Коментарий Раши на Ваикра 16.8 (Левит)
И возложит Аарон на обоих козлов жребии: один жребий – "Господу", и один жребий – "Азазэль".
עזאזל АЗАЗЭЛЬ - (Слово используется как соединение עזז «сильный» и אל «могучий»). Это была обрывистая и кремнистая скала - высокий пик, ибо сказано (ст. 22) «[и козел понесет на нем беззакония свои в] ר)» ארץ גזרה означает резать) - в скалистую землю (Йома 67б).
Гмара. Трактат Йома 37а
13. Мишна продолжает: И там на востоке двора был участок, и на нем было два жребия. В отношении этого стиха мудрецы учили следующему в Барайте: «И пусть Аарон поставит жребий на двух козлов: один жребий Богу, а другой Азазэлю» (Левит 16: 8). Участки - это общий термин; они могут быть изготовлены из любого материала, поскольку Тора не указывает материал, из которого они сделаны.
Гмара. Трактат Йома 67b
Часть комментария к 6
6. Азазэль интерпретируется как азаз-эль, а термин эль означает что-то грубое и жесткое.
Комментарий к 7
7. Школа раввина Ишмаэля учила: Азазэль так называется, потому что он искупает действия Уззы и Азаэля. Это имена «сынов Божьих», которые согрешили с «дочерьми человеческими» (Берешит 6: 2) и тем самым заставили мир грешить во время зарождения Потопа.
Комментарий Раши к трактату Йома 67b:7
Узза и Азаэль - ангелы разрушения, сошедшие на землю во дни Наамы, сестры Тувалкаина, и о которых говорится, и сыны Божьи увидили дочерей человеческих (Берешит 6: 2), то есть, про кровосмешение
Комментарий Рамбана к Ваикра 16:8
И ДРУГОЙ УЧАСТОК ДЛЯ АЗАЗЭЛЯ. «Это была высокая гора - как говорят, обрывистая вершина, отрезанная от земли»50. Это язык Раши. И в Торат Коаним [сказали раввины]:51 «За Азазэля. Это означает «самое трудное» место в горах. Я могу подумать, что это относится к населенному пункту. Писание поэтому говорит в пустыню52. Откуда мы знаем, что это крутой пик? Потому что Писание говорит: земле отсеченной»50. Соответственно, значение слова а'азэль -«трудное» место [корень слова азазэль - аз - сильный] с буквой za’yin удвоился, как и «izuz» (сильный) и могучий.
Рабби Авраам ибн Эзра писал: «Сказал рав Шмуэль:54» Хотя [только] в отношении козла, жертва за грех написано [прямо], что он был для Вечного,55 коза, которая была послана прочь [к Азазелю] тоже была для Вечного». Но в этом [комментарии] нет необходимости. Ибо отосланная коза не была «жертвой»56, так как ее не забивали. Теперь, если вы сможете понять секрет слова, следующего за «Азазэль»,57, то вы узнаете его секрет [Азазэль] и секрет его имени 58, поскольку у него есть компаньоны в Писании59. И я открою вам часть этого слова, секрет за подсказкой: когда тебе будет тридцать три года, ты поймешь это». [Таковы слова Ибн Эзры]. Теперь о рабби Аврааме ибн Эзре можно сказать, что тот, кто принадлежит к верному духу, скрывает что-то 61, и я не буду рассказчиком, который откроет его тайну 62, поскольку наши раввины благословенной памяти уже открывали ее во многих местах. Так они сказали в Берешит Раба: 63 «И саир 64 возьмется за него», 65 это ссылка на Эсава, как сказано: "вот, Эсав, брат мой, есть человек, который есть саир (волосатый)". 66 Все 'avonothtam' (их беззакония), 65 [читать]: 'avonoth tam'(грехи того, кто был назван 'tam', 'честным человеком '), как сказано, и Иаков был человеком 'tam' ("непорочным")»67. Более четко это объясняется в главах великого раввина Элиэзера: 68 «Причина, по которой 69 они преподнесли Саммаэлю [то есть Сатане] примирительный дар в День искупления, заключалась в том, чтобы он не аннулировал [действие] их жертв, как говорится, один жребий для Вечного, а другой жребий Азазэля, жребия Святого, благословенного Им, в жертву всесожжения,70 и жребия Азазэля, который будет козлом греха, несущим на себе все беззакония Израиля, как сказано: козел понесет на нем все беззакония их.71 Когда Саммаэль увидел, что он не может найти греха в День искупления среди них [сынов Израилевых], он сказал Святому, благословленному Им: «Владыка всех миров! У тебя есть один народ на земле, который можно сравнить с ангелами-служителями на небесах. Как ангелы-служители босиком, так и израильтяне босиком [то есть не носят кожаной обуви] в День искупления. Как ангелы-служители не едят и не пьют, так и в Израиле нет еды и питья в День искупления. Как у служащих ангелов нет суставов [в ногах, и поэтому они не могут ни сесть, ни лечь], так и израильтяне стоят на ногах в День искупления72. Как мир среди служащих ангелов, так израильтяне приносят мир между собой в День искупления. Как ангелы-служители свободны от всякого греха, так и израильтяне свободны от всякого греха в День искупления''. И Святой, благословен Он, слышит свидетельство об Израиле от их обвинителя и искупает жертвенник и для Святилища, и для священников, и для всего народа собрания, 73 как сказано: "И очистит Святое Святых" и т. д. 73 Таков язык этой Агады (предания) в которой раввины сообщили нам о его имени [т.е. Саммаэль] и характере его деяний.
Вот в чем секрет. Они поклонялись «другим богам», а именно ангелам, принося им подношения со сладким благоуханием, подобно тому, как сказано, "и ставила ты перед ними елей Мой и благовония Мои. И хлеб Мой который Я дал тебе, лучшую пшеничную муку, и масло и мед, которыми Я питал тебя, и ты отдавала это им в благоухание приятное, и так оно и было", говорит Вечный Б-г.74 Вы должны созерцать священный текст в том виде, в каком он написан и [также] как [он читается в соответствии с] масоретской традицией75. Теперь Тора категорически запрещает принимать их как божества или поклоняться им любым способом. Однако Святой, да будет Он благословен, повелел нам, чтобы в День искупления мы выпустили козла в пустыню тому «князю» [силе], который правит пустошами, и этот [козел] подходит для этого, потому что он его хозяин, а разрушение и опустошение исходят от этой силы, которая, в свою очередь, является причиной звездного меча, войн, ссор, ран, бедствий, разделения и разрушения. Короче говоря, это дух сферы Марса, и его доля среди народов - Эсав [Рим], народ, унаследовавший меч и войны, а среди животных [его часть состоит из] волосатых (демонов) и козлов.
Комментарий Рабейну Бахья к Берешит 4:22
"А сестрой Тувалкаина была Наама". Берешит Раба 23,4 утверждает, что Наама стала женой Ноаха. Утверждается, что Тора называет ее Наама, чтобы отразить ее прекрасный нрав, ее добрые дела.
Существует другая традиция (сравните Зоар Хадаш Мидраш Ха-Неелам 19,2), которая утверждает, что Наама была женой демона Асмадона, если демоны Асмодея и другие были рождены ею. У нас есть традиция, что четыре женщины (сравните Нахманидов) стали матерями демонов. Это были Лилит, Наама, Играт и Махалафа. У каждого из них есть целые лагеря последователей, и от всех исходит духовно отрицательная аура.