-Гностическое ТО в Вашингтоне-было аннулировано 22 июня 1889 года, а сам он был исключен из Теософского общества.
После изгнания Коуз принялся ещё яростнее нападать на Е.П.Б. в Религиозно-философском журнале. "Храните молчание,-говорила она теософам,-если вы умны. Кто опустится до того, чтобы разбирать или просто замечать такую неописуемую и отвратительную грязь, может лишь замарать руки".
Храня молчание, заметила Е. П. Б. спустя несколько месяцев, она следовала совету самого же Коуза, который написал ей четырьмя годами ранее (22 ноября 1885 года): Вы-великая и удивительная женщина, и я столь же восхищаюсь Вами, сколь и ценю... Я восхищён силой Вашего духа и способностью выносить тяготы, которые подкосили бы любого, но не Блаватскую-равной ей не было и не будет... Не обращайте внимания на врагов! Нападая на Вас, они лишь обретут фальшивую репутацию за чужой счёт, что Вы вполне можете им позволить, хотя и не хотите даровать им бессмертие, которое они обрели бы, снизойди Вы до схватки с ними. Когда придёт время писать историю, они появятся - если появятся вообще-уцепившись за Вашу юбку. Стряхните их, пусть проваливают!
Эллиот Коуз "
Что я и делаю",-заключает Е.П.Б.
Поздней весной 1890 года Коуз изменил тактику своей кампании против Блаватской.
По словам его биографов Катрайта и Бродхеда, он решил воспользоваться советом, который за несколько лет до этого давал своему другу-Дж.А.Аллену: "Пока идёт тяжба, неважно, какова суть дела или кто прав- пробивайтесь в крупные ежедневные и еженедельные газеты".
Коуз выбрал "Сан", одну из ведущих газет Нью-Йорка, статьи из которой перепечатывались по всей стране.
Её редактором был известный журналист Чарлз Дейна.
Нападение началось с редакционной статьи в "Сан" от 1 июня 1890 года.
В статье говорилось, что теософия-это лживая религия, и публике сообщали, что профессор Коуз "разоблачил ложь и мошенничество Блаватской, после того как она несколько лет морочила ему голову".
Затем 20 июля в воскресном приложении к "Сан" появилось длинное "интервью" с самим Коузом-семь колонок плотного текста на огромных газетных полосах того времени.
Как вспоминает один старый газетчик, там была собрана "вся клевета, какую только можно было измыслить или накопать во всех концах света".
"Интервью" вышло под сенсационно-бульварным заголовком: "Блаватская разоблачена. Татарская мегера укрощена учёным из Смитсоновского института!" Готовя эту публикацию, Коуз "в поисках фактов" вступил в обширную переписку со всеми врагами Е. П. Б.
С тех пор именно из этого так называемого интервью её недоброжелатели, как правило, черпают свой шаблонный набор "сведений".
"У каждого века свои лжепророки,-говорит Коуз.-Поскольку этот век-век женщины, то вполне естественно, что его величайший шарлатан должен быть чем-то вроде Калиостро в юбке".
Преподнося эту публикацию как "интервью", Коуз и "Сан" ввели читателей в заблуждение, ибо её целиком написал сам Коуз. Так что мнимый репортёр задавал именно те вопросы, на которые у Коуза были готовы ответы.
В материалах Коуза в Висконсине имеется оригинальный машинописный текст "интервью", подписанный Эллиотом Коузом.
На первой странице, слева на полях, рукой Коуза написано: "Оригинал статьи, подготовленной для "Сан", на девять-десять колонок, но сокращённой в печатном виде до шести".
Эта приписка чернилами, по-видимому, сделана позднее, в целях идентификации документа, и сам Коуз позабыл о том, что вообще-то материал был подан как интервью.
Три из предложенных им подзаголовков "Сан" сочла слишком рискованными для печати:
ПРЕСТУПНАЯ КАРЬЕРА КАЗАЧКИ ЧЁРНЫЕ ДЕЛА РАЗОБЛАЧЕНЫ А НЕ НАВЕДАТЬСЯ ЛИ ИНСПЕКТОРУ БЕРНСУ или Энтони Комстоку***** в один НЬЮ-ЙОРКСКИЙ КРУЖОК? Олкотта и Джаджа, самых известных учеников Е.П.Б. в Америке, представили как обманутых и вместе с тем добровольных сообщников.
Коуз даже попытался создать впечатление, что сам он никоим образом не причастен к культу Е.П.Б.: "Я испытываю естественное раздражение, когда вижу, что моё имя в общественном мнении ассоциируется с её дешёвыми трюками, а то, что им пользуются для прикрытия махинаций кучки низких выскочек, способно возбудить негодование у любого честного человека".
В качестве доказательства распутного поведения г-жи Блаватской Коуз ссылается на письмо Ричарда Ходжсона (занимавшего теперь пост секретаря Американского ОПИ), с описанием её жизни в Каире в 1871-72 годах.
Он цитирует также письмо 1885 года Эммы Куломб к полковнику Джону Банди, редактору Религиозно-философского журнала.
"Первая достоверная информация" о её безнравственности, пишет Коуз, "содержится в письме покойного Д. Д. Юма, известного английского спиритуалиста-медиума, к м-ру У.Э.Коулману из Сан-Франциско.
