Уровень нравственности в США.

Аватара пользователя
pifagor
Сообщения: 1062
Зарегистрирован: 20 май 2021, 11:22

Уровень нравственности в США.

Сообщение pifagor »

Отрывок из теософского очерка, написанного в середине 20 века

«В прошлом Америка была просто неровной и варварской
страной; теперь же она становится умной, ровной и порочной».

Образование в Америке утратило чувство благородства, высоких порывов, присущий ему идеализм. Образование больше не является средством достижения ещё большей порядочности, которое предоставляет нации спасительные остатки нравственно и интеллектуально выдающихся личностей. Образование стало чем-то дешёвым, чем-то обыденным.

Выпускники американских колледжей и университетов отдают свои отточенные умы промышленной борьбе, экономической войне. Учёные и литераторы отдают свои таланты злободневным политическим симпатиям, измышлениям и апологетике национализма. Университетские деятели сочиняют убедительные фразы для современной рекламы, извращая науку, искусство и даже патриотизм с материнством в коммерческих целях. Университетские деятели практикуют сомнительную мораль дипломатических интриг, преследуя реальную политику американского века, ссылаясь на выражения прославленных мертвецов, чтобы оправдать свои проступки во имя свободы и демократии.

А народ (выпускники американских школ и колледжей) пассивно подчиняется всему этому, давая иногда просто циничное согласие, иногда менторски говоря о необходимости быть «практичными», оправдывая тем самым привычные хитрости, практикуемые людьми в общественной жизни. В прошлом Америка была просто неровной и варварской страной; теперь же она становится умной, ровной и порочной. Это сказано не для того, чтобы возложить на педагогов в Соединённых Штатах ответственность за каждый социальный и моральный недостаток, который могут обнаружить критики, а для того, чтобы указать на своего рода апатию к этим недостаткам, которую нынешняя система образования, по-видимому, не в состоянии преодолеть.

Без какого-либо представления о человеке как о нравственном факторе по существу, без какого-либо представления об источниках добра и зла в человеческой жизни, исходя из простых принципов, основная масса человечества по необходимости прибегает к личным интересам как к единственному «практическому» основанию для принятия решений в вопросах нравственности. Прогрессивный педагог сам обычно ревностный, но беспринципный альтруист. В прагматической философии нет внутренней логики, которая оправдывала бы или одобряла труд на благо других людей. Как прогрессивному педагогу передать свою глубокую озабоченность относительно благополучия своих товарищей? На чём основано его учение о человеческом братстве? Почему людей должно волновать, эксплуатируют ли других людей или подвергают ли их дискриминации по признаку класса, цвета кожи или религии?

Нравственные устои немногих нуждаются в объяснении так же, как и нравственная апатия большинства. Поскольку это объяснение отсутствует, прогрессивные педагоги и другие последователи натуралистической мысли склонны предполагать, что эти различия между людьми несущественны или что их вообще не существует. Натурализм как основа нравственных понятий поверхностен и не соответствует истории, и это ведёт к неоправданно оптимистическим программам, игнорирующим реалии человеческой природы и поэтому не способным с ними справиться. Прогрессивный педагог, стремящийся установить нравственную основу человеческих отношений, отвергая метафизику, отворачивается от единственно прочной основы нравственной жизни.

Нравственные понятия основаны на метафизических принципах. Их можно и должно проверять на жизненном опыте, но они приходят не только из опыта — точно так же, как мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь, как это представлял себе Кабанис.

Нравственные понятия являются врождёнными качествами человека; они всегда были и всегда будут сильнее фактов и статистики. Нравственные понятия обусловливают расстановку фактов и статистических данных, что, как можно продемонстрировать, доказывает история социальной жизни. Итак, прежде всего, необходимо исследовать качество наших нравственных понятий. Они могут быть нравственно правильными по вдохновению, но крайне предвзятыми при интерпретации из-за некоторых глубоко укоренившихся современных предубеждений. Недостаточно энтузиазма гуманизма, передового или иного.

Из 51-страничной брошюры «Нравственное воспитание» с подзаголовком «Религия в школах, советы родителям», опубликованного Т.И.Д., Лос-Анджелес, Калифорния, США, см. стр. 16-17. Анонимный автор. Дата публикации неизвестна. Она гораздо позже 1944 года, поскольку на странице 47 есть ссылка на журнал, изданный в августе 1945 года. Она должна быть написана не позднее 1965 года. Таким образом, брошюра относится к периоду Теософской компании после жизни Джона Гарригеса.

Вернуться в «Общество»