Суфизм и Теософия

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Суфизм и Теософия

Сообщение Volt »

Читая разнообразные труды по философии суфизма очень часто нахожу, что к суфизму применяют термин "Теософия". Сейчас читая о жизни и учении исламского богослова, крупнейшего теоретика и представителя суфизма Ибн Араби (Получил прозвание «величайший учитель» аш-шайх ал-акбар), снова часто встречается этот термин.
Стоит начать с того, что научное изучение творческого наследия Ибн Араби началось с издания Г. Флюгелем (G. Flügel) в Лейпциге в 1845 г. небольшого произведения под названием «Definitiones theosophi Muhjied‑din Mohammed b. Ali vulgo Ibn Arabi dicti»
Исследователь Нирша писал следующее:
«следует помнить, что суфизм не просто философское, а религиозно-философское, более того, мистическое учение, накладывающее особый отпечаток на используемый им понятийный аппарат... Суфийское ма‘рифа — понятие синтетическое, ибо охватывает как интеллектуальную, так и эмоциональную сферы деятельности и внутреннего бытия человека, что следует помнить при изучении суфийских текстов»
(О некоторых аспектах суфийской концепции познания (ма‘рифа). Проблемы истории и культуры народов Средней Азии и стран зарубежного Востока. Ташкент, 1991. С. 52, 62.)
Крупнейший английский востоковед Никольсон (1868—1945) называл Ибн Араби теософом, а доктринальный суфизм - теософией. Тех же взглядов придерживался и Тримингэм. Последний оценивал доктринальные построения исламских мистиков как «теософию».
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11395
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение hele »

Марифа
"в суфизме внеопытное знание, которое достигнуто иррациональным путем, в результате длительной духовной практики и субъективных ощущений. Источниками марифы являются такие иррациональные категории как дух, вдохновение, зов сердца и т.д. В отличие от эмпирических знаний, марифа не постигается путем объективного исследования, рационального подхода к проблемам. Суфии называют марифу эзотерическим, тайным, сокрытым (батин) знанием, которое принципиально отличается от экзотерического, явного (захир). В обычной науке профессионального ученого называют алимом, а знатока марифы - арифом. Арифы черпают путем вдохновения знания об Аллахе, Его атрибутах, проявлениях (марифат аль-илахия), а также обо всем непознанном. В связи с этим их даже называют «получающими знания от Аллаха» (ариф биллах). В суфизме марифа обретается путем преданного служения аль-Хакку (Истинному). Если «путник» (салик) сумел приобрести высшие состояния духовной практики, то сам Бог открывает ему сокрытые знания. Близким по значению словом, которым также обозначают внеопытное знание, является «ирфан»."
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
(Замечу в скобках, что раньше эпизодически просматривала эпизоды сериала Великолепный век, потом на полке в супермаркете все время видела диск с первыми сериями, и вот наконец решила посмотреть, как это все у них начиналось. И вот, попала в мир ислама... того, великолепного века... )
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение Volt »

“Святой не имеет страстей, он никогда ничему не потворствует, потому что он стал универсумом и принадлежит всем людям. Есть простой закон: то, что может быть сделано простым способом, должно быть так сделано; духовная сила не должна растрачиваться. Он никогда не теряет духовную энергию. Никакие два шишья (ученики) не могут лечиться похожим образом; человеческое существование уникально, и Гуру, если это Сат (истинный) Гуру и знает свою работу, будет лечить в соответствии с их возможностями, их характером и условиями прошлого” (Твиди, 1986, стр.141).
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение Volt »

Настоящий суфийский ученик выше всех, стремящихся постичь Истину, Понимание, Избранное, Абсолют, Любовь, Небытие и т.п. абстрактные понятия не имеют для него значения.
“Высказанное Дао не есть истинное Дао” (Дао-дэ-дзин).
(Марвин Шпигельман "Юнг и Суфизм")
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11395
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение hele »

Каковы же были взаимоотношения Юнга с суфизмом? Серьезные?..
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

"Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте.
Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел я даже следов Его.
Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
Тогда я заглянул в свое сердце.
И только там узрел Бога,
Которого не было больше нигде."(c)Джалаладдин Руми
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

