Следуя советам Е.П. Блаватской, была предпринята попытка систематизировать информацию полученную, из теософских и не теософских источников. По мере поступления новой информации и ее анализа эта система не раз претерпевала изменения, и надеюсь этот ее вариант не последний.
«Читатель должен иметь в виду, что Станцы трактуют только о космогонии нашей планетной системы и о видимом вокруг нее после Солнечной Пралайи. Тайные Учения, касающиеся эволюции всего Космоса, не могут быть выданы, ибо они не будут поняты даже величайшими умами настоящего века; и лишь немногим Посвященным, даже среди высочайших, разрешаются рассуждения по этому предмету». \Пролог. Т.Д.\
Всего солнечных систем должно быть семь из них три главные. Из трех главных наша система вторая. Время между двумя системами называется Солнечной Пралайей. Это означает, что семь системных планов или семь подпланов физического космического плана отсутствуют. То есть физический космический план продолжает свое существование, но воплощения на нем не происходят. Все единицы, которые должны будут воплощаться на будущих системных планах, находятся в не дифференцированном состоянии в Абстрактном Пространстве, которое не имеет времени. Солнечный Логос продолжает работать на остальных космических планах: астральном, манасическом, буддхическом, атмическом, монадическом и ади.
Хотя тайные Учения, касающиеся эволюции всего Космоса, не выдаются, тем не менее, необходимость общего представления об окружающем нас Космосе существует. Используя существующую информацию, закон Аналогии и простую логику, можно хотя бы в общих чертах описать эволюцию Космоса в виде теоретической системы. Эта теоретическая система, конечно же, будет сильно упрощенной, а значит сильно искаженной, но, тем не менее, это будет хоть что-то. В основе теоретической системы должны лежать термины и их определения. Желательно, что бы теоретическая система описывала какое-либо движение, причем циклическое. Обращаю Ваше внимание на то, что определение того или иного термина должно базироваться на «выше» стоящие термины. Один единственный термин, который может не иметь определение – это Единая, Абсолютная Действительность. Это своеобразная точка отсчета.
«… Следует помнить, что изучение оккультизма происходит от всеобщего к частностям, а не наоборот, как поступает наука. Так как Платон был посвященным, то весьма естественно, он пользовался первым методом, тогда как Аристотель, который никогда не был посвященным, насмехался над своим учителем и, разработав свою собственную систему, оставил ее как наследство, которое затем было принято и улучшено Бэконом. Правдивый афоризм герметической мудрости – «Как на верху, так и внизу» - приложим ко всем эзотерическим наставлениям; но мы должны начинать с верхнего; мы должны выучить формулу, прежде чем суммировать серии». \Т.Д., том 3, Статья 3, «Замечание по поводу предыдущих статей»\
Вот и последуем этому совету.
Хочу попытаться систематизировать только информацию, полученную в Прологе Т.Д. и если не получится, то использовать информацию из других текстов Е.П.Б.. Систематизация будет заключаться в попытке развернуть Единую Абсолютную Действительность до индивидуального сознания. Каждая ступень развертывания должна быть подкреплена цитатами только из текстов Е.П.Б.. Каждый термин должен иметь только метафизическое определение. Каждая ниже лежащая ступень должна исходить и быть логическим продолжением выше стоящей.
«Итак, Тайная Доктрина устанавливает три фундаментальные, основные положения:
I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли и, согласно словам Mândûkya - "Немыслим и Несказуем".
Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в "Бессознательном" и в "Непознаваемом" современной европейской философией, является "Бескорним Корнем" всего, что было, есть или когда-либо будет". Она, конечно лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие - Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение». \Пролог. Т.Д.\
«Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны - Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны - Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица». \Пролог. Т.Д.\
С моей точки зрения Е.П.Б. рассматривает Единую Абсолютную Действительность (Е.А.Д.) как Нечто, имеющее свое определенное «место» нахождения, которое определяет как аспект Абсолютное Абстрактное Пространство (А.А.П.). Е.П.Б. как сознание, находящееся в Пространстве, рассматривает Единую Абсолютную Действительность (Е.А.Д.) как Нечто, которое то же должно где то находиться. Человек как сознание может находиться в этом Пространстве или в другом, каком либо Пространстве. То есть Человек сам по себе, а Пространство само по себе. Другое дело Абсолютное Абстрактное Пространство (А.А.П.), которое является аспектом Е.А.Д.. А.А.П., так же как и Е.А.Д. есть Нечто, которое даже сравнивать с обычным Пространством нельзя.
