Вообще чакры конечно стоит рассматривать в целостной системе, а не как отдельное явление, тогда возможно они будут выглядеть более правдоподобно, а ни как некое допущение или выдумка древних мистиков, просто для заполнения пробелов в каком-то знании.
Информации об этом много, но вся она представлена в разрозненном виде, и вот хотелось бы её конечно хоть как-то систематизировать и перевести на современный, пусть даже околонаучный язык и хоть как-то хотя бы попробовать представить, что же нам хотели сказать древние философы, если они в это на самом деле что-то вкладывали. Зайду прям совсем-совсем уж издалека, просто так будет гораздо удобнее рассматривать данный вопрос, заодно и ещё ряд вопросов затрону из других тем, чтобы не распылятся.
Для начала стоит упомянуть, что чакры это всё таки центры в тонком теле (не в грубом), ну а что же такое тонкое тело и как оно может выглядеть? В некоторых санскритских текстах зачастую тонкое тело (микрокосм) называют - "пИнда" (маленький комочек, шар), которая символически представляется как шарообразный комочек варёного риса и в ритуалах подношения предкам, это блюдо играет важную роль. Считается, что пинда формирует грубое тело (бхута-пинду) при следующем воплощении, с чем и связаны ритуалы подношения этих символических шариков, чтобы как бы символически помочь предкам проще пройти этап нового воплощения (уплотнения) из тонкого мира в этот. Вот пример того, как выглядит этот рисовый комочек:

В Яджур-веде есть такое выражение, что "Какова пинда (микрокосм), такова и Брахманда (макрокосм), а какова Брахманда, такова и пинда" (звучит как "Ятха пинде, татха брахманде, ятха брахманде, татха пинде"), таким образом в ведических текстах показывается подобие пинды и Брахманды, понятно конечно, что не буквальное тождество, но Брахманда, поскольку она возникла раньше, представляется как макрокосмический гигантский праобраз пинды, а она в свою очередь, как некое микрокосмическое подобие Брахма-анды (Яйцо Брахмы). В некоторых текстах есть ещё одно название для микрокосма это Кшудра-Брахманда (мельчайшее/крошечное яйцо Брахмы), а макрокосмический эквивалент называется Пара-пинда (Высшая пинда).
Это пересекается с известным герметическим принципом "как вверху, так и внизу" или "Законом аналогии". Как микрокосм сравнивался с небольшим комочком риса, так и название для макрокосма, именно как "Яйцо Брахмы" тоже не случайно, поскольку философы древности обычно пытались передать суть какого-то сложного явления используя принцип аналогии, когда для образности например энергия или движущая сила сравнивается с ветром (вайю) или змеёй, а в целом с первичным воздухом (пра-ана), так и яйцо (анда), как простейшая природная форма, должна была отражать базовое устройство Мира.
Так в разрезе выглядит обычное яйцо птицы:

Какие же особенности можно выделить в его строении, во-первых оно имеет округлую или овальную форму, островатую с одной стороны и немного сплюснутую с другой, причём видно, что там, где сторона немного сплюснута, есть воздушный мешочек, который как бы немного вдавливает внутреннее пространство яйца, после чего начинаются переплетённые между собой канатики или нити, между которых располагается желтковая масса.
Именно такая форма яйца с таким характерным строением в природе не случайна, в том смысле, что внутри имеются скрученные элементы, выпуклая и вогнутые части, а в центре некая сердцевина, если посмотреть на другие простейшие природные формы, то можно заметить в них определённое сходство, пусть не во всех элементах, но в большинстве из них.
Вот для примера яблоко в разрезе:
Также как и в яйце, там где у него воздушный кармашек под скорлупой, который как бы вдавливает содержимое яйца к центру, у яблока можно наблюдать втянутую во внутрь часть, которая называется воронка, там где у него остатки стебля в виде сухого хвостика, а с противоположной стороны у него наблюдается более выпуклая часть с остатками соцветия и сухими тычинками. В центре находится сердцевина с семенами, а в желтке яйца вместо семян там маленький зародышевый диск, но если в яйце чётко обозначены скрученные канатики, в плодах таких явных скрученных образований не видно, но тем не менее некие тянущиеся волокна от краёв к сердцевине всё же прослеживаются.
