Хаос-Теос-Космос

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

В космогониях всех народов мира космос создаётся из Хаоса именно "архитекторами", представленными в обобщённом образе демиургов (в Библии это элохимы). Именно они выступают в качестве коллективного Теоса, воплощающего в себе "одновременно и мужское, и женское начала", Дух и Материю.
В этих трех словах представлен порядок эманации. Это три шага Вишну, которыми он покрыл вселенную, также это три исчисления в каббале: сефер, сефар и сефур.

Из Хаоса, который в символизме представлен диаметром, первозданным светом, эманирует Теос, трехликий Брама или являющийся совокупностью первозданных семи (архитекторов). Это первые три высших плана, пифагорейский треугольник, который впоследствии конкретизируется в четырехликого Браму (четыре низших плана) и представляет собой упорядоченный Космос.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11442
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение hele »

Если Семь Первозданных это Элохимы, следующие Семеро, Липики , это Серафимы, то кто Херувимы? Дхиан Коганы?.

И где тогда место Строителей? Однажды поняла так, что это и есть другие Семеро, но вы где-то сказали , что это Липики...

Наверное, Строители это вообще отдельная категория сущностей. И есть ли она в Библии/Каббале?.

Интересно, что основное песнопение на Литургии это Херувимская песнь.
"Иже Херувимы..."
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

Helen писал(а):Если Семь Первозданных это Элохимы, следующие Семеро, Липики , это Серафимы, то кто Херувимы? Дхиан Коганы?.
Англеы, Коганы, Элохимы - всё это чины, где каждый чин имеет свое имя, название.
Я не знаю куда конкретно отнести Херувимов, так как информация про них весьма разнится. Точно они стоят ниже Серафимов.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11442
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение hele »

Да, с иерархией и взаимодействием Сущностей нам пока разобраться трудно. Вспомнила, что в теме Космогенезис приводила даже святые иконы с изображениями Архангелов Михаила и Гавриила. В связи с этим, из первых Станц ТД:

"«Семь Превышних Владык» суть Семь Духов – Творцов или Дхиан-Коганы, соответствующие Элохимам евреев. Это та же Иерархия Архангелов, к которой в христианской Теогонии принадлежат Св. Михаил, Св. Гавриил и другие. В то время, как в догматическом, латинском Богословии только Св. Михаилу разрешено блюсти над всеми вершинами и безднами, в Эзотерической Системе Дхиани блюдут последовательно над одним из Кругов и великими Коренными Расами нашей Планетной Цепи."

Духов-Творцов... если Первозданные не творят, то это не элохимы. Или возможны разные именования в зависимости от контекста.
На стр. 2 в той теме есть ещё из самых первых шлок об Ах-Хи, которых тогда не было... и тоже есть Их разные именования...
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

Изображение
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11442
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение hele »

Откуда эта диаграмма? Что-то гностическое...
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

hele писал(а):Откуда эта диаграмма? Что-то гностическое...
Да, это гностики. Для более подробного объяснения отсылаю к "Пистис Софии" Блаватской.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

phpBB [media]
Каждый освещает темноту как может
СЭШ
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение СЭШ »

Общие философские моменты (без упора на отдельные концепции) передаются очень хорошо, возражений нет (или почти нет), но когда пользуется маркером, тут конечно можно поспорить, но спорить не буду, поскольку относительно озвученных в процессе видео общих философских воззрений, схем можно нарисовать сколь угодно и каких угодно.

Единственное к чему можно принципиально придраться, это сравнение Духа (Spirit) c индуистским Махатом (23-24 минута), это не одно и тоже и относится к различным принципам восточной концепции. Концепция Духа, это концепция Источника, spir (дуть, выдыхать, источать), в индуизме этот источник Атма, а Махат является первой модификацией Пракрити, которая и есть та способная к изменениям Субстанция или попросту Изначальная (Пра) Энергия.

Правильно то, что Махат это Космический Разум, Маха-Буддхи, и это принцип Разума как таковой, а в отношении к Космическому пространству, это недифференцированное (однородное, без различий в нем), но самодвижущееся поле (или Океан) энергии. Акаша это то же самое движущееся поле, но уже дифференцированное (неоднородное, с тонкими различиями в нём), т.е. прошедший через ряд преобразований Махат.

Касаемо Фохата, то ЕПБ в работе "Реинкарнация в Тибете" в одной сноске приводит, что Фо, это преобразованное тибетское Пха или Пхо. Могу только добавить, что Пхо на тибетском означает "переносить" (пример пхо-ва), и в этом смысле может означать способность Фохата к движению, как силы переноса взаимодействий между чем-либо. В своём привычном для тибетского наречия виде это слово звучало бы как Пхохат, где "ат" (странствие, поток) это видимо уже санскритский корень, поскольку в философии тибетского буддизма есть как чисто санскритские слова, так и слова имеющие тибетское преобразование, вот видимо пхохат (фохат) одно из таких.
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

Я полностью так и не посмотрел, только листал. Подскажите он Первый Логос ассоциировал с Мулапракрити?
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ писал(а):Махат является первой модификацией Пракрити, которая и есть та способная к изменениям Субстанция или попросту Изначальная (Пра) Энергия.
Если позволите, я выскажусь поперек мнений и Пабло Сендера и Вашего, СЭШ...
Махат пробужденный, проявляющийся периодически, ограниченный продолжительностью Манвантары, пусть даже Махаманвантары - это действительно первая модификация Пракрити. Но есть еще Махат в латентном состоянии, который обуславливает принципиальную возможность творящего разумного начала как выявление Ниргуны и он на мой взгляд находится за покровом Мулапракрити, как один аспектов Парабрамана. Во всяком случае за той ее частью, которая является ее периодическим аспектом - Прадханой - это логически доказуемо.
[Тайная Доктрина т.1 ч.I.Комментарии, Станца III, стих 1
Кажущееся парадоксальным употребление термина «Седьмая Вечность», разделяющее таким образом, неделимое, утверждено в Эзотерической Философии. Последняя разделяет беспредельную Продолжительность на безусловное вечное и всемирное Время (Кала), и на условное Время (Кхандакала). Одно есть абстракция или нумен бесконечного Времени, другое его феномен, проявляющийся периодически, как следствие Махата- Всемирного Разума, ограниченного продолжительностью Манвантары. В некоторых школах Махат является Первородным от Прадханы (недифференцированной Сущности или периодического аспекта Мулапракрити, Корня Природы), которая (Прадхана) называется Майа, Иллюзия. В этом отношении, как мне кажется, Эзотерическое Учение отличается от Доктрин Веданты, ее обеих школ – Адвайты и Висиштадвайты. Ибо оно говорит, что в то время, как Мулапракрити, нумен, самосущна и без начала – короче говоря, неимеющая родителей Анупадака, будучи единой с Браманом, – Пракрити, ее феномен, периодична и не более, нежели призрак первой; так и Махат, первородный от Джнана (Гнозис), Знание, Мудрость или Логос – есть призрак, отображенный Абсолютным Ниргуна (Парабраманом), Единой Реальностью, «неимеющей ни атрибутов, ни качеств», тогда как для некоторых ведантистов Махат есть проявление Пракрити или же Материи.
Согласно высказанному мнению Махат есть призрак Абсолютного Ниргуны и значит абстрактно-потенциально идентичен с ним как один его аспектов. В то время как Божественую Мыслеоснову можно ставить в абстрактную параллель с Мулапракрити.