Кроме того Е.А.Д. как Нечто находится в процессе развития, которое определяется как аспект Абсолютное Абстрактное Движение (А.А.Д.) Е.П.Б. утверждает, что этот процесс развития идет через развитие сознания. Термин «Великое Дыхание» означает выход и возврат некоторых типов Энергий. Таким образом, Е.А.Д. – это вечное развитие, которое достигается за счет выхода и возврата некоторых типов Энергии.
«Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.
Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного». \Пролог. Т.Д.\
Смотрите, что далее делает Е.П.Б., а она берет за основу дальнейших рассуждений двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи. И тащит это противоположение аж на самый «верх».
«Если рассматривать эту метафизическую триаду как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разумом в обширной задаче космической Эволюции. С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы.
Как Пре-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации». \Пролог. Т.Д.\
«МУЛАПРАКРИТИ (санскр.). Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип – недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально - «корень Природы» (Пракрити) или Материи». \Т.С.\
Смотрите если с другой стороны Пре-Космическая Корень-Субстанция, то с одной стороны получается Пре-Космическая Мысле-основа. В результате имеем то, что Е.А.Д. как Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы (с одной стороны) и Пре-Космической Корень-Субстанции (с другой стороны) как энергии, которые исходят из Е.А.Д. и возвращаются обратно (смотри схему 3).

Пре-Космическая Мысле-основа плюс Пре-Космическая Корень-Субстанция и получается Первый Логос.
«Следующий перечень даст читателю более ясное представление:
1) АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, "Сат", являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
2) Первый Логос: Безличный, и в философии - Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть "Первопричина", "Бессознательное" европейских пантеистов». \Пролог. Т.Д.\
Из Пре-Космической Мысле-основы исходит то, что становится Разумом, руководящим космической Эволюцией и то, что становится в последующем развертывании индивидуальным сознанием.
Разум, руководящий космической Эволюцией плюс Всемирный Дух, Пуруша, Жизнь плюс Космическая субстанция, Пракрити и мы имеем Второй Логос.
«3) Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; "Всемирный Дух", Пуруша и Пракрити». \Пролог. Т.Д.\
«ПРАНА (санскр.). Жизненный Принцип или дыхание Жизни». \Т.С.\
«ПРАКРИТИ (санскр.). Природа вообще, в противоположность Пуруше – духовной природе или Духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества». (Т.Д., 1, 197) \Теософский словарь. Е.П.Б.\
Обратите внимание на термин «Дух-Материя». Похоже, Е.П.Б. объединяет «Всемирный Дух», Жизнь, Пурушу с Космической субстанцией и Пракрити. При этом оставляет за «бортом» Разум, руководящий космической Эволюцией.
И так мы подошли к проявленному Третьему Логосу.
«4) Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи». \Пролог. Т.Д.\
Разум, руководящий космической Эволюцией, плюс Космическая Мысле-основа или Дух, Космическая Всемирная Душа плюс Материя, Космическая субстанция в проявлении, Природа - все вместе составляют Третий Логос.
«Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы проявиться, как индивидуальное Сознание, ибо сознание развивается, как "Я есмь Я", только через проводника (упадхи) материи, физическое основание, необходимое для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти». \Пролог. Т.Д.\
«Так от Духа или Космической Мысле-основы происходит наше Сознание; от Космической Субстанции те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает до самоосознания - или размышляющего – сознания». \Пролог. Т.Д.\
Далее от Духа наше индивидуальное Сознание или Субъект, а от Природы Объект или Проводник.
Смотрите одна логическая цепочка складывается: Пре-Космическая Корень Субстанция, Мулапракрити – Космическая Субстанция, Пракрити – Природа, Материя – Проводник, Объект. Вторая цепочка формально есть: Пре-Космическая Мысле-основа – Всемирный Дух, Пуруша, Жизнь – Космическая Мысле-основа, Дух, Всемирная Душа – Индивидуальное сознание, Субъект, но у нее логически не стыкуются первая ступень (Пре-Космическая Мысле-основа) со второй ступенью (Всемирный Дух, Пуруша, Жизнь). Более того Махат как Разум по его многочисленным определениям не стыкуется с Разумом, руководящим космической Эволюцией. Махат по одному определению стыкуется с Субстанцией, а по другому определению с Сознанием. Все это говорит не в пользу этой теоретической системы.
Здесь как мы видим Дух (или Сознание) или Космическая Мысле-основа противопоставляется Материи или Космической Субстанции.
