Поле и Планы занимают определенное место в общей космической системе и выполняют в ней определенную функцию. Определимся с местом Поля в системе через цепочку: Единая Абсолютная Действительность – ее аспект Абсолютное Абстрактное Движение – Единая Реальность или Универсальная Энергия – ее аспект Энергия Развертывания – один из ее аспектов во втором состоянии Абсолюта является Поле.
Поле – это вибрирующая Энергия, которая является одним из аспектов Энергии Развертывания. Поле делится на Планы. План – это вибрация определенной длинны волны как один из вариантов вибрирующей Энергии. Каждый план делится на семь подпланов. Подплан – это вибрация как один из вариантов основной вибрации плана.
«… Ибо, как Е.П. Блаватская говорила нам, атомические подпланы наших планов образуют первый, или нижний, космический план. Если представить себе атомы этого космического плана в виде музыкальных звуков, наши атомы, сформированные Третьим Логосом, могут быть символически представлены обертонами этих звуков. …» \ «Изучение сознания» А. Безант, часть 1, глава 1, п.1\
Каждый план имеет семь подпланов и каждый подплан имеет свою вибрационную характеристику, в основе которой лежит вибрационная характеристика плана. Поле проникает все Планы. План проникает все подпланы.
Для космического физического плана можно составить такую цепочку: Поле – план – подпланы – подпланы подпланов. Для остальных же космических планов эта цепочка будет выглядеть так: Поле – план – подпланы.
В пределах вибрации каждого плана создаются множество Миров. Пространства этих Миров имеют свою вибрационную характеристику, в основе которой лежит вибрация плана. Но кроме этого они имеют и свою вибрацию, которая и отличает Миры друг от друга.
Обращаю Ваше внимание на то, что Планы и Подпланы – это вибрации, которые существуют в Космосе постоянно. Миры могут создаваться и уничтожаться. Поле проникает все Планы. План проникает все свои Подпланы. Планы между собой взаимосвязаны. Какие то Миры между собой могут быть взаимосвязаны, а какие то могут быть и не взаимосвязаны.
Третий Логос нашей солнечной системы насыщает системные планы атомами и молекулами в пределах солнечной системы. Процесс этот называется «подготовка Поля» или Первая Жизневолна (смотри«Изучение сознания» А. Безант, часть 1, глава 1, п.1). Далее атомы и молекулы переводятся в соответствующие Миры. Работа Второго Логоса как Вторая Жизневолна проходит уже в соответствующих Мирах.
Таким образом, Поле и Планы выполняют функцию дифференциации единиц и Миров.
Давайте посмотрим, какие названия дает Е.П.Б. 14 планам.
«Диаграмма IV.Рисунок А, Макрокосмическое сознание. Ученик заметит, что изучение состояний сознания ограничено сознанием, проявляющимся в Солнечной системе. Любая попытка изобразить сознание в Космосе лишь введет ученика в заблуждение, побудив его поверить, будто подобное космическое сознание поддается объяснению, тогда как даже весь низший план Космоса недоступен высочайшему адепту на земле. Что же до объяснения его материальными словами, то это все равно что уместить беспредельность в ореховой скорлупке. Лишь одно мы знаем о космическом сознании, а именно: оно абсолютно невыразимо никакими словами земного сознания.

Следовательно, рисунок А должен восприниматься как представляющий семь планов сознания только в Солнечной системе. Они могут быть изображены как шесть внутри седьмого – синтеза их всех. Но всегда следует иметь в виду, что диаграммы могут явить лишь один аспект истины и что они всего лишь предназначены помочь ученику в восприятии символизируемого аспекта. Будем помнить, что мы имеем дело с Силами и состояниями сознания, а не с водонепроницаемыми отсеками. Так, Фохат, помешенный на четвертом плане, в действительности вездесущ; он, словно нить, пронизывает собой все и имеет свои собственные семь делений[2], каждое из которых – свои семь подразделений; фохатическое сознание есть вездесущее состояние сознания: когда сознание переходит в фохатическое состояние, оно пребывает «на фохатическом плане». Джива, или джайвическое состояние сознания, также вездесуще, равно как и все остальные состояния[3].
Сознание едино: оно имеет семь состояний, или семь аспектов, или планов, и каждый из них вездесущ. Высочайшее, седьмое, или синтезирующее, состояние является состоянием аурической оболочки[4], Хираньягарбхи, содержащей в себе атмические элементы и карму проявляющегося Макрокосма[5].
Эта диаграмма представляет собой модель Солнечной системы[6].
Три высших деления этого плана для нас непостижимы и достигаются лишь высочайшим адептом в самадхи. Эзотерически самадхи есть высочайшее состояние на земле, достижимое еще в теле. Посвященный, поднявшийся выше него, должен стать нирманакая. Высочайший адепт начинает свое самадхи на четвертом макрокосмическом плане и не может выйти за пределы солнечной системы. Когда такой адепт начинает свое самадхи, он наравне с некоторыми Дхиан Коганами, но превосходит их, поскольку подымается к седьмому плану –
нирване[7].
Следовательно, рисунок А должен восприниматься как представляющий семь планов сознания только в Солнечной системе. Они могут быть изображены как шесть внутри седьмого – синтеза их всех. Но всегда следует иметь в виду, что диаграммы могут явить лишь один аспект истины и что они всего лишь предназначены помочь ученику в восприятии символизируемого аспекта. Будем помнить, что мы имеем дело с Силами и состояниями сознания, а не с водонепроницаемыми отсеками. Так, Фохат, помешенный на четвертом плане, в действительности вездесущ; он, словно нить, пронизывает собой все и имеет свои собственные семь делений[2], каждое из которых – свои семь подразделений; фохатическое сознание есть вездесущее состояние сознания: когда сознание переходит в фохатическое состояние, оно пребывает «на фохатическом плане». Джива, или джайвическое состояние сознания, также вездесуще, равно как и все остальные состояния[3].
Сознание едино: оно имеет семь состояний, или семь аспектов, или планов, и каждый из них вездесущ. Высочайшее, седьмое, или синтезирующее, состояние является состоянием аурической оболочки[4], Хираньягарбхи, содержащей в себе атмические элементы и карму проявляющегося Макрокосма[5].
Эта диаграмма представляет собой модель Солнечной системы[6].
Три высших деления этого плана для нас непостижимы и достигаются лишь высочайшим адептом в самадхи. Эзотерически самадхи есть высочайшее состояние на земле, достижимое еще в теле. Посвященный, поднявшийся выше него, должен стать нирманакая. Высочайший адепт начинает свое самадхи на четвертом макрокосмическом плане и не может выйти за пределы солнечной системы. Когда такой адепт начинает свое самадхи, он наравне с некоторыми Дхиан Коганами, но превосходит их, поскольку подымается к седьмому плану –
нирване[7].