Volt писал(а):“Святой не имеет страстей, он никогда ничему не потворствует, потому что он стал универсумом и принадлежит всем людям. Есть простой закон: то, что может быть сделано простым способом, должно быть так сделано; духовная сила не должна растрачиваться. Он никогда не теряет духовную энергию.
И вот опять же - Кто такой "святой" и духовная сила?
Это не вопрос на засыпку.
Просто у нас есть тема, в которой мы обсуждали (разговаривали) на тему духовный рост. Что это такое и существует ли духовный рост.
И если существует духовный рост, то существует и духовная сила. И тогда какие силы должны быть приобщены для достижения этой духовности и для помощи человечеству-(чел-ку)?
"Господи, сделай меня орудием Твоего Мира
Чтобы я там Любовь проявлял где меня ненавидят

Проявление Любви не есть ли проявление духовной силы.
Спасибо
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение Volt »

hele писал(а):Каковы же были взаимоотношения Юнга с суфизмом? Серьезные?..
В этой книге говорят об общем подходе:
Проще описать, как учитель имеет дело с учеником в начальной фазе. Это похоже на то, что делает аналитик со своим анализируемым; он оценивает уровень развития, он диагностирует трудности и проблемы, которые есть у ученика сейчас, проблемы ежедневной жизни и духовного развития, и начинает прицельно с ними работать.
Часть работы - это интерпретация сновидений, которые отражают внутреннее состояние ученика и его уровень духовного роста.
Сны и все духовные опыты, переживаемые ночью, важны в суфийском пути. Немало мудрости и советов дается подобным «непрямым» способом.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение Volt »

ИринаКомаринец писал(а):И тогда какие силы должны быть приобщены для достижения этой духовности и для помощи человечеству-(чел-ку)?
Цитата из книги:
Есть множество описаний уровней и фаз развития в суфийской литературе.
Я хочу назвать несколько этапов в терминах современной психологии:

- ориентация и привлечение к суфизму

- изучение как учиться

- дезадаптация и депрограммирование (аналитическая и терапевтическая работа)

- балансировка внешнего и внутреннего мира (интуиция, внутренний опыт через медитации, расширяющие сознание)

- индивидуализация, становление тем, кто я есть на самом деле

- сила любви или бытие любящего

- мистический опыт единства и небытия

Для суфийского ученика очень полезна юнгианская психология, потому что это система открытая для трансцендентного и того, что Юнг называл “нуминозным”.
Можно сказать, что современный западный суфий должен идти, прежде всего, психологическим путем индивидуализации.
Но затем он должен перейти ту границу, на которой остановился Юнг и которая есть ограничение психологического понимания. Суфии - психологи и эксперты человеческой души, но кроме этого они еще и мистики. Их цель - не индивидуализация, а реализация в Боге.
Где бы ты ни был, и как бы себя ни чувствовал, всегда стремись быть любящим (Руми)
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11395
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение hele »

Volt писал(а):
hele писал(а):Каковы же были взаимоотношения Юнга с суфизмом? Серьезные?..
В этой книге говорят об общем подходе:
Проще описать, как учитель имеет дело с учеником в начальной фазе. Это похоже на то, что делает аналитик со своим анализируемым; он оценивает уровень развития, он диагностирует трудности и проблемы, которые есть у ученика сейчас, проблемы ежедневной жизни и духовного развития, и начинает прицельно с ними работать.
Часть работы - это интерпретация сновидений, которые отражают внутреннее состояние ученика и его уровень духовного роста.
Сны и все духовные опыты, переживаемые ночью, важны в суфийском пути. Немало мудрости и советов дается подобным «непрямым» способом.
Жаль тогда, что редко запоминаю сны... но знаю, что вижу часто.
О, но если говорится о духовных опытах вообще, не только о снах, то... бывают и другие. Да, ночью бывает подчас всё иначе. Бессонницу многие не любят, но в принципе, если знаешь, что сможешь выспаться и позже, когда захочешь, то... нет беспокойства и могут возникать разные опыты духовные...
:
Раз уж здесь говорила об этом... начала пересматривать Великолепный век, еще до того как активировалась тема :-) . Видимо, что-то нравится в тонком исламском мире. Они там кроме того что завоевывают мир, и поэты, и играют на скрипке, не говоря уже о тонких чувствах...
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