А теперь самое интересное:
"Точно так же стоят в отношении один другого Дух и Материя, – два полюса одной и той же однородной Субстанции, Коренного Принципа Вселенной". Блаватская Е.П. – «Тайная Доктрина» т.1, ст. VII, шл.5.
«…хотя наши учения утверждают тождество духа и материи, и хотя мы говорим, что дух есть потенциальная материя, а материя — просто кристаллизованный дух (подобно тому, как лед — это затвердевший водяной пар), всё же изначальное и вечное состояние всего есть не дух, а так сказать, мета-дух (а видимая и твердая материя является лишь его периодическим проявлением); кроме того, мы утверждаем, что термин "дух" применим только к истинной индивидуальности».
Источник: Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, II
«Появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свой эволюционный путь в противоположных направлениях – Дух постепенно падает в Материю, а Материя восходит к своему первоначальному состоянию, т.е. к чисто духовной субстанции. Оба неразлучны, и, тем не менее, всегда разлучены: два полюса одной и той же однородной Субстанции, Коренного Принципа Вселенной».
Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ст.7 шл.5
«ОТЕЦ-МАТЬ ТКЁТ ТКАНЬ, ВЕРХНИЙ КОНЕЦ КОТОРОЙ ПРИКРЕПЛЁН К ДУХУ (пуруша), СВЕТУ ЕДИНОЙ ТЕМНОТЫ, А НИЗШИЙ — К МАТЕРИИ (пракрити), ЕГО (духа) ТЕНЕВОМУ КРАЮ; И ЭТА ТКАНЬ — ВСЕЛЕННАЯ, СОТКАННАЯ ИЗ ДВУХ СУБСТАНЦИЙ, СДЕЛАННЫХ ОДНОЙ, КОТОРАЯ ЕСТЬ СВАБХАВАТ». \ Т.Д., Том 1, Часть 1, Станца 3, Шлока 10.\
Хочу обратить Ваше внимание на то, что Дух и Материя относятся к субстанции (единицам), причем Материя это тоже Дух только на теневом своем крае.
Смотрите, что получается. Субстанция как Дух при воплощении получает форму, состоящую из субстанции или Материи. Разница между Субстанцией и субстанцией только в уровне развития. И это противоположение возможно только при воплощении и даже в этом случае они все равно остаются Субстанцией.
Следовательно, Пре-Космическая Мыле-основа не может быть одновременно корнем индивидуального Сознания и Разумом, руководящим космической Эволюцией. Сознание или Дух относятся к Субстанции.
С моей точки зрения термин «Пре-Космическая Мысле-основа» и ее логическое продолжение термин «Космическая Мысле-основа» нужно убрать. Оставить нужно термин «Разум, руководящий космической Эволюцией», а Дух (или Сознание) нужно отнести к Субстанции. Если Дух (или Сознание) и Материя относятся к Космической Субстанции, то их корнем должна быть Пре-Космическая Корень Субстанция (Мулапракрити), а не Пре-Космическая Мысле-основа. Таким образом разделение будет выглядеть так: с одной стороны Разум, руководящий космической Эволюцией, а с другой стороны Пре-Космическая Корень Субстанция (Мулапракрити). Более того я предпочитаю вместо термина «Субстанция» использовать термин «Единицы».
Пролог Т.Д. содержит уникальную информацию о том, что представляет собой Космос вообще. В то время как Станцы рассказывают всего лишь о возрождении Солнечной системы после Солнечной пралайи на семи системных планах.
Подобной информации нет ни у Безант, ни у Бейли, ни у других авторов. Поэтому я постараюсь головную часть взять в Прологе Т.Д., а остальное постараюсь достроить, используя информацию из различных источников.
«Итак, Тайная Доктрина устанавливает три фундаментальные, основные положения:
I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли и, согласно словам Mândûkya - "Немыслим и Несказуем".
Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в "Бессознательном" и в "Непознаваемом" современной европейской философией, является "Бескорним Корнем" всего, что было, есть или когда-либо будет". Она, конечно лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие - Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение». \Пролог. Т.Д.\
«Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны - Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны - Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица». \Пролог. Т.Д.\
С моей точки зрения Е.П.Б. рассматривает Единую Абсолютную Действительность (Е.А.Д.) как Нечто, имеющее свое определенное «место» нахождения, которое определяет как аспект Абсолютное Абстрактное Пространство (А.А.П.). Кроме того Е.А.Д. как Нечто находится в процессе развития, которое определяется как аспект Абсолютное Абстрактное Движение (А.А.Д.) Е.П.Б. утверждает, что этот процесс развития идет через развитие сознания. Вот здесь наши дорожки с Е.П.Б. расходятся. Она здесь берет за основу противоположение Духа и Материи и тащит его на верх до противоположения между Пре-Космической Мысле-основой и Пре-Космической Корень-Субстанцией. С моей точки зрения за основу нужно брать процесс развития и процесс развертывания. Е.А.Д. принимает характер Единой Реальности или Универсальной Энергии.