Изображение

В этой схеме В.А.Баканова, я все же поменял бы некоторые наименования. А именно: вместо Парабраман, вписал бы Браман. Вместо Мулапракрити - Прадхана.
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ писал(а):Общие философские моменты (без упора на отдельные концепции) передаются очень хорошо, возражений нет (или почти нет), но когда пользуется маркером,
Правильно то, что Махат это Космический Разум, Маха-Буддхи, и это принцип Разума как таковой, а в отношении к Космическому пространству, это недифференцированное (однородное, без различий в нем), но самодвижущееся поле (или Океан) энергии. Акаша это то же самое движущееся поле, но уже дифференцированное (неоднородное, с тонкими различиями в нём), т.е. прошедший через ряд преобразований Махат.
Не согласен на счет того, что Акаша есть тоже самое движущееся поле, что и Махат, только в отличие от него дифференцированное. Нет логики соответствия. Если Махат наследник Абсолютного Ниргуны, то про Акашу такого не скажешь. Первичная Акаша - изначально неорганизованные дифференциации Пред-космической Мыслеосновы и Пред-Космической Субстанции, короче выявленный и произвольно дифференцирующийся Единый Элемент - по сути изначально можно считать синонимом Хаоса.
СЭШ писал(а): Касаемо Фохата, то ЕПБ в работе "Реинкарнация в Тибете" в одной сноске приводит, что Фо, это преобразованное тибетское Пха или Пхо. Могу только добавить, что Пхо на тибетском означает "переносить" (пример пхо-ва), и в этом смысле может означать способность Фохата к движению, как силы переноса взаимодействий между чем-либо. В своём привычном для тибетского наречия виде это слово звучало бы как Пхохат, где "ат" (странствие, поток) это видимо уже санскритский корень, поскольку в философии тибетского буддизма есть как чисто санскритские слова, так и слова имеющие тибетское преобразование, вот видимо пхохат (фохат) одно из таких.
Очень интересно.
СЭШ
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение СЭШ »

Эдвард Ром:
//Если позволите, я выскажусь поперек мнений и Пабло Сендера и Вашего, СЭШ...

Воля ваша, я другого обычно и не ожидаю... :)

Эдвард Ром:
//Махат пробужденный, проявляющийся периодически, ограниченный продолжительностью Манвантары, пусть даже Махаманвантары - это действительно первая модификация Пракрити. Но есть еще Махат в латентном состоянии, который обуславливает принципиальную возможность творящего разумного начала как выявление Ниргуны и он на мой взгляд находится за покровом Мулапракрити, как один аспектов Парабрамана. Во всяком случае за той ее частью, которая является ее периодическим аспектом - Прадханой - это логически доказуемо.

Махат (Великий) это лаконизм древних философов, поэтому о Махате известно так мало, но есть у него одно название, которое может соотноситься с вашими размышлениями, его называют ещё Линга-Матра, на современный манер это будет как "Матрица всех вещей", а буквально что-то типа "Перечень [всевозможных] признаков". Вот видимо это и может быть тем потенциальным качеством Махата, которое содержится в нём и отражает его как признак Прадханы.

Эдвард Ром:
//Согласно высказанному мнению Махат есть призрак Абсолютного Ниргуны и значит абстрактно-потенциально идентичен с ним как один его аспектов. В то время как Божественую Мыслеоснову можно ставить в абстрактную параллель с Мулапракрити.

Но думаю, что это изначально просто какая-то путаница между представлениями различных философских школ, поскольку понятия Прадхана и Мулапракрити это не термины ведантистов, а типичные термины классической санкхьи, и у них Пракрити выходит из Прадханы (Мулапракрити), как уже проявление изначально не проявленной Причины, тогда как у ведантистов всё исходит из Парабрахмана и поэтому нет самосущей Прадханы, а сразу возникает Пракрити и её первая модификация Махат.

Эдвард Ром:
//В этой схеме В.А.Баканова, я все же поменял бы некоторые наименования.

Схемка у меня почему-то не отображается, но я её посмотрел, особо сказать нечего, а так - красиво...

Эдвард Ром:
//А именно: вместо Парабраман, вписал бы Браман. Вместо Мулапракрити - Прадхана.

Не знаю насколько это что-то изменит, могу только уточнить, что Парабрахман это Абсолют, а Брахма - Бог Творец, первое живое существо (в Пуранах), и как Ишвара - миромыслитель (тот, кто мыслит этот Мир в себе). Мулапракрити (одновременно и Корень и Пракрити) и Прадхана (Первичное Дыхание) это у санкхьяиков одно и тоже.

Эдвард Ром:
//Не согласен на счет того, что Акаша есть тоже самое движущееся поле, что и Махат, только в отличие от него дифференцированное. Нет логики соответствия. Если Махат наследник Абсолютного Ниргуны, то про Акашу такого не скажешь. Первичная Акаша - изначально неорганизованные дифференциации Пред-космической Мыслеосновы и Пред-Космической Субстанции, короче выявленный и произвольно дифференцирующийся Единый Элемент - по сути изначально можно считать синонимом Хаоса.

В том то и дело, что Махат, как Линга-матра, уже содержит в себе, в потенциальности, некий порядок (матрицу), хотя и является сам Махат-таттвой (однородной хаотически перемешанной субстанцией) и вот в своей периодичной модификации (а это и ахамкара, и танматры) к этапу преобразования в Акашу, приобретает некий порядок уже в дифференциациях. Все эти принципы выходят один из другого, а не появляются параллельно, и один в другой в конечном счёте сворачиваются так же по порядку, до того как сформировались все вещи в плотные объекты, уже был некий "тонкий" порядок, который позволил им стать таковыми.

Эдвард Ром:
//Очень интересно.

Для этого и шуршим по книгам...
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

Разные точки зрения уже присутствуют по данной лекции, что очень хорошо, так как есть о чем поговорить.
От себя скажу, что я в этой лекции увидел самое простое объяснение концепции перехода от Хаоса к Космосу. Проще описать, я думаю, нельзя. Очень простая для понимания схема. Было бы еще лучше, если бы он более подробно также и объяснял. Но с другой стороны данная лекция затянулась бы не на один час. Хорошая и удобная схема с кратким объяснением. Придраться к мелочам можно, но целостность картины изложения данные придирки не изменят.
СЭШ писал(а):Единственное к чему можно принципиально придраться, это сравнение Духа (Spirit) c индуистским Махатом (23-24 минута), это не одно и тоже и относится к различным принципам восточной концепции. Концепция Духа, это концепция Источника, spir (дуть, выдыхать, источать), в индуизме этот источник Атма, а Махат является первой модификацией Пракрити, которая и есть та способная к изменениям Субстанция или попросту Изначальная (Пра) Энергия.
Тут всё от школы зависит и терминологии, да и всё здесь слишком условно. . В Буддизме, например, дух - это такая же иллюзия, не имеющая независимого существования.
В Теософии Махат - это дух, тогда как Манас - Воплощенный дух (кшетраджня, познающий поле Кшетра)
В Санкхья Махат также мировой дух, порождающий Аханкара.

Является ли Махат модификацией Пракрити?