Рисунок Б, пракритические планы. Пракрити, низший план макрокосмического сознания, представляет собой «тело» солнечных систем, со своими семью подразделениями, или же семь состояний пракритического сознания, каждое из которых соответствует одному из состояний макрокосмического сознания.
[ Примечание. Е. П. Б. не объяснила пракритического сознания. Она предоставила ученику разобраться в нем самому путем соответствий с макрокосмическим и микрокосмическим и лишь указала, что пракритическое сознание, или же сознание на объективном плане солнечных систем, – объективном, что касается самих систем, т. е. самом плотном относительно материи – имеет свои собственные семь стадий, причем каждая такая субстадия образует одну из сорока девяти субстадий Солнечной системы. Следует помнить, что слово «объективный» соотносимо с наблюдателем; пракритический астральный план объективен для ясновидящих и некоторых животных; необходимо развитие, превышающее нормальное развитие в пятой расе, чтобы достичь высших пракритических планов как объективных; только адепт может перейти на макрокосмические планы, что простираются за пределами пракритических.]

Рисунок В, микрокосмические, или человеческие, состояния сознания. Этот рисунок представляет человеческое сознание, которое может быть на любом из планов или подпланов Пракрити. Названия являют собой соответствия так называемых человеческих принципов с пракритическим и макрокосмическим состояниями сознания. Цифры на всех рисунках добавлены только ради удобства или же для справок, а не по какой-либо иной причине, как уже неоднократно объяснялось». \Блаватская Е.П. - Инструкции для учеников. Инструкция 4\
Давайте разбираться.
Рисунок А – это космические планы. Самый низший из них это космический пракритический план.
«Говоря только о самом низшем, Земном (впоследствии было решено назвать этот план Пракритическим), - он делится на семь планов, а те опять на семь, составляя, таким образом, сорок девять». \Т.Д., том 3, Приложение, Космическое сознание.\
Смотрите что получается. Космический пакритический план делится на семь планов, которые являются его семью подпланами. Эти семь планов называются семью пракритическими планами и изображены на рисунке Б.
Обратите внимание на эту цитату.
«Рисунок В, микрокосмические, или человеческие, состояния сознания. Этот рисунок представляет человеческое сознание, которое может быть на любом из планов или подпланов Пракрити. Названия являют собой соответствия так называемых человеческих принципов с пракритическим и макрокосмическим состояниями сознания». \Блаватская Е.П. - Инструкции для учеников. Инструкция 4\
На рисунке В изображены не планы, а состояния сознания человека. Эти состояния сознания человека располагаются на пракритических планах и подпланах. Каждый из семи пракритических планов делится на семь подпланов и в итоге мы получаем сорок девять пракритических подпланов.
В Т.Д. том 3, Приложение, Астральный эти три рисунка изображены вот так.

Неизвестный пока автор в журнале «Теософ» за январь 1900 г. размещает состояния сознания на семи пракритическх планах и получает вот такую схему.

Правда он нзывает эти семь пракритических плана терминами взятыми из индуизма.
Тибетец в «Трактате о Космическом Огне» А. Бейли на стр. 344 дает по сути ту же схему только названия планов привязывает к состояниям сознания человека. Полюбуйтесь!

Таким образом, все: «Инструкции для учеников», Т.Д. том 3, схема из журнала «Теософ» и схема из «Трактата о Космическом Огне» А. Бейли вполне стыкуются.