Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Аватара пользователя
Вэл
Сообщения: 638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 08:57

Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Вэл »

здесь я предлагаю выложить полностью текст источника.

я этим заниматься не буду за исключением выемки всех иллюстраций из книги на аккаунт picasaweb.google.com для удобной их публикации здесь в соответствующих местах статей. а также я дам ссылку на два тома этой книги в формате .pdf

Изображение
Аватара пользователя
Вэл
Сообщения: 638
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 08:57

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Вэл »

Масоны.Энциклопдия


Оглавление

• БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. МАСОНЫ. TOM I
«Мощь Ордена Вольных каменщиков».
• От редакции
• Происхождение масонства и его развитие в Англии XVIII и XIX вв.
• I. Предварительные сведения
• II. Доисторический период масонства
• III. Английское масонство XVIII в. (1718-1813)
• Французское масонство в XVIII в.
• Немецкое масонство в XVIII в.
• Орден иллюминатов
• Русское масонство в XVIII в.
• Первоначальный период (1731-1762)
• Второй период (1762-1781): первая половина царствования императрицы Екатерины II
• Третий период (1781-1792): поиски высших степеней и победа розенкрейцерства (научное масонство)
• Н.И.Новиков и И.Г.Шварц
• Н.И. Новиков
• Н.И. Новиков - масон
• Журнал «Утренний свет» - период исканий
• Мартинизм
• Новиков в Москве
• И.Г. Шварц
• Журнал «Московское издание» - примирение противоречий
• Просветительная деятельность Новикова и Шварца
• Влияние Шварца на судьбу русского масонства
• Лекции Шварца - проповедь мистицизма Я. Беме
• Журнал «Вечерняя заря» - отражение идей Я. Беме
• О познании самого себя
• Розенкрейцерство
• Расслоение московского масонства
• Журнал «Покоящийся трудолюбец» и деятельность Новикова после смерти Шварца
• Преследования и последние годы Новикова
• Иван Владимирович Лопухин
• ПРИМЕЧАНИЯ

=============
прим.: по мере публикации соответствующих статей это _содержание_ своими пунктами будет ссылаться на конкретные реплики-статьи в этом топике.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение hele »

Хотела открыть тему о масонстве, с подачи А.Пкула, цитатой
Александр Пкул писал(а): hele писал(а):
Конечно, произведения гения Пушкина многогранны, там исследуются многие вещи..

Да, сам он, похоже, не до конца открыт в своей многогранности. :mi_ga_et:
Разве не знаете, кем работал его дядя, Василий?.. Тот самый, который самых честных... и при этом, правил?..
Первое, на сленге опр. кругов того времени, означает больше, чем слышится обычным, светским историкам: выделенное есть прямой намек на высокую должность. Или даже оную в/при масонстве. Второе не есть только лишь существительное.
Смотрите-ка, она уже есть.
Надеюсь, Вэл извинит, что продолжу в несколько ином ключе.
Хотя тоже по книге - случайно увидела ее.

А.И.Серков. Русское масонство 1731-2000. Издание 2001 года.

В ней так подробно даны все персоналии в масонстве...
Пушкиных - 11.
Среди них - Александр Сергеевич. Там дальше пишется, к какому веку и к каким ложам человек имел отношение. Здесь: XIX , 23 (Кишинев), 72 (СПб).
Не знаю, нумерация лож присуща только этой книге или они и были с такими номерами, в России. Потому что помню, когда представляла масонскую музыку Моцарта в теме Музыка, то вскользь заметила, что он тоже был в ложе с каким-то номером. Но там, наверное, нумерация тогда немецкая.

Далее есть, конечно, Василий Львович. XIX , 28, 33,56, 70,77. Номеров может быть много, потому что - просмотрела быстро - информации много - что человек мог быть членом какой-то ложи, но, видимо, до этого, кандидатом в другую (другие) (так, видимо, произошло и с А.С.), и еще мог быть гостем других лож, что тоже там обозначается.
Его звание в ложе и в какой он был членом могу посмотреть позже.

Есть Николай Львович и Сергей Львович. Не знаю, это тоже всё дядья А.С.?.. :-)
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

Разве не знаете, кем работал его дядя, Василий?.. Тот самый, который самых честных... и при этом, правил?..
Выделил заново два слова - как в оригинале. Вы при переносе утеряли это.
Кроме того, в ролике не столько о масонстве обоих Пушкиных говорится. Правда, про дядю в связи с этим "не столько" говорится слишком уж вскользь. Так что, даже знаюший о характере его работы мог бы подумать, что фраза касалась только связи его дяди с масонством. В общем, "правил" как глагол так и осталось не поясненным в данном материале. Другой же искать некогда. А потому, придется самому расшифровать....
. Дядя, возвращаясь из парижей, встречался порой с племянником. Который вовсе не был камер-юнкером, но имел звание камергера Двора, то есть, имел звание генерала. Правил дядя шифрованные донесения..... .Туда, где и племянник тайно работал...

Одним словом, приходится сделать вывод, что Вы ролик совсем не смотрели. А потому, говорить в поднятую тему масонства мне нет смысла. Ибо масонство - как о том рассказывает ролик - тут не причем в том смысле, что оно служило инструментом, а не целью определенной работы. Как тогда, так и теперь.

P. S. Многие поклонники творчества Рериха, включая лекторов и слушателей РЕШТ слишком заворожены всем этим, агни-калачакровским. А потому, следующий материал - не для них.
Известна плотная творческая связь Н.К. с художником Репиным. Тем самым, кто навязал всему Миру по заказу извне картину якобы убийства Иваном Грознымсвоего сына (об этом есть в моем видеоматериале). Также, хотя и не всем, известен факт того, что смерть Дзержинского случилась почти в те часы, если и не минуты, когда Рерихи ожидали аудиенции с Феликсом Эдмундовичем.
На что намекает первое? Возможно, не некое ученичество одного у другого.
Но, вот на что намекает второе?...
Ответ, похоже, кроется здесь:
:
Злой рок Репина
(ссылку давать не буду, сказав лишь о том, что данный текст несколько раз зачитывался на федеральном канале Радио "КП")

Мистический злой рок преследует и известную картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта картина стала крупнейшим открытием конца ХІХ в. и признана шедевром мировой живописи. Ее называли самым оптимистичным и самым веселым произведением русской живописи. Критики писали: на этом полотне есть все разновидности человеческого смеха - от громкого хохота до сдержанной улыбки. Произведение вызвало фурор на международных выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме. Картина до сих пор хранится в Петербургском государственном музее. Сам Репин считал ее совершенной и говорил: «На этом полотне нельзя ни убрать, ни добавить мазка...»

В свое время картина поразила и российского императора Александра III. Он, не колеблясь, выложил за нее 35 тыс. рублей. Это была неслыханная по тем временам сумма. Но затем все перевернулось: картину вдруг назвали проклятой. Что же с ней случилось?

Репин работал над шедевром более 13 лет. Прототипами главных героев картины стали... друзья художника. Если бы они знали, чем это для них обернется! Так, киевский голова Михаил Драгомиров, позировавший в образе кошевого атамана Сирко, из милого жизнерадостного человека превратился в запойного пьяницу и домашнего тирана. После ссоры с ним, двое его сыновей покончили жизнь самоубийством, а единственная дочь сошла с ума.
Блестящий ученый, меценат Василий Тарновский (на картине Репина – угрюмый казак с оселедцем) обанкротился и закончил свои дни в приюте для нищих. Другой герой картины - улыбчивый писарь в очках, известный историк Дмитрий Яворницкий, был объявлен политически неблагонадежным и несколько лет провел в ссылке в Ташкенте. После череды этих несчастий перепуганный Репин спешно убрал с полотна фигурку маленького казачка, написанного им с собственного сына…
Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины. А премьера России Столыпина застрелили на следующий день после того, как художник закончил работу над его портретом. Преждевременная смерть постигла и 8 других моделей художника.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение hele »

Александр, поясню насчет просмотра роликов. Дело в том, что способ получения информации из текстов представляется моему сознанию наиболее быстрым, что ли. Посмотрела текст, можно сразу выделить какие-то привлекающие моменты, основное...
Но ролик для получения информации желательно посмотреть от начала до конце, и там человек обычно говорит (по нашей тематике обычно ведь говорят, а не что-то другое), долго на мой взгляд. И неизвестно, будет ли еще в нем, в ролике, полезное что-то для тебя, а времени обычно не так много... Ну вот так как-то и получается, что редко смотрю ролики.
Вы как будто написали такое предположение, что Пушкин А.С. был на самом деле важным чиновником (это из того ролика?), камергером, а не притесняемым двором. Мне что-то не очень в это верится, столько прочитано об этом его приниженном положении камер-юнкера, низком чине, насмешках, попытках соблазнения жены...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение hele »

Василий Львович Пушкин, как уже говорила, переписав из книги Серкова, имел отношение к таким Ложам.

