homo писал(а): ↑13 янв 2022, 17:02
dusik_ie писал(а): ↑13 янв 2022, 14:44
приписывается теософии - взять все религии, какие есть, провозгласить "Ребята, давайте жить дружно" и поклоняться всем ихним богам, или иметь что-то типа: мусульманин-теософ, христианин-теософ и т.п.
Не приписывается теософии, но декларировалось как цель ТО времен ЕПБ.
Если бы Вы потрудились прочесть как минимум предисловие, то базовая цель книги "Синтез науки религии и философии" (ТД) обозначена автором так :
доказать, что Природа не есть "случайное сочетание атомов", и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации.
С чего Вы взяли что эта книга "теософия", вообще непонятно.
Декларировалось не создание винегрета из всех религий с пропиткой из науки, а синтез. Слово «синтез» ни в каких смыслах или толковых словарях, не трактуется как русское слово «объединение», но на языке иноземцев.
Синтез – это объединение на основе какого-то принципа, по родству, или как сложение составных частей создающих некое целое.
Ортодоксальная религия как она есть (ограничимся каноническими тремя: христианство, мусульманство, буддизм) и наука содержат в себе взаимоисключающие принципы, вследствие чего, никакое объединение между ними невозможно.
Религия содержит в основе догму – канон или истину в последней инстанции. Догма не может обсуждаться или подвергаться сомнению – требуется только следовать ее предписаниям и верить. Не важно, понимаешь ли ты сии священные тексты – должен заставлять себя верить в это, а сомнения – от лукавого.
В науке совершенно иной подход, в ней слепая вера совершенно исключена. Всякая теория, прежде чем стать научным мировоззрением или фактом науки, должна пройти через горнило множества испытаний и в конечном итоге доказывается практическим применением – результат чего мы видим в повседневной жизни.
Таким образом, просто взять и объединить – это не возможно. Никто из основателей ТО такого не декларировал.
Однако, если в основании религий лежат идеи основаны на научных принципах – что и пытается доказать ТД, то тогда между такой религией и наукой синтез становится возможным. Научное мировоззрение также, по ТД, должно иметь свою корректировку – нужно исключить из ее основания убеждение, что наши органы чувств, в полной мере, отражают внешний мир как он есть. Согласно теософии (и восточных доктрин в целом) органы чувство создают для нас видимость и это творение есть Майя или Иллюзия.
Наука уже сама, своими открытиями последних лет доказывает, что полагаться на очевидность нельзя, но ничего другого она пока предложить не может.
Вот с учетом этих коррекций – и в науке и в религии – синтез становится возможным.
homo писал(а): ↑13 янв 2022, 17:02
И если придерживаться истинной сути термина "теософия" (божественная мудрость), но не версии того же ТО, то как раз у христиан, мусульман и кришнаитов с теософией всё в порядке. Потому что у них есть монотеистический (личностный) Бог и соответствующий источник мудрости (писание).
В теософии – божественная мудрость.
В религии – мудрость Бога.
При том, что оба выражения могут выражаться фразой "божественная мудрость", однако они далеко не одно и то же.
В первом случае имеем мудрость и ее градации по степени совершенства – от примитивной мудрости, до общечеловеческой мудрости и далее к совершенству мудрости божественной.
В другом значении, имеем Бога как того, кто обладает некой особой мудростью.
Соответственно и первая трактовка и вторая может называться фразой «божественная мудрость», но потом нужно не из собственного мнения гадать, какой же смысл из этих двух, в теософии, а смотреть в текстах, что же подразумевается в действительности.
Если учитывать, что теософия предполагает постоянное Движение по «лестнице Якова»: те, кто в эту Эпоху достигли уровня растений (животных) в следующей, будут пробираться на уровень животных (человека).
Человек займет место богов, а боги – место Богов. Все циркулирует и ничего не стоит на месте.
Тогда как в догматизме религий все статично – боги правят, люди им подчиняются и исполняют их волю.
Соответственно и трактовка значения слов «божественная мудрость» здесь в точности соответствуют, первая (когда постоянное движение) – мудрость также в движении к совершенству. Вторая (статичная) – это мудрость, которая у Бога, и только ему принадлежит.