Важным тут является не само внутреннее устройство этих природных объектов, хотя это тоже важно, а именно характерная их форма, почему она именно такая, втянутая и сплюснутая с одной стороны, и слегка выпуклая с другой и почему и в том и в другом случае наблюдается центральная связь в виде нитей через всю эту форму, но прежде чем об этом сказать, нужно хотя бы краем затронуть такое научное направление как "Киматика" (от греч. волна), поскольку только принципы лежащие в её основе могли бы внятно объяснить почему те или иные природные объекты имеют ту или иную форму.
Об истории возникновения рассказывать не буду, чтобы не раздувать пост, кому интересно почитаете, но суть её в том, что если на какую-то поверхность (например металлическую пластину) рассыпать мелкий сыпучий материал (песок или мелкие зёрнышки) и создать на этой поверхности вибрацию, которая будет иметь форму стоячей волны, то этот сыпучий материал своими частичками будет выстраиваться строго по силовым линиям этой стоячей волны. Изменяя частоту вибрации и как следствие форму стоячей волны, будет изменятся и киматический рисунок, создаваемый мелкими частичками, выстроенными по этим силовым линиям.
Иллюстраций в интернете полно, но вот из такого явного понравилось вот это изображение, где реальный киматический рисунок из мелких песчинок своей формой очень похож на форму орнамента панциря черепахи:
А вот этот реальный киматический рисунок только уже на поверхности жидкости, очень напоминает соцветие подсолнуха:
И в том и в другом случае это не фотошоп, рисунок создаётся силовыми линиями стоячей волны, когда через среду пропускают вибрацию определённой частоты, на втором рисунке видно как некое подобие семечек подсолнуха создаётся множественным пересечением концентрических силовых линий.
Ну так вот, вернёмся к нашему яблоку, исходя из принципов киматики, его форма также обусловлена волной, но если в сложных формах, она имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, не поддающуюся геометрическим обозначениям, то в более простых формах она геометрически близка по форме к тору или тороиду. В принципе любой природный (не искусственный) объект имеет вокруг себя поле тороидальной формы, внутренняя структура которого может быть более или менее сложной, и которая будет отражать внутреннюю и внешнюю структуру объекта.
Поле это подвижно, т.е. энергия циклично течёт по силовым линиям заходя с одной стороны тороида, проходит через его центральную ось и выходит с другой стороны, возвращаясь по поверхности тора в начало цикла, т.е. туда, куда она и входит в тор. В случае с яйцом силовые линии его тороидальной волны входят с той стороны яйца, где у него находится воздушный кармашек, что и выглядит как некое всасывание или втягивание внутрь его содержимого с образованием воздушного пузыря, а выходят они с той стороны, где у яйца имеется слегка заострённое место. Очень показательны скрученные канатики внутри яйца, поскольку они киматически показывают, как силовые линии закручиваются внутри тора, у яблока таких закручиваний не видно, но и внутренняя структура у него плотнее, и всё-таки тянущиеся к сердцевине нити чётко прослеживаются.
Место, где в яблоко входят силовые линии также обозначено впадиной, куда ранее входил стебель соцветия, далее они проходят через сердцевину, формируя его внутреннюю структуру и выходят в более выпуклой части, где находятся сухие остатки соцветия, подобная циркуляция напрямую обуславливает и рост самого плода.
С формой яйца или плода вроде бы разобрались, теперь перейдём к цветку, ведь плод возникает из лона цветка и тут теперь можно рассмотреть историю появления Брахмы, ведь по индуистским воззрениям Брахма появился из цветка лотоса, который вырос из "пупа Вишну". Вишну в пуранах имеет эпитет Махакалы (Великого Времени), т.е. символически отождествляет бесконечные циклы творения и растворения Мира. Вот из его пупа и вырастает цветок лотоса, из которого в свою очередь и появляется саморожденный и перворожденный Брахма (Бог Творец).
Почему именно из цветка лотоса, древние мистики в текстах не уточняют, но концепция цветка очень напоминает современные научные схемы начального формирования Вселенной:
"Брахма, рожденный из цветка лотоса, обвел взглядом весь космос, и у него появилось четыре головы, смотревшие в четыре стороны. Брахма не мог полностью понять творение, лотос и себя. В конце тысячелетия воздух опустошения начал двигать воду и лотос в великом водовороте. Брахма вопрошал: “Кто я, откуда вырос лотос? Должно быть что-то внизу, а то, из чего вырос лотос, наверное, находится в воде? Брахма вошел в воду через канал в стебле лотоса и дошел до пупа Вишну, но не смог обнаружить корень." (Бхагавата-пурана 3:8)
По другой пуранической версии Вишну посеял своё семя в космических водах, из которого появилось "золотое яйцо", а из него родился Брахма, как Хиранья-гарбха (Золотой зародыш), после чего части яйца расширились и превратились во Вселенную, которая и стала называться Брахма-андой (Яйцом Брахмы).