28. Москва . Посетитель ложи

33. Москва. Член-учредитель ложи. Секретарь. 2-й стюарт. 1-й стюарт
1817-1820

56. Петербург (там везде написано Петербург, а не Санкт-Петербург, вероятно, Санкт было добавлено позже).
вития ложи и масон 5-й степени
в 1812 закрыл работы в ложе на неопределенное время

70. Петербург. 1810
помощник оратора и член ложи в ст. шотландского гранта; автор текста гимна ложи и кантаты в ее честь

77. Петербург. Эта ложа называется Капитул Феникса. Он объединял членов высших масонских степеней.
член капитула в 1818.

(Прошу все же здесь говорить о масонстве; разговоры о другом возможно перенести в другую тему - скажите, что перенести и куда).
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение hele »

Перенесено в тему "Пкул vs All".
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

hele писал(а):Александр, поясню насчет просмотра роликов. Дело в том, что способ получения информации из текстов представляется моему сознанию наиболее быстрым, что ли. Посмотрела текст, можно сразу выделить какие-то привлекающие моменты, основное...
Но ролик для получения информации желательно посмотреть от начала до конце, и там человек обычно говорит (по нашей тематике обычно ведь говорят, а не что-то другое), долго на мой взгляд. И неизвестно, будет ли еще в нем, в ролике, полезное что-то для тебя, а времени обычно не так много... Ну вот так как-то и получается, что редко смотрю ролики. (1)
Вы как будто написали такое предположение, что Пушкин А.С. был на самом деле важным чиновником (это из того ролика?), камергером, а не притесняемым двором. Мне что-то не очень в это верится, столько прочитано об этом его приниженном положении камер-юнкера, низком чине, насмешках, попытках соблазнения жены. (2)..
2. Более подробно и максимально аргументировано об этой, тайной жизни, работе и судьбе А.С.П. - см. первую по порядку видео-подборку (минут на 20-ть) ролика, что выложил под нарошно искаженным в первом слове названием в разделе "Запрещенная теософия". Чтобы хватало времени, рекомендую не смотреть, но слушать ролики, например, перед тем, как заснуть. Именно так поступаю сам. Времени хватает. К тому же, видеоряд представляет минимальную ценность для тех, кто ищет новых знаний, глубоких пониманий (через размышление над прослушиваемым) и, значит, расширения старых в некоторых аспектах, гносеологических, причем, не только абстрактных, но конкретных горизонтов. ... Попробуйте. У Вас получится.
1. Для скурпулезной или серьезной работы, конечно, тексты не просто лучше. Но, для подготовки таковой, первопроходческий формат просмотра видеоматериалов наиболее быстр для тех, у кого как, например, у меня нет ни времени, ни текстов. Уже объяснял где-то причину частого отсутствия таковых. Особенно, если сам материал слишком нов, неординарен и социо-неапробирован. Опять же. закрытые монографии могу лежать или, вернее, работать лежа слишком осторожно и тихо. Но, думаю, в условиях новых времен и глобальных изменений, часть из закрытых наработок той же, исторической науки может выдаваться для просвещения, и на развитие интуиции огромных людских масс. ..

В качестве опробирования моей морфической методы, попробую дать здесь в топик один из таких, особо информативных, а главное - не прямо, но определенно тайно связанных со столетним, практически полным неуспехом.и даже ничтожеством некоторых, как общемировых, так и иных, так сказать, квазинациональных теософских дел, что молчаливо и скорбно упрятаны в предельно сенсационных исторических материалах об очередной тайне аля Ватикан.
. Этот видеоряд в сравнение с той, так долго искомой книжкой.об иезуитах немного переувлеченной этим вопросом Татьяны, по моему мнению ничем не хуже, а в некоторых аспектах и моментах, он даже лучше. Конечно, моим форматом труднее аргументировать в отличие от текстового Татьяны. Но, я ведь могу потом, после усвоения и совмещения, обойтись, так сказать, и без прямых цитат. И тот, для кого скорость траффика не является проблемой, тот вполне может понять меня в том, что смогу выразить в связи своими, текстовыми словами. А у тех, кто не удосужился решить проблему модемных домовых, потому вполне закономерно и нет доступа к тому, к чему они, по-видимому, только лишь на одних красиво-высокопарных словах стремились.
- Не очень хочешь - не очень и получишь!

Итак, на тему масонства второй половины 20-го века:
phpBB [media]
Аватара пользователя
Луч
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 28 сен 2015, 09:59

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Луч »

Мое мнение может быть очень субъективным и поэтому не претендует ни на что.
Просто небольшое рассуждение на тему Масонства.
По своей сути Масонство – это система Символов и Аллегорий (Символизм, - один из 7-и ключей), предназначенная для того, чтобы передавать:
- Откровение о глубинной Цели Бога.
- Вдохновение индивидууму для сознательной работы над собой, чтобы когда-то он мог достичь Воскресения благодаря вере в Бога, терпимости к страданию и знанию Законов, по которым работает Масонство.

Масонство – это также школа тренинга в совместной братской работе. Потому оно подразумевает обуздание всяческих личных установок и желаний ради блага Человечества.

Вот что вкратце, на мой взгляд, можно сказать об Истинном Масонстве.
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

hele писал(а):Александр, поясню насчет просмотра роликов. Дело в том, что способ получения информации из текстов представляется моему сознанию наиболее быстрым, что ли. Посмотрела текст, можно сразу выделить какие-то привлекающие моменты, основное...
Но ролик для получения информации желательно посмотреть от начала...
Кстати, недавно мельком видел новую опцию при роликах, кажется, Ютуба. Поскольку, как обычно, времени на лишние движения не было, лишь щелкнул на опции и успел увидеть тут же появившуюся развертку текстового окна, в котором напротив временных данных стояли строки, видимо, преобразованного программным синтезатором, обычного печатного текста, который, по-видимому, и начинает звучать именно с этой временной метки.
Думаю, именно этой новейшей и удобнейшеы опцией давно уж пользуется наша Аня К. Только, почему-то, молчит, не слишком спеша поделиться с товарищами.... :-)
Аватара пользователя
Анна_К
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 04 июл 2013, 12:56

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Анна_К »

Александр Пкул писал(а): давно уж пользуется наша Аня К.
"Ваша" Аня К. давно (и всегда) пользуется только своим слепым-десятипальцевым способом набора на клавиатуре. Больше - ничем. Если есть навык, отчего бы им не пользоваться.
(зато я баранку не кручу, к сожалению)
Пкул опять подозревает больше, чем есть.
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

Анна_К писал(а):
Александр Пкул писал(а): давно уж пользуется наша Аня К.
"Ваша" Аня К. давно (и всегда) пользуется только своим слепым-десятипальцевым способом набора на клавиатуре. Больше - ничем. Если есть навык, отчего бы им не пользоваться.
(зато я баранку не кручу, к сожалению)
Пкул опять подозревает больше, чем есть.
Не подозреваю, а предполагаю. Причем, делаю это не на пустом месте, а на основании того, что действительно видел своими глазами. Буквально, видел именно то, что прежде только Вы делали, "десятипальцевым набором". Если при этом учесть, что "подозрительный" стиль "Фандорина" завершил дружелюбный смайлик, то все это, "культурно-подозрительное" можно расценить как особо выделенное среди других новостей, вполне конкретное предложение ко всем, не только к Вам одной, проверить замеченную лишь мельком опцию и, если мне не померещилось, начинать учиться ею пользоваться.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение hele »

Думаю, что если такая опция там есть, то это на усмотрение авторов роликов. Т.е. если автор сделает такие тексты, то будут. Не сделает - не будут. И наверное редко кто делает.
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

hele писал(а):Думаю, что если такая опция там есть, то это на усмотрение авторов роликов. Т.е. если автор сделает такие тексты, то будут. Не сделает - не будут. И наверное редко кто делает.
Убедили. И в самом деле, под роликами есть поля для комментов... :hi_hi_hi:
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Семейка Витте работала на метрополию.