Если под этим мы имеем ввиду Диаметр в круге (Пурушу и Пракрити), Второй Логос, то в каком-то смысле так и есть. Может кому-то другое объяснение больше ближе.
Каждый освещает темноту как может
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ писал(а):Эдвард Ром:
Махат (Великий) это лаконизм древних философов, поэтому о Махате известно так мало, но есть у него одно название, которое может соотноситься с вашими размышлениями, его называют ещё Линга-Матра, на современный манер это будет как "Матрица всех вещей", а буквально что-то типа "Перечень [всевозможных] признаков". Вот видимо это и может быть тем потенциальным качеством Махата, которое содержится в нём и отражает его как признак Прадханы.
Посмотрел значение фразы liṅgā-mātra, в том числе санскритские значения слов. Это понятие по-моему четко вписывается в Махат, развернувшийся на Плане Разума и Творчества. Линга-Матра - матрица бытия, без каких-либо отличительных признаков. Махат - ведет себя установление, закон, по которому строится и развивается Мироздание. Матрица всех вещей считаю относится к Плану Архетипов или Плану Прообразов. Я же веду речь о том, что позади Покрова Мулапракрити, так сказать, некий абстрактный Закон, по которому будет развиваться выявленный Тетрактис - Первый Логос. Непроявленный Махат, о котором я веду речь в этом исходном Тетрактисе.
СЭШ писал(а): Но думаю, что это изначально просто какая-то путаница между представлениями различных философских школ, поскольку понятия Прадхана и Мулапракрити это не термины ведантистов, а типичные термины классической санкхьи, и у них Пракрити выходит из Прадханы (Мулапракрити), как уже проявление изначально не проявленной Причины, тогда как у ведантистов всё исходит из Парабрахмана и поэтому нет самосущей Прадханы, а сразу возникает Пракрити и её первая модификация Махат.
Может быть и путаница для стороннего наблюдателя. Но в рамках Тайной Доктрины этот вопрос различий теорий оговаривается. Я ведь привел цитату, в котором об этих различиях говорится и при этом указывается мнение на этот счет "Эзотерического Учения".
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//В этой схеме В.А.Баканова, я все же поменял бы некоторые наименования.
Схемка у меня почему-то не отображается, но я её посмотрел, особо сказать нечего, а так - красиво...
Жаль, что нечего сказать. Значит Вы пока не думали особо о Планах Бытия.
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//А именно: вместо Парабраман, вписал бы Браман. Вместо Мулапракрити - Прадхана.

Не знаю насколько это что-то изменит, могу только уточнить, что Парабрахман это Абсолют, а Брахма - Бог Творец, первое живое существо (в Пуранах), и как Ишвара - миромыслитель (тот, кто мыслит этот Мир в себе). Мулапракрити (одновременно и Корень и Пракрити) и Прадхана (Первичное Дыхание) это у санкхьяиков одно и тоже.
Парабрахман правильнее было бы назвать Абсолютностью, есть такая оговорка у ЕПБ, Absoluteness. А вот понятие Absolute неплохо вписывается в термин Брахман. Тем более, что даже у индусов Брахман и Парабрахман часто обозначает одно и то же. А вот Брахма - это нечто совершенно иное. И Вы как человек знающий, и "шуршащий книги", думаю должны это осмысливать. Брама мы считаем аналогом понятия Махат на Плане Разума и Творчества - это практически то же, что и Тиккун Каббалы или Высший аспект Адам Кадмона. Эти понятия стоят ниже АУМ. В то время как сам АУМ можно назвать Брахманом.

Сошлюсь, опять же, на картинки из Разоблаченной Изиды, которые я здесь уже пару раз приводил - одна из них в теме форума "Сефироты".
Изображение

Кстати говоря, чтобы Вы понимали, Тетрактис, о котором я говорил выше как Брахмане, в своей Верхней Триаде есть то, что изображено на этой схеме как АУМ.
Как видите над ним стоит Адити, что в смысле буквально перевода слова как "Несвязная", логично, но имея ввиду как это термин широко применяется в индуизме, стоит все же ее ставить ниже. Аналогичная схема в рамках Каббалы ставит над Верхним треугольником Эйн-Соф. То, что стоит Над всем - это Абсолютность. Абсолютом можно считать даже АУМ. Последний столь же непостижим для нас как и для Высочайших Богов и потому вполне может считаться Абсолютом. В этом АУМ, последний звук долгий "М" - то, что я имею ввиду под Абстрактным Махатом - призраком Абсолютного Ниргуна.
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//Не согласен на счет того, что Акаша есть тоже самое движущееся поле, что и Махат, только в отличие от него дифференцированное. Нет логики соответствия. Если Махат наследник Абсолютного Ниргуны, то про Акашу такого не скажешь. Первичная Акаша - изначально неорганизованные дифференциации Пред-космической Мыслеосновы и Пред-Космической Субстанции, короче выявленный и произвольно дифференцирующийся Единый Элемент - по сути изначально можно считать синонимом Хаоса.

В том то и дело, что Махат, как Линга-матра, уже содержит в себе, в потенциальности, некий порядок (матрицу), хотя и является сам Махат-таттвой (однородной хаотически перемешанной субстанцией) и вот в своей периодичной модификации (а это и ахамкара, и танматры) к этапу преобразования в Акашу, приобретает некий порядок уже в дифференциациях. Все эти принципы выходят один из другого, а не появляются параллельно, и один в другой в конечном счёте сворачиваются так же по порядку, до того как сформировались все вещи в плотные объекты, уже был некий "тонкий" порядок, который позволил им стать таковыми.
Если Вы здесь говорите о Пракритических планах, в том числе имея ввиду Линга-Матру, то все как бы на своем месте. И все логично. Махат-Таттва как бы ни был велик как Принцип, но все же является Пракритическим творением Плана Разума и Творчества в его высочайших аспектах. Все перечисленное Вами стоит ниже Прадханы. А танматры вообще принадлежат Плану Вещественному и Образований (не путать с физическим планом). Я же говорил о девственной Акаше неуловимых аспектов Плана Прообразов, еще не тронутой Законом или Светом Разума и потому называемой Великой Тьмой и Хаосом. Улавливаете, о чем говорю? Есть разница между Акашей Плана Прообразов и Акашей нижележащих по отношению к Махату Планов Бытия. А вот то ,что стоит выше Плана Прообразов есть все - Мулапракрити (Нижний порог которой называю Прадханой - то, несказуемое, что улавливается Богами как некий высочайший абстрактно осязаемый умом (парамартха) феномен). Акаша в Циклах - это то, о чем Вы говорите. Хотя и в Циклах Бытия может быть явлена хаотичная Акаша, как та же неуловимая Темная Энергия науки.

Надеюсь понятно, что я разделяю Непроявленный Махат в области Арупа-Дхату - АУМ, и Пробужденный или проявленный Махат Мира Разума и Творчества (в честь которого он, кстати, так и назван). Общая беда современных теософов, что ими игнорируются Планы Бытия, как они обозначены в Тайной Доктрине.

В качестве доказательного примера моей точки зрения, что Махат-таттва есть область Пракритических планов бытия приведу строки из ТД:
Тайная Доктрина т.1 ч.II.Отдел XIII. Семь Творений
Творения эти суть следующие: 1) Махаттаттва, Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум; 2) Танматра, Бхута или Бхутасарга, Творение Стихий, первая дифференциация Всемирной Нераздельной Субстанции; 3) Индриа или Айндрияка, Органическая Эволюция. «Эти три были Пракрита-творения, развития нераздельной природы, предшествуемой Нераздельным Принципом».
Нераздельный Принцип иначе - Арупа-Дхату или Единый Элемент.