Volt писал(а):Настоящий суфийский ученик выше всех, стремящихся постичь Истину, Понимание, Избранное, Абсолют, Любовь, Небытие и т.п. абстрактные понятия не имеют для него значения.
“Высказанное Дао не есть истинное Дао” (Дао-дэ-дзин).
(Марвин Шпигельман "Юнг и Суфизм")
И все-таки Суфизм это скорее всего сектантское мировоззрение. Для них Бог превыше всего, превыше любви самого бхакти-йога.
Под суфизмом следует понимать философскую и религиозную систему мистиков. И если сравнивать его с Ведантой, то он представляет собой прямую ветвь философии Веданты с культом Бхакти.
Они поклоняются именно Богу, называя его и Отцом и Матерью и Братом и Возлюбленной. Поэтому без Индии не было и суфизма, хотя именно в Индии суфиев можно встретить случайно. И хотя есть кажущиеся различия Суфизма и Веданты, много существует и схожести - все эти учения признают Единую Реальность - "Все, что Есть".
В философии суфиев необходимо отметить, "что их первоначальные учения не вникали в метафизические, или философские тонкости, а удовлетворялись признанием единства Реальности, ее вездесущности и постоянства. Кроме всеобъемлимости и единства Бога ими сознавалась возможность единения с Ним через любовь и благочестия".
Бог обитает в человеке и человек это копия Бога, и во внутренней природе человека заключается божественная искра и что внутреннее божество, или дух, представляет собою истинное "Я" человека.
Вся любовь суфиев принадлежала Богу. Некоторые провозглашали себя "Я - Бог".
Спасибо.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

ИринаКомаринец писал(а): И все-таки Суфизм это скорее всего сектантское мировоззрение.
Нет, так-как, суфийских орденов и направлений существует довольно много и в каждом из них свои способы обучения, идеи, трактовки и т.д., несмотря на их общую основу(например, "Единство всего", "Быть в мире, но не от мира", или "Служение Богу через служение людям" и т.д.). Фактически, на данный момент суфизм-одно из самых сложных для понимания большинством людей учений и без "прямой передачи"(от Учителя к ученику) никто не сможет его правильно понимать и практиковать. В этом суфизм ничем не отличается от любого подлинно "эзотерического" учения, или "традиции". Несмотря на то, что сегодня оно достаточно "популяризировано", чтобы сложить о нём хоть какое-то общее представление. Но всё равно, все его тонкости и определённые теоретические и практические моменты можно усвоить и освоить только
находясь в каком-то из суфийских орденов, или обучаясь у суфийского мастера.
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

кшатрий писал(а): Фактически, на данный момент суфизм-одно из самых сложных для понимания большинством людей учений и без "прямой передачи"(от Учителя к ученику) никто не сможет его правильно понимать и практиковать
Я думаю, что все подлинные Учения должны идти от Учителя к ученику, чтобы находиться в потоке.
Слово "суфи" происходит из персидского слова "суф" что значит шерсть. Видимо они носили шерстяную одежду и скорее всего были пастухами - странствующими ведантистами, вышедшеми из Индии.
Почему Суфизм сочетает в себе Индию и Персию?
Говорится, что Учение распространилось уже в эпоху Магомета, который завоевал эти страны. И что любимый ученик пророка Али был суфием и основал эту секту в тесном кругу поклонников новой религии. Но сам Магомет не принимал никакого участия в поддерживания зародыша мистицизма, а был его противником и выступал против него в своем учении.
И все-таки от слияния этих двух доктрин - доктрины веданты и доктрины суфиев разница есть. Ведантисты предпочитают йогу мудрости - джняна-йогу, а суфии - йогу любви - бхакти-йогу. Но все это вместе их объединяет Единая Реальность, только для суфиев это Единый Живой Бог (даже личный и теплый), а для ведантистов есть "ТО" без атрибутов и качеств.
Спасибо.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

ИринаКомаринец писал(а): Слово "суфи" происходит из персидского слова "суф" что значит шерсть. Видимо они носили шерстяную одежду и скорее всего были пастухами - странствующими ведантистами, вышедшеми из Индии.
На этот счёт существует несколько предположений. Есть и такой вариант:
В очень древние времена была основана Сафа - “Братство чистоты”. Доктрина его была такова: “Познай самого себя и тогда ты познаешь Бога”. Эти изучающие себя и были суфии. (с)Пир-о-Муршид Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев.
Почему Суфизм сочетает в себе Индию и Персию?
Ну, например, в РИ пишется:
:
Аммиан в своей истории о персидской экспедиции Юлиана рассказывает, что однажды Гистасп, смело проникая в неизвестные области Верхней Индии, набрел на некую лесистую глушь, укромные уголки которой были «заняты возвышенными мудрецами, брахманами (или шаманами). Будучи обучен ими науке о движениях мира и небесных тел, а также чистым религиозным обрядам... он внес их в вероисповедание магов. Последние, соединив эти доктрины со своей собственной своеобразной наукой предсказания будущего, передали все это через своих потомков последующим векам» [XXIII, 6]. Именно от этих потомков суфии, состоящие, главным образом, из персов и сирийцев, получили свои глубокие познания по астрологии, медицине и древнему эзотерическому учению.