См. с 29 минуты

phpBB [media]
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Йоханнес Рогалла фон Биберштайн

МИФ О ЗАГОВОРЕ

http://www.fedy-diary.ru/html/042011/10042011-02a.html
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

Actus Fidei писал(а):Семейка Витте работала на метрополию.
Нашел чем удивить. Вон, член семейки Гайдара тоже перекрасилась под жевто-блакитный.
А вообще, вы тут с Хомо, похоже, одно дело делаете. Какое - позже скажу.
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Цитаты из книги:
:
2.5. Абсолютистско-сословное общество и "тайные общества"
Соответствие между просветительскими теориями и теми социальными группами и институтами, которые, основываясь на принципе добровольности, тем самым представляли собой инородные тела в традиционном социальном устройстве Старого порядка, очень рано бросилось в глаза как представителям буржуазного Просвещения, так и их противникам. Так, в уже цитировавшемся сочинении Бардта от 1789 г. говорится: "Просвещение и тайные общества - два примечательных конька, на которых скачут глупость и мудрость наших современников"1. И Книгге в своем труде "Об обращении с людьми" сумел сделать очень содержательное, несмотря на заостренно-преувеличенный характер, высказывание: "В наше время во всех сословиях мало найдешь людей, которые... хотя бы какое-то время не побывали членами подобных тайных братств"2. Поскольку в таких союзах общались между собой и просветители, неудивительно, что "тайные общества" клеймились как организации заговорщиков, цель которых состоит в подрыве не только "трона и алтаря", но и всего традиционного социального устройства. Это ясно выражено в заглавии уже упоминавшегося сочинения Эккартсхаузена за 1791 г.3
Феномен "тайных обществ", столь характерный для XVIII в., адекватно понять можно только в случае, если его воспринять как интегральную составную часть процесса эмансипации. Определение "тайный" (geheim) сбивает с толку в том смысле, что вызывает ассоциации с "тайнами" в современном понимании. Понятие "тайный" скорей надо понимать как комплементарное к специфически абсолютистскому понятию "общественного" (Offentlichkeit)4. Так как абсолютистская власть претендовала на монополию во всей общественной сфере, любую инициативу со стороны общества - в частности, создание союзов, например, масонских лож - она рассматривала как "тайную", то есть необщественную. Поэтому в обсуждаемом здесь контексте понятие "тайный" в значительной мере следует толковать как синоним "частного".
Обоснование претензий абсолютистского государства на монополию в общественной сфере здесь можно привести лишь в самом общем виде. Как уже мимоходом упоминалось, это государство пыталось освободиться, с одной стороны, от власти духовенства и его светских притязаний, с другой - от цехов, унаследованных от Средневековья. Эти силы, некогда конкурировавшие со слабой центральной властью, она хоть и не упразднила, но все больше ослабляла, последовательно лишая их общественно-правовых функций и насильственно придавая им статус государственных учреждений5. Хотя этот политический процесс в конечном счете был направлен на создание однородного объединения подданных6, абсолютистское государство еще не пришло к общему формальному равноправию. Так, например, в Прусском земском уложении 1794 г. сословия по происхождению (Geburtsstande) и профессиональные сословия (Berufs-stande) еще принадлежали к разным правовым сферам7.
Фикция общественного договора в теории естественного права, согласно которой люди по свободной воле организовали государство и подчинились ему в качестве подданных, оставляла им в качестве естественных и неотчуждаемых прав только личную свободу совести, сословно дифференцированную свободу и право на собственность, но не право собраний и союзов. То, что абсолютистское государство рассматривает свободные союзы как угрозу и может допускать их только в качестве особой милости, француз Мерлен, один из виднейших юристов своего времени, в 1775 г. назвал прямо-таки "тривиальной аксиомой"8.
Точку зрения полицейского государства, которое, ссылаясь на интересы общественного блага, может вторгаться и в частные правовые сферы, в классической форме сформулировал немецкий камералист Юсти. В § 368 его "Науки о полиции", вышедшей в 1756 г., говорится: "Полиция должна также надзирать за собраниями, собираемыми под религиозными или иными благовидными предлогами... Поскольку любое правительство склонно поощрять все благие конечные цели, постольку любое общество или собрание, не раскрывающее правительству своих намерений и не ожидающее от него утверждения или дозволения, вызывает обоснованное подозрение"9. Подобный образ мыслей, естественный для абсолютистского государства, в принципе неявно предполагал неправомерность любой публичной критики его целей и действий. Такое государство изначально пыталось не допустить формирования какой-либо самостоятельной общественной воли, а тем самым и политической оппозиции.
Ссылаясь на естественное право и желая подорвать монопольный характер средневековых профессионально-сословных гильдий, участие в которых прежде было обязательным10, французская конституция от 3 сентября 1791 г., гарантировавшая право собраний, в то же время объявила любые профессиональные объединения несовместимыми с принципом свободы и запретила их как таковые11. Эта либерально-экономическая мера ставила целью содействовать общественному благу, давая одновременно гарантию возможностей для свободного развития. Мотивированный таким образом отказ французского революционного режима предоставить гражданам право союзов не только ставил в невыгодное положение социально слабых людей, но и способствовал - ненамеренно - развитию тоталитарных тенденций. Ведь если как идеал выдвигается "общая воля" (volonte generale), то неизбежным становится гонение на "частные" групповые интересы как дезинтегрирующие и представляющие общественную опасность. Соответствующий опыт якобинской диктатуры12, ссылавшейся на Руссо, а также изучение политических отношений в Соединенных Штатах позже привели Токвиля к убеждению, что право ассоциаций должно по своей природе считаться столь же неотъемлемым, как индивидуальные права на свободу, что только оно и может обеспечить индивидуальные права13.
Хотя отказ абсолютистского государства предоставить подданным право союзов обосновывался рационально, в легитимации этого положения вещей значительную роль играли традиционные религиозные представления. Поскольку церковь представляла сословное социальное устройство как богоугодное, постановка этого устройства под сомнение воспринималась и наказывалась не только как политическое неповиновение и мятеж, но и как попрание Божьих заповедей14. Это также объясняет, почему в католической контрреволюционной полемике враждебные политические группы клеймились, как правило, словом "секты": тем самым отход от политических норм изначально подавался как религиозное отступничество.
Характерно, что в Англии, где после долгой борьбы впервые был создан парламентский режим, признающий политическую оппозицию своей легитимной и интегральной составной частью15, можно найти и первые зачатки теории партий. Правда, в своем эссе "О партиях вообще" (Of Parties in General) (1741) Давид Юм еще крайне негативно оценивает "фракции", подразумевая сообщества, возникающие на основе конкретных материальных интересов, и клики. Однако его замечания о партиях, основанных на "абстрактном принципе", то есть - в тенденции - о современных мировоззренческих партиях, выражают совершенно новое политическое сознание и выдают удивительную политическую дальновидность. Этот вид партий, заявляет Юм, стал известен только в Новейшее время, и, возможно, они "являются самым необычным и необъяснимым феноменом, который когда-либо имел место в человеческих делах"16.
В отличие от Англии, где "Славная революция" заложила основы для партийно-государственного парламентского режима, в абсолютистском государстве партиям не было места априори. Оно оставляло индивидууму исключительно свободу совести17: коль скоро подданный выполнял свои обязанности гражданина государства, суверен был довольно безразличен к его личным убеждениям и вероисповеданию. Подданный пользовался, по выражению Гоббса, "свободой частных лиц". В это свободное пространство, остававшееся необщественным резерватом, прорывалось Просвещение и расширяло его таким способом, который в принципе был способен взорвать абсолютистский строй.
Выдающуюся роль при этом играл динамизм, присущий вере в самостоятельный разум. Ведь буржуазная интеллигенция понимала разум как "суд"18, на который выносятся спорные вопросы. Коль скоро разум объявляется решающей инстанцией, традиционное разделение на частного человека и подданного, строгое отделение неполитической частной сферы от общественного пространства, монополизированного властью, снимается и теряет силу. Отныне политическую мораль перестают воспринимать и оправдывать как "формальную мораль повиновения"19, потому что путеводной нитью для моральной инстанции личной совести провозглашается суверенный разум.
Если, например, при конфликтах мастеров и подмастерьев абсолютистские власти, посягая на автономию ремесленных корпораций, вставали на сторону мастеров и строго ограничивали и контролировали цеховые организации самоуправления и самопомощи подмастерьев20, чтобы устранить повод для общественно-политического конфликта, то по отношению к таким социальным группировкам развивающегося среднего слоя буржуазии, которые не преследовали никаких непосредственных социальных и экономических целей, эти власти на практике проявляли немалую степень терпимости.