В качестве приложения к посту:
Изображение
или:
Изображение
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

Есть еще такое понятие на санскрите как a-linga - неразличаемое, и она ставится выше linga-matra. Вот эту a-linga можно сопоставить с тем? что я выше поставил как первое проявление еще хаотической Акаши. И это Пракрити.
СЭШ
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение СЭШ »

Volt:
//Тут всё от школы зависит и терминологии, да и всё здесь слишком условно. . В Буддизме, например, дух - это такая же иллюзия, не имеющая независимого существования.
В Теософии Махат - это дух, тогда как Манас - Воплощенный дух (кшетраджня, познающий поле Кшетра)
В Санкхья Махат также мировой дух, порождающий Аханкара.

В общем согласен, только придётся уточнить, что Махат не Мировой Дух, а Мировая Душа, в этом и есть принципиальное отличие, поскольку понятия дух и душа также не просто так вводятся в концепции и несут в себе различные смыслы. Некоторые христианские средневековые богословы говорят, что Душа это облачение Духа, в этом весь смысл и заключается...

Эдвард Ром:
//Я же веду речь о том, что позади Покрова Мулапракрити, так сказать, некий абстрактный Закон, по которому будет развиваться выявленный Тетрактис - Первый Логос. Непроявленный Махат, о котором я веду речь в этом исходном Тетрактисе.

Если такое допустить, то за покровом Мулапракрити - Парабрахман, но это смешение двух концепций дуальной и недуалистической...

Эдвард Ром:
//Может быть и путаница для стороннего наблюдателя. Но в рамках Тайной Доктрины этот вопрос различий теорий оговаривается. Я ведь привел цитату, в котором об этих различиях говорится и при этом указывается мнение на этот счет "Эзотерического Учения".

Я понял, просто у ведантистов с санкхьяиками принципиальная разница в отношении Первичности, у одних недвойственность во Главе, у других во Главе уже изначальная двойственность, отсюда и адвайта, и двайта, а когда это смешивается в одну концепцию, то и получается путаница.

Эдвард Ром:
//Жаль, что нечего сказать. Значит Вы пока не думали особо о Планах Бытия.

Так и вопроса конкретного по этой схеме вроде как и не было...

Эдвард Ром:
//Сошлюсь, опять же, на картинки из Разоблаченной Изиды, которые я здесь уже пару раз приводил - одна из них в теме форума "Сефироты".

Могу пока только заметить, что там по всей видимости Брахма, это только Адити в своём творческом (Творящим Мир) аспекте, как бы одновременно и тот, кто произносит звук АУМ (ОМ) и сам этот трансцендентный Звук, но творит опять же не сам Брахма, он лишь побудитель к этому и свидетель того, а творит его сила Брахмани (Сарасвати).

Эдвард Ром:
//В этом АУМ, последний звук долгий "М" - то, что я имею ввиду под Абстрактным Махатом - призраком Абсолютного Ниргуна.

Аум это уже произнесённое Слово (Пранава), и я думаю, что в данном контексте, Махат как звук "М" это третий Логос (третье Слово), и тут он уже как эволюция Пракрити, т.е имеющий качества Сагуна.

Эдвард Ром:
//Я же говорил о девственной Акаше неуловимых аспектов Плана Прообразов, еще не тронутой Законом или Светом Разума и потому называемой Великой Тьмой и Хаосом. Улавливаете, о чем говорю? Есть разница между Акашей Плана Прообразов и Акашей нижележащих по отношению к Махату Планов Бытия.

В первой части абзаца вы говорите об Акаше, именно как о Прадхане, поскольку одним из адаптивных переводов слова Прадхана, будет Хаос (Тьма, абсолютный беспорядок), но в разговорном переводится как основание, поддержка, а буквально это Пра-дха-на (Первичная основа), в отношении первичного дыхания это был мой вольный поэтический перевод. А во второй части абзаца у вас по смыслу получается не Акаша, а Пракаша.

У всего должны быть свои имена и они в принципе есть, просто не всегда попадаются в процессе поиска, поэтому Акаша это Акаша, слово обозначающее определённое состояние субстанции в результате своей эволюции. Достаточно вольно, но вполне оправданно, слово Акаша можно перевести как Не-каша, поскольку слово "каша" это видимо прямой санскритский эквивалент в праславянском языке и означает "месиво", т.е. что-то в состоянии однородной массы, поэтому Акаша (не-каша), это состояние субстанции в своём уже не однородном, упорядоченном, различимом, дифференцированном состоянии, в противоположность беспорядку (хаосу, неразберихе, каше).

А вот понятие Пракаша видится уже именно как Пра-каша, т.е. однородная, перемешанная пра-субстанция, переводится адаптивно как "светлый", "ясный" или просто как "свет" и может означать именно этап творения, когда говорится "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.", т.е. этап, когда в Хаосе уже можно отличить свет от тьмы.

Эдвард Ром:
//Хотя и в Циклах Бытия может быть явлена хаотичная Акаша, как та же неуловимая Темная Энергия науки.

Тёмная энергия могла бы соответствовать Махат-таттве, поскольку в науке тёмная энергия это мгновенно расширившееся (великое, большое - маха) и движущееся с ускорением поле энергии в самом начале зарождения Вселенной, когда ещё не было никакого вещества, а были только хаотические вибрации того тонкого пространства, т.е. некая однородная тонкая вибрирующая среда. Она и сейчас расширяется с ускорением, только в ней уже нет хаотических движений, а царит уже видимый порядок, поэтому сейчас её уже можно назвать Акашей, так в принципе и называют Бхут-акаша.

Эдвард Ром:
//Надеюсь понятно, что я разделяю Непроявленный Махат в области Арупа-Дхату - АУМ, и Пробужденный или проявленный Махат Мира Разума и Творчества (в честь которого он, кстати, так и назван).

Непроявленный Махат это Мулапракрити, ну назовите его Парамахат, если так угодно, и не ошибётесь, :) всё что не проявлено, наделяли эпитетом Пара (Высший, Трансцендентный), но это будет одно и тоже с другими "Пара"-состояниями.

//Тайная Доктрина т.1 ч.II.Отдел XIII. Семь Творений
Творения эти суть следующие: 1) Махаттаттва, Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум; 2) Танматра, Бхута или Бхутасарга, Творение Стихий, первая дифференциация Всемирной Нераздельной Субстанции; 3) Индриа или Айндрияка, Органическая Эволюция. «Эти три были Пракрита-творения, развития нераздельной природы, предшествуемой Нераздельным Принципом».

Да, я об этом и говорю, недифференцированные творения это Махат, Ахамкара и Танматры, остальные (Манас, Индрии и Бхуты) уже дифференцированные творения...

Эдвард Ром:
//Есть еще такое понятие на санскрите как a-linga - неразличаемое, и она ставится выше linga-matra. Вот эту a-linga можно сопоставить с тем? что я выше поставил как первое проявление еще хаотической Акаши. И это Пракрити.