«Доктрина суфиев», – говорит Кинг, – «заключала в себе величественную идею единой всемирной религии, которой можно было тайно придерживаться, прикрываясь снаружи любым вероисповеданием; и в сущности, они придерживались таких же взглядов на религиозные системы, как и древние философы» [410, с. 185].

Таинственные друзы Ливанской горы являются потомками всех этих.

Источник: Блаватская Е.П. - Разоблачённая Изида т.2 гл.7
А в целом, традиция суфизма складывалась так:
Суфийские мудрецы, школы, писатели, учения, юмор, мистицизм, формулировки -- все это связано с социальной и психологической уместностью определенных человеческих представлений.
Будучи человеком "вневременным" и "внепространственным", суфий прилагает свой опыт в пределах той культуры, страны, природных условий, в которых он живет.
Изучение суфийской деятельности только в былых культурах представляет собой ценность лишь для тех, кто трудится на узком поприще схоластической науки. Ограничить описание суфийской деятельности рамками чисто религиозного, литературного или философского течения -- значит изобразить путь суфиев очень поверхностно, таким, каким он видится непосвященному.(с) Идрис Шах. Путь суфиев.
Что соответствует написанному в РИ о том, что:
«Доктрина суфиев», – говорит Кинг, – «заключала в себе величественную идею единой всемирной религии, которой можно было тайно придерживаться, прикрываясь снаружи любым вероисповеданием
Поэтому, о суфизме и его происхождении нельзя сказать ничего однозначного, так-как, сам суфизм-неоднозначен, по-крайней мере, в своих внешних формах. :-)
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

кшатрий писал(а):В очень древние времена была основана Сафа - “Братство чистоты”. Доктрина его была такова: “Познай самого себя и тогда ты познаешь Бога”. Эти изучающие себя и были суфии. (с)Пир-о-Муршид Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев.
Слово "суфизм" упоминается впервые в связи с неким Абу Хашимом, жизнь и учение которого относится к 750 году по Р.Х. Спустя полвека секта эта выдвинулась в Персии, где ее учение сильно распространилось под влиянием Абул Сайда, Абул Каира и других религиозных вождей. Многие крупные авторитеты находят его следы уже в эпоху самого Магомета. (Рамачарака)
Суфизм процветал в эпоху деятельности древних мудрецов и поэтов, но около 16 века он стал поддаваться подавляющему влиянию ортодоксальной магометанской церкви, и наступил упадок, после чего секта никогда уже вполне не оправилась.
Спасибо.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11395
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение hele »

Как вы странно их называете: секта.
С другой стороны, любую группу по интересам если сильно захотеть, можно так назвать :-)
Суфизм это мистическое направление в исламе. В каждой большой религии есть мистическое направление. Ну, вот в исламе...

Нашла сайт современных суфистов
https://sufism.org/
Называется почему-то The Threshold Society

"The Threshold Society, rooted within the traditions of Sufism and inspired by the life and work of Mevlâna Jalâluddîn Rumi, is a non-profit educational foundation with the purpose of facilitating the experience of Divine Unity, Love, and Truth in the world. Sufism is a living tradition of human transformation through love and higher consciousness. "
(если надо, переведу, но в общем по-моему понятно)
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

ИринаКомаринец писал(а): Суфизм процветал в эпоху деятельности древних мудрецов и поэтов, но около 16 века он стал поддаваться подавляющему влиянию ортодоксальной магометанской церкви, и наступил упадок, после чего секта никогда уже вполне не оправилась.
Спасибо.
Никакого "упадка" суфизма никогда не было. Скорее, он ушёл в "подполье", в котором существует и до сих пор, как "эзотерическая" традиция, несмотря на деятельность различных "официальных" суфийских орденов и организаций, наподобие братства Ниматуллахи, или международной суфийской организации, основанной на учении и деятельности Хазрата Инайат Хана-одного из самых известных популяризаторов суфизма в 20-м веке, наряду с Идрисом Шахом. Так же, следы суфийской традиции можно увидеть, например, в учении Гурджиева, в трудах Рене Генона и даже в некоторых книгах и идеях Мирзакарима Норбекова. :-) А так, большинство суфиев стараются ничем не выделяться среди людей, занимаясь любой социальной деятельностью, даже будучи "мастерами". И так обеспечивая "жизненность" суфизма в любых условиях и сохраняя его "дух" в любой внешней форме.
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