Какой же может быть тонкая структура этого космического яйца, и есть ли у него какие-нибудь волокна или нити? Да, современные учёные космологи наблюдая за распределениями галактик составили такую вот компьютерную модель, которая напоминает сеть или паутину, в которой галактики располагаются в узлах и силовых линиях этой космической паутины, в буддийских сутрах она называется "жемчужная сеть Индры":
Подобно макрокосмической Брахманде, микрокосмическое яйцо (кшудра-брахманда, пинда), также опутана сетью/паутиной тонких каналов (нади), но если в узлах макрокосмического Яйца располагаются галактики и их скопления, то узлы и пересечения сети тонких каналов микрокосмического (аурического) яйца представляют из себя лотосы или чакры.
Они называются чакры (колёса, диски), потому что энергия течёт по этим силовым нитям, циркулируя и закручиваясь по спирали, подобно тому как галактики вращаются в узлах силовых нитей космоса. У тонкого тела, как и у лотоса Брахмы также есть свой стебель, это центральная главная нить "сушумна" (центральный канал), вокруг которой обвиваются две другие главные нити "ида" (левый канал) и "пингала" (правый канал), они переплетаются вокруг центрального канала, как канатики внутри яйца (см. рисунок в начале). От этих трёх каналов исходят и приходят все остальные нити, которых насчитывается по одной из версий 72 000 (в Хатха-йога-прадипике), по другой их 350 000 (Шива-самхита), конечно не суть важно сколько их точно, но вот например полное количество и дневных и ночных кальп в веке Брахмы как раз 72 000, возможно отсюда и такая цифра. Основных чакр выделяют, что-то около 114, если не ошибаюсь (из них 108 особо), а также насчитывается огромное множество малых чакр (мармы), которые находятся в каждом узле на пересечении силовых нитей друг с другом.
Теперь осталось выяснить как чакральная модель вписывается в концепцию подобия пинды и Брахманды. Представляя тонкое тело (оно же аурическое яйцо), как тороидальную форму, можно сразу обозначить где точно располагается первая и последняя из семи чакр, это низ и верх тороида, соответственно муладхара и сахасрара. У каждой чакры есть "адхара" (основание), которое берёт начало от главных каналов и "кшетрам" (поле лотоса с лепестками), которое располагается ближе к поверхности, считается, что из всех чакр у муладхары нет кшетрама (поля лепестков), и она сама вся целиком есть адхара (основание), поскольку это то место, куда энергия входит в аурическое яйцо, и дальше следует по главным каналам, и вся эта нижняя воронка тороида, в которую затягивает энергию это и есть муладхара, т.е. это как бы условно "обратный" лотос, а на самом деле место входа энергии в тонкое тело.
Соответственно сахасрара, это место в тороиде, откуда энергия выходит, проходя через главные каналы, поэтому и считается, что она как бы особняком отстоит относительно других чакр и как бы не находится в теле, а располагается над головой, остальные же чакры соотносятся с телом, проявляя себя через различные его области и центры. Всё это символически изображается подобными рисунками, коих огромное множество в интернете:
На этом изображении показаны связанные адхары (основания) и кшетрамы (поля лепестков) лотосов тонкого тела, как бы спроецированные на грубое тело, в местах где они находят своё проявление в виде ощущений и влияния на внутренние органы и железы. На самом деле подобные образования находятся именно в тороиде аурического яйца, как взаимодействия энергии, протекающей по силовым нитям ткани тонкого тела.
Теперь я думаю понятно почему сахасрару называют тысячелепестковым лотосом, который раскинул свои множественные лепестки, накрывая ими сверху всё тело, поскольку если посмотреть на тор сверху, как раз множественные пересечения силовых линий, вращающейся по спирали энергии, будут давать такую картину, что человек с творческим абстрактным мышлением, коими несомненно были древние мистики и философы непременно поэтически сравнили бы это видение с цветком.
p.s. Поскольку основу поста составляют иллюстрации, без которых текст потеряет весь смысл, на всякий случай размещаю ссылку на pdf-файл в яндекс-диске, если по какой-то причине слетят картинки, смотрите там:
https://yadi.sk/i/WUfRIO2Le23FgA