А-линга синоним а-вьякта (не проявленное, несказанное, неизречённое), от слова вак - речь, если говорить о Мулапракрити, то это а-линга или а-вьякта, а Пракрити, Махат (Линга-матра) и Акаша - это линга или вьякта (имеющее признаки, проявленное, сказанное, изречённое).

Лучше всего сразу переводить все слова (или даже смотреть их этимологию), поскольку в них тоже какой-то смысл всегда заложен и под час более глубокий чем в самих текстах...

ps Не принимайте за придирки, просто я это всё изучаю для себя :)
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Абель »

Махат и акаша не одно и то же и всё же они Едины.Как? А вот как звук,звук настроенный и потом исполненный .То есть мелодия осуществляется всё тем же звуком,но она принадлежит идейному миру,тогда как звук настроенный -его подножию-грани,которая разделяет идейный мир и мир следствий и является следствием идей,но законом для мира проявленного. Абстракция,геометрика.
А просто звук-сырьём,хаосом,который содержит в себе также как и первые всё тоже самое,но в состоянии аморфного произвола.Хаос поэтому и есть мулапракрити субъективно.Подумайте об этом: звук,его настройки и наконец выстроенная из него мелодия являют нам образец трёх миров.
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Volt »

СЭШ писал(а):В общем согласен, только придётся уточнить, что Махат не Мировой Дух, а Мировая Душа, в этом и есть принципиальное отличие, поскольку понятия дух и душа также не просто так вводятся в концепции и несут в себе различные смыслы. Некоторые христианские средневековые богословы говорят, что Душа это облачение Духа, в этом весь смысл и заключается...
Мировая душа - это алайя, анима мунди, акаша и т.д
Махат же, Ноус, Виджняна и т.д - все эти термины которые обозначают то, что в западной традиции именуется духом в своей активной фазе.
Блаватская по этому поводу специально делала оговорку:
Читатель должен иметь в виду, что существует большая разница между Логосом и Демиургом, ибо один есть Дух, а другой Душа; или, как говорит д-р Уильдер:
«Дианойа и Логос синонимы. Nous, будучи высшим и в тесном сродстве с Τό ’Αγαθόν‘, один-высший, обладающий понятием, другой-постигающий – один ноэтичен, другой френетичен». (ТД2 ст.1 шл.1)(
Каждый освещает темноту как может
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ писал(а): ps Не принимайте за придирки, просто я это всё изучаю для себя :)
Да не, в целом Вы молодец. Мне нравится. Разумный подход. Правда, как понял, надо осторожничать с Вами на счет переводов терминов ))). Например насчет Прадханы как Пра- дыхание )).
Также Вьякта व्यक्त - в переводе "выраженный" - производить от वाच् Вак (слово) некоторая вольность, но все же по смыслу здесь нечто есть родственное, потому Ваше замечание похоже на правду. वक्ता - vaktA на санскрите значит оратор, говорящий.
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//Я же веду речь о том, что позади Покрова Мулапракрити, так сказать, некий абстрактный Закон, по которому будет развиваться выявленный Тетрактис - Первый Логос. Непроявленный Махат, о котором я веду речь в этом исходном Тетрактисе.
Если такое допустить, то за покровом Мулапракрити - Парабрахман, но это смешение двух концепций дуальной и недуалистической...
Верное замечание, если упускать из виду сказанное в Прологе Тайной Доктрины - в Оккультном Катехизисе:
В Оккультном Катехизисе заключаются следующие вопросы и ответы:

«Что есть то, что вечно существует?» – Пространство, вечное Анупадака (неимеющее родителей). Что есть то, что вечно существовало? – Зародыш в Корне. Что есть то, что вечно исходит и приходит? – Великое Дыхание. Тогда существуют трое Вечных? – Нет, Трое едины. То, что всегда есть, едино, то, что всегда было, едино, то, что извечно существует и раскрывается, также едино; и это есть Пространство.
Вот этот Зародыш в Корне - или Готра, как это звучит на санскрите и есть тот - исходный Махат, или корень зарождения Махата. Вы вот не задались рассуждениями по схеме, которую я выложил, но в ней каждый Логос представлен Тетрактисом. Крест в ромбе. К примеру Первый Логос - зарождается на Плане Абсолютности, разворачивается внутри Верхнего Треугольника на Втором и Третьем Плане - там где "зарождаются" соответственно Второй и Третий Логосы. Четвертая точка этого Тетрактиса собственно и есть Его выявление. Назову это выявление Тело Логоса. Это Алайя, Мировая душа. Тончайшие уровни Плана Прообразов, граничащие с Прадханой, но уже не являющиеся ей. Высочайшие абстракции на какие-то только способны наши мысли - есть Тело Первого Логоса. Воплощением Второго Логоса является План Разума и Творчества - это План существования Махата, Мир из которого он соткан и это есть тело Второго Логоса. Третий Логос, сам будучи Махатом, реализует и воплощает себя на Плане Вещественном и Образований - в Циклах Бытия. Как сказано: "Наш мир - Тело Господне!"

Мне надо было сделать оговорку, чтобы у Вас не могло возникнуть вполне естественной мысли о дуализме там, где его не должно быть. Но мозги друг на друга не сразу можно настроить. Вообще лучше было бы сказать не за покровом Мулапракрити, но - Прадханы. Ибо про Прадхану сказано в ТД как о "недифференцированной Сущности или периодического аспекта Мулапракрити". То есть все-таки в Тайной Доктрине есть отличие между Мулапракрити и Прадханой, раз последняя обозначена как периодический аспект Мулапракрити. Каждый раз "предшествовать" нарождению новой Манвантары будет некий периодический аспект Мулапракрити. Мулапракрити как бы "набухает", котовая породить проявленный Цикл. Это набухание - Прадхана сравнима с Прабхава - нижним основанием "Верхнего Треугольника".

Что пишет Теософский словарь?
ПРАДХАНА (Санскр.) Недифференцированная субстанция, также, и в других школах, называемая - Акаша; и Мулапракрити или Корень Материи ведантистов. Короче говоря, Первичная Материя.
Вот Вы говорите о Пракаше и Акаше... А тут в словаре видите как указывается? Прадхана - тоже Акаша. Разные школы смешивают понятия, так что "Каша" не только в форме организации пра-материи, но и в теориях на ее счет... ))
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//Может быть и путаница для стороннего наблюдателя. Но в рамках Тайной Доктрины этот вопрос различий теорий оговаривается. Я ведь привел цитату, в котором об этих различиях говорится и при этом указывается мнение на этот счет "Эзотерического Учения".
Я понял, просто у ведантистов с санкхьяиками принципиальная разница в отношении Первичности, у одних недвойственность во Главе, у других во Главе уже изначальная двойственность, отсюда и адвайта, и двайта, а когда это смешивается в одну концепцию, то и получается путаница.
Да, мне это известно.
СЭШ писал(а): Могу пока только заметить, что там по всей видимости Брахма, это только Адити в своём творческом (Творящим Мир) аспекте, как бы одновременно и тот, кто произносит звук АУМ (ОМ) и сам этот трансцендентный Звук, но творит опять же не сам Брахма, он лишь побудитель к этому и свидетель того, а творит его сила Брахмани (Сарасвати).