Специфическую новизну в жизни буржуазных союзов, столь характерных для XVIII в., следует видеть в том, что их участники объединялись на основе общих социальных потребностей, новых ценностных представлений и часто при этом сознательно игнорировали установленные сословные рамки. Для таких неполитических по своему самосознанию групп, как масонские ложи и литературно-научные общества, было характерно, что они находились в поле напряжения, сформированном антиномией морали и политики. Строгое разделение морали и политики, на котором особый упор делали масонские уставы, не в состоянии этого скрыть. Оно скорей показывает, что масоны сознавали неразделимость этой проблематики и с целью обеспечить сохранение лож были вынуждены принимать соответствующие меры предосторожности21. При такой защите просветительская вера в разум могла найти в группировках подобного рода социальную точку опоры. Поэтому один член ложи К Достойному Человеку (Zum Biedermann), основанной в 1785 г. в Лемберге [Львове], мог, например, вспоминая о жизни ложи, заявить: "Там нельзя было услышать или увидеть ничего, что не выдержало бы строжайшего испытания на суде разума"22.
Причину, по которой Просвещение окутывало себя тайнами - что выразилось в замкнутости многих рассматриваемых здесь групп, - Юрген Хабермас видел в том, что "публичное применение разума" грозило отношениями с властями и разум нуждался в "защите от обнародования"23. Этот тезис верен лишь с оговорками: он справедлив в отношении далеко не всех "тайных обществ" и даже скорей лишь для меньшей их части. Как осознал уже Кант, "причиной, вызывающей возникновение всех тайных обществ", был "дух свободы"24. Однако последний - чего первоначально не предполагали и не ожидали ни Кант, ни многие просветители - вполне выразился и в высказываниях представителей антипросветительского, контрреволюционного и правительственного лагеря.
Поэтому в содержательной статье "О клубах и клубистах в Германии"25 (Ueber die Klubbs und Klubbisten in Deutschland) за 1793 г. контрреволюционно настроенный автор трезво констатирует, что "основной закон мятежа" - это "не определение и не суть клуба"26. Если же контрреволюционная пропаганда с немалым успехом за истинных зачинщиков революции все-таки выдавала "тайные общества" - в частности, масонские ложи, заклейменные как "притоны заговорщиков"27, - то это делалось потому, что они, несмотря на характер по преимуществу неполитический, отличались новизной и что общее внимание тогда привлекли спорные радикально-просветительские союзы, как орден иллюминатов. Основатель этого ордена Адам Вейсгаупт, согласно которому "сам Бог" вложил "в благороднейшие и прекраснейшие души людей стремление к тайным связям", трактовал это стремление как выражение изначальной и неотъемлемой свободы и как целенаправленный импульс, налагающий на тех, кто ощутил такое призвание, обязанность "вести остальную часть человечества к совершенству, к блаженству"28. Поскольку "благороднейшим и прекраснейшим душам", по Вейсгаупту, положено обладать единственной истиной, он выводил отсюда притязания на авторитарное руководство, которые сами просветители считали неправомерными и опасными29.
Поскольку, когда вспыхнула Французская революция, некоторые просветители в Германии открыто объявили себя республиканцами и выступили как "немецкие якобинцы"30, само собой напрашивалось обвинение, что они давно тайно злоумышляли против существующей системы. Вдобавок к тому, коль скоро "дух свободы", проявившийся в создании "тайных обществ", был выражением неудовлетворенных до тех пор потребностей - выражением нового буржуазного самосознания31, вошедшего в конфликт с абсолютистским государством, привыкшим опекать подданных, то нельзя отртцать, что тезис о заговоре изначально содержал некое ядро истины.
64
Воцарению общей неуверенности способствовало также то, что Французская революция поставила под вопрос традиционные институты и ценности, что обнажились внутренние слабости Старого порядка, наконец, то, что революционный режим, установленный во имя универсальных идеалов, выродился в царство террора. В этом отношении характерна анонимная брошюра "Theorie des Conspira-tions", которая вышла в Париже, вероятно, в 1797 г. Автор, радикально отвергая наивно-просветительский прогрессистский оптимизм, воспринимает свободу как хаос и, резюмируя: "Поэтому мы все заговорщики... по воле природы"32, негативно определяет ее как некое подобие войны всех против всех. При анализе конспирологического мышления надо учитывать как эту широко распространившуюся неуверенность, так и подобное - не обязательно имеющее в виду сферу преступности - использование термина "заговор".
:
2.6. Масоны как агенты заговора
Поскольку масонские ложи XVIII в. не просто считались "тайными обществами" par excellence, но масонство вообще именовалось в контрреволюционной полемике "причиной всех революций, какие происходили до сих пор и еще предстоят"1, а режим Французской революции клеймился как "масонский"2, мы неизбежно переходим к обсуждению масонства в рамках нашего исследования. Это представляется тем более необходимым, что изобразить сколько-нибудь верную картину масонства, расколотого на разные уставы, нелегко. Бернар Фай был не совсем неправ, заметив: нет предмета, который бы трактовали чаще и хуже3. Когда наталкиваешься на обобщающие утверждения в отношении масонства, надо как следует разобраться: возможно, это утверждение может претендовать
5 Заказ №351
65
на правоту в отношении лишь одного масонского устава. Ведь очевидно, что линии принципиального политического раздела не всегда проходили между масонством и профанным внешним миром, они могли возникать и внутри самого масонства.
Вольное каменщичество, хотя оно - как видно по его названию - восходит к средневековым ремесленным братствам, нельзя рассматривать иначе как порождение Нового времени. Обратившись к памяти о старинных братствах, их организационных формах и ритуалах, в начале XVIII в. в Лондоне создали нечто специфически новое. Согласно его идеологии, "спекулятивное" масонство Нового времени следует рассматривать как синтез рационально-механистического "ньютонианского" мировоззрения и мировоззрения христианского, лишенного догматическо-конфессиональных черт. Намеренно преобразовав достояние христианской веры в масонскую форму, через пропасть, разверзшуюся между верой и знанием, перекинули мост. Так была заложена база для того, чтобы основной тон эпохи Просвещения оказался оптимистическим4.
Космология, изложенная в масонской "Книге Конституций" 1723 г., имела характер нового Евангелия. Там говорится: "После того как всемогущий Зодчий и Великий мастер всего мира очень хорошо и сообразуясь с геометрией создал все вещи, он наконец сотворил Адама по своему подобию и запечатлел в его сердце означенное благородное знание..."5 Выраженная в этих словах уверенность, основанная на убеждении, что мир не только в принципе объясним HayKqjjjj^b что это объяснение надо понимать как выполнение божественного завета, конкретизировалась в принципах братства, гуманности и терпимости. Благодаря надконфессиональ-ному характеру, который стал непосредственной реакцией на эпоху конфессиональных гражданских войн и тем самым представлял собой сознательный отказ от христианской ортодоксии, и практическому усвоению просветительских идеалов, включая игнорирование государственно-национальных и сословных рамок, масонство воспринималось прямо-таки как предвосхищение идеального ценностного и социального устройства.
Ведь в институте лож проявился просветительский прогрессист-ский оптимизм, для которого было характерно новое "буржуазное" ощущение жизни, освобожденное от старых оков. Восторженное славословие могло выражаться так, как в венском масонском тексте 1786 г., характерным образом озаглавленном "Тень и свет": "Масонство... объединяет людей всех наций, всех религий, всех сословий: мексиканец и сибиряк, немец и японец, христианин и мусульманин, и еврей, министр, капуцин и фельдмаршал обнимаются между собой в ложе, мнения всех сект взаимно терпимы"6.
Фактически за немногие десятилетия всю Европу и Северную Америку покрыла густая сеть масонских лож, так что выдвинутую еще в масонской "Книге Конституций" претензию на то, чтобы "связать верной дружбой людей, живущих на постоянном удалении друг от друга"7, вскоре можно было считать реализованной. Несмотря на просто-таки одические преувеличения Бонвиля - он в 1788 г. говорил о нескольких миллионах масонов, численность которых ежедневно растет8, - нельзя не отметить его чутье на историческую значимость масонства, которое он охарактеризовал как "всемирно-исторический феномен"9.
Хотя масонство исходило из принципа равенства10, поднималось над сословными и конфессиональными границами и не только прокламировало, но и осуществляло на практике в ложах идею братства, члены лож рекрутировались по преимуществу из сравнительно высоких социальных слоев. Формально критерием возможности посвящения была личная свобода, однако определенный уровень образования и материальное положение - как вступительные, так и членские взносы были весьма высоки - предполагались как сами собой разумеющиеся. Эту элитарность масонских лож, пополнявшихся путем кооптации и поэтому представлявших собой закрытые союзы, нельзя обойти вниманием, хотя она и отличалась принципиально от профессиональной и сословной замкнутости.
Католическая церковь рано осознала принципиальное значение того факта, что масонство придает конфессиональным и сословным рамкам лишь относительную важность, и потому вступила в жесткую борьбу с масонством. В первой папской булле, направленной против масонства, от 28 апреля 1738 г. ("In eminenti"), говорится: "Итак, оценив существенный ущерб, каковой чаще всего общества или собрания подобного рода причиняют не только спокойствию государств, но и спасению душ, - стало быть, такие, какие ни в малейшей мере не могут соответствовать ни гражданским, ни духовным законам, - мы сочли за благо означенные общества... именуемые вольными каменщиками... в полноте нашей апостольской власти осудить и запретить"11.
Привлекательность масонства как для буржуазии, так и для дворянства естественным образом объясняется не только солидарностью с масонскими идеалами, но прежде всего очарованием новых форм общения, которые в тайной сфере, в значительной мере свободной от надзора властей, открывали многообразные возможности проявления для индивидуалистических настроений Нового времени. Вот Ничему наряду с просветительско-масонскими идеалами в нек1торых ложах можно было обнаружить также теософско-мистические, алхимические и каббалистические тенденции, чем могли пользоваться мошенники вроде Калиостро. Некоторые стремились стать членами ложи не в последнюю очередь в практических целях, потому что это членство давало возможности для контактов, какие было невозможно установить иначе.