hele писал(а):Как вы странно их называете: секта.
С другой стороны, любую группу по интересам если сильно захотеть, можно так назвать
Я так сказала не со своих слов.
А вообще, если сравнивать суфизм с ведантой, то отличия, которые имеются можно выразить именно в словах - для одних Реальность - это Все, а для других - это Бог, личный Бог, и единение с Ним возможно через любовь и благочестие.
Древние суфии впадали в заблуждение. Оно заключалось в "великом безумии, выражающемся в грубом, резком возгласе: "Я - Бог"."
Один из суфиев Мансур-ал-Халлай прославился тем, что провозгласил себя Богом и этим чуть едва не вызвал раскол в секте. Он был распят на кресте в течении четырех дней и когда его сняли с креста, умирая на камне он своей кровью написал "Я- Бог".
Его соперником был Акбар, который не называл себя Богом, но внушивший так поступать своим последователям.
А вообще я согласна, что суфизм - это Теософия. И любовь к Богу не есть ли это любовь к человеку и ко всему что нас окружает.
Спасибо.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11395
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение hele »

На сайте братства Ниматуллахи действительно написано: "Наши духовные усилия опираются на практику непрестанного поминания Бога в мыслях, словах и делах."

Но вот в тех словах, что привела с сайта sufism, как будто не упоминается явно Бог... а "the experience of Divine Unity, Love, and Truth"
(опыт Божественного Единства, Любви и Истины)

Наша тема, скорее "Суфизм и (and) Теософия" :-)
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

hele писал(а):Наша тема, скорее "Суфизм и (and) Теософия"
Мы и стараемся разобраться что есть Суфизм и чем он связан с Теософией.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

hele писал(а):На сайте братства Ниматуллахи действительно написано: "Наши духовные усилия опираются на практику непрестанного поминания Бога в мыслях, словах и делах."

Но вот в тех словах, что привела с сайта sufism, как будто не упоминается явно Бог... а "the experience of Divine Unity, Love, and Truth"
(опыт Божественного Единства, Любви и Истины)

Наша тема, скорее "Суфизм и (and) Теософия" :-)
В этом и суть, что не получится сравнить суфизм с теософией, не будучи знакомым с ним так же, как с теософией,хотя бы, на основе известных литературных источников(как древних-труды Руми, Саади, Аль-Газали и т.д, так и современных-Инайат Хана, Идрис Шаха и т.д.). :-) Что касается "поминания Бога", то речь идёт о практике, предписываемой каждому ученику индивидуально его учителем. Так-как, она представляет из себя повторение одного из "имён" Бога, выражающих какой-то из его "атрибутов"(Любовь, Всепрощение, Единство, Истина и т.д.), полноту которых суфии стремятся реализовать в себе и через это достигнуть Абсолютного Единства с Богом, полностью "растворив" своё "личное я" в Нём. И лишь учитель определяет, на каком "имени", или "атрибуте" полезно будет сосредоточится тому, или иному ученику и в тот, или иной момент. В общем,как я и говорил, суфизм-довольно сложное учение.
Людей, громогласно заявляющих о том, что учение суфиев приводит их в полное недоумение, настолько много, что не остается ничего иного, как признать, что они сами хотят пребывать в недоумении. Другие, по причинам более явным, упрощают все до такой степени, что их "суфизм" есть не что иное, как культ любви или медитаций, или чего-то еще, точно так же вырванного из общей системы.
Но те, кто обладает толикой непредвзятого интереса, обозревая все разнообразие суфийской деятельности, могут усмотреть общую отличительную особенность, которую просто невозможно не заметить.
Суфийские мудрецы, школы, писатели, учения, юмор, мистицизм, формулировки -- все это связано с социальной и психологической уместностью определенных человеческих представлений.
Будучи человеком "вневременным" и "внепространственным", суфий прилагает свой опыт в пределах той культуры, страны, природных условий, в которых он живет.
Изучение суфийской деятельности только в былых культурах представляет собой ценность лишь для тех, кто трудится на узком поприще схоластической науки. Ограничить описание суфийской деятельности рамками чисто религиозного, литературного или философского течения -- значит изобразить путь суфиев очень поверхностно, таким, каким он видится непосвященному.(с)Идрис Шах. Путь суфиев.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11395
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение hele »