Согласно Мандука Упанишад, трансцендентальное состояние называемое Турия (на санскрите – «четвертый») есть то, что находится за гранью и, вместе с тем, включает в себя три состояния, представленные А, У, М. Где А - активность, У - Пассивность, М - Равновесное. Иначе Великое Дыхание, Божественная Мыслеоснова и Пространство. Это также, несколько принижая значение Аум и делая из него феномен, определяют как состояния сознания: джаграт (бодрствование), свапна (сон), сушупти (глубокий сон без сновидений). Синтез этих состояний сознания - состояние турья (трансцендентальное чистое бытие вне трех предыдущих). Но повторюсь, что все это есть принижение Аум до Микрокосма, тогда как АУМ Макрокосма - Верхний Треугольник Непроявленного Брахмана или как некоторые называет это же Верхний Треугольник Абсолюта - Парабрахмана.

Вот что написано про "Верхний Треугольник" той схемы, которую привел постом выше, в самой Разоблаченной Изиде:
Верхний Треугольник. Содержит Несказуемое Имя. Это АУМ, который следует произносить только мысленно, под угрозой смертной казни. Непроявленный Пара-Брахма, Пассивный Принцип, абсолютный и необусловленный “мукта”, который не может вступить в состояние Творца, так как последний, чтобы думать, хотеть и планировать, должен быть ограниченным и обусловленным (баддха), следовательно в одном смысле, должен быть.
Как видим здесь речь о Несказуемом АУМ, АУМ Макрокосма.

В приведенном отрывке кстати характерный пример, когда Пара-Брахма на самом деле соответствует Брахману, Непроявленному Брахману, который становится Шабда-Брахманом. Шабда - Слово. Здесь отличие подобно тому как говорить Абсолютностность вместо Абсолют- имея ввиду последний как нечто более локальное в сравнении с этой Абсолютностью. Таким образом триединый Абсолют (Великое Дыхание, Предкосмическая Мыслеоснова и Пространство) называют Тетрактисом. Об Абсолютности невозможно сказать НИЧЕГО и обычно к ней относят те же аспекты, что и к Абсолюту.

Тетрактис - Непроявленный Брахман несет в себе Шабда-Брахмана и фактически это одно и то же. Об этом сказано: вначале было Слово и Слово было у Бога (Тетрактиса) и Слово было Бог (Тетрактис).

(СЭШ, имейте ввиду, что в русских переводах нужно несколько осторожничать с термином Брахма, Брама и Брахман, Браман, так как порой переводчики путаются и там где следовало бы написать Браман пишут Брама. Хотя наверное тоже самое можно сказать и об английских переводах.

Итак, когда я говорил о Махате в АУМ как "М", имел ввиду под АУМ высший Тетрактис Макракосма, непроявленный Брахман или Единый Абсолют, памятуя, что:
Теософский словарь:
Аум - Оккультно, этот "тройной огонь" представляет собой также высший Тетрактис...
Из Инструкции для учеников внутренней группы:
Аум. Он представляет собой вечно сокрытую первичную триединую дифференциацию, не из, но в Едином Абсолюте и, следовательно, символизируется 4, или Тетрактисом, в метафизическом мире. Это есть Единица-луч, или Атман.
ОТРЫВОК I ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ
... отдать свое Я – Не Я, свое Бытие – Небытию и тогда только можешь ты почить между крылами Великой Птицы. Воистину сладостно успокоиться в крылах Того, что не подлежит рождению и смерти, что есть АУМ на протяжении бесконечных веков. Взберись на Птицу Жизни, если хочешь познать. ...
Очевидно, в последнем отрывке речь ведется о Кала-Хамса.
Теософский словарь
КАЛАХАНСА или Хамса (Санскр.) Мистическое имя, данное Брахме (или Парабрахману); означает "лебедь во и вне времени". Брама (мужской) зовется Ханса-Ваханой, колесницей "Лебедя".
Здесь опять видно как в словаре путаются понятия. Парабрахман и Брахма сопоставляются. В то время как здесь явно не должен фигурировать Брахма, но Брахман.

Кала-Хамса есть Белый и Черный.
Белый Лебедь - проявленный, эволюционный - именуется "Птица жизни". Непроявленный - Черный Лебедь - АУМ, сокрыт в Абсолюте=Брахмане.
Теософский словарь
ХАМСА или Ханса (Санскр.) "Лебедь или гусь", согласно востоковедам: мистическая птица в Оккультизме, аналогичная Пеликану розенкрейцеров. Священное мистическое название, которое, когда ему предшествует Кала (бесконечное время), т.е. Калаханса, становится именем Парабрахма, означает "Птица вне пространства и времени". Потому Брама (мужской) называется Ханса Вахана, "Колесница Хансы" (Птицы). Эту же мысль мы встречаем в "Зохаре", где Эйн Соф (бесконечное и беспредельное), как сказано, спустилось во вселенную для проявления, используя Адама Кадмона (Человечество) в качестве своей колесницы или проводника.
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//В этом АУМ, последний звук долгий "М" - то, что я имею ввиду под Абстрактным Махатом - призраком Абсолютного Ниргуна.
Аум это уже произнесённое Слово (Пранава), и я думаю, что в данном контексте, Махат как звук "М" это третий Логос (третье Слово), и тут он уже как эволюция Пракрити, т.е имеющий качества Сагуна.
Теперь из того, что написано мною выше, думаю понятно, что не всегда АУМ означает произнесенное слово, как Пранава.
Да, как Вы верно заметили - Махат - Третий Логос. Но как "М" Черного Лебедя (Третий План Бытия) он еще не выявлен. Это Готра Арупа-Дхату - Зародыш в Корне Пространства. Слово есть потенциально, но еще не произнесено. Шабда-Браман на этот момент еще не является Вак-та, но уже существует как потенциальность возможной вибрации. Он станет Сагуна при произношении. И тогда как только Шабда-Браман обретет свое тело - Алайя, "М" разворачивается в Семиричный Махат, представленный Семью Дхиан-Коганами, а точнее Классами Дхиани, про которых сказано: "Двое по Два на семи Зонах" - итого числом 28.
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ писал(а): Акаша это Акаша, слово обозначающее определённое состояние субстанции в результате своей эволюции. Достаточно вольно, но вполне оправданно, слово Акаша можно перевести как Не-каша, поскольку слово "каша" это видимо прямой санскритский эквивалент в праславянском языке и означает "месиво", т.е. что-то в состоянии однородной массы, поэтому Акаша (не-каша), это состояние субстанции в своём уже не однородном, упорядоченном, различимом, дифференцированном состоянии, в противоположность беспорядку (хаосу, неразберихе, каше).
По-русски красиво, но не уверен, что такому переводу все же можно доверять. Акаша на санскрите пишется आकाश, без звука "Аа" остается "кааша" - काश , что переводится на русский язык согласно словарю как "белый цветок", но не "каша". (Здесь вероятно получается что-то вроде случая, когда ЕПБ спросили Алайя - это А-Лайя? Но она сказала, что все-таки нет, такой перевод не подходит). Похожее по звучанию на слово "каша" это - कास - переводится на русский как кашель, кашлить. Есть похожее слово произносимое "кауза, кауша" कोश - переводится как "мешок, гнездо, очаг". Слово आकाश (читается АакАша)- традиционно с хинди переводится как Небо. Обратите внимание, Акаша состоит из आ и काश, вот это आ - не есть краткая "а" отрицания, но долгое "аа", которое означает скорее "увеличение, приход, прирост, открытие, раскрытие"
СЭШ писал(а): А вот понятие Пракаша видится уже именно как Пра-каша, т.е. однородная, перемешанная пра-субстанция, переводится адаптивно как "светлый", "ясный" или просто как "свет" и может означать именно этап творения, когда говорится "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.", т.е. этап, когда в Хаосе уже можно отличить свет от тьмы.