В воспоминаниях Фридриха Вильгельма фон Шюца, переехавшего около 1780 г. из Лейпцига в Гамбург, где он позже основал христианско-иудейскую демократическую ложу Единство и Терпимость (Einigkeit und Toleranz, 1792-1793)12, этот факт отражается в таком виде: "В Гамбурге я и нашел то, что, согласно принципу равенства сословий, должно быть во всех ложах: сенаторов, ученых, купцов, моряков и ремесленников, пестро перемешанных и не обращающих внимания на внешние титулы и чины, как они поступают и вообще, но особенно в ложах"13. Поскольку каждый масон имел доступ во все ложи и масонское рукопожатие как "вексель" предоставляло "в совсем неведомых странах и городах с момента приезда интересные знакомства, радушный прием, поддержку в делах и развлечения"14, членство в ложе было желанной целью, особенно для тех, кто делал карьеру в обществе. Например, для Гракха Бабёфа, который, начав жизнь в крайней бедности, смог сделаться успешным землемером и специалистом по французскому феодальному праву, вожделенное членство в ложе стало бы чем-то вроде официального свидетельства его нового общественного положения. Однако мелкобуржуазная клика нотаблей Руа, поссорившись с ним, сумела расстроить его посвящение15.
Социальной замкнутости масонства нельзя не заметить, но все-таки оно внесло свой вклад в развитие новейшего космополитизма, выходящего за рамки теоретических конструкций, в развитие солидарности на основе общих идеалов, которую масон Рамсей в 1737 г. оценил так: "Весь мир не что иное, как большая республика. Каждая из его наций - семья, а люди - дети. Чтобы оживить и распространить эти универсальные основы, взятые из природы человека, и было создано наше общество"16. Поскольку масонство за немногие десятилетия сделалось социальной силой17, казалось, его можно принимать в расчет и как политико-моральный фактор. Характерным в этом отношении представляется план использовать масонский универсализм как опору для установления общего мира. Не случайно предложенный в 1782 г. Пьером Андре Горга-зом проект вечного мира - "Проект нерушимого мира между всеми суверенами Европы" (Projet de Paix Perpetuelle entre tous les Souverains de l'Europe) - при новом издании в 1796-1797 гг. был переименован в "Общественный договор, названный Масонским союзом" (Contrat Social, surnomme Union Francmaconne...)18. He раз делались попытки превратить институт масонства в орудие для реализации радикально-просветительских и революционных, равно как и контрреволюционных (!) планов и тем самым преобразить его в политическую организацию в узком смысле слова, и уже хотя бы необходимо подробней рассмотреть спорный вопрос оценки роли масонства в освободительном движении XVIII в.
В идеологическом плане масонство представляет собой как выражение, так и составную часть европейского Просвещения, так что рассматривать принципы свободы, равенства и братства в качестве специфически масонских, как то пытались изображать контрреволюционные полемисты, значило бы проявлять односторонность и впадать в заблуждение. Кроме того, подобная аргументация не учитывает, что эти идеалы претерпели специфически масонское преобразование, то есть приобрели форму, действительную только для тайной сферы лож, и что их перенос в профанный мир означал бы сознательный^^в^юлюционный" акт. Ведь соблюдение долга масона, сформулированного в "Книге Конституций": "Масон - мирный подданный, который никогда не принимает участия в шайках и возмущениях против государства и не забывает о почтительности по отношению к высшим властям"19, никоим образом нельзя рассматривать только как самоограничение или маскировку в целях сохранения общества. Скорее оно соответствует самосознанию масонов, в значительной мере неполитическому.
Поскольку интересы контрреволюционной полемики были сосредоточены на тех ложах, члены которых были сторонниками решительной эмансипации, слишком легко забыть тот принципиальный факт, что подавляющее большинство масонских лож XVIII в.
имело какую угодно, только не радикально-просветительскую направленность. Чаще всего они представляли собой довольно безобидные и интровертированные клубы, которым "политические" мотивы были чужды. Это положение вещей подтверждается и письмом, которое через подругу передала своей сестре 26 февраля 1781 г. весьма хорошо разбирающаяся в масонстве королева Мария Антуанетта Французская. Там о масонстве говорится: "К нему принадлежит всякий... Это давало бы поводы для беспокойства, будь это тайное политическое общество... Однако оно служит для благотворительности и развлечений, там едят, беседуют и поют, так что королю можно сказать: кто поет и пьет, тот не конспирирует. Это ни в коем случае и не общество отъявленных атеистов, ведь, как мне говорят, Бог там у всех на устах"20. Как показывает письмо курфюрста Макса Франца Кёльнского от 30 мая 1785 г., такая оценка могла побуждать политических реалистов пренебрежительно квалифицировать масонство как "бесполезный фарс и церемониальные игры, которыми занимаются, чтобы убивать время со скуки"21.
Наконец, уже одно то обстоятельство (требующее более подробного комментария), что в теософско-розенкрейцерских ложах еще до 1789 г. образовались антипросветительские группы, которые позже приобрели существенное значение для контрреволюционеров22 и члены которых стали ярыми пропагандистами тезиса о заговоре, не позволяет в общем виде говорить о "масонском крестовом походе" XVIII в., походе, который якобы вызвал к жизни революционный дух и тем самым революцию23.
Однако видеть в масонстве исключительно "тайного прислужника духа времени" (geheime Nachtreterin des Zeitgeistes) и характеризовать ложи как "скрытое гнездо", в которое этот дух откладывал рвои "яйца", как утверждал один масонский автор в начале XIX в.24, значило бы недооценивать значение масонства. Ведь масоны были причастны к формированию этого "духа времени", а кроме того, существование лож, в свою очередь, побуждало к построению социально-философских спекуляций, наподобие тех, что Лессинг в 1778 г. в своих масонских беседах "Эрнст и Фальк" вложил в уста Фальку: "Франкмасонство не есть нечто произвольное, нечто такое, без чего можно было бы обойтись, но оно есть нечто необходимое, коренящееся в существе человека и гражданского общества"25.
Правда, тот факт, что масон Лессинг пытался отождествить масонство с "гражданским обществом" как обществом, качественно отличным от традиционного сословного общества и стоящим выше него, и связывал с ним утопические надежды26, едва ли допускает вывод, какой сделал из этого Райнхард Козеллек: "Отдаленная цель масонов состоит в том - на это указывает Лессинг, - чтобы по возможности обойтись без государств"27. Когда Фальк у Лес-синга говорит, что "образ жизни лож", какой они ведут теперь, совсем "невразумителен"28, он хочет сказать, что имеет невысокое мнение о нынешнем масонстве. Подобно многим, Лессинг относился с некоторым пренебрежением к тому, что по преимуществу составляло масонскую практику. Но при этом он явно верил, что образцовый и специфически "масонский" трансцендирующий характер этого социального института может стать средством достижения эмансипаторских идеалов29.
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Следует наверное проследить картину того что растущие неудобства жизни сподвигло людей уравнять шансы всех субъектов жизни с помощью научной философии и внутренней жертвы. Так было явлено Откровение как Равностороннее Слово. Не хотелось бы это привязывать к какой то эпохе но именно так родился из небытия тот прецендент который до сих пор неразрешен и не понято до формата реализованной или мало мальски приближенной к очеловеченной физической жизни. Но это слишком энциклопедично емкая история того какова же связь науки о принципе и человеческого разрешения жизни. Эту как и любую связь можно провести только внутренне принудительно. Решимость коллективности отказаться от наличия привилегий в знании и экономике на наш взгляд возможно только на краю между физическим концом и рождением. Нет иной силы чем смерть задуматься об осознанной жизни Умственно-душевное расслабление никогда не давало хороших плодов. Но где есть этот подвиг? Если его нет в дисциплине воспитания то эти "священые угрозы" есть для нас в "естественной" физсмерти, в болезнях и недугах тел, в социальной несправедливости, в грозах истории и природы, в геокатастрофах. В любом случае есть смысл просветиться. В чем недостатки голого муссирования темы принуждения к человечности? В том что наша коллективная жизнь должна включать донесение знаний всем членам общности ибо мы стоим на ее ходынском поле. Всякое сокрытие знаний отдельными структурами и коллектианостями можно рассмаиривать как отказ от человеческой жизни и сознательный отказ от человеческой семьи в пользу отдельных эгоистических корпораций. Отцы и дети или тленное креативное сборище на костях современников? Это реальный выбор и он не во власти времени как пытаются нам внушить прогрессисты будущего и исчезнувших рас. Он во власти интегральной воли коллективности и владетелей рычагов, ресурсов и эталонов.
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Есть как бы иллюзорно отдельные срезы жизни: такие как быт, профессия, соцструктура и ее хозбюрократия, политика, дипломатия, религия, наука, воспитание, образование, эгоизм, природа, организм. Но верховентво архетипа включает их все в себя как унитарная матрица. Решать можно только кряду, но для этого нужна воля И ЬОЛЬШЕ НИЧЕГО. Откажитесь от таковости атмана тогда когда нужны просвещенные перемены сознания , вооружившись радением логоса вращать стрелку и вернитесь на позицию зафиксированной статистики человечества и будьте ему верны до гроба. Тут нечего больше делать и делать больше невозможно
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