Единая Реальность (Универсальная Энергия) – это Е.А.Д., представленная в виде Энергии.
Универсальная Энергия имеет три аспекта: Энергия, руководящая развертыванием и космической Эволюцией, Энергия Развертывания, Развертывающаяся и Развивающаяся Энергия. Из Универсальной Энергии исходят «частички» энергии или единицы. То есть происходит индивидуализация. Вся совокупность единиц есть Развивающаяся и Развертывающаяся Энергия. Процесс отделения единиц и их обратное возвращение называется Великим Дыханием. Единицы как индивидуальные «частички» энергии могут находиться в одном из трех состояний: не дифференцированном, дифференцированном и в Мирах. Единицы, в свою очередь, развиваются через свое отражение в формы (состояние воплощения). Это отражение называется индивидуальное сознание. Формы создаются единицами из единиц и для единиц. Энергия Развертывания обеспечивает развертывание и развитие единиц всем необходимым: Пространством, различными Законами как различными Энергиями. Энергия, руководящая развертыванием и космической Эволюцией, руководит всеми энергиями развертывания, а так же развитием и развертыванием Единиц (смотри схему 2).

Здесь самое главное заключается в том, что Энергия, руководящая развертыванием и космической Эволюцией, Энергия Развертывания и Развертывающаяся и Развивающаяся Энергия это все Универсальная Энергия. И ОНА была разделена и определена на Три Энергии потому, что выполняет три разные функции.
«Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении». \Пролог. Т.Д.\
Было бы логичней рассматривать Великое Дыхание как относящееся к Единой Реальности или Универсальной Энергии, а не к Е.А.Д..
Если рассматривать Великое Дыхание применительно к единицам, то оно должно означать всеобщий выход всех единиц, а затем всеобщий возврат всех единиц. Но на этом высочайшем уровне это навряд ли возможно. Скорее всего, происходит постоянный процесс образования единиц и после их полного развития постоянный процесс их возврата. Я допускаю, и такой вариант, когда группа единиц организованно исходи и после полного развития вся полностью организованно возвращается. В этом случае термин «Великое Дыхание» полностью себя оправдывает.
«Для того чтобы полностью и правильно понять эту глубокую метафизическую доктрину, следует тщательно усвоить ту идею, которую я напрасно старалась внушить всем теософам, а именно: ту великую аксиоматическую истину, что единственная вечная живая Реальность есть то, что индусы называют Параматма и Парабрахман. Это - единая всегда существующая Коренная Сущность, неизменная и не познаваемая для наших физических чувств, но явная и ясно ощутимая для нашей духовной природы. Если проникнуться этой основной идеей и дальнейшей концепцией, что ели Она вездесущая, всеобъемлющая и вечная, подобно самому абстрактному Пространству, то мы должны были эманировать из Нее и когда-нибудь должны возвратиться в Нее, - то все остальное усвоить легко». \Т.Д., том 3, статья 3, «Об экзотерических «маскировках» и «смерти души»\
«Тайная Доктрина указывает как на самоочевидный факт, что человечество, коллективно и индивидуально, со всею проявленною Природою является носителем (a) Дыхания Единого Всемирного Принципа в его первичной дифференциации; и (b) бесчисленных «дыханий», исходящих от этого Единого Дыхания в его вторичных и дальнейших дифференциациях, так как Природа с ее многими «человечествами» продвигается в нисходящем порядке к планам, все возрастающим в своей материальности. Первичное Дыхание оживотворяет высшие Иерархии; вторичное – более низкие на постоянно нисходящих планах.» \ Т.Д., том 2, часть 2, отдел 4, С.\
Схема 2 не противоречит этой цитате так как она утверждает, что (а) человечество и вся Природа как совокупность Единиц действительно являются одной из первых дифференциаций Единой Реальности; и (б) Единицы как бесчисленные «дыхания» исходят из Единой Реальности, символом которой является Великое Дыхание.
Единая Абсолютная Действительность (Е.А.Д.) в моем представлении это просто Точка Отсчета. Е.А.Д. конечно же не проектирует, не строит формы, не создает планы, но утверждать, что Она не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему, нельзя.