Ну ввиду того что выше написал осторожно соглашусь только как с красивым с точки зрения русского языка обоснованием. Если следовать Вашим размышлениям, то Вы сопоставляете Пракашу प्रकाश такому философскому термину как Дайви-Пракрити - Свету Первого Логоса. Дайви-Пракрити, кстати можно соотнести также с Фохатом, так как в дальнейшем она разворачивается в Силы Шакти.
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//Хотя и в Циклах Бытия может быть явлена хаотичная Акаша, как та же неуловимая Темная Энергия науки.
Тёмная энергия могла бы соответствовать Махат-таттве, поскольку в науке тёмная энергия это мгновенно расширившееся (великое, большое - маха) и движущееся с ускорением поле энергии в самом начале зарождения Вселенной, когда ещё не было никакого вещества, а были только хаотические вибрации того тонкого пространства, т.е. некая однородная тонкая вибрирующая среда. Она и сейчас расширяется с ускорением, только в ней уже нет хаотических движений, а царит уже видимый порядок, поэтому сейчас её уже можно назвать Акашей, так в принципе и называют Бхут-акаша.
Не думаю, что установление такого соответствия все же легитимно, но прислушиваюсь к Вашему мнению.
СЭШ писал(а): //Тайная Доктрина т.1 ч.II.Отдел XIII. Семь Творений
Творения эти суть следующие: 1) Махаттаттва, Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум; 2) Танматра, Бхута или Бхутасарга, Творение Стихий, первая дифференциация Всемирной Нераздельной Субстанции; 3) Индриа или Айндрияка, Органическая Эволюция. «Эти три были Пракрита-творения, развития нераздельной природы, предшествуемой Нераздельным Принципом».
Да, я об этом и говорю, недифференцированные творения это Махат, Ахамкара и Танматры, остальные (Манас, Индрии и Бхуты) уже дифференцированные творения...

Как понять Ваше недиффиринцируемые, в то время как сказано: "Эти три были Пракрита-творения, развития нераздельной природы..." ?
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

Изображение
Изображение
Таким образом, еще раз подтверждается, что первая буква А в слове Акаша не является отрицанием. Корень слова "Акаш"
СЭШ
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение СЭШ »

Абель:
//Махат и акаша не одно и то же и всё же они Едины.

Всё верно и я о том же, одно разворачивается в другом и из другого, а потом в обратном порядке растворяется...

Volt:
//Мировая душа - это алайя, анима мунди, акаша и т.д
Махат же, Ноус, Виджняна и т.д - все эти термины которые обозначают то, что в западной традиции именуется духом в своей активной фазе.

Ну тогда Махат всё-таки Мировой Разум, поскольку он ещё и Маха-Буддхи, он может выступать и как творец, но и сам в тоже время сотворён, т.е. не первичен...

Эдвард Ром:
//Да не, в целом Вы молодец. Мне нравится. Разумный подход. Правда, как понял, надо осторожничать с Вами на счет переводов терминов ))). Например насчет Прадханы как Пра- дыхание )).

Доброе слово и кошке приятно :) На счёт перевода это просто иногда творческое начало превалирует над сухим логическим языком, а иногда лень в словарь просто заглянуть, освежить память...

Эдвард Ром:
//Также Вьякта व्यक्त - в переводе "выраженный" - производить от वाच् Вак (слово) некоторая вольность, но все же по смыслу здесь нечто есть родственное, потому Ваше замечание похоже на правду. वक्ता - vaktA на санскрите значит оратор, говорящий.

В старо-русском языке есть похожее слово "вякать", некоторые слова очень похожи в произношении (ступа, агни, швета)...

Эдвард Ром:
//Что пишет Теософский словарь?

ПРАДХАНА (Санскр.) Недифференцированная субстанция, также, и в других школах, называемая - Акаша; и Мулапракрити или Корень Материи ведантистов. Короче говоря, Первичная Материя.

Вот Вы говорите о Пракаше и Акаше... А тут в словаре видите как указывается? Прадхана - тоже Акаша. Разные школы смешивают понятия, так что "Каша" не только в форме организации пра-материи, но и в теориях на ее счет... ))

:) В общем составитель словаря (я так понял Мид) всего накидал, типа сами выбирайте, кому что нравится... Могу только повториться, что понятия Прадхана и Мулапракрити часто в одних и тех же случаях употребляются, как Первичная, не проявленная, недифференцированная, самосущая Субстанция из которой потом в результате многократных преобразований появилась Акаша, можно обратится хотя бы к Санкхья-карике или Санкхья-сутрам, они ведь это всё придумали (никак не ведантисты)...

Эдвард Ром:
//Как видим здесь речь о Несказуемом АУМ, АУМ Макрокосма.

Оно и понятно, что речь идёт о Несказуемой Мантре, что это не в слух произнесено было, а в пространстве Божественного Сознания, кроме которого ничего другого и не было...

Эдвард Ром:
//(СЭШ, имейте ввиду, что в русских переводах нужно несколько осторожничать с термином Брахма, Брама и Брахман, Браман, так как порой переводчики путаются и там где следовало бы написать Браман пишут Брама. Хотя наверное тоже самое можно сказать и об английских переводах.

Так я говорил, что разница между Брахма и Брахман (Парабрахма), что первый это персонификация Творца, а второй это безличный Абсолют, а Брама и Браман это скорее особенности произношения тех же слов, только игнорируя букву "ха", вроде как устаревшее произношение. Абсолютность, про которую вы говорили, скорее будет Парабрахман, но это всё такие нюансы, которые в обсуждениях вряд ли будут кем-то учитываться...

Эдвард Ром:
//Теперь из того, что написано мною выше, думаю понятно, что не всегда АУМ означает произнесенное слово, как Пранава.

Произнесённое не в слух конечно же и не в проявленном мире...

Эдвард Ром:
//По-русски красиво, но не уверен, что такому переводу все же можно доверять. Акаша на санскрите пишется आकाश, без звука "Аа" остается "кааша" - काश , что переводится на русский язык согласно словарю как "белый цветок", но не "каша". (Здесь вероятно получается что-то вроде случая, когда ЕПБ спросили Алайя - это А-Лайя? Но она сказала, что все-таки нет, такой перевод не подходит). Похожее по звучанию на слово "каша" это - कास - переводится на русский как кашель, кашлить. Есть похожее слово произносимое "кауза, кауша" कोश - переводится как "мешок, гнездо, очаг". Слово आकाश (читается АакАша)- традиционно с хинди переводится как Небо. Обратите внимание, Акаша состоит из आ и काश, вот это आ - не есть краткая "а" отрицания, но долгое "аа", которое означает скорее "увеличение, приход, прирост, открытие, раскрытие"

Ну давайте уже наконец добьём многострадальную Акашу :)

На самом деле корень "каш" काश् kāś [kaash] означает - "быть видимым", а касаемо आ "аа" в начале слова, то это просто словарный вариант, в санскритских текстах слова имеют особенность перетекать одно в другое, например कायाकाशयोः kāyākāśayoḥ - кайАкашйох (условный перевод - отношение тела и пространства), это называется сандхи (слияние), поэтому в слове "акаша" как раз короткое "а", которое означает отрицание, т.е. получается "то, что не видно", "то, что нельзя увидеть" и с этим вряд ли можно поспорить в значении слова.