В контекте последних поднятых нами тем, которые отнесем к развитию нижнего треугольника обществш выложенная работа фон Биберштайна, что как бы пришла на зов , показывает неразрешенный пласт нашей сообщной жизни. Вопросы поднятые сотни лет назад не нашли полного практического разрешения по вине духовной контрреволюции просвещению и народному менеджменту который хоть и не до конца по ее вине удалось реализовать над нашим поколением

Итак: добавлю не сразу все в спойл. Вот готово - одна главка чтобы понять картину маслом и легко наложить на всейчас. Исключительно для того стобы стряхнуть наваждение парализовавшее наших друзей

:
2.7. Разрушение масонской эзотерики: орден иллюминатов, 1776-1785

Возникновение гражданской публичной деятельности было одним из главных
общественных процессов XVIII в. Принцип публичности, конкретным
выражением которого выступало "общественное мнение", отражавшееся в
публицистических печатных органах1, противоречил эзотерическому образу
действий, какой обычно практиковали традиционное масонство и
родственные ему объединения2. То обстоятельство, что представление
масонства о себе как о "колонии мудрецов"3, довольных собой и
изолированных от гражданского общества, более не удовлетворяло многих
масонов, знаменует важную стадию процесса эмансипации. Широко
распространившееся недовольство "удушливой" масонской эзотерикой,
стремление к ее разрушению характерным образом высказалось в 1780 г. в
следующем требовании масона Гердера: "Пусть же сова мудрости покинет свое
сокрытое гнездо на лоне Минервы и осмелится вылететь на дневной свет... Так
поступают со всеми нездоровыми парами - открывают окно, и лучший,
вольный, здоровый воздух изгоняет их..."4 Но открываясь таким образом,
"тайные общества" - если только они не служили для "пустого
времяпрепровождения"5 - неизбежно приобретали политическую значимость,
"может быть, не поняв этого"6, как верно отметил Адам Вейсгаупт.
Этому только наметившемуся тогда процессу нельзя отказать во внутренней
последовательности. В негативном плане он сводился к осознанию, что
малообдуманный оптимизм Просвещения, вера в быструю и бесконфликтную
реализацию просветительских идеалов оказались наивными и обманчивыми.
Вейсгаупт сделал из этого вывод, что "ни церковь, ни государство ныне никоим
образом не содействуют приданию помыслам высшего благородства"7.
Подобное принципиальное недоверие к установленным властям, какое к их
"просвещенному" деспотизму питали многие просветители, создало
предпосылки для эмансипации, то есть приобретения обществом
самостоятельности. Но эта эмансипация неминуемо должна была вылиться в
конфликт с абсолютистской властью, кредо которой Фридрих Генц в 1819 г.
сформулировал так: "Церковь и государство вправе реформировать себя только
сами, то есть любая истинная реформа неизбежно должна исходить от
установленных властей. Если только в это может вмешаться частное лицо или
так называемый народ, спасения больше нет"8.
Радикальные требования и утопические идеалы иллюминатов можно
интерпретировать как еще неуклюжее выражение буржуазного самосознания,
выдвигающего свои притязания. Это самосознание укрепили два исторических
события, имевших большую важность и знаковый характер: запрет
иезуитского ордена папой в 1773 г. и американская война за независимость.
Объявленный папой под давлением бурбонских дворов и Австрии запрет того
ордена, который в некоторых католических странах имел монополию на
образование и противодействовал реформистским тенденциям, был встречен
просветителями с восторгом как эпохальная победа и в некоторых местах
повлек за собой мелочные преследования демонизированных иезуитов9.
Американская война за независимость10 дала сильный импульс к развитию
антииезуитским просветительско-реформистским кругам, а также
республиканизму11. Американская революция, обратному влиянию которой
на Европу Кондорсе еще в 1788 г. посвятил пространное исследование12,
окрылила и фантазию масонов. В парижских ложах открыто восторгались
борьбой за свободу в Америке13, а в масонских беседах Лессинга "Эрнст и
Фальк", написанных в 1778 г., идет речь о масоне из числа тех, "кто сражается в
Европе за американцев". Его "блажь", как говорится далее, состоит в том, что
"конгресс есть ложа, что там наконец франкмасоны оснуют свое царство
вооруженною рукою"14.
80
6 Заказ № 351
81
Все перечисленные факторы имели конститутивное значение для основания 1
мая 1776 г. в баварском Ингольштадте ордена иллюминатов. Существование
этого ордена сыграло в некотором отношении решающую роль как для
возникновения, так и для оформления контрреволюционного тезиса о
заговоре15. Основатель ордена иллюминатов Адам Вейсгаупт, который
воспитывался в иезуитской школе, в 1773 г. в 25 лет - сразу после запрета
ордена иезуитов - получил кафедру канонического права в Инголыптадтском
университете. Его назначение было воспринято как акт просветительско-
католической антииезуитской персональной политики, тем более что до тех
пор кафедру канонического права занимали исключительно иезуиты. Поэтому
Вейсгаупт попал под удар все еще могущественной в университете "иезуитской
партии".
Нападки иезуитов, научившие его - как он позже саркастически заявлял - "без
запинки читать наизусть "Отче наш" задом наперед"16, сделали его заклятым
врагом растущих властных притязаний церкви. Духовное оружие для начатой
им борьбы Вейсгаупт искал и нашел в просветительской философии, которой в
1775 г. начал интенсивно заниматься. В то же время он углубился в масонские
тексты, после того как в 1774 г. один протестант, приехавший в Ингольштадт,
обратил его внимание на масонство.
Изучение масонства навело Вейсгаупта на мысль, что "тайное общество" -
подходящее средство, чтобы найти защиту от гонителей - иезуитов и врагов
Просвещения17. Сначала он намеревался просто сам вступить в ложу, чтобы
найти там желанную поддержку, однако уже очень скоро отказался от этого
намерения, правильно поняв, что традиционное масонство не в состоянии
удовлетворить его ожидания, направленные на создание союза
единомышленников. Вейсгаупту нужна была не отрешенная от мира
масонская эзотерика, а тайное политическое общество, которое можно было бы
использовать как инструмент для достижения
морально-политических целей. Поэтому он задумал создать воинствующий
союз борьбы, взяв за образец организованное Лойолой на военный лад
контрреформаторское Общество Иисуса18.
Это выразилось в иерархической структуре, в терминологии, в требовании
безусловной покорности "старшим"19, в том, что по образцу католической
исповеди была институциализиро-вана самокритика, служащая для
преодоления "предрассудков" и укрепления самодисциплины. Требование
подчиняться старшим обосновывалось тем, что они уже распознали
"предрассудки" и, следовательно, поставили свои знания и энергию на службу
тем целям, которые указывает разум, представленный как абсолютный
авторитет. При этом Вейсгаупт исходил из предпосылки, что такой авторитет,
во-первых, существует реально, во-вторых, обладает голосом, внятным для уже
эмансипированных людей и говорящим ясно и однозначно. Соответствие
централистско-диктаторской формы руководства и идеологии, кратко
описанной ниже, очевидно20.
Идеология иллюминатов21 - специфически просветительская в том смысле,
что она основана на вере в возможность постоянного совершенствования
людей и отношений между людьми. Это выражается и в том, что устав ордена
первоначально был озаглавлен "Статуты перфектибилистов". Правда, эту
просветительскую веру модифицировали и очистили от наивности, когда
перестали считать, что процесс совершенствования будет как бы
автоматическим и бесконфликтным: "Моя цель - демонстрировать
преимущества разума", - сказано в программном заявлении Вейсгаупта за май
1776 г.22 Эта цель требовала "постепенно припирать к стенке врагов разума и
человечества"23. При этом вожди иллюминатов исходили из социально-
утопического убеждения, что необходимо новое "основание и улучшение
нашей экономической, политической, философской и религиозной системы"24.
В избытке упований Вейсгаупт, вербуя барона Адольфа Книгге, который станет
главным организатором и важнейшим - наряду с Вейсгауптом - теоретиком
ордена, обещал прямо-таки "новое небо, новую землю, систему,
преобразующую мир и людей"25. "Почему тот, кто умеет вести сам, должен
быть вечно ведомым? Стало быть, человеческий род или большая его часть
Л 26 "
никогда не смогут стать совершеннолетними ?" - такой вопрос задавали
соискателю степени "священника". Заранее определенный ответ гласил:
"Всякий совершеннолетний может сам понимать себя; когда целая нация
совершеннолетня, необходимость опеки над ней отпадает"27.Просветительской в стратегии иллюминатов, ставивших себе целью "навсегда
одержать победу над прежними угнетателями"28, была прежде всего идея
воспитания. В практике своего ордена они придавали величайшее значение
чтению не только социально-философской, но и естественнонаучной
литературы, ведь, по их убеждению, окончательной победы можно добиться
только с помощью "тайных школ мудрости": "Благодаря им человек придет в
себя после своего падения, государи и нации без насилия исчезнут с лица
земли, человеческий род со временем станет одной семьей, а мир - местом
жительства разумных людей. К этому изменению неощутимо приведет
мораль"29.
Нетрудно отпускать по адресу иллюминатов, придумавших абстрактную
утопию, выражения вроде "чванливая самоуверенность"30 или даже упрекать
их в том, что они не искали "поддержки народных масс" и в "просветительской
узколобости"31 считали себя выше их, но на это нельзя не возразить, что
попытка поднять "народные массы" на восстание в данных условиях была бы
еще менее реалистичной, чем стратегия иллюминатов, и что для
принципиальной социальной критики, отрицающей существующие порядки,
характерным бывает в качестве идеального противовеса набросок
утопической картины общества. И вообще, иллюминаты вели себя отнюдь не
столь нереалистично, как может показаться. Они совершенно трезво
представляли себе, что быстрой реализации своих общественно-политических
идеалов могли бы добиться, только переселившись в Северную Америку. Уже в
1780 г. некоторые из них задумали создать там колонию, основанную на