Конечно, будем обсуждать, что такое суфизм. Просто Ирина сказала суфизм это теософия, поэтому я заметила, что лучше быть всё же осторожнее - в контексте суфизм и теософия, т.е. сопоставления. Хотя есть общие черты, очевидно.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

hele писал(а):Конечно, будем обсуждать, что такое суфизм. Просто Ирина сказала суфизм это теософия, поэтому я заметила, что лучше быть всё же осторожнее - в контексте суфизм и теософия, т.е. сопоставления. Хотя есть общие черты, очевидно.
Тут нет смысла осторожничать, если помнить о значении слова "теософия", которое объясняла ещё Елена Петровна в "Ключе к теософии":
:
Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией. Религия ли это?

Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.

Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина?

Теософ. Это "Божественная Мудрость", θεoσoφια (Теософия) или мудрость богов, как θεoγoνια (теогония) — родословие богов. Слово θεoς по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги. Этому термину много тысяч лет.

Спрашивающий. Каково происхождение этого названия?

Теософ. Оно пришло к нам от александрийских философов, называвшихся "любящими истину", филалетами, от φιλ — "любящий", и αληθεια — "истина". Слово "теософия" датируется третьим веком нашей эры, и в употребление его ввели Аммоний Сакк и его ученики[1], положившие начало эклектической теософической системе.

Спрашивающий. Что было целью этой системы?

Теософ. Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом — "Нет религии выше истины"[2]. Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах.

Спрашивающий. Как вы сможете продемонстрировать, что это не является несбыточной мечтой и что все мировые религии действительно основываются на одной и той же истине?

Теософ. Их сравнительным изучением и анализом. "Религия Мудрости" в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий — учреждения, некогда распространенного повсеместно. "Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом" ("Эклектическая философия").[3](с)Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, I
В этом плане, суфизм-это определённо Теософия, "Божественная Мудрость", или "Религия Мудрости", лишь выбравшая в качестве своей "внешней формы" ислам, как религию, распространённую там, где существовали основные "духовные центры" именно суфийской традиции, возникшей, видимо, после того, как учения из Индии были принесены в Египет, очевидно, через страны Ближнего Востока.
Так как единственными трудами, которые сейчас существуют на тему, обсуждаемую нами, и которые доступны непосвященным среди западных «цивилизованных» рас, являются вышеуказанные Герметические Книги или, скорее, Герметические Фрагменты, то мы можем, в данном случае, сопоставить их с учениями Эзотерической Философии. Выдержки для этой цели из других трудов будут бесполезны, ибо большинство читателей ничего не знает о халдейских трудах, переведенных на арабский язык и сохраняющихся у некоторых Посвященных Суфи.(с) Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.1 гл.Итог
Таким образом, может быть доказано, что в древности все основные истины Природы были всеобщими и что основные идеи о Духе, Материи и Вселенной, или о Боге, Субстанции и Человеке были тождественны. Взяв две, наиболее древние, религиозные философии, Индуизм и Герметизм из Писаний Индии и Египта, тождественность обеих легко доказать.(с)Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.1 гл.Итог
Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 3315
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение ИринаКомаринец »

ИринаКомаринец писал(а):hele писал(а):
Наша тема, скорее "Суфизм и (and) Теософия"

Мы и стараемся разобраться что есть Суфизм и чем он связан с Теософией.
Из нашего общения с Кшатрием можно сделать вывод, что мы соревнуемся кто больше скажет слов в защиту своих высказываний. Но это совсем не так.
Спасибо КШАТРИЙ, я больше узнала о суфизме.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4887
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Суфизм и Теософия

Сообщение кшатрий »

ИринаКомаринец писал(а): Из нашего общения с Кшатрием можно сделать вывод, что мы соревнуемся кто больше скажет слов в защиту своих высказываний. Но это совсем не так.
Спасибо КШАТРИЙ, я больше узнала о суфизме.
Не за что. :-) Согласен, что это не так. Просто я уже давно интересуюсь суфизмом, поэтому, мне есть что сказать о нём, на что сослаться в подтверждение своих слов, что подчеркнуть при сопоставлении его с теософией, или порекомендовать в связи с его изучением в целом. :-) Остальное зависит уже от контекста обсуждения.

Вернуться в «Ислам»