В нём говорится о том, что в 1857 или 1858 г. в Париже она вела жизнь дамы полусвета и имела связь с князем Эмилем Витгенштейном, от которого прижила сына-калеку, умершего в 1868 году в Киеве".
Это последнее обвинение вынудило-таки Е. П. Б. предпринять ответные действия.
Её письмо было опубликовано в сентябрьском номере журнала Путь за 1890 год под заголовком "Г-жа Блаватская взывает к Закону": Я полностью согласна с тем, что мы должны прощать врагам нашим, но это не лишает меня права "обратиться к кесарю". И обращаясь - по нашим временам - к Закону, а не к императору, и не отказываясь от заповеди о прощении, но ради защиты честного имени умершего друга и дабы обезопасить теософов в будущем, я требую ответа перед судом этой страны от тех, кто, утратив всякое понятие о правде или справедливости, распространяет в печати гнусные и бездоказательные измышления. Лет пятнадцать я молча наблюдала, как моё доброе имя склоняют газетные сплетники, которые с наслаждением смакуют подробности личной жизни известных людей... Но вот крупнейшая ежедневная газета в Нью-Йорке, не располагая фактами касательно этого дела, бросает в мой адрес множество обвинений, большая часть которых опровергается последними десятью с лишним годами моей жизни. Но поскольку одно из них, черня мой нравственный облик, порочит и благородное имя человека уже умершего, давнего друга моей семьи, то тут я смолчать не могу. Потому я указала своим адвокатам в Нью-Йорке привлечь к судебной ответственности "Н.-Й. сан" за клевету. Эта газета обвиняет меня в принадлежности к полусвету в 1858 г....ив неподобающей связи с князем Эмилем Витгенштейном, от которого, по словам газеты, у меня был незаконнорождённый сын. Первая часть этих обвинений смехотворна, но вторая и третья бросают тень не только на меня. Князь Витгенштейн, ныне покойный, был старым другом моей семьи. Последний раз я видела его, когда мне было восемнадцать лет, и переписывалась с ним и его женой до самой его смерти. Он был кузеном покойной русской императрицы и едва ли мог предположить, что современная нью-йоркская газета станет бросать грязь на его могилу. Поскольку это оскорбляет его и меня, то долг велит мне ответить на это оскорбление; также я обязана защитить честь всех теософов, которые в своей жизни руководствуются теософским учением; поэтому я обращаюсь к Закону, к суду присяжных моих американских сограждан. Я перестала быть подданной русского царя в надежде, что Америка защитит своих граждан; пусть же эта надежда не окажется тщетной.
От имени Блаватской было возбуждено два дела: одно против Коуза, второе против газеты "Сан".
Им был предъявлен иск за нанесение морального ущерба в размере 50000 долларов.
Из-за перегруженности суда рассмотрение этих дел затянулось до 1891 года.******
В марте Путь опубликовал сообщение, что на предварительном слушании дела в Верховном суде у судьи Бича адвокат "Сан" был вынужден признать, что его клиент не в состоянии подкрепить доказательствами свои утверждения относительно безнравственного поведения Е. П. Б.
Далее в сообщении говорится: "Теперь дело, похоже, сведется только к сумме компенсации, так что остаётся ждать судебной сессии".
Признание "Сан" в своей неспособности представить необходимые доказательства было уже значительной победой.
Затем, 27 апреля 1891 года, поверенный Е. П. Б. передал в суд ходатайство (копия его, заверенная в Верховном суде округа Нью-Йорк, имеется у автора настоящей работы), в котором удостоверялось, что имеются "официальные свидетельства медицинских экспертов", доказывающие "абсолютную несостоятельность" лживых обвинений Коуза.
В частности, Уолтеру Карритерсу в материалах дела удалось обнаружить запись, что "в ходе слушания поверенный истицы проинформировал суд, что у него подготовлены свидетельства двух экспертов-гинекологов, которые могут под присягой подтвердить, что у г-жи Блаватской, вопреки утверждениям "Сан", детей не рождалось".
Редактор "Сан" Чарлз Дейна был известен тем, что не любил отступать и беспощадно доводил до конца любую травлю, начатую его газетой.
Как пишет Е.П.Б., он "много лет не оставлял в покое... Генри Уорда Бичера" и "затравил "воистину хорошего человека", священника Ричарда Смита из Цинциннати".
Однако на сей раз редакция "Сан" была вынуждена признать ошибкой публикацию статьи Коуза.
В номере от 26 сентября 1892 года "Сан" поместила статью Джаджа, предварив её следующим собственным заявлением: На следующей странице мы помещаем статью, в которой м-р Уильям К. Джадж рассказывает о романтической и необычайной жизни покойной госпожи Елены П. Блаватской. Мы пользуемся этим случаем, чтобы сказать, что статья д-ра Э.Ф.Коуза из Вашингтона, в которой содержались голословные обвинения личного характера в адрес г-жи Блаватской, а также её последователей, появилась 20 июля 1890 года на страницах "Сан" в результате того, что редакция была введена в заблуждение.
Эти обвинения, как выяснилось, не имели под собой веских оснований.
Статья м-ра Джаджа снимает все вопросы относительно г-жи Блаватской, возникшие в связи с публикацией д-ра Коуза.
Со своей стороны, мы хотим заявить, что выпады д-ра Коуза в адрес Теософского общества и лично м-ра Джаджа не подкреплены доказательствами, а посему их не следовало публиковать…
Крэнстон «О БЛАВАТСКОЙ»