идеалах свободы и протокоммунизма, чтобы "совместно трудиться" и
"совместно радоваться". Ее экономической основой предполагалось сделать
земледелие и различные ремесла, а для целей воспитания построить
общественные воспитательные дома, библиотеку и типографию32.
Когда в ответ на вопрос, задаваемый при приеме в степень "священника": "С
чего следовало бы начать, чтобы приблизить этот блаженный период и новый
нравственный порядок? С общественных организаций, с насильственных
революций или с чего-то еще?"33, иллюминаты отвергали насилие и
выступали за идею воспитания, то в основе такого неприятия насилия -
подобное соображение уже было "революционным"! - наряду с
принципиальной просветительско-гуманистической совестливостью, конечно,
лежала и трезвая оценка сложившейся ситуации. Тактика, изложенная в
иллюминатском "плане боевых действий", состояла в том, чтобы за счет
целенаправленной персональной политики занять прочное место как в
масонских ложах, так и в образовательных заведениях и, сверх того,
приобрести влияние на "военные училища, академии, книгопечатни,
книжные лавки, соборные капитулы"34.
План иллюминатов получить через посредство школ влияние на "простой
люд"35 не остался только намерением. В школе "Филантропин", которую
основал Базедов в 1774 г. в Дессау, воспитатели, принадлежащие к ордену
иллюминатов или близкие к нему, как Кристиан Готхельф Зальцман,
развернули реформаторскую педагогическую деятельность. Иллюминат
Зальцман, основавший в 1785 г. собственное воспитательное заведение, где его
много раз посещал Вейсгаупт36, толковал прогресс как продолжение
"желательной революции", начатой Христом, и в своей педагогической
практике ориентировался на столь демократические максимы, как: "Из тех,кто был послушен при обучении, крайне редко вырастают великие люди".
Сыновей лучших семейств он учил высоко ценить физический труд и
преодолевать чванство ученых и образованных бюргеров: "Мужчины с
сильными руками, выполняющие тяжелые работы, часто полезней ученейших
мужей"37.
Так как многие из самых ангажированных иллюминатов, кроме того,
развернули широкую публицистическую деятельность, живо приветствовали
Французскую революцию, а Книгге стал одним из самых влиятельных
республиканских писателей38, неудивительно, что контрреволюционная
публицистика атаковала реформаторскую педагогику, которую несли с собой
иллюминаты. Ведь с точки зрения контрреволюционеров казалось, что
иллюминаты развязали "воспитательную войну (Educationskrieg) в Европе"39,
направленную против традиционного социального устройства. В одном из
высказываний, цитируемых Леопольдом Алоизом Хоффманом, эта ситуация
отражается так: "Государи! Ваши министры все, должно быть, спят... Среди них
есть даже такие, что посылают своих детей в "Филантропин"! Я сам свидетель,
я видел, как с одним будущим правителем, к которому обращаются там на "ты",
словно к крестьянскому парню, учителя, мальчики и прислужники вели себя
так же, как с любым другим мальчиком"40.
Резюмируя, можно охарактеризовать орден иллюминатов как радикально-
просветительский союз борьбы, который, не будучи политическим в
современном смысле слова, все-таки постоянно находился в поле напряжения
морали и политики41. Он вдохновлялся примером масонства, однако был
задуман как очевидная его противоположность, причем использовал
масонство, считавшееся безобидным, в качестве "приличного платья для
высших целей"42.
Орден иллюминатов был особенно привлекательным для масонов -
сторонников Просвещения, которых, как Книгге, уже не забавлял
"мошеннический балаган"43 масонства.
В наставлении для иллюмината в степени священника, которое составили
Вейсгаупт и Книгге, расчет с масонством происходит последовательно и резко:
"Они (масоны) придумывали одну степень за другой; они, наконец, пытались
возбуждать столь естественную тягу людей к необычному, распалять их
воображение, обманывать разум... возбуждалась даже вреднейшая из
наклонностей... алчность к золоту... Если бы на заднем плане не стояли все-
таки благородные и избранные... на человеческий род обрушилась бы новая
пагуба, и правители, попы и масоны изгнали с земли разум"44.
Поскольку избранным меньшинством, достойным морального лидерства,
иллюминаты считали себя, они надеялись реализовать это притязание при
помощи элитарно-авторитарных и конспиративных методов. Эти методы
неизбежно должны были вызвать панический страх и тем самым, по меньшей
мере частично, способствовать появлению тезиса о заговоре. Однозначная
идеологически-историческая оценка ордена иллюминатов, часто
встречающаяся в литературе, неизбежно вызывает сомнение, ведь на практике
это был не столько боевой союз с авторитарным руководством и строгой
иерархией, сколько сравнительно рыхлое объединение единомышленников.
Но прежде всего нельзя не отметить того обстоятельства, которое почти всегдаобходят вниманием, что изложенные выше и разработанные прежде всего
Вейсгауптом и Книгге цели иллюминатов были вплоть до тех пор, пока в целях
запугивания их не обнародовало баварское правительство45, известны лишь
самому узкому кругу руководителей46. А для подавляющего большинства
иллюминатов, не посвященных в секретнейшие "мистерии", этот орден, по
крайней мере до 1784 г., представлял собой хоть и откровенно
просветительский, но не "революционный" союз.
Многих из тех, кто был посвящен в самые низкие степени - как, например, Гёте,
Карла Августа Саксонско-Веймарского или отца государственного канцлера
Меттерниха, - едва ли можно считать "иллюминатами" в ставшем расхожим
смысле этого слова.
Рост ордена иллюминатов, наблюдавшийся с 1780 г.47, можно рассматривать
лишь в тесной связи с процессом дифференциа-
48
ции и поляризации, происходившим тогда в немецком масонстве . На
знаменитом масонском конвенте в Вильгельмсбаде в 1782 г.49 дело дошло до
открытой конфронтации соперничающих направлений, которая повлекла за
собой "великую схизму в масонском ордене"50, когда приверженцы
традиционного масонства и прежде всего решительные сторонники
Просвещения из числа масонов осудили извращение изначального
иоанновского масонства, знавшего только степени ученика, подмастерья и
мастера, и замену его на усложненную, иерархически структурированную
систему из множества степеней. Настоящей причиной конфликта было
проникновение антирационалистических тенденций в тамплиерский орден,
известный в Германии как устав "строгого послушания"51, а также растущая
активность связанного многочисленными контактами со "строгим
послушанием" теософского Ордена злато-розового креста52.
Одна гамбургская ложа, отказавшись идти ложным путем там-плиерской
романтики, привела характерное обоснование: "Семнадцатилетний
печальный опыт достаточно нас научил, что система рыцарского образца не
подходит и неуместна для нашей республиканской конституции". Мол,
масонских целей лучше достигать "в одежде каменщика, чем в рыцарском
облачении"53. В отличие от этой и многих других лож воинственные масоны-
просветители не пытались восстанавливать изначальную чистоту масонства, а
перешли в контратаку на "мечтателей"54. При этом отличился прежде всего
Книгге. Он с 1772 г. принадлежал к "строгому послушанию"55, после тщетных
попыток придать ордену просветительскую направленность вышел оттуда в
1780 г. и уже в том же году вступил в орден иллюминатов.
Благодаря организаторским способностям Книгге и его связям орден
иллюминатов, который он оценил как "мощную партию, направленную
против иезуитов", стал превращаться в "крепкое заведение для борьбы с
немецкими розенкрейцерами"56. Эта идея напрашивалась тем более, что
розенкрейцеров, которые - как полемически заявил один из их противников -
"абсурдным образом соединяли теологию с химией"57, нападки со стороны
просветителей в свою очередь заставили искать помощи у иезуитов, также притесняемыхКак теперь надлежит показать, споры, которые обрисованы здесь лишь
эскизно и велись с большим пылом, которые впервые привели к
формированию в Германии политико-идеологических
58 о
группировок , относятся к непосредственной предыстории антимасонского
(антииллюминатского) тезиса о заговоре.
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Также, фон Биберштайн определил существующие искажения относительно понятий "тайное' - это интегральное а не частное:
Феномен "тайных обществ", столь характерный для XVIII в., адекватно понять
можно только в случае, если его воспринять как интегральную составную
часть процесса эмансипации. Определение "тайный" (geheim) сбивает с толку в
том смысле, что вызывает ассоциации с "тайнами" в современном понимании.
Понятие "тайный" скорей надо понимать как комплементарное к
специфически абсолютистскому понятию "общественного" (Offentlichkeit)4. Так
как абсолютистская власть претендовала на монополию во всей общественной
сфере, любую инициативу со стороны общества - в частности, создание союзов,
например, масонских лож - она рассматривала как "тайную", то есть
необщественную. Поэтому в обсуждаемом здесь контексте понятие "тайный" в
значительной мере следует толковать как синоним "частного".
и "эмансипация- устранение пассивности общества к просвещению и существующей системе отношений а не "равенство полов":
Подобное принципиальное недоверие к установленным властям, какое к их
"просвещенному" деспотизму питали многие просветители, создало
предпосылки для эмансипации, то есть приобретения обществом
самостоятельности. Но эта эмансипация неминуемо должна была вылиться в
конфликт с абсолютистской властью, кредо которой Фридрих Генц в 1819 г.сформулировал так: "Церковь и государство вправе реформировать себя только
сами, то есть любая истинная реформа неизбежно должна исходить от
установленных властей. Если только в это может вмешаться частное лицо или
так называемый народ, спасения больше нет"8.
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Все это в купе с "законспирированностью" посттеософии в лице той же Рерих Е. судя по ее взглядам выраженным в диалоге с убитой агентурой и репрессивным аппаратом фронды Рудникоаой Н. можно сделать вывод в ее духовной и общественной к просвещению и народной организации контрэволюционности. Она выразила контрвзгляд на необходимость воспитания снизу выражая истерическое мнение только лишь в репрессиях к нижним слоям соцпирамиды.