То же самое и с Пракашей, корень "каш" (быть видимым), и префикс "пра" (до, изначальный), поэтому видимо и переводят как свет. Касаемо Алайя, то у него корень "Ли", поэтому "а" к сожалению тоже отрицание, и слово означает "не-растворимая"...

Эдвард Ром:
//Ну ввиду того что выше написал осторожно соглашусь только как с красивым с точки зрения русского языка обоснованием.

В нашем деле иногда просто необходимо мыслить не стандартно, чтобы хоть как-то разобраться в древних понятиях, в принципе корень "каш" всё равно мог как-то быть связан с русским "каша", например как-то читал, что иногда в Индии Солнце называют "Каши", а Солнце это как-никак горячая масса вещества (огненная каша). В общем это я так ради примера привёл, чтобы было понятно как слова могли бы соотносится друг с другом, а так я на этих всех вариантах не настаиваю, кому понравилось - хорошо, нет - ничего страшного...

Эдвард Ром:
//Как понять Ваше недиффиринцируемые, в то время как сказано: "Эти три были Пракрита-творения, развития нераздельной природы..." ?

Недифференцированные - авишеша...

Эдвард Ром:
//Таким образом, еще раз подтверждается, что первая буква А в слове Акаша не является отрицанием. Корень слова "Акаш"

Удивительный язык санскрит, начали с хаоса, закончили небом :)
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ писал(а): На самом деле корень "каш" काश् kāś [kaash] означает - "быть видимым", а касаемо आ "аа" в начале слова, то это просто словарный вариант, в санскритских текстах слова имеют особенность перетекать одно в другое, например कायाकाशयोः kāyākāśayoḥ - кайАкашйох (условный перевод - отношение тела и пространства), это называется сандхи (слияние), поэтому в слове "акаша" как раз короткое "а", которое означает отрицание, т.е. получается "то, что не видно", "то, что нельзя увидеть" и с этим вряд ли можно поспорить в значении слова.

То же самое и с Пракашей, корень "каш" (быть видимым), и префикс "пра" (до, изначальный), поэтому видимо и переводят как свет. Касаемо Алайя, то у него корень "Ли", поэтому "а" к сожалению тоже отрицание, и слово означает "не-растворимая"...
Ну можно сказать, что Вы меня, а заодно и Елену Петровну Блаватскую почти положили на лопатки ))), но заметьте у Вас все равно остаются скажем так несоответствия смыслов на этот счет ведь: Алайя по Вашему есть не-растворение, не-латентность, или - не-латентное, не-растворимое, то есть остающееся как объект, чего не скажешь об определении Алайя как исходно субъектного состояния.
В. «Алайя» — это, видимо, то, что никогда не проявляется и никогда не делится на части? А сам этот термин, похоже, образован от слова «лайя», с добавлением к нему отрицательной частицы «а»?
О. Если этимология этого слова действительно такова — а я, как вы сами понимаете, не смогу прямо сейчас ответить на ваш второй вопрос — то значение его должно быть диаметрально противо­положным, поскольку лайя — это и есть то, что непроявлено; и все слово должно означать «не не­проявленное», если в этом есть какой-то смысл. Но к каким бы умозаключениям ни привела нас эти­мологическая вивисекция этого термина, означа­ет он просто «Мировую Душу», Анима Мунди. На это указывает само содержание шлоки, где говорится, что Алайя была в Парамартхе, т.е. в Абсо­лютном Не-Бытии и Бессознательности, которые в то же самое время являются абсолютным совер­шенством или же самой Абсолютностью.
Но если здесь опять же по-моему долгое आ Аа считать как утверждение - по типу А-состояние, как некая нерушимость и исходность, то в большей степени слова акаша, алайя, агни обретают философский смысл. Акашу Вы вывели как "Не-зримое", "Не-видимое", в то время как Акаша - первый Объект для верховного Субъекта, то есть как раз получаем исходно (или первично) зримое, как зримо Небо и Звездный мир. Посмотрите в словарях буква आ Аа в слове Акаша, ровно та же что и в слове अग्नि Агни. Но мы же не говорим, что есть отрицание в слове А-гни, то есть "не-гни". "Гни" можно воспринимать как "гнать, движение". И здесь Аа как раз есть исходность (первичность) состояния. Этот же принцип по-моему нужно использовать в этимологической раскладке слова Акаша, то есть "первично зримое, первично проявленное, первично объектное", если угодно.

Во всяком случае, СЭШ, "каши" этимологически мы здесь не наблюдаем. Этмология русского слова "каша" происходит от коса, косить, соскребать, сдирать. Энциклопедия указывает:
Исходное значение — «очищенное зерно, крупа». Затем — «крупяная похлебка» (ср. фразеологизм расхлебать кашу) и далее — «каша». См. коса, чесать.

Второе значение слово "Ка́ша" как "путаница, беспорядок" образовано лексико-семантическим способом на базе каша «второе блюдо», ср. аналогичные кавардак, винегрет, вермишель, окрошка.
СЭШ писал(а): Эдвард Ром:
//Как понять Ваше недиффиринцируемые, в то время как сказано: "Эти три были Пракрита-творения, развития нераздельной природы..." ?
Недифференцированные - авишеша...
Я так понимаю, что по отношению к Мулапракрити эти Таттвы уже есть дифференциация, также как сама Пракрити.
Авишеша – то, что не различается. Это те таттвы, которые пребывают "над" вишешами, составляя их причину и подлинную природу, но не различаясь в качестве множественных объектов, оставаясь неизменными и единичными.
Мы имеем Единый Элемент - только как Мулапракрити или Прадхана, но все остальные порожденные принципы Пракрити, хотя сами по себе они авишеша (неразделяемые, как атом раньше считался неделимым) по отношению к определенному уровню объективности, но все же определяемые - а потому уже есть дифференциация по отношению к Арупа-Дхату.
Эдвард Ром
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Хаос-Теос-Космос

Сообщение Эдвард Ром »

На самом деле корень "каш" काश् kāś [kaash] означает - "быть видимым"
Я думаю, что этот корень слова काश् kāś [kaash] - "быть видимым" весьма перекликается с русским корнем "каз" - от которого происходят таки слова как показ, казаться, кажущийся, наказ, указ, сказ... Что показывает кстати древнюю взаимосвязь между понятиями "видимый, выявленный и высказанный, сказанный. Логос - Слово. Выявленный Логос - акаша.

Заодно вскрывается фундаментальность этого "каз". Этимология раскладывает слово "казаться" от глагола казать, далее от праслав. *kazati (sę), от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, кажѫ (др.-греч. δεικνύναι, λέγειν), русск. казать, укр. казати «говорить», болг. ка́жа, ка́звам «говорю», сербохорв. ка́зати, ка̑же̑м «сказать», словенск. kázati, kâžem «показывать», чешск. kázat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kazać, każę «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kazać «показывать, называть», н.-луж. kazaś

Вернуться в «Космогенезис»