http://ru.teopedia.org/lib/%D0%A0%D0%B5 ... _%D0%BF.44

Такова наша позиция. Она не изменилась с того же времени когда появился Адам Вейсгаупт

Е. Рерих :

"Лучше, если нарыв прорвется и можно засыпать дыру. Но гной нужно вызвать наружу, потому Мы не принимаем полумер. Мы ожидаем широких действий, и во время набата нельзя думать о куске пряжи...»

Работа фон Биберштайна которую выложили на вэбстранице наши братья наглядно показывает" кто есть ху" и что / кто определило общее положение дел в обществах до наших дней
Александр Пкул
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 22:11

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Александр Пкул »

Actus Fidei писал(а):Все это в купе с "законспирированностью" посттеософии в лице той же Рерих
Наконец-то посттеософия впервые признается. Еще немного усилий с обоих сторон - и в твоем словаре может однажды появиться термин, псевдотеософия.
Actus Fidei
Сообщения: 2861
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 22:50

Re: Масонство в прошлом и настоящем [энциклопедия, книга]

Сообщение Actus Fidei »

Если ничего не говорить, у вас из под носа все вынесут. Кроме того позиция импульса того времени о котором пишет человек фон барон на счет аутентичного масонства конкретна. Она позволяет идентифицировать всех перерожденцев и слуг, технических агентов античеловеческой системы. Той самой которая похоронила не одну Рудникову, а целые народы и это не последнее ее дело. Она Пкул плутократия прокатилась не только по тебе. Вступать в ее реестровые ряды последнее дело

Вернуться в «Имена ~